ВКР-авторское право в шоу-бизнесе. Дипломная работа Авторские и смежные права в шоубизнесе
Скачать 492.5 Kb.
|
Глава 1. Права авторов в гражданском законодательстве Российской Федерации1.1 Общая характеристика субъективного авторского праваАвторское право как система правовых норм регулирует отношения, связанные с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства, в том числе и в сфере шоу-бизнеса.. Распространение норм авторского права на произведения в сфере шоу-искусстваявляется традиционным для российского законодательства, занимающегося произведениями, принадлежащими к акту творчества в сфере массово-зрелищных мероприятий.. При разрешении вопроса об охране того или иного произведения, представляется необходимым дать определение соответствующим категориям. Термин «наука» обычно рассматривается как «сфера человеческой деятельности, функция которой состоит в выработке и систематизации объективных знаний о действительности». Данное понятие также включает в себя полученные в ходе научной деятельности результаты . Понятие «искусство» трактуется широко и включает в себя, кроме изобразительных искусств, музыку, хореографию, театр, эстраду, шоу-программы, художественные аудиовизуальные произведения, художественные фотографии и т.п. Более сложно определить, в каком значении употребляется здесь слово «литература»: распространяется ли этот термин лишь на художественную литературу или же на любые произведения, выраженные в словесной форме. Так, по мнению В.И. Серебровского, в литературном произведении духовное творчество выражается словесно, а в научном - также словесно и кроме того, посредством различных вычислений, таблиц, формул, схем и т. п. М.В. Гордон полагает, что литературные произведения не ограничиваются произведениями художественной литературы и относит сюда произведения науки и техники, созданные в форме книг и статей. Б.С. Антимонов и Е.А. Флейшиц, применяют термин «литература» ко всякого рода словесным произведениям, «кроме научных и технических», причем «техническую литературу» они считают охваченной понятием «научного произведения». А.П. Сергеев утверждает, что данные категории используются в законе не в своем обычном значении, иначе они взаимно накладывались бы друг на друга. Специальное выделение литературных произведений имеет смысл лишь в том случае, если ими охватывается особая группа произведений, не относящихся к произведениям науки или искусства. Далее, анализируя ст. 7 Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» он справедливо отмечает, что термин «литературное произведение» используется там в более широком значении, когда им охватывается любое произведение, в котором выражение мыслей, чувств и образов осуществляется посредством слова в «оригинальной композиции и посредством оригинального изложения». В этом своем значении литературное произведение охватывает собой не только литературно-художественные, но и научные, учебные, публицистические и другие работы. Несмотря на то, что программы для ЭВМ являются информационными технологиями, они также относятся к литературным произведениям, и подпадают под действие норм Закона об авторском праве. Такое решение было принято с учетом следующих обстоятельств. Во-первых, программы для ЭВМ являются результатами творческой деятельности, выражаются в объективной форме и, следовательно, отвечают всем признакам объектов авторского права. Во-вторых, авторско-правовая охрана программ для ЭВМ является более оперативной, дешевой и демократичной по сравнению с их защитой на основе положений патентного законодательства. Сложность экспертизы программ на мировую новизну, длительность процедуры патентования, нецелесообразность в ряде случаев публикации описания программ - все эти обстоятельства склонили выбор в пользу авторского права, которое не выдвигает каких-либо формальных требований для предоставления охраны. Наконец, немаловажное значение имел и тот факт, что авторско-правовой вариант защиты программного обеспечения уже был избран большинством стран. Установление в этих условиях особой системы защиты исключило бы Россию из сферы международной авторско-правовой охраны, обеспечиваемой нормами ныне действующих конвенций. Однако при регулировании отношений, связанных с созданием и использованием программ для ЭВМ, в авторское право могут быть введены нормы, не характерные для данного института в целом. Таким образом, в развитие общих положений Закона было принято специальное законодательство, - а именно Закон РФ «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и дополняющие его подзаконные акты. В правовой литературе неоднократно указывалось, что могут существовать результаты творческого труда и в других областях, прямо не относящихся к сфере шоу-искусства, например, техническое творчество. Иными словами, можно ли отнести к сфере научной деятельности промежуточную область между теоретической наукой и материальным производством, то есть область создания новой техники. Большинство исследователей полагает, что никакого особого «технического творчества» в отличие от научного творчества не существует и, следовательно, все