курсовая Степанова 2. Курсовая работа использование обрядовых элементов в подготовке и проведении народных праздников
Скачать 67.04 Kb.
|
1 2 2.1 Методика подготовки и проведения народных праздников У любого народа и во все времена одним из самых любимых периодов календарного года, самым любимым развлечением и ритуальным занятием был и остается «праздник». У каждого праздника свое время, своя идея, свое «лицо». Поэтому считается, что учредить или выдумать народный праздник невозможно. Его надо десятилетиями переживать и закреплять в соответствии с переживаниями предыдущих поколений в сознании поколений последующих. Поэтому организация народных праздников - дело чрезвычайно серьезное, необходимое для сохранения преемственности поколений, сохранения истории народа [20]. На народном празднике, с одной стороны, можно развлечься, снять физическое и психическое напряжение, проявить себя как талант, а, с другой, осознать принадлежность к чему-то могучему, историческому, символичному. Общенародные праздники для многих - шанс творческой самореализации, самовыражения, позволяющий испытать чувство собственной значимости, заслужить одобрение и признательность окружающих. Народный праздник - явление народной культуры, проявление содержательно наполненного свободного времени народа. Это всегда увлекательный спектакль, где артисты и участники – одно лицо, где как бы само собой происходит перевоплощение, где в результате многократного проигрывания одних и тех же игровых упражнений (песенных и танцевальных, силовых, состязательных) происходит накопление участниками практического опыта культурного времяпрепровождения. Содержание народного праздника имитирует жизнь народа, создает универсальную картину мира, вводит человека в жизнь этой картины, заставляет его подчиниться определенным правилам игры. Поэтому иногда народный праздник формирует поле для психологической разрядки участников, снятия напряженности, агрессивности, разрушительности, с помощью, например, смеховых форм деятельности участников, а иногда сильнейшим образом заряжает души людей энергией и силой. Участники народного праздника - взрослые и дети. По оценке специалистов и взрослые участники народного праздника, и дети, выполняя несложные творческие задания, исполняя элементы ритуально-игровых праздничных действий совместно (в режиме сотрудничества) удовлетворяют потребности в общении, разумной интимности, суббординационных отношениях. Никто никого не осуждает за неточность выполнения заданий или за недостаток необходимых сил, здесь не ставятся оценки, а создается поле взаимопомощи, взаимоподдержки, разумного (сродни деловому) взаимодействия. Стихийное стремление «победить» на «свалке-сцеплялке», «на кулаках», «в подножках» и реализация этого стремления у многих взрослых и большинства мальчишек во время народного праздника удовлетворяет потребность в самопроверке сил, самоутверждении среди сверстников, признании собственной личности [22]. Веками в традиционной народной культуре складывалась и отрабатывалась как в содержательном, так и в организационном плане, система календарных и бытовых праздников. Сложившиеся и сохраняющиеся на протяжении веков их варианты считались рациональными (разумными) с точки зрения их социальной полезности, так как в процессе участия в праздничном действии происходило воспитание целого народа и каждого человека в отдельности, создавалась мощная психологическая поддержка группе и индивиду, необходимая в периоды войн, экономических или экологических потрясений. К «календарным» относят народные праздники весенне-летнего и осенне-зимнего циклов, сливших воедино доисторическое и историческое мировоззрение людей, религию язычников и христиан (кстати, практически всякий народный праздник содержит религиозную основу). У русских это такие праздники как: «Масленица», «Жаворонки», «Семик» или «Троица», «Зажинки», «Иван Купала», «Мокрины», «Осенины», «Капустник» ,«Покров», «Рождество», и другие. В разных народных календарях мы встречаем разные названия народных праздников. Это зависит от местности, где праздник «родился, развивался и жил» и исторической эпохи, - особенностей исторического развития речевой грамматики и языка. Обрядовые традиции календарных народных праздников сохранили