Томмазо Кампанелла и его труд Город Солнца. томмазо кампанелла. Джован Доменикано Кампанелла (1568 1639)
Скачать 28.69 Kb.
|
Джован Доменикано Кампанелла (1568 – 1639) Итальянец по происхождению, уроженец Калабрии (где назревало восстание). Сын сапожника, но в случай помог ему: овладеть грамотой. Единственная дорога к знаниям для бедняка – это монастырь. В 14 лет уходит в монастырь ордена св. Доминика и получает имя Томмазо. В 24 года впервые выходит первая книга юного монаха “Философия, основанная на ощущениях”, за которую в последствие в первый раз его арестовывает инквизиция. 1599 год. Являлся руководителем заговора в Калабрии против испанской тирании. Цель: установить республику равноправных и свободных людей. Однако, план восстания был передан испанцам и начались поголовные аресты. Кампанелла не струсил и не попытался бежать. Он надеялся, что дружеская эскадра вот-вот появится. 6 сентября Томазо был арестован и на свободу выйдет лишь через 27 лет. Началась новая для него полоса в жизни – полоса пыток. Был в пятидесяти тюрьмах, перенес невообразимые пытки (одна из них длилась 40 часов). Даже самые закоренелые тюремщики удивлялись его выдержке. “В оковах, но все же свободный, один, но все же не одинокий, стеная, но спокойный, я слушаю своих врагов.” © Кампанелла считал своим долгом жить, чтобы помочь выстоять другим арестованным. Он жил и преодолевал самые страшные пытки ради того, чтобы донести миру о пути ко всеобщему счастью, который он открыл и который известен только ему одному. Будучи в камере он выучивает свои работы наизусть и как только предоставляется возможнсть – передает листы на волю. Летом 1601 года после очередной ужаснейшей пытки Кампанелла начинает писать работу “Город Солнца” , которая впервые выходит в свет в 1623 году. “Город Солнца” написан в форме диалога, участники которого мореход-генуэзец, путешествующий по миру, и заведующий монастырским староприимным домом – гостинник. Мореход начинает свой рассказ о посещенииим во время кругового путешествия острова Тапробаны, где он и обнаружил “Город Солнца”. Тапробана – старинное название острова Цейлона. О нем встречаются упоминания в “Утопии” Томаса Мора. Сам город, построеный в соответствии с астрологическими воззрениями Кампанеллы находится, на вершине холма и разделяется на семь обширных поясов, называющихся по семи планетам (Согласно системе Птолемея – Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн.). Пояса представляют собой диски, наложенные друг на друга как пирамидка. Передвижение между кругами осуществляется по мощеным улицам, обращенным по четырем сторонам света. На вершине пирамиды находится храм, созданный из колонн и купола, и с алтарем посеридине. Стены каждого круга несут свое изображение. Первый круг: внутренняя стена – все существующие математические фигуры, и каждая поясняется одним стихом, заключающим теоремы, объяснения и т.п. На внешней – изображение всей земли и картины всевозможных областей с краткими описаниями в стихах об обычаях, законах, нравах, алфавитах, происхождения и сил обитателей этих областей. Второй круг: внутренняя - изображения всякого рода (и драгоценных и простых) камней, минералов и металлов с пояснениями в стихах. На внешней – моря, реки, озера, источники, вина, масла и все жидкости. Указано их происхождение, качество и свойства, а на выступах стены стоят сосуды с жидкостями. Там же изображение всех воздушных явлений (града, снега и т.д.). Третий круг: внутренняя –все виды деревьев и трав с пояснениями,приминениями в медицине и т.п. на выступах горшки с растениями. Внешний – породы всех существующих рыб ( даже об их сходствах с предметами небесными и земными). Четвертый круг: внутренний - породы птиц (феникса считают действительно существующей птицей). внешний – все породы пресмыкающихся. Пятый круг: внутренняя и внешняя – высшие земные животные. Шестой круг: Внутренний – все ремесла с их орудиями и применение у различных народов. На внешней – все изобретатели наук, вооружения и законодателию ( Магомета считают ничтожным законодателем, но на почтенном Иисус и 12 апостолов). На внешних стенах храма все звезды с обозначением каждой. Дети до 10-летнего возраста под ведением наставников, играючи ознакомляются со всеми изображениями, познавая науки. Государственное устройство ( республика) города напоминает теокрАтию. Теокра́тия (от др.-греч. θεός — Бог и κράτος — управлять) - Форма правления, при которой власть в государстве находится в руках религиозного института и духовенства. В данном случае верховным правителем является Священник, именующийся на языке Соляриан “Солнце” (Метафизик) - самый ученый житель города, который разбирается лучше всех во всех науках и обладает наивысшей мудростью. Метафизик - Отсылка к работе Платона “Государство”, где упоминается технокрАтия. Технокра́тия (греч. τέχνη, «мастерство» + греч. κράτος, «власть» греч. τεχνοκρατία) — гипотетическое общество, в котором осуществляется идея о полезности передать управление обществом отдельной категории людей — носителям знания, философам. При Солнце стоят три соправителя: Пон (Мощь), Син (Мудрость) и Мор (Любовь), которые фактически отвечают за разделенные сферы жизни. В ведении Мощи находится все касающееся войны и мира, все воинские должности, машины и т.