Главная страница
Навигация по странице:

  • Оглавление Введение

  • Глава 2. Формирование нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством сказки

  • Заключение

  • Объект исследования

  • Предмет исследования

  • Глава1. Понятие сказки 1.1 Происхождение сказки.

  • Диплом работа. Дипломная работа студент Турежанов. Д. Б 4 курса Научный Гинаятовна. Г туркестан. 2021г


    Скачать 107.01 Kb.
    НазваниеДипломная работа студент Турежанов. Д. Б 4 курса Научный Гинаятовна. Г туркестан. 2021г
    АнкорДиплом работа
    Дата26.11.2020
    Размер107.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДиплом работа.docx
    ТипДиплом
    #154077
    страница1 из 3
      1   2   3

    Международный казахско-турецкий университет



    Изучение сказки, как средства духовно-нравственного воспитания школьников.

    Дипломная работа

    Выполнил: студент Турежанов.Д.Б

    4 курса

    Научный руководитель: Гинаятовна.Г

    Туркестан. 2021г.

    Оглавление

    Введение………………………………………………………………………

    Глава1. Понятие сказки…………………………………………………….

    1.1 Происхождение сказок…………………………………………………….

    Глава 2. Формирование нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством сказки

    2.1. Проблема нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе........................................

    2.2. Особенности восприятия детьми произведений художественной литературы.........................................................................................................

    2.3. Художественное своеобразие жанра «сказка» .......................................

    Глава 3. Система работы с младшими дошкольниками по русским народным сказкам

    3.1. Эмоциональное погружение детей в сказку............................................

    3.2. Использование сказки в воспитательной работе с детьми.....................

    Заключение....................................................................................................... Список литературы.........................................................................................

    Введение

    Еще А. С. Пушкин, величайший русский писатель, писал: «Что за прелесть эти сказки!». Он, разумеется, прекрасно понимал природу сказки, ее особенные черты в ряду других произведений литературы: ведь он сам написал множество сказок для детей, пользующихся популярностью и сегодня. «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок!» - написал он в «Сказке о золотом петушке».

    Я уверена: каждый человек, независимо от возраста, любит сказки. Ведь они – неотъемлемая часть нашего детства, дверь, через которую все мы в детстве попадали в волшебный мир, где добро всегда побеждало зло, где царили чудеса, а честность и справедливость всегда вознаграждались.

    Ребенок, читая или слушая сказку, входит в многогранный и сложный мир, где сталкивается не только с верной дружбой, справедливостью и героизмом, но и с ложью, предательством и жестокостью. Поэтому при помощи сказок маленький человек учится отличать хорошее от плохого, нравственное поведение – от безнравственного. А ведь известно, что воспитание нравственности в подрастающем поколении – это одна из главных задач общества, реализуемая, в частности, и через сказки. В детстве личность человека только начинает формироваться, поэтому этот период жизни – самый благоприятный для формирования моральных принципов и убеждений.

    Воспитание молодого поколения, в том числе и нравственное – это своеобразный заказ общества таким институтам образования и воспитания, как детские сады, школы, колледжи и высшие учебные заведения. Внутреннее содержание нравственного воспитания зависит от множества факторов, таких как возраст воспитанника, конкретная социально-историческая ситуация, традиции и ценности конкретного общества. Немалую роль играет также способность воспитанников к психологическому восприятию и интеллектуальному осмыслению окружающего мира.

