Главная страница
Навигация по странице:

  • 2.3. Художественное своеобразие жанра «сказка»

  • Сказки о животных

  • Волшебные сказки

  • Социально-бытовые сказки

  • Простые люди - крестьяне, бедняки

  • Диплом работа. Дипломная работа студент Турежанов. Д. Б 4 курса Научный Гинаятовна. Г туркестан. 2021г


    Скачать 107.01 Kb.
    НазваниеДипломная работа студент Турежанов. Д. Б 4 курса Научный Гинаятовна. Г туркестан. 2021г
    АнкорДиплом работа
    Дата26.11.2020
    Размер107.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДиплом работа.docx
    ТипДиплом
    #154077
    страница2 из 3
    1   2   3

    2.2. Особенности восприятия детьми произведений художественной литературы

    Восприятие – понятие довольно многоплановое, а потому в литературе, посвященной вопросам психологии, можно обнаружить совершенно разные определения, даваемые авторами восприятию. Например, Л. Д. Столяренко считает, что восприятием можно назвать совокупность воздействия различных черт и свойств предметов и явлений действительности на органы чувств и процесс их отражения в сознании человека.

    С. Л. Рубинштейн рассматривает это понятие как чувственное отражение предмета или явления объективной действительности, воздействующей на наши органы чувств.

    Ряд исследователей занимался изучением проблемы восприятия художественных произведений, например, О.И. Никифорова, И.Л. Зимняя, Н.Н. Светловская, М.И. Окорокова и Н.Г. Морозова.

    М. Р. Львов утверждал, что ребенок, который воспринимает художественное произведение на слух, ориентируется не только на сюжет произведения, но также и на интонацию, с которой исполнитель произносит текст, ритм чтения, и даже на жесты и мимику исполнителя. Все это существенно влияет на восприятие ребенком художественного произведения.

    По мнению Л. Н. Рожиной, восприятие художественного произведения всегда многопланово и зависит не только от степени понимания текста данного произведения, но и от отношения к описываемому в нем миру, событиям, героям, к самому произведению в целом. Восприятие, таким образом, представляет собой чрезвычайно сложный процесс, на который влияет большое количество факторов.

    В психологии принято выделять два типа отношения ребенка к прочитанному художественному произведению. Первый из них, эмоционально-образный, заключается в тех эмоциях и впечатлениях, которые ребенок получает при чтении произведения. Это его реакция на те или иные художественные образы, возникающие в тексте. Второй тип называют интеллектуально-оценочным, под ним понимается анализ ребенком литературного произведения, понимание смысла, заложенного в нем. Глубина такого анализа напрямую зависит от жизненного опыта ребенка, его способностей к выполнению различных умственных операций.

    Если касаться возрастной динамики понимания детьми художественных произведений, то она может быть представлена как путь от эмоционального восприятия, сочувствия одним героям, негативного отношения к поступкам других, к пониманию авторской позиции, основной мысли произведения и смысла, заложенного в нем, что достигается за счет анализа, осмысления поступков героев и позиции автора, а также к принятию из художественного текста неких идей и установок, следованию им в реальной жизни.

    Следует помнить, что при трактовке смысла художественного произведения нерационально говорить о правильном или неправильном понимании, так как такое произведение допускает различные толкования, и у разных детей после его прочтения может сложиться различное его понимание. Поэтому многие авторы сосредотачивают внимание не на правильности понимания, а на его полноте. М. П. Воюшина, например, полноценным считает такое понимание, при котором читатель способен определить позицию автора, найти основные идеи произведения, сопереживать героям, размышлять над вопросами, поднятыми в тексте, воспроизводить в воображении художественный мир произведения, определить свое отношение к происходящему.

    Такие исследователи, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.В. Запорожец, О.И. Никифорова, Е.А. Флерина, Н.С. Карпинская и Л.М. Гурович изучают проблему восприятия ребенком-дошкольником произведений художественной литературы. Они считают, что такое восприятие предполагает активную умственную деятельность ребенка. Он не должен оставаться пассивным, равнодушным к сюжету и героям произведения, так как восприятие реализуется за счет сочувствия героям, помещении себя на их место в воображении, предположениях о правильности или неправильности их поступков. Посредством такой умственной деятельности, «мысленного действия», ребенок получает эффект личного участия в событиях, присутствия в вымышленном мире художественного произведения. [11]

    О.И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения три стадии. Первая заключается в непосредственном восприятии, воссоздании и переживании образов при помощи работы воображения. Вторая состоит в понимании идейного содержания произведения при помощи мышления. Влияние художественной литературы на личность читателя через чувства и эмоции, получаемые им в процессе чтения, составляет третью стадию.

