Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова.

  • DIALOGUE BETWEEN RELIGIONS AND CULTURES AS A CONSOLIDATING BASIS FOR SOCIETY IN THE FIGHT AGAINST EXTREMISM AND TERRORISM. Ramidin Sidredinovich Abudragimov

  • List of used literature

  • Абдурагимов Р. С. Диалог религий в борьбе с терроризмом и экстре. Диалог религий и культур как консолидирующая основа общества в борьбе против экстремизма и терроризма


    Скачать 24 Kb.
    НазваниеДиалог религий и культур как консолидирующая основа общества в борьбе против экстремизма и терроризма
    Дата02.12.2022
    Размер24 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАбдурагимов Р. С. Диалог религий в борьбе с терроризмом и экстре.docx
    ТипДокументы
    #824724


    ДИАЛОГ РЕЛИГИЙ И КУЛЬТУР КАК КОНСОЛИДИРУЮЩАЯ ОСНОВА ОБЩЕСТВА В БОРЬБЕ ПРОТИВ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА.

    Абдурагимов Рамидин Сидрединович,

    магистрант 3 курса

    кафедры теологии и социально-гуманитарных дисциплин Дагестанского Гуманитарного Института

    Аннотация. Терроризм в его различных проявлениях в настоящее время является наиболее важной проблемой, стоящей перед всем международным сообществом. Практика последних лет показала, что недостаточно эффективно решать эту проблему только силовыми методами, с помощью правоохранительных органов. Поэтому необходимо повысить эффективность профилактической работы, которая не может быть достигнута без консолидации всего гражданского общества, включая представителей традиционных религий, обладающих значительным потенциалом для искоренения этого недуга.

    Ключевые слова. профилактические мероприятия, терроризм, религиозный экстремизм, толерантность, просвещение, религиозные конфессии, межконфессиональный диалог, ценностные установки.

    DIALOGUE BETWEEN RELIGIONS AND CULTURES AS A CONSOLIDATING BASIS FOR SOCIETY IN THE FIGHT AGAINST EXTREMISM AND TERRORISM.

    Ramidin Sidredinovich Abudragimov,

    3rd year graduate student

    Departments of Theology and Social and Humanities of the Dagestan Humanitarian Institute

    Annotation. Terrorism in its various manifestations is currently the most important challenge facing the entire international community. The practice of recent years has shown that it is not enough to solve this problem effectively by force alone, with the help of law enforcement agencies. It is therefore necessary to improve the effectiveness of preventive work, which cannot be achieved without the consolidation of all civil society, including representatives of traditional religions with significant potential to eradicate this disease.

    Keywords. preventive measures, terrorism, religious extremism, tolerance, education, religious confessions, interconfessional dialogue, values.

    Главная задача, стоящая перед международным сообществом в последнее время, заключается в необходимости более эффективных действий по борьбе с террористическими проявлениями. Как показывает практика, ее решение возможно не только с юридической точки зрения. Правовые запреты и барьеры часто имеют обратный эффект, препятствуя предотвращению распространения экстремистских идей, в том числе религиозных. На данном этапе роль антипропаганды и развитие толерантности и нетерпимости к радикальным идеям с детства в школах и университетах недооценивается [1, с. 122].

    Общество должно осознавать, что правоохранительные органы и суды не формируют гражданское и правовое сознание граждан. Более того, экстремистские идеи неизбежно будут проникать как в суды, так и в другие правоохранительные органы, поскольку они присутствуют в обществе, зараженном идеями терроризма и религиозного экстремизма. Задача построения здорового и толерантного общества, исключающего радикальные идеи, слишком важна и трудна для правоохранительных органов. Для того чтобы антитеррористическая деятельность была достаточно эффективной, необходимо консолидировать все гражданское общество в решении этой проблемы [2].

    На этом этапе главной задачей всех институтов власти является создание условий для мирного сосуществования различных конфессий, их плодотворного сотрудничества друг с другом в целях поиска гармонии и взаимопонимания. Только совместными усилиями всех религий можно устранить существующее недоверие, которое используется в качестве основы для распространения экстремистских идей ненависти и вражды, призывов к насилию [3]. Именно религия вносит существенный вклад в поддержание мира и гармонии в обществе, воспитывая молодое поколение в духе терпимости, защищая культурное и духовно-нравственное наследие и противодействуя экстремистским проявлениям религиозной ненависти и вражды [4, p. 26]. Нельзя недооценивать способность традиционной религии бороться с распространением псевдорелигиозных течений, которые являются питательной средой для религиозных радикалов, использующих религию для оправдания своих террористических действий. Только посредством постоянного конструктивного диалога между государством и традиционными религиями можно воздвигнуть барьер против деструктивных религиозных организаций, которые пытаются внедриться в общество. Потенциал традиционных религий следует учитывать и использовать в государственной политике в области предупреждения преступности.

