Главная страница

Джоан Келли - Ранняя феминистская теория и спор о женщинах, 1400-1789. Джоан Келли - Ранняя феминистская теория и спор о женщинах, 1400. Джоан Келли ранняя феминистская теория и спор


Скачать 195 Kb.
НазваниеДжоан Келли ранняя феминистская теория и спор
АнкорДжоан Келли - Ранняя феминистская теория и спор о женщинах, 1400-1789.doc
Дата21.09.2018
Размер195 Kb.
Формат файлаdoc
Имя файлаДжоан Келли - Ранняя феминистская теория и спор о женщинах, 1400.doc
ТипДокументы
#24925
КатегорияСоциология. Политология
страница3 из 3
1   2   3
Kelly, J. Early Feminist Theory and the Querelle des Femmes // Kelly, J. Women, History, and Theory. University of Chicago Press, 1984. P. 65-110. Перевод с англ. Е.Лучининой и В.Успенской.



i Сенека Фоллз (Seneca Falls) – город в штате Нью-Йорк - считается местом рождения американского феминизма, здесь в июле 1848 г. была принята первая конвенция по правам женщин – прим. ред.

ii Cм. ряд публикаций, посвященных предшественникам и предшественницам феминизма ("forerunners"), среди которых: Abensoir Leon. Histoire generale du feminisme.1921; Geneva: Slatkine reprints,1979; Richardson McDowell Lula. The Forerunners of Feminism in French Literature of Renaissance: Fron Christine of Piza to Marie de Gournay; Flexner Eleanor. Century of Struggle: The Woman's Rights Movement in the Unated States. New York, 1970; Rowbotham Sheila. Women, Resistance,and Revolution: A History of Women and Revolution in the Modern World. New Yorl, 1974.

iii См.: Fergusson Moira (ed.). First Feminists: British Women Writers, 1578-1789. Bloomington, 1975; Smith, Hilda. Reason's Disciples: Seventeenth Century English Feminists. Univ.of Illinois Press, 1982.

iv В 1846 и 1892 гг. Оксфордский словарь английского языка, а также Словарь философии и психологии, изданный в 1901 г., определяли феминизм как наличие у человека черь женственности. Но уже в 1906 г. французский Dictionnaire de philosophie определял феминизм как позицию в защиту прав женщин (р.521). Историк Эллен Дюбуа в своем исследовании "Феминизм и суфражизм: Взникновение независимого женского движения в Америке, 1848-1869 (DuBois Ellen. "Feminism and Suffrage: The Emergence of Independent Women's Movement in America, 1848-1869. Cornell Univ.Press, 1978) отмечает, что термин "феминизм" активно использовался к 1910 г. для описания политического движения, и что родом он из Франции. Линда Кели (Linda Kealey), исследуя феминизм Канады и США, обнаружила, что термин использовался в 1890-х гг. и относился к "новой женщине". <…> В сатье Джулиет С.Пойнц в Новой Международной Энциклопедии (изданной в 1915 г.) указывалось, что термин появился во Франции около 1890 г. и что с того времени он использовался в Англии как для описания идей, лежащих в основе "современного женского движения", так и для описания социальных процессов, которые способствовали появлению этих идей в их различных формах (например, социалистический феминизм, христианский феминизм). Автор отмечает, чтофеминизм тесно связан с социальными силами эпохи трансформации феодального общества в современное индустриальное и с современной демократической мыслью, сопроваждавшей эту трансформацию. "Город женщин" Кристины Пизанской назван одной из первых феминистских работ наряду с некоторыми другими книгами, которые появились в период "спора о женщинах" (хотя о самом споре не упоминалось). В статье дается одна из трех формулировок, составляющих суть идей феминизма, представленных в этой работе (работе Келли - прим. ред.). Первые две имплицитны: оппозиция мизогинии (социальной и культурной) и понимание женщин больше как группы социальной, нежели биологической. Третья формулировка вырастает из авторского определения феминизма как аргументов в пользу полной эмансипации женщин.

v Стандартное теоретическое определение гендера – это определение, данное Гейл Рабин (Gayle Rubin): “система пол/гендер - это набор механизмов, с помощью которых общество преобразует биологическую сексуальность в результаты человеческой деятельности, и в которых эти преобразованные сексуальные потребности встречаются. Гендер – это полагаемое обществом разделение полов, это - продукт социальных половых отношений, которые преобразуют самцов и самок в мужчин и женщин” (См. публикацию Г.Рубин на русском языке в Хрестоматии феминистских текстов /Под ред. Е.Здравомысловой и А.Темкиной. СПб., 2000) - прим. ред.).

vi Rowbotham S. Op.cit. P. 21-30; Thomas K. Women and the Civil War Sects // Past and Present, 1958, April. P. 420-62; Hill Ch. The World Turned Upside Down. New York, 1972. P.247-161.

