Главная страница

Организация перевозок и управление на водном транспорте. Диалог с М. М. Бахтиным к 120летию со дня рождения ученого


Скачать 2.32 Mb.
НазваниеДиалог с М. М. Бахтиным к 120летию со дня рождения ученого
АнкорОрганизация перевозок и управление на водном транспорте
Дата09.10.2022
Размер2.32 Mb.
Формат файлаppt
Имя файла1297046 (1).ppt
ТипДокументы
#723994

Диалог с М. М. Бахтиным: к 120-летию со дня рождения ученого


ИИЦ – Научная библиотека УрГПУ
2015 г.

Михаил Михайлович Бахтин – (5 (17) ноября 1895, Орел – 7 марта1975, Москва)


русский философ, литературовед, эстетик, лингвист, культуролог.
Международную известность и признание М.М. Бахтину принесли, прежде всего, его фундаментальные труды о творчестве Ф. М. Достоевского и Ф. Рабле; исследования философских основ и методологии гуманитарного мышления.
В 30-е гг. подвергался преследованиям, был в ссылке, в течение 30 лет не имел возможности издавать свои работы. По этой причине три книги и несколько статей были опубликованы под именами друзей и сотрудников. Две работы: «Фрейдизм: Критический очерк» (1927) и «Марксизм и философия языка» (1929, 1930) вышли в свет под именем В. Н. Волошинова, книга «Формальный метод в литературоведении. Критическое введение в социологическую поэтику» (1928) – под именем П. Н. Медведева.

Диалогическая концепция М.М. Бахтина как философская система


Одной из центральных идей М.М. Бахтина является идея диалога, раскрытая на примере анализа творчества Ф.М. Достоевского как полифония. Бытие интерпретируется как событие, которое немыслимо без поступка и субъекта. Вне конкретных событий существуют лишь «пустые возможности» и «неукорененное бытие». Усмотрение сущности возможно только благодаря интуиции – «эстетическому видению», «любовному созерцанию» в контексте духовно- универсальной природы диалога.
Особое место в философии М.М. Бахтина занимает исследование «смеховой культуры» на примере карнавала, в котором отсутствуют «официальность» и догматизм. Сущностью смеха и карнавала он называет демонстрацию самого события, то есть обновления, изменения, перелома, возрождения и кризиса одновременно. Бахтин критикует попытки редукции этих феноменов к потребностям. Смех, карнавал и праздник представляют собой бытие без отчуждения.


Аверинцев С. С., Давыдов Ю. Н., Турбин В. Н. М. М. Бахтин как философ [Текст] / С. С. Аверинцев, Ю. Н. Давыдов, В. Н. Турбин. – Москва : Наука, 1992. – 256 с.


Клюева И. В., Лисунова Л. М. М. М. Бахтин – мыслитель, педагог, человек [Текст]/
И. В. Клюева, Л. М. Лисунова. – Саранск, 2010. – 468 с. 

«Проблемы поэтики Достоевского» (1963)


В этом труде М.М. Бахтиным раскрывается сущность эстетического переворота в создании автором полифонического, диалогического романа.


От автора
Настоящая работа посвящена проблемам поэтики Достоевского и рассматривает его творчество только под этим углом зрения.
Мы считаем Достоевского одним из величайших новаторов в области художественной формы. Он создал, по нашему убеждению, совершенно новый тип художественного мышления, который мы условно назвали полифоническим. Этот тип художественного мышления нашёл своё выражение в романах Достоевского, но его значение выходит за пределы только романного творчества и касается некоторых основных принципов европейской эстетики. Можно даже сказать, что Достоевский создал как бы новую художественную модель мира,
в которой многие из основных моментов старой художественной формы подверглись коренному преобразованию.


Бахтин М. М. Проблемы поэтики Достоевского [Текст] / М. М. Бахтин. –
Москва : Советская Россия, 1979. – 320 с.

«Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» ( 1965)


Работы Бахтина, посвященные исследованию западной литературной традиции, остаются революционными до сих пор и, по сути, открывают мир мифоритуальной традиции, которую Бахтин увидел в карнавале и связал с народной смеховой культурой. Он реабилитировал «мрачное» Средневековье. В противовес сложившимся представлениям в эпоху феодализма народная жизнь была полнокровной и яркой.