произведения, раскрывающие содержание технических решений до их квалификации в качестве изобретений и иных объектов патентного права, должны пользоваться авторско-правовой охраной как произведения науки. Таким образом, охраной по действующему законодательству пользуются любые произведения, в которых проявляется творчество и которые обладают всеми предусмотренными законом признаками объекта авторского права. В субъективном смысле авторское право можно рассматривать как комплекс отдельных правомочий, принадлежащих автору. Общей необходимой предпосылкой для возникновения гражданских прав, в том числе и авторских, является гражданская правоспособность. Закон (ст. 17 ГК РФ) определяет правоспособность граждан как способность иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность гражданина возникает с момента его рождения и прекращается смертью. Из содержания гражданской правоспособности следует возможность несовершеннолетних и недееспособных граждан иметь права авторов. Сама эта возможность не встречала каких-либо возражений как в юридической науке, так и на практике ( например, Ника Турбина опубликовала свой первый поэтический сборник в возрасте восьми лет ). Более того, способность к созданию отдельных видов произведений искусства (в частности, музыкальных произведений ) начинает проявляться у автора именно в раннем возрасте. Известно, что первые композиторские опыты Дмитрия Шостаковича («Гимн свободе» и другие фортепианные пьесы) относятся к 9-11 годам, а Сергей Прокофьев к тринадцатилетнему возрасту уже был автором четырех опер, двух сонат, симфонии и многочисленных фортепианных пьес. Несовершеннолетние, то есть лица от 14 до 18 лет, осуществляют авторские права на созданные ими произведения совершенно самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей или попечителя (ст. 26, п. 2 ГК РФ). Данное правило содержит изъятие из общего правила об объеме дееспособности несовершеннолетних, согласно которому физические лица могут осуществлять свои гражданские права только с 18 лет. За малолетних, то есть за лиц, не достигших 14 лет, а также полностью недееспособных граждан, авторские права осуществляют их родители или опекуны, как законные представители (ст. ст. 28-29 ГК РФ). В частности, именно родители (опекуны) заключают от имени малолетних авторов договоры, осуществляют защиту их законных интересов в случае правонарушения и т.д. Однако, стороной по договору при этом остаётся сам малолетний. Граждане, вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставящие свою семью в тяжелое материальное положение и признанные в этой связи ограниченно дееспособными, осуществляют авторские права только с согласия назначенных им попечителей (ст. 30 ГК РФ). Таким образом, автор, дееспособность которого ограничена в судебном порядке, может распоряжаться правами на созданные им произведения лишь под контролем попечителя, ограждающего своего подопечного от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также от его собственных вредоносных действий. Попечитель не устраняет действий самого подопечного, а действует вместе с ним и в его интересах. Авторские права признаются и за иностранными гражданами, а также лицами без гражданства. Согласно ст. 5 (п. 1) Закона авторские права иностранцев охраняются на произведения, обнародованные на территории России либо не обнародованные, но находящиеся на ее территории в какой-либо объективной форме. Данное правило не делает каких-либо различий в правовом положении российских и иностранных авторов, и выражает территориальный принцип, широко применяемый в международных соглашениях. Если произведение иностранного автора обнародовано или находится в объективной форме за пределами Российской Федерации, его охрана осуществляется в соответствии с международными договорами. При этом произведение также считается опубликованным в России, если в течение 30 дней со дня его первого опубликования за рубежом, оно было опубликовано на ее территории (ст. 5, п. 2). Согласно ст. 6 Закона авторское право распространяется на произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, позволяющей воспроизвести результат творческой деятельности автора, независимо от того, выпущено произведение в свет или нет. В связи с этим следует полагать, что права автора возникают одновременно и в тот момент, когда созданное им произведение выражено в какой-либо объективной форме (на бумаге, пленке и т.