Главная страница
Навигация по странице:

  • Демокрит Платон Аристотель Мир – это…

  • Философские основания (материализм/идеализм) Метод изучения души Основные понятия учения

  • Ибн Аль-Хайсам (Альгазен)

  • Динисламова Г.Ф. МБ-420 7 ЗАДАНИЕ. Динисламова Г. Ф. Мб420 Матрица психологическая


    Скачать 21.96 Kb.
    НазваниеДинисламова Г. Ф. Мб420 Матрица психологическая
    Дата14.05.2022
    Размер21.96 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДинисламова Г.Ф. МБ-420 7 ЗАДАНИЕ.docx
    ТипДокументы
    #529442

    Динисламова Г.Ф.

    МБ-420

    Матрица психологическая

    Примерные варианты для заполнения в соответствии с историческим периодом в развитии психологических идей

    1.     Заполните матрицу идей (например-«Сравнительный анализ классических теорий античности») по заданным критериям:

     

    Демокрит 

    Платон 

    Аристотель

    Мир – это…

     Не создан ради человека, в бесконечной Вселенной есть миры и без людей. Человек не творение богов, а продукт природы.

     Мир по природе двойствен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей.

     Мир состоит из вещей, каждая отдельная вещь является соединением материи и формы. Сама по себе материя – хаотическое, бесформенное начало для того, чтобы стать вещью, материя должна принять некую форму, моделирующее начало, которое придает вещам определенность и конкретность.

    Душа – это…

     Причина движения тела. Душа материальна и состоит из самых мелких круглых, гладких, необыкновенно подвижных атомов, рассеянных по всему организму.

     Производное от мировой души в процессе истечения излучений творческой деятельности Бога.

     Форма живого органического тела.

    Соотношение души и тела

     Должны соответствовать друг другу, надо развивать и тело, и душу, чтобы между ними была соразмеренность. разрядов душ: философ, монарх, гос. деятель, целитель, пророк, поэт, ремесленник, софисты, тиран.


    Основу целостности души Плотин объясняет самосознанием, которое любой психический акт преобразует в духовный, поскольку все, даже чувственные ощущения тела, связаны с деятельностью души, которая полностью

    является творчеством Бога.


    «Душа есть первая осуществленность тела природного, наделенного органами и имеющего жизнь в возможности». Поскольку душа — это осуществленность, то тело является возможностью души. Также душа — это форма и сущность тела, а тело - материя души. Тело есть нечто развивающееся и изменяющееся, душа - начало и цель этого изменения. Каждый телесный орган существует ради какой-то деятельности, а все тело - ради души. 

    Душа локализована в …

     В груди

     В головном мозгу

     Разумная душа в голове, чувствующая - в грудь, а низшая - в чрево

    Функции души

     1. Мировая душа – душа космоса, создана демиургом, руководит всем, что вокруг нас; она бессмертна. Ее функция - внесения порядка тому, что на земле.

    2. Индивидуальная душа – часть мировой души, появляется в теле вместе с рождением, становится частью этого мира. Функция души в теле – каждое тело, движимое извне, не одушевлено, а движимое изнутри – одушевленно. Индивидуальная душа – образ и истечение универсальной мировой души.

     Состоит из трех частей:

    вожделеющей, страстной и разумной. Вожделеющая и страстная душа должна подчиняться разумной, которая одна могла сделать поведение нравственным.

     1. Вегетативная (она имеется и у растений).

    2. Чувственно-двигательная (у животных и человека).

    3. Разумная (присущая только человеку).

    Основа познания

    Познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души.

     Это познание мира идей, которое осуществляется разумной частью души.

     Чувственный уровень.

    Регуляция поведения

     Эмоциями и разумом.


    Регуляция поведения человека и его самоуглубление и очищение.

     Эмоциями и разумом.

