Главная страница
Навигация по странице:

  • Курсовая работа ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРЯДОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ

  • Степанова Мария Валентиновна Руководитель:преподаватель цикловой комиссии Социально-культурная деятельность Евдокимова Ольга Германовна

  • Глава 1. Особенности простонародных праздников и обрядов История возникновения и развития народного праздника

  • 1.2 Понятие обряд, традиция, ритуал.

  • 1.3 Классификация обрядов

  • курсовая Степанова 2. Курсовая работа использование обрядовых элементов в подготовке и проведении народных праздников


    Скачать 67.04 Kb.
    НазваниеКурсовая работа использование обрядовых элементов в подготовке и проведении народных праздников
    Дата18.05.2022
    Размер67.04 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлакурсовая Степанова 2.docx
    ТипКурсовая
    #536964
    страница1 из 2
      1   2



    министерство культуры саратовской области

    1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОе ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    2. «САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ ИСКУССТВ»


    Курсовая работа
    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБРЯДОВЫХ ЭЛЕМЕНТОВ В ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИИ НАРОДНЫХ ПРАЗДНИКОВ

    Выполнил(а):

    студентка III курса

    специальность 51.02.02

    Социально-культурная деятельность

    Степанова Мария Валентиновна
    Руководитель:

    преподаватель цикловой комиссии Социально-культурная деятельность

    Евдокимова Ольга Германовна
    Допущен(а) к защите
    Заместитель директора по учебной работе

    _____________ / __________ /
    « ____» ___________ 2021 г.


    Саратов

    2021

    Содержание

    Введение 3

    Глава 1. Особенности простонародных праздников и обрядов 6

      1. История возникновения и развития народного праздника 6

      2. Понятие праздник, обряд, традиция 10

      3. Классификация праздников и обрядов 14

    Глава 2. Особенности организации и проведения народных праздников 20

    2.1 Методика подготовки и проведения народных праздников 20

    2.2 Организация и проведение народных праздников с использованием обрядовых элементов в Учреждении Культуры 24

    2.3 Специфика организации народных праздников в Энгельсском районе 27

    Заключение 30

    Список литературы 32

    Введение

    Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа, материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды, обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности, определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную и духовную особенность.

    Однако в силу многих причин большая часть духовного наследия и предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процесс безвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни. Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое время лишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональной народной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовную связь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлых поколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народной художественной культуры приобретает важный характер. С малых лет детей надо приобщать к народной культуре, ведь именно в детском возрасте идет формирование и развитие личности, а народные традиции воспитывают будущего гражданина России [2,3].

    В настоящее время наметился ряд позитивных тенденций в этой сфере: разрабатываются перспективные проекты возрождения народной культуры в регионах; внедряются художественные образовательные программы на основе национально-культурных традиций народов России; открываются новые специализации по народной художественной культуре в средне-специальных и высших учебных заведениях страны.

    Актуальность избранной темы состоит в том, что в нынешних условиях поисков истоков духовного возрождения России важно поддержать свою национальную культуру, сконцентрировать в себе характер народа, воспитать достойную личность, которая сможет развивать, сохранять народные традиции России. В обрядах заключается положительная ценность, нуждающаяся в сохранении как основа национального духовного богатства. Способ трансляции культурного наследия зависит от особенностей социальных и культурных коммуникаций, которые имеются в распоряжении общества. Изучение традиционных обрядов и обычаев, как способов социально-культурной коммуникации является актуальной задачей современной социологической науки. Традиции имеют место в самых разных областях человеческой жизни. Взятые вместе, они представляют собой устойчивую систему поведения человека в самых разных сферах жизни и в разных ситуациях, выполняя при этом свою особую роль. Основной особенностью традиций является акцент на использование таких образцов и моделей поведения, следование которым служит необходимым условием общественной жизни каждого человека. Этот вид социальной регламентации исключает элемент мотивации поведения: нормы, составляющие традицию, должны выполняться автоматически [2,3].

    Разновидностью традиции является обряд, который представляет собой массовое выражение религиозной или бытовой традиции. Его главной отличительной чертой является не избирательность, а массовость, поэтому влияние обрядов не ограничивается какой-то социальной группой, оно относится ко всем носителям данной культуры. Как правило, обряды сопровождают важные моменты человеческой жизни, связанные с рождением, свадьбой, вступлением в новую сферу деятельности, переходом в другую возрастную группу, смертью [14].

