Главная страница
Навигация по странице:

  • РЕФЕРАТ ДИЗАЙН В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ

  • ВВЕДЕНИЕ

  • Объект данной работы

  • Структура работы

  • ЭСТЕТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДИЗАЙНА

  • РОЛЬ ДИЗАЙНА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

  • ДИЗАЙН И ПОЛИТИКА

  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  • 723853_Referat - копия. Дизайн в социальнополитическом контексте современности


    Скачать 121 Kb.
    НазваниеДизайн в социальнополитическом контексте современности
    Дата25.12.2019
    Размер121 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла723853_Referat - копия.doc
    ТипРеферат
    #102122

    Министерство науки высшего образования Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования «Смоленский государственный университет»
    Кафедра дизайна и декоративно-прикладного искусства

    РЕФЕРАТ
    ДИЗАЙН В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ

    КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ

    магистранта второго года обучения

    художественно-графического факультета,

    направление подготовки «Дизайн»

    Маркисовой Виктории Геннадьевны
    Руководитель: к.п.н., доцент кафедры дизайна и ДПИ

    Бутунина Любовь Васильевна

    Смоленск

    201

    ОГЛАВЛЕНИЕ




    ОГЛАВЛЕНИЕ 2

    ВВЕДЕНИЕ 3

    1.ДИЗАЙН КАК ЯВЛЕНИЕ 4

    2.ЭСТЕТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДИЗАЙНА 7

    3.РОЛЬ ДИЗАЙНА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ 10

    4.ДИЗАЙН И ПОЛИТИКА 15

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23


    ВВЕДЕНИЕ


    Актуальность. В настоящее время дизайн представляет собой очень современное и актуальное явление, которое предметно выражается во всех областях предметного мира. Являясь многогранной категорией, дизайн коррелирует со многими общественно значимыми аспектами: эстетика, политика и так далее. Это говорит о том, что дизайн присутствует во всем, во всех проявлениях современного общества. Соответственно, он отражает осмысленное восприятие действительности, исходя из чего можно подтвердить его высокую значимость.

    Дизайн в современном контексте – это широкое поле возможностей и ограничений, что обуславливается политическими реалиями современного общества.

    Соответственно, проблемой данной работы является общественно значимое осмысление дизайна.

    Объект данной работы: дизайн в современном мире.

    Предмет данной работы: социально-политический контекст дизайна.

    Цель исследования: определить общественно значимую и политическую роль дизайна в современном мире.

    Исход из представленной цели необходимо определить задачи исследования:

    - изучить дизайн как явление;

    - представить эстетическая роль дизайна;

    - исследовать роль дизайна в современном обществе;

    - выявить связь дизайна и политики.

    Структура работы. Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка литературы.
    1. ДИЗАЙН КАК ЯВЛЕНИЕ


    Современный дизайн – это достаточно противоречивая сегодня область, специалисты в которой не всегда имеют профессиональное художественно-графическое образование, считая, что эта часть профессиональной деятельности графического дизайнера совершенно не обязательна. Однако же, на выходе общество получает некачественный продукт, который не соответствует культурно-этетическим свойствам и композиционной грамотности.

    Под дизайном на сегодняшний день следует, в первую очередь, понимать некоторую цветографическую деятельность, которая основывается на базовых положениях и закономерностях изобразительного искусства, что также имеет выраженный проектный характер. Средствами графического дизайна в настоящее времяявляются условно-знаковые и художественно-образные способы графической визуализации тех или иных смыслов, определений, объектов и прочих невизуальных и визуальных образований.

    Для того, чтобы понять дизайн как явление, необходимо определить, на что он направлен и что является объектом его деятельности. И здесь следует обратить внимание на то, что объектами дизайна являются промышленные изделия, системы и элементы городской, жилой и производственной среды, визуальная информация.

    В зависимости от объекта проектирования дизайн может быть подразделен на следующие группы, как показано на слайде 1.

    А. Лебедев, в свою очередь, говорил о дизайне следующее: «... дизайн, это образ жизни и мысли — дизайнер, вопреки превратному представлению большинства, не только пиксели по экрану гоняет и не только мышью водит по столу. Он делает из хаоса порядок. Он владеет умами. Он создает настроения...».1

    Иначе же можно сказать о том, что дизайн – это сознательные и интуитивные усилия по созданию значимого порядка.2 Сознательное и интуитивное в данном случае коррелирует с искусством, поскольку искусство является компонентом каждого дизайна.

