Карточка 3
Интерьер показывает условия жизни персонажей и тем самым используется:
Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Там стояло бюро красного дерева, два дивана, обитые шелковою материею, красивые ширмы с вышитыми небывалыми в природе птицами и плодами. Были там шелковые занавесы, ковры, несколько картин, бронза, фарфор и множество красивых мелочей.
Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы только желание кое-как соблюсти decorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них. Обломов хлопотал, конечно, только об этом, когда убирал свой кабинет. Утонченный вкус не удовольствовался бы этими тяжелыми, неграциозными стульями красного дерева, шаткими этажерками. Задок у одного дивана оселся вниз, наклеенное дерево местами отстало.
Точно тот же характер носили на себе и картины, и вазы, и мелочи.
По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью, зеркала, вместо того чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них по пыли каких-нибудь заметок на память. Ковры были в пятнах. На диване лежало забытое полотенце, на столе редкое утро не стояла не убранная от вчерашнего ужина тарелка с солонкой и с обглоданной косточкой да не валялись хлебные крошки.
Если б не эта тарелка, да не прислоненная к постели только что выкуренная трубка, или не сам хозяин, лежащий на ней, то можно было бы подумать, что тут никто не живет — так все запылилось, полиняло и вообще лишено было живых следов человеческого присутствия. На этажерках, правда, лежали две-три развернутые книги, валялась газета, на бюро стояла и чернильница с перьями, но страницы, на которых развернуты были книги, покрылись пылью и пожелтели, видно, что их бросили давно, нумер газеты был прошлогодний, а из чернильницы, если обмакнуть в нее перо, вырвалась бы разве только с жужжаньем испуганная муха.
И.А. Гончаров «Обломов»
Какую функцию выполняет интерьер в приведенном фрагменте?
|
Карточка 4
Интерьер показывает условия жизни персонажей и тем самым используется:
для характеристики героев; играет важную роль в создании атмосферы, необходимой для воплощения авторского замысла; играет роль косвенной характеристики героев; даёт возможность расширить и углубить представления читателя о событиях; несет в себе психологическую функцию; помогает воссоздать историческую обстановку;
Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил.
Все было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде ни пятнышка чернил.
Онегин шкафы отворил,
В одном нашел тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой
И календарь осьмого года:
Старик, имея много дел,
В иные книги не глядел.
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Как интерьер кабинета характеризует дядюшку Онегина?
| Блок 3. Портрет
Портрет — это изображение внешности героя в художественном произведении.
Карточка 1
С помощью портрета автор может:
показать читателю положительные или отрицательные качества персонажа; продемонстрировать социальное и финансовое положение героя; описать мировоззрение человека; раскрыть внутренний конфликт героя; продемонстрировать конфликт персонажа с другими людьми, акцентировать внимание на контрасте между ними; передать внутренние переживания, показать мечты и стремления героя; выразить симпатию или отвращение к отрицательному персонажу; показать, как и почему герой меняется в лучшую или худшую сторону на протяжении произведения;
Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой. Бывали примеры, что женщины влюблялись в таких людей до безумия и не променяли бы их безобразия на красоту самых свежих и розовых эндимионов; надобно отдать справедливость женщинам: они имеют инстинкт красоты душевной: оттого-то, может быть, люди, подобные Вернеру, так страстно любят женщин.
Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Молодежь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию.
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Зачем автор так подробно останавливается на описании второстепенного персонажа?
|
Карточка 2
С помощью портрета автор может:
показать читателю положительные или отрицательные качества персонажа; продемонстрировать социальное и финансовое положение героя; описать мировоззрение человека; раскрыть внутренний конфликт героя; продемонстрировать конфликт персонажа с другими людьми, акцентировать внимание на контрасте между ними; передать внутренние переживания, показать мечты и стремления героя; выразить симпатию или отвращение к отрицательному персонажу; показать, как и почему герой меняется в лучшую или худшую сторону на протяжении произведения;
Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворенные губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всем лице теплился ровный свет беспечности. С лица беспечность переходила в позы всего тела, даже в складки шлафрока.
Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки, но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением, не лица только, а всей души, а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, руки. И поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: «Добряк должен быть, простота!» Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой.
Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам: от недостатка ли движения или воздуха, а может быть, того и другого. Вообще же тело его, судя по матовому, чересчур белому свету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины.
Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью. Если на лицо набегала из души туча заботы, взгляд туманился, на лбу являлись складки, начиналась игра сомнений, печали, испуга, но редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение. Вся тревога разрешалась вздохом и замирала в апатии или в дремоте.
И.А. Гончаров «Обломов»
Можно ли согласиться с тем, что портрет в приведенном фрагменте помогает понять отношение автора к своему герою? Докажите.
|
Карточка 3
С помощью портрета автор может:
показать читателю положительные или отрицательные качества персонажа; продемонстрировать социальное и финансовое положение героя; описать мировоззрение человека; раскрыть внутренний конфликт героя; продемонстрировать конфликт персонажа с другими людьми, акцентировать внимание на контрасте между ними; передать внутренние переживания, показать мечты и стремления героя; выразить симпатию или отвращение к отрицательному персонажу; показать, как и почему герой меняется в лучшую или худшую сторону на протяжении произведения;
Он благополучно избегнул встречи с своею хозяйкой на лестнице. Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру. Квартирная же хозяйка его, у которой он нанимал эту каморку с обедом и прислугой, помещалась одною лестницей ниже, в отдельной квартире, и каждый раз, при выходе на улицу, ему непременно надо было проходить мимо хозяйкиной кухни, почти всегда настежь отворенной на лестницу. И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился. Он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться.
