Организация культурно-досуговой деятельности. Организация культурно-досуговой деятельности детей в Ясногорском. Дипломная работа Организация культурнодосуговой деятельности детей в Ясногорском сельском Доме культуры Оглавление
Скачать 0.69 Mb.
|
I. Календарный фольклорВ календарный фольклор входят произведения, связанные с природой, календарными датами или произведения имеющие сезонный характер. Значительную его часть составляют заимствованные у взрослых колядки, веснянки, егорьевские песни и т.д. Собственно детский календарный фольклор - заклинания явлениям природы, приговорки насекомым, птицам, животным. К последним относят также детские гадания и заговоры, но у детей они не носят собственно магического характера, являясь скорее элементами игры. И в той или иной степени связаны с природой. Раздел детского календарного фольклора - один из самых поэтических страниц детского творчества ребят п.Ясногорский. Он приучает детей видеть, подмечать поэзию окружающей природы во всякое время года. Обусловленность крестьянского труда природным явлениям, жизненная необходимость их изучения и наблюдения за ними приобретает в календарном фольклоре поэтическую окраску, возвышаясь порой до высот истинной поэзии. Тесно связанный с воззрениями взрослых он отличается по своему жанровому составу. Это объясняется тем, что у детей он лишен магического смысла, ритуальности, обрядности, характерных для взрослых и обусловлен философским восприятием мира взрослыми; у детей это прежде всего игра. По принципу игры детьми по своему и воспринимается большинство календарных песен - их привлекает момент ряжения на масленницу и коляду, одаривание за исполнение колядок, величальных песен - пожеланий. В купальских песнях для детей привлекательны сказочность сюжета, таинственность легенд, связанных с праздником Купалы. В масленичных песнях им близки короткие 4-6 строфные миниатюрные образцы, сходные с детскими дразнилками. В детском календарном фольклоре п.Ясногорский широко распространены жанры как, например, колядки, веснянки, которые удавалось записывать повсеместно, но есть песни и уникальные, записать которые в наше время сложно - егорьевские, вьюношные, волочебные, купальские. Некоторые песни хранятся в памяти детей независимо от обрядов и праздников, связанные конкретными датами. Так описание семицко-троицких обрядов от детей записать не удалось - они их не знают, а семицкие песни про березку поют, не связывая их с праздником. К наиболее распространенным и активным бытующим жанрам детского календарного фольклора относятся заклички. Обращенные к различным явлениям природы (солнцу, дождю, ветру, радуге и др.), они таят в себе отзвуки далеких языческих времен: пережитком давно забытых верований звучит обращение «ее деток», которым холодно и которые просят солнышко выглянуть и обогреть, и накормить их. Да и обращение к ветру, морозу, весне и осени как к живым существам является отголоском древней традиции. Близко к закличкам примыкает еще один жанр - приговорки, представляющие собой краткие обращения к животным, птицам, насекомым, растениям. Дети обращаются к божьей коровке с просьбой полететь на небо; к улитке, чтобы она выпустила рога; к мышке, чтобы та заменила выпавший зуб новым и крепким. Предельная ясность, простота музыкального языка календарных песен, естественность их интонаций, тесно связанных с речевыми, способствуют быстрому, легкому запоминанию, усвоению календарных образцов маленькими детьми. Напевы календарных песен можно кричать, петь или интонировать говорком. II. Потешный фольклорВ организации досуга детей п.Ясногорский применяется также потешный фольклор - прибаутки, небылицы, дразнилки, имеющие самостоятельное значение, не связанное с играми. Его назначение - развеселить, потешить, рассмешить сверстников. В них, как правило, отражено яркое событие или стремительное действие, передан один какой-либо эпизод. Небылицы - особый вид песен со смещением в содержании всех реальных связей и отношений - основанная на вымысле (мужик пашет на свинье, медведь по полю летит и т.д.). Все эти несообразности и не совпадения с реальным миром как раз помогают утвердить ребенку в своем мышлении подлинные взаимосвязи живой действительности, укрепить чувство реальности. Детей в небылицах привлекают комические положения, юмор, рождающие радостные эмоции. Дразнилки являются формой проявления детской сатиры и юмора. В них точно подмечается какой-либо порок, недостаток или слабость человека. В каждой дразнилке заряд исключительной эмоциональной силы. Прибаутки - короткие по форме (4-8 строф), забавные песенки, своего рода ритмизованные сказочки. Прибаутки, небылицы, дразнилки отвечают повышенной тяге детей к рифмам, нередко они сами создают простейшие рифмованные нелепицы, дразнилки, что развивает детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям. Для текстов потешного фольклора характерны уменьшительные и увеличительные суффиксы в словах: гуленька, котище и т.