    Способности ребенка к восприятию художественных произведений подвержены изменениям и совершенствуются с течением времени. Л. М. Гурович считает, основываясь на полученных ранее научных данных и на собственных исследованиях, что по критерию эстетического развития можно выделить два периода жизни ребенка-дошкольника. Наиболее активно восприятие развивается у него в период от двух до пяти лет. Искусство в целом и искусство слова в частности в это время обретают для ребенка особую ценность [11].

    В дошкольном возрасте художественное восприятие развивается очень активно, поэтому уже к возрасту 3 – 4 лет ребенок может понять, что в художественном произведении отражены типичные черты и явления реального окружающего мира. Характерной чертой этого периода развития восприятия можно считать очень глубокое чувство сопереживания, испытываемое детьми по отношению к героям литературных произведений. Ребенок учится ставить себя на место других, находить выход из сложных жизненных ситуаций, ассоциируя себя с тем или иным героем произведения, в воображении помещая себя на его место. Вместе с героями дети радуются победе, испытывают тревогу за дальнейший ход событий, стремятся к счастливому и справедливому финалу, когда добро торжествует, а зло наказано. В период младшего школьного возраста любимыми книгами у детей зачастую бывают волшебные сказки с необычными вымышленными героями и фантастичностью сюжета, яркими характерами и образами, острыми конфликтами и трудными препятствиями, которые успешно преодолеваются героями.

    Но художественная яркость и выразительность – не единственное, что привлекает ребенка в произведениях. Не менее важным является и смысловое наполнение текста, его идейное содержание. Используя полученные в результате воспитания знания о нравственном поведении, дети младшего дошкольного возраста могут оценивать поступки и намерения персонажей с позиций добра и зла, решать, кто из героев поступает правильно, а кто – нет. Со временем умение следить за развитием сюжета, способность сопереживать героям, сравнивать действия разных персонажей развиваются и позволяют ребенку перейти к чтению реалистических рассказов, а потом – небылиц и перевертышей. Такое усложнение содержания художественных произведений ведет к развитию у ребенка способности к отвлеченному, абстрактному мышлению. Однако порой дети дошкольного возраста нуждаются в помощи взрослых, когда дело касается восприятия таких трудных для понимания произведений, как загадки, пословицы или басни.

    Стихи, в отличие от прозаических произведений, вызывают у детей эстетическое наслаждение, обусловленное особым ритмом и музыкальностью, необычными сочетаниями звуков, характерными для стихотворной речи.

    Малые фольклорные жанры играют важную роль в воспитании младших дошкольников и активно используются воспитателями. Например, приговорки применяются, чтобы придать эмоциональную окраску тем или иным событиям в жизни ребенка. Поговорки, используемые в основном взрослыми, не до конца понимаются детьми, однако пословицы, язык и смысл которых доступен восприятию ребенка, используются в воспитании как нравственные ориентиры, дающие советы касательно правильного поведения.

    Искусство слова является своеобразным зеркалом, отражающим в себе явления реальной жизни. Несмотря на вымышленность сюжетов художественных произведений, они способны помочь ребенку научиться правильно понимать окружающую действительность, ведь в вымышленном мире действуют те же нравственные принципы, что и в реальном.

    Именно поэтому так необходимо использование художественной литературы в нравственном развитии младших дошкольников. Однако необходимо помнить, что для наиболее продуктивной работы с художественными произведениями необходимо следовать определенным методикам.

    Основы нравственного воспитания закладываются в младшем дошкольном возрасте, так как именно на этом жизненном этапе формируются основы будущей личности, возникают первичные представления о элементарных нравственных категориях, таких, как хорошее и плохое, добро и зло, сочувствие и равнодушие. Этот процесс может протекать успешнее, если будет контролироваться в рамках педагогического воспитания, осуществляемого в таких социальных институтах, как семья и детский сад.

    Очень важным в развитии является третий год жизни, когда ребенок еще нуждается в особой заботе и внимании взрослых, но уже проявляет способности к овладению различными навыками, накоплению личного жизненного опыта.

