Карточка 2
С помощью детали автор может:
подчёркивать психологическое состояние героя; характеризовать персонажа, раскрывать особенности его внутреннего мира; создавать у читателя нужное автору впечатление, настроение, ощущение; подчеркивать колорит эпохи, передавать дух времени, социальные особенности; способствовать раскрытию системы образов произведения;
В ворота гостиницы губернского города Н въехала рессорная небольшая бричка, в какой ездят холостяки, штабс-капитаны и помещики, имеющие около сотни душ крестьян. В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, не стар, однако и не слишком молод…
Когда экипаж въехал во двор, господин был встречен трактирным слугою, таким вертлявым, что нельзя было рассмотреть, какое у него лицо. Он проводил господина вверх по деревянной лестнице и показал его номер. Номер был известного рода: за два рубля в сутки комната с тараканами, выглядывающими из углов, как чернослив, и с любопытным не в меру соседом, интересующимся знать о всех подробностях проезжающего…
Пока приезжий господин осматривал свою комнату, внесены были его пожитки: потертый чемодан из белой кожи и небольшой ларчик красного дерева с инкрустацией из карельской березы, сапоги и завернутая в бумагу жареная курица.
Н.В Гоголь «Мертвые души»
Деталь – ларчик, принадлежавший Чичикову, Гоголь упоминает несколько раз, обращая на него внимание читателя. Какова роль этой детали для раскрытия образа главного героя?
|
Карточка 3
С помощью детали автор может:
подчёркивать психологическое состояние героя; характеризовать персонажа, раскрывать особенности его внутреннего мира; создавать у читателя нужное автору впечатление, настроение, ощущение; подчеркивать колорит эпохи, передавать дух времени, социальные особенности; способствовать раскрытию системы образов произведения;
На краю дороги стоял дуб. Вероятно, в десять раз старше берез, составлявших лес, он был в десять раз толще, и в два раза выше каждой березы. Это был огромный, в два обхвата дуб, с обломанными, давно, видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюже, несимметрично растопыренными корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца.
«Весна, и любовь, и счастие! — как будто говорил этот дуб. — И как не надоест вам все один и тот же глупый бессмысленный обман! Все одно и то же, и все обман! Нет ни весны, ни солнца, ни счастья. Вон смотрите, сидят задавленные мертвые ели, всегда одинакие, и вон и я растопырил свои обломанные, ободранные пальцы, где ни выросли они — из спины, из боков. Как выросли — так и стою, и не верю вашим надеждам и обманам» .
Князь Андрей несколько раз оглянулся на этот дуб, проезжая по лесу, как будто он чего-то ждал от него. Цветы и трава были и под дубом, но он все так же, хмурясь, неподвижно, уродливо и упорно, стоял посреди их.
«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, — думал князь Андрей, — пускай другие, молодые, вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, — наша жизнь кончена! » Целый новый ряд мыслей безнадежных, но грустно-приятных в связи с этим дубом возник в душе князя Андрея. Во время этого путешествия он как будто вновь обдумал всю свою жизнь и пришел к тому же прежнему, успокоительному и безнадежному, заключению, что ему начинать ничего было не надо, что он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая
Л.Н. Толстой «Война и мир»
Какую роль играет пейзажная деталь в приведенном отрывке?
|
Карточка 4
С помощью детали автор может:
подчёркивать психологическое состояние героя; характеризовать персонажа, раскрывать особенности его внутреннего мира; создавать у читателя нужное автору впечатление, настроение, ощущение; подчеркивать колорит эпохи, передавать дух времени, социальные особенности; способствовать раскрытию системы образов произведения;
Как шел домашний костюм Обломова к покойным чертам лица его и к изнеженному телу! На нем был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намека на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него. Рукава, по неизменной азиатской моде, шли от пальцев к плечу все шире и шире. Хотя халат этот и утратил свою первоначальную свежесть и местами заменил свой первобытный, естественный лоск другим, благоприобретенным, но все еще сохранял яркость восточной краски и прочность ткани. Халат имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: он мягок, гибок, тело не чувствует его на себе, он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела.
Обломов всегда ходил дома без галстука и без жилета, потому что любил простор и приволье. Туфли на нем были длинные, мягкие и широкие, когда он, не глядя, опускал ноги с постели на пол, то непременно попадал в них сразу.