свою воспитательную силу по сегодняшний день и поэтому там, где они еще используются, почти не изменили своей содержательной и организационной специфики в наши дни. Бытовые же праздники, приуроченные к тем или иным достижениям (семейно-трудовым, спортивно - тренировочным, воинским - у мужчин, домоводства - у женщин), конечно, с развитием науки и техники, образования и культуры приобрели иное значение (музейное). Поэтому если и используются теперь, то лишь фрагментарно и по конкретному назначению (просветительскому, досуговому, воспитательному). У русских это, например, праздники: «Наречение пахаря», «Посвящение подростков» (возрастные и символико-статусные инициации), «Смотрины», «Кадрильные посиделки», «Девичник», «Кулачный бой» и другие., впоследствии - это праздники «Малых отечеств» (юбилеев сел, городов, дней улиц, дворов, микрорайонов), «Народных ремесел» (гончаров, кружевниц, игрушечников) и так далее. Исходными принципами деятельности организатора народного праздника выступают: 1. Принцип передачи всем участникам народного праздника психологического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, путем непосредственного контакта между общающимися людьми. 2. Принцип взаимодополняемости и взаимодействия принимающих участие в народном празднике разовых и постоянных кадров. 3. Принцип постепенного и последовательного распределения подготовительных мероприятий в организации народного праздника. В традиционной народной культуре сложился определенный тип народного праздника и определенный набор обязательных действий (ритуалов), создающих собой в системе своеобразную, но строгую конструкцию. Обязательными элементами такой конструкции являются: - «зачин» праздника (яркое театрализованное зрелище, объявление о начале торжества),- его «разгул» и «перелом» (воспроизведение участниками многочисленной череды тех или иных праздничных обрядов, делящих каждый праздник на две половины - «до середины» и «после нее»), - его «спад» (организованное завершение праздничного гуляния с соответствующими каждому празднику кульминационными по содержанию ритуалами) [16]. Стадии подготовки народного праздника. 1.Предварительная подготовка. На этой стадии необходимо определить целевую аудиторию (группу людей, для которых будет организован праздник), масштабность планируемого праздника, место проведения, возможность практической реализации идеи силами инициативной группы. Нужно конкретно определить, кто войдёт в состав инициативной группы, с какой целью, кто всем этим будет руководить. Не забудьте продумать и то, на чью поддержку вы сможете рассчитывать (на консультации специалистов, на финансовую помощь каких организаций или частных лиц, на помощь местных жителей). 2. Разработка сценария. Изучите историю народного праздника и включите в сценарий необходимые традиционные элементы. Продумайте соответствующие костюмы. Предусмотрите конкурсы для всех категорий участников (детей и взрослых, мужчин и женщин), а также необходимый инвентарь. 3. Подготовка праздника. На этой стадии нужно привлечь необходимые кадры для реализации сценария, составить графики репетиций, распределить обязанности в инициативной группе. Предусмотрите возможность взаимозаменяемости и обмена обязанностями. Полезно иметь «людской резерв», готовый при необходимости прийти на помощь. Составьте график контроля за назначенными мероприятиями и следите за тем, чтобы всё осуществлялось вовремя. Согласно разработанному сценарию определите материальные ресурсы и источники их получения. Прежде всего оцените свои возможности. Затем определите, какие организации, учреждения, фирмы или индивидуальные спонсоры готовы поддержать вас различными доступными им способами (деньгами или товарами, сразу или поэтапно). Для этого нужно объяснить им свой основной замысел, показать значимость его для общества, убедить в том, что им это выгодно. Не ограничивайтесь устными договорённостями. Целесообразнее всего составить письменный договор о взаимном сотрудничестве. Для привлечения зрителей и участников праздника, а также единомышленников, желающих вам помочь, распространите информацию о предстоящем мероприятии, например, через афиши, листовки, объявления. 