    В соответствии с этим мы можем сделать вывод о том, что дизайн – это творческий метод, и, в частности, его можно рассматривать как процесс и результат художественно-технического проектирования промышленных изделий, их комплексов и систем.

    Дизайн направлен на достижение наиболее полного соответствия проектируемых объектов и окружающей среды в целомвозможностям и предполагаемым потребностям человека.

    Также можно сказать о том, что дизайн можно рассматривать и более узко: как проектирование материальных объектов и смысложизненных ценностей, основываясь накомпоновкеи с применением научных данных с целью того, чтобы присвоитьобъекту те или иные эстетические качества. Такие черты можно назвать определяющими в аспекте наличия присущих дизайну социальных последствий, которые имеются в любом виде, а также оказывают влияние на личностное развитие.

    В дизайне существует следующий набор функций:

    - Функциональность – в данной группе рассматривается, насколько выбранный объект можно назвать полезным, какую информацию он несет, каковы его функциональные особенности. При этом отмечается то, что базовым методом решение задач в области дизайнаможно отметить метод компоновки;

    - Эстетичность – это когда в дизайне стоит задача улучшения внешнего вида, составляющей, а не именно технических усовершенствований;

    - Инновационность – это ориентированность на современность и привнесение новых подходов и тенденций;

    - Субъективный критерий – то есть индивидуальная оценка качества новизны, остроумия, неожиданности решений и подходов к вещам, предметам и ситуациям.3

    На сегодняшний день для массовых изделий дизайн представляется важным этапомпри разработке того или иного продукта. Представим, что, если, например, дизайн автомобилей и одежды являлись инновационными направлениями в 1970-х и 80-х годах прошлого столетия, то на сегодняшний день данные направления синтезированы воедино: ИТ-дизайн.

    То есть, следует говорить о том, что дизайн – это отражение современности и современных общественных потребностей, которые актуальны для определенной эпохи и в определенном смысле.

    По причине того, что конструктивные свойства и особенности того или иного объекта дизайна в настоящее время являются определяющими аспектами с точки зрения коммерческого успеха,реализация дизайна – это одно из первых звеньев процесса производственного цикла.

    Таким образом, следует обратить внимание на то, что в современном мире дизайн можно рассматривать как актуальное современности явление, которое прорабатывает внешний облик своего объекта, от интерьеров до транспорта и визиток.

    Дизайн призван привлекать внимание, обращать внимание на продукт, побуждать купить его или, если мы говорим о дизайне интерьеров, вызывать эстетические чувства. Он формирует мнение, манипулирует сознанием, побуждает к действию, призывает: и именно здесь дизайнеру важны не технические навыки, а художественные. Корреляция грани творческого (искусства) и дизайна – это важный аспект работы дизайнера вообще, но в данном исследовании данные понятия будут положительно коррелировать в силу того, что в представленной работе нам интересна не техническая сторона дизайна, и исполнительская. Соответственно, мы будем проводить параллели дизайна с искусством.

    Эстетика – это еще одни важная составляющая любого дизайна, которая стребует отдельного рассмотрения, поскольку тема общественной эстетики в современном дизайне является чрезвычайно обширной и значимой.

    1. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДИЗАЙНА



    В дизайне, как непосредственно в деятельностном проявлении основных принципов дизайна, знак представляется базовымсредствомоперирования визуально воспринимаемыми формами и, соответственно, способом их интеграции в цветографические композиции художественно-эстетического осмысления.

    Современный дизайн – это эстетическая категория, которая необходима для удовлетворения эстетических потребностей в обществе. Каждое изображение – это синтез композиционно и цветоведческиграмотных особенностей элементов, которые отражают современное видение прекрасного. То есть, в любом дизайне, вне зависимости от его целей (рекламный, пропагандистский, дизайн интерьера) всегда присутствует переработанное представление дизайнера.

    Эта черта – показатель того, что общество потребления перерастает в общество переживания, которому важнее внутренний мир человека, его индивидуальные ощущения.

