Главная страница
Навигация по странице:

  • Основная часть. Эссе на тему «Изображение тоталитарного государства в романе Дж. Оруэлла «1984»».

  • Список использованной литературы

  • эссе. Джордж Оруэлл (настоящее имя Эрик Артур Блэр) известный английский писатель и публицист, автор нашумевшей антиутопии 1984 иаллегорической притчи Звероферма (в другом варианте русского перевода Скотный двор)


    Скачать 29.53 Kb.
    НазваниеДжордж Оруэлл (настоящее имя Эрик Артур Блэр) известный английский писатель и публицист, автор нашумевшей антиутопии 1984 иаллегорической притчи Звероферма (в другом варианте русского перевода Скотный двор)
    Дата05.12.2018
    Размер29.53 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаэссе.docx
    ТипДокументы
    #58911

    Введение

    Джордж Оруэлл (настоящее имя — Эрик Артур Блэр) — известный английский писатель и публицист, автор нашумевшей антиутопии «1984» и аллегорической притчи «Звероферма» (в другом варианте русского перевода — «Скотный двор»). Наследие этого писателя обширно: из-под его пера вышли пять романов (среди них автобиографическая дилогия «Собачья жизнь в Париже и Лондоне»), несколько книг очерков и эссе, мемуарные записки об испанской войне «Памяти Каталонии», статьи, рецензии, радиопередачи, переписка.

    Оруэлл, который прошел Испанию в период борьбы с фашизмом, остался убежденным сторонником социализма и в то же время противником насильственного единомыслия, узаконенного беззакония, террора, который оправдывался политической необходимостью.

    Роман «1984» был последним произведением Оруэлла, в котором он торопился предупредить человечество о страшных последствиях тоталитаризма. Действие романа происходит в недалеком для автора будущем в Лондоне, который стал провинцией Океании. Страна постоянно находится в состоянии войны с кем-то. Народ за всю историю никогда не наедался досыта и не знал достатка, здесь все распределяется. Но народ, вольно или нет, боготворит и превозносит своего вождя, даже по описанию напоминающего Сталина. У руля государства стоит партия, но управляет на деле лишь элита, в которой угадывается советская партийная номенклатура. Вся идеологическая жизнь страны концентрируется и направляется Министерством Информации. Именно оно диктует, кому и какое мнение иметь. За этим мнимым единомыслием жестокое подавление всякой свободной мысли. Главный герой романа Уинстон Смит — интеллектуал, работающий в Министерстве Информации, является преданным рабом системы. Именно через его чувства и мысли показаны основные черты тоталитарного общества, которое посягает на свободу даже в интимной области. Герой мыслит и поэтому невольно приходит к выводу о том, что единомыслие — это признак несвободы. Люди не могут и не должны быть одинаковыми. И чтобы жить дальше, им нужна правда. Но все это лишь слабая попытка уйти из-под власти Старшего Брата. Ему это не удается. Тоталитарная система не отпускает своих рабов, ибо на них она держится.

    Оруэлл создал роман-антиутопию «1984» как предупреждение об опасности тоталитаризма в любой модели. Так, в статье «Уэллс, Гитлер и всемирное государство» он писал, что многое, из того, о чем мечтал Уэллс в фантастических произведениях, осуществлено в нацистской Германии: «Там порядок, планирование, наука, поощряемая государством, сталь, бетон, аэропланы — и все это поставлено на службу идеям, подобающим камен­ному веку». Так мы видим, что общество, нарисованное в романе «1984», — это не только модель советского строя, но и любого тоталитарного общества.

    Название романа, его термины и даже имя автора впоследствии стали нарицательными и употребляются для обозначения общественного уклада, напоминающего описанный в «1984» тоталитарный режим. Таким образом, целью данного эссе является раскрытие антиутопических идеи Дж. Оруэлла и его отношение как демократического социалиста к тоталитарному строю общества.

    Основная часть. Эссе на тему «Изображение тоталитарного государства в романе Дж. Оруэлла «1984»».

