Главная страница
Навигация по странице:

  • Дисциплина: «Литература» Тема самостоятельной работы: А.П. Чехов. Проза. Драматургия. «Вишневый сад»

  • ________________________ «_____» ______________ 2021 г. Красноярск 2021 г Жизнь и творчество Чехова

  • Детство и юность А.П. Чехова. Первые шаги в творчестве

  • Особенности раннего творчества Чехова

  • Творчество Чехова 90-х гг.

  • Драматические произведения

  • Последние годы жизни писателя

  • Чехов драматургПьеса Вишневый сад.

  • самастоятельная работа 1литература. Дисциплина Литература Тема самостоятельной работы А. П. Чехов. Проза. Драматургия. Вишневый сад


    Скачать 23.95 Kb.
    НазваниеДисциплина Литература Тема самостоятельной работы А. П. Чехов. Проза. Драматургия. Вишневый сад
    Дата26.07.2022
    Размер23.95 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файласамастоятельная работа 1литература.docx
    ТипЛитература
    #636510

    Национальный социально-педагогический колледж

    Специальность:

    44.02.01 Дошкольное образование

    Дисциплина:

    «Литература»

    Тема самостоятельной работы:

    А.П. Чехов. Проза. Драматургия. «Вишневый сад»

    Работу выполнил студент группы: 8 ДО-09/20А-1

    Короткевич Снежана Ивановна

    Работу проверил и принял:

    Черненко Наталья Михайловна

    ________________________

    «_____» ______________ 2021 г.

    Красноярск

    2021 г

    Жизнь и творчество Чехова

    Творчество Чехова представляет собой уникальное явление в истории русской литературы, потому что сочетает в себе добрый и грустный юмор, постановку вечных для человечества проблем, мягкую педагогичность и порой ноты трагизма.

    Детство и юность А.П. Чехова. Первые шаги в творчестве

    Будущий русский писатель и драматург родился в городе Таганроге в январе 1860 года. Его отец занимался купечеством, держал маленькую лавочку, в которой можно было купить все: начиная от продуктов до предметов быта.

    Семья была многодетной. Позже Чехов признавался, что детство его сложилось трудно: вместе с братьями и сестрами он помогал отцу, поэтому совмещал работу и учебу. На детские игры и шалости времени практически не оставалось.

    Антон рано начал писать, его первые рассказы и повести появились, когда Чехов был еще учеником гимназии. Юноша мечтал о литературной славе, поэтому посылал свои повести и рассказы в журналы, однако издатели не спешили их публиковать.

    В 1879 году в жизни Чехова происходит важное событие: он поступает на медицинский факультет Московского университета. При этом жизнь будущего врача в Москве складывается непросто: Чехов беден и, чтобы заработать себе на кусок хлеба, начинает искать литературной подработки – пишет короткие юмористические рассказы под псевдонимом «Антоши Чехонте» и многими другими не менее смешными именами. Эти рассказы постепенно начинают пользоваться популярностью. Позже писатель соберет все свои ранние произведения в два сборника, которые назовет «Пестрые рассказы» и «Невинные речи».

    Особенности раннего творчества Чехова

    Раннее творчество Чехова включает в себя, в основном, юмористические произведения. Это такие рассказы, как «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Жених» и др.
    В этих произведениях автор высмеивает многие человеческие пороки и, в первую очередь, лицемерие, скупость и чинопоклонство. Встретились два гимназических приятеля в рассказе «Толстый и тонкий». Искреннее обрадовались встречи, начали диалог, но в процессе его выяснилось, что толстый занимает чин гораздо выше тонкого, и тонкий, узнав об этом, сразу начинает лебезить перед своим бывшим товарищем. И вся радость их встречи пропадает.

    Или другой герой – «Хамелеон», в любой ситуации стремящийся показать себя с лучшей стороны перед начальством и получить от этого выгоду. Сам рассказ «Хамелеон» занимает немногим более одной страницы, вызывает смех, но это смех сквозь слезы, ведь читатели видят в поведении героя отзыв своих недостатков.

