Главная страница

Пример выполнения задания 2. Дианетика как пример околонаучного знания


Скачать 17.84 Kb.
НазваниеДианетика как пример околонаучного знания
Дата07.10.2021
Размер17.84 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПример выполнения задания 2.docx
ТипДокументы
#243225

ДИАНЕТИКА КАК ПРИМЕР ОКОЛОНАУЧНОГО ЗНАНИЯ
Дианетика, претендуя на научность (она представляется как «наука душевного здоровья»), известна в мире достаточно широко (в Новосибирске в настоящее время функционирует центр дианетики); после первого этапа ее активной экспансии в Россию в конце 80-х – начале 90-х гг. ХХ в. ее распространение было ограничено, поскольку было установлено, что по организации она близка к тоталитарной секте.

В первую очередь обращает на себя внимание глобальность описания результативности дианетики. Сообщается, что «армии, династии и целые цивилизации исчезли с лица Земли из-за отсутствия этой науки»1 и что непонимание того, о чем говорит дианетика, служит единственным источником «всех психозов, неврозов, компульсий, репрессий и общественных отклонений»2. При этом прохождение дианетической терапии решает практически все ключевые проблемы жизни человека: он никогда больше не заболеет многими заболеваниями, у него станут идеальными зрение и слух, продолжительность жизни будет максимальной, семейные отношения – всегда гармоничными, «уровень интеллекта любого пациента взмывает вверх, как ракета»3, и т.д.

В отношении предшествующей науки дианетика однозначно манифестируется как выход на новый уровень понимания. Она не встраивается в логическую линию развития исследований бессознательного слоя психики, а дезавуирует ее: «Психология - просто наука о психике, и теперь, когда существует подлинная наука о психике, психология может развиваться по собственному усмотрению»4. Примечательно, что в книге Р. Хаббарда присутствуют ссылки на общие философские идеи о бессознательном (например, у стоиков), но ссылки на труды более близких предшественников (например, З. Фрейда. К. Юнга, А, Адлера) отсутствуют. Имя З.Фрейда в тексте не упоминается вовсе. В результате дианетика предстает как принципиально новая наука о психике, не имеющая другой предыстории, кроме цепи заблуждений и ошибок.

Поскольку не используются разработанные концепции бессознательного, не используется также существующий категориальный аппарат (оговорено, что автор избегал сциентистской терминологии, чтобы сделать изложение простым и доступным): аналайзер, реактивный ум, инграмма, клир… В дианетике построен собственный язык для описания функционирования психики и способов терапии, не соотнесенный с другими системами описания; этот язык задан списочным способом «с нуля».

Явно просматривается также оговоренное отождествление вероятного с необходимым в логических построениях. Например, из разговора о значимости бессознательного в человеческой деятельности (что признано в современных научных представлениях) сделан вывод о сохранении в бессознательном всех впечатлений жизни индивида, в том числе в пренатальный период. Некоторые тезисы вводятся как предположения и без дальнейшей верификации используются как основания для вывода. Так происходит с утверждением о разумности каждой клетки самой по себе, предположение о котором делается на основе общих соображений о динамике выживания: в дальнейшем оно, уже как бесспорное, служит основой для разъяснения механизмов записи инграмм. Аналогично один из ключевых переходов происходит следующим образом: «Дианетика, стремясь получить состояние клир, вынуждена была признать тот факт, что клетки плода записывают информацию. Дальнейшие исследования показали, что клетки эмбриона тоже фиксируют записи. Потом обнаружилось, что записи начинаются уже в клетках зиготы...»5. После этого изучение инграмм связывается уже почти исключительно с пренатальным периодом: «Если бы роды были первой инграммой, все могли бы стать клирами за пять часов»6. В роли исследования здесь выступает простое умозрительное рассуждение. Постулаты концепции, среди которых есть явно нуждающиеся в проверке, используются для выдвижения гипотез, которые, в свою очередь, без дальнейшей верификации становятся основанием еще более смелых выводов.

И наконец, используется достаточно традиционный прием, обеспечивающий защиту от критики. Р. Хаббард указывает, что реактивный ум всячески сопротивляется клированию, «поэтому одитор, когда он сталкивается... с враждебной Дианетике теорией, критическими высказываниями и т.д., слушает не аналитическую информацию, а реактивные инграммы»7. Иными словами, любая критика дианетики свидетельствует о том, что высказывающий ее нуждается в дианетической терапии, что превращает данную концепцию практически в нефальсифицируемую. Отношение к сообщениям пациента асимметрично: если он отрицает наличие инграмм, их поиск продолжается, если же находит их, его слова принимаются как очередное торжество метода.

Таким образом, большинство логических маркеров околонаучного знания обнаруживается в дианетике, что может быть основанием для ее идентификации в качестве данного вида познания.

1 Хаббард Р.Л. Дианетика. Современная наука душевного здоровья. М.: Воскресенье, Нью Эра Пабликейшнс Груп, 1993. С. 7.

2 Там же. С. 10.

3 Там же. С. 243.

4 Там же. С. 212.

5 Там же. С. 165.

6 Там же. С. 277.

7 Там же. С. 232.


написать администратору сайта