    Именно к трем годам у детей обычно начинает проявляться самостоятельность, и воспитатель начинает давать им поручения для совместной работы, развивая их способности к коллективной деятельности и ответственность перед членами группы. В то же время внимание уделяется индивидуальным склонностям и способностям каждого конкретного воспитанника. Проводится работа также и в направлении воспитания в детях внимательности к интересам и способностям других людей.

    Педагог, прививая воспитанникам умение работать в группах, развивает их гуманность, учит относиться к окружающим (как взрослым, так и сверстникам) с уважением. Прививаются правила хорошего тона, воспитатель учит детей говорить «спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте» и т.д., вежливо и уважительно общаться. Детям объясняют, почему некрасиво и грубо нарушать очередь, отбирать игрушки у сверстников, мешать другим играть. Этот процесс чрезвычайно упрощается за счет того, что дети трехлетнего возраста обычно очень отзывчивы, эмоционально восприимчивы. Поэтому у воспитателя не вызывает затруднений вопрос, как развить в детях чувство сопереживания или отзывчивость. Проявления ребенком добрых чувств поддерживаются и одобряются педагогом, что вызывает у дошкольника желание сделать еще что-нибудь хорошее, проявить свою доброту. Таким путем прививается любовь к близким и стремление помогать им.

    У детей младшего дошкольного возраста впервые начинает проявляться желание участвовать в совместных играх, общаться со сверстниками. Такое стремление – предпосылка формирования дружбы. Воспитателю необходимо поддерживать в детях желание общаться друг с другом, в то же время объясняя, какие действия в отношении других людей можно совершать, а какие – нет, пояснять, почему нельзя отнимать у сверстников игрушки или толкать, бить их.

    К трем годам дети уже достигают той степени развития, при которой они становятся способны поддерживать дружеские отношения с другими детьми, устанавливать новые социальные связи со сверстниками. Регулярно возникает потребность в общении. Воспитатель, работая с детьми трехлетнего возраста, начинает учить их проявлять доброжелательность по отношению к более младшим детям, помогать сверстникам, пришедшим в детский сад после болезни. При помощи воспитателя дети становятся отзывчивыми и готовыми на взаимопомощь, проявляют вежливость и заботу по отношению к товарищам.

    Особенностью воспитания детей в возрасте трех лет является конкретность их поведения. Они ассоциируют выполнение того или иного правила с определенными условиями, и если эти условия не соблюдены, то правило не выполняется. Например, ребенок может выполнять правила поведения при одном воспитателе и нарушать их при другом, или соблюдать правила только при взрослых, а когда они не замечают, нарушать их.

    Потребность ребенка в самостоятельности возрастает к концу третьего года жизни. В этот период дети начинают осознавать свою личность, понимать свои интересы и склонность к той или иной деятельности. В конце третьего года жизни дети зачастую сталкиваются с тем, что взрослые еще не склонны считать их столь же самостоятельными, сколь они сами себя такими считают. Это порой вызывает конфликты между ребенком и его родителями или воспитателем в детском саду. Дети перестают следовать указаниям взрослых, прислушиваться к их советам. Для данного периода жизни характерны такие явления, как упрямство и негативизм. Упрямством называют стремление ребенка сделать все так, как он сам считает нужным, а не так, как считают нужным родители. Негативизм же проявляется в стремлении ребенка выполнять действия, прямо противоположные тем, которые их попросили совершить взрослые. Оба явления совершенно нормальны в конце третьего года жизни и не являются отклонением. Через этот психологический кризис проходят все дети, однако у некоторых дошкольников этот процесс может протекать в более острой форме, нежели у других. В таком случае к ребенку необходимо применять особые педагогические меры, направленные на сглаживание бурной реакции ребенка на непризнание взрослыми их самостоятельности.

    Педагог, таким образом, в своей воспитательной работе должен учитывать необходимость предупреждения у детей проявлений негативизма и упрямства, решать задачи по сглаживанию негативной реакции на попытки взрослых научить ребенка правильному поведению. Предупреждение, сглаживание и устранение негативизма и упрямства – одни из ведущих задач воспитательной работы с детьми в конце их третьего года жизни.

    2.3. Художественное своеобразие жанра «сказка»

    Сказки - это жанр устного народного творчества, имеющий фантастический характер и опирающийся на прочную реалистичную основу.