    Соответственно, можно сказать о том, что задача дизайнера в современном мире заключается в том, чтобы предложить обществу такое разнообразие эстетики, в котором каждый член общества может найти то, что близко откликается в его сознании. И это – базовая функция дизайна: эстетически и осмысленно передать тот или иной посыл.

    У каждого современного человека присутствует склонность к некоторому одухотворениюсвоей деятельности и предметного мира вокруг, наделением смысла. Соответственно, можно с этой точки зрения говорить о том, что идеи являются некоторой основой для человеческой деятельности, а также ее результатом одновременно. Приобретая те или иные предметы, человек приобретает не саму ее функцию, а содержательный аспект. То есть, содержание – это основа любого предмета.

    Смыслы в современном обществе можно назвать движущей системой. Предметы, соответственно, представляются как одна из ключевых сфер деятельности человека и форм передачи идей. Это, в частности, знаки, которые подтверждают или, напротив, опровергаютте или иные осознания.

    Достаточно продолжительный период человечество существовало ради удовлетворения потребностей на физическом уровне. То есть, в данном случае подразумевается стремление выжить в условиях сложного социального порядка. На сегодняшний же деньу человека отсутствует угрозажизни, соответственно, отсутствует потребность в общественной интеграции к той или иной группе и общности. Технический прогресс заставляет двигаться ценностные принципы жизни каждого человека и всего общества.4

    Так, можно сделать вывод о том, что дизайн в современном представлении является достаточно самостоятельным видом искусства, при этом в нем минимизируется функциональная составляющая и начинает преобладать эстетическая функция. Соответственно тот или иной предмет дизайна приобретает ценность тогда, когда он наделяется эстетическим смыслом, позволяющим любоваться и наслаждаться внешними качествами объекта.Основная часть эстетики представляется достаточно существенным признаком развития общества как такового.

    Дизайн на этапе современного общественного развитияочень умело ассимилируетсяв форме эстетической категории, при этомэта эстетика объединяет в себе черты репрессивной, деструктивной реальности, при этом создавая социальную и личностную одномерность.

    Диалектическая концепция эстетической категории определенным образом разрушает одномерность общепринятых представленийв плане осмысления эстетических категорий, вместе с чем выдвигает задачу осмысления эстетических качеств в дизайне современного общества.

    Таким образом, можно говорить о том, что эстетическая категория – это нечто, характеризующее состояние современного мира посредством дизайна, что, в свою очередь, выражает общественные потребности в осмыслении прекрасного, поскольку рациональность ушла на второй план. Важное для общества – это освоение окружающего мира с позиции красоты и гармонии, что и провоцирует дизайн на уход от рационалистических тенденций современного искусства.

    Любая вещь – это всегда та или иная легенда, наполненная осмысленным компонентом, содержащая в себе определенный процесс. Это – энергия, которая содержится в предмете с точки зрения ее эстетического звучания.

    Основной структурной и рабочей единицей цифровой визуальности является пиксель. На его основе возник пиксель-арт, вышедший из ностальгии 8-bit’ной эпохи. Сегодня его можно назвать самым популярным типажом «новой эстетики».

    В качестве примера, отражающего масштаб влияния этого маленького представителя на современную эстетику, можно привести суперсовременный небоскрёб архитектора OleScheeren – MahaNakhon в Бангкоке. Образующие пустоты балконы создают эффект битых пикселей. Рассмотрим слайд 2.
    Данное подтверждает то, что эстетика и дизайн – это отражение современности. Таким образом, следует отметить, что сегодня в общественной системе неразделимыми являются следующие вещи: дизайн, эстетика и общество.

    1. РОЛЬ ДИЗАЙНА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ



    Дизайн в настоящее время открывает действительно широкие возможности для того, чтобы производить материализацию эстетических идей, и, в том числе, открывает совершенно новые перспективы в проявлении красоты и величия предметного мира. Сегодня же дизайн можно рассматривать как действительно уникальное явление. И, что самое важное, дизайн – это способ получения прибыли, ведь, удовлетворяя самые высокие требования потребителя, именно дизайн повышает общественный спрос на товары из предметного мира.