И.А. Гончаров «Обломов»
Деталь – халат, принадлежавший Обломову, упоминается на протяжении всего романа. Какую роль играет эта деталь в раскрытия образа главного героя?
| Блок 5. Ремарка
Ремарка — это авторское замечание, пояснение, сноска в драматическом произведении
Карточка 1
В ремарке могут быть отражены:
авторская позиция; психологическое состояние героев;
Цель ремарки:
Любовь Андреевна. Неужели это я сижу? (Смеется.) Мне хочется прыгать, размахивать руками. (Закрывает лицо руками.) А вдруг я сплю! Видит Бог, я люблю родину, люблю нежно, я не могла смотреть из вагона, все плакала. (Сквозь слезы.) Однако же надо пить кофе. Спасибо тебе, Фирс, спасибо, мой старичок. Я так рада, что ты еще жив…
Любовь Андреевна. Я не могу усидеть, не в состоянии. (Вскакивает и ходит в сильном волнении.) Я не переживу этой радости… Смейтесь надо мной, я глупая… Шкафик мой родной… (Целует шкаф.) Столик мой.
А.П. Чехов «Вишневый сад»
Какую роль в приведенном фрагменте играет ремарка?
|
Карточка 2
В ремарке могут быть отражены:
авторская позиция; психологическое состояние героев;
Цель ремарки:
обрисовать обстановку, в которой происходит действие; указать место действия, прошлое персонажей, их жесты и мимику; дать физический или психологический портрет действующего лица;
Лопахин. Мне хочется сказать вам что-нибудь очень приятное, веселое. (Взглянув на часы.) Сейчас уеду, некогда разговаривать… ну, да я в двух-трех словах. Вам уже известно, вишневый сад ваш продается за долги, на двадцать второе августа назначены торги, но вы не беспокоитесь, моя дорогая, спите себе спокойно, выход есть… Вот мой проект. Прошу внимания! Ваше имение находится только в двадцати верстах от города, возле прошла железная дорога, и если вишневый сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под дачи, то вы будете иметь самое малое двадцать пять тысяч в год дохода….
Лопахин (взглянув на часы). Если ничего не придумаем и ни к чему не придем, то двадцать второго августа и вишневый сад, и все имение будут продавать с аукциона. Решайтесь же! Другого выхода нет, клянусь вам. Нет и нет.
А.П. Чехов «Вишневый сад»
Какую роль в приведенном фрагменте играет ремарка?
| Блок 6. Композиция
Композиция в литературоведении — построение, взаимная соотнесённость и расположение в определённой системе и последовательности частей изображаемого и художественно-речевых средств в словесно-художественном произведении.
Карточка 1
Кольцевая композиция
Позволяет легко и эффектно завершить произведение, сделать его более стройным. Особенность данного типа — в повторении одних и тех же элементов в начале и конце произведения. Оно завершается тем же, чем и началось. Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Всё будет так. Исхода нет. Умрешь — начнешь опять сначала
И повторится всё, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Александр Блок
Какую роль в стихотворении играет кольцевая композиция?
|
Карточка 2
Зеркальная композиция
Такая композиция художественного произведения строится на повторе определенных образов. Как правило, они также размещаются в конце и начале текста. Был, примерно, такой случай: знал я одного человека, который в праведную землю верил…
Должна, говорил, быть на свете праведная земля… в той, дескать, земле – особые люди населяют… хорошие люди! друг дружку они уважают, друг дружке – завсяко-просто – помогают… и все у них славно-хорошо! И вот человек все собирался идти… праведную эту землю искать. Был он – бедный, жил – плохо… и, когда приходилось ему так уж трудно, что хоть ложись да помирай, – духа он не терял, а все, бывало, усмехался только да высказывал: «Ничего! потерплю! Еще несколько – пожду… а потом – брошу всю эту жизнь и – уйду в праведную землю…» Одна у него радость была – земля эта… И вот в это место – в Сибири дело-то было – прислали ссыльного, ученого… с книгами, с планами он, ученый-то, и со всякими штуками… Человек и говорит ученому: «Покажи ты мне, сделай милость, где лежит праведная земля и как туда дорога?» Сейчас это ученый книги раскрыл, планы разложил… глядел-глядел – нет нигде праведной земли! Всё верно, все земли показаны, а праведной – нет!.. Человек – не верит… Должна, говорит, быть… ищи лучше! А то, говорит, книги и планы твои – ни к чему, если праведной земли нет… Ученый – в обиду. Мои, говорит, планы самые верные, а праведной земли вовсе нигде нет. Ну, тут и человек рассердился – как так? Жил-жил, терпел-терпел и все верил – есть! а по планам выходит – нету! Грабеж!.. И говорит он ученому: «Ах ты… свoлочь эдакой! Подлец ты, а не ученый…» Да в ухо ему – раз! Да еще!.. (Помолчав.) А после того пошел домой – и удaвился!..