    Обряд - совокупность установленных обычаем действий, связанными с религиозными представлениями или бытовыми традициями.

    Социальные функции обряда:

    1. Закрепляет в художественно оформленной форме определенное значимое событие.

    2.Создает условие для обмена чувствами, мыслями и переживаниями, возникающими в процессе значимого события.

    3.Усиливает эмоциональные переживания человека или группы людей по отношению к событию, которое оформляется обрядом.

    4.Обеспечивает передачу норм ценностей от одного поколения другому.

    5.Формирует общественное мнение, предполагает повышение или понижение статуса семьи (как прошла свадьба, во что были одеты, обсуждение всего)

    6. Формирует чувства и убеждения (моя мама делала так).

    7.Оказывает влияние на формирование эстетического вкуса.

    Цель работы:

    Изучить сущность и особенности обрядовых праздников.

    Задачи:

    1. Рассмотреть особенности простонародных праздников.

    2. Изучить классификацию обрядов.

    3. Изучить понятия обряд, традиция, ритуал.

    4. Рассмотреть методику подготовки и проведения народных праздников.

    5. Изучить особенность проведения народных праздников в УК.

    Глава 1. Особенности простонародных праздников и обрядов

      1. История возникновения и развития народного праздника

    Народная культура, как мир духовного опыта русского народа, объединяет в себе народную философию, народную педагогику, народное искусство, традиции, обряды, обычаи. Разведение и определение содержания трех последних составляющих народной культуры позволит избежать в научной литературе неоправданного расширения их объема и подмены одного другим. Обрядность как составная часть народной культуры, отражает духовную сущность народа, его мировоззрение в различные периоды исторического развития, выполняет функции передачи последующим поколениям опыта, накопленного в борьбе за существование. Она является своеобразной реакцией человека на жизненные условия, специфической формой выражения устремлений и чаяний народа. История возникновения народных праздников и обрядов, уходят своими корнями в глубокую старину. Они крепко связаны с трудом и укладом жизни народа и находят свое выражение в мифах, былинах, сказаниях, обычаях, традициях и так далее. Празднества устраивались нашими предками после удачной охоты, перед началом весенних полевых работ, после уборки урожая. Торжествами и особыми, приуроченными к ним обрядами народ встречал весну, лето, осень, зиму, поклоняясь деревьям, родной природе. Благодаря труду человек выделился из животного мира. Процесс труда начинался с изготовления примитивных орудий охоты. Как вид трудовой деятельности, охота побуждала первобытных людей группироваться, и это оказывало огромное влияние на развитие общественного сознания. Общение людей в процессе труда вызвало потребность в членораздельной речи. К неязыковым средствам общения, способным объединить людей в процессе трудовой деятельности и заставить их действовать совместно в нужном направлении, и относятся праздники и обряды. После охоты первобытные люди не могли обсудить ее удачные и неудачные моменты, вычленить и закрепить в памяти решающие движения и удары, так как, словесно-логическая помять была еще им не доступна. Во всех первобытных обрядах мы сталкиваемся, прежде всего, с двигательной и наглядно-образной памятью. Процесс удовлетворения материальных потребностей приводит человека к необходимости познания материальных явлений, обеспечивающих это удовлетворение, и вместе формирует определенные духовные потребности, в ответ на которые рождаются обряды - совокупность магических условно-символических действий, своеобразный коллективный повторяющийся акт, который придает силу традиции. Являясь важнейшим воспитательным средством, древние обряды удовлетворяли в какой-то степени потребности первобытного человека в познании, в получении определенной информации, в передаче накопленных трудовых навыков, способствуя тем самым выделению и закреплению правильных трудовых приемов и отсеиванию как ошибочных, так и лишних, бесполезных действий. Таким образом, праздник и обряд в первобытном обществе выступали в качестве средства передачи определенных сведений и трудовых навыков. Они помогали в конкретно-образной форме раскрыть ошибки предшественников и указывали правильные пути для достижения конечной цели, становясь формой закрепления успехов и передачи опыта. Однако праздники и обряды, являясь символическими действиями, не способствовали достижению результата, не оказывали реального положительного влияния на исход человеческой деятельности. Эта символическая деятельность, предшествовавшая деятельности реальной или следовавшая за ней, в большинстве случаев несла мистический характер и являлась выражением зависимости человека от природы [8].