д.) . Авторские правомочия по своему содержанию могут быть разбиты на две значительные категории: права личные неимущественные и имущественные. Признается, что личные неимущественные права охватывают творческие интересы автора, связанные с общественной оценкой произведения, и не имеют имущественного содержания. Имущественные права, напротив, имеют экономическую ценность и подлежат денежной оценке. Они могут быть переданы другим лицам на основании авторских договоров. Период действия имущественных прав ограничен сроком жизни автора и 50 годами после его смерти, в то время как личное неимущественное авторское право является бессрочным. На требования о защите личных неимущественных авторских прав не распространяется действие исковой давности (ст. 208 ГК РФ). Этот признак означает, что автор (или его наследники) может осуществлять данное право без какого-либо ограничения срока и сливается с его бессрочным характером. Иски, связанные с нарушением имущественных прав и интересов, могут быть заявлены в течение трех лет со дня, когда истец узнал или должен был узнать об их нарушении. Личные неимущественные права автора не могут быть объектом взыскания, что является следствием их неотчуждаемого характера. Налагать арест и возбуждать иск можно лишь в отношении его имущественных прав. «Действительно, если на произведение искусства может быть наложен арест как на имущество или на вознаграждение от его использования, то кредитор, требующий наложения ареста, не вправе претендовать на элементы морального права, позволяющие ему заменить собой автора, например, на право выпуска в свет.» - пишет Р. Дюма Возможность наложения ареста только на имущественные права позволяет учитывать интересы как истца, так и самого автора. Требования первого, как правило, носят имущественный характер, тогда как автор всегда заинтересован в том, чтобы не совершалось посягательств на неимущественные права, являющиеся неотъемлемой частью его личности. Новый Закон впервые подразделяет субъективные права авторов на личные неимущественные и имущественные. В прежнем законодательстве подобная классификация авторских прав упоминалась лишь в связи с выбором средств защиты нарушенного права (ст. 499 и ст. 500 ГК РСФСР 1964 г.). В доктрине вопрос о разграничении субъективных правомочий на личные неимущественные и имущественные решался неоднозначно. Многие цивилисты, подчеркивая тесное переплетение личных неимущественных и имущественных прав автора, обращали внимание на условность такого деления. Так, по мнению М.В. Гордона, рассмотрение в теории авторского права личных неимущественных и имущественных правомочий является скорее делом научного разграничения или удобством изложения, чем делом принципа. Такая классификация оправдывает себя лишь в случаях, когда известна цель, которую преследует автор при реализации конкретного правомочия. Другие специалисты предлагали вообще отказаться от данной классификации авторских прав. Тем не менее в большинстве научных и учебных работ авторские права традиционно подразделялись на личные неимущественные и имущественные. Эта позиция представляется наиболее верной, тем более, что данная классификация имеет и немаловажное практическое значение, например, при разработке новых нормативно -правовых актов, призванных регулировать авторские отношения. Следует отметить, что подход законодателя к проблеме разделения авторских правомочий на две указанные группы в различных правовых системах также неодинаков. В большинстве стран англо-американского права авторское законодательство до последнего времени не знало понятия личных неимущественных прав. Некоторые элементы этих прав охранялись на основании общих норм гражданского и уголовного права, в том числе многочисленных судебных прецедентов. С принятием нового английского закона 1988 года в авторском праве этой страны впервые за всю его историю «моральные» права автора нашли наконец законодательное закрепление. Сближение английского законодательства с законодательством стран континентальной Европы по этому вопросу во многом связано с унификационными процессами в праве стран Европейского Союза. В странах романо-германской системы права деление авторских прав на личные (моральные) и имущественные является традиционным и нашло отражение в специальных нормах закона. Теория единой сущности авторского права («монистическая теория») получила детальную разработку в доктрине этих стран. Данная теория исходит из того, что связь между защитой личных и имущественных интересов является более тесной, чем считает дуалистическая концепция авторского права. Здесь речь идет не о двух составных частях, которые целесообразно объединить под одним названием вследствие общего исходного пункта - личности автора, - а о едином праве с двойной функцией. Поэтому в 1936 году после работ Е. Рабеля (1900), Альфельда и X. Митайса в австрийский закон об авторском праве была введена так называемая «монистическая теория министерского чиновника Карла Лисбауэра», откуда в 1965 году она переместилась в немецкий закон об авторском праве. Эту теорию хорошо объяснил Ойген Ульмер, сравнив авторское право с деревом («Теория дерева»). Ульмерсравнивает обе группы интересов, которые защищает авторское право, с корнями дерева, единый ствол которого и представляет собой авторское право. Полномочия, которые дает авторское право, - это большие и маленькие ветви, черпающие свои силы то из обоих корней одновременно, то из одного корня. В соответствие с этим образом он подчеркивает, что права пользования также имеют личностно-правовой элемент, и наоборот, при нарушении личных правомочий могут возникать имущественно - правовые требования. Единство авторского права проявляется не только в момент его возникновения и прекращения, но и при наследовании, так как личные права возникают