    В антиутопии «1984» Джорджа Оруэлла мы увидели, что его главным противником был тоталитаризм. В нем он видел угрозу свободе и демократии, высшим человеческим ценностям. Он до конца считал себя приверженцем демократического социализма, под которым разумел систему, основанную на свободе, социальной справедливости и уважении к человеку. Оруэллу была очень близка мысль, которую он не уставал повторять: демократия невозможна без просвещения народа, а просвещение народа - без демократии. В этом романе английский писатель изобразил мировое общество в будущем - Океанию - как тоталитарный иерархический строй, основанный на духовном и физическом порабощении человека. Представители изображенного социума живут в страхе и ненависти, в готовности предать своего товарища или родителя с целью самосохранения. Люди не живут, а существуют под бдительным наблюдением и контролем «старшего брата» (big brother). О конкретном прообразе мира, восстающего со страниц романа «1984», много спорили, и трудно сказать, согласился бы сам Оруэлл придать «старшему брату» физическое сходство со Сталиным, как поступили экранизаторы романа в 1989 г. Общественный строй при Сталине имеет, конечно, самое прямое отношение к тому порядку вещей, который установлен в Океании, но и не только сталинизм. И осознание этого важного пункта имеет колоссальное значение при прочтении и понимании содержания произведения.

    Джордж Оруэлл изображает в романе систему, по логике которой личность необходимо превратить в ничто, «распылить». Для этого существует мощный государственный аппарат всестроннего подавления человека, который состоит из министерств правды (minitrue), мира (minipax), любви (miniluv) и изобилия (miniplenty); полиция мыслей с «новоязом», разрушающим действующие языковые единицы, чтобы сделать невозможной даже мысль; телекраны, от которых невозможно спрятаться, скрыть даже малейшее изменение в выражении лица; «недели ненависти», призванные воспитывать любовь к «старшему брату» и ненависть к врагам системы, таким как Эммануэль Голдстейн; обязательная для всех доктрина «подвижного прошлого», согласно которой память преступна, корда она верна истине, а пришлого не существует, за исключением того, каким оно преподнесено в данный момент.

    В основе сюжета — столкновение личности и государства, основанного на ненависти. В стране Океании, которой руководит Старший Брат, преследуется мысль, правда, любовь, все нормальные человеческие проявления личности, упразднены культура и сам человек, изъясняющийся на чудовищном новоязе.

    Некто Уинстон Смит, интеллигент, сорокалетний служащий министерства правды, заподозрен в отклонении от предписанного норматива: он имел несчастье ответить на любовное чувство и стал жертвой. Чудовищная гигантская машина враждебного личности государства перемолола его на своих жерновах. В этом государстве все нелепо и противоестественно. В стране ведется тотальная слежка: в квартирах нельзя выключать телеэкраны, являющиеся одновременно аппаратами подслушивания и подглядывания за людьми. Телеподсматриватель в Океании вездесущ: он в каждой квартире, организации, на предприятии, даже на лугах и в лесах; вертолет-муха может заглянуть в окна, расположенные очень высоко над землей, а определенные приборы улавливают даже ритмы биения сердца. Неограниченная власть партии требует, чтобы у ее членов были не только правильные воззрения, но и правильные инстинкты.

    Министерство правды ведает информацией, образованием, досугом и искусствами; министерство любви заботится о благонамеренности граждан; министерство мира ведает войной, министерство изобилия отвечает за экономику. Миниправ, минилюб, минимир, минизо, как они называются на новоязе, существуют, но нет ни правды, ни любви, ни мира, ни изобилия. Мир расколот на три сверхдержавы (не считая Океании, империи Старшего Брата, в романе упоминаются еще два государства — Евразия и Остазия), между которыми беспрерывно ведется война. Граждан запугивают, демонстрируя на экранах телевизоров боевые машины вражеских солдат, военнопленные подвергаются публичным казням, так как потерявшие человеческий облик жители Океании жаждут крови.

    Партия зорко следит за тем, чтобы ее граждане не испытывали таких чувств, которые на староязе назывались любовью. «Все браки между членами партии утверждал особый комитет, и если создавалось впечатление, что будущие супруги физически привлекательны друг для Друга, им отказывали в разрешении. У брака признавали только одну цель: производить детей для службы государству».

