Главная страница

Инновационные методы и средства развития творческого мышления в процессе обучения иностранному языку. диплом Скак. Дипломная работа специальность 5В011900 Иностранный язык два иностранных языка Караганда 2020


Скачать 1.37 Mb.
НазваниеДипломная работа специальность 5В011900 Иностранный язык два иностранных языка Караганда 2020
АнкорИнновационные методы и средства развития творческого мышления в процессе обучения иностранному языку
Дата05.02.2022
Размер1.37 Mb.
Формат файлаrtf
Имя файладиплом Скак.rtf
ТипДиплом
#352396
страница4 из 5
1   2   3   4   5
Пример 1

1. Interrupting politely (Перебиваем вежливо)

Учитель пишет на доске следующие выражения (или раздаёт студентам распечатки):

Interrupting politely

Excuse me,

Pardon me,

Sorry to interrupt,

May I interrupt (for a minute)?

Can I add something here?

I don’t mean to intrude, but . . .

Could I inject something here?

Do you mind if I jump in here?

Фразы отрабатываются с учащимися (студентами). Один учащийся (студент) садится за стол перед классом. Он получает задание прочитать один абзац любого текста. Учитель засекает время секундомером (секундомер есть во многих сотовых телефонах). Ученик (студент) начинает читать. Остальные учащиеся (студенты) должны, вежливо перебивая его (используя фразы Interrupting politely), задавать читающему разнообразные вопросы, в которых они употребляют изучаемые слова и выражения (можно и грамматические структуры). Например,

Excuse me, have you ever been unconscious? (to be unconscious – изучаемое или изученное выражение)

Учащийся (студент) даёт краткий либо полный ответ на вопрос и продолжает читать, стремясь дочитать отрывок до конца. Так продолжается до тех пор, пока ученик не дочитает фрагмент текста до конца. Учитель сообщает ему результат секундомера (например, 2 мин. 30 сек.). После этого его место занимает новый ученик (студент) и всё начинается с начала. Победитель – тот, кто сможет прочитать текст быстрее всех. Эта динамичная и достаточно увлекательная для учеников игра поможет закрепить изученную лексику или повторить пройденную, научит быстро реагировать на вопрос собеседника и задавать вопросы на английском языке.

3.2 Организация обучения по развитию креативных способностей школьников средствами творческих заданий в учебном процессе

Сущность педагогического творчества часто трактуют как процесс решения бесчисленного множества задач в постоянно меняющихся обстоятельствах, а это значит, что педагогическая деятельность является творческой по своей сути. Многие педагоги, ученые считают, что преподавание есть искусство, а не ремесло.

Творчество, так же как и индивидуальность, не укладывается в рамки стандартного, оно уникально и неповторимо, как неповторима личность каждого человека. В связи с этим, задания составляемые учителем должны быть ориентированы на развитие креативности как личностного качества и включать:

задания, позволяющие выявить индивидуальный потенциал и реальный уровень сформированности творческих способностей;

задания на развитие интеллектуально-творческих способностей, таких как целостное восприятие, критичность, гибкость, оригинальность мышления, легкость генерирования идей;

задания, формирующие качества, присущие творческой личности: способность «перешагнуть» через привычные рамки, готовность к риску, независимость мнений, оценок, инициативность, самостоятельность.

Мы выяснили, что использование игр способствуют развитию творческого и познавательного интереса и активности учащихся, а так же наиболее очевидно там, где речь идет в первую очередь о различных аспектах коммуникации [60, 39].

Повышается важность методической организации процесса обучения - it's the process that matters. В настоящее время получает всё большее распространение трёхчастная форма выполнения коммуникативно-ориентированных заданий - three-phase framework. Практически любое задание может выполняться в 3 этапа: подготовительный - pre-activity, исполнительный - while-activity, итоговый - post-activity. Работа, основанная на задании, включает выполнение заданий - вычленение нужного языкового материала - включение нового материала в речевую практику - Fulfillment Focus Facilitation of use. Для этого в учебных условиях обеспечивается «репетиция» реального употребления языка - «rehearsal of actual language use». Принцип осуществляется: с применением заданий речевого взаимодействия - interactive activities; с применением заданий, предполагающих «информационное неравенство» участников - information gap. Задания могут принимать различные формы: picture gap, matching tasks; text gap, jigsaw reading; knowledge gap, complete the table tasks; с применением проблемных речемыслительных заданий: sequencing, cause and consequence reasoning, guessing, comparison and contrast, discovery; с применением организованного ролевого общения; с применением спонтанного общения.