vii Адриенн Рич ввела в обиход этот термин, обозначающий различные формы женского сопротивления мужской тирании, которые проявлялись в каждой культуре и во все периоды истории "часто, хотя не всегда, без всякой теории" (Rich A. Compulsory Heterosexuality and Lesbian Existence // Signs, 1980, № 5. P.652.

viii По мнению Я.Буркхарда, Петрарка был "одним из первых, действительно современных, людей" (The Civilization of the Renaissance in Italy [1860]. London, 1950. P. 179.

ix Boccaccio. Concerning Famous Women. Rutgers Univ.Press, 1964. P. xxxvii, 87, 131, 217.

x О женщинах, посмевших подняться над границами своего пола, см., например: Heish A. Queen Elizabeth and the Persistance of Patriarchy // Feminist review, 1980, February . P. 45-56; King M. Thwarted Ambitions: Six Learned Women of the Italian Renaissance // Soundings: An Interdisciplinary Journal, 1976, vol. 59, №3. P. 280-304; Labalme P. (ed.). Beyond Their Sex: Learned Women of the European Past. New York, 1980.

xi Pizan C. The City of Women. I.3,4; II.53. Я использую перевод Brian Anslay "The Boke of Ladies", London, 1521. Я модернизировала правописание и слова текста тем, где необходимо; то же самое - в отношении других ранних английских авторов, которых я цитирую.

Официальную биографию Кристины Пизанской см.: Marie-Joseph Pinet. Christine de Pizan, 1364-1430: Etude biographique et literaire. Paris, 1927. Cовременную оценку произведения Кристины см.: Bell, Susan Groag. Christine de Pizan: Humanism and the Problems of the Studious Woman // Feminist Studies, 1976, vol.3, № 3-4. P.173-184.

xii О ранней истории querelleсм.: Richardson, Lula McDowell. The Forenners of Feminism in French Literature of the Renaissanse from Christine de Pizan to Marie de Gournay. Baltimore, John Hopkins Univ.Press, 1929; Utley, Fransis Lee. The Crooked Rib: An Analitical Index to the Argument about Women in English and Scots Literature to the End of the Year 1568. Ohaio State Univ.Press, 1944; Kelso, Ruth. Doctrine for the Lady of the Renaissance. Univ. of Illinois Press, 1956; Camden, Carroll. The Elizabethan Woman. Elsevier Press, 1952; Stenton D.M. The English Woman in History. [1956]. NewYork. 1977. P. 127-151, 204-208, 292-298; Lougee, Carolyn. Le Paradise des femmes: Women, Salons, and Social Stratification in Seventeenth-Century France. Princeton Univ.Press, 1976; Rogers, Katharine. The Troublesome Helpmate: A History of Misogyny in Literature. Univ. of Washington Press, 1966.

xiii О споре вокруг "Романа о розе" см.: Ward Ch.F. The Epistles on the Romance of the Rose and Other Documents in Debate. Univ. of Chicago Press, 1911; Fergusson M. Op cit.

xiv Трудно оценить степень влияния Кристины без солидных исследований, посвященных спору о женщинах. Тем не менеее, ее аргументы и историческое содержание Города женщин появляются с вариациями вновь и вновь в последующих защитах, авторами которых были женщины и мужчины. Мартин Ле Франк цитировал Кристину в своем известном труде Le Champion des dames (1440-42). Пьер Моньер де Ленодери то же самое сделал в книге La louange du marriage et des femmes vertueueuses (1534), страстно рекомендуя ее Город женщин. Подобно Критине Франсуа де Биллон строит "форт" для женщин, используя знаменитых женщин в качестве его "башен" в книге Le Fort inexpugnable de l'honeur du sexe feminin (1555), он также изобразил женщин как изобретателей агрокультуры, войны, литературы и т.д. Об этих работах см.: Richardson L. Op. cit. P. 38-42, 64-65, 90-100. Идея цитадели или форта/крепости для женщин вдохновила также Дэниэла Тувила: Tuvil D. Asylum Veneris: or, A Sanctuary for the Ladies (London, 1616).

xv Speght R. A Muzzle for Melastomus (London, 1617. P. 23.

xvi О Гозинхилле см.: Camden C. Op. cit. P.241-171.

xvii Romieu, Marie de. Brief discours, que l'exellence de la femme surpasse celle de l'homme. Paris, 1591. См.: Rihardson M. Op. cit. P. 113-125.

xviii Swetnam J. The Araignment of Lewde, Idle, Froward and Inconstant Women. London, 1615.