д. Употребляются созвучные слова: Федя - медя, муха - комуха и другие. Встречаются звукоподражания различным явлениям - игре на дудочке (ай - ду - ду), щебету птиц (чики - чики - чикалочки), ударам колокола (дон - дон, дили - бом). III. Игровой фольклор Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве п.Ясногорский. Трудно представить себе сельских детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. При этом работа ведется в рамках трех основных типологических групп: драматические, спортивные, хороводные игры. Основой драматических игр является воплощение художественного образа в драматическом действии, то есть в синтезе диалога, музыкального припева и движения. В них формируются зачатки театрализованного драматического действа. Спецификой спортивных игр является спортивное соревнование, их цель - победа в соревновании, усовершенствование тех или иных спортивных навыков. В них нередко исполняются игровые припевы. В хороводных играх разрабатываются хореографические, плясовые моменты. По характеру движения игры делятся на: круговые, некруговые, хороводы и шествия. Большое место в играх детей занимают считалки, «Игровые прелюдии», имеющие различные названия: счетки, сосчиталки, гадалки. Таким образом, можно сделать вывод о том, что детский музыкальный фольклор играет чрезвычайно важную роль в воспитании и развитии детей п.Ясногорский. Рассмотрим деятельность спортивного зала, как еще одного центра организации досуга ребят п.Ясногорский. Детям без спорта нельзя. Спортивные упражнения для них - и удовольствие, и возможность проявить себя, и потребность растущего организма. Поэтому в п.Ясногорский ежедневно организуется активный двигательный отдых. Его формы могут быть самые разнообразные: . Шумные подвижные игры на воздухе: «салки», «жмурки», «чехарда». . Командные игры на спортивной площадке: футбол, пионербол, снайпер. . Ежедневные пробежки. . Углубленные занятия в спортивных кружках и секциях. . Разучивание экзотических комплексов «у-шу». . Походы по пересеченной местности. . Лазанье по тренажерам или деревьям. . Военизированные игры с их неизменной беготней за «шпионами». . Просто прыганье через скакалку или игра в «классики». Особенно нравятся детям полуспортивные-полуигровые эстафеты, которые чаще всего называют «Веселые старты». «Веселые старты» - это командные соревнования, в них дети демонстрируют и силу, и ловкость, и быстроту, в них дух соперничества, в них переживания за успех товарища, в них накалы страстей и взрывы эмоций. На фоне других подвижных занятий «Веселые старты» выглядят как праздник среди повседневных хлопот. И хотя дети постоянно состязаются между собой, еще ни разу и нигде они не организовали сами для себя «Веселые старты». «Веселые старты» - это спортивный праздник, который дарят детям взрослые (Приложение 1). В п.Ясногорский есть еще одно средство проведения досуга - это просмотр кинофильмов, чему способствует наличие в селе киноустановки. Однако, этот вид досуга не имеет такой системы организации и проработанности, как другие, рассмотренные выше. Просмотр кинофильмов или мультфильмов организуется в основном в выходные дни. Преобладающее большинство кинолент зарубежные. Сельские Дома культуры п.Ясногорский решают задачи организации досуга, свободного общения детей. В Сельских Домам культуры п.Ясногорский проводят различные занимательные занятия с детьми. Помимо описанной выше работы по организации фольклорных занятий с детьми (совместно с музыкальной школой), Дом культуры проводит следующие виды занятий с детьми: 1. Познавательные викторины. Самое главное в организации викторины - правила и вопросы. В зависимости от того, какие правила выбраны, определяется и количество команд, и состав участников, и даже расстановка мебели в момент игры. Когда за основу были взяты правила клуба «Что? Где? Когда?», то играла одна команда из шести человек, сидящая кружком в центре в окружении зрителей-противников, придумавших накануне вопросы. При проведении викторины, похожей на «Счастливый случай», команд было уже две по четыре человека в каждой, вопросы заранее заготовил ведущий. Для проведения викторин организаторы в основном берут уже готовые правила игры, потому что считают, что придумывать правила (иными словами «сюжет», или «форму игры») самому очень рискованно. Можно не учесть какую-то мелочь, которая приведет к конфликту, благородная цель обратится в свою противоположность. Вместо радостного времяпрепровождения в таком случае можно получить испорченное настроение, вместо сплочения отряда - разобщенность и затаенную на «выдумщика», как главного провокатора, обиду. Поэтому, если у организатора викторин нет опыта разработки интеллектуальных игр, то он пользуется уже проверенными и испытанными заготовками. Тем более, что сегодня все каналы телевидения потчуют нас еженедельно самыми разнообразными состязаниями в эрудиции. В Домах культуры п.Ясногорский при проведении познавательных викторин за основу берут правила следующих игр: . «Звездный час». . «Брейн-ринг». . «Зигзаг удачи». . «Великолепная семерка». . «Ключ к успеху». . «Поле чудес». . «Кто хочет стать миллионером». . «Умники и умницы». . «33 буквы». Проводить свою игру по мотивам телевизионной предпочтительно еще и потому, что ребятам не приходится долго объяснять условия соревнования. Они их уже знают, так как общаются с телевизором. Однако, как показало проведенное исследование, в Доме культуры п.