Главная страница
Навигация по странице:

  • СВОБОДА ИНФОРМАЦИИ

  • СООБЩЕСТВЕННОЕ ПРАВЛЕНИЕ

  • СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ

  • Джойс П. 101 ключевая идея Политика Питер Джойс. Пер с англ. К. Ткаченко


    Скачать 1.18 Mb.
    НазваниеДжойс П. 101 ключевая идея Политика Питер Джойс. Пер с англ. К. Ткаченко
    Дата08.11.2018
    Размер1.18 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файла101_kluchevaya_ideya-politika.pdf
    ТипКнига
    #55824
    страница11 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14
    РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ
    Принципом разделения властей предусматривается выполнение каждой ветвью государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной) собственного четко определенного набора функций, их автономность в отношениях друг с другом и наличие собственного персонала, не имеющего отношения к работе двух других ветвей власти.
    Сторонником принципа был барон Монтескье (1689—1755), который в своей работе «О духе законов»
    *
    (1748) исследовал пути, способные обезопасить от возникновения тирании, и утверждал, что наиболее эффективным способом является не концентрация всех властных полномочий в руках исполнительной власти, а их распределение по трем ветвям власти.
    Принцип лег в основу конституции Соединенных Штатов, в которой четко изложены функции и структура трех ветвей власти.
    *
    Montesquieu.
    De I'Esprit des Lois.
    221
    Питер Джойс. 101 КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ: ПОЛИТИКА.— Пер. с англ. К. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 304 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    56
    Одним из гарантов декларируемой конституцией США независимости властей служит статья, запрещающая президенту быть одновременно членом конгресса.
    Между тем проблема, которая возникла бы в случае неукоснительного соблюдения принципа разделения властей, заключалась бы в том, что каждая ветвь была бы подотчетна только самой себе. В результате в отсутствие сдерживающих факторов каждая могла бы творить произвол (то есть действовать неразумно или деспотично). Во избежание такой ситуации в американской конституции предусмотрен механизм фрагментации политической власти посредством системы сдержек и противовесов, предполагающий надзор над выполняемыми каждой из ветвей власти ключевыми функциями и операциями со стороны двух других ветвей. Так, право президента назначать членов исполнительной ветви власти ограничено требованием обязательного предварительного одобрения (утверждения) кандидатов на высшие посты сенатом. Принцип распространяется и на взаимные отношения структур внутри ветвей власти, и в случае с конгрессом каждая из его палат ограничена в своих действиях другой палатой.
    См. также статьи «Власть», «Законодательная ветвь власти», «Исполнительная ветвь власти», « Конституция
    »
    , « Подотчетность », « Судебная ветвь власти», «Судебный надзор».
    РАСИЗМ
    Расизм опирается в своей идеологии на утверждение о неполноценности чернокожих людей по отношению к белому человеку. Утверждение это не более, чем социальная конструкция, то есть феномен, лишенный фактического подтверждения или бесспорного обоснования и сформированный исходя из антинаучных утверждений и субъективных оценок.
    Цель расизма состоит в оправдании стремления одной группы людей править другой группой. Им устанавливаются (а затем и поддерживаются) изначально неравноправные отношения между белыми и черными, отношения, при которых одни властвуют, а другие подчиняются. Для достижения своей цели расизм пытается искать подтверждения собственному тезису о том, что жертвы расизма не достойны звания человека. Отказ одной группы людей признавать наличие человеческих качеств у представителей другой группы создает атмосферу враждебности и дискриминации, формирует благоприят-
    223
    ную среду для насилия, проявляющегося в притеснениях по признаку расы, вплоть догеноцида (истребления расовой группы).
    Что касается первопричины проявлений расизма, то единого мнения на этот счет не существует. Психологическое объяснение феномена отталкивается от личностных характеристик человека. Другие объяснения приводят преимущественно историческое обоснование явления, возникшего в ходе покорения в XIX веке белыми нациями территорий черной Африки. Право на власть оправдывалось теорией социального дарвинизма, которой утверждалось, что белая раса эволюционировала в большей степени, чем черная.
    Марксисты считают, что источником расизма является капитализм. Эта экономическая система требует обязательного наличия как многочисленной рабочей силы, так и механизма, которым предотвращалось бы развитие конфликта классов. Таким образом, посредством марксистского анализа выясняется, что иммиграция изначально планировалась как способ в изобилии получить неквалифицированную и полуквалифицированную рабочую силу, а расовые предрассудки подогревались с тем расчетом, чтобы воспрепятствовать развитию классового сознания. Последующие проблемы, как, например, низкий уровень заработной платы и нехватка рабочих мест, выводили представи-
    224
    телей рабочего класса на линию расового противостояния, вместо того чтобы обратить свой гнев против тех, кому доставались все плоды экономической системы, породившей социальную несправедливость.
    См. также статьи «Аффирмативные действия», «Капитализм», «Колониализм»,
    Питер Джойс. 101 КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ: ПОЛИТИКА.— Пер. с англ. К. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 304 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    57