    1.     Заполните матрицу психологических идей Средневековья по форме:

     

    Философские основания (материализм/идеализм)      

    Метод изучения души 

    Основные понятия учения

    Августин Аврелий

     Развивает идеалистические традиции Платона (вечные идеи, привнесенные в тело из божественных высот) и идеи Плотина о самосознании и рефлексии.

     Преобладание веры над разумом и иррационально-волевых факторов над рационально-логическими в процессе познания.


    Он стал основоположником учения, названного впоследствии волюнтаризмом (от лат. voluntas - воля). Индивидуальная воля, согласно Августину, зависит от божественной и действует в двух направлениях: управляет движением души и обращает ее к себе самой. Все знание заложено в душе, которая живет и движется в Боге. Оно не приобретается, а извлекается из души благодаря направленности воли. Таким образом, человеку именно Богом даруется и истина, и воля - источник активности человека.

    Ибн Рушд (Аверроэс)

     Опираясь на идеи Аристотеля, Ибн-Рушд пришёл к выводу о том, что существует неразрывная связь между психическим (душевным) и телесным в человеке, причём тело влияет на душу посредством чувственности.

     Индивидуальная душа человека умирает после его смерти, а разум - бессмертен.

     Опытным путём была установлена роль сетчатой оболочки глаза как чувствительной части органа зрения, а до этого момента считалось, что чувствительной частью глаза является хрусталик.

    Ибн Сина (Авиценна)

    Опыт и математический анализ.


    Естественно-научный подход.

    Объективные методы.

     Авиценна считал, что материальным субстратом психики человека является мозг: «Наблюдения за нарушениями, вызванными ранениями мозга, позволили мыслителю дать более точное определение его связи с процессами ощущения и мышления. Локализованность душевных сил в мозгу и в органах чувств признается ученым как неоспоримый факт: каждой психической функции соответствует участок чувственных нервов или полушарий головного мозга».


    Ибн Аль-Хайсам (Альгазен)

    Опыт и математический анализ.


    Естественно-научный подход.


    Сделал ряд важных открытий в области психофизиологии восприятия. Его естественно-научный подход к органам восприятия (прежде всего к зрительной системе) определялся первой в истории психологической мысли попыткой трактовать их функции, исходя из законов оптики. Важно было то, что эти законы доступны опыту и математическому анализу.

    Фома Аквинский

    Основал свою философскую концепцию понимания души на аристотелевском понимании пассивной материи и активной формы.


    Томизм


    Идеи Фомы Аквинского были оформлены в полноценное учение (томизм), которое было канонизировано католической церковью. Фома Аквинский считал, что главная и единственная способность души — это способность сознавать. Душа является своего рода «чистым» объектом, не зависящим от материи.

    Р.Бэкон

    Выступал за освобождение идей Аристотеля от теологии, с критикой схоластики и томизма.


    Эксперимент и математика


    Доказывал, что ощущения являются ведущим психическим процессом, материалом, из которого рождается знание, а потому чисто вербальные методы, схоластические рассуждения не отвечают задаче развития интеллекта. Ему же принадлежит известный тезис: «Знание - сила», указывающий на безграничность способностей и возможностей человеческого ума.

    Д. Скотт

    Первый, кто выступил за снятие «тонзуры» с Аристотеля.


    Материализм


    Указывал, что нет основания для приведения в гармонию истин разума и откровения. Наоборот, их следует развести, поскольку истины веры связаны с поиском рая и аскетизмом, тогда как истины разума обращены к реальному миру и действительности.

    Уильям Оккам

    Номинализм


    Объективный подход к изучению психической деятельности.


    Опираясь на идеи номинализма, утверждал, что материальные вещи существуют независимо от универсалий, следовательно их познание заключено не в рефлексии, а в чувственном опыте. Идеи только обобщают и обозначают накопленный опыт. Так, У.Оккам противопоставил внутреннему опыту объективный подход к изучению психической деятельности.
    У. Оккам известен и своим принципом экономии мышления.


    написать администратору сайта