Ясногорский с ребятами проводят не только те игры, которые им хорошо известны и которые транслируются по телевидению. Дабы избежать чрезмерного проникновения телевидения в повседневную жизнь, работники лагеря берут другие разработки. Например, в Доме культуры п.Ясногорский широкой популярностью пользуются игры ленинградских педагогов, среди которых: . «Взломщик». . «Пятью пять». . «Покер». . «Морской бой» и др. А также игры, выпущенные коллективом МЦ «Вариант»: . «Светский разговор». . «Интеллектуальный тир». . «Стадион Гиннеса». . «Скачки». . «Минные заграждения». . «Музыкальный тайник» и др. Этими разработками педагоги лагеря предпочитают пользоваться еще и потому, что не приходится долго «мучиться» над вопросами - они уже есть. Но иногда бывают моменты, что одна и та же группа желает еще раз поучаствовать в понравившейся ей викторине. В этом случае (когда перечень вопросов уже исчерпан) педагоги лагеря придумывают дополнительные. А порой занимаются составлением вопросов вместе с детьми, помощниками из инициативной группы. Что очень полезно, как для самих педагогов, которые лучше узнают ребят, так и для самих детей, которые помимо общения еще и обогащают свой кругозор. При составлении вопросов организаторы познавательных викторин руководствуются следующими правилами: нельзя, чтобы вопрос превращался в задание, требующее развернутого ответа (Дайте характеристику круговорота воды в природе); нельзя, чтобы вопрос требовал узкоспецифических углубленных знаний (Кто был комендантом Полтавской крепости во времена знаменитой битвы 1709 года); нельзя, чтобы вопрос требовал ответа-перечисления (Какие команды были чемпионами мира по футболу?); нельзя, чтобы вопрос состоял из трех вопросов (Кто, когда и зачем изобрел порох?); нельзя, чтобы вопрос был примитивно-глупым (Не амперметром ли измеряется сила тока?). Все вопросы, в которых нарушены эти принципы, являются «некорректными», и чаще всего из-за них и возникают протесты, оспаривание решения жюри, обиды и слезы. Чтобы предотвратить эти нежелательные сопутствующие игре явления, организаторы викторин стараются сразу избавиться от «сомнительных» вопросов. Работники Дома культуры п.Ясногорский стараются организовать занятия с детьми так, чтобы последним было наиболее интересно. В этой связи педагоги проводят викторины, разработанные по определенным тематикам. Например, . «О природе». . «О технике». . «О спорте». . «О знаменитых путешественниках». Темой иногда выступает отдельный фильм или произведение литературы. Пример тематических вопросов к одной из викторин, проводимых в Доме культуры п.Ясногорский, представлен в Приложении 2. Помимо правил и вопросов при организации эрудиционов педагоги не забывают и о других условиях успеха. Эти условия ничем не отличаются от тех, что должны быть соблюдены при организации спортивной эстафеты или творческого конкурса, т.е. такого дела, в котором главное - соревновательность. А это значит, что при проведении познавательных викторин назначаются компетентные судьи, присутствуют красивое оформление, ритуалы начала и окончания игры, награды. Одним из главных «атрибутов» проведения викторин является быстро ориентирующийся в ситуации и легкий на язык ведущий. Обычно это бывает кто-то из постоянных работников Дома культуры. Но может быть и кто-нибудь из эрудированных старшеклассников. В Доме культуры п.Ясногорский учитывается и временной фактор. Познавательная игра не должна длиться более часа. Уж лучше проводить каждый день по игре, чем утомить всех одним многочасовым интеллектуальным марафоном. 2. Театрализованные игры. Содержание театрализованных занятий в Доме культуры п.Ясногорский включает в себя: - просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; - игры-драматизации; - разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок: - упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); - упражнения по социально-эмоциональному развитию детей. Безусловно, что в театрализованной деятельности огромную роль играет педагог. Следует подчеркнуть, что театрализованные занятия должны выполнять одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функции и ни в коей мере не сводиться только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны способствовать одновременно достижению трех основных целей: развитию речи и навыков театрально-исполнительской деятельности; созданию атмосферы творчества; социально-змоциональному развитию детей. Поэтому содержанием таких занятий является не только знакомство с текстом какого-либо литературного произведения или сказки, но и с жестами, мимикой, движением, костюмами, мизансценой, т.е. со «знаками» визуального языка. В соответствии с этим практическое действие каждого ребенка является важнейшим методическим принципом проведения данных занятий. Театральные занятия в Доме культуры п.