P. 40. Книга Суэтнэма была чрезвычайно популярной, между 1615 и 1690 гг. она выдержала двенадцать изданий. В Лондоне в 1620 г. даже была поставлена пьеса "Женоненавистник Суэтнэм", возможно Томасом Хейвудом.

xix Sowernam E. Ester hath hang'd Haman. London. 1617. P. 44-45.

xx Munda C. The Worming of a Mad Dogge. London, 1617. P. 1-5.

xxi "Eugenia". The Female Advocate (169). См.: Stenton D.M. The English Woman in History. NewYork. 1977. P. 204-208.

xxii Chudleigh M. To the Ladies // Fergusson M. Op. cit.

xxiii Лукреция Маринелла несколько раз цитирует Модерату Фонте, но отвергает ее аргументы о равенстве, настаивая на превосходстве женщин над мужчинами.

xxiv Marinella L. La Nobilta et l'eccellenza delle donne co' diffetti, e mancamenti de gli huomini. Venetia, 1600. P. 161-180.

xxv Маргарита Наваррская составила книгу писем "в защиту своего пола", которая была утеряна, но выводы ее были представлены в поздней работе. Феминистские идеи Габриэль Сушон прочитаваются в ее "Traite de la Morale et de Politique (Paris, 1693), а также в работе Du Celibat Volontaire ou la vie sans engagement (Paris, 1700), напоминающей идеи произведения ее совремнницы Мэри Астелл "Размышления о браке".

xxvi de Gournay M. Grief des dames (1676) // La Fille d'alliance de Montagne: Marie de Gournay, ed. by Mario Schiff. Paris, 1910. P. 89-91, 94-95.

xxvii Macaulay K. Letters of Education. Dublin, 1740. P.130-131.

xxviii Christine de Pisan, The City of Women, I.1.

xxix Ibid., III.1.

xxx Ibid., I.2; II.13.

xxxi Ibid., I.9,13.

xxxii Astell M. Some Reflections upon Marriage, with Additions, 4th ed. London, 1730. P. 74.

xxxiii Drake. An Essay in Defense of the female Sex. P.20-25; Schurman A. Learned Maid; or, Whatever a Maid May be a Scholar? London, 1659. P.23-41; Marinella L. Op. cit. P. 181-182; Sophia. Women Not Inferior to Man. // Beauty's Triumph; or, The Superiority of the fair Sex Invincibly Proved. London, 1751. P. 28..

xxxiv Schurman A. Letter to John Beverovicius // Learned Maid; or, Whatever a Maid May be a Scholar? P. 38-39.

xxxv Marinella L. Op cit. P. 145.

xxxvi Ibid. P. 40, 146-147.

xxxvii The Women's Sharpe Revenge. London, 1640. P.109.

xxxviii Astell M. Op. cit. P. 120.

xxxix Female Rights Vindicated; or, the Equality of the Sexes Morally and Phisically Proved. London, 1758. P. 114-120.

xl Astell M. A Serious Proposal to the Ladies, for the Advancement of their True and Greatest Interest. London, 1694. Part 1. P. 48.

xli Sophia. Op. cit. P. 20.

xlii Astell M. Op cit. P. 76.

xliii Marinella L. Op. cit. P. 47-48.

xliv Astell M. Op. cit. P. 121.

xlv Ibid.

xlvi Pizan C. Op. cit., I

xlvii Sowernam E. Op. cit. P.19.

xlviii О Кристине и других женщинах-историках см.: Davis, Natalie Zemon. Gender and Genre: Women as Historical Writers // Beyond Their Sex: Learned Women of the European Past. P. 153-182.

xlix Sowernam E. Op. Cit. P. 19-21.

l В английском переводе ее книга о войне называется "The Bookof Faytes of Arms and Chivalrie".

li Camden. The Elizabethan Woman. P.254.

lii Spenser. The Faerie Queen, V.5, 25.

liii См.: Heisch E. Op. cit. P. 45-46.

liv Wilson V. A. Society Women of Shakespeare's Time. NewYork, 1925. P. 177.

lv Stenton. The English Woman in History. P. 142.

lvi Prynne W. Inloveliness of Love-Locks. 1628. Цит. по: Camden. Op. cit. P. 226.

lvii Wilson. Op. cit. P. 4.

lviii Chamberlain. Hic Mulier, B2.

lix Chamberlain. Haec Vir, B4v.

lx Chamberlain. Mulde Sack, Bv-B2.

lxi Трактат Essay in Defense of the female Sex (London, 1696), приписываемый Мэри Астелл, не сочетается по тону и идеям, выраженным в нем с творчеством Мэри. Исследовательница Мойра Фергюссон и некоторые другие исследователи считают, что работа написана Юдит Дрэйк.

lxii Astell M. Some Reflections upon Marriage. P. 71.

lxiii Ibid. P. 136-137, 146-147.

lxiv Было бы полезным знать количество изданий, которые выдержали феминистские работы, или установить, книги каких авторов были использованы последующими, или на какие книги ссылались женщины-читательницы. Эти работы, несомненно, были написаны, чтобы принести пользу женщинам, и, читая их, я чувствую, что они также были написаны для женщин; однако, нам надо узнать, кто на самом деле был их читателем, как и то, какие

женские сообщества поддерживали такие проекты.

lxv Abensour L. Historie generale du feminisme. P.180ff; Graham R. Loaves ans Liberty: Women in the French Revolution //Becoming Visible. Ed. by Bridenthal and Koonz. P. 236-254; Racz E. Women's Rights in the French revolution // Science and Society, 1952. Vol.16, № 1. P. 151-174.

1   2   3


написать администратору сайта