    Если говорить о нравственном воспитании, следует заметить, что его содержание неизбежно претерпевает изменения с течением времени. В педагогике как науке всегда остается актуальной проблема разработки содержания нравственного воспитания, так как молодому поколению необходимо не только прививать уже устоявшиеся в обществе ценности и нормы, но и учитывать задачи, которые могут встать перед воспитанием в ближайшем будущем. Существует ряд принципов, которые востребованы обществом сегодня и, вероятно, будут востребованы в будущем. Это такие принципы, как гуманизм, толерантность, разностороннее развитие личности, стремление к труду и познанию мира, критическое мышление. Именно эти принципы задают основное направление для развития всей педагогической системы. В процессе нравственного воспитания не следует забывать о том, что взрослый человек, воспитатель, является для ребенка образцом, примером для подражания, нравственным ориентиром. Так как воспитанник, наблюдая за взрослым, перенимает его модели поведения, воспитателю или педагогу всегда необходимо помнить о том, что, чтобы правильно сориентировать нравственное развитие ребенка, ему самому необходимо в первую очередь поступать согласно принципам морали, подавая тем самым пример. Нравственные качества личности взаимосвязаны между собой. Так, любовь к своей Родине вызывает в человеке чувство любви к народу, патриотизм, ощущение долга перед своей страной, а значит – самоотверженность, готовность трудиться на благо общества, гуманизм. Богатым источником нравственных принципов и моральных норм можно считать сказки: эти произведения фольклора созданы многими поколениями людей, а значит, вобрали в себя народную мудрость, выработанную в веках. В России многие педагоги указывали на важность использования в воспитательной работе с детьми народных сказок. Так, В. Г. Белинский утверждал, что дети стремятся к фантастике и вымыслу, поэтому в воспитательном процессе сказки играют огромную роль: ведь за внешней фантастичностью в них скрыт реальный жизненный опыт, знания о социальных отношениях, столь необходимые детям, еще не имеющим обширного собственного опыта социальных отношений. Н. А. Добролюбов, другой известный русский литературный критик, имеющий собственный взгляд на проблемы педагогического воспитания, считал, что в сказках народ выражает свое отношение к жизни, к окружающему миру. Этот человек был уверен в том, что через сказки можно глубже понять психологию простого народа. Он хотел, чтобы «по преданиям народным могла обрисоваться перед нами живая физиономия народа, сохранившего эти предания» [1]. К. Д. Ушинский, по праву считающийся одним из величайших педагогов в истории России, включил сказки в разработанную им педагогическую систему. Он считал, что непосредственность и простота, свойственные фольклору, свойственны также и детям. Он писал: «В народной сказке великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы». В этих словах можно заметить еще одно свойство психологии, характерное и для народа, и для детей – наивную доверчивость и восприимчивость, позволяющую детям искренне сочувствовать героям сказок, переживать события так, будто бы они происходят на самом деле.

    Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что знакомство с такой сферой народного творчества, как сказки, крайне необходимо вводить в каждый курс педагогического воспитания. Сказки рассказывались детям на протяжение многих лет, и за это время не только стали традицией, но и доказали свою действенность в нравственном воспитании. Наряду с такими видами фольклора, как пословицы и поговорки, сказки аккумулируют в себе жизненный опыт и моральные принципы многих поколений. Но помимо этого, сказки также прививают детям чувство прекрасного, содержат в себе не только этические принципы, но и эстетическое наслаждение. Считается, что существует неразрывная связь между этическими и эстетическими понятиями. Читая сказку, ребенок учится ценить доброту и справедливость, начинает считать прекрасными проявления этих качеств теми или иными героями, и в то же время убеждается в том, что ложь, предательство, несправедливость – понятия отрицательные, а герои, которые лгут или предают друзей, вызывают у ребенка негативную реакцию. Таким образом, словом «красивый» воспитанник начинает определять благородный, нравственный поступок, а словом «некрасивый» - поступок, противоречащий принципам морали. Книгу сказок можно назвать своеобразным «учебником жизни» для ребенка, через который он получает основы нравственного воспитания.

    Сказочные истории производят на детей огромное впечатление, они созвучны их мироощущению. Фантастические приключения и волшебные образы, с которыми сталкивается юный читатель или слушатель сказок, являются отражением реального мира. Простота и красочность, яркая эмоциональность, характерные для такого вида народного творчества, как сказки, упрощают понимание ребенком этих произведений, усиливают эффект, производимый на него ходом сюжета сказки.