    Общественно значимым процессом современного дизайна на сегодня является предельная конкретизация потребления, а также индивидуализация результатов проекта.Основная задача современного дизайна – это материальная осмысленность бытия, а также задачи, которые активизируют пассивноепотребительство.

    Дизайн способствует тому, что человекначинает ощущать насыщенность жизни и рассматривает ее с позиции разнообразия возможностей, что, в свою очередь, помогает почувствовать обладание имеющимся богатым воображением.

    Смысл дизайна можно увидеть в том, что он должен бытьсовершенно уникальным, мощным и эффективным двигателем эстетической активности современного общества, что, в свою очередь, позволит возвышать личность, формировать ее со всей полнотой самоуважения и достоинства, открывать широкие пути совершенствования себя и окружающего социального пространства.5 Дизайн, таким образом – это средство придания предметному миру уникальных качеств.

    Рассмотрение аспектов дизайна в качестве наиболее значимого фактора совершенно различных трансформаций, причем, преимущественнотрансформаций в социальной и индивидуальной жизни обществаявляется в настоящее время базовым компонентом разработки теории «силы, несущей изменения», «посредника изменений» или «носителя изменений». При этом следует понимать наличие высокой важностив том, чтобы исследовать дизайнкак явление именно социальной направленности, куда входит не только значение рыночной конъюнктуры, но также и особенности государственной идеологии, политики, национальной культуры, региональных природных условий.

    Носитель трансформаций сегодня – это человек, однако совершенно не обязательно дизайнер. Инициатором преобразований, носителем идеи этих трансформаций может сегодня являться совершенно любой человек, который так или иначе является вовлеченным в процесс выбора, а также в процессы потребления, производства услуг, товаров, рекламных значений.

    Соответственно, можно говорить о том, что носитель изменений – это любой человек, у которого имеется интерес и в потреблении, и в производстве, а также в сохранении политической стабильность социума.

    Определение дизайна и дизайнера как носителя социальных изменений в настоящее время качественнотрансформирует образ профессии, а также значительно повышает уровень ответственности специалиста, его социальную значимость и значимость результатов его трудовой деятельности.

    В соответствии с этим можно отметить, что современный дизайн как общественно-значимое явление на сегодняшний день характеризуется следующими аспектами, как показано на слайд.3.
    Кроме того, возможно выделить несколько направлений развития современного дизайна для общества. Рассмотрим их:

    - Проектирование медицинского оборудования;

    - Проектирование научных приборов;

    - Проектирование обучающих машин;

    - Проектирование оборудования для нетрудоспособных людей, страдающих каким-либо физическим недостатком;

    - Проектирование систем для сохранения человеческой жизни в критических условиях;

    - Проектирование новых изделий для развивающихся стран и наиболее отсталых в экономическом отношении районов земного шара.

    Интересно обратить внимание еще и на то, что достаточно значимую идею дизайна как явления современного общества развивает профессор истории дизайна в Университете штата Иллинойс В. Марголин. В частности, он говорил о том, что дизайнер должен не только предусмотреть, но еще и создать формупродуктам материального и нематериального мира, которые способствуют решению социального благополучия общественности. И здесь можно говорить о том, что дизайн для общества представляет собой деятельность, которая не носит благотворительный характер, а является коммерческой. Кроме того, дизайн – это профессиональный вклад в развитие общества как цивилизационного аспекта.6

    В настоящее время существует в дизайне тема социальной ответственности. Достаточно большое количество молодых специалистов взаимодействуют с проектами социального значения, поскольку их пользу даже не следует доказывать, поскольку она очевидна, и, кроме того, для решения таких проектов требуется определенного нестандартное мышление и нестандартный подход к задаче.

    К примеру, обратим внимание на то, что в 2017 году международный социальный онлайн-проект ImpactDesignHub опубликовал список из 40 экспертов, которые будут определять будущее в сфере социального дизайна на протяжении ближайших нескольких лет.

    Следует обратить внимание на то, что в России в этой области существует программа «Пасека», которая объединяет собой более 100 веб-студий, агентств, IT-компаний и независимых профессионалов, каждый из которых проявляет заинтересованность в работе с некоммерческими организациями и социальными проектами.