    Или другой рассказ «Жених».

    В нем изображен молодой человек, без ума влюбленный в свою невесту – белокурую красавицу Варю. Жених провожает Варю на поезд, дает ей с собой денег 25 рублей, однако, несмотря на все светлое чувство к своей невесте, не забывает взять у нее расписочку. Что это? Скупость или цинизм. А может быть лицемерие? Но в том-то и дело, что наш жених по-настоящему влюблен, однако все равно подарить эти «несчастные» 25 рублей своей невесте не может.

    Особенности творчества Чехова этого периода как раз и заключаются в создании таких произведений, рассказывающих о быте разных людей, высмеивающих их пороки, но заставляющие читателей обращаться к миру собственной души, видя недостатки и своего поведения.

    В середине 80-х XIX столетия Чехов (уже ставший к тому времени профессиональным врачом) входит в «большую русскую литературу». Его имя становится известным читателям, а его рассказы начинают пользоваться невероятной популярностью.

    Творчество Чехова 90-х гг.

    Уже став известным русским писателем, чье произведения публиковались в ведущих литературных журналах того времени, Чехов отправляется в путешествие по России. В 1890 году писатель посещает Сибирь и доезжает даже до острова Сахалин, который в те времена был наиболее известным в империи местом каторги и ссылок.

    Итогом его поездок становится книга «Остров Сахалин», вышедшая в свет в 1895 году.

    Темы творчества Чехова того периода связаны с исследованием человеческой души, глубинных мотивов психики личности. В этот период писатель публикует самые известные свои произведения рассказы «Крыжовник», «Человек в футляре», О любви», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Палата № 6».

    Писатель много размышляет о судьбе человека, о значении в жизни людей чувства любви. Например, в рассказе «Дама с собачкой» он описывает состояние, в которое погружаются двое людей, случайно встретившихся на курорте. Гуров и Анна Сергеевна не могут справиться с охватившем их любовным чувством. При этом герои глубоко несчастны, не только потому, что внешние обстоятельства не дают им возможности соединить свои судьбы, но еще и потому, что само чувство их любви – глубоко трагично.

    Другой рассказ Чехова того периода, вызывавший споры среди современников, называется «Душечка». Он повествует о судьбе женщины, которая всю жизнь жила для других. Когда-то она растворилась в судьбе своего первого мужа, после смерти которого также отдалась всем интересам второго мужа. Когда же умер и второй ее муж, Душечка нашла себе новый объект любви и заботы.

    Причем писатель был настолько деликатен, что не давал поведению героини авторских оценок, предоставляя это право читателям. Одни читатели видели в Душечки героиню, которая, забыв себя, была готова возлюбить «ближнего своего», другие – женщину пустую и глупую, не знающую, чем ей заняться и поэтому отдающую себя всем, кто окажется рядом.

    Всего в этот период творчества Чехова писателем было написано около 150 произведений, многие из которых вошли в сокровищницу русской литературы.

    Драматические произведения

    А.П. Чехов вошел в историю русской культуры еще и как талантливый драматург. Его перу принадлежат многочисленные произведения. Это пьесы «Дядя Ваня», «Чайка», «Вишневый сад», «Три сестры» и многие другие. До сих эти произведения находят свое воплощение в репертуаре ведущих театров во всем мире.

    Во многом благодаря творчеству Чехова и многие его талантливым современникам, актерам и режиссерам, удалось родить новый жанр особой психолого-ориентированной русской драматургии.

    Главное в пьесах Чехова – это обращение к внутреннему миру его героев. Именно перу писателя принадлежит фраза о том, что люди могут пить на сцене чай, а в это же самое время решается их судьба. В его пьесах мало острых ярких конфликтов, драматических коллизий, сцен убийств и откровенных любовных признаний. Все скрыто, обнажено и реалистично. При этом его герои жизненны и человечны. Сам Чехов писал по этому поводу: «Пусть на сцене все будет так же просто и так же вместе с тем сложно, как в жизни».