    Не секрет, что дети, следя за развитием событий в сказке, отождествляют себя с тем или иным из героев этого произведения. Таким образом они учатся вставать на сторону добра и справедливости, стараются быть похожими на любимых героев, подражая их поступкам и перенимая те нормы морали, следование которым заложено в образах героев. Очевидно, что результатом этого процесса станет принятие ребенком новых нравственных принципов и законов морали.

    Сказка также учит ребенка оценивать поступки героев, определять, какие из персонажей могут быть названы положительными, а какие – отрицательными. В процессе взросления дети приступают к изучению все более сложных по содержанию сказок, в сюжетах которых появляется неоднозначность, возникают разнообразные противоречия. Иногда в одном герое сочетаются как положительные, так и отрицательные черты. Все это готовит ребенка к жизни в реальном мире, лишенном однозначности и наполненном противоречиями.

    Самые первые сказки, с которыми знакомятся дети – сказки о животных. Это обусловлено тем, что дети уже сталкивались с героями-животными в таких малых фольклорных формах, как пестушки, потешки и колыбельные песни.

    Дети в процессе чтения сказок все увереннее и увереннее принимают решения о том, кто из героев – положительный, а кто – отрицательный. Они безошибочно встают на сторону тех персонажей, которые олицетворяют добро, верность, справедливость и честность, учатся сочувствовать несправедливо обиженным и незаслуженно пострадавшим героям. Дети быстро определяют свои симпатии по отношению к персонажам в сказке, однако это вовсе не говорит о примитивности сказочных сюжетов. Дело в том, что подобная простота необходима, так как ребенок, прежде чем перейти к изучению более сложных литературных произведений, должен закрепить понимание таких понятий, как «добро» и «зло», «хорошее» и «плохое» на простых примерах. В сказках, предназначенных для детей младшего возраста, добро всегда побеждает, а зло наказывается. Такой финал вызывает в ребенке чувство радости от того, что восторжествовала справедливость. Проводя аналогии между сказочным миром и реальной жизнью, дети начинают стремиться к тому, чтобы и в реальности всегда царила справедливость. Именно в этом заключается причина того, что сказки столь высоко ценятся в педагогике.

    Объект исследования: нравственное воспитание детей младшего школьного возраста, прививание им моральных норм и ценностей.

    Актуальность проблемы состоит в том, что при помощи сказки ребенку легче приобрести эмоционально нравственный опыт и в дальнейшем сформироваться как личность. От совместной работы с родителями зависит дальнейшее формирование личности ребенка.

    Предмет исследования: литературная и народная сказка как средство формирования положительных нравственных качеств младших дошкольников.

    Цель исследования: изучить, как влияет на формирование нравственных качеств младших дошкольников чтение им литературных и народных сказок.

    Гипотеза исследования: при целенаправленном и регулярном использовании в воспитательном процессе литературных и народных сказок у детей младшего школьного возраста формируются положительные нравственные качества, возникает понимание необходимости поступать согласно нормам морали и нравственным принципам.

    В целях проверки гипотезы, выдвинутой в данном исследовании, поставлены следующие

    Задачи исследования:

    . Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу.

    . Выявить особенности нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста.

    . Изучить методику использования сказки в нравственном воспитании детей младшего дошкольного возраста.

    . Организовать и провести опытно-практическую работу по формированию нравственных качеств личности у детей младшего дошкольного возраста.

    . Разработать методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию сказки в воспитательном процессе.

    Глава1. Понятие сказки

    1.1 Происхождение сказки.