4. Проведение праздника. На этой стадии вы уже конкретно приступаете к реализации замыслов. Не забывайте и о том, что хорошо собирать фото и видеоматериалы о ходе праздника. Это поможет вам в дальнейшем проанализировать вашу деятельность, предоставить собранные материалы для отчёта (в случае необходимости), подготовить материалы в прессу, при разработке следующего праздника привлечь на свою сторону больше единомышленников. 5. Коллективное подведение итогов проведения народного праздника. Любая завершённая работа нуждается в анализе. В ходе анализа стоит отметить, достигнуты ли цели и задачи мероприятия, что получилось, а чего и по какой причине достичь не удалось, вклад каждого члена команды в общий результат работы. 2.2 Организация и проведение народных праздников с использованием обрядовых элементов в Учреждении Культуры Термин «обряд» происходит от глагола обрядить, обряжать, украшать. Обряд является своего рода перерывом в обыденной жизни, ярким пятном на фоне повседневности. Характерна камерность. Обряд - общественное явление, представляющее собой совокупность утвердившихся в народе символических действий, выражающее определенный магический смысл, связанный с отмечаемым событием личной или общественной жизни. Это своеобразный коллективный акт, который строго определяется традицией, а также высшая сторона религиозной жизни и верования человека. Обряд является одним из способов существования традиций. Традиция - общественное явление, которое отражает сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, особая форма общественных отношений, отражающихся в общих действиях и сохраняемых силой общественного влияния. Таким образом, праздник практически всегда включает в себя определенный обряд. В зависимости от состава исполнителей от, принято выделять «личностные», «групповые», «общинные обряды», в зависимости от пола и возраста людей, выделяют «мужские» и «женские», «детские», «подростковые», «молодежные», «девичьи», «старушечьи» обряды. Обряды жертвенного характера, входящие на правах частной церемонии целостного церемониала, принято именовать, «обрядами жертвоприношений», а гадательного характера – «гадательными (вариант - магическими) обрядами». В зависимости от эгиды проведения могут выделяться «народные», «церковные» (вариант – «религиозные») обряды. Принятая в русской этнографии классификация она включает в себя три крупные группы обрядов: - «обряды жизненного цикла», «обряды календарные», «обряды окказиональные». Обряды «жизненного цикла» часто именуют «семейными обрядами». Они включают в себя обряды родильные, обряды свадебные, обряды похоронные. Главным объектом обрядов жизненного цикла всегда является конкретный человек на определенном этапе его жизни. При этом в обрядах задействованы также другие родственники, свойственники, магические и не магические специалисты, священники, а изредка (например : при проводах рекрута в армию) вся сельская община. Обряды календарные включают в себя исполняемые по определенным, неподвижным или подвижным (связанным с Пасхой), датам народного календаря. По времени их исполнения принято делить на «зимние», «весенние», «летние», «осенние», а также «осенне-зимние» и «весенне-летние». С ярко выраженной хозяйственной направленностью принято именовать «обрядом хозяйственного цикла». Обряд - совокупность условных, традиционных действий, служащих символом определённых социальных отношений, формой их наглядного выражения и закрепления [6]. Характерные черты обрядности: - идея, заложенная в обряде, выражена в условно символических действиях; - эмоциональная подготовка; - массовость - обряд должен поддерживаться авторитетом общества; - прочность и устойчивость; - обряды создаются жизнью и временем - трудно поддаются изменениям; - повторяемость и традиционность; - обеспечение связей и преемственности поколений. Социальные функции обрядов: -приобщение к духовной культуре общества; - коллективные действия вызывают коллективные переживания; - формируют ценностные ориентации, нормы поведения; - форма приобщения к социально-целому (семья, социальная группа, государство). Средства художественной выразительности обряда: действо, устное слово (художественное или ритуальное), наглядные, вещественные атрибуты, музыка, сюжет, символ (знак или разновидность знака, который в своей внешней форме заключает содержание явления или события). Главные черты обряда - стабильность и импровизация [7]. 