Ясногорский проводятся с детьми младшего школьного возраста без какого-либо отбора. Оптимальное количество детей на театральных занятиях - 12-16 человек. Если в группах их больше, то педагоги делят каждую возрастную группу на две подгруппы, но не менее 10 человек в каждой. Занятия проводятся в просторном, регулярно проветриваемом зале. Для выполнения творческих заданий педагоги пользуются мягкими объемными модулями различной конфигурации. Также обязательно наличие музыкального инструмента (фортепиано) и аудиотехники. Занятия проводятся 2 раза в неделю в утреннее или вечернее время (в зависимости от смены, в которую учатся ребята) продолжительностью от 30 до 40 мин. Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 40 мин. Программа занятий представлена в табл. 1. Процесс театральных занятий в Доме культуры п.Ясногорский строится на основе развивающих методик и представляет собой систему творческих игр и этюдов, направленных на развитие психомоторных и эстетических способностей детей. Сценарии некоторых из них представлены в Приложениях 3-5. Таблица 1 Программа работы Дома культуры п.Ясногорский по проведению театрализованных занятий с детьми младшего школьного возраста
Театральные игры, проводимые педагогами Дома культуры п.Ясногорский, рассчитаны на активное участие ребенка, который является не просто пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса. Новые знания преподносятся в виде проблемных ситуаций, требующих от детей и взрослого совместных активных поисков. Ход занятий характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь продуктивного результата через коллективное творчество. Занятия проводятся в занимательной, интересной детям форме, по возможности основываясь на сюжетном построении. В основу реализации театрально-игровой методики, применяемой в Доме культуры п.Ясногорский положен индивидуальный подход, уважение к личности ребенка, вера в его способности и возможности. Отмечая и поощряя каждую удачную находку, каждое новое решение творческой задачи, педагоги стремятся воспитывать в детях самостоятельность и уверенность в своих силах. Чем меньше запрограммированности в деятельности детей, тем радостнее атмосфера занятий, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир. Занятия в Доме культуры п.Ясногорский строятся по самым разным сценариям в зависимости от таких факторов, как время занятий, погодные условия, психическое состояние и настроение детей. Они могут начинаться или с музыкальных и немузыкальных пластических игр и упражнений, или с занимательных игр, в результате которых дети делятся на необходимое педагогу для дальнейшей работы количество групп (команд). С этой же целью можно использовать веселые считалки, когда дети без помощи педагога выбирают водящего или участников очередного задания или этюда. Каждый месяц в Доме культуры п.Ясногорский для детей проводятся различные по содержанию театрализованные занятия. Успешность и результативность театральных занятий зависят прежде всего от сотрудничества театрального педагога с музыкальным руководителем, поскольку без развития музыкальных способностей, без умения ритмично и выразительно двигаться, без определенных вокальных навыков добиться значительных результатов в театральном творчестве невозможно. Большую роль в развитии творческих способностей детей играет художественно-изобразительная деятельность, поэтому в Доме культуры п.Ясногорский обязательным является взаимодействие с преподавателями изодеятельности, которые могут с детьми создавать эскизы декораций и костюмов к спектаклям. Помимо систематических занятий, основанных на играх и упражнениях базовых разделов программы работы клуба, ежеквартально проводятся итоговые (интегративные) занятия, объединенные определенным сюжетом. В них используются упражнения и игры из разных разделов программы. Например, в январе-феврале 2007 г. с ребятами были проведены занятия по следующим тематикам: 1. «Путешествие на остров превращений». . «В стране веселых гномов». . «День рождения Незнайки». Деление программы на пять разделов, ориентируясь на психологические особенности возраста, весьма условно, поскольку не всегда возможно определить границы перехода от одного к другому. Существуют общие для всех разделов задачи, например: развитие воображения, произвольного внимания, памяти, активизация ассоциативного и образного мышления. Если на первом году занятий первоочередными задачами являлись умение владеть своим телом, координировать движения, ориентироваться в пространстве, согласовывать свои действия с партнерами, то в дальнейшем большее внимание уделяется формированию культуры и техники речи, активизации познавательных процессов. Дети учатся моделировать свое поведение, вспоминать и восстанавливать полученные ранее впечатления, ощущения и чувства. На втором году перед младшими школьниками ставятся более сложные задачи и проблемы, увеличивается количество упражнений и творческих заданий, повышаются требования к качеству их исполнения. Иллюстративный материал по организации досуга в Сельских клубах п.Ясногорский наглядно представлен в Приложениях 7-14. |