    Раневская – главная героиня пьесы «Вишневый сад» – ищет в жизни счастья, но нигде не находит его, она стремится к добру, но не хочет приложить усилия для какого-нибудь конкретного доброго дела. Три сестры из другой чеховской пьесы также ищут в жизни другой лучшей доли, они мечтают о жизни в Москве, но сами боятся предпринимать какие-либо действия, чтобы осуществить свою мечту. Другой герой писателя из пьесы «Дядя Ваня» создает для себя кумира из своего родственника, а когда понимает всю ложность своей иллюзии, впадает в глубочайшую депрессию.

    Последние годы жизни писателя

    В сорокалетнем возрасте Чехов незадолго после своей свадьбы с актрисой театра Ольгой Книппер узнает, что болен смертельной для того времени болезнью – чахоткой. Писатель вынужден изменить место своего проживания – он переезжает в Ялту. Здесь творческий путь Чехова завершается созданием последних пьес и последних рассказов. Наиболее яркое произведение той поры – рассказ «Невеста», повествующий о судьбе молодой девушки из провинции, которая вместо того, чтобы выйти замуж за нелюбимого ею человека, уехала из своего маленького городка, чтобы учиться. Этот рассказ также вызывал разные оценки у современников, однако сам Чехов считал его одним из своих любимых произведений.

    В 1904 году писатель отправляется в Германию, чтобы поправить свое здоровье. Здесь его и застает смерть. Тело Чехова было перевезено в России, где он и был похоронен на Новодевичьем кладбище. Уже при советской власти в 1933 году кладбище ликвидируется, и могила переносится в другое место.

    Писатель оставил своим современникам и потомкам много замечательных произведений, которые никогда не устареют, потому что они описывают человеческую жизнь со всеми ее взлетами, падениями, достоинствами и недостатками.

    Чехов драматург
    Пьеса Вишневый сад.

    Чехов – автор социально-психологических пьес, в которых повышенное внимание уделяется чувствам и переживаниям. Чеховские драмы пронизывает атмосфера всеобщего неблагополучия; в них нет счастливых людей. Герои слишком подавлены собственными бедами, а потому плохо слышат друг друга.

    Общение между ними редко переходит в диалог. Это создает атмосферу психологической глухоты и усиливает ощущение всеобщего одиночества. Отсюда особенность драматургии Чехова:
    1) Недоговоренность
    2) Намек

    3) Подводное течение
    4) Пьеса Чехова – пьеса размышления, рассчитанная на сотворчество.
    Задача Чехова в театре – беспокоить зрителя реалистическим показом жизни, заставить его самого искать формы переустройства.
    Старые хозяева жизни
    (Образ Раевской и Гаева)
    Владеть живыми душами – ведь это переродило всех их. Жизнь за чужой счет, без цели, без чувства долга превращает этих героев, не плохих в общем то людей, в недотеп, неспособных решить судьбу вишневого сада. Постепенно стираются границы между легкостью и легкомыслием, простотой и пустотой.

    Она сентиментальна при встрече с домом

    и равнодушна к судьбе Фирса. Мотовство, привычка сорить деньгами, беспомощность и непрактичность, несерьезное отношение к материнским обязанностям – основные черты характера Раевской. Барские капризы пятидесятилетнего ребенка Гаева вызывают не только капризы, но и презрение.

    Эти люди не способны уберечь Вишневый сад.
    Лопахин
    Лопахин – русский буржуа, энергичный. Целеустремленный, деловитый, он вызывает двойственное ощущение. С одной стороны чрезвычайная расчетливость, рассудочность вызывает неприятие героя, но нельзя не заметить его искренности, чуткости и доброты по отношению к Раевской. И при всем самодовольстве и торжестве при покупке вишневого сада мы чувствуем уныние и грусть Лопахина, понимающего скоротечность и изменчивость жизни.

