Исторические источники. Исторические источники и их роль в познании прошлого. исторические источники и их роль в познании прошлого исторические источники
Скачать 26.75 Kb.
|
«ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ИХ РОЛЬ В ПОЗНАНИИ ПРОШЛОГО»1. ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИК определению исторического источника часто подходят прямолинейно, не всегда учитывая различие таких категорий, как явление и сущность. Явление - это внешние свойства и признаки предмета, доступные первичному восприятию. Сущность же первоначально скрыта от нашего наблюдения, и путь источниковедческого познания - это путь от анализа явления к анализу сущности. Первоначально возможно ограничиться определением более доступных, внешних признаков исторического источника. В качестве исходного пункта можно принять следующее определение: исторический источник — это всякое явление, которое может быть использовано для целей исторического исследования, т.е. для познания прошлого. В практике повседневной работы историка таких дефиниций обычно бывает достаточно. Если мы рассматриваем исторический источник, как основа элемента, в котором содержится информация о прошлом человечества, то специфика исторического источника в целом и отдельных его типов и разновидностей как носителей общественной памяти остается еще мало исследованной. Неслучайно, В.О. Ключевский дал такое определение исторического источника - это или письменные, или вещественные памятники, в которых отразилась угасшая жизнь отдельных лиц и целых обществ. Две основные точки зрения на этот счет: 1) исторический источник является продуктом человеческой деятельности, свидетельствует об истории именно человеческого общества и непосредственно связан с деятельностью человека; 2) исторический источник - это все то, откуда черпают сведения о прошлом, т.е. не только отражение непосредственного исторического процесса, но и то, что помогает познать ход исторического процесса во всем его многообразии. Рассматриваем исторический источник необходимо выделять именно те, которые являются источниками исторического происхождения, т.е. продуктами деятельности человека. Именно их главным образом и изучают историки. Именно их исследуют, пользуясь методикой, специфической для исторической науки. Именно их обычно и называют историческими источниками. Однако вещественные и другие неписьменные источники тоже тщательно изучаются, но такими специальными дисциплинами, как археология, этнография. Ученых все же интересуют письменные источники, которые остаются основой исторического познания. При работе над любой исторической проблемой нужно помнить о том, что важнейшей задачей источниковедческого анализа является изучение источников в их совокупности и взаимной связи. Поэтому, начиная разрабатывать какую-либо историческую проблему, необходимо выявить весь круг источников по данной теме и делать выводы лишь после изучения их всех. Работая с историческими источниками, следует, кроме того, иметь в виду, что обзор источников можно вести двумя способами: 1) он может быть простым логически-систематическим перечнем различных видов исторического материала, с указанием его главнейших изданий; 2) обзор источников может быть также построен исторически и совместит в себе перечень материала с обзором движения у нас археографических трудов. 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВКлассификация – это упорядоченная система объектов какой-либо области знания. Она представляет собой совокупность делений всего объема понятия на классы и подклассы. Обычно под классом подразумевают разряд объектов (явлений), обладающих общими признаками. Классификация используется для ориентировки в многообразии объектов и выявления связи и различий между ними как классами определенной системы. Она является важным средством организации познавательной деятельности, необходимой предварительной ступенью для научного синтеза. Классификации всегда условны и подвержены изменениям, отражают процесс развития наших знаний. В исторической науке распространены различные варианты вспомогательных или примитивных классификаций. Историк распределяет изучаемые им источники по определенным классам, и признаки, по которым производится деление, могут быть различными. При этом обычно легче классифицировать данные источников, чем сами источники. Помимо частных классификаций источников имеются и варианты общих классификаций, которые должны удовлетворять ряду условий. Наиболее важным следует считать требование о том, что подобная классификация должна быть одновременно и устойчивой, и достаточно гибкой, т.е. допускать выявление новых классов и подклассов исторических источников и включение их в систему. Такая потребность возникает вследствие того, что «структура информационного поля исторической науки не остается неизменной». Наиболее известной из общих классификаций является деление всего комплекса исторических источников на письменные, вещественные, лингвистические, фольклорные и этнографические. Эта классификация была в основном разработана еще на рубеже XIX-XX вв., затем заимствована и дополнена советскими учеными. Вещественные источники: наиболее важные среди них – это археологические памятники. Большое значение имеет для историка знакомство с такими видами вещественных источников, как предметы быта, нумизматические материалы и т.