    Символические действия оказывали косвенное воздействие на исход деятельности. Повторяемость этих обрядовых действий говорит о том, что они были необходимы человеку, удовлетворяли определенным образом его потребность в познании, в передаче трудовых навыков, психологически подготавливали к трудовой деятельности людей, ясно представляющих возможные опасности [14].

    Удачное завершение трудовой деятельности (охоты, земледельческих работ и так далее) являлось поводом для начала очередного праздника. Праздник представляет собой значительный общественный акт, который, как пишет М.М. Бахтин: - является «очень важной первичной формой человеческой культуры». Каждый праздник был посвящен определенной дате земледельческого и церковного календаря, отмечался цельностью и своеобразием. В то же время у каждого праздника есть общие элементы. Различного рода действия, совершаемые людьми во время праздника, первоначально не имевшие никакого ритуального значения, постепенно приобретали его, превращаясь в магические обряды. Постепенно сложились и характерные для данных торжеств, ставшие неотъемлемыми их черты. Все праздники сопровождались обходом домов деревни определенной группой людей (на Святки – колядники, на Пасху - волочебники, на Вьюнец - 2-я неделя после Пасхи — дети и молодежь и так далее). Это делалось для того, чтобы окружить «магическим кругом» все население деревни, предохранить ее от действия злых сил и способствовать ее процветанию. Украшаясь цветами и листьями, крестьянин тем самым надеялся помочь обнаженной земле покрыться зеленью. Катаясь зимой на санках, весной раскачиваясь на качелях, он предполагал, что, чем дальше прокатится и чем выше раскачается, тем длиннее и выше поднимется лен, и лучше взойдут хлеба. Пекли специальное печенье в виде домашних животных, так как, верили, что изображаемое должно стать действительным, то есть выпеченные и съеденные фигурки обеспечат приплод скота. В определенные дни устраивали обильные торжественные трапезы, чтобы гарантировать столь же обильное воспроизводство съестного. В период бурного роста хлебов и трав молодежь устраивала игрища с громким смехом, хороводами, песнями. В традициях всего земледельческого календаря широко использовались яйца, зерна злаков, чучела. Зерно обладает свойством надолго сохранять и вновь воссоздавать жизнь, умножая ее. В животном мире зерну или семени соответствует яйцо. Оно сохраняет, содержит жизнь, воссоздает ее. Этим объясняется, зачем при севе в зерна клали вареные яйца, почему в поле, на лугу, под березкой ели яичницу, с какой целью в любом ритуальном угощении присутствовала кутья.

    Чучела - это олицетворение силы или символическое изображение божества. Чаще всего чучела изготовляли на Масленицу, Семик, в обряде похорон кукушки. Им устраивали торжественную встречу, а затем уничтожали, сжигали в поле, у реки. Разыгрывались настоящие похороны, которые обставлялись комически и завершались нередко бурным весельем. Чучело убивали, чтобы заставить божество воскреснуть или передать свою силу земле и возродиться из нее в виде нового урожая [13].

    Главным элементом всех праздников была ритуальная трапеза, которая в качестве основного блюда включало самое божество: на Святки - жареный поросенок или кабан, солнечное божество., на Георгия весеннего - жареный баран., на Масленицу - молочные продукты, мясо исключено., на Пасху - яйца. Умирающий и возрождающийся бог, воплощенный в виде праздника, в ритуальной еде умерщвлял или возрождал человека. В этом состоял главный праздничный акт. К числу ритуальных действий, ставших характерными для первобытных праздников, относится и отдача почестей погибшим. Вероятно, к тем временам восходит характерный для многих народов обычай поминать умерших обильным пиршеством. Следует отметить, что в традиционных славянских праздниках (Масленица, Святки и другие) ощущаются отзвуки этих первобытных торжеств (обильное пиршество, ряженье в вывернутые наизнанку шубы, игры с медведем или человеком, изображающим медведя). Дни поминовения умерших родителей - также неотъемлемая часть этих славянских торжеств. Следы первобытных празднеств можно обнаружить и в поминальных пирах славянских народов, а также в обычае посещать кладбища и отдавать почести умершим в дни праздников [9].