2.3 Специфика организации народных праздников в Энгельсском районе В Энгельсском Муниципальном районе проходят такие праздники как : «Масленица», ее проводят все 42 учреждения культуры Энгельсского района. Так - же проходит большое масленичное гуляние на площади в центре города Энгельс, проводит центр народного творчества «Дружба». Цель – проведение народного праздника «Масленица». Задачи: 1. Познакомить детей с традицией проведения старинного праздника «Масленица». 2. Возродить интерес к культуре своего народа, развивать желание приумножать его богатства. 3. Оздоровление детей и молодежи, развитие их ловкости, смекалки. Масленица — это шумный и веселый праздник имеющий многообразные обряды и традиции. В проведении народных гуляний в центре народного творчества «Дружба» и в ряде домов культуры Энгельсского района, в том числе и Дом культуры «Коминтерновский» пользуются популярностью забавы масленичной недели были кулачные бои, катание на санях, лазанье на столб за призом, поедание блинов на время, сжигание чучела, купание в прорубях. Многие обряды и традиции можно встретить на празднованиях и сейчас. Считалось, что тот, кто не ест и не веселится на Масленицу, проживет наступивший год бедно и безрадостно, поэтому в народных гуляньях участвовали все без исключения. Главным угощением на Масленицу являются блины. Это связано с верой славян в солнце, как Бога, поэтому появилась традиция печь круглые лепешки, напоминающие по форме небесное светило. Со временем лепешки заменили блинами. Конечно же не обошлось и без других обрядов, таких как: хороводы, песни, пляски, и сжигание чучела «Масленицы». До сих пор сохранилась традиция в седьмой день масленичной недели, просить у родных, друзей и близких прощения за обиды, накопившиеся за год. «Встреча праздника Покров» - проходит на городской площади, проводит ЦНТ «Дружба». Задачей народного праздника «Встреча праздника Покров»: - Познакомить аудиторию с православным праздником Покрова, его историей, традициями празднования. - Формировать интерес участников к русской истории, народным обычаям. - Вовлечь аудиторию в познавательную и игровую деятельность. В ходе праздника выполнялись следующие обрядовые действия: хозяйка праздника выводит девушку, которая держит в руках каравай на рушнике, и угощает всех гостей этим караваем. Караваем угощали, чтобы пропали все беды и ненастья, и жизнь угостившегося наполнялась счастьем и здоровьем. Проводились традиционные посиделки, игры (утепли избу, угадай невесту и так далее), все это сопровождалось песнями, плясками, хороводами, шутками и прибаутками: - «Долго выбирать – женихом не бывать». В день Покрова Мать Пресвятая Богородица находится среди людей. Она простирает свой небесный Покров и над грехами нашими, и над любовью, и над верой, и надеждой нашей. Фестиваль арбузного меда «Музейный пикник» - проходит при поддержке управления культуры Энгельсского района и администрации г. Энгельса. Этот фестиваль проходит не только в городе Энгельсе, но и в Тольятти, Сызрани, Димитровграде. Фестиваль «Музейный пикник», запомнился покровчанам непередаваемым национальным колоритом, обилием воистину солнечных красок из народных песен и танцев, творческим подходом покровских знатоков и хранителей исторического наследия к традициям старины. Но особенно возрождением древнего обычая – Варка арбузного меда. В ходе праздника на площадь выезжает подвода запряженная лошадьми, на которых находятся 6 человек в национальных костюмах, арбузы и чаши с медом, которым угощают гостей. Заключение Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственность выступает гарантами ведения здорового образа жизни населения, гармонизированной организации бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений с окружающими, любви и бережного отношения к природе. Воспитательная роль народной культуры и прежде всего – культуры традиционной проявляется через воздействие на каждую личность будь это младший школьник или подросток, таким образом она активно влияет на весь уклад жизни и общества. Следование канонам традиционной культуры развивает у детей и подростков чувство собственного достоинства и национальной