д.. Ведению мудрости подлежат свободные искусства, ремесла, всевозможные науки, а так же соответствующие должности, ученые и учебные заведения. Число подчиненных лиц соответствует числу наук. Ведению Любви подлежит, деторождение, наблюдение за тем, чтобы сочетание мужчин и женщин давало наилучшее потомство. Воспитание, врачевание, лекарства, земледелие, скотоводство, все относящееся к пище и одежде и половым сношениям. И снова, как и у Мора, господствует не христианство, а некая религия монотеистическая Солнца, замешанная на изрядной доле астрологии. Город живет общностью всего, что они имеют, даже женщин. Живут в богатстве всего, но в плане собственности – бедны, что исключает такие презираемые чувства как зависть, злоба и т.д. Общественное воспитание, учреждения. Дома, спальни, кровати – все общее. Каждые 6 месяцев назначают где, кому и с кем спать. Ремесла и науки для всех общие, кроме того разделения, когда мужчины занимаются наиболее тяжелыми ремеслами и загородные работы (сев,пахота и тд.), а женщины занимаются всеми видами, где нужно сидеть или стоять, а так же дойить овец, или собирать что-что в садах (кроме кузнечных и столярных работ. Искусство в основном мужчины, женщины – если есть способности. Музыка – только женщины. Так же готовят и накрывают на стол. Но прислуживают мальчики и девочки до 20 лет. Для наблюдения за исполнением обязанностей следят старики, отвечающие за кухни. Моложежь служит всем старшим, старше 40 лет. Одежда у всех одинаковая – белая, за исключением плащей, которые у мужчин длинные, а у женщин короткие. Деторождение. Отношение полов. Ни одна женщина не вступает в сношение до 19 лет, а мужчины не назначаются к производству потомства до 21. Определяют кто кому подходит. Каждое последующее действие после назначения контролируется и указывается. Это уже больше напоминает первую «утопию» – «Государство» Платона. Но Кампанелла строит отношения между полами еще рациональнее. В результате Город Солнца предстает как огромная фабрика по производству здорового потомства. Воспитание детей. После вскормления младенец в зависимости от пола передается начальнику или начальнице, где до 8 лет занимаются постижением знаний через игры, рассматривание изображений с историей и языками. Одевают в красивые пестрые платья. На восьмом году переходят к естественным наукам, а потом к остальным, и наконец к ремеслам. Дети менее способные, отправляются в деревню, которые оказываются более успешными в делах, возвращаются в город. Впоследствии все получают должности в области тех наук или ремесел, где они преуспели больше всего, – каждый по указанию своего вождя и руководителя. Имена даются исходя из особенностей каждого. Зависть и досада. Не бывает, посколько никто не терпит недостатка не только в необхоимом, но даже в утехах. Самый гнусный порок – гордость и надменные поступки. Отношение к семье. У Мора семья – основа всего общества. У Кампанеллы брака и семьи нет, есть лишь функция деторождения. В обрисованном Кампанеллой обществе, естественно, не существует родственных отношений. «Все сверстники называют друг друга братьями; тех, кто старше на двадцать два года, зовут они отцами, а тех, кто на двадцать два года моложе, – сыновьями. И должностные лица внимательно следят за тем, чтобы никто не нанес другому обиды в этом братстве». В «Городе Солнца» нет не только частной, но и личной собственности. Этот принцип распространяется даже на общность жен – иначе частнособственнический инстинкт не вытравить. Не наслаждения и увеселения, а труд и овладение знаниями являются смыслом жизни соляриев. Собственно, труд и учение у них одно: «никто не считает для себя унизительным прислуживать за столом или на кухне, ходить за больными и т.д. Всякую службу называют они учением… Поэтому каждый, на какую бы службу ни был он назначен, исполняет ее как самую почетную». «Самые тяжелые ремесла, например, кузнечное или строительное, считаются у них и самыми похвальными, и никто не уклоняется от занятия ими, тем более что наклонность к ним обнаруживается от рождения, а благодаря такому распорядку работ всякий занимается не вредным для него трудом, а, наоборот, развивающим его силы». Но опять-таки все трудятся (всего по 4 часа), и этого достаточно для возникновения общества изобилия. Рабов нет – солярии считают, что рабство развращает нравы. Кампанелла намного больше, чем Мор, приблизился к идее «от каждого по способностям». Это объясняется не тем, что «уровень жизни» соляриев несколько выше, чем утопийцев. Главное тут в ином отношении к труду: солярии работают «всегда с радостью». В труде, сообразном с природной