Главная страница
Навигация по странице:

  • Список используемой литературы

  • Для целей настоящей статьи необходимо четко развести два понятия цифровая культура и цифровизация сферы культуры


    Скачать 22.17 Kb.
    НазваниеДля целей настоящей статьи необходимо четко развести два понятия цифровая культура и цифровизация сферы культуры
    Дата15.06.2022
    Размер22.17 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлар1.docx
    ТипДокументы
    #594467


    Титульный лист

    Цифровые технологии активно преобразуют всю систему общественного устройства, и сфера культуры исключением тому не является. Цифровизация активно внедряется в культурное пространство, меняя не только формат приобщения к культурным ценностям, но и позволяя приобрести совершенно новый опыт взаимодействия с культурным контентом.

    При этом, по мнению ряда исследователей, такой цифровой опыт «не второсортный, менее подлинный или являющийся заменителем реального опыта. Это просто другой опыт» [7, р. VII].

    Для целей настоящей статьи необходимо четко развести два понятия: цифровая культура и цифровизация сферы культуры.

    Цифровая, или электронная, культура - это уникальный культурно-цивилизаци-онный феномен, «совокупность социальных институтов, организуемых на основе средств современных ИКТ в целях продвижения логики цифрового общества (электронная торговля, экономика, политика, наука, образование, культура и др.)» [1, с. 520].

    Исследователи отмечают, что цифровая культура «означает не только применение новых технологий, но и появление новых возможностей для выражения и функционирования всех сфер жизни общества, изменения ряда социальных отношений, ценностей, норм, стереотипов поведения» [1, с. 520].

    Более того, цифровая культура способствует формированию интернет-сообществ, которые «дополняют институты гражданского общества» и открывают для себя «новые знаниевые пространства», а «новые виртуальные среды становятся нормой современного стиля жизни» [1, с. 521].

    Однако цифровая культура не входит в предметную область настоящей работы. Речь пойдет исключительно о цифровизации сферы культуры, под которой понимается инструментальное использование технических возможностей для создания новой культурной среды, в «которую вживается человек» [1, с. 520], и для формирования новых возможностей для изучения и приобщения к культурным ценностям.

    Цифровизацию сферы культуры, рассматриваемую в данном контексте, условно можно разделить на пять основных направлений.

    Первые три направления связаны с процессами изучения, сохранения, создания, распространения и потребления культурных ценностей и культурных благ, т. е. непосредственно с культурной деятельностью.

    Причем не всегда представляется возможность четко разделить процессы цифровизации по этим трем направлениям.

    Четвертое направление касается применения цифровых технологий для совершенствования организационно-экономических и финансово-хозяйственных процессов в деятельности организаций культуры.

    В рамках пятого направления создаются специализированные информационные системы, которые позволяют вести государственный учет объектов культуры и культурных ценностей.

    Цифровые технологии предоставляют колоссальные возможности исследователям для изучения культурных ценностей - от оцифровки и архивирования до технологий 3D сканирования, моделирования и визуализации, а также дистанционного зондирования поверхности.

    Вместе с тем исследователей волнует тема цифровых копий, как субститута и/или суррогата культурных ценностей.

    «Поскольку цифровой контент имеется в наличии, остается вопрос о субституте или суррогате, пригодном для исследователя.

    В прошлом ученые жаждали увидеть оригинал того, что обсуждалось. Микрофильм, например, был непопулярен среди целого поколения историков, которые предпочитали увидеть реальный документ.

    Историки искусства были более настойчивы в том, чтобы в своих исследованиях работать с оригиналами» [6, р. 13].

    «К сожалению, при этом и пользователи, ратующие за самый широкий доступ к объектам культурного наследия в виде цифровых копий, и фондодержатели, активно поддерживающие проекты оцифровки, упускают из виду существенный аспект - утрату копией части информации, присущей оригиналу исторического источника.

    Для копий на микроносителях - это утрата цвета и физической сущности подлинника, для электронных копий - утрата (на первый взгляд) «только» физической сущности» [5, с. 117].

    Однако нельзя не признать, что цифровые копии предоставляют исследователям гораздо больше возможностей -например, просмотр в очень высоком качестве и в условиях максимального приближения.

    Кроме того, цифровые копии оберегают исторические артефакты от разрушения при физическом контакте, вероятность которого весьма высока даже при бережном использовании.

    В качестве яркого примера оцифровки можно привести совместный проект Израильского управления древностей и корпорации «Google» по оцифровке свитков Мертвого моря (Кумранских свитков)1, который стартовал в 2010 г. Эти свитки были найдены бедуинами в 1947 г.

    Среди подобного рода проектов можно также выделить оцифровку и передачу в открытый доступ рукописей Леонардо да Винчи. Сложность заключалась в том, что его многочисленные записные книжки находятся в разных учреждениях и частных коллекциях, часть которых не доступны исследователям.

    Сначала был реализован совместный проект Британской библиотеки и компании «Майкрософт» по оцифровке «Кодекса Арундела».

    Это записные книжки Леонардо, относящиеся к периоду с 1478 по 1518 гг. Свое название кодекс получил от имени графа Арундела, купившего эти листы в Испании в 1630-х годах.

    В настоящее время в открытом доступе представлены 570 оцифрованных в высоком разрешении листов дневников Леонардо.

