Главная страница

Русский язык. Практическое занятие 27 неделя. Дисциплина Основы речевой коммуникации педагога и школьника Совершенствование видов речевой деятельности педагога


Скачать 52.99 Kb.
НазваниеДисциплина Основы речевой коммуникации педагога и школьника Совершенствование видов речевой деятельности педагога
АнкорРусский язык
Дата04.03.2021
Размер52.99 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаПрактическое занятие 27 неделя.docx
ТипДокументы
#181746
страница3 из 3
1   2   3

Неожиданность. В речи используют неожиданную и неизвестную слушателям информацию.


  • «Провокация». У слуша­телей вызывают реакцию несогласия с излагаемой информацией для уточнения мысли и более четкого определения собственной позиции.


  • Гипербола. Прибегают к преувеличению, чтобы заострить внимание аудитории к предмету. Однако, позже не забудьте уже без преувеличений четко изложить свою позицию по затронутой проблеме.


  • Прогнозирование. Основываясь на реальных фактах делают прогнозы ожидаемых событий, чтобы подчерк­нуть необходимые ценности ориентации, определяющие интересы, требования, пожелания.


  • Сопоставление всех «за» и «против». В качестве обзо­ра знакомят слушателей со своими аргументами «за» и «против» какого-либо мнения, мероприятия, концеп­ции и т.д. После сопоставления всех аргументов необходимо найти правильное решение проблемы.


  • Делегирование возможностей принимать решения. Используют способности партнеров принимать решения; за счет постановки соответствующих воп­росов вовлекают партнеров в процесс мышления; но воздержитесь от приведения собственных аргументов.


  • Сопереживание. Описывают события, не упуская подробностей, важных для аудитории и темы, заставляя слушателей сопереживать.


  • Внесение элемента неформальности. Учитывая пред­мет речи, поведение аудитории, сообщают о собственных заблуждениях, предрассудках, ошибках и их последстви­ях. Это позволяет преодолеть сдер­жанность и предвзятость слушателей и изменить их мне­ние в пользу выступающего.


  • Драматизация. Наглядно и увлекательно, сознательно драматизируют, чтобы слушатели могли отождествлять себя с действующими лицами и жизненной ситуацией.


  • Прямое включение. Если слушатели знакомы с затрагиванием в речи предметом и имеют необходимый запас предварительных знаний, то нет необходимости растянутого вступления или отступления. Нужно начать с самого главного – это позволит выиг­рать время для изложения проблемы. Юмор. Приводят смеш­ные, парадоксальные примеры, разбавляют повество­вание веселыми шутками, забавными историями из жизни. Нужно дать слушателям воз­можность подумать и отдохнуть.


  • Экспрессия. Не нужно отказываться от средств усиления вы­разительности. Фор­мулировки должны быть неожиданными, стилистическими необычными, запоми­нающимися, привлекающими внимание.


  • Прием постепенного усиления эф­фекта: стилистически нейтральные предметные высказыва­ния они сопровождают экспрессивными формулировками (например, образными сравнениями).


    4. Как можно совершенствовать навыки говорения? Подготовьте полный, развёрнутый ответ.

    В соответствии с Академическим словарем русского языка монолог — это «речь наедине с самим собой или продолжительная речь одного лица, обращенная к слушателям». Устная монологическая речь является сложной формой речевой коммуникации. В подтверждение этому можно привести такой пример.

    В 1907 г. молодой филолог Л.В. Щерба (впоследствии академик) приехал в Германию, чтобы выучить и описать язык лужичан — немногочисленной славянской народности, издавна живущей среди немецкого населения. Лужицкий язык был почти неизвестен ученым. Вскоре Щерба подготовил книгу с описанием фонетики, синтаксиса и семантики этого языка. Оставалось только записать со слов носителей языка некоторое количество импровизированных повествовательных рассказов в качестве образцов текстов на лужицком языке. Но тут возникло затруднение, о котором Щерба так писал в приложении к книге: «Я не мог найти людей, которые бы могли связно что-то рассказать. Может быть, и нашлись бы такие из старых людей, но у них не было материала, который бы годился для этого, по их мнению. Вообще, припоминая время, проведенное мною среди этих полукрестьян, полуфабричных, я с удивлением констатирую тот факт, что я никогда не слышал монологов, а только отрывочные диалоги. Бывали случаи, что при мне люди ездили в Лейпциг на выставку, по делам в окрестные города и т.п., но никто никогда не рассказывал о своих впечатлениях: дело ограничивалось обыкновенно более или менее оживленным диалогом»

    Устная монологическая речь является основой древнейшей науки — риторики.