п. К данной категории источников, кроме того, относятся памятники архитектуры, изучение которых дает ученым возможность судить о важных культурно-исторических явлениях. Этнографические источники: к ним следует относить обычаи, обряды, ритуалы разных народов мира. Они значимы для понимания общественного строя различных народов, особенностей их истории, культурного, политического и экономического развития. Лингвистические источники: на первое место следует поставить географическую номенклатуру, сохраняющую воспоминания о прошлом. Большое значение имеет изучение разговорного и книжного языка, содержащего много заимствований. Прослеживая историю данных заимствований, можно прийти к выводу о торговых и иных связях между народами и государствами. Фольклорные источники (устное народное творчество): к этому виду источников необходимо отнести устный рассказ, былины, песни, пословицы, поговорки и т.п. Устная словесность является наиболее древней формой передачи исторических сведений. Записи устной словесности обычно сохраняют особенности устного народного творчества, отличаясь употреблением различного рода народных слов, особым песенным складом и, как правило, легендарностью содержания. Самый типичный и яркий пример - былины. Письменные источники: их следует считать фундаментом исторических исследований. Они подразделяются на рукописные и печатные. Среди рукописных источников различаются подлинники и копии. Однако количество подлинников, дошедших до нас от древнейших времен, весьма невелико (например, из актов XII в. – только одна грамота великого князя Мстислава Великого и его сына Всеволода Новгородскому Юрьеву монастырю - около 1130 г.). Большинство же древнейших письменных источников сохранилось в позднейших копиях. Официальная дата начала книгопечатания на Руси - 1 марта 1564 г., когда была издана первая книга в Московской типографии, имеющая выходной лист с указанием года напечатания. Известны и более ранние московские издания, но они выходных листов не имеют. Первая типография была создана в Москве еще в 1555 году. В ней было напечатано 6 книг, не имеющих указаний на время, место издания и имя печатника. Эту типографию называют анонимной. Около 1567 года она сгорела. В 1563 же году была создана государственная типография - Печатный двор, и 1 марта 1564 года из нее вышла первая печатная, точно датированная книга «Апостол». Впоследствии наши первопечатники Иван Федоров и Петр Мстиславец эмигрировали и обосновались в Литве, в Москве же книгопечатание продолжил их ученик Андроник Тимофеев Невежа. Письменные источники можно в свою очередь классифицировать по содержанию (источники по социально-экономической истории, по истории культуры и т.д.), по происхождению, по типам и видам. Кроме упомянутых видов классификации, письменные источники принято делить на исторические остатки и исторические традиции. Под первыми понимаются остатки непосредственной деятельности людей, прямые свидетели исторических фактов (например, подлинные акты). Под исторической традицией же понимается отражение какого-либо исторического факта в источнике. Историческая традиция является результатом того впечатления, какое этот факт произвел на современников или потомков (например, описание древнего Кремля). НАЧАЛО СОБИРАНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ ИСТОЧНИКОВ РУССКОЙ ИСТОРИИКак научная дисциплина источниковедение возникло лишь в середине XIX века и прошло путь от прагматического использования источников и практических навыков работы с ними до выработки принципов работы с источниковым материалом. Именно в это время отдельные приемы и методы складываются в определенную систему. Но подобному отношению предшествовал длительный период, характеризующийся неоднозначным отношением к источниковедению и его предмету. В XVII веке под влиянием новых культурных вкусов, с распространением печатной книги и печатных законоположений отношение к старым рукописям изменяется в сторону снижения интереса и ухудшения заботы об их сохранности. С начала XVIII века появляются отдельные личности, сознательно относящиеся к старине. В 1720 году Петр I приказал губернаторам пересмотреть все замечательные исторические документы и летописные книги во всех монастырях, епархиях и соборах, составить им описи и доставить их в Сенат. А в 1722 году Святейшему Синоду было приказано по этим описям отобрать исторические рукописи и сделать с них списки. Но привести план в исполнение не удалось, т.