    Литературная сказка это - авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, основанное либо на фольклорных источниках, либо придуманное самим писателем произведение, преимущественно фантастическое, рисующее чудесные приключения, вымышленных или традиционных сказочных героев и в некоторых случаях ориентированное на детей.

    Сказку можно считать одним из самых структурированных жанров фольклора.

    Сказка – довольно старый фольклорный жанр, а упоминания о таких произведениях встречались еще в семнадцатом веке. В те времена так называли любое произведение устного народного творчества, сюжет которого был построен с привлечением элементов вымысла и фантастики. К девятнадцатому веку в обществе сложилась тенденция к исключению сказок из круга чтения взрослых людей, и они стали атрибутом детского досуга. Также в те времена сказки пользовались популярностью среди низших слоев общества. Однако в тот же период этот фольклорный жанр начинает интересовать литературоведов, так как история большинства сказок уходит корнями в глубокое прошлое. Литературоведы в России считали, что фольклор позволит им глубже проникнуть в особенности психологии сложившего их народа, изучить поэтическое творчество в древние эпохи.

    Несмотря на художественную яркость и необычность формы и содержания сказки, ее главной целью является выражение тех или иных идей, моральных ценностей. Основное идейное содержание этого фольклорного жанра всегда связано или с борьбой добра и зла, или с восхвалением героев, несущих в себе твердую нравственную основу. Именно поэтому сказки с древних времен взрослые рассказывают детям, приучая их к правильным поступкам, обучая умению отличать добро от зла, хорошее от плохого. Можно сказать, что главной функцией сказок является воспитательная функция.

    Если задаться вопросом о том, что же такое сказка, поиск однозначного определения этого понятия окажется невозможен. Определений сказки множество. Например, ученый-фольклорист Ю. М. Соколов писал: «Под народной сказкой в широком смысле этого слова мы разумеем устно-поэтический рассказ фантастического, авантюрно-новеллистического и бытового уровня». К. С. Аксаков – известный русский лингвист - определял сказку так: «…сказка является эпическим произведением, преимущественно прозаичным, волшебного, авантюрного или бытового характера, которое преподносится сказочником и воспринимается слушателями как вымысел». А. И. Никифоров, русский исследователь фольклора, утверждал: «Сказка – это устный рассказ, бытующий в народе с целью развлечения, имеющий содержанием необычное в бытовом смысле событие и отличающийся необычным специальным композиционно-стилистическим построением». Н. И. Никулин так охарактеризовал сказку: «Популярный жанр устного народного творчества, она обогащает чувства и мысли ребенка, будит его воображение». Как видно, единого взгляда на такой фольклорный жанр, как сказка, не существует. Каждый исследователь, так или иначе изучавший сказки, акцентирует внимание на различных ее чертах. Но стоит заметить, что все они утверждают, что сказка относится к устному творчеству, создается в народе, несет в себе художественный вымысел и была придумана с целью развлечения. Все вышеперечисленное можно назвать характерными чертами сказки.

    Большинство сказок имеет четкую и довольно сложную структуру, состоящую из нескольких элементов. Первый такой элемент – присказка. Эта часть не является обязательной, чаще всего встречается в волшебных сказках. Ее содержание не имеет связи с основным сюжетом сказки, она имеет целью подготовить читателя или слушателя к восприятию необычной сказочной истории. Вот одна из таких присказок: «Было это на море-окияне, на острове Кадане стоит дерево – золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн: вверх идет – песнь поет, а вниз идет – сказки сказывает. Вот бы было любопытно и занятно посмотреть. Это присказка, не сказка, сказка будет впереди».

    Следующая часть сказки – зачин. Этот элемент обычно начинается со слов «жили-были» или «в некотором царстве, в некотором государстве» (чаще - в волшебных сказках). После этих слов идет первое знакомство с основными героями сказки, местом действия, начинается развитие сюжета.

    После основной части сказки, содержащей сюжетные линии, читатель переходит к концовке. Здесь используются, так же, как и в зачине, традиционные слова, например, «Стали они жить-поживать и добра наживать».