    Итак, образ жизни древнего человека, необходимость знакового общения друг с другом, обожествление природы и всего окружающего мира способствовали возникновению праздников и обрядов как определенных символических коллективных действий, имеющих как реальное, так и магическое значение.

    1.2 Понятие обряд, традиция, ритуал.

    Обряд - ритуал, церемония, церемониал, совокупность условных, традиционных действий, лишённых непосредственной практической целесообразности, но служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления. Понятие обряд не следует смешивать с более широким понятием «Обычай», означающим не только символические, но и всякие вообще повторяющиеся и установленные традицией действия. Для доклассового общества характерна недифференцированность бытовых, производственных и религиозных обрядов. С возникновением классового государства и церкви формируются специфическая церковная обрядность, ритуалы и церемонии, связанные с общественной и государственно-политической жизнью (например, придворные церемонии), и продолжают существовать традиционные бытовые обряды, особенно долго сохраняющиеся в крестьянской среде. К их числу относятся производственные обряды, связанные с земледелием, например, с жатвой (Зажинки, Дожинки), животноводством (обряды, приуроченные к весеннему выгону скота), рыбной ловлей, охотой, строительством новых жилищ, рытьём колодцев и т.п., и семейные (обряды, связанные с рождением и смертью, инициации, свадьба и т.д.). В связи с годичной повторяемостью хозяйственной деятельности и её календарной приуроченностью обряды первой группы, в отличие от семейных, принято называть календарными. Обрядные действия могли быть магическими (включая вербальную, т. е. словесную, магию), символически-демонстративными или игровыми. Для поздних обрядов характерно развитие символических и игровых элементов и выпадение или трансформация магических, генетически связанных с примитивной аграрной, скотоводческой и промысловой техникой и с устойчивостью общинных, родовых и семейных (особенно патриархальных) отношений. Обряды, исполнявшиеся индивидуально (и часто тайно), сопровождались у многих народов прозаическими или стихотворными заговорами и присловьями. Обряды, исполнявшиеся коллективно (род, племя, община. семья, артель и т.п.), - также и песнями. Особую группу обрядов образуют гадания (или магические обряды), предназначенные для угадывания (предсказания) дальнейшего течения жизни гадающих. Уже в период капитализма происходят значительные изменения в обрядовой традиции. Этот процесс углубляется в период социалистического переустройства общества. Традиционные обряды, особенно магические, забываются или переходят в разряд символических или игровых. В СССР и др. социалистических странах формируется новая, социалистическая обрядность [2].