****
Бубнов. Наливай ему, Сатин! Зоб, садись! Эх, братцы! Много ли человеку надо? Вот я – выпил и – рад! Зоб!.. Затягивай… любимую! Запою… заплачу!..
Кривой Зоб (запевает). Со-олнце всходит и захо-оди-ит…
Бубнов (подхватывая). А‑а в тюрьме моей темно‑о!
Дверь быстро отворяется.
Барон (стоя на пороге, кричит). Эй… вы! Иди… идите сюда! На пустыре… там… Актер… удавился!
Молчание. Все смотрят на Барона. Из-за его спины появляется Настя и медленно, широко раскрыв глаза, идет к столу.
Сатин (негромко). Эх… испортил песню… дур-рак!
М. Горький «На дне»
Какую роль играет зеркальная композиция в пьесе «На дне»?
|
Блок 7. Речевая характеристика героя
Карточка 1
Речевая характеристика — это отображение особенностей речи персонажа (использование книжной лексики, разговорной, просторечной, фразеологизмов, канцеляризмов) в художественном произведении. Речевая характеристика передается через монолог и диалог и способна дать читателю определенное впечатление о герое. Г‑жа Простакова (Тришке). А ты, скот, подойди поближе. Не говорила ль я тебе, воровская харя, чтоб ты кафтан пустил шире. Дитя, первое, растет; другое, дитя и без узкого кафтана деликатного сложения. Скажи, болван, чем ты оправдаешься?
Тришка. Да ведь я, сударыня, учился самоучкой. Я тогда же вам докладывал: ну, да извольте отдавать портному.
Г‑жа Простакова. Так разве необходимо надобно быть портным, чтобы уметь сшить кафтан хорошенько. Экое скотское рассуждение!
***
Г‑жа Простакова. Ты ж еще, старая ведьма, и разревелась. Поди, накорми их с собою, а после обеда тотчас опять сюда. (К Митрофану.) Пойдем со мною, Митрофанушка. Я тебя из глаз теперь не выпущу. Как скажу я тебе нещечко, так пожить на свете слюбится. Не век тебе, моему другу, не век тебе учиться. Ты, благодаря бога, столько уже смыслишь, что и сам взведешь деточек.
(К Еремеевне.) С братцем переведаюсь не по-твоему. Пусть же все добрые люди увидят, что мама и что мать родная. (Отходит с Митрофаном.)
Д.И. Фонвизин «Неоросль»
Как героиню характеризует ее речь?
|
Карточка 2
Внутренняя речь (внутренний монолог, внутренняя реплика) – способ воссоздания духовной жизни персонажей в эпических произведениях. Внутренняя речь передает размышления, движение чувств и переживаний героя.
«Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушку поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
Когда же черт возьмет тебя!» -
Так думал молодой повеса,
Летя в пыли на почтовых…
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Как характеризует Онегина внутренний монолог?
|
Карточка 3
Речевая характеристика — это отображение особенностей речи персонажа (использование книжной лексики, разговорной, просторечной, фразеологизмов, канцеляризмов) в художественном произведении. Речевая характеристика передается через монолог и диалог и способна дать читателю определенное впечатление о герое. Да, — примолвил Манилов, — уж она, бывало, все спрашивает меня: «Да что же твой приятель не едет?» — «Погоди, душенька, приедет». А вот вы наконец и удостоили нас своим посещением. Уж такое, право, доставили наслаждение… майский день… именины сердца…
Чичиков, услышавши, что дело уже дошло до именин сердца, несколько даже смутился и отвечал скромно, что ни громкого имени не имеет, ни даже ранга заметного.
— А вице-губернатор, не правда ли, какой милый человек? — сказал Манилов, опять несколько прищурив глаза.
— Очень, очень достойный человек, — отвечал Чичиков.
— Ну, позвольте, а как вам показался полицеймейстер? Не правда ли, что очень приятный человек?
— Чрезвычайно приятный, и какой умный, какой начитанный человек! Мы у него проиграли в вист вместе с прокурором и председателем палаты до самых поздних петухов; очень, очень достойный человек.
— Ну, а какого вы мнения о жене полицеймейстера? — прибавила Манилова. — Не правда ли, прелюбезная женщина?
Н.В. Гоголь «Мертвые души» Как с помощью речи Гоголю удается раскрыть слащавость Манилова?
| |