    Дизайнер, сооснователь дизайн-бюро «Верстак» (участник программы «Пасека») Д. Пономарев пришел к выводу о том, что социально ориентированный веб-дизайн необходим для развития гражданского общества. «Дизайн – это инструмент, и с этой точки зрения нет особой разницы, по поводу чего устанавливается визуальная коммуникация. Разница возникает немного глубже, в смыслах, которые стоят за дизайном, в контексте и в целях», – говорит специалист.

    Сегодня вместо верований обществопотребляет образы.

    В частности, следует заметить, что рекламные слоганы являются достаточно действенным языком общения, а также входят в коммуникационные актыв качестве «фольклорного явления», или же, иначе, культурного кода.

    Поэтапное разрастание сферы услуг формирует в рекламе транснациональный контекст, что, соответственно, выравнивает все имеющиеся противоречия, и, тем самым, создает единое общество (общество рекламы).

    В настоящее время реклама взяла на себя роль проводника уже имеющихся в мире ценностей и общепринятой идеологической системы. Так, по мнению Ч. Сэндиджа, В. Фрайбургера и К. Ротцолла реклама процветает там, где сформировано общество информации, имеются эталоны, которые оказывают влияние на все общество в целом.7

    На сегодняшний день реклама очень настойчивои претенциозно относитсяк тому, что у нее имеется способность влиять на социальные отношения, к примеру, при помощи способов пропаганды здорового образа жизни.8

    Кроме того, важно обратить внимание на то, что на сегодняшний день дизайнначинает служить для достаточно важной человеческой потребности, которая заключается в умиротворении человека, в создании и поддержании положительногоэмоционального климата, а также непосредственно в нейтрализация агрессии.


    1. ДИЗАЙН И ПОЛИТИКА



    Прежде всего, можно сказать о том, что современный дизайн является достаточно самодостаточной областью, и, соответственно, поддержка извне ему совершенно не нужна. Дизайн сегодня, действительно стал по-настоящему неотъемлемой частью высокотехнологичных производств и маркетинговых программ. Он приобрел качественное звучание и огромное значение в современном обществе на уровне государственности.

    Однако, обратим внимание на исторический контекст. Так, история современного дизайна демонстрирует огромное количество примеров того, каким образом удачное дизайн-решениедало возможность поднять продажи определенного товара или вывести на лидирующие позиции не только сам товар, но и всю компанию. В качестве одного из наиболее ярких примеров представляется возможнымобратить внимание на работу достаточно известного американского дизайнера Раймонда Лоуи над серией холодильников для компании SearsRoebuck (1936 г.). Так, он, радикально изменив компоновку прототипа, а также существенно увеличив за счет этого внутренний объем, не только определил на достаточно продолжительное время характеристики бытовых холодильников для всей мировой промышленности. Кроме того, продажи его модели по сравнению с прототипными моделямивозросли практически в 5 раз.9Е

    В качестве еще более масштабного примера, который имеет непосредственное отношение к дизайну: это создание весов с обтекаемой формы, которые были спроектированы дизайнером Гарольдом ванн Дореном для ToledoScaleCompany. Такое действие дизайнера дало возможность увеличить объем продаж на 900%, и, что самое главное, производственные издержки были ликвидированы.

    И в этом, как следует заметить, имеется свой политический контекст: это ситуации, в которых эстетическое, эргономичное и функциональное выступает национальным достоянием, уникальной разработкой, которая отличает государство на внешнемировом уровне. Само собой, это можно рассматривать как значимый политический ход, позволяющий иметь передовые технологические разработки.

    Не менее легендарный Питер Беренс стал автором разработки тотального «фирменного стиля» немецкой компании AEG: начиная от проектов промышленных зданий компании, заложивших тренды промышленной архитектуры во всем мире, и заканчивая «сплошным дизайном» корпоративной идентичности, включавшим рекламные плакаты, упаковку и даже оформление витрин (1907-1914 гг.).