    Традиция: - со­ци­аль­ное и куль­тур­ное на­сле­дие, пе­ре­даю­щее­ся от по­ко­ле­ния к по­ко­ле­нию и вос­про­из­во­дя­щее­ся в оп­ре­де­лён­ных об­ще­ст­вах и со­ци­аль­ных груп­пах в те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни. В ка­че­ст­ве традиции вы­сту­па­ют оп­ре­де­лён­ные куль­тур­ные об­раз­цы, нор­мы, цен­но­сти, ин­сти­ту­ты, идеи, обы­чаи, об­ря­ды, сти­ли, про­из­водств. и ре­мес­лен­ные на­вы­ки и т. д. Традиции при­сут­ст­ву­ют во всех со­ци­аль­ных и куль­тур­ных сис­те­мах и яв­ля­ют­ся од­ним из не­об­хо­ди­мых ус­ло­вий их су­ще­ст­во­ва­ния. Осо­бен­но ши­ро­ка их сфе­ра в ар­ха­ичном и до­ин­ду­ст­ри­аль­ных об­ще­ст­вах. Они при­су­щи са­мым раз­ным об­лас­тям куль­ту­ры, хо­тя их удель­ный вес и зна­че­ние в ка­ж­дой из этих об­лас­тей раз­лич­ны; наи­бо­лее важ­ное ме­сто они за­ни­ма­ют в ре­ли­гии. Мно­го­об­ра­зие су­ще­ст­вую­щих в ми­ре куль­тур в зна­чительной сте­пе­ни обу­слов­ле­но мно­го­об­ра­зи­ем со­от­вет­ст­вую­щих куль­тур­ных традиций. Бла­го­да­ря современным сред­ст­вам ком­му­ни­ка­ции зна­чи­тель­но рас­ши­ря­ют­ся воз­мож­но­сти за­им­ст­во­ва­ния и взаи­мо­об­ме­на в сфе­ре куль­тур­но­го на­сле­дия различных об­ществ. За­им­ст­вуе­мые эле­мен­ты куль­тур­но­го на­сле­дия, вы­сту­паю­щие пер­во­на­чаль­но как ин­но­ва­ции для за­им­ст­вую­щей куль­ту­ры, впо­след­ст­вии не­ред­ко тра­ди­цио­на­ли­зи­ру­ют­ся в ней, ста­но­вясь ор­га­ничной ча­стью собственного куль­тур­но­го ком­плек­са. Традиции тес­но свя­за­ны с кол­лек­тив­ной и ис­то­рической па­мя­тью об­ществ и со­ци­аль­ных групп, обес­пе­чи­вая их са­мо­ото­ж­де­ст­вленность и пре­ем­ст­вен­ность в раз­ви­тии. Со­ци­аль­ная и груп­по­вая диф­фе­рен­циа­ция ока­зы­ва­ет су­ще­ст­вен­ное влия­ние на ин­тер­пре­та­цию и ис­поль­зо­ва­ние об­ще­на­цио­наль­но­го куль­тур­но­го на­сле­дия. Кро­ме то­го, отдельные груп­пы, клас­сы, слои и со­сло­вия об­ла­да­ют соб­ст­вен­ны­ми традициями. В диф­фе­рен­ци­рованных об­ще­ст­вах су­ще­ст­ву­ет так­же мно­же­ст­во раз­но­об­раз­ных вре­мен­ных ори­ен­та­ций, уст­рем­ле­ний на ту или иную ис­то­рическую эпо­ху, рас­смат­ри­вае­мую в ка­че­ст­ве «под­лин­но» тра­ди­ци­он­ной и об­раз­цо­вой. От­сю­да мно­же­ст­вен­ность и про­ти­во­ре­чи­вость куль­тур­ных форм и их ин­тер­пре­та­ций. Ка­ж­дое по­ко­ле­ние, по­лу­чая в своё рас­по­ря­же­ние оп­ре­де­лён­ную со­во­куп­ность тра­диционных об­раз­цов, не про­сто вос­при­ни­ма­ет и ус­ваи­ва­ет их в го­то­вом ви­де, оно все­гда осу­ще­ст­в­ля­ет их собственную ин­тер­пре­та­цию и вы­бор. В этом смыс­ле ка­ж­дое по­ко­ле­ние вы­би­ра­ет не толь­ко своё бу­ду­щее, но и про­шлое. Об­ще­ст­ва и со­ци­аль­ные груп­пы, при­ни­мая од­ни эле­мен­ты социокультурного на­сле­дия, в то же вре­мя от­вер­га­ют дру­гие, по­это­му традиции мо­гут быть как по­зи­тив­ны­ми (что и как тра­ди­ци­он­но при­ни­ма­ет­ся), так и не­га­тив­ны­ми (что и как тра­ди­ци­он­но от­вер­га­ет­ся) [2,3].

    Ритуал - сложная форма символического действия, используемая в культовых системах, а также в различных типах социального поведения как средство закрепления отношения субъекта (или группы) к священным объектам, особо значимым этапам общественной или человеческой жизни, а также статуса и принадлежности к определенной группе. Компонентами ритуального акта выступают стандартизованные, часто ритмически организованные, жесты, движения, чтение вербальных текстов, совершаемые в специфических ситуациях психологического напряжения или расслабления, от массового экстаза до индивидуальной молитвы и медитации. Ритуальные акты часто связаны также с определенными эстетическими феноменами в архитектуре, одежде, музыке, атрибутике и т. д. В религиозных системах ритуал обычно соотносится с мифом, который может трактоваться как интерпретация архетипического ритуального акта. В более развитых культах ритуал выступает в качестве вторичного элемента по отношению к определенному мифологическому тексту, но имеет самостоятельное значение [3].