    В большинстве народных сказок традиционен счастливый конец: злодеи всегда наказаны, герои торжествуют. Несмотря на все препятствия, положительный герой сказки всегда добивается своей цели. Всегда торжествует справедливость, невинные никогда не будут наказаны, а совершившие подлый поступок поплатятся за него. Такие концовки несут в себе определенный смысл: сочинители сказок, конечно же, понимали, что безусловная победа добра и справедливости в реальной жизни невозможна, но стремились как можно больше к ней приблизиться, сделать мир немного лучше, пусть даже путем вымысла. Есть в счастливых концовках сказок и своеобразная мораль: хочешь жить счастливо – поступай справедливо, будь добрым и честным, уважительно относись к другим людям.

    В любом типе сказок достаточно часто можно встретить повторы различных действий, ситуаций, поступков героев. Это одна из отличительных черт сказок среди других жанров фольклора. Очень часто повторение троекратно, причем число «три» вообще часто встречается в сказках. Молодцы в сказке «Царевна-лягушка» стреляли из лука три раза, во многих сказках у царя, купца или крестьянина есть три сына или три дочери.

    Еще одна особенность сказок – чрезвычайное богатство языка. Обилие эпитетов, метафор (скрытых сравнений), гипербол (преувеличений), наличие у животных имен или прозвищ, постоянные словарные формулы (например, «жили-были», «добрый молодец» и т.д.)

    У сказки, как видно, масса особенностей и отличительных черт, однако все средства художественной выразительности, необычный язык и сложная форма находятся между собой в полной гармонии и не усложняют восприятие сказок даже маленькими детьми. Альберто Морвиа, известный итальянский писатель, писал: «…чтобы сказка была действительно сказкой, а не просто вымыслом, нужны два элемента, казалось бы, начисто исключающие друг друга: необычность сюжета и наличие морали. Сказке нужна определенная экстравагантность, даже абсурдность – и в то же время она должна подчиняться законам художественной логики».

    Сказки высоко ценились русскими фольклористами – учеными, изучающими произведения фольклора. Их привлекало художественное своеобразие сказок, их художественная выразительность и несомненная педагогическая и воспитательная ценность. Сказки подробно исследовались такими фольклористами, как В.П. Аникин, А.Н. Афанасьев, Т.В. Зуева, Е. Мелетинский, Э.В. Померанцева, В.Я. Пропп, Ю.М. Соколов, В.И. Чичеров и др.

    Сказки являются частью художественной литературы, а потому входят в классификацию литературы, имеют свои жанры и виды. Однако сказки столь своеобразны, что бывает довольно сложно каким-то образом систематизировать их. С этим связано отсутствие общепринятой классификации сказок. Многие исследователи делали попытки систематизации сказок. Среди них особенно выделяется А. Н. Афанасьев, классификацию которого признают такие фольклористы, как В. П. Аникин, Н. М. Ведерникова и В. Я. Пропп. Этот исследователь выделил четыре раздела, или вида сказок: фантастические, бытовые, волшебные и сказки о животных. Эти виды сказок различны не только по своему содержанию, но и по уровню сложности: наиболее простыми и легкими для восприятия считаются сказки о животных, поэтому дети на первом этапе своего знакомства с данным жанром фольклора начинают слушать именно такие сказки, а уже потом переходят к другим, более сложным для понимания сказкам.

    Сказки о животных

    Сказки о животных – это первые сказки, с которыми знакомится ребенок еще в раннем детстве. Главными героями этого вида сказок в большинстве случаев являются звери и птицы, хотя человек тоже иногда становится героем сказки о животных. Разумеется, что за образами животных здесь стоят человеческие характеры и модели поведения, а потому, читая или слушая сказку о животных, ребенок учится взаимодействовать с людьми, воспринимает нормы поведения и морали, необходимые для гармоничного общения со взрослыми и сверстниками. В данном виде сказок у каждого животного зачастую есть некоторые типические черты, например, лиса всегда представлена очень хитрой и умной, но использующей свой ум только в своих целях («Теремок», «Лиса, заяц и петух»). Волк не отличается умом, он зол и беспощаден, часто становится жертвой хитрости лисы («Лиса и волк»). Образ медведя сложнее: иногда он представлен довольно злым и жестоким, иногда – добрым и справедливым. Человек, если он есть в сказке, всегда оказывается умнее всех зверей, и это – своеобразный гимн человеческому уму, провозглашение превосходства разума над животной силой и жестокостью. Симпатии читателей сказок всегда оказываются на стороне положительных героев, проявляющих доброту, честность, справедливость. Сказки о животных учат детей вставать на сторону добра, а не силы. Зачастую дети, послушав и запомнив ту или иную сказку, проявляют желание рассказать ее сверстникам или родителям.