    В стране царит тотальный дефицит. В министерстве правды, где работает главный герой, постоянно переписывается история, материалы прошлого исправляются в нужном для властей духе, вычеркиваются имена «врагов народа», меняются цифры, факты, события, чтобы власти могли продемонстрировать свою мудрость и предусмотрительность. Партийная пропаганда в Океании направлена на усиление диктатуры, в сознание масс внедряются абсурдные, как и вся эта жизнь, лозунги: «Война — это мир», «Свобода — это рабство», « Незнание — сила ».

    Государство держит своих граждан под постоянным контролем с помощью системы наблюдения, шпионажа, доносов, но этого ему мало. Введена также тотальная форма самоконтроля и самоцензуры — самое страшное из всего, что только может быть, так как самоцензура подавляет желание свободно мыслить, предупреждает так называемые мыслепреступления, то есть инакомыслие, за которое в Океании грозит смерть. В этом государстве постоянно исчезают люди, как правило, по ночам: «Внезапно будят, грубая рука трясет тебя за плечи, светит в глаза, кровать окружили суровые лица. Как правило, суда не бывало, об аресте нигде не сообщалось. Люди просто исчезали, и всегда — ночью. Твое имя вынуто из списков, все упоминания о том, что ты делал, стерты, факт твоего существования отрицается и будет забыт.

    В романе «1984» господство человека над машиной достигло столь высокого уровня, что общество в состоянии производить блага для каждого в изобилии и положить конец неравенству. Однако неравенство и нужда поддерживаются только для того, чтобы удовлетворить садистские наклонности Старшего Брата. К тому же мы даже не знаем, существует ли Старший Брат в действительности или это только миф. Океанию терроризирует коллективная жестокость партии (не обязательно конкретных ее членов, которые могут быть разумными и благонамеренными людьми). Тоталитарным обществом правит идея садизма.

    Конечно Оруэлл писал «1984» как предупреждение. Но предупреждения не получилось, потому что в основе романа лежит безысходность. Оруэлл воспринимал тоталитаризм как нечто, останавливающее историю. Старший Брат непобедим: «Если вы желаете картину будущего, то представьте себе ботинок, топчущий человеческое лицо - навсегда». Он проецировал зрелище великой чистки на будущее и видел его навсегда там застывшим. Он оказался неспособным воспринимать события реалистически во всем комплексном историческом контексте. События были чрезвычайно «иррациональны» и вследствие этого Оруэлл стал воспринимать их иррационально, подобно психиатру, чей рассудок помутился из-за слишком близкого пребывания рядом с безумием. «1984» фактически стал не предупреждением, а пронзительным криком.

    Крик, подхваченный средствами массовой информации того времени, вверг в ужас миллионы людей. Но он не помог им увидеть более отчетливо те проблемы, с которыми боролся мир, не углубил их понимания. Это только увеличило и усилило волну паники и ненависти, прокатившуюся по миру и сбившую с толку простые умы. «1984» научил миллионы видеть конфликт между Востоком и Западом в черно-белых тонах, показал им чудовищное привидение, и чудовищного козла отпущения от всех болезней, которыми страдает человечество.

    В начале атомного века мир живет в состоянии апокалиптического ужаса. Это и есть причина, по которой людей так волнуют мотивы Апокалипсиса в произведениях литературы. Однако не Старший Брат выпустил на волю атомного и водородного апокалиптических монстров. Главная трудность современного общества состоит в том, что оно все еще не научилось приспосабливать свой образ жизни и свои социально-политические институты к достижениям технического знания. Мы не знаем, как повлияла атомная и водородная бомба на сознание миллионов людей, живущих на Востоке, где боль и страх могут быть скрыты за фасадом поверхностного официального оптимизма.