склонностью, Кампанелла видит залог развития личности. Не случайно его солярии куда внимательней, чем утопийцы, относятся к природным наклонностям человека, их выявлению, пестованию и даже программированию. В описываемом Кампанеллой городе-государстве исповедуется религия Солнца: «И под видом Солнца они созерцают и познают Бога, называя Солнце образом, ликом и живым изваянием Бога, от коего на все находящееся под ним истекает свет, тепло, жизнь, живительные силы и всякие блага. Поэтому и алтарь у них воздвигнут наподобие Солнца, и священнослужители их поклоняются Богу в Солнце и звездах, почитая их за его алтари, а небо – за его храм...». Анализ выявляет в этих верованиях два аспекта. Во-первых, они – государственная религия, так что управление государством совпадает со священническим служением. Поэтому глава государства у Кампанеллы является и первосвященником, а так как он называется «Солнце», то, очевидно, мыслится и как воплощение Бога. «... из должностных лиц священниками являются только высшие; на их обязанности лежит очищать совесть граждан, а весь Город на тайной исповеди, которая принята и у нас, открывает свои прегрешения властям, которые одновременно и очищают души и узнают, каким прегрешениям наиболее подвержен народ». Таким образом, в одних и тех же руках соединяются и административные функции, и жреческие, и – как мы видели – власть налагать любые наказания. С другой стороны, религия Солнца представляется как поклонение Вселенной, рационалистически воспринятой как идеальный механизм. Иными словами, это синтез религии и рационалистической науки (с уклоном в астрологию). Так, мы видели, что звание первосвященника «Солнце» переводится как «Метафизик» и его право на занятие своего поста определяется его грандиозными научными познаниями Такое же впечатление производит и описание Кампанеллой храма Солнца, занимающего центральное положение в Городе: он больше похож на естественнонаучный музей, чем на церковь. «На алтаре виден только один большой глобус с изображением неба и другой – с изображением земли. Затем на своде главного купола нанесены все звезды неба от первой до шестой величины, и под каждой из них указаны в трех стихах ее название и силы, которыми влияет она на земные явления». «Над меньшим куполом возвышается только своего рода флюгер, указывающий направление ветров, которых они насчитывают до тридцати шести». Слово «только» подчеркивает, очевидно, что флюгер занимает место, отведенное в христианских храмах кресту. Вообще, анализ показывает, что во всем сочинении Кампанеллы разбросаны замечания, враждебные либо христианству, либо католической церкви, причем в духе, близком мировоззрению многих еретических сект. Эти замечания облечены в форму намеков, и весьма осторожных, что неудивительно – «Город Солнца» написан в тюрьме инквизиции, когда Кампанеллу содержали в камере – клетке. Таким выпадом является, по-видимому, список диковинных рыб, изображенных на стенах Города: он начинается с «рыбы-епископа» и кончается «рыбой мужской член». Таков, вероятно, и смысл следующего места: «Тела умерших не погребаются, а во избежание моровых болезней сжигаются и обращаются в огонь, столь благородную и живую стихию, которая исходит от солнца и к солнцу возвращается. Этим исключается возможность возникновения идолопоклонства». Последняя фраза явно направлена против поклонения мощам святых. Во всем этом месте любопытна столь ранняя попытка подкрепить идеологические возражения против христианских обрядов чисто утилитарными санитарными аргументами. Уколом христианству предназначена быть и ироническая фраза Кампанеллы: «В конце концов, они признают, что счастлив христианин, довольствующийся верою в то, что столь великое смятение (появление в мире зла) произошло из-за грехопадения Адама». По-видимому, гностическая концепция замаскированно излагается Кампанеллой во фразе «Считали они возможным и то, что делами низшего мира управляет низшее божество по попущению первого божества, но теперь полагают, что это мнение нелепо». Не случайно, вероятно, Иисус Христос изображен на стене Города в галерее, где «нарисованы все изобретатели наук, вооружения и законодатели» – правда, «на почетнейшем месте», с Моисеем, Осирисом, Юпитером, Ликургом, Солоном и т. д. В 1626 году он выходит на свободу, но всего лишь месяц спустя снова арест и заключение еще на два года. Наконец его выпускают, и Томмазо начинает новую жизнь в монастыре под надзором. Затем снова вступает в заговор за освобождение Калабрии и снова его настигает провал. Преследования инквизиции вынуждают его бежать во Францию, где он проживает остаток своих дней в крайней нужде и под давлением непрерывных поисков инквизиции. Мировоззрение Кампанеллы удивительным образом совмещает в себе все три главных направления новой философии — эмпирическое, рационалистическое и мистическое, которые в раздельном виде выступили у его младших современников Бэкона, Декарта и Якоба Бёме. |