    Особое место в этой системе занимала ассортиментная программа бытовых товаров для массового производства, которые позиционировались как архетипы «художественного дизайна», созданного в «хорошем вкусе». Основатель компании AEG Эмиль Ратенау был убежден, что промышленники должны стать основными покровителями искусства и дизайна - не в традиционном смысле меценатства, но как способа улучшения продаваемой ими продукции.10

    Но несмотря на то, что дизайн давно и прочно зарекомендовал себя как эффективный коммерческий инструмент и, казалось бы, мог навсегда остаться исключительно сферой свободного предпринимательства, заинтересованное отношение государственных структур к дизайну во многих странах позволило достичь гораздо более впечатляющих результатов в самых разных направлениях деятельности. Успехи отдельных товаров, фирм и компаний не сопоставимы с успехами государств, регионов, городов, использующих возможности дизайна в решении масштабных и амбициозных задач. И речь здесь идет именно о внешнеполитической игре, о которой мы говорили ранее.

    С одной стороны, дизайн как система деятельности традиционно является одним из ключевых механизмов развития креативной экономики, обеспечивающей значительную долю ВВП, с другой стороны, дизайн как способ мышления становится инструментом решения самых разных социальных проблем. Не случайно именно в наиболее развитых странах мира дизайн находится под мощной опекой государства.

    В последнее время политическое искусство всё больше и больше входит в моду, находится в центре внимания художественной общественности. Если сейчас кого-то приглашают на выставки на Западе, то чаще всего это выставки политического искусства. Практически все симпозиумы и конференции посвящены соотношению между искусством и политическим радикализмом.

    Взаимодействие искусства с темами и фигурами, которые привлекают всеобщее внимание, обусловлено изменением соотношений тем в искусстве. В данном случае изменилось соотношение искусства и политики. Естественно, искусство всегда находилось в каком-то соотношении с политикой и политическим, представляя (репрезентируя) политику в различных вариантах, прежде всего в виде портретов, изображениях героев или важных политических событий, войн или революционеров.

    В искусстве всегда присутствовала политическая репрезентация. Кроме того, искусство традиционно выступало декорацией, орнаментом политической власти. Украшением дворцов, республиканских собраний и так далее. Все эти функции искусства достаточно хорошо известны, достаточно хорошо отрефлексированы, в том числе и в искусстве модернизма ХХ века.

    Как известно, искусство модернизма ХХ века в основном стремилось избавиться от контроля со стороны политики, стать по возможности автономным, формальным. Его протест против власти и господства политической институции выражался в желании отстраниться от различного рода политических контекстов и политического содержания, что привело к тому, что искусство стало стремиться избавиться от любого содержания, становясь всё более и более абстрактным и все более и более формальным.

    Всегда актуальна тема разговора о том, что искусство и политика связаны между собой, причём часто гораздо теснее, чем может показаться на первый взгляд. Для начала можно привести несколько очевидных примеров из совсем недавней истории ХХ века, которые часто упоминаются как наиболее яркие и экстремальные случаи самого непосредственного взаимодействия искусства с политикой. Причём интересно, что в каждом случае этому взаимодействию придаются разные роли и значения. Ещё интереснее, что роль эта в большей мере определяется именно политическим контекстом, и лишь во вторую очередь художественными критериями.

    Так, например, когда речь заходит о футуризме, неизменно рассматривается его тесная связь с идеологией итальянского фашизма и проявление этой связи как в произведениях искусства, так и в политических пристрастиях самих художников (например, политическая карьера основоположника футуризма ФилиппоТоммазоМаринетти в качестве советника Муссолини по культуре). Тем не менее, зарождение и существование футуризма как направления в искусстве до прихода фашистов к власти уберегло его от уничижительного статуса, и в наши дни можно рассуждать о художественных достоинствах футуризма.

    в 50-е годы, уже в условиях так называемой холодной войны ответственные за внешнюю политику США ведомства пришли к выводу, что абстрактный экспрессионизм, совсем недавно воспринимавшийся с подозрением и неприязнью, служит прекрасным доказательством утверждения о США как стране индивидуализма и свободы и может использоваться как аргумент против программного и тоталитарного соцреализма СССР. Ретроспектива Джексона Поллока и выставка «Новейшая американская живопись» в 1958 году объездила крупнейшие столицы Западной Европы, по существу достаточно ясно доказав в ту пору ещё нередко скептичному Старому свету жизнеспособность, прогрессивность и соответствие американского искусства и культуры духу эпохи.11

    Однако же, в настоящее время дизайн можно назвать политичным явлением, но при таком явном процессе отстранения искусства от политики актуально поставить вопрос: как могло произойти то, что дизайн и искусство снова вернулись под эгиду политической системы.