    Другие виды сказок постепенно вводятся в круг чтения детей по мере их взросления.

    Волшебные сказки

    Волшебные сказки можно считать самым популярным среди детей видом книг. Ребенка привлекают необычные герои, которых невозможно встретить в реальности, яркие образы, героические подвиги положительных персонажей. Обычно сюжет волшебной сказки строится вокруг борьбы человека, олицетворяющего все положительные качества, как доброта, честь, справедливость и т.д., и отрицательного персонажа, злого и жестокого, обладающего различными магическими способностями, например, Баба Яга, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный и др. Здесь скрыто идейное содержание всех волшебных сказок: человек всегда одерживает победу над силами зла, какими бы мощными они ни были. Провозглашается внутренняя сила человека, полученная им благодаря таким положительным качествам, как доброта и справедливость, способность его при помощи этих качеств одолеть любое зло, на службе которого стоят магия и сверхъестественные силы. Дети с удовольствием наблюдают за развитием событий, радуются за героя, которому удается справиться со злом и достичь поставленной цели, обрести счастье. Такие сказки учат детей отдавать предпочтение внутренним качествам человека, смотреть в первую очередь на его способность проявлять доброту, поступать честно и справедливо, помогать друзьям. Маленькие слушатели очень любят такие сказки, как «Сивка-бурка», «Финист-ясный сокол», «Золушка» и т.д.

    Социально-бытовые сказки

    Социально-бытовые сказки называют также сатирическими. Они, если сравнивать их с другими видами сказок, наиболее близки к реальной жизни, в них далеко не всегда встречаются элементы фантастики или волшебства. Каждое слово героев всегда наполнено смыслом и ориентировано на нравственное развитие юных слушателей. Поступки персонажей открыто поощряются или осуждаются, отрицательные герои, проявляющие злобу, жадность, жестокость или равнодушие, высмеиваются и подвергаются наказанию.

    Простые люди - крестьяне, бедняки – это зачастую главные положительные герои сказки. Им противостоят богачи-помещики, использующие свою власть, чтобы получить выгоду от бедных. Простые люди одерживают верх благодаря своему неординарному уму, смекалке и находчивости. Судьба всегда благоволит таким героям, им удивительно везет по сравнению с жестокими богачами.

    «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок,» - гласит русская пословица. С ней трудно не согласиться. Несмотря на то, что в сказках всегда происходят вещи, которым нет места в реальности – магические предметы помогают героям добиться цели, звери и птицы разговаривают и вступают в такие взаимоотношения, которые характерны только для людей – в них всегда содержится некий нравственный посыл, мораль, которую дети запоминают и учатся использовать в повседневной жизни. Сказка – это всегда урок доброты, взаимопомощи, сочувствия и справедливости.

    Большое значение сказки в русской литературе подчеркивают многочисленные произведения русских писателей, в которых они обращались к теме сказок, интерпретировали сказочные сюжеты на собственный лад. Это, в первую очередь, такие писатели и поэты, как А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, М. Е. Салтыков-Щедрин. Однако только настоящая русская народная сказка может открыть перед читателем все своеобразие, искусство слова и остроумие народного творчества.

    Нужно помнить, что сказки рассчитаны, в первую очередь, на детскую аудиторию. И поэтому, несмотря на своеобразие их структуры и формы, их язык и художественные образы достаточно просты, чтобы их мог понять ребенок, не прикладывая при этом особых умственных усилий. Сказки довольно лаконичны, развитие сюжета начинается почти сразу же после их начала, чтобы ребенок не утомлялся долгим предисловием. Действие развивается стремительно, так как детям свойственна быстрая утомляемость, один вид деятельности не может долго их увлекать, поэтому долго внимательно слушать сказку - для них довольно трудная задача.

    В ранние периоды жизни человеку свойственна высокая степень образности мышления. Дети в своих размышлениях оперируют конкретными образами, именно на их основе строят выводы, поэтому для них очень важна образность, наглядность повествования.

    Одним из главных преимуществ сказки перед другими произведениями для детей является именно их яркость и наглядность. Персонажи зачастую олицетворяют собой какую-нибудь одну черту характера или личности, например, доброту, жестокость, смелость или трусость. Поэтому для ребенка всегда сразу же после знакомства с новым героем понятно, как к нему относиться, причислить ли его к положительным или отрицательным персонажам. Идеи, выражаемые через персонажей, доступны пониманию детей именно за счет своей наглядности. Поэтому сказки так важны в развитии у детей мышления или нравственных качеств.