    Сказками называются общенародные устные произведения, в которых изображаются приключения фантастических героев. В древности они назывались "баснями", "байками". Рассказчики сказок до сих пор называются в народе "баянами", "баюнами", "баутчиками" и "бахарями."
         Сказки в народном быту служат в настоящее время для забавы, времяпровождения. Народ не относится к ним с такой серьезностью, которая проявляется у него в отношениях к песне. Такое различие в отношениях к этим видам устного творчества выражено самим народом словами: "сказка - складка, песня - быль". Этими словами народ проводит резкую черту между обоими видами творчества: сказка, по его убеждению - порождение фантазии, песня - отражение былого, того, что было народом на самом деле пережито.
         Сказки очень рано превратились у нас в источник забавы. В "Cлове о богаче и бедняке" (XII век) описывается, как забавляется древнерусский богач на сон грядущий: домочадцы и слуги "ноги ему гладят... инии гудуть, инии бают (подразумевается сказки) ему...". Значит, уже в глубокой древности происходило то, что нам известно из позднейшей эпохи крепостного права XVIII-XIX века.
         Но сказки, вопреки народному убеждению, не составляют продукта чистой фантазии: в них отразились быт и воззрения очень древнего происхождения, но впоследствии народом забытые. Так , в сказках встречается отражение черт, характеризующих грубость древнего быта: людоедство (Баба-яга), разрубание тела на мелкие части, вынимание сердца и печени, выкалывание глаз, выбрасывание стариков, новорожденных, больных и слабых на голодную смерть, казнь осужденных при помощи привязывания их к хвостам лошадей, выпускаемых на свободу в поле, закапывание в землю живыми, надземное погребение (на высоких столбах), клятвы землей.
         Именно, как продукт творчества очень древних, по преимуществу языческих, времен, сказки подвергаются так же, как и другие виды устного творчества, преследованию со стороны духовенства уже очень рано. В XI веке запрещается "баять сказки, кощюнить" (рассказывать смешное) подвергаются порицанию рассказчики сказок, "празднословци", "смехословци". Даже в XII веке запрещается басни "баять" и т.д. В XVII веке осуждаются те, которые "сказки сказывают небывалые".
         Несмотря на эти запрещения, сказки в устах народа уцелели, конечно, в измененном виде, до сих пор.
         Сравнение по содержанию русских сказок с сказками других народов показало чрезвычайное сходство их. Так, напр., в русской сказке об "Одноглазом великане" рассказывается почти то же самое, что известно нам из "Одиссеи" Гомера о циклопе Полифеме, Одиссее и его спутниках; таким образом, русская сказка чрезвычайно похожа по сюжету на древнегреческий миф. Замечательно, что сходны сказки не только у народов ариоевропейских: многие сказки, различаясь в подробностях, сходны между собой по существу у народов самых разнооборазных рас: ариоевропейской, монгольской, даже черной.
         Сходство сказок у разнообразных народов объясняется следующиими причинами: 1) сходством условий жизни у разнообразных народов; при таком сходстве творческая мысль у народов, отделенных друг от друга пространством и временем, должна была приходить к однородным результатам независимо друг от друга; 2) сходство сказок собственно у ариоевропейских народов отчасти может быть объяснено сохранением отдельными племенами поэтических традиций, бывших некогда общим достоянием ариоевропейской расы до ее распадения на отдельные племена; 3) сходство сказок ариоевропейских народов других рас может быть объяснено также взаимными заимствованиями, совершавшимися под влиянием мирных и военных отношений различных рас. Установлено в настоящее время несколько путей, по которым сюжеты сказок могли от одних народов попадать к другим. Два ученых, Бенфей и Либрехт, полагают, что центром, откуда сказочные сюжеты распространялись во все стороны, была Индия. Бенфей перевел на немецкий язык сборник индийских сказок "Панчатантра" ("Пятикнижие"), снабдив его обширным комментарием. Распространение сказок отсюда он связывает в распространением буддизма: именно из Индии сюжеты сказок вместе с буддизмом попали в Тибет, к монголам; отсюда монголами они были занесены в Европу, восточную часть которой они завоевали в половине XIII века; они передали сказки русским, а от русских они перешли к западным европейцам. Таков один из возможных путей передачи сказок, намеченный наукой. Либрехт намечает другой путь: из Индии сказки перешли на юг к арабам; от последних в Византию, а из Византии в Европу, восточную и западную. Таков другой путь заимствований. Но если возможно было заимствование сказочных сюжетов русскими и западно-европейцами из Индии через посредство монголов и Византии, то не менее вероятным представляется и заимствование сказочных сюжетов индийцами, монголами и арабами теми же путями у европейских народов. Завоевание Малой Азии, Ирана и части Индии Александром Македонским должно было подготовить возможность заимствований у греков указанными народами.
         Переходы сказочных сюжетов от одних народов к другим, конечно, сопровождались их изменением и смешиванием друг с другом. Поэтому отличить, что в сказке принадлежит местному народому и что заимствовано, трудно: сказки по своим сюжетам и обработке - международны и лишь слегка носят национальный отпечаток..