    Это связано с тем, что искусство оказалось в другом отношении к политике, по сравнению с тем, в котором оно находилось всё это время. Оно начало оперировать в том же пространстве, в котором оперирует политика. Раньше это было не так, — система политической и художественной репрезентации отличались друг от друга. Поэтому если искусство репрезентировало политику в своей сфере, то эта репрезентация всегда являлась дополнительным эстетическим актом по отношению к самой политике. А сейчас мы живём в обществе, в котором любой крупный политик генерирует значительно больше графических изображений, чем любой дизайнер.

    «Практически любой средней руки террорист и даже политик второго уровня значительно более эффективны как художники, нежели традиционные художники. В распоряжении первых находятся все аппараты генерирования современных медиальных знаков и имиджей. Достаточно нажать на кнопку какому-нибудь террористу, как вместе с бомбой, которая его взрывает, взрывается вся медиальная система. Эта кнопка приводит в действие огромную машину не только изображений, но и комментариев, психологических изысканий, социологических анализов, религиозных дискуссий и так далее. Потом на какое-то время они затухают, потом следующий террорист нажимает следующую кнопку, и весь механизм приводится в действие с такой же степенью надёжности или даже большей, чем, например, современная стиральная машина» - так говорил Б.Е. Гройс.12

    Чаще всего политический контекст преследует графический дизайн.

    Самое важное в рекламе — закон о рекламе. Он рассказывает всё: что рекламировать, как, когда и при каких обстоятельствах.

    За рекламой следит антимонопольная служба, или сокращенно ФАС. Если закон нарушить, служба оштрафует:

    • от 100 000 рублей до 800 000 рублей — компанию;

    • от 4000 рублей до 50 000 рублей — генерального директора или индивидуального предпринимателя.

    Но, кроме этого, существует в современном обществе и самоцензура –негласные правила, которые нигде не прописаны, однако придерживаться их – это значит работать идеологически правильно. Соответственно, под политический запрет будут попадать такие темы, которые касаются изображений, подчеркивающих межполитический контекст (очень аккуратно, в частности, следует обращаться с Украиной).

    Часто сегодня используются изображения политических деятелей. Например, неизвестным дизайнером была разработана колода карт с лицами политических деятелей. Рассмотрим слайд.4.
    Излюбленная тема современных иллюстраторов – «мемы» на политиков. Например, как на слайд.5.

    Как мы видим, эти изображения не имеют положительного характера, они сравнивают политиков с высокомерием, алчностью, царственностью. И это тоже своего рода дизайн, поскольку была достигнута совершенно понятная цель – проиллюстрировать современную реальность.

    Очень опасной темой является плакат по мотивам СССР, который представлен на слайд 6.

    Как правило, авторы таких плакатов остаются безнаказанными, поскольку они ничего не нарушили в прямом смысле. Однако же тот контекст, который распространяется подобными плакатами – это разрушительный посыл. Соответственно, когда это дойдет до более высоких уровней, скорее всего, автор будет отвечать перед законом по экстремистским статьям, которые сегодня допускают очень широкое поле действия для привлечения к закону.

    Рассмотрим еще один современный дизайн на слайде 7.
    Соответственно, следует отметить, что дизайн сегодня активно участвует в политике, оформляя все события визуально, карикатурно подчеркивая несовершенства государственного устройства.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ



    В данной работе решались следующие задачи:

    - изучен дизайн как явление;

    - представлена эстетическая роль дизайна;

    - исследована роль дизайна в современном обществе;

    - выявлена связь дизайна и политики.

    Так, в ходе решения первой задачи был рассмотрен дизайн как явление. Было выяснено, что Дизайн призван привлекать внимание, обращать внимание на продукт, побуждать купить его или, если мы говорим о дизайне интерьеров, вызывать эстетические чувства. Он формирует мнение, манипулирует сознанием, побуждает к действию, призывает: и именно здесь дизайнеру важны не технические навыки, а художественные.

    В ходе решения второй задачи была представлена эстетическая роль дизайна. Было выяснено, что эстетика и дизайн представляются сегодня как отражение современности. Эстетическая категория характеризует на сегодняшний день состояние современного мира, что помогает в осмыслении прекрасного.

