Дидактический материал
для организации самостоятельной работы
учащихся при подготовке к ЕГЭ по литературе
Пояснительная записка Данная работа представляет собой сборник дидактических материалов (карточек-заданий, предназначенных для подготовки учащихся к единому государственному экзамену по литературе).
Материал предназначен для учащихся, которые планируют сдавать ЕГЭ по литературе, учителям школ.
При работе с текстом формируются обязательные умения учащихся:
- умение анализировать фрагменты эпических, драматических, лирических произведений;
- умение строить развернутое рассуждение о роли и месте данного фрагмента в произведении;
- определять виды и функции различных изобразительных средств.
Блок 1. Пейзаж - композиционный прием, основанный на изображении природы
Карточка 1
Пейзаж — это изображение картин природы в художественном произведении. Способствует раскрытию состояния героя, его настроения, характера.
Пейзаж в литературе может выполнять следующие функции:
способствует созданию образа лирического героя; способствует раскрытию состояния героя, его настроения, характера; выступает средством создания местного колорита: является фоном, непосредственно связанным с местом и действием; несет в себе психологическую характеристику: оттеняет или подчеркивает эмоциональное состояние персонажей; является источником философских рассуждений писателя; является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются; служит средством характеристики социальных условий жизни; может приобретать символическое значение;
| В середине августа, перед рождением молодого месяца, вдруг наступили отвратительные погоды, какие так свойственны северному побережью Черного моря. То по целым суткам тяжело лежал над землею и морем густой туман, и тогда огромная сирена на маяке ревела днем и ночью, точно бешеный бык. То с утра до утра шел не переставая мелкий, как водяная пыль, дождик, превращавший глинистые дороги и тропинки в сплошную густую грязь, в которой увязали надолго возы и экипажи. То задувал с северо-запада, со стороны степи свирепый ураган; от него верхушки деревьев раскачивались, пригибаясь и выпрямляясь, точно волны в бурю, гремели по ночам железные кровли дач, и казалось, будто кто-то бегает по ним в подкованных сапогах; вздрагивали оконные рамы, хлопали двери, и дико завывало в печных трубах. Несколько рыбачьих баркасов заблудилось в море, а два и совсем не вернулись: только спустя неделю повыбрасывало трупы рыбаков в разных местах берега. Обитатели пригородного морского курорта - большей частью греки и евреи, жизнелюбивые и мнительные, как все южане,- поспешно перебирались в город. По размякшему шоссе без конца тянулись ломовые дроги, перегруженные всяческими домашними вещами: тюфяками, диванами, сундуками, стульями, умывальниками, самоварами. Жалко, и грустно, и противно было глядеть сквозь мутную кисею дождя на этот жалкий скарб, казавшийся таким изношенным, грязным и нищенским; на горничных и кухарок, сидевших на верху воза на мокром брезенте с какими-то утюгами, жестянками и корзинками в руках, на запотевших, обессилевших лошадей, которые то и дело останавливались, дрожа коленями, дымясь и часто нося боками, на сипло ругавшихся дрогалей, закутанных от дождя в рогожи. Еще печальнее было видеть оставленные дачи с их внезапным простором, пустотой и оголенностью, с изуродованными клумбами, разбитыми стеклами, брошенными собаками и всяческим дачным, сором из окурков, бумажек, черепков, коробочек и аптекарских пузырьков. Но к началу сентября погода вдруг резко и совсем нежданно переменилась. Сразу наступили тихие безоблачные дни, такие ясные, солнечные и теплые, каких не было даже в июле. На обсохших сжатых полях, на их колючей желтой щетине заблестела слюдяным блеском осенняя паутина. Успокоившиеся деревья бесшумно и покорно роняли желтые листья.
А. Куприн «Гранатовый браслет»
Какую функцию выполняет пейзаж в приведенном фрагменте? Что символизирует смена пасмурной погоды на солнечную погоду?
|
Карточка 2
Пейзаж — это изображение картин природы в художественном произведении. Способствует раскрытию состояния героя, его настроения, характера.
Пейзаж в литературе может выполнять следующие функции:
способствует созданию образа лирического героя; способствует раскрытию состояния героя, его настроения, характера; выступает средством создания местного колорита: является фоном, непосредственно связанным с местом и действием; несет в себе психологическую характеристику: оттеняет или подчеркивает эмоциональное состояние персонажей; является источником философских рассуждений писателя; является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются; служит средством характеристики социальных условий жизни; может приобретать символическое значение;
Может быть, никто из живущих в Москве не знает так хорошо окрестностей города сего, как я, потому что никто чаще моего не бывает в поле, никто более моего не бродит пешком, без плана, без цели — куда глаза глядят — по лугам и рощам, по холмам и равнинам. Всякое лето нахожу новые приятные места или в старых новые красоты.
Но всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си…нова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра: великолепная картина, особливо когда светит на нее солнце, когда вечерние лучи его пылают на бесчисленных златых куполах, на бесчисленных крестах, к небу возносящихся! Внизу расстилаются тучные, густо-зеленые цветущие луга, а за ними, по желтым пескам, течет светлая река, волнуемая легкими веслами рыбачьих лодок или шумящая под рулем грузных стругов, которые плывут от плодоноснейших стран Российской империи и наделяют алчную Москву хлебом. На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные. Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим.
Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»
Какую функцию выполняет пейзаж в приведенном фрагменте? Различаются ли пейзажи деревни и города?
|
Карточка 3
Пейзаж — это изображение картин природы в художественном произведении. Способствует раскрытию состояния героя, его настроения, характера.