    «Марксизм-ленинизм».
    РЕФЕРЕНДУМ
    В ходе референдума общество имеет возможность высказаться по конкретным политическим вопросам и тем самым выразить свое согласие или несогласие с тем или иным порядком действий. Референдумы являются важным элементом прямой демократии и используются либеральными демократиями с различной степенью активности. Власти
    Швейцарии, например, прибегают к ним особенно часто.
    Референдумом предлагается механизм привлечения широких масс населения к решению важнейших политических вопросов (нередко на уровне положений конституции). В
    Ирландии предложения о внесении изменений в конституцию после их принятия парламентом должны быть вынесены на референдум. К недавним примерам в
    Великобритании относятся предложения о введении ограниченной автономии Шотландии и
    Уэльса в 1997 г. и выяснение отношения населения Северной Ирландии к мирному соглашению «страстной пятницы» в 1998 г. В не-
    226
    которых странах общество имеет право как инициировать проведение референдумов, так и в определенной степени контролировать их содержание. Например, в Новой Зеландии согласно закону об инициировании референдума гражданами 1993 года 10% избирателей страны от общего числа зарегистрированных избирателей могут настоять на проведении референдума без обязательной практической реализации итогов по любому волнующему их вопросу.
    Между тем референдумами может принижаться значение законодательных органов власти, поскольку использованием данного инструмента ограничивается их способность определять содержание государственной политики. Использование референдумов может также ограничивать исполнительную ветвь власти, если она обязана руководствоваться мнением общества в ущерб собственным полномочиям по управлению им. Кроме того, широкая публика может быть не в состоянии оценить всю сложность и многогранность вопросов, которые выносятся на ее суд через референдум.
    Референдумы не всегда воспринимаются как выражение прогрессивных политических намерений по приближению власти к народу. Истории известны примеры использования механизма референдума как альтернативы представительным институтам власти (к каковым относится, в частности, пар-
    227
    ламент) под тем предлогом, что такие институты просто не нужны, поскольку власти консультируются по вопросам государственной политики напрямую с народом. После того как референдумы использовались подобным образом нацистским правительством Германии
    (1933—1945), их проведение было полностью запрещено принятой в 1949 г. конституцией
    ФРГ.
    См. также статьи «Законодательная ветвь власти», «Исполнительная ветвь власти»,
    «Либеральная демократия».
    СВОБОДА
    Свобода предполагает отсутствие препятствий самостоятельному выстраиванию индивидом своей жизни такой, какой он хочет ее видеть, без каких-либо внешних ограничений его деятельности. Между тем подобная трактовка свободы пользуется успехом преимущественно у сторонников анархизма, тогда как другими идеологиями признается необходимость наличия тех или иных регулирующих механизмов, поскольку ничем не ограниченная свобода даст возможность одним членам общества действовать во вред другим членам общества. Таким образом факторы ограничения свободы лежат в плоскости взаимоотношений между индивидом и государством, а основной вопрос состоит в том, при каких обстоятельствах государство может навязывать свою волю всем или части проживающих в нем людей.
    Питер Джойс. 101 КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ: ПОЛИТИКА.— Пер. с англ. К. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 304 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    58
    Либеральной мыслью «свобода» и «права» воспринимались как очень близкие понятия.
    Свобода особенно ассоциировалась с гражданскими свободами и определялась
    229
    методом исключения как свобода предпринимать действия, не ограничивающие свободу и не противоречащие интересам других людей. Свобода понималась как право на частную жизнь при минимальной активности государства, поскольку действия государства ограничивают свободу действий индивида.
    Впоследствии концепция свободы была развита либеральной мыслью и стала трактоваться как позитивная свобода с необходимостью более активных действий государства, направленных на то, чтобы дать людям возможность воспользоваться свободой, определяемой теперь в терминах самореализации. Промышленный капитализм сформировал среду, в которой значительное число людей жили в бедности. Обездоленные индивиды нуждались в действиях со стороны государства (обычно выражавшихся в политике государства всеобщего благосостояния и вмешательства в управление экономикой), которыми были бы созданы условия, способствующие обретению ими самостоятельности в налаживании собственной жизни.
    В конце ХХ века неолибералы отдавали предпочтение экономическому определению свободы, и их представления выразились в защите капитализма свободного рынка и ограничения вмешательства государства в разрешение социальных и экономических вопросов. Утверждалось, что государствен-
    230
    ные интервенции подрывают свободу, поскольку ограничивают выбор потребителей и обрекают получателей государственной помощи на зависимое положение.
    См. также статьи «Анархизм», «Индивидуализм», «Капитализм», «Либерализм»,
    «Новые правые», «Политическая толерантность», «Частная жизнь».
    СВОБОДА ИНФОРМАЦИИ
    Свобода информации предполагает предоставление государственными органами или должностными лицами доступа граждан к широкому кругу официальных документов.