    В ходе решения третьей задачи была исследована роль дизайна в современном обществе. Было выяснено, что на сегодняшний день дизайнначинает служить для достаточно важной человеческой потребности, которая заключается в том, чтобы привести общественное сознание к состоянию умиротворения.

    В ходе решения четвертой задачи были изучены дизайн и политика. Так, дизайн – это политическое средство превосходства и, одновременно с тем, спорная область, в которой иллюстрация высмеивает политическую систему, при этом гранича в своих действиях с законодательством и формами самоцензуры.

    Таким образом, задачи данной работы выяснены.

    Цель исследования является достигнутой.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ





    1. Баранова Н. Социально-ориентированный дизайн [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://te-st.ru/2018/10/10/what-means-responsible-design/

    2. Воронов Н.В. Дизайн. Русская версия. – М., 2000. – 128 с.

    3. Гройс Б.Е. Искусство. дизайн. политика /Борис Гройс. — М. : ООО «Ад Маргинем Пресс», 2012. – 400 с.

    4. Искусство и политика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.arterritory.com/ru/teksti/statji/1905-iskusstvo_i_politika/ (дата обращения 13.12.2019).

    5. Мосорова Н.Н. Философия дизайна: социально-антропологические проблемы. Автореф.дисс.канд.докт.филос.наук. – Екатеринбург, 2001. – 36 с.

    6. Сэндидж Ч. Реклама: теория и практика / Ч. Сэндидж, В. Фрайбургер, К. Ротцолл. — М., 1989. – С.542.

    7. Трушина Л.Е. Взаимоотношения рекламы, дизайна и моды в культуре индустриального и постиндустриального общества // Вестник МГУКИ. 2009. №4. – С. 25-29.

    8. Филл Ш. и Филл П. История дизайна / пер. с англ. С. Бовина. М. :КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014. – С.233-239.

    9. Что такое дизайн [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://spectator.ru/entry/839 (дата обращения 13.12.2019).

    10. Что такое дизайн? Определение функционального комплекса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://theory.totalarch.com/node/475 (дата обращения 13.12.2019).

    11. Чувство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://velvex.shop/stati/2913/ (дата обращения 13.12.2019).

    12. Шатин Ю. Раймонд Лоуи (1893-1986) - Хрестоматия по дизайну. Тюмень : Институт дизайна, 2005. С. 202-211. – С.206.

    1 Что такое дизайн [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://spectator.ru/entry/839 (дата обращения 13.12.2019).

    2 Что такое дизайн? Определение функционального комплекса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://theory.totalarch.com/node/475 (дата обращения 13.12.2019).

    3 Воронов Н.В. Дизайн. Русская версия. – М., 2000. – 128 с.

    4 Чувство [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://velvex.shop/stati/2913/ (дата обращения 13.12.2019).

    5Мосорова Н.Н. Философия дизайна: социально-антропологические проблемы. Автореф.дисс.канд.докт.филос.наук. – Екатеринбург, 2001. – 36 с.

    6 Баранова Н. Социально-ориентированный дизайн [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://te-st.ru/2018/10/10/what-means-responsible-design/

    7Сэндидж Ч. Реклама: теория и практика / Ч. Сэндидж, В. Фрайбургер, К. Ротцолл. — М., 1989. – С.542.

    8 Трушина Л.Е. Взаимоотношения рекламы, дизайна и моды в культуре индустриального и постиндустриального общества // Вестник МГУКИ. 2009. №4. – С. 25-29.

    9Шатин Ю. Раймонд Лоуи (1893-1986) - Хрестоматия по дизайну. Тюмень : Институт дизайна, 2005. С. 202-211. – С.206.

    10Филл Ш. и Филл П. История дизайна / пер. с англ. С. Бовина. М. :КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2014. – С.233-239.

    11 Искусство и политика [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.arterritory.com/ru/teksti/statji/1905-iskusstvo_i_politika/ (дата обращения 13.12.2019).

    12Гройс Б.Е. Искусство. дизайн. политика /Борис Гройс. — М. : ООО «Ад Маргинем Пресс», 2012. – 400 с.



    написать администратору сайта