Все задания носят творческий характер и позволяют максимально «раскрыться», выявить потенциальные возможности, развить индивидуальные, творческие качества, а так же способствуют снятию ряда психологических барьеров: боязнь показаться смешным, сделать что-то не так.

Подготовительный этап включает предварительную работу учителя и учащихся. Подготовка учителя предусматривает:

- выбор темы и формулирование проблемы;

- отбор и повторение необходимых языковых средств;

- уточнение параметров ситуации

- подготовку атрибутов игры: наглядные пособия, карточки.

- уточнение цели игры и планируемого конечного результата.

Подготовка учащихся заключается в следующем:

- поиск дополнительных данных по теме или изучение раздаточного материала;

- повторение речевых формул и лексики по теме.

На данном этапе целесообразно провести ряд речевых упражнений и коммуникативных игр, необходимых для последующего ролевого общения, такие как:

- угадывание города, предмета по описанию;

- отгадывание задуманного имени артиста, художника с помощью вопросов;

- продолжение диалога с помощью двусторонних карточек, на одной стороне вопрос, на другой один- два возможных ответа. Работа проводится в парах, а затем диалог проигрывается перед классом;

- описание картин, слайдов;

-коммуникативная игра-проект «Do it yourself», которая была заимствована из пособия Lohfert W. Группам играющих, состоящим из трех участников, предлагается рисунок с изображением на нем следующих предметов: набор досок, линейка, карандаш, дрель, пила, молоток, гвозди, краска, кисть. Под каждым предметом дано его название на иностранном языке. Учащиеся должны нарисовать то, что они собираются построить и объяснить, как это будет происходить. У каждой группы будет свое решение, которым они поделятся с классом. Можно построить, например, стол, табурет, домик [76, 104].

Для успешного проведения игр, детям необходимо овладеть хотя бы минимумом диалогических единств на английском языке, которые развиваются в процессе выполнения упражнений. Прежде чем ввести данный приём в учебный процесс, необходимо провести большую работу. Процесс протекает более эффективно в том случае, если ученики снабжены зрительными опорами картинками, схематическими рисунками, кроки, символами, указывающими на вид коммуникативного намерения [77, 24].

Так же большое значение для успешного проведения игры имеет то, насколько удачно сможет учитель подготовить учащихся к данной форме занятий. В этой связи хотелось бы сослаться на статью Л.Шиффлера, в которой даются следующие рекомендации:

Необходимость создания обстановки, свободной от страха перед высказыванием. Во время игры учащихся не следует прерывать, ибо это нарушает атмосферу общения. В. Риверс пишет по этому поводу: «Очень часто в обществе люди предпочитают молчать, если знают, что их речь вызовет отрицательную реакцию со стороны собеседника. Подобно этому ученик, каждую ошибку которого исправляет учитель, не только теряет основную мысль высказывания, но и желания продолжить беседу».

Исправления следует делать тихо, не прерывая речи учащихся, или делать это в конце урока. У. Беннет вообще считает, что некоторые ошибки учитель имеет право игнорировать, чтобы не подавлять речевую активность учащихся. Использование игр на уроках иностранного языка помогает учителю глубже раскрыть личностный потенциал каждого ученика.

Участие учителя в подготовке игры, в игре.

Корректное поведение учителя, который должен быть предварительно выдержанным в любой, в том числе и конфликтной ситуации;

Умение показать обучаемым, что учитель их ценит и уважает не только на словах, но и путем индивидуальных заданий, доверяя им самостоятельную организацию и проведение тех или иных форм, фрагментов игры.

Интересно и разнообразно организовать работу [78, 344].

В случае выполнения этих условий между учителем и учащимися возникают отношения партнерства и сотрудничества, которые являются необходимыми условиями для достижения намеченной цели [13, 220].

В учебном процессе реальное общение необходимо, поскольку оно готовит к свободному общению. Поэтому так важно создавать на уроках иностранного языка ситуации реального общения, так как их участники будут вынуждены общаться на неродном языке. Именно этот тип реального общения может стать началом работы над развитием коммуникативной компетенции.

В конце урока учащимся предлагается выполнить тест.

Для формирования коммуникативной компетенции учащихся используются такие упражнения как: упражнение направленное на отработку дедукции, быстрого свободного общения, а так же на развитие внимания и логического мышления. Учащимся предлагается речевая зарядка на повторение дней недели.