Пейзаж в литературе может выполнять следующие функции:
способствует созданию образа лирического героя; способствует раскрытию состояния героя, его настроения, характера; выступает средством создания местного колорита: является фоном, непосредственно связанным с местом и действием; несет в себе психологическую характеристику: оттеняет или подчеркивает эмоциональное состояние персонажей; является источником философских рассуждений писателя; является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются; служит средством характеристики социальных условий жизни; может приобретать символическое значение;
Был вечер. Небо меркло. Воды
Струились тихо. Жук жужжал.
Уж расходились хороводы;
Уж за рекой, дымясь, пылал
Огонь рыбачий. В поле чистом,
Луны при свете серебристом,
В свои мечты погружена,
Татьяна долго шла одна.
Шла, шла. И вдруг перед собою
С холма господский видит дом,
Селенье, рощу под холмом
И сад над светлою рекою.
Она глядит – и сердце в ней
Забилось чаще и сильней.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
С помощью каких изобразительных средств создан этот пейзаж? Как пространство созданного пейзажа соотносится с чувствами и переживаниями героини?
|
Карточка 4 Пейзаж — это изображение картин природы в художественном произведении. Способствует раскрытию состояния героя, его настроения, характера.
Пейзаж в литературе может выполнять следующие функции:
• способствует созданию образа лирического героя;
• способствует раскрытию состояния героя, его настроения, характера;
• выступает средством создания местного колорита:
• является фоном, непосредственно связанным с местом и действием;
• несет в себе психологическую характеристику: оттеняет или подчеркивает эмоциональное состояние персонажей;
• является источником философских рассуждений писателя;
• является призмой и способом видения мира, когда границы между природным и человеческим миром размываются;
• служит средством характеристики социальных условий жизни;
• может приобретать символическое значение; Разговор этим кончился и мы продолжали молча идти друг подле друга. На вершине горы нашли мы снег. Солнце закатилось, и ночь последовала за днем без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге; но благодаря отливу снегов мы легко могли различать дорогу, которая все еще шла в гору, хотя уже не так круто. Я велел положить чемодан свой в тележку, заменить быков лошадьми и в последний раз оглянулся на долину; но густой туман, нахлынувший волнами из ущелий, покрывал ее совершенно, ни единый звук не долетал уже оттуда до нашего слуха. Осетины шумно обступили меня и требовали на водку; но штабс-капитан так грозно на них прикрикнул, что они вмиг разбежались.
– Ведь этакий народ! – сказал он, – и хлеба по-русски назвать не умеет, а выучил: «Офицер, дай на водку!» Уж татары по мне лучше: те хоть непьющие…
До станции оставалось еще с версту. Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полетом. Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, еще сохранявшем последний отблеск зари. На темном небе начинали мелькать звезды, и странно, мне показалось, что оно гораздо выше, чем у нас на севере. По обеим сторонам дороги торчали голые, черные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мертвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Можно ли согласиться, что пейзаж несет в себе психологическую характеристику, подчеркивает эмоциональное состояние персонажей?
| Блок 2. Интерьер
Интерьер — композиционный прием, основанный на описании внутреннего вида помещений.
Карточка 1
Интерьер показывает условия жизни персонажей и тем самым используется:
для характеристики героев; играет важную роль в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла; играет роль косвенной характеристики героев; даёт возможность расширить и углубить представления читателя о событиях; несет в себе психологическую функцию; помогает воссоздать историческую обстановку
В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года. В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею; впрочем, хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз предостерегал своего гостя словами: «Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы». В иной комнате и вовсе не было мебели, хотя и было говорено в первые дни после женитьбы: «Душенька, нужно будет завтра похлопотать, чтобы в эту комнату хоть на время поставить мебель». Ввечеру подавался на стол очень щегольской подсвечник из темной бронзы с тремя античными грациями, с перламутным щегольским щитом, и рядом с ним ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале, хотя этого не замечал ни хозяин, ни хозяйка, ни слуги.
Н.В Гоголь «Мертвые души»
Какую функцию выполняет интерьер в приведенном фрагменте? Помогает ли он сделать выводы о характере Манилова?
|
Карточка 2
Интерьер показывает условия жизни персонажей и тем самым используется:
для характеристики героев; играет важную роль в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла; играет роль косвенной характеристики героев; даёт возможность расширить и углубить представления читателя о событиях; несет в себе психологическую функцию; помогает воссоздать историческую обстановку;
Светлица была убрана во вкусе того времени, о котором живые намеки остались только в песнях да в народных думах, уже не поющихся более на Украйне бородатыми старцами-слепцами в сопровождении тихого треньканья бандуры, в виду обступившего народа; во вкусе того бранного, трудного времени, когда начались разыгрываться схватки и битвы на Украйне за унию. Все было чисто, вымазано цветной глиною. На стенах - сабли, нагайки, сетки для птиц, невода и ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Окна в светлице были маленькие, с круглыми тусклыми стеклами, какие встречаются ныне только в старинных церквах, сквозь которые иначе нельзя было глядеть, как приподняв надвижное стекло. Вокруг окон и дверей были красные отводы. На полках по углам стояли кувшины, бутыли и фляжки зеленого и синего стекла, резные серебряные кубки, позолоченные чарки всякой работы: венецейской, турецкой, черкесской, зашедшие в светлицу Бульбы всякими путями, через третьи и четвертые руки что было весьма обыкновенно в те удалые времена. Берестовые скамьи вокруг всей комнаты; огромный стол по огромный стол под образами в парадном углу; широкая печь с запечьями, уступами и выступами, покрытая цветными пестрыми изразцами, - все это было очень знакомо нашим двум молодцам, приходившим каждый год домой на каникулярное время; приходившим потому, что у них не было еще коней, и потому, что не в обычае было позволять школярам ездить верхом.
Н.В Гоголь «Тарас Бульба»
Какую роль в приведенном фрагменте играет интерьер?
| |