    Глава 2. Формирование нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством сказки

    2.1. Проблема нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе

    Многие ученые уверены в том, что сейчас, в эпоху становления постиндустриального общества, в связи с существенным увеличением важности роли, которую играет информация (не случайно постиндустриальное общество называют информационным), увеличивается также роль образования. С этим мнением нельзя не согласиться, ведь именно от сферы образования и воспитания зависит уровень развития интеллектуальных и нравственных качеств в обществе.

    В жизни каждого человека очень важное место занимает период дошкольного детства. Именно в это время закладываются основы мировоззрения будущей личности, происходит формирование нравственных убеждений, расстановка культурных приоритетов. Все это в будущем, несомненно, сыграет огромную роль в жизни человека.

    Именно поэтому формирование нравственных убеждений, воспитание на основе моральных принципов, изучение индивидуального внутреннего мира каждого ребенка требуют особого внимания со стороны воспитателя. Педагогу нередко помогает использование в воспитательной работе чтения, так как именно через литературные произведения, в частности через сказки, происходит передача жизненного опыта от поколения к поколению, что, в конечном итоге, способствует развитию человеческой цивилизации.

    Немаловажным следствием регулярного чтения различной литературы является развитие у человека способности к аналитическому мышлению, к творческой, новаторской деятельности, что в конечном итоге приводит к способности критически мыслить, а значит, осмысливать каждый свой поступок, в том числе и с нравственных позиций.

    Нравственное воспитание ребенка должно представлять собой целенаправленный процесс, систематическую деятельность воспитателя по прививанию ему основ нравственного поведения, а не хаотичное, от случая к случаю, объяснение правильности или неправильности тех или иных поступков.

    Так как именно в младшем дошкольном возрасте индивид получает свой первый опыт социального взаимодействия и учится вести себя в обществе, то в этот период его жизни особое внимание к нравственному воспитанию крайне необходимо. В младшем дошкольном возрасте происходит формирование у индивида основных нравственных представлений, что делает крайне важным его приучение к обязательному выполнению элементарных нравственных и моральных требований, существующих в обществе.

    Проблема нравственного воспитания считается одной из основных проблем в педагогике. Еще Т. Д. Ушинский, основоположник русской научной педагогики, писал в своих работах о воспитании, основанном на труде и народном творчестве, придавал огромное значение прививанию детям чувства любви к Родине и своему народу.

    В СССР под руководством Н. К. Крупской, известного общественного и культурного деятеля, велась разработка воспитательной системы, которая была бы основана на таких принципах, как патриотизм, трудолюбие, гуманизм и коллективизм. Работа продолжалась даже после смерти Н. К. Крупской, однако теперь ведущим принципом в воспитании стал коллективизм, необходимость прививать детям стремление работать в коллективе и, что немаловажно, для коллектива.

