Главная страница
Навигация по странице:

  • «Бег» Булгакова

  • 1. Проблематика.

  • 6. Особенность жанра. Сочетание фарса и трагедии.

  • 4. Система персонажей.

  • №3. Мотивы .

  • 5. Роль парадокса и гротеска.

  • Голубков

  • Дни Турбиных. Практическое задание. Дни Турбиных. Дни Турбиных Булгакова 1


    Скачать 36.25 Kb.
    НазваниеДни Турбиных Булгакова 1
    АнкорДни Турбиных. Практическое задание
    Дата05.12.2022
    Размер36.25 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДни Турбиных.docx
    ТипДокументы
    #829189

    «Дни Турбиных» Булгакова

    1.

    Малому пространству Дома противопоставлено пространство Города, где "воет и вьет вьюга", "ворчит встревоженная утроба земли". Образы ветра, метели, бури, шторма — символы ломки привычного мира, общественных катаклизмов, революции. Дом Турбиных не может отделиться, уйти из Города, так как он — часть его, как Город — часть земного пространства. Но Дом Турбиных всеми силами пытается противостоять внешнему миру, в котором царят разрушение, ужас, бесчеловечность, смерть.

    2.

    Центральным образом пьесы М. Булгакова "Дни Турбиных" является Дом — символ родного очага. Дом Турбиных — это быт, ставший на наших глазах символом прочности бытия. Но это не только быт, это населяющие его люди, это семья, это определенный психологический и культурный склад, который защищает писатель. Пьеса начинается и заканчивается здесь, как будто течение жизни почти не выходило за пределы квартиры, как будто основной смысл всего происходящего - в сплоченности семьи и незыблемости родного дома.

    Опорой семьи Турбиных, безусловно, является Елена — воплощение женственности, уюта, преданности, которая тщетно пытается сохранить прежний нравственный уклад Дома. Уютная квартирка Елены кажется незыблемым, надежным пристанищем для всех потерпевших крушение. Сюда приходит Мышлаевский, приезжает Лариосик, Шервинский... Все они отдыхают здесь душой. Лариосик говорил о себе: "...он потерпел драму, но здесь, у Елены Васильевны, оживает душой, потому что это совершенно исключительный человек, Елена Васильевна, и в квартире у них тепло и уютно, и в особенности замечательны кремовые шторы на всех окнах, благодаря чему чувствуешь себя оторванным от внешнего мира... А он, этот внешний мир... согласитесь сами, грозен, кровав и бессмыслен".

    По мнению Лотмана, традиция Дома «исключительно важна для Булгакова, для которого символика Дома –Антидома становится одной из организующих на всем протяжении творчества <…> Используя пространственный язык для выражения непространственных понятий, Булгаков делает Дом сосредоточием духовности, находящей выражение в богатстве внутренней культуры, творчества и любви» 

    3.

    Алексей Турбин - центральный герой романа «Белая гвардия» и драмы «Дни Турбиных» - это далеко не один и тот же характер. В пьесе роль полковника Малышева как командира артдивизиона была передана Алексею Турбину. Тем самым образ Алексея был укрупнен. В образе Турбина пьесы соединились три персонажа романа (сам Турбин, Най-Турс и Малышев) Вместо страдающего врача, растерянно взирающего на события, не знающего что делать, в пьесе "Дни Турбиных" появилась фигура убежденного волевого человека. Как и Малышев, он не только знает, что надо делать, но еще глубоко понимает трагичность сложившихся обстоятельств и, собственно говоря, сам ищет себе гибели, обрекает себя на смерть, ибо знает, что дело проиграно, старый мир рухнул 

    Если мы сравним Турбина в романе и в пьесе, то мы увидим, что изменения коснулись: возраста (28 лет - 30 лет), профессии (врач - полковник-артиллерист), черт характера (и это самое главное). В романе неоднократно говорится о том, что Алексей Турбин слабовольный, бесхарактерный человек. Сам Булгаков называет его «тряпка». В пьесе перед нами человек сильный, мужественный, обладающий стойким, решительным характером. В качестве яркого примера может быть названа, например, сцена прощания с Тальбергом в романе и в пьесе, в которой изображаются вроде бы одни и те же события, но поведение Турбина представляет две противоположные грани характера (В романе Алексей вежливо промолчал, хотя в душе и считал Тальберга «чертовой куклой, лишенной всякого понятия о чести» В пьесе Алексей оказывается в холодном гневе и не принимает рукопожатия Тальберга). Кроме того, у Алексея Турбина в романе и Алексея Турбина в пьесе разные судьбы, что также является очень важным (в романе Турбин ранен, но выздоравливает - в пьесе гибнет).