Sneeze on Monday, sneeze for danger,

Sneeze on Tuesday, meet a stranger,on Wednesday, get a letter,on Thursday, something better,on Friday, no more sorrow,on Saturday, see your friend tomorrow.

Аудирование. Учитель четко, внятно читает вслух учащимся данную рифмовку. Затем идет работа с неизвестными ученикам словами, работа с известными словами, затем перевод рифмовки, чтение по строчке за учителем и чтение ученика с выражением. После всей проделанной работы учитель задает вопрос: What happens if you sneeze on Monday? Ученики отвечают: Sneeze for danger.

Setting the Table. Мы пронаблюдали, что при проведении данного упражнения формируется навык правильного понимания иноязычной речи. Упражнение направлено на отработку предлогов, позволяет развивать внимание и память. При выполнении не допускались опоры на родной язык. Данное упражнение содержит элементы прямого метода.

Учитель дает команду ученику, который должен выполнить ее немедленно, а если не понял, переспросить учителя. Речевые упражненияup the cup. The fork is on the tableit on the table. Pick up the knife.cup is on the table. Put it on the table.up the plate. The knife is on the table.it on the table. Pick up the spoon.plate is on the table. Put it on the table.up the fork. The spoon is on the table.it on the table. The table is set.

Особое внимание уделяется главной, разговорной части урока, где отмечается один психологический момент, а может быть, и трудность.

Во время создания ситуаций реального общения используются фразы классного обихода.

Иногда на уроках употребляется стандартный набор фраз, с которых начинается каждое занятие. Кому-то говорим Hello, a кому-то говорим просто Hi. Также по-разному мы здороваемся в разное время суток - утром, днем и вечером.

-Hello! I'm Lana!

Hello, Lana! I'm Amina.

Hello! My name is Bolat. What is your name?

My name is Lana.

Hello, Amina!

Hello, Bolat. This is my brother.

What is his name?

His name is Darhan.

В таких диалогах ученики меняются ролями, что повышает их мотивационный уровень. Дети учатся спрашивать человека, как его зовут, сами отвечают на этот вопрос, а так же представляют своих друзей и родственников друг другу.

Успешное проникновение в учебный процесс ролевых, ситуативных игр требует расширения использования игры в обучении школьников. Диагностический смысл игры в том, что позволяет учителю увидеть ребенка в свободном, раскрепощенном проявлении, получить информацию о его воображении, фантазии, творческих способностях и одновременно о степени его активности, готовности к деловому взаимодействию, о самочувствии в коллективе [79, 401-402].

Можно проводить игры на аудирование текста, не имея ни картинок, ни рисунков, ни заранее приготовленных вопросов, ни пунктов текста, это игры на развитие аудитивной памяти. Учитель читает текст в нормальном темпе или текст прослушивается с помощью магнитофона, играющие слушают. После прослушивания текста учитель предлагает записать слова, которые каждый участник игры запомнил. Затем учитель читает текст ещё раз и дает задание - выписать группы слов и запомнившиеся фразы.

После этого участники игры восстанавливают текст по памяти, пользуясь своими записями. Побеждает тот, кто наиболее точно передаст содержание текста.

Большой эффект в обучении аудированию имеют командные игры, в которых после прослушивания текста члены команды составляют и затем задают вопросы соперникам по содержанию текста. Побеждает та команда, которая более точно ответит на поставленные вопросы.

Особый интерес вызывают игры, в которых после прослушивание текста необходимо разыграть сценку по содержанию текста. В этих играх дети демонстрируют не только свои способности к аудированию, но и свои артистические способности. Обучение аудированию целесообразно проводить в разнообразных интересных играх. В них ребёнок может проявить себя как личность, а также как член коллектива.

Тексты можно использовать из учебников, дополнительных книг по английскому языку, придуманные самим учителем или учениками. Главное, на наш взгляд, превратить элементарный текст в интересную, притягивающую ребенка игру.

Так же эффективными для развития креативности являются орфографические игры, например игра: «картинка» Цель этой игры: проверка усвоения орфографии изученного материала и развитие творческого мышления.

Ход игры: каждый участник получает по картинке с изображением предметов, животных. Представители команд выходят к доске, разделенной на две части, и записывают слова, соответствующие предметам, изображенным на картинке. После того, как обучаемый написал слово, он должен прочитать и описать его, а затем показать свою картинку. Выигрывает команда, которая быстрее и с меньшим количеством ошибок запишет все слова и правильнее опишет.