    В истории развития человечества распространению таких негативных явлений, как терроризм и религиозный экстремизм, нередко способствовали межрелигиозные и межэтнические противоречия и конфликты.

    В истории развития человечества было много конфликтов на религиозной почве. Следует отметить, что "причиной активизации террористической деятельности под исламскими знаменами не является какая-либо конкретная религиозно мотивированная злонамеренная ориентация ислама на что-либо "неисламское", но есть также проявление общего кризиса мировой энергетической системы".

    Предотвращение различных видов религиозного экстремизма в период продолжающихся межрелигиозных конфликтов возможно только при формировании ценностей толерантного сознания и поведения, миролюбия, гармонии и толерантности [5, p. 186].

    Терпимость по отношению к другим взглядам, нравам и привычкам называется толерантностью. Она выражается в терпимости по отношению к различным нациям, расам и религиям. Именно толерантность свидетельствует об уверенности в себе и осознании достоверности собственных позиций, как признак идеологического течения, открытого для всех, не боящегося интеллектуальной конкуренции и сопоставления с другими точками зрения.

    Именно в религиозной сфере появился термин "толерантность", но с более узким значением, который подразумевает терпимость по отношению к другим религиозным верованиям и навязывает представителям конфессии более высокую толерантность по отношению к религиозным меньшинствам. Сегодня толерантность уже имеет более широкое значение, подразумевая терпимость к любому инакомыслию. Суть толерантности заключается в формировании уважительного отношения к представителям других конфессий и людям с другим мышлением, а не в устранении существующих мировоззрений и религиозных разногласий как таковых [6, с. 100].

    Межрелигиозный диалог помогает объединить верующих разных конфессий в борьбе с глобальными проблемами всего человечества. На протяжении всего своего существования человечество развивало принципы межрелигиозного диалога. Первый из них - принцип толерантности. В этом контексте терпимость - это толерантное отношение последователей одной религиозной и конфессиональной общины к последователям других религиозных и конфессиональных общин. Каждый придерживается своих религиозных убеждений и признает такое же право за другими. За долгие века противостояния религий и конфессий сформировалась конфронтационная психология, и современные религиозные экстремисты до сих пор находятся в плену. Конфликтный потенциал религиозного экстремизма очень высок [7]. Толерантность в отношениях между представителями различных религиозных общин является необходимым условием для преодоления противоречий, связанных с экстремизмом. В то же время принцип равенства его участников имеет огромное значение для организации межрелигиозного диалога, который принципиально противоречит принципам религиозного экстремизма. Любая попытка поставить участника диалога в привилегированное положение является препятствием для нормального хода диалога. Более того, попытка определить конкретную религиозную общность избранных может привести к разрыву диалога. В этом отношении религиозные экстремисты не согласны. Еще одним важным принципом межрелигиозного диалога является открытость его участников, в отличие от религиозных радикалов. Открытость ни в коей мере не идентична требованию о том, что участники диалога должны отказаться от своих убеждений или пойти на уступки убеждениям других. Его ценность заключается в том, что он помогает участникам диалога лучше понять мнения других, способствует сопоставлению различных точек зрения, выявлению общих интересов и разработке согласованных действий по их реализации. Вопреки тому, что воспринимается как конструктивный подход, сосредоточение внимания на позитивных результатах является еще одним необходимым принципом межрелигиозного диалога. Религиозный плюрализм и идеологическая конкуренция между религиями предполагают, что позиции участников диалога не совпадают. Адаптированные к конструктивности, субъекты диалога при обсуждении общих проблем приходят к принятию взаимоприемлемых решений на основе компромиссов. Различия во мнениях разрешаются соглашениями. Компромиссы возможны и необходимы в вопросах земного бытия, социально-политических установок и культурного разнообразия.