    Произведение английского писателя затронуло исключительно чувствительную струну общественного самосознания. Поэтому его резонанс оказался долгим, провоцируя дискуссии, непосредственно касающиеся труднейших вопросов, которые поставила история нашего столетия Предсказания Оруэлла и современная идеологическая борьба

    Центральная проблема из всех интересующих Оруэла - до какой степени насилие способно превратить человека не просто в раба, а во всецело убежденного сторонника системы, которая раздавливает его, как тот сапог, опустившийся прямо на лицо. О конкретном прообразе мира, встающего со страниц «1984», спорили, и трудно сказать. Сталинизм, конечно, имеет самое прямое отношение к тому порядку вещей, который установлен в Океании, но не только сталинизм. Это может быть власть Старшего Брата, глядящего с тысячи портретов, или власть анонимной бюрократии. В одном варианте это идеология сталинизма, это доктрина расового и национального превосходства - в другом, а в третьем - комплекс идей агрессивной технократии, которая мечтает о всеобщей роботизации. Но все эти варианты предполагают ничтожество человека и абсолютизм власти, опирающейся на идеологические концепции, которым всегда ведома непререкаемая истина и которые поэтому не признают никаких диалогов. Личность по логике этой системы необходимо обратить в ничто, свести к винтику, сделать лагерной пылью, даже если формально оставлена свобода. А власть ни при каких условиях не может удовлетвориться достигнутым могуществом. Она обязана непрерывно укрепляться на все более и более высоких уровнях, потому что таков закон ее существования: ведь она не создает ничего, кроме рабства и страха, как не знает ценностей или интересов, помимо себя самой. Это 0'Брайен, пытающий и расстреливающий в подвалах Министерства любви, лишь с откровенностью формулирует основное побуждение, двигающее тоталитарной идеей, которую привычно украшают, чтобы выдать ее за триумф разума, справедливости и демократии. В XX столетии идея проложила себе многочисленные дороги, став фундаментом утопий, которые, осуществляясь, оказывались кошмаром. Оруэл показал общество, где это произошло. И оно узнаваемо, как модель, имевшая достаточно слепков и подражаний.

    Заключение

    Роман Оруэлла «1984» — порождение трагического социального и политического опыта XX века — века революций и войн — стал образцом литературы предостережения, в которой современные опасные тенденции в развитии общества автор представил как реально осуществившиеся и приведшие к катастрофическим последствиям.

    Актуальность этого романа для земной цивилизации конца XX века - стала предметом обсуждений в 1984 году, в который как бы заглянул автор еще в конце сороковых. Несмотря на то что название было найдено почти случайно (закончив рукопись, Оруэлл поставил под ней дату 1948, а затем поменял две последние цифры), произведение было воспринято как пророчество о мире, в котором тоталитаризм одержал безраздельную победу. Автор обличает не только тоталитаризм, не только его советский и немецкий варианты, но и определенные моменты в жизни постиндустриального общества: он изображает мир, в котором перевернуты все привычные ценности, нормы и принципы человеческих отношений. Оставаясь самым выразительным художественным документом, в котором находит подтверждение известная мысль Н. А. Бердяева о том, что любая осуществленная утопия есть кошмар, книга Оруэлла вместе с тем отвергает столь же укорененную мысль, что эти кошмары неодолимы. Писатель открыл тайные пружины, определяющие пути развития, формы проявления и ужасающие последствия тоталитаризма, и, тем не менее, он настроен оптимистично: человеческая природа не побеждена, а значит, еще остается возможность преодоления тоталитарных режимов.

    Таким образом, благодаря антиутопии Джорджа Оруэлла «1984» мы получили мощное предупреждение об опасности возникновения общества роботов, которые потеряли последние следы индивидуальности, любви, критического мышления, и даже не осознают этого из-за «двоемыслия». И получится очень неудачно, если читатель самодовольно поймёт «1984», как очередное описание сталинского варварства и не заметит, что это касается всех людей.

    Список использованной литературы

    1. Встреча с Джорджем Оруэллом Антиутопии ХХ века: Сб. произведений. М., 1989.

    2. Дж. Оруэлл. 1984. — Пермь: КАПИК, 1992.

    3. Кричкис С.А. Тоталитаризм - смерть общества. М., 1993.

    4. Несколько мыслей о Джордже Оруэлле: (О романе «1984») Знамя. - 1989. № 8

    5. Предсказания Оруэлла и современная идеологическая борьба / ИНИОН АН СССР. М., 1986.




    написать администратору сайта