    Исследования в области нравственного воспитания в Советском Союзе не остановились со смертью Н. К. Крупской. Так, в 50-80 годы ХХ века работу над изучением принципов нравственного воспитания осуществляли такие специалисты и научные сотрудники, как Р.И. Жуковская, Ф.С. Левин - Щирина, Д.В. Менджерицкая, В. Г. Нечаева, Е.И. Радина, Л.А. Пеньевская, Т.А. Маркова, А.П. Усова, З.Н. Борисова и позже - А.В. Булатова, В.Я. Воронова, В.В. Кондратова, Р.С. Буре, С.А. Козлова, Г.Н. Година, А.М. Виноградова, Н.Ф. Виноградова, А.Д. Шатова, Л.В. Загик, Д.О. Дзинтере, М.И. Богомолова, Э.К. Суслова, Д.В. Сергеева, Н.Б. Мчедлидзе, А.А. Анциферова, Л.В. Артемова, Т.И. Бабаева и др. [23, с.9].

    В этот период огромное значение придается внедрению в воспитательный процесс трудовой деятельности. Ведущие педагоги уверены в том, что труд оказывает положительное воздействие на нравственное воспитание индивида.

    Немалый вклад в развитие этой идеи внесла В. Г. Нечаева, которая исследовала воздействие трудовой деятельности в целом и отдельных ее компонентов на развитие нравственности, вывела методику, при помощи которой упрощается решение педагогических задач. Основные идеи В. Г. Нечаевой изложены ею в ее книге «Воспитание дошкольника в труде».

    Р. С. Буре, доктор педагогических наук, разделяет мнение В. Г. Нечаевой о том, что трудовая деятельность играет важную роль в нравственном воспитании дошкольников, и подчеркивает, что необходимо учитывать особенности психологии ребенка, понимать, что для него конечный результат труда не может быть так же важен, как для взрослого человека. Она считает, что, прививая дошкольникам любовь к труду, необходимо проводить аналогию между трудом и игрой. Это позволит заинтересовать детей в регулярной трудовой деятельности.

    Многие авторы, изучавшие взаимосвязь трудового и нравственного воспитания, подчеркивали, что очень важно показывать детям труд взрослых людей. В. И. Логинова уверена в необходимости подвести детей к выводу о том, что главной целью труда является удовлетворение тех или иных потребностей человека и общества, Е. И. Радина указывает на необходимость учитывать личностные качества воспитанников, их интересы и склонности, эмоциональное отношение к труду. Я. З. Неверович считает, что не менее важно обращать внимание на те мотивы, которые побуждают детей к трудовой деятельности. В. И. Логинова и Р. С. Буре считают важным систематическое информирование детей о труде и трудящихся, уверены, что такое последовательное предоставление знаний выявит у воспитанников склонность к самостоятельной трудовой деятельности.

    Г. Н. Година в своих исследованиях указывает на необходимость развития в детях самостоятельности, которую она понимает, как независимость ребенка от взрослых, способность к целеполаганию и последовательному достижению поставленных целей без помощи взрослых, своими силами. Автор уверена, что самостоятельность является основой развития совместной деятельности. Ведь, проявляя самостоятельность, дети обретают способность постепенно освобождаться из-под родительской опеки, начинают устанавливать взаимоотношения со сверстниками, расширяя тем самым границы своих социальных отношений, изучая особенности общения с другими людьми.

    Многие авторы изучали также методическую сторону педагогического руководства, направленного на решение воспитательных задач.

    Например, Г. Н. Година в своих работах подчеркивает важность самообслуживания детей и считает, что они, начиная заботиться о себе сами, понимают всю ценность той заботы, которую проявляют по отношению к ним их родители и друзья, и учатся отвечать им тем же.

    Р. С. Буре исследует значение дежурств в воспитательной работе. По его мнению, задание, порученное ребенку, разовьет его ответственность, а удовлетворение, полученное от успешного выполнения задания, свяжет в сознании ребенка труд с приятными эмоциями. Если же задание поручено группе детей, это позволит воспитать в них ответственность друг перед другом и умение распределять обязанности, а также даст детям возможность установить новые социальные связи, научиться общаться друг с другом. В коллективной деятельности проявляется взаимная ответственность, воспитывается взаимопомощь, вырабатывается умение самостоятельно распределять обязанности и ответственно их исполнять, отвечать за неисполнение порученного задания. Деятельность в группе позволяет каждому ребенку почувствовать себя частью коллектива, ощутить личную ответственность за общее дело, заинтересованность в его успехе.