    Изменения образа Турбина связаны с различием литературных родов. М. Бахтин в своей работе «Эпос и роман» пишет, что герой романа «должен быть показан не как готовый и неизменный, а как становящийся, изменяющийся, воспитуемый жизнью». Действительно, в «Белой гвардии» мы видим характер Турбина как изменяющийся. В пьесе эволюция характера не является доминирующим аспектом при изображении героя. Характер показан как установившийся, преданный одной, горячо защищаемой идее. Более того, когда происходит крушение этой идеи, Турбин погибает.

    4.

    В булгаковской пьесе персонажи проявляют себя прежде всего в поступке, начиная от предложения, которое Шервинский делает Елене, и кончая героической смертью Алексея Турбина. Также Булгаков раскрывает характеры героев через повседневное самочувствие действующих лиц, их эмоционально окрашенные размышления. Внутренние размышления принимают форму прямой рефлексии (в монологах Алексея Турбина, Мышлаевского).

    5.

    Конфликт в пьесе двупланный. С одной стороны, центральный конфликт, определяющий события граждан­ской войны,— столкновение сил революции и контрреволю­ции. С другой стороны, внутренний конфликт, определяю­щий внутренние позиции семьи Турбиных, в которой произошел раскол на тех, кто уже не верит в возврат про­шлого и внутренне решает для себя проблему, как жить дальше, и на тех, кто надеется на возврат к прежнему и готов поддержать силы контрреволюции.

    Жанр – социально – психологическая драма.

    Булгаков раскрывает характеры героев через повседневное самочувствие действующих лиц, их эмоционально окрашенные размышления. Внутренние размышления принимают форму прямой рефлексии (в монологах Алексея Турбина, Мышлаевского).

    Но также можно назвать и исторической хроникой. В судьбе персонажей  пьесы "Дни Турбиных" писатель показал драматический конфликт личности и истории. Герои оказались вовлечены в ход истории против своего желания. На них "лежит отблеск истории". Как только открывается занавес, история дает о себе знать песней Николки. столкновении Турбиных с Тальбергом — столкновении внутреннем, внешне все происходит очень вежливо и сдержанно, — тоже суровые краски истории. История проникает в речь Турбиных, определяет их поведение, проявляется в состоянии Елены, нетерпеливо ожидающей своего мужа, в поведении Тальберга, Лариосика, в рассказе Мышлаевского о положении на фронте; она становится сутью разговора о "последнем ужине дивизиона", а затем выплескивается в эпицентр — сцену в Александровской гимназии. Булгаков передал "отблеск истории" через беспокойство своих героев, в размышлениях Алексея Турбина, Мышлаевского, в высказываниях Студзинского, Лариосика...

    Война и революция нарушили обычное течение жизни семьи Турбины", где все было строго организовано и определено на много лет вперед. 

    6.

    В произведении Булгакова Дни Турбиных появляется фантастический персонаж — Кошмар Алексея Турбина, явно ведущий свое происхождение от собеседника Ивана Карамазова. Эта, по выражению Смелянского, «пробная встреча с нечистой силой», обозначила не только характер фантастической образности писателя, но и ее истоки.

    Именно в первой редакции Белой гвардии были заложены две характерные черты творчества Булгакова: оценка социальных процессов через библейскую образность и категории христианской нравственности и появление нечистой силы как способа раздвинуть исторические границы и проникнуть в мир вечный.

    В текстах произведений «Белая гвардия» и «Дни Турбиных» мотивы романа «Бесы» возникают постоянно. Алексей Турбин говорит о Достоевском: «Он был пророк! Ты знаешь, он предвидел все, что случится. Смотрите, вон книга лежит — Бесы... Ах, если бы мы это раньше все могли предвидеть!» Дважды звучит в пьесе фраза писателя Кармазинова из Бесов. Упоминаются здесь и «богоносцы окаянные» Достоевского, которые в окончательном тексте — Днях Турбиных — были переделаны в «мужичков из сочинений Льва Толстого». Кошмар Турбина, показывающий ему кровавые ужасы революционных дней, является «с поклоном от Федора Михайловича Достоевского». Кошмар Алексея Турбина, впервые выполняет характерную для фантастических героев писателя функцию — разрушения иллюзий и обнажения правды.