гордости, способствует осознанию роли своего народа в мировой цивилизации. Успешная и наиболее полная реализация преобразующего, созидательного и воспитывающего потенциала народной культуры осуществимо только при благоприятствующих этому условиях: сохранение, возрождение, в целом и ее традиционной составляющей - особенности; воспитание населения, особенно детей и подростков, на материалах наследия народной культуры, путем ненавязчивых форм приобщения к его богатству; активное участие всех желающих в любых формах народного творчества. Социальная сущность народного праздника в том, что он представляет собой особый тип социального действия людей, объединяющий их идейно, утверждающий мировоззрение данного общества и его идеалы. Праздник является продолжением жизни общества, его будней, только другими средствами, в других формах. Связь праздника с повседневными трудовыми буднями осуществляется через праздничное осмысление труда, через создание атмосферы праздника будней. Организацию народного праздника можно рассматривать как особый вид социально-культурного действия народных масс в часы досуга. Сам праздник представляет, как момент отдыха, так и переключение эмоциональной разрядки. Сочетание в празднике различных форм самовыражения масс с восприятием ими зрелища выражает сущность праздника. Можно сказать, что обряды - это явления, изучаемые многими науками, - социологией, семиотикой, историей, филологией, философией, психологией, этнологией и другими. Они рассматривались с разных позиций - социальной, политической и биологической жизни. Также обряды и ритуалы связывали с религией и религиозным сознанием. В каждой выделялись свои, определенные черты и направления рассматриваемых понятий. Драматургия и режиссура празднично обрядового театрализованного действа процесс сложный и трудоемкий. При разработке литературного сценария народного праздника нужно учитывать традиции и обряды преемственные только для этого праздника, учитывать характерные черты региона, в котором будет проходить данное действо и другое. При написании сценария, посвященного народному празднику, включающему в себя те или иные обряды и обрядовые действия, следует иметь в виду определенную и порой значительную трансформацию праздника по времени и в сознании людей. Для режиссера сценарий является не просто руководством определенной последовательности праздничных и обрядовых действий, но драматургически разработанным планом. Традиционная народная художественная культура является наиболее благоприятной средой для раскрытия творческих способностей развития личности. Наиболее массовой, доступной и естественной формой реализации творческого потенциала каждого человека остается народное искусство, фольклор, обрядово-праздничная культура, все то, что нам сейчас так необходимо. А отсюда необходимость популяризации, всяческого поощрения использования народных культурных традиций в деятельности народных творческих коллективах, в фольклоре. Список литературы Афанасьев А.Н. – «Поэтические воззрения на природу» 1994 г. Бакланова Т.Н. – «Народное художественное творчество» 2002 г. Бакланова Т.Н. – «Народная художественная культура» 2002 г. Громыко М.М. – «Мир русской деревни» 1991 г. Гараджа В.И. – «Религия и общество» 1996 г. Забылин М.М. – «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия» 2014 г. Звонорева А. – «Народные обряды, обычаи и приметы» 2009 г. Костанян Н.Н. – «Русская народная словесность» 2008 г. Костомаров Н. – «Быт и нравы русского народа» Лазутин С.Г. – «Русское народное творчество» 1977 г. Михеева Л.Н. – «Русские народные праздники» 2007 г. Некрылова А.Ф. – «Круглый год. Русский земледельческий календарь» 1989 г. Пропп В.Я. – «Русские аграрные праздники» 1963 г. Рыженков Г.Д. – «Старинный русский календарь» 1992 г. Сахаров И.П. – «Сказания русского народа» 1990 г. Степанов Н.П. – «Народные праздники на Святой Руси» 1990 г. Снегирев И.М. – «Русские простонародные праздники и суеверные обряды» 1837 г. Ходжаев Ф.А. – «Календарные народные праздники» 2002 г. Чичеров В.И. – «Зимний период русского земледельческого календаря XVI – XIX в.в.» 1957 г. Шангина И.И. – «Праздничная и обрядовая жизнь русского народа» 1997 г. Юдина Н.А. – Энциклопедия русских обычаев» 2000 г. 1 2 |