Правильно организованный контроль речевых умений дает учителю возможность рационально распределить учебное время, проверить эффективность упражнений, внести коррективы в тематический план, увидеть практические достижения отдельных учащихся и класса в целом. Результаты контроля являются, кроме того, определенным стимулом для совершенствования приемов обучения языку [13, 222].

Разработанные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают, и усиливает желание знать, думать, учить, решать. Интерес есть тогда, когда присутствует элемент новизны в уроке, а в качестве новизны должны выступать игры.



Пример 2

Get it Right.

Эта игра подойдёт для проверки знания изученных лексических единиц. Желательно предварительно дать студентам (учащимся) задание выучить ряд английских слов или выражений. Учитель делит класс на три команды, на доске, соответственно, чертятся три колонки для выставления баллов командам.

1 уровень. Учитель называет слово или выражение по-русски. Та команда, чей участник первым поднял руку, получает право первой назвать по-английски это слово или выражение.

2 уровень. Учитель называет слово или выражение по-русски. Та команда, чей участник первым поднял руку, получает право первой назвать по-английски это слово или выражение и написать на доске данное слово или выражение.

3 уровень. Учитель называет слово или выражение по-русски. Та команда, чей участник первым поднял руку, получает право первой назвать по-английски это слово или выражение и написать на доске предложение с данным словом или выражением.

Правила для участников. Выкрики с места не допускаются и штрафуются пропуском хода (то есть, давать следующий ответ получает право команда-соперник, и только в случае, если её участники затрудняются с ответом, оштрафованная команда может дать свой ответ). За каждый правильный ответ команда получает два балла. На усмотрение преподавателя можно выставлять всего один балл, например, если правильным было лишь произнесение слова или выражения, но не его написание, или слово было написано верно, но предложение составлено неправильно.

3.3 Использование элементов инновационных технологий на уроках английского языка

Основной целью обучения иностранного языка на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.

Личностно-ориентированное воспитание средствами иностранного языка предполагает, с одной стороны, использование учебного общения, сотрудничества и активной деятельности ученика на уроке, а с другой стороны, учителю необходимо найти способ «ввести» реальный иностранный язык в школьный класс, включить ученика в реальную языковую коммуникацию, не выходя из учебной аудитории, смоделировать в школе реальный процесс вхождения в культуру.

Ярким примером технологии, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, может служить метод проектов.

Подготовительная работа педагога по разработке широкого ряда подтем в рамках некой текущей темы позволяет также реализовывать принцип свободного выбора и принцип опоры на личный опыт учащихся, а значит - повышать мотивацию на учебный процесс, что чрезвычайно важно в нынешней ситуации развития школьного обучения.

Сама подготовка может строиться по-разному. Иногда учеников изначально нацеливают на заключительный проект, когда вся речевая деятельности отработка материала подчинена итоговому результату [80, 46-48]. В ином случае учащимся предлагается проект лишь после ознакомления с темой.

Учителя, как правило, занимают позицию консультанта и координатора в самостоятельной деятельности учеников. Работа может быть организована по-разному: только в течение уроков или сопровождаться внеурочными консультациями [81, 53-55].

Учителя, испробовавшие проектный метод на практике, считают, что максимальной эффективности процесса обучения можно достичь при условии погружения учащихся в атмосферу творческого поиска проектной деятельности. Только когда ребятам интересно, когда они заинтересованы, осознают, что делают полезное и важное дело, материал усваивается лучше.

Учебные проекты также подаются классификации. Э. Коллингс выделял следующие виды учебных проектов:

Проекты игр - детские занятия, непосредственной целью которых является участие в групповой деятельности, как-то: различные игры, народные танцы, театральные постановки, разного рода развлечения.

Экскурсионные проекты - целесообразное изучение проблем, связанных с окружающей природой и общественной жизнью.

Повествовательные проекты - те, разрабатывая которые, дети имели целью «получить удовольствие от рассказа в самой разнообразной форме» - устной, письменной, вокальной - песня, художественной - картина, музыкальной.

Стержень проектирования - связь замысла с воплощением, а не просто самостоятельное достижение результата. У учащегося возникает своеобразная чувствительность именно к этой связке, с которой в значительной мере связано формирование ответственности за предмет своей деятельности.