    Р. С. Буре и Л. Ф. Островская (1972) работают над гуманистической направленностью воспитания, анализируют деятельность детей, выполняемую ими независимо от воспитателей. Дети организуют свое свободное время, руководствуясь не указаниями воспитателя, а личными интересами и склонностями к тем или иным видам деятельности. Авторы уверены, что такая организация деятельности детей приведет к развитию их личности и позволит каждому ребенку проявить себя в наиболее интересующих его сферах. Они указывают на важность гуманистической направленности педагогической деятельности, что, по их мнению, достигается за счет исполнения педагогом различных ролей в процессе воспитательной деятельности: обучающего, отстраненного наблюдателя и партнера, - причем в каждой из этих ролей воспитатель должен сохранять за собой функцию руководителя педагогическим процессом. Представленный Р. С. Буре и Л. Ф. Островской тип педагогического воспитания можно назвать личностно ориентированным, ведь педагог должен уделять внимание личности каждого ребенка, его индивидуальным способностям и интересам. Этот подход позже был подробнее раскрыт в исследовательских работах В. Р. Лисиной, В. А. Петровского, Т. А. Репиной и др., и ряде авторских программ, таких, как «Радуга», «Истоки», «Детский сад – дом радости» и др.

    В исследованиях 70-х годов особое внимание уделяется развитию у детей способности проявлять сочувствие, внимание к другим людям, доброжелательность. Поддерживаются проявления целеустремленности, стремления к реализации своих потребностей и взаимопомощь.

    Р. А. Иванкова и Р. И. Жуковская в своих исследованиях задаются вопросом о влиянии на развитие личности ребенка сюжетно-ролевых игр, уделяют особое внимание игровому взаимодействию, призванному вырабатывать у дошкольников способность работать в команде, развивать коммуникативные способности.

    Р. И. Жуковская использует игры-занятия в целях развития у детей культуры поведения и нравственных принципов, считает, что такие игры, в которых все происходящие явления полностью доступны детскому пониманию, способствуют установлению социальных отношений дошкольников со сверстниками.

    В. Г. Нечаева продолжила ряд исследований, посвященных роли правил в воспитании детей (см. Е. Ю. Демурова, В. А. Горбачева, Л. В. Артемова). Она доказывает, что правила, которые регулируют поведение ребенка, играют немалую роль в формировании его отношений со сверстниками. Однако автор указывает и на возможные недостатки правил: она указывает, что их знание может вызвать в ребенке чувство собственного превосходства над сверстниками, а также спровоцировать жалобы одних детей на несоблюдение другими тех или иных правил, следствием чего станет разобщенность и ссоры между жалующимся ребенком и детьми, не последовавшими правилу.

    Изучение нравственного воспитания было продолжено в 80-90-е гг. ХХ века такими исследователями, как Т. И. Тимофеева, Г.И. Григоренко, Е.В. Шишлова, И.М. Княжева, Г.Н. Гришина, О.В. Артамонова, А.Ш. Шахманова, Е.С. Бабунова и др. Исследования были крайне многоплановы, раскрывались различные темы. К примеру, проблема развития гуманности раскрывалась по таким направлениям, как гуманное отношение к взрослым; к сверстникам; к миру природы. Л. А. Пеньевская и А. М. Виноградова изучали такие понятия, имеющие отношение к нравственному поведению, как отзывчивость и сочувствие. Разные авторы предлагали различные средства для воспитания в детях гуманности, например, А. М. Виноградова и Л. П. Стрелкова называли главным средством нравственного воспитания чтение художественной литературы, Л. В. Компанцева отдавала преимущество изобразительному искусству, Р. И. Жуковская и Л. Лидак указывали на важность игры и других видов деятельности, В. Г. Нечаева и Р. С. Буре считали, что более важным является такой вид деятельности, как труд, Г. Н. Пантелеев отдавал предпочтение художественной и творческой деятельности.