    В наиболее общем виде риторика есть искусство воздействия. В основе ее лежат две главные категории: понимание и воля. Влияя на людей, ритор пытается внушать им мысли, чувства, решения, овладеть их разумом, сердцем и волей.

    Оратор использует как способы воздействия на аудиторию логос (знание предмета речи, владение логикой и искусством аргументации), этос (нравственные качества говорящего, его честность по отношению к слушателям), пафос (это неравнодушное отношение говорящего к предмету речи, умение эмоционально воздействовать на слушателей).

    Поскольку каждое воздействие есть деятельность, риторика, следовательно, тоже деятельность

    Монологическая речь, являющаяся основой риторики, есть процесс целенаправленного сообщения, сознательного воздействия на людей посредством языка. Оратор обращается к слушателям со своими соображениями по определенной тематике, облеченными в соответствующие языковые формулировки, с определенной целью, по определенному поводу и при определенных обстоятельствах.

    Устная монологическая речь состоит из трех частей: вступление, основная часть и заключение. Во вступлении устанавливается связь между темой, слушателями и выступающим с целью привлечь внимание слушателей к предмету изложения.

    Во вступительной части речи ораторы используют следующие речевые приемы:

    • ретроспективный обзор затрагиваемой темы;

    • обоснование необходимости рассмотрения темы с позиций сегодняшнего дня;

    • разъяснение основных понятий темы;

    • краткое изложение производственной (или какой-то иной, в зависимости от аудитории) деятельности слушателей и их трудовых успехов;

    • перечисление благоприятных предпосылок, облегчающих слушателям восприятие затронутой темы;

    • изложение ошибок, предрассудков, одностороннего подхода к проблемам темы речи;

    • использование для установления контакта с аудиторией поговорок, цитат, анекдотов, сравнений;

    • изложение плана предстоящей речи;

    • отказ от вступительной части, т.е. начать следует с сути темы.

    В основной части с помощью логически безупречных и достоверных аргументов раскрывается суть темы. Аргументация побуждает слушателей к творческому осмыслению темы, приглашает к диалогу и дискуссии.

    При изложении основной части выступления оратор должен следить за тем, чтобы предмет речи оставался неизменным, чтобы на него «нанизывались» все аргументы, подчеркивая и укрепляя те или иные его аспекты.

    Следует учитывать особенности аудитории: ее социально-профессиональный состав и культурно-образовательный уровень; степень подготовленности слушателей, их возраст, пол, национальные особенности; однородность/неоднородность по всем параметрам.

    В заключении подводится итог выступления. Здесь также имеются свои особенности. Если оратор не смог соблюсти регламент, то он вынужден прервать выступление на полуслове, что придает речи в целом незавершенность, недосказанность. С другой стороны, излишне затянутое заключение поневоле воспринимается как новая основная часть выступления. Заключение должно быть естественным и вытекать из содержания и коммуникативной цели выступления, иначе придется прибегать к искусственным фразам типа: «А теперь мне хотелось бы перейти к заключительной части выступления».

    Мастерство устной монологической речи приходит с опытом.

    Некоторые молодые ораторы (и таких не так уж мало) испытывают скованность и даже страх перед публичным выступлением. Не имея достаточного опыта выступлений, они нередко недооценивают свои возможности, не владеют в должной мере психологически целесообразными и риторически эффективными речевыми приемами и тактиками.

    Ни один оратор, как бы тщательно он ни готовился к выступлению, не застрахован полностью от неудач. Но опытного оратора отличает быстрое и четкое реагирование на различные неполадки в процессе речи.

    К примеру, выступающий вдруг потерял нить выступления. Что же сделает оратор-профессионал?

    Прежде всего сохранит спокойствие: ничего страшного, такое может случиться с каждым, надо найти нить повествования! Собравшись, повторит последнюю высказанную мысль, сначала дословно, а потом другими словами, используя языковую модель: «Я хочу еще раз подчеркнуть...» Если это не помогло, то следует «потянуть время», к примеру, превратить мысль последней фразы в начало новой фразы либо рассказать любопытный случай, как бы связанный с последней фразой, — это и украсит речь, и, возможно, поможет вспомнить ее продолжение.

    Если и это не дало результата, то придется ответить себе (и аудитории) на вопрос чисто логический: какие выводы следует сделать из высказанной напоследок мысли? Эти выводы и станут той нитью, которая соединит прерванное выступление. Теперь остается комментировать вывод (выводы), и помеха устранена. В противном случае, к сожалению, выступление следует закончить примерно такими словами: «Это в основном все, что я хотел сказать по этому вопросу. Если в ходе дискуссии мне представится возможность высказаться еще раз, я готов дополнить свое выступление».

    Еще пример — оратор оговорился. Все зависит от существа оговорки.

    Следует быстро определить, меняется ли от этого смысл высказывания? Могут ли слушатели из контекста понять, что в действительности должно было быть высказано? В соответствии с этим и выбирается вариант речевого поведения.

    Малозначительные оговорки исправлять не стоит — просто продолжать выступление. Некоторые слушатели вообще не заметят ошибки, а большинство из тех, кто все-таки заметит, будет снисходительно к оратору. Если же из-за оговорки искажается смысл высказывания, необходимо сразу же поправить себя.

    Если слушатели не проявляют внимания, а некоторые из них даже покидают зал в разгар выступления, надо помнить, что не всякая негативная реакция (или принимаемая за негативную) слушателей вызвана оратором или относится именно к нему. Не следует воспринимать ее как личное оскорбление или неуважение к содержанию выступления.

    Если из зала послышались реплики, опытный оратор быстро оценит изменение речевой ситуации в связи с этим: помешает ли реплика достижению цели выступления и в какой степени (ни в коем случае, незначительно, существенно). В соответствии с этой оценкой он может либо просто игнорировать реплики, либо отмечать их, либо аргументировано отвечать на них сразу же или в соответствующем месте выступления.

    Проигнорировать можно реплику незначительную или банальную. Если же слушатель повторяет ее, можно предложить ему высказать свое мнение в выступлении. Если реплика представляет определенный интерес для решения затронутой проблемы, то следует рассмотреть ее сразу или пообещать вернуться к ней при изложении соответствующей части выступления. Но не забыть обязательно вернуться!

    На основе анализа соответствующих литературных источников можно сформулировать следующие рекомендации молодым ораторам.

    1. Настройтесь на аудиторию.

    2. Выясните, отвечает ли содержание вашей речи интересам аудитории. Если ваши интересы расходятся с ее интересами, попытайтесь навести мосты взаимопонимания.

    3. Держитесь во время выступления уверенно, демонстрируя твердую убежденность в своих словах.

    4. Ваш взгляд должен быть направлен на слушателей. Ни в коем случае не избегайте взглядов, направленных на вас. Не смотрите в одну точку. Прежде чем начать выступление, обведите взглядом аудиторию, как будто вы хотите убедиться в том, что она готова к восприятию ваших слов.

    5. Начинайте говорить только после того, как установится тишина.

    6. Начинайте речь с краткого обращения к аудитории, после которого должна последовать секундная (в случае необходимости и более длительная) пауза.

    7. С первых же слов внимательно наблюдайте за реакцией аудитории.

    8. Следите за четкостью речи, не говорите слишком быстро и ни в коем случае не говорите монотонно.

    9. Если вы заметите, что часть аудитории менее внимательно слушает вас, обратите свой взгляд в ее сторону, как будто вы обращаетесь именно к ней.

    10. Если вы заметили, что аудитория устала, начните говорить тише, а затем резко повысьте голос (но не настолько, чтобы аудитория почувствовала, что вы хотите специально взбодрить ее).

    11. Если вы заметили, что слова, только что сказанные вами, нашли поддержку аудитории, постарайтесь немедленно развить затронутую тему.

    12. В момент, когда вам удалось добиться положительной реакции со стороны аудитории, перейдите на главную тему выступления. Положительные эмоции, вызванные вами у слушателей, помогут добиться одобрения ваших слов.

    13. В момент душевного подъема, вызванного одобрением аудитории, не теряйте все же самоконтроль.

    14. Провокационные реплики также не должны выводить вас из равновесия.

    15. Не вступайте во время своей речи в дискуссии, даже если с мест раздаются провоцирующие выкрики. Скажите, что после выступления вы охотно ответите на любые вопросы. Этим вы выиграете для себя время, чтобы настроиться на дискуссию. Кроме того, в ходе вашего дальнейшего выступления все или часть дискуссионных вопросов могут быть сняты, так что надобность в дискуссии сама по себе отпадет.

    16. В критические моменты выступления необходимо говорить убежденно, уверенно, с акцентуализацией каждого слова.

    17. Старайтесь нелицеприятные для аудитории места вашего выступления подкреплять очевидными примерами. Подчеркните, что лишь насущная необходимость заставляет вас затрагивать подобную тему, а затем сгладьте остроту несколькими комплиментами.

    18. Не делайте неоправданных обобщающих выводов, даже если вам показалось, что аудитория их от вас ждет.

    19. Ни в коем случае не подавайте виду, что речь дается вам с трудом, что вы устали или в какие-то моменты чувствуете себя неуверенно.

    20. Закончив выступление, не забудьте поблагодарить присутствующих за внимание. Никогда не допускайте, даже если соблазн велик, чествовать себя после выступления или ублажать свое самолюбие «несмолкаемыми» аплодисментами.
    Диалог как форма речевой коммуникации представляет общение двух и более субъектов посредством языка. В процессе взаимного общения партнеры обмениваются репликами, происходит постоянная смена ролей. Если кто-то из них отказывается от своих реплик, то диалог переходит в монолог, если оба партнера отказываются, то общение прекращается.

    Речевое поведение каждого участника диалога можно разбить на такты: один такт — речь, другой — молчание. Эти такты постоянно сменяют друг друга, что позволяет считать диалог ритмическим процессом.

    Выделяют два класса диалогов: информационный и интерпретационный. Информационный диалог характерен для ситуаций, в которых к началу общения между партнерами имеется разрыв в знаниях. Интерпретационный диалог характеризуется тем, что знания у партнеров примерно равны, но получают разную интерпретацию.

    Следовательно, одним из основных условий диалогового общения является исходный (хотя бы небольшой) разрыв в знаниях, т.е. если партнеры не будут сообщать друг другу новую (точнее, неизвестную) информацию по предмету диалога, а начнут обмениваться общеизвестными истинами (типа «Цветной телевизор позволяет получать цветное изображение» и т.п.), то диалог не состоится. Более того, не состоится общение вообще как речевая коммуникация.

    Рекомендации по подготовке и ведению деловых бесед:
    • необходимо продумать организационные вопросы, написать план будущего разговора, отработать начало и конец беседы (только положительные фразы); выяснить позиции собеседника, совместно проанализировать проблему, найти варианты ее решения; никогда, ни в какой ситуации не быть невежливым; • следует облегчать собеседнику положительный ответ, избегать вопросов, на которые он может ответить «нет», выражаться убедительно и в оптимистической манере; давать объяснения своей позиции в каждом случае; отказываться от шаблонных бесед, избегать попутных отступлений; не допускать присутствия незаинтересованных лиц.
    Факторы, мешающие нормальному ходу диалога, таковы: авторитарность; отсутствие интереса к проблеме собеседника; говорящий бестактно перебивается на полуслове и лишается возможности высказать свое мнение и т. д.

    Рекомендованная литература:

    1. Гойхмана О.Я., Надеиной Т.М. Речевая коммуникация. М.: ИНФРА-М, 2006.

    2. Десяева Н.Д. и др. Культура речи педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003.

    3. Ипполитова Н.А., Князева О.Ю., Савова М.Р. Русский язык и культура речи: учеб./ под ред. Н.А. Ипполитовой. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.

    4. Львов М.Р. Риторика. Культура речи. М.: Академия, 2004.

    5. Мурашов А.А. Культура речи учителя. М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002.
    1   2   3


  • написать администратору сайта