С середины 30-х гг. в центре внимания М. М. Бахтина вопросы истории и теории литературы. Он создает второй главный труд – «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» (написан в 1940), где, помимо литературоведения, значительное место занимает исследование народных праздников, карнавала, смеха в истории культуры.


Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса [Текст] / М. М. Бахтин. – Москва : Художественная литература, 1990. – 543 с.

«О биографии, теоретическом наследии и эпохе М. М. Бахтина»


Родился в семье служащего Орловского коммерческого банка. Учился в гимназиях Орла, Вильны (1906-1912) и Одессы. В 1913-1918 – на историко-филологическом факультете Новороссийского университета в Одессе, а затем Петроградского университета, где занимался на кафедрах классической филологии и философии.
В 1918-1920 преподавал в трудовой школе в г. Невеле Витебской губернии.
В провинциальном городке вокруг Бахтина сложился дружески-интеллектуальный круг, получивший у исследователей название «невельской школы» философии (М. И. Каган, Л. В. Пумпянский, В. Н. Волошинов).
В невельской газете «День искусства» в 1919 г. появилась первая печатная работа М. М. Бахтина – статья «Искусство и ответственность».
В 1920-1924 преподавал в Витебске литературу и музыкальную эстетику в консерватории и педагогическом институте.

Философское становление: преодоление «дурной неслиянности культуры и жизни»


Невель и Витебск – время философского становления М. М. Бахтина. Из написанного в эти годы сохранились неполные тексты двух трудов: «К философии поступка» и «Автор и герой в эстетической деятельности». Обе работы – части обширного замысла, сверхзадачей которого был пересмотр оснований западноевропейской философии нового времени. Результаты синтезируются нравственной философией Бахтина. Пафос преодоления «дурной неслиянности культуры и жизни» роднит ее с традицией русской религиозной философии соловьевской школы, но более строгий терминологически стиль философствования отделяет ее от этой традиции.
Замысел М.М. Бахтина осуществился фрагментарно: ранние труды ученого остались незавершенными и неопубликованными, но философский синтез, достигнутый в них, широк – самобытные начала русских религиозно-нравственных учений соединились с переработкой европейских концепций: феноменологии, неокантианства, персонализма.


Бахтин М. М. Автор и герой : К философским основам гуманитарных наук [Текст] / М. М. Бахтин. –
Москва : Азбука, 2000. – 336 с.

«…в Саранске я был счастлив…»


Рожденный в конце девятнадцатого века, переживший революцию, аресты и ссылки, времена забвения и вынужденного молчания, М. М. Бахтин приехал в Саранск и прожил здесь почти четверть века. По признанию ученого, Мордовия стала его второй родиной, сохранившей жизнь.
«Несмотря на мучительную болезнь, уходящие годы, – скажет он, – в Саранске я был счастлив. Именно здесь я получил возможность заниматься своим делом – писать, печататься, преподавать, создать новую литературоведческую школу, готовить молодых ученых».
В Саранске М.М. Бахтин подготовил к публикации книги, принесшие ему мировую известность – «Проблемы поэтики Достоевского» и «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса».


Михаил Михайлович Бахтин – ученый с мировым именем, по общему признанию один из крупнейших философов ХХ века, почти двадцать пять лет жил и работал в Саранске. … Первый короткий период (1936-1937) едва не закончился трагически. Бахтин вынужден был оставить Саранск. Второй (1945-1969) был длительным, относительно спокойным и весьма плодотворным. Переезд в Саранск в 1945 году из города Кимры, … означал, что над ним по-прежнему тяготеет запрет на прописку и жизнь в больших городах Союза, но вместе с тем приказ по Наркомпросу РСФСР от августа 1945 г. о переводе его в Мордовский госпединститут … открывал новые перспективы. Близость к Москве позволяла надеяться на общение с друзьями и с их помощью пользоваться фондами публичных библиотек Москвы и Ленинграда. … Жизнь в Саранске складывалась нелегко. Но после вынужденных частых перемен городов и мест жительства – Невель, Витебск, Ленинград, Кустанай, Саранск, село Ильинское, Кимры – Саранск имел свои преимущества, позволившие Бахтиным остановить на нем свой выбор. … Это был дом, построенный на крепостном валу, в центре города... В 20-х и самом начале 30-х годов он служил городской тюрьмой, а затем, переоборудованный в жилое помещение, был отдан пединституту.… Дом этот и сейчас стоит, отдаленно напоминая прежнее здание. Бахтины прожили в этом доме более десяти лет, до 1959 года.