Н. Кочетурова выделяет следующие отличительные особенности проектов, предназначенных для обучения языку:

использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;

акцент на самостоятельной работе учащихся: индивидуальной и групповой;

выбор темы, вызывающей большой интерес для учащихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;

отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;

наглядное представление результата [82, 99].

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для повседневной жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний [38,69-70].

В определении Е.С. Полат делается акцент на самостоятельную деятельность учеников, сопровождающуюся детальной разработкой проблемы, с завершением в качестве реального, практического результата.

Также стоит обратить внимание на понимание метода проектов А. А. Хромовым как системы обучения, гибкой модели организации учебного процесса, ориентированной на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта обладающего объективной и субъективной новизной, имеющего практическую значимость, под контролем учителя [83, 272].

Метод проектов, являясь личностно-ориентированной технологией XXI века, становится все более востребованным в системе образования, в том числе по причине его ярко выраженной творческой, гуманистической и социальной направленности.

Преподаватель, который начнет использовать проектный метод в своей работе, должен осознать, что, помимо безусловно положительных моментов, связанных с интеллектуальным ростом своих учеников, он столкнется с необходимостью тратить усилия и на собственное совершенствование. В ходе выполнения проекта преподаватель одновременно выступает в нескольких ролях:

специалиста по теории управления проектами - Project management;

куратора проекта;

руководителя проекта;

координатора - тайм-кипера;

консультанта.

Следует остановиться на общих подходах к структурированию проекта:

Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества учеников. Тема проекта - самый важный момент в организации проектной деятельности учеников. Тема, придуманная преподавателем, а еще лучше преподавателем совместно с учениками - мощный мотивирующий фактор для успешной работы над проектом.

Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.

Важным моментом является распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений. При организации работы над коллективным проектом выбирается консультант для отслеживания хода и темпа выполнения запланированного.

Затем начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

Работа над проектом начинается на уроке под руководством учителя, продолжается дома, а презентация проекта осуществляется на следующем уроке. Важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала участников, а для этого необходимо убедиться, что тема проекта подходит для всех участников группы, согласно их увлечениям и темпераменту.

Постоянно проводятся промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Необходимым этапом выполнения проектов является их защита, оппонирование. Во время защиты проекта учащиеся демонстрируют уровень владения иностранным языком, представляется ясная картина, чему ученик научился при изучении данной темы. Нужно помнить, что суть проектной деятельности при изучении иностранного языка - это прежде всего коммуникативная деятельность, включённая в другие виды деятельности.

Презентация проекта осуществляться, как правило, на уроке английского языка. При работе над первым проектом желательно, чтобы сам учитель представил свой проект в качестве примера. Если в параллели несколько классов, можно организовать выставку лучших проектов, чтобы их могли увидеть и оценить ученики других классов, учителя, родители.

Завершается работа коллективным обсуждением, экспертизой, объявлением результатов внешней оценки, формулировкой выводов. Оценка результатов и хода выполнения проекта может принимать форму устного обсуждения или письменных ответов [5, 137].

Представление результатов проектной деятельности включает в себя: подготовку к защите; и собственно саму защиту.

значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематике;

корректность используемых методов исследования и методов обработки получаемых результатов;

активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;

необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;

доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;

эстетика оформления результатов выполненного проекта;

умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы [38, 80].

Примером метода проекта могут быть такие проектные задания:

1 Найди примеры текстов в учебнике для проверки уровня чтения в группе.

2 Обсуди подготовленные материалы с учителем. Проведи проверку чтения в группе вместе с учителем. Сделай краткое сообщение о полученных результатах.

1 Попробуй составить список тем, по которым ты должен говорить на изучаемом языке в конце учебного года в соответствии с требуемым уровнем.

2 Сопоставь твой список со списком тем для говорения в твоем учебнике.

3 Нужна ли тебе дополнительная работа? Продумай программу и задачи для дополнительной работы.

4 Обсуди свою программу с учителем и в группе [5, 160-161].

Привлекательность проектного метода обучения состоит еще и в том, что в процессе работы над проектом у учащихся развиваются организационные и рефлексивные способности. Они учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учебе и улучшает результаты обучения. Кроме того, внедрение проектного обучения позволяет привлечь к этой работе и родителей, что расширяет их общение и совместную деятельность с подростками.

Таким образом, метод проектов - это новый подход к организации школьного обучения, при котором познание строится не на запоминании отобранной учителем информации, а на самостоятельном поиске и развитии интересов ребенка.



1   2   3   4   5


написать администратору сайта