Не то чтоб он был так труслив и забит, совсем даже напротив; но с некоторого времени он был в раздражительном и напряженном состоянии, похожем на ипохондрию. Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой. Он был задавлен бедностью; но даже стесненное положение перестало в последнее время тяготить его.
Кстати, он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен. Но скоро он впал как бы в глубокую задумчивость, даже, вернее сказать, как бы в какое-то забытье, и пошел, уже не замечая окружающего, да и не желая его замечать. Изредка только бормотал он что-то про себя, от своей привычки к монологам, в которой он сейчас сам себе признался. В эту же минуту он и сам сознавал, что мысли его порою мешаются и что он очень слаб: второй день как уж он почти совсем ничего не ел. Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу. Впрочем, квартал был таков, что костюмом здесь было трудно кого-нибудь удивить.
Достоевский Ф.М. «Преступление и наказание»
Как портрет помогает продемонстрировать конфликт персонажа с другими людьми?
|
Карточка 4
С помощью портрета автор может:
показать читателю положительные или отрицательные качества персонажа; продемонстрировать социальное и финансовое положение героя; описать мировоззрение человека; раскрыть внутренний конфликт героя; продемонстрировать конфликт персонажа с другими людьми, акцентировать внимание на контрасте между ними; передать внутренние переживания, показать мечты и стремления героя; выразить симпатию или отвращение к отрицательному персонажу; показать, как и почему герой меняется в лучшую или худшую сторону на протяжении произведения;
Он был среднего роста, стройный стан его и широкие плечи говорили о крепком сложении, способном переносить трудности строевой жизни. Пыльный бархатный сюртучок, застегнутый на две нижние пуговицы, позволял разглядеть ослепительно чистую рубашку; его запачканные дорогие перчатки казались на заказ сшитыми по тонкой аристократической руке. Его походка была небрежна и ленива, и он не размахивал руками (признак скрытности характера)… С первого взгляда я дал бы ему года 23, но посмотрев внимательно, я готов был дать ему лет 30… Несмотря на светлые волосы, усы и брови у него были черные (признак породы в человеке). Карие глаза его не смеялись, когда он смеялся… Это признак или злого нрава, или постоянной грусти. Блеск их в минуты гнева был подобен блеску стали – ослепительный, но холодный. Спокойный и равнодушный взгляд оставлял неприятное впечатление…Он был весьма недурен и имел наружность, которые особенно нравятся женщинам светским.
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Как портрет помогает понять характер Печорина?
|
Блок 4. Деталь
Деталь — значимая подробность в художественном произведении
Карточка 1
С помощью детали автор может:
подчёркивать психологическое состояние героя; характеризовать персонажа, раскрывать особенности его внутреннего мира; создавать у читателя нужное автору впечатление, настроение, ощущение; подчеркивать колорит эпохи, передавать дух времени, социальные особенности; способствовать раскрытию системы образов произведения;
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки. Показалось, что много ступеней,
А я знала — их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри! Я обманут моей унылой
Переменчивой, злой судьбой».
Я ответила: «Милый, милый —
И я тоже. Умру с тобой!» Это песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем. «Песня последней встречи» А.А. Ахматова
Можно ли согласиться, что такая деталь, как перчатка с левой руки, является психологической, отражающей состояние внутреннего мира героя?
|
Карточка 2
С помощью детали автор может:
подчёркивать психологическое состояние героя; характеризовать персонажа, раскрывать особенности его внутреннего мира; создавать у читателя нужное автору впечатление, настроение, ощущение; подчеркивать колорит эпохи, передавать дух времени, социальные особенности; способствовать раскрытию системы образов произведения;
Много лет до смерти, в доме №13 по Алексеевскому спуску, изразцовая печка в столовой грела и растила Еленку маленькую, Алексея старшего и совсем крошечного Николку. Как часто читал у пышущей жаром изразцовой площади «Саардамский Плотник», часы играли гавот, и всегда в конце декабря пахло хвоей, и разноцветный парафин горел на зеленых ветвях. В ответ бронзовым, с гавотом, что стоят в спальне матери, а ныне Еленки, били в столовой черные стенные башенным боем. Покупал их отец давно, когда женщины носили смешные, пузырчатые у плеч рукава. Такие рукава исчезли, время мелькнуло, как искра, умер отец-профессор, все выросли, а часы остались прежними и били башенным боем. К ним все так привыкли, что, если бы они пропали как-нибудь чудом со стены, грустно было бы, словно умер родной голос и ничем пустого места не заткнешь. Но часы, по счастью, совершенно бессмертны, бессмертен и Саардамский Плотник, и голландский изразец, как мудрая скала, в самое тяжкое время живительный и жаркий.
Вот этот изразец, и мебель старого красного бархата, и кровати с блестящими шишечками, потертые ковры, пестрые и малиновые, с соколом на руке Алексея Михайловича, с Людовиком XIV, нежащимся на берегу шелкового озера в райском саду, ковры турецкие с чудными завитушками на восточном поле, что мерещились маленькому Николке в бреду скарлатины, бронзовая лампа под абажуром, лучшие на свете шкапы с книгами, пахнущими таинственным старинным шоколадом, с Наташей Ростовой, Капитанской Дочкой, золоченые чашки, серебро, портреты, портьеры, — все семь пыльных и полных комнат, вырастивших молодых Турбиных, все это мать в самое трудное время оставила детям и, уже задыхаясь и слабея, цепляясь за руку Елены плачущей, молвила:
— Дружно... живите. Но как жить? Как же жить?
М. Булгаков «Белая гвардия»
Какую роль играет «содружество людей и вещей»?
| |