        Наиболее общие функции ритуала в религиозных культах могут быть сведены к трем основным типам. Во-первых, ритуал выражает определенное отношение к священному (поклонение, жертва, молитва). В отличие от целенаправленных магических, колдовских и тому подобных актов, ритуальное действие - если рассматривать его в условно чистом виде -символично, не ориентировано на достижение какого-либо непосредственно практического результата. Во-вторых, посредством ритуала закрепляется принадлежность (приобщение) к сакрально значимой группе, культовому сообществу. В-третьих, с помощью ритуала утверждается сакральный смысл предельно значимых переходов - между жизнью и смертью, между возрастными и статусными группами. Ритуал перехода определяет универсальную внутреннюю структуру любого ритуального акта, поскольку он всегда обозначает преодоление сакрального барьера между различными сферами, периодами и состояниями бытия. Ритуал служит закреплению традиции, поскольку он обычно воспроизводит наиболее архаические культовые структуры, аналогичную роль играют похоронные ритуалы, связанные с культовым почитанием предков, могил [2].

        Соотношения коллективных и индивидуализированных, экстатических и аутентических компонентов ритуала в культовой практике различных конфессий существенно различаются как по месту, так и по смыслу В некоторых формах современного протестантизма ритуал фактически ограничен групповой и личной молитвой, в то же время в католицизме и православии развитая система коллективных ритуалов служит основой деятельности церкви как института и сообщества верующих.

        Формировавшиеся в процессе секуляризации публичной и частной жизни светские ритуалы в значительной мере унаследовали внешнюю (в том числе психологическую) структуру соответствующих культовых актов, лишив их сакрального содержания Как официально-государственные церемонии (инаугурации, парады, встречи), так и торжественное оформление событий, связанных с переменами в гражданском состоянии, статусе, — светские ритуалы отмечают значимость приобщения индивида к социальному сообществу и перехода от индивидуальных ценностей к коллективным. Особенно важную роль играют ритуалы в таких специфических формах социальной организации, как армия, военизированные социально-политические движения и режимы, молодежные субкультуры и другое [13].

    1.3 Классификация обрядов

    Календарные обряды – связаны с цикличностью природных и хозяйственных процессов. Ведущее место в фольклоре занимает непосредственно земледельческая обрядность, так как земледелие являлось основой всего уклада жизни людей. Обрядность берет свои истоки с дохристианских, языческих времен. До принятия христианства язычество было не чем иным как основной универсальной системой, которая обобщала процессы и явления мира, проникая во все сферы жизни и быта человека. Люди были четко убеждены в существовании, а, соответственно, и присутствии, и непосредственном участии сверхъестественной силы, как в труде, так и в быту. Отсюда и появляются многочисленные обряды, сопровождавшиеся песнями, заговорами. После принятия христианства язычество не исчезло, а переплелось с новой религией. До сегодняшнего дня мы празднуем достаточное количество христианских праздников, основа которых идет из древних времен язычества. Православная церковь преобразовывала языческую сущность, накладывая на народный календарь церковный месяцеслов, в котором в календарном порядке располагались дни поминовения святых или события из истории церкви. В результате подобного наложения возникло смешение в обрядах языческих и христианских элементов, а земледельческий календарь тесно переплелся с христианским. В народном творчестве календарные обряды особенно широко представлены песнями. В наши дни интерес к календарной обрядности переживает настоящий бум. Мы отмечаем многие праздники земледельческого календаря несколько стилизовано, не всегда зная изначальное предназначение того или иного обряда. Поэтому вопрос изучения истоков календарной обрядности является актуальным для нас. Календарные обряды, сопровождающие жизнь человека в течение года, соотносятся с природным циклом и трудовой деятельностью крестьянина. Начало сельскохозяйственного года связывалось либо с приходом весны и проведением посевных работ, либо с уборкой урожая осенью. До 1348 года начало нового года на Руси отмечалось 1 марта, а в период с 1348 по 1699 год – 1 сентября. И только в эпоху петровских реформ новый год стал отмечаться в январе. В календарных обрядах и праздниках, в которых отражаются основные циклы земледельческого календаря, принято выделять 4 группы. Это обряды зимние (Коляды, Масленица), весенние (встреча весны, первый выход в поле, Юрьев день), летние (Купалье, зажинки, дожинки), осенние (Покров). Началом годового цикла календарной обрядности традиционно считалось время зимнего солнцестояния, когда начинался прибавляться световой день, солнце, просыпаясь от зимней спячки, начинало греть сильнее. Встреча нового года получила название Святоки. Святки праздновали две недели – от Рождества Христова до Крещения (25 декабря – 6 января по старому стилю) [7].