    Настойчивые удары топора о вишневые деревья в финале пьесы заставляют думать о том, что навсегда уходит в прошлое жизнь дворянских усадеб, а новые хозяева в погоне за богатством губят и уничтожают красоту.
    Тема молодого поколения в пьесе
    (Петя Трофимов и Аня)
    Своей пьесой автор ставит вопрос – кому суждено быть творцом новой жизни. Ответа на этот вопрос не дает ни автор ни сама жизнь, но готовность к новому Чехов подчеркивает в двух героях – Ане и Пете. Там где Петя говорит о неустроенности старой жизни и зовет к жизни новой, автор ему сочувствует, ибо это мысль самого Чехова.

    Но в рассуждениях Пети нет личной силы, способности к реализации сказанному. Подобно всем недотепам в пьесе, он не складен и бессилен перед новой жизнью, но слова его речи могут будоражить слушателей, в частности Аню, в образе которой подчеркивается прежде всего молодость и неопытность. Аня тоже готова изменить жизнь и предощущение грядущего переворота зреют в обществе и находят отклик в душах людей похожих на Аню.
    Второстепенные персонажи пьесы
    Вишневый сад
    Каждый персонаж имеет свое значение для осмысления проблематики произведения: Семенов Пищик – на его примере дан другой вариант судьбы дворянина. Его судьбы пока не продается, но благополучие держится на случае. В образе Шарлоты – судьба нелепа и парадоксальна, подчеркивается роль случая в жизни человека.

    Епиходов – человек проживающий не свою жизнь. Ему, претендующему на образованность и возвышенность чувств, судьбы уготовила лишь 22 несчастья. На хозяев Раневскую и Гаева, в образах слуг утрированны черты характера старых хозяев жизни. Фирс – райская преданность господам и забвенная личность, проявление пережитков крепостнической поры.

    Трагедия Фирса – вина хозяев относящимся к людям как к вещам. Главный образ пьесы, центр ее – это Вишневый сад. В этом образе совмещается конкретное и вечное (молодость, воспоминания, чистота, счастье). С этим образом и связана тема будущего России.

    Вокруг образа Вишневого сада располагаются все персонажи и у каждого из них свой сад. Он высвечивает духовные возможности каждого из действующих лиц. Сад углубляет философскую проблему пьесы – одиночество никем нелюбимых героев в вечном круговороте жизни.
    Конфликт пьесы
    В пьесе нет традиционного, ярко выраженного противоборства сторон и столкновения различных жизненных позиций. Источник же драматизма не в борьбе за Вишневый сад, а в субъективном недовольстве жизнью, которое переживают ВСЕ герои. Жизнь идет нелепо и нескладно, не принося никому ни радости, ни счастья, и потому всех героев есть ощущение временности своего пребывания в мире.
    Жанр пьесы
    Чехов: ” Вышла у меня не драма, а комедия, местами даже фарс”. Внешне события драматичны, но печальное у Чехова оборачивается комичным, порою фарсовым (театральная пьеса легкого игривого содержания с внешними комическими эффектами). Жанровое своеобразие пьесы заключается в комедийном звучании при наличии остродраматических ситуаций:
    1 Подтекст (монолог Гаева к шкафу сопровождается Лопатинским коротким замечанием: “Нда..”; “Мне 1 год, как это ни странно”).
    2 Смысловой подтекст:
    Лопахин обращается к Гаеву и Раевской: “Думайте, думайте…” – а думать они не умеют.
    Гаев говорит: “Пострадал за убеждения…” , а у него лишь одно убеждение – зачем трудиться, все равно умрешь. За такие убеждения он действительно страдает – потерял все.
    3 Комическое достигается в пьесе не только созданием забавных ситуаций, но и приемом умолчания, недоговоренности.




    написать администратору сайта