В. Б. Естифеева. Воспоминания о Бахтине (Первое десятилетие в Саранске)

«Вступление в сферу смыслов…»


В трудах «Проблемы творчества Достоевского», «Слово о романе»,
«Формы времени и хронотопа в романе», «Эстетика словесного творчества» М. М. Бахтин исследует роман как жанр, имеющий принципиальное значение для современной культуры.
Эти труды включают в себя и экзистенциальную проблематику. Проблемы автора и героя, возможности сосуществования их голосов отсылают нас к проблеме человека, возможности его самореализации и свободы. Роман для Бахтина – это модель современной культуры, он показывает расклад социальных сил, охватывает многообразие различных точек зрения и мировоззрений.


Бахтин М. М. Эпос и роман [Текст] : сборник / М. М. Бахтин. – Санкт-Петербург : Азбука, 2000. – 304 с.


Бахтин М. М. Слово в романе [Текст] // Вопросы литературы и эстетики. – Москва : Художественная литература, 1975. – 504 с.


В последний год жизни М.М. Бахтин издает книгу «Вопросы литературы и эстетики» (1975), включив в нее исследования 30-х гг. После его смерти опубликован сборник «Эстетика словесного творчества» (1979) и «Литературно-критические статьи» (1986). В этих работах представлена методология литературоведения и гуманитарных наук.
Концепция М. М. Бахтина в той или иной мере пересекается с феноменологией, экзистенциализмом, марксизмом, неокантианством, христианством. Наибольшее влияние на М. М. Бахтина оказал Ф. М. Достоевский, с которым его соединяло глубокое духовное родство – борьба с овеществлением человека, человеческих ценностей в мире.
Концепция М. М. Бахтина может быть определена как своеобразная герменевтика, принимающая форму философии человека, который ведет нескончаемый диалог с другими и самим собой. Диалогизм при этом выступает одновременно как метод, концепция мира и художественный стиль.


К методологии гуманитарных наук


Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества [Текст] : сборник статей / Сост. С. Г. Бочаров, примеч. С. С. Аверинцев, С. Г. Бочаров. – Москва : Искусство, 1979. – 423 с.


Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики : исследования разных лет [Текст] / М. М. Бахтин. – Москва :
Художественная литература, 1975. – 504 с.

«Быть – значит, общаться диалогически». М. М. Бахтин


Казалось бы, понятия «полифония» и «диалог» изучены в бахтинистике


досконально. Достаточно назвать сборник «Бахтинский тезаурус», издан


-


ный в Москве при поддержке и участии Университета им. Лаваля (Квебек.


Канада) с обстоятельной статьей «Полифония», где научно-философское


определение полифонии сопоставляется с музыкальной полифонией, что


вполне правомерно. Но существует полифония, которая должна быть заме


-


чена и рассмотрена ранее других — в психологии творчества самого Бахти


-


на, указывающая на потребность и даже необходимость «круга», который бы


способствовал жизненной реализации способностей и творческой самобыт


-


ности самого Бахтина. Вот его известное автопризнание:


«Я же во всем слышу


голоса


и диалогические отношения между ними»,


написал он в своей последней, итоговой работе «К методологии гумани


-


тарных наук»


2


. Кроме диалогичности самого бахтинского мышления в про


-


странстве персонального кругозора, его всю жизнь сопровождали различ


-


ные тесные философские и литературные сообщества, социально релевант


-


ные вышеприведенному суждению: юношеский кружок «Омфалос», Не


-


вельский кружок, наконец, «Круг Бахтина» в Витебске и Петрограде — Ле


-


нинграде — уже не кружок, а Круг, потому что «полифония» (несмотря на


метафоричность этой бахтинской категории) здесь стала не просто «событи


-


ем», а нашла свое «тело» — воплощение в научно-философских трудах, став


-


ших памятником эпохи.