    Появление нечистой силы становится в творчестве Булгакова способом раздвинуть реальные границы пространства и времени, вовлекая в действие психологическое пространство.

    "БЕСЫ ДОСТОЕВСКОГО В ДРАМАТУРГИИ БУЛГАКОВА" И. Е. ЕРЫКАЛОВА

    7.

    Булгаков наследует завоевания чеховской драматургии, однако обнаруживается желание автора писать по-новому.

    Пьеса сделана в контексте чеховских традиций (это отвечало духу МХАТа, для которого пьеса и писалась). Традиции сохранены на уровне конструкции пьесы (мотивы, звуковая инструментовка сцен, «сцены-ансамбли»). Традиция нарушена на уровне конфликта: проблема трагического столкновения с судьбой переведена из символического плана в реальный, герои пробуждаются к реальному участию, к выбору, к поступку.

    Также отсылкой к Чехову становится мотив Дома. Но если для чеховских героев Дом — замкнутое пространство, торжество сковывающей человека повседневности, то у Булгакова мотив Дома в 1-м акте связан с мотивом тонущего корабля, хаоса, проникшего внутрь священного пространства (попойка). В 4-м же акте звучит мотив возвращенной жизни и неистребимой повседневности как основы миростояния. Утверждается идея самоценности жизни, права человека жить вопреки общей катастрофе. Этот мотив трагически обрамляет праздник возрождающейся жизни, обнаруживая его беззащитность. Гром шестидюймовых батарей, под который Лариосик произносит в финале классические слова: “Мы отдохнем, мы отдохнем...” — становится завершением, разрешением чеховской темы пьесы.

    8

    Хронотоп в произведении характеризуется спрессованностью времени и замкнутостью пространства. Первые три акта, относящиеся к ноябрю 1918 года, охватываю два дня и представляют собой награможденность разных событий, включающих судьбы разных людей, часто не связанных друг с другом: гетман, по вероятности, ничего не знает о Турбиных, так же как и командир петлюровской армии Болботун.

    В результате замкнутости пространства романная триада Небо-Город-Дом сужается до топоса Дома. В связи с этим оппозиция Дом – не Дом получает в пьесе решающее значение.

    «Бег» Булгакова

    Пьеса «Бег» изображает время отступления белой армии в Крым и показывает нам сцены из жизни белых интеллигентов в пореволюционных годах.

    Эпиграф из стихотворения Жуковского «Певец во стане русских воинов» свидетельствует о том, что Булгаков воспринимал эпоху революции и гражданской войны как уже пережитую, стремился из другого времени показать ушедшие события, хотя, несомненно, симпатии Булгакова на стороне белого движения.

    1. Проблематика.

    Проблема, лежащая на поверхности – крушение белого движения и судьба русской эмиграции, о чём упоминал сам Булгаков. Но, создавая героев далёкими от идеала, Булгаков преследовал иную цель. Он стремился объективно оценить все стороны гражданской войны, и красных, и белых, «стать бесстрастно» над ними.

    Философская проблема пьесы состоит в том, как каждый отдельный человек может прекратить бессмысленный бег, которым насыщена его жизнь, тем более если к бегу его подталкивают внешние обстоятельства, как героев пьесы. Ни один из рассмотренных в пьесе вариантов не оказывается идеальным: ни убийства, ни болезнь, ни самоубийство, ни перемещения в пространстве. Пожалуй, сам автор выбирает единственный действенный способ – отойти от событий во времени, попытаться осмыслить их объективно.

    Одна из социальных проблем пьесы – объективность осмысления исторических событий, вопрос об истине, который был актуален для Булгакова на протяжении всего его творчества.

    Впервые в творчестве Булгакова поднимается проблема осмысления жертв, сопровождающих борьбу за любую идею (в данном случае, жертв гражданской войны), цены их крови и их жизней.

    Важнейшая проблема пьесы – проблема преступления и наказания. По Булгакову, любое преступление искупает раскаяние, готовность понести заслуженное наказание. Эта идея воплощена в образе Хлудова, которому после раскаяния перестаёт являться призрак Крапилина, им повешенного.

    6. Особенность жанра. Сочетание фарса и трагедии.