    Следует признать, что в обозримом будущем нет надежды на достижение компромисса между различными подходами к проблемам доктрины, трактовкам некоторых постулатов [8, p. 257]. Этот факт выявил еще один принцип межрелигиозного диалога, а именно принцип отказа от критического подхода к доктринальным вопросам. Диалог, в котором выдвигаются позитивные и негативные черты различных религиозных учений, не имеет перспективы принятия конструктивных, всеохватывающих решений. Организация любого диалога, особенно межрелигиозного, имеет большое значение. Это подразумевает необходимость создания специальных координационных органов и управления всем процессом деятельности. Главной предпосылкой создания условий для толерантных, свободных от конфликтов отношений в сектантской сфере является утверждение традиций толерантности в обществе - общей высокой культуры, которая воспитывается с детства.

    Нельзя недооценивать огромный идеологический потенциал религии, который должен быть использован для предотвращения распространения различных экстремистских идей религиозного радикализма, а также в межконфессиональном диалоге и социальной адаптации верующих. Этот потенциал может быть использован только через религиозное образование, объясняющее основополагающие постулаты и правовые положения ислама, его этические и нравственные ценности и их значение в современном обществе. Религиозное образование является наиболее эффективным и действенным средством профилактики религиозной вражды и религиозного экстремизма.

    На нынешнем этапе религиозное образование должно также преследовать социально значимые цели в дополнение к чисто религиозным. Только так можно создать сильное гражданское общество с прочными духовно-нравственными основами, которое будет способствовать будущему развитию общества во всех направлениях, в том числе в экономической, социальной и культурной сферах.

    Список использованной литературы:

    1. Шамаев А.М. Пропаганда благотворительности с исламской среде как профилактическая мера в противодействии распространению религиозного экстремизма на Северном Кавказе // Черные дыры в российском законодательстве. 2016. №2. С. 122-124.

    2. Эпштейн Алек Д. Правовые и общественные механизмы противодействия терроризму, религиозному фундаментализму и ксенофобии: опыт государства Израиль // http://journal-nio.com/index.php?option= com_content&view=article&id=1092&Itemid=114

    3. Назаров Р.Р. Традиции межэтнического и межконфессионального диалога: на примере Центральной Азии // http://www.idmedina.ru/books/materials/rmforum/ 4/nazarov.htm?

    4. Хамгоков М.М. Некоторые особенности проявления экстремизма в Северо-Кавказском регионе среди молодежи // Пробелы в российском законодательстве. 2017. №3. С. 26-28.

    5. Шамаев А.М. Вопросы развития благотворительности в среде мусульманской молодежи Северного Кавказа // Теория и практика общественного развития. 2015. №11. С. 185-187.

    6. Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видения мира, ценностей и теорий // Социологические исследования. 2006. № 1. С. 47.

    7. Коркмазов А.В. Основные принципы противодействия терроризму в России и зарубежных странах // Евразийский юридический журнал. 2017. №8 (111). С.99-100.

    8. Нагоева М.А. Терроризм как глобальная проблема современности // Пробелы в российском законодательстве. 2014. №3. С. 255-257.

    List of used literature:

    1. Shamaev A.M. Propaganda of charity with Islamic environment as a preventive measure against the spread of religious extremism in the North Caucasus // Black holes in Russian legislation. 2016. №2. С. 122-124.

    2. Epstein Alec D. Legal and Public Mechanisms for Counteracting Terrorism, Religious Fundamentalism and Xenophobia: The Experience of the State of Israel // http://journal-nio.com/index.php?option= com_content&view=article&id=1092&Itemid=114.

    3. Nazarov R.R. Traditions of inter-ethnic and inter-confessional dialogue: the example of Central Asia // http://www.idmedina.ru/books/materials/rmforum/ 4/nazarov.htm?

    4. Khamgokov M.M. Some peculiarities of extremism manifestations in the North Caucasus region among young people (in Russian) // Gaps in Russian legislation. 2017. №3. С. 26-28.

    5. Shamaev, A.M. Issues of charity development among the Muslim youth in the North Caucasus (in Russian) // Theory and practice of social development. 2015. №11. С. 185-187.

    6. Habermas Y. When should we be tolerant? About the competition of visions of the world, values and theories // Sociological research. 2006. № 1. С. 47.

    7. Korkmazov A.V. Basic Principles of Counteraction to Terrorism in Russia and Foreign Countries // Eurasian Law Journal. 2017. №8 (111). С.99-100.

    8. Nagoyeva, M.A. Terrorism as a global problem of modernity (in Russian) // Gaps in Russian legislation. 2014. №3. С. 255-257.


    написать администратору сайта