Казалось бы, понятия «полифония» и «диалог» изучены в бахтинистике


досконально. Достаточно назвать сборник «Бахтинский тезаурус», издан


-


ный в Москве при поддержке и участии Университета им. Лаваля (Квебек.


Канада) с обстоятельной статьей «Полифония», где научно-философское


определение полифонии сопоставляется с музыкальной полифонией, что


вполне правомерно. Но существует полифония, которая должна быть заме


-


чена и рассмотрена ранее других — в психологии творчества самого Бахти


-


на, указывающая на потребность и даже необходимость «круга», который бы


способствовал жизненной реализации способностей и творческой самобыт


-


ности самого Бахтина. Вот его известное автопризнание:


«Я же во всем слышу


голоса


и диалогические отношения между ними»,


— написал он в своей последней, итоговой работе «К методологии гумани


-


тарных наук»


2


. Кроме диалогичности самого бахтинского мышления в про


-


странстве персонального кругозора, его всю жизнь сопровождали различ


-


ные тесные философские и литературные сообщества, социально релевант


-


ные вышеприведенному суждению: юношеский кружок «Омфалос», Не


-


вельский кружок, наконец, «Круг Бахтина» в Витебске и Петрограде — Ле


-


нинграде — уже не кружок, а Круг, потому что «полифония» (несмотря на


метафоричность этой бахтинской категории) здесь стала не просто «событи


-


ем», а нашла свое «тело» — воплощение в научно-философских трудах, став


-


ших памятником эпохи.


Казалось бы, понятия «полифония» и «диалог» изучены в бахтинистике


досконально. Достаточно назвать сборник «Бахтинский тезаурус», издан


-


ный в Москве при поддержке и участии Университета им. Лаваля (Квебек.


Канада) с обстоятельной статьей «Полифония», где научно-философское


определение полифонии сопоставляется с музыкальной полифонией, что


вполне правомерно. Но существует полифония, которая должна быть заме


-


чена и рассмотрена ранее других — в психологии творчества самого Бахти


-


на, указывающая на потребность и даже необходимость «круга», который бы


способствовал жизненной реализации способностей и творческой самобыт


-


ности самого Бахтина. Вот его известное автопризнание:


«Я же во всем слышу


голоса


и диалогические отношения между ними»,


— написал он в своей последней, итоговой работе «К методологии гумани


-


тарных наук»


2


. Кроме диалогичности самого бахтинского мышления в про


-


странстве персонального кругозора, его всю жизнь сопровождали различ


-


ные тесные философские и литературные сообщества, социально релевант


-


ные вышеприведенному суждению: юношеский кружок «Омфалос», Не


-


вельский кружок, наконец, «Круг Бахтина» в Витебске и Петрограде — Ле


-


нинграде — уже не кружок, а Круг, потому что «полифония» (несмотря на


метафоричность этой бахтинской категории) здесь стала не просто «событи


-


ем», а нашла свое «тело» — воплощение в научно-философских трудах, став


-


ших памятником эпохи.


Казалось бы, понятия «полифония» и «диалог» изучены в бахтинистике


досконально. Достаточно назвать сборник «Бахтинский тезаурус», издан


-


ный в Москве при поддержке и участии Университета им. Лаваля (Квебек.


Канада) с обстоятельной статьей «Полифония», где научно-философское


определение полифонии сопоставляется с музыкальной полифонией, что


вполне правомерно. Но существует полифония, которая должна быть заме


-


чена и рассмотрена ранее других — в психологии творчества самого Бахти


-


на, указывающая на потребность и даже необходимость «круга», который бы


способствовал жизненной реализации способностей и творческой самобыт


-


ности самого Бахтина. Вот его известное автопризнание:


«Я же во всем слышу


голоса


и диалогические отношения между ними»,


— написал он в своей последней, итоговой работе «К методологии гумани


-


тарных наук»


2


. Кроме диалогичности самого бахтинского мышления в про


-


странстве персонального кругозора, его всю жизнь сопровождали различ


-


ные тесные философские и литературные сообщества, социально релевант


-


ные вышеприведенному суждению: юношеский кружок «Омфалос», Не


-


вельский кружок, наконец, «Круг Бахтина» в Витебске и Петрограде — Ле


-


нинграде — уже не кружок, а Круг, потому что «полифония» (несмотря на


метафоричность этой бахтинской категории) здесь стала не просто «событи


-


ем», а нашла свое «тело» — воплощение в научно-философских трудах, став


-


ших памятником эпохи.