    Впервые публичный доступ был узаконен в Швеции в 1766 г., однако в других странах процесс стал развиваться только в ХХ веке. Законодательство о свободе информации существует в США и Германии, где им открываются широкие возможности для проведения журналистских расследований. В США законами о свободе информации 1966 и 1974 гг. гражданам и общественным объединениям гарантируется право на беспрепятственное ознакомление с большинством документов федерального правительства. В случае отказа в доступе к какой-либо информации ее предоставление может быть затребовано через суд. В
    Новой Зеландии также имеется собственный закон об официальной информации, которым обеспечивается общественный доступ к широкому кругу источников информации.
    232
    В странах либеральной демократии право на информацию рассматривается как важный элемент системы гражданских прав, позволяющий гражданам контролировать действия своих правительств. Между тем на публичный доступ к официальным материалам могут налагаться определенные ограничения. Чаще всего такие ограничения обусловлены соображениями о недопустимости несанкционированного вторжения в частную жизнь, а также интересами национальной безопасности. В ряде демократических стран существует законодательство, налагающее ограничения на оглашение официальной информации и используемое для воспрепятствования средствам массовой информации в публикации сведений, обнародование которых рассматривается как противоречащее интересам государства. К подобным актам относится ирландский закон о преступлениях против государства 1939 г. и британский закон о государственной и служебной тайне 1989 г.
    Наличие законодательства, препятствующего оглашению информации, порой ставит перед дилеммой тех государственных служащих, которые полагают, что политики путают государственные интересы с собственными политическими интересами и используют
    Питер Джойс. 101 КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ: ПОЛИТИКА.— Пер. с англ. К. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 304 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    59
    имеющиеся законодательные инструменты для сокрытия информации, оглашение которой может иметь для них неблагоприятные последствия. Выход из
    233
    ситуации государственные чиновники находят в организации утечек в СМИ, если считают, что право людей знать о реальном положении дел обладает приоритетом над стремлением правительства сохранить данную информацию в тайне.
    См. также статьи «Либеральная демократия», «Подотчетность», «Средства массовой информации», «Частная жизнь».
    СООБЩЕСТВЕННОЕ ПРАВЛЕНИЕ
    Концепцией сообщественного правления (часто еще определяемого как «разделение власти») предпринимается попытка выработать устойчивую систему правления в условиях плюралистического (многосоставного) общества, для которого характерно наличие фундаментальных факторов разобщения
    (религиозного, расового, языкового, идеологического или культурного характера) и в котором прочие аспекты общественной жизни (такие, как партии, группы интересов, образовательная система) имеют общую основу. Группы, на которые общество разделено, соперничают за право контролировать одну территорию.
    Модель управления разделенными обществами была разработана голландским политологом Аренд Лийпхарт, опубликовавшей в 1977 г. свою работу «Демократия в многосоставных обществах». Автор выделяет четыре ключевых свойства сообщественной демократии. Управление осуществляется широкой
    235
    коалицией политических лидеров, представляющих все значительные группы, на которые разделено общество. Как следствие обеспечивается сотрудничество политических элит в формировании исполнительной ветви власти. Вторым свойством является наличие права вето, которым группы могут пользоваться для защиты собственных интересов от диктата большинства. В-третьих, политическое представительство должно базироваться на принципах пропорциональности. И наконец, последним свойством сообщественной демократии является предоставление каждой группе общества широкой автономии, в рамках которой будут решаться ее внутренние дела.
    Идея сообщественного правления с образованием коалиционного правительства, составленного из представителей различных этнических групп, осуществляющих единое правление на общей территории, реализована в Северной Ирландии. Законом Северной
    Ирландии 1998 г. предусмотрено формирование законодательного органа (ассамблеи) и исполнительного комитета, в состав которого входят представители крупных партий, представленных в ассамблее.
    Права автономии могут быть предоставлены группам, на которые разделено общество, в рамках различных форм государственного устройства. Широкое самоуправление обеспечивается как федеративной системой прав-
    236
    ления (например, в Бельгии и Канаде), так и образованием региональных структур в унитарном государстве (как в Испании).
    См. также статьи «Коалиционное правительство», «Передача полномочий»,
    «Федеративная система правления».
    СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЯ
    Социал-демократия придерживается реформистской (ревизионистской) традиции в социализме и исходит из того, что решать проблему социального неравенства следует через более активные действия государства в рамках существующей структуры капиталистической экономической системы. Влияние социал-демократии возросло после 1945 г., когда считалось, что в ряде стран капитализм сумел обеспечить рабочему классу немалые блага
    (как, например, более высокий уровень жизни и возможность социальной мобильности), что,
    Питер Джойс. 101 КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ: ПОЛИТИКА.— Пер. с англ. К. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. — 304 с.