    Немаловажным считалось воспитание коллективизма, также идущее по разным направлениям. Например, Т. А. Маркова и А. В. Булатова указывали на необходимость формирования дружеских отношений и воспитание различными видами деятельности, К. А. Климова была убеждена в важности развития чувства ответственности за свои поступки перед взрослыми и сверстниками, Л. А. Пеньевская, С. А. Козлова и М. Мирзаабдуллаева считали очень важным качеством, нуждающемся в развитии, взаимопомощь, а Л. А. Таллер в своих работах предлагала развивать коллективизм при помощи художественных произведений.

    Также внимание уделялось воспитанию патриотизма и интернационализма. Здесь большой вклад внесли Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова, М.И. Богомолова, Ф.С. Левина – Щирина и Э.К. Суслова. Воспитание трудолюбия изучалось такими авторами, как В.Г. Нечаева, Я.3. Неверович и И. Лаунер, писавшие об овладении трудовой деятельностью. 3.Н. Борисова, Г.Н. Година, Р.С. Буре и А.Д. Шатова изучали формы организации трудовой деятельности, а Д. В. Сергеева и Г. Н. Година предлагали воспитывать трудом различные нравственные качества личности.

    Коренные изменения произошли в сфере воспитания в конце 90-х гг. ХХ века. Термину «нравственное воспитание» придается все меньше значения, на первый план выходит воспитание патриотизма, интернациональное воспитание. Коллективизм больше не считается главной целью воспитательного процесса, большое значение придается личностному подходу в педагогике, считается необходимым уделять внимание особенностям личности каждого ребенка. Ведется работа как по приобщению детей к культурному и национальному наследию, прививанию им любви к русской культуре, так и по воспитанию в них чувства доброжелательного отношения к представителям других культур, стран, национальностей.

    На данный момент не существует четко организованной, полностью разработанной системы нравственного воспитания. Исследования ведутся по огромному числу направлений, как и в предыдущие периоды развития педагогики.

    Одной из негативных сторон современной концепции нравственного воспитания является отсутствие четкой программы по развитию нравственности в дошкольном возрасте. Формирование основ нравственного поведения начинается обычно в младшем школьном возрасте, а зачастую – даже в подростковом и юношеском. Между тем в последние столетия ведущие психологи, как отечественные (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина и др.), так и зарубежные (З. Фрейд, А. Адлер, А. Маслоу, Э. Эриксон, К. Лоренц, А. Бандура, К. Роджерс и др.) – акцентируют внимание на том, что основы личности формируются в дошкольном возрасте, поэтому именно в этот период жизни ребенок должен активно усваивать нравственные ценности и учиться следовать нормам морали. Поэтому необходимо уделять внимание нравственному воспитанию дошкольников, чтобы исключить опасность усвоения ими неправильных шаблонов поведения, исправить которые позже окажется довольно трудно, а порой и невыполнимо.

    Л. С. Выгосткий, советский психолог, разработал культурно-идеологическую теорию, в которой утверждал, что возможно сформировать систему нравственных представлений и норм у ребенка, основываясь на его индивидуальных задатках, способностях и склонностях, «натуральных формах психики», по словам Л. С. Выготского. Важное место в процессе формирования системы потребностей ребенка занимает, согласно Л. С. Выготскому, знаки и символы – орудия преобразования форм психики. Это, в первую очередь, разнообразные сказки, притчи, игры, обряды, художественные произведения. При восприятии ребенком таких произведений он сопоставляет действия и поведение героев, чувственно и эмоционально, без участия рассудка и рационального познания, сознавать нравственные ценности и нормы. Благодаря этому формируются основы понимания ребенком нравственного поведения, которые в дальнейшем будут развиваться, осознаваться рассудком по мере взросления ребенка. [41, с. 42-46]
      1   2   3


    написать администратору сайта