Ю. П. МЕДВЕДЕВ, Д. А. МЕДВЕДЕВА,


при участии D. SHEPHERD


Казалось бы, понятия «полифония» и «диалог» изучены в бахтинистике досконально. Достаточно назвать сборник «Бахтинский тезаурус», изданный в Москве при участии Университета им. Лаваля (Канада)… Но существует полифония, которая должна быть
замечена и рассмотрена ранее других – в психологии творчества самого Бахтина,
указывающая на потребность и даже необходимость «круга», который бы способствовал жизненной реализации способностей и творческой самобытности самого Бахтина. …
Кроме диалогичности самого бахтинского мышления в пространстве персонального
кругозора, его всю жизнь сопровождали различные тесные философские и литературные сообщества: юношеский кружок «Омфалос», Невельский кружок, наконец,
«Круг Бахтина» в Витебске и Петрограде – Ленинграде – уже не кружок, а Круг, потому
что «полифония» здесь стала не просто «событием», а нашла свое «тело» – воплощение
в научно-философских трудах, ставших памятником эпохи.
Ю. П. Медведев, Д. А. Медведева. Полифония Круга.


Казалось бы, понятия «полифония» и «диалог» изучены в бахтинистике


досконально. Достаточно назвать сборник «Бахтинский тезаурус», издан


-


ный в Москве при поддержке и участии Университета им. Лаваля (Квебек.


Канада) с обстоятельной статьей «Полифония», где научно-философское


определение полифонии сопоставляется с музыкальной полифонией, что


вполне правомерно. Но существует полифония, которая должна быть заме


-


чена и рассмотрена ранее других — в психологии творчества самого Бахти


-


на, указывающая на потребность и даже необходимость «круга», который бы


способствовал жизненной реализации способностей и творческой самобыт


-


ности самого Бахтина. Вот его известное автопризнание:


«Я же во всем слышу


голоса


и диалогические отношения между ними»,


— написал он в своей последней, итоговой работе «К методологии гумани


-


тарных наук»


2


. Кроме диалогичности самого бахтинского мышления в про


-


странстве персонального кругозора, его всю жизнь сопровождали различ


-


ные тесные философские и литературные сообщества, социально релевант


-


ные вышеприведенному суждению: юношеский кружок «Омфалос», Не


-


вельский кружок, наконец, «Круг Бахтина» в Витебске и Петрограде — Ле


-


нинграде — уже не кружок, а Круг, потому что «полифония» (несмотря на


метафоричность этой бахтинской категории) здесь стала не просто «событи


-


ем», а нашла свое «тело» — воплощение в научно-философских трудах, став


-


ших памятником эпохи.


Бахтинский Круг

Первое научное собрание сочинений М. М. Бахтина


Бахтин М. М. Собрание сочинений [Текст] : в 7 т. / М. М. Бахтин ; ред. С. Бочаров, Н. Николаев. – Москва : Русские словари. Языки славянской культуры,1997-2012.
1 том. Философская эстетика 1920-х годов. 2 том. «Проблемы творчества Достоевского» (1929). Статьи о Толстом (1929). Приложение: Записи курса лекций по истории русской литературы (20-е гг.; записи Р. М. Миркиной). 3 том. Теория романа (1930-е годы). 4 том. Книга о Рабле и материалы к ней (1940-1970). 5 том. Работы 1940-х – начала 60-х годов. 6 том. «Проблемы поэтики Достоевского» (1963). Работы 60-70 годов. 7 том. Работы «круга Бахтина».