    Уже современники Булгакова затруднялись определить, к какому жанру ближе пьеса, к сатирической трагедии или комедии. В.Каверин считал, что пьеса «разрушает условные границы жанра», сочетает в себе черты психологической драмы и фантасмагории. В ней есть и гротеск, и трагедия.

    По словам Горького, это комедия, в которой «временами смешно, и даже очень». Трагедия в том, что невозможное происходит на самом деле.

    Сам Булгаков определял жанр в подзаголовке – «Восемь снов». Жанр сна позволил изобразить смещённый, воспалённый, безумный мир, поступки людей без мотивов и объясняющихся реальностью причин. В пьесе встречается приём, использованный Кальдероном. «Моя жизнь мне снится», - говорит Голубков.

    С помощью иронии Булгаков создает эффект трагикомического унижения человека, не способного сопротивляться страху или бороться за человеческое достоинство. Герои унижают друг друга сравнениями с насекомыми (белогвардеец называет Голубкова «гусеницей в штатском»). Использование автором иронии служит средством демонстрации деградации человека, его одичания в больном социуме.

    Трагедийная составляющая иронии в изображении героев с разными убеждениями, нравственными устремлениями, моральными принципами в переломный момент истории.

    4. Система персонажей.

    Сайд Х. Ф. Драматический конфликт личности и истории в пьесах "Дни Турбиных" и "Бег" М. Булгакова // Молодой ученый. — 2014. — №5. — С. 209-215. — URL https://moluch.ru/archive/64/10328/ (дата обращения: 21.11.2018).

    В произведении перед персонажами стоит выбор: остаться в России или «бежать» - уехать в эмиграцию. Но кроме этого, все персонажи должны также взять ответственность за принятое им решение.

    М. Булгаков в пьесе «Бег» устами Романа Хлудова уподобил бегство белых бегству тараканов. Хлудов один из персонажей пьесы. Он принял решение не остаться в России. Однако Хлудов обнаружил в конце концов, что он не может продолжать жить на чужбине. Он думает, что ему надо возвращаться. Хлудов не хотел стать подобно таракану, который плавает в ведрах. Об этом он говорит Серафиме: «Я совершенно здоров. Теперь мне все ясно. Не таракан, в ведрах плавать не стану. Я помню армии, бои, снега, столбы, а на столбах фонарики… Хлудов пройдет под фонариками!». Хлудову надоело жить на чужбине. Ему не нравится Константинополь. Он часто повторяет выражение ''Душный город''.

    Булгаков не в ремарках, а прямо по ходу пьесы описывает внешность и одежду Хлудова. Во внешности контрастируют старые глаза и молодое лицо, оскал заменяет улыбку. Булгаков подчёркивает, что Хлудов болен. Крапилин-вестовой называет Хлудова шакалом, мировым зверем и стервятником, за что его тут же вешают на фонаре.

    Идеи Хлудова сами по себе правильны и верны как абстрактные идеи: «Без любви ничего не сделаешь на войне». Но воплощение у них кровавое. Хлудов – предшественник булгаковского Понтия Пилата, который морально наказан за казни невинных ради идеи. В данной пьесе это белая идея, но в контексте булгаковского творчества идея может быть любой, преступление может быть совершено даже во имя веры, но всё равно за ним последует моральное наказание.

    ( №7) После казни Крапилина его призрак начинает являться Хлудову. Хлудов не однозначный злодей. Он меняется с того момента, как ему начинает являться солдат. Хлудов чувствует, что душа его раздвоилась, слова, окружающая действительность доходят до него мутно. В пьесе Хлудов раскаивается в преступлениях и готов понести наказание на родине, «пройти под фонариками», то есть даже быть повешенным на фонаре.

    Самоубийство Хлудова в финале плохо мотивировано, кажется искусственным.

    Голубков – почти точная анаграмма фамилии Булгаков. Этот герой воплощает скрытые мысли автора. Булгаков долго примерял на себя жизнь эмигранта, отказавшись от неё только в начале 30-х.

    Голубков легко подписывает показания против Серафимы, но это не характеризует его как подлеца, а просто как слабого человека.

    Приват-доцент Сергей Голубков наделён чертами философа и богослова Сергея Булгакова, который тоже был во время гражданской войны в Крыму и был выслан в Константинополь. Через Голубкова Булгаков осