Главная страница

Диспозиционные теории личности. Доклад по психологии. Диспозиционные теории личности (Гордон Олпорт, Ганс Айзенк, Реймонд Кэттэл)


Скачать 21.32 Kb.
НазваниеДиспозиционные теории личности (Гордон Олпорт, Ганс Айзенк, Реймонд Кэттэл)
АнкорДиспозиционные теории личности
Дата08.10.2020
Размер21.32 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаДоклад по психологии.docx
ТипДокументы
#141695

Диспозиционные теории личности (Гордон Олпорт, Ганс Айзенк, Реймонд Кэттэл)
В основе диспозиционного направления в изучении личности лежат две общие идеи: первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях (т.е. черт личности). Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий и жизненного опыта; вторая основная идея диспозиционного направления связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.
Один из наиболее влиятельных приверженцев диспозиционного направления
Гордон Олпорт определяет личность как реальную сущность каждого конкретного человека, уникального в своем своеобразии. Личностью ученый называет то, что лежит за конкретными поступками человека внутри него самого.
"Личность – это динамическая организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление". Она не является статичной сущностью, хотя и имеет основополагающую структуру, постоянно эволюционирует.

Наряду с интеллектом и физической конституцией выделяют темперамент – первичный генетический материал, из которого строится личность. Он особенно важный наследственный аспект эмоциональной природы человека (наряду с легкостью эмоционального возбуждения, преобладающим фоном настроения, колебаниями настроения, интенсивностью эмоций). Характер является понятием этическим и традиционно ассоциируется с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личности. По формулировке Олпорта, характер – это оцененная личность, а личность – это неоцененный характер.

Наиболее важной единицей анализа того, что представляют собой люди и как они в своем поведении отличаются друг от друга, является личностная черта. Черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Совокупность черт обеспечивают стабильность поведения человека, его узнаваемость, предсказуемость. Разнообразные стимулы вызывают одинаковые ответные реакции, так же как и реакции в форме чувств, ощущений, интерпретаций, поступков имеют одинаковое функцией, значение. Черты личности не пребывают в дремлющем состоянии. Ситуации, в которых личность оказывается чаще всего, – это, как правило, именно те самые, в которые она активно стремится попасть.

В поздних работах Олпорта черты получили название диспозиций, среди которых можно выделить три типа: кардинальные, центральные и вторичные. Кардинальной диспозицией обладают очень немногие люди. Это в высшей степени генерализованная диспозиция, настолько пронизывающая поведение, что почти все поступки человека можно свести к ее влиянию. Среди личностей с такой диспозицией можно назвать Дон Жуана, Жанну д'Арк, Альберта Швейцера. Центральные диспозиции являются строительными блоками индивидуальности и представляют собой такие тенденции в поведении человека, которые легко обнаруживаются окружающими и упоминаются в рекомендательных письмах (напр., пунктуальность, внимательность, ответственность). Вторичные диспозиции менее заметны, менее устойчивы, менее обобщенные черты, такие как предпочтения в еде и одежде, ситуационно обусловленные характеристики, особые установки.
Личность не является набором разрозненных диспозиций, она предполагает единство, интеграцию всех структурных элементов индивидуальности. Существует некий принцип организации оценок, мотивов, склонностей, ощущений в единое целое, который Олпорт предлагает называть проприумом. Проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы, осознаваемое как наиболее важное и центральное. Речь идет о такой части субъективного опыта, как "мое", о самости. Проприум есть некая организующая и объединяющая сила, назначение которой – формирование уникальности человеческой жизни.

Олпорт выделяет семь аспектов самости, участвующих в развитии проприума с детства до зрелости, называя их проприотическими функциями. В результате их окончательной консолидации формируется "Я" как субъект познания и ощущения. Стадии развития проприума:
1) ощущение своего тела, образующее телесную самость, которая остается на протяжении всей жизни опорой для самоосознания;
2) ощущение самоидентичности, значимым моментом которой выступает осознание себя посредством речи в качестве определения, и важного лица, появление чувства целостности и непрерывности "Я", связанное с именем ребенка;
3) чувство самоуважения как чувство гордости по поводу того, что некие действия уже выполняются самостоятельно; важнейший источник повышения самооценки на протяжении всего детства;
4) расширение границ самости, возникающее по мере осознания детьми того, что им принадлежит не только их физическое тело, но и определенные значимые элементы внешнего мира, включая людей;
5) образ себя, когда ребенок начинает ориентироваться на ожидания значимых близких, представляя себе, что такое "Я хороший" и "Я плохой";
6) рациональное управление самим собой, является стадией выраженного конформизма , морального и социального послушания, когда ребенок учится рационально решать жизненные проблемы, догматично полагая, что семья, ровесники и религия всегда правы;
7) проприативное стремление, является постановкой перспективных жизненных целей, ощущение того, что жизнь имеет смысл.

Над проприумом стоит познание самого себя, синтезирующее перечисленные онтогенетической стадии и представляющее собой субъективную сторону "Я", осознающую "Я-объективное". На заключительной стадии проприум соотносится с уникальной способностью человека к самопознанию и самоосознанию.

Олпорт утверждает, что индивид представляет собой динамичную (мотивированную) развивающуюся систему. Адекватная теория мотивации, по мнению Олпорта, должна рассматривать перспективные цели человека, его намерения. Ключом к пониманию человека является ответ на вопрос: "Что ты хочешь делать через пять лет?" По Олпорту, личность свободна от прошлого - связи с прошлым исторические, а не функциональные. Развитие личности понимается Г. Олпортом как созревание и становление. Созревание человека – это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Поведение зрелых субъектов, в отличие от субъектов невротичных, функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Зрелый человек характеризуется такими чертами:
1) имеет широкие границы "Я";
2) способен к теплым, сердечным социальным отношениям;
3) демонстрирует эмоциональная неозабоченность и самопринятие;
4) имеет здоровое чувство реальности;
5) обладает способностью к самопознанию и чувством юмора;
6) имеет цельную жизненную философию.

Следует заметить, теория Олпорта популярна среди практикующих клинических психологов, психоаналитиков.


написать администратору сайта