Бахтиниана


С 1992 года в Витебске, с 2000 года в Москве издается «журнал научных разысканий о биографии, теоретическом наследии и эпохе М. М. Бахтина» – «Диалог. Карнавал. Хронотоп».
Основные работы М.М. Бахтина переведены и получили широкую известность на Западе. В Англии при Шеффилдском университете существует Бахтинский центр.Особую популярность творчество Бахтина приобрело во Франции, где его пропагандировали Ц. Тодоров и Ю. Кристева.


Михаил Бахтин: pro et contra : Личность и творчество М.М.Бахтина в оценке русской и мировой гуманитарной
мысли [Текст] : антология. Т.1 / Сев.-зап.отд-ние Рос.акад.образования; Рус.христиан.гуманитар.ин-т; Сост.,
вступ.ст.,примеч. К. Г. Исупова. – Санкт-Петербург : Рус.Христиан.гуманитар.ин-т, 2001. – 552с.


Михаил Бахтин: pro et contra : Творчество и наследие М. М. Бахтина в контексте мировой культуры [Текст] : антология. Т.2 / Сост. и коммент. К. Г. Исупова. – Санкт-Петербург : Рус.Христиан.гуманитар.ин-т, 2002. – 712 с.

Освоение наследия М. М. Бахтина


Библер В. С. М. М. Бахтин или Поэтика культуры [Текст]/ В. С. Библер. – Москва : Прогресс, 1991. – 176 с.


Тамарченко Н. Д. «Эстетика словесного творчества» М. М. Бахтина и русская философско-филологическая традиция [Текст] / Н. Д. Тамарченко. – Москва : Изд-во Кулагиной, 2011. – 400 с. 


Паньков Н. А. Вопросы биографии и научного творчества М. М. Бахтина [Текст] / Н. А. Паньков. – Москва : Моск. гос. ун-т, 2009. – 720 с. 

В Мордовском республиканском объединенном краеведческом музее им. И. Д. Воронина в Саранске хранится личный фонд М. М. Бахтина, где собраны фото, документы и книги ученого.


В Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева в Саранске в 2015 году открылся Центр М. М. Бахтина. Центр сочетает в себе функции музея и образовательного пространства.


В 2005 году в г. Орле открылся
Музей им. М. М. Бахтина.

Памятник М. М. Бахтину в Саранске


К 120-летию со дня рождения выдающегося ученого в сквере Мордовского университета им. Н. П. Огарёва установлен бронзовый памятник работы скульптора
Н. М. Филатова.
М. М. Бахтин жил и работал в Саранске 25 лет, в то время здесь только зарождалась интеллигенция, и ученый оказал большое влияние на ее формирование. Остались его ученики и воспитанники. Труды, написанные в те годы, вошли в «золотой фонд»
мировой гуманитарной науки.

Источники:


Медведев Ю. П., Медведева Д. А., при участии D. SHEPHERD. Полифония Круга [Электронный ресурс] /
Ю. П. Медведев, Д. А. Медведева. Режим доступа : http://nevmenandr.net/scientia/festschrift/medvedev.pdf


Открывшийся в Саранске Центр Бахтина сочетает в себе функции музея и образовательного пространства [Электронный ресурс] / Вестник Мордовии, 25.11.2015. Режим доступа : http://saransk.bezformata.ru/listnews/tcentr-bahtina-sochetaet-v-sebe/40635742/


Дьяконов Г.В. Концепция диалога М.М. Бахтина – основа экзистенциально-онтологической психологии [Электронный ресурс] / Г. В. Дьяконов. Режим доступа : http://hpsy.ru/public/x2780.htm


Силичев Д. А. Философ, литературовед, эстетик, лингвист, культуролог [Электронный ресурс] // Русская философия. Энциклопедия / Сост. П. П. Апрышко, А. П. Маринин. – 2015. Режим доступа : http://philosophy_rus.academic.ru/49/%D0%91%D0%90%D0%A5%D0%A2%D0%98%D0%9D


Библер В. С. М. М. Бахтин или Поэтика культуры [Текст] / В. С. Библер. – Москва : Прогресс, 1991. – 176 с.


Бахтин Михаил Михайлович [Электронный ресурс] / Энциклопедический словарь. Режим доступа : http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/8071/%D0%91%D0%B0%D1%85%D1%82%D0%B8%D0%BD


Составитель – Л. Н. Якина, Отдел СКД.



написать администратору сайта