    Наиболее важные герои, совершающие подвиги и героические поступки, являющиеся выразителями основной идеи сказки, обычно изображены при помощи выразительных поэтических образов, с использованием различных художественных деталей, привлекающих ребенка к этим героям. Так, например, в сказке «Лиса, заяц и петух» петух, который выгоняет лису из домика зайца, который она отняла у него, обрисован довольно яркими красками: говорится и о его красных сапогах, и о «золотом» гребешке, а на плече он несет косу. Столь необычный образ, несомненно, привлекает внимание детей, вызывает их сочувствие герою, желание его победы.

    В детстве, когда закладываются основы будущей личности, начинают формироваться цели и идеалы ребенка, в том числе и нравственные. Сказки призваны помочь ему найти правильные нравственные ориентиры, объяснить, что хорошо и справедливо, а что плохо и низко. Мораль в сказке никогда не бывает записана прямо и открыто, она всегда завуалирована, скрыта в поступках героев и тех результатах, к которым они привели. Уроки, скрытые в сказках, дети хорошо запоминают. Им не составляет труда объяснить, что в лес нельзя ходить без взрослых, так как там много опасностей, потому что так научила их сказка «Маша и медведь». Дети на примере «Репки» или «Теремка» быстро докажут, что взаимопомощь способна привести к таким результатам, каких довольно сложно достичь одному человеку.

    В современном мире проблема детского чтения становится чрезвычайно актуальной. Место книг в жизни детей постепенно занимают различные высокотехнологичные игрушки и мультфильмы, в то время как чтение теряет свою популярность. Поэтому необходимо искать ответы на вопросы о том, как заинтересовать ребенка в чтении сказок, как сделать книгу неотъемлемой частью его жизни. Привлечь детей в мир книг возможно, показав им, как книга помогает им развиваться, день ото дня становиться лучше. Многие специалисты разрабатывают концепции прививания детям любви к чтению, основываясь на ряде особенностей психологии ребенка. Следование в воспитательном процессе таким концепциям может помочь закрепить в сознании ребенка необходимость и полезность чтения.

    Сказки интересны тем, что в народе слушать их обычно собирались люди всех возрастов – и дети, и взрослые, и старики. Сюжет сказки привлекателен, а это может на первых порах заинтересовать каждого ребенка. Однако захватывающий сюжет, хоть он и чрезвычайно важен для удержания внимания детей, не самая главная часть сказки. Он просто скрывает в себе нравственный посыл, заложенный поколениями сочинявшего сказку народа. Именно моральное содержание сказки наиболее важно в воспитательной работе с детьми, ведь оно помогает заложить в ребенке основы будущей личности.

    Сказка несет в себе и эстетическое содержание, учит детей красоте слова и силе его воздействия на человека. Структурная стройность сказки не может не вызывать восхищения, яркие образы героев в них развивают воображение юных читателей. Может быть поэтому детям так нравится придумывать сказки самим, участвовать в создании новой волшебной истории.

    Огромная степень влияния сказки на развитие личности и интеллекта ребенка не поддается сомнению. В процессе чтения и размышления над прочитанным активизируется мозг ребенка, развивается его умение размышлять, выводить логические суждения, производить операции анализа и синтеза. Тренируется память, ребенок узнает новые слова, за счет которых расширяется его словарный запас. Таким образом, становится трудно представить себе грамотный и богатый словарный запас ребенка, не слушавшего и не читавшего сказок.

    Сказки помогают ребенку познать мир, найти свое место в нем; прививают моральные ценности, учат правильному поведению в социуме; при помощи сказки ребенок начинает понимать смысл таких понятий, как «нравственность», «справедливость», «родина», «дружба», «преданность» и т.д. Читая сказки, дети учатся грамотному взаимодействию с другими людьми, привыкают к труду и вырабатывают в себе активную жизненную позицию.

    Можно с уверенностью сказать, что сказка играет очень важную роль в воспитании детей. Она, несмотря на всю свою фантастичность, является отражением реального мира, а потому уроки, вынесенные ребенком из этих произведений фольклора, найдут применение в его дальнейшей жизни.

    1   2   3


    написать администратору сайта