    Далее эстафету по оцифровке подхватил Музей Виктории и Альберта (Лондон), в чьем собрании находится «Кодекс Форстера» - переплетенные в три тома пять блокнотов, содержащих заметки и наброски, выполненные Леонардо да Винчи своим знаменитым «зеркальным» письмом, которые он вел с 1487 по 1505 гг.4 Кодекс назван по имени Джона Форстера, в чьей частной коллекции эти блокноты появились в 1876 г.

    Леонардо да Винчи – гениальный изобретатель, живописец, архитектор, писатель, музыкант и учёный. Искусствоведы даже его дневники называют произведениями искусства.

    Выдающийся учёный эпохи Возрождения поражал и удивлял не только своих современников, но и нынешних экспертов, занимающихся исследованием его трудов.

    После смерти да Винчи его рукописи перешли к ученику мастера, Франческо Мельци.

    А когда тот умер, дневники растерялись, так как родственники Мельци не подозревали об их ценности.

    Спустя многие годы начали «всплывать» отдельные фрагменты рукописей. В настоящее время самым внушительным собранием кодексов да Винчи обладает Британская библиотека.

    Часть рукописей да Винчи, объединённая в «Кодекс Арундела», состоит из листов, датируемых 1478-1518 гг.

    Своё название он получил от имени графа Арундела, купившего листы в Испании в 1630-х годах. В нём встречаются схемы, диаграммы, чертежи и загадочные описания, охватывающие широкий спектр областей науки и искусства. Записи сделаны при помощи зеркального начертания строк.

    Британская библиотека опубликовала 570 оцифрованных страниц из дневников Леонардо да Винчи для всеобщего обозрения. Страницы можно листать, увеличивать и скачивать.

    Государственный музей «Эрмитаж» выпустил ограниченную серию NFT с цифровыми копиями работ известных художников, которые планирует продать на аукционе через маркетплейс ведущей международной блокчейн-экосистемы Binance Binance NFT. Об этом сообщается на сайте музея.

    На торги попадут «Мадонна Литта» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Куст сирени» Винсента Ван Гога, «Композиция VI» Василия Кандинского и «Уголок сада в Монжероне» Клода Моне. Аукцион стартует сегодня в 15:00 мск и продлится до того же времени 7 сентября. Поучаствовать в нем смогут все пользователи Binance.

    NFT (non-fungible token) представляет собой невзаимозаменяемый криптографический токен (виртуальную цифровую единицу) в блокчейн-сети. По сути, это сертификат уникальности цифрового объекта, подтверждающий право владеть каким-либо цифровым активом — изображением или аудио.

    Все токенизированые цифровые произведения новой коллекции созданы в двух экземплярах в рамках проекта «Ваш токен хранится в Эрмитаже» . Первый останется на хранении в самом музее, а второй попадет на торги. Каждая из копий подписана директором «Эрмитажа» Михаилом Пиотровским.

    Отмечается, что он заверил подлинность всех работ, нанеся дату и точное время подписания и «тем самым придав им абсолютную уникальность, увековеченную в блокчейне». Видео подписания копий покупатели получат вместе с самой картиной.

    «Мы не собираемся решать с помощью токенов финансовые вопросы, у нас нет рыночных ожиданий, связанных с их выпуском. Мы хотим посмотреть, как эта форма будет восприниматься. NFT — это философия, это эстетика обладания. Цифровые копии произведений искусства наполняют интернет, где, по сути, все имеют к ним доступ, но NFT — это чувство собственности, а в нашем случае — чувство причастности к великому музею».

    Стартовая стоимость одной работы составит $10 000 BUSD. BUSD — это регулируемый стейблкоин, обеспеченный фиатом и привязанный к доллару США. На каждую единицу BUSD имеется один резервный американский доллар. Иными словами, доступное предложение BUSD привязано к американской валюте в соотношении 1:1. Обладатели BUSD могут обменивать свои токены на фиатную валюту и наоборот.

    Все вырученные средства перейдут «Эрмитажу». Однако, по словам Пиотровского, музей не собирается решать финансовые вопросы за счет продажи цифровых копий.

    Список используемой литературы
    1. Астафьева О.Н., Никонорова Е.В., Шлыкова О.В. Культура в цифровой цивилизации: новый этап осмысления стратегии будущего для устойчивого развития // Обсерватория культуры. 2018. Т. 15. № 5. С. 516-531.

    2. Бобровская М.А., Галкин Д.В., Самеева В.С. Новые информационные технологии в современной сценографии // Гуманитарная информатика. 2013. Вып. 7.

    С. 93-105.

    3. Коваленко А. Искусство в режиме online // Эксперт- Урал. 2018. № 16 (763).

    4. Музычук В.Ю. Провалы государства в сфере культуры. Научный доклад. М.: ИЭ РАН, 2019.

    5. Юмашева Ю.Ю. Электронные копии исторических источников: зарубежный

    и отечественный опыт // Уральский исторический вестник. 2012. № 3(36). С. 117123.

    6. Lesk M. From descriptions to duplicates to data. In: Electronic Visualization in Arts and Culture / edited by Bowen J., Keene S., Ng K. Springer, 2013.

    7. Museums and Digital Culture: New Perspectives and Research /T. Giannini and J. Bowen (eds). Springer Nature Switzerland AG 2019. www.springer.com/gp/ book/9783319974569.


    написать администратору сайта