и исчезают одновременно с правами на использование произведения и с ними же наследуются. Однако при их передаче между ними следует проводить различие. Автор может распоряжаться своими правами на использование произведения, но не личными правомочиями. Однако и в первом случае, материнское право остается у автора, и в дальнейшем оно является источником как личных прав, так и прав пользования. Таким образом это не может быть полная продажа с передачей всех прав, а только конститутивное лицензирование. Вообще, авторское право - это не имущественное и не личное право, а смешанная форма. Поэтому и правовые нормы имущественного права лишь отчасти применимы к авторскому праву. В настоящее время монистическая теория используется не только в авторском праве, но и для объяснения правовой природы коммерциализации личных прав. Дифференцируя те личные права, которые позволяют использовать личность знаменитых людей, их имя, изображение, голос и т.д. (так называемые «коммерческие права»), современная немецкая доктрина (Фрайтаг, Гёттинг, Земан) придерживается того мнения, что и личностно-правовая защита индивидуума возможна только в контексте переплетения нематериальных и имущественно-правовых интересов. Иначе говоря, она пытается закрепить в немецком праве защиту знаменитостей (право публичности), подобную той, которая существует в американском праве. Монистическое восприятие исходит из взаимопроникновения имущественных и личных интересов и больше всего подходит духовному творчеству. В связи с разграничением прав автора на личные неимущественные и имущественные в доктрине возник спор о соотношении личной и имущественной сторон в авторском праве. Таким образом, защита авторских прав - это в значительной степени защита личных интересов автора. Следовательно, она может действовать лишь до того момента, пока не «пройдет срок, после которого духовная индивидуальность, сохраняющаяся после смерти, перестает принадлежать узкому кругу наследников и правопреемников, а принадлежит лишь нации и человечеству». Правда, еще сохраняется защита возникающих при опубликовании произведения экономических интересов, но только как следствие личного права. Данная позиция в определенной мере была воспринята французской судебной практикой и получила отражение в ряде решений Кассационного суда, вынесенных незадолго до принятия Закона о литературной и художественной собственности 1957 г. Характерным в этом смысле является дело о наследстве французского художника Боннара (1956 г.). Палата по гражданским делам Кассационного суда в своем решении указала, в частности, что, во-первых, в соответствии со ст. 1402 Французского гражданского кодекса всякое произведение живописи, созданное одним из супругов до или во время брака, является общей собственностью супругов, и, во-вторых, это правило должно применяться с учетом возможности осуществления автором aposteriori своих моральных прав. К их числу, согласно решению суда, относятся, в частности, следующие: 1) до осуществления раздела имущества автор может вносить в произведение изменения, завершить его или даже уничтожить; 2) при разделе имущества автор может требовать, при условии компенсации другой стороны, оставленная за собой тех произведений, которые он считает незаконченными или над которыми считает необходимым продолжить работу; 3) за автором признается право после раздела имущества наблюдать за тем, чтобы его произведения не подвергались искажениям. Изложенные взгляды о примате личных прав над имущественными не могут быть признаны убедительными. Несмотря на индивидуальную окраску, произведение постепенно отделяется от личности его создателя и становится самостоятельным духовным достоянием. В условиях рыночной экономики, когда произведение начинает выступать в качестве своеобразного товара, целью авторского права должно быть обеспечение оборачиваемости произведения и возможности его использования. Для автора же может быть важен как личностный, так и имущественный аспект (например, в случае нарушения, автор может отдавать предпочтение восстановлению тех или иных прав). Отсюда следует вывод о несоизмеримости авторских прав. Довольно трудно согласиться с мнением отдельных юристов о том, что имущественные права возникают позже личных (например, в результате заключения договора), поскольку момент реализации имущественных прав они принимают за момент их возникновения, тогда как в действительности, «реализация права может иметь место иногда значительно позднее момента их возникновения». «Ошибочной является сама концепция выведения имущественных правомочий автора из его личных прав» -пишет В.И. Серебровский. Как верно отмечает М.В. Гордон, оба вида таких правомочий занимают по существу одинаковое место в системе авторского права. Признание приоритета за одним или другим из этих прав для обоснования единой природы авторских прав привело бы к искажению их сложного строения, но не смогло бы выявить их истинную правовую природу. На этих же позициях стоит и гражданское законодательство, устанавливая, что личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения (ст. 15, п. 3 Закона). |