    Весенний цикл праздников был связан с пробуждением природы, с обновлением жизни. Одним из таких праздников является Юрьев день. Ритуальные обряды в честь Юрия носили скотоводческую и аграрную направленность, поскольку по древней традиции св. Юрий считался покровителем скота и хозяйства и приемником восточнославянского божества Велеса. Обычно на этот день приурочивали первый выгон скота. Хозяева три раза обходили свое стадо со свечой, которую специально освящали в церкви, а также с хлебом, который после ритуала отдавали животным. Пастухи в этот день получали богатое угощение. К летним обрядам относились также обряды жнива (зажинки, дожинки), которым придавалось большое значение, поскольку от их исполнения зависел урожай, а значит и жизнь крестьянина. Основное содержание осенних обрядов – стремление вернуть работающим на поле затраченную силу и сохранить плодоносную энергию земли. Символическое значение придавалось первому и последнему сжатым снопам, вокруг которых осуществлялся целый ряд обрядовых действий, проводились театрализованные представления с песнями, играми, обрядовой трапезой. Последний сноп несли с дожинок домой и помещали в «красный угол» под иконами, с него начиналась молотьба, а зерна его сохраняли до нового посева. Особые почести воздавали и последнему снопу. Работа в поле сопровождалась «жнивными» и «дожиночными» песнями. Завершение сельскохозяйственного года символизировал праздник Покрова. Считалось, что Покров приносит белое снежное покрывало на землю. Об этом сложены поговорки: - «Покров кроет землю то листом, то снегом», «На Покров до обеда осень, после обеда зима». Урожай собран, и крестьянин становится относительно свободен, чтобы встретить гостей. Снова наступает время веселых игр, гуляний, свадеб с их обрядами и ритуалом [15].

    Семейные обряды – фиксируют основные этапы жизни человека. Семейным обрядам уделялось большое значение. Для сватовства, проведения свадьбы или крещения новорожденных использовались специальные ритуалы, которые свято чтили и соблюдали. Свадьбы, как правило, назначали на время после успешного сбора урожая или крещения. Также благоприятным временем для обряда считалась неделя, наступающая после светлого праздника Пасхи. Молодожёнов женили в несколько этапов. Первый этап сватовство. Для того чтобы сосватать невесту жениху, все близкие родственники с обеих сторон собирались вместе. Обсуждали приданое, где будет жить молодая пара, договаривались о подарках на свадьбу. После того как благословение родителей было получено, начиналась подготовка к торжеству. Невеста с подружками собирались каждый вечер и готовили приданое - шили, вязали и ткали одежду, постельное белье, скатерти и прочий домашний текстиль. Пели грустные песни. В первый день свадьбы невеста прощалась с девичеством. Подружки пели грустные обрядовые песни русского народа, прощальные плачи, ведь девушка с этого момента оказывалась в полном подчинении мужа, никто не знал, как сложится ее семейная жизнь. Согласно обычаю, во второй день свадьбы новоиспеченный муж вместе с друзьями отправлялся к теще на блины. Устраивали бурное застолье, заходили в гости ко всем новым родственникам. Когда в новой семье появлялся ребенок, его следовало обязательно крестить. Обряд крещения проводили сразу после рождения. Требовалось выбрать надежного крестного - этот человек нес большую ответственность, практически наравне с родителями, за судьбу младенца. А когда малышу исполнялся год, у него на темечке выстригали крест. Считалось, что этот обряд дает ребенку защиту от нечистой силы и сглаза. Когда ребенок подрастал, он был обязан ежегодно в Сочельник навещать крестных с угощением. А те, в свою очередь, одаривали его презентами, угощали сладостями [4].