    Янко Слава
    (Библиотека
    Fort/Da
    ) || http://yanko.lib.ru
    60
    в свою очередь, снизило уровень противостояния социальных классов.
    Особую роль в выработке политики социал-демократии сыграл лорд Джон Мейнард
    Кейнс (1883—1946). Он утверждал, что рыночная экономика вкупе с усилиями государства по контролю за уровнем спроса способна эффективно работать на разрешение проблемы безработицы. Предложенная Кейн-
    238
    сом политика управления спросом была взята на вооружение рядом социалистических партий как альтернатива государственному контролю над экономикой.
    Кроме того, социал-демократия стремилась решить социальные проблемы, от которых страдают беднейшие слои общества, через построение государства всеобщего благосостояния. Под этим понятием подразумевается механизм перераспределения ресурсов в рамках самого общества, поскольку финансироваться всеобщее благополучие должно за счет государственных средств, полученных в виде налогов с дохода, и таким образом богатые должны участвовать в поддержании здоровья и материального достатка бедных.
    Социал-демократия также ассоциируется с другими проектами, цель которых состоит в облегчении доступа малоимущих сограждан к ряду социальных благ, включая жилье и образование.
    Между социал-демократами и ортодоксальными социалистами существует несколько ключевых различий. Первые рассматривают национализацию лишь как одно из многих возможных средств сохранения влияния государства на экономику. Ортодоксы считают, что политика социал-демократов, скажем, по созданию государства всеобщего благосостояния не столько способствует построению социалистического общества, сколько мешает развитию классового
    239
    самосознания и, следовательно, продлевает век капитализма.
    См. также статьи «Капитализм», «Коммунизм», « Марксизм-ленинизм », « Равенство »,
    « Социализм» .
    СОЦИАЛИЗМ
    Социализм возник как реакция на эксплуататорскую сущность капитализма. Социализм отвергает общество социальной несправедливости с неравномерным распределением благ и политической власти, привержен идеалам равенства. Социалисты стремятся к построению такого общества, в котором совместный труд и братство пришли бы на смену различиям, обусловленным классовой принадлежностью, что характерно для мира капитализма. Между тем между социалистами существуют значительные разногласия как по природе эгалитарного
    *
    общества, так и по способам его построения. В основе разногласий лежат различные исходные модели реализации социалистической идеи.
    К истокам социализма относят экономические теории Давида Рикардо (полагал, что
    *
    Эгалитаризм — мелкобуржуазная утопия, проповедующая всеобщую уравнительность как принцип организации общественной жизни.
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


    написать администратору сайта