к. большинство епархиальных начальств отвечало, что у них таких рукописей нет. Всего в Синоде было собрано около 80 рукописей, из них только 8 собственно исторических, остальные же духовного содержания. После смерти Петра I изучение и печатание рукописей на официальном уровне было приостановлено. Так в 1734 году Синод писал о древних манускриптах: «в оных книгах написаны лжи явственные, отчего и в народе может произойти не без соблазна». Поэтому историческая наука родилась у нас уже позже Петра, а научная обработка источников началась вместе с появлением в России ученых немцев. Огромную роль среди них сыграл Миллер (1705-1785), собравший так называемые «миллеровские портфели», заключавшие в себе около 900 номеров различных исторических бумаг. При Екатерине II он был назначен начальником Архива Коллегии Иностранных Дел и имел от императрицы поручение составить собрание дипломатических документов. Но Миллер был уже стар для этого, и работу продолжили его ученики. Известный историограф и историк источниковедения М.О. Коялович отмечал, что во второй половине XVIII века русских людей нашей науки занимали две главные задачи: одни из них сильно желали иметь хорошую прагматическую историю, другие предоставляли это дело будущим поколениям и выдвигали в качестве главной задачи требования доказательности, т.е. предлагали направить основные усилия на разработку источников русской истории. И тех, и других объединяло глубокое осознание того обстоятельства, что русское прошлое достойно изучения и обязательно для русского человека. Особенно выделяются в этом смысле периоды царствований Елизаветы Петровны и Екатерины II. Это было время серьезных преобразований, важных административных реформ, которое породило много свободомыслящих, энергических личностей, направивших свои усилия на изучение прошедшего в двух аспектах: 1) значительная часть дворянства обратилась к изучению своей родословной. Вторая половина XVIII века - время, когда среди специальных исторических дисциплин развитие получили геральдика и генеалогия. В области литературной этот интерес выразился в появлении большого количества записок и мемуаров. Можно назвать, например, записки Натальи Долгоруковой, Андрея Болотова, Екатерины Дашковой; 2) другая часть дворянства считала, что необходимо знать прошлое своей родины. Обращение к прошлому диктовалось потребностями дня. Государственные преобразования заставили русских людей интересоваться прошлым для разрешения современных задач. Этим был обусловлен интерес к прагматической истории. Источниковедческая работа второй половины XVIII века значительно обогатила русскую науку. В научный оборот было введено большое количество источников, но приемы издания были далеки от совершенства, что затрудняло работу исследователей. Тем не менее, огромная источниковедческая работа создала солидную базу источников и способствовала ускоренному и успешному развитию прагматической истории. ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ В НОВЕЙШУЮ ЭПОХУОсновным принципом развития источниковедения в XX веке была ориентация на изучение произведений, созданных человеком в процессе его осознанной, целенаправленной деятельности. Такой подход позволял изучить не только фактический материал, но и больше узнать о людях, создавших эти произведения и о том обществе, в котором они могли реализоваться именно таким образом. Среди тех, кто внес значительный вклад в разработку методологии источниковедения, можно назвать академика А.С. Лаппо-Данилевского. Его основные труды - «Методология истории» и «Очерк русской дипломатики частных актов». Второй том «Методологии истории» посвящен изложению принципов методологии источниковедения. В центре философской парадигмы Лаппо-Данилевского - целенаправленная, осознанная человеческая деятельность как главный предмет исследования. Историк отмечал один принципиально важный момент: если личное общение людей ограничено временем и пространством, то произведения, целенаправленно и осознанно созданные людьми, несут информацию о своем создателе. Под источником мыслитель понимал «реализованный продукт человеческой психики, пригодный для изучения фактов с историческим значением», однако при этом ученый считал, что не всякий след действия человека следует считать историческим источником, а лишь такой, значение которого осознается исследователем для обоснования необходимого ему факта. Концепция методологии источниковедения находит свое завершение в новом труде Лаппо-Данилевского - «Очерк русской дипломатики частных актов». Частноправовые документы, фиксирующие договорные отношения между людьми, рассматриваются здесь, прежде всего, как исторические явления в жизни народов, как продукты их культуры. Проводя источниковедческий анализ, исследователь выясняет функции частноправового акта в данном обществе, состав документа, его формуляр, интерпретирует правовые нормы, соотносит норму и действительность. Подход к источнику как к целостному произведению, явлению культуры своего времени, по существу, и определяет суть новой методологии источниковедения. В трудах Лаппо-Данилевского он нашел свое теоретическое обоснование, а затем конкретное применение к актовому источниковедению. Современное источниковедение развивается, как поиск ответа на вопрос, если целостная история человечества есть цель исторического познания, то какова совокупность объективных источников познания (исторических источников), адекватных данной познавательной цели, и каковы пути и методы ее достижения. |