    Окказиональные обряды - исполняются не регулярно, а от случая к случаю. Обряды окказиональные - это вне календарные обряды, направленные на преодоление возможного или разразившегося кризиса в природе, обществе или психическом и биологическом состоянии человека и домашних животных, либо наоборот - на создание кризиса, отклонения от нормы. Антикризисные окказиональные обряды имеют целью достижение наилучших результатов или, хотя бы нормы, кризисные обряды (обряды наведения порчи) имеют целью создание кризиса, отклонения от нормы в худшую сторону. Грань между антикризисными и кризисными обрядами не всегда очевидна. Девушки, умывающиеся с целью повышения славутности росой, собранной в Ивановскую ночь, водой, слитой с колоколов, звучавших на Благовещенье, стремятся к норме, так как быть в норме - это нравиться парням, иметь ухажеров. Девушка, встающая правой ногой на порог бани и призывающая ветры навести «тоску и сухоту на весь мир, на всех парней», занимается наведением порчи, кризиса в психическом состоянии потенциальных женихов. Обряды, нацеленные на сохранение нормы для себя, за счет кризиса у соседей (обряд кражи щепок-«коровушек» у чужих поленниц для переноса удойности с соседских коров на своих), направлены на создание кризиса. «Целительный обряд» остается антикризисным только до тех пор, пока знахарь или колдун стремиться восстановить целостность здоровья человека или животного, за счет православной молитвы или апокрифа, и даже задабривания жертвой духов низшей мифологии, но никак не за счет здоровья других людей или животных, принадлежащих другому хозяйству. Жертвы и молитвы, обращенные к Сатане и его воинству, как считается у народов Карелии, могут иметь лишь временный эффект в исправлении здоровья или поправке крестьянского хозяйства, так как расплатиться за достижение эффекта придется магическому специалисту сторицей на его смертном ложе, а заказчику такого обряда - после смерти на Суде Божьем. Обряды по созданию искусственной культурной среды обитания у народов Карелии связывались чаще всего с постройкой жилищ (обряды срубания деревьев и их доставки в деревню, обряды на окладной венец, подъем матицы и коневого бревна). Обряды освоения (окультуривания) построек исполнялись не только при заселении домов (на новоселье), но и при постановке в хлев животных, куриц в курятник. На первое посещение новой бани звали банного духа-хозяина из старой бани в новую или приглашали в первый раз мыться беременную женщину, чтобы в новой бане завелся новый банный хозяин. В редко посещаемых охотничьих избушках «культурное пространство» восстанавливали тем, что стучались в двери, просили разрешения у духов -хозяев войти, разгребали в очаге старые угли. Новокупленное ружье «окультуривали» тем. что в первый раз из него убивали сороку и мазали ее кровью ствол (чтобы сороки боялись и улетали с пути охотника или убивали ворона (чтобы всякая нечисть в лесу ружья боялась). После отела «окультуривали» молоко очистительными обрядами, а яйца кур тем, что первое яйцо от курицы помечали крестиком и оставляли в сенях в подарок домовому. Приступая к приготовлению пищи, просили «Благословить Божий дар», чтобы пища досталась людям, а не нечистым духам и так далее. «Антикризисные» обряды природного и биологического (эпидемиологического) происхождения были иными. При моровых поветриях трижды опахивали селение сохой, в которую впрягались три обнаженные вдовы, а у въезда в деревню закапывали живой черную кошку, чтобы болезнь не вошла в селение, строили за один день «обетную» (заветную) часовню или приносили в уже готовую часовню «обетное» полотенце, для изготовления которого все процессы от выделывания льна до вышивания, женщины деревни завершали за время от восхода до заката солнца. Чтобы беда никогда не возвращалась, устанавливали ежегодный «обетный» (заветный) праздник. При затяжных дождях обычно молились в церквях и часовнях всем поселением, а на Водлозере (Пудожье) - отправляли стариков на Кенозеро (Каргополье) с подарком из «обетных» мужских портов и рубахи, которые там вывешивали на священной сосне в урочище Макарий. В затяжную засуху русские устраивали молебен на полях, а у карел женщины всей деревней замачивали в воде косы-горбуши или разом выходили намывать в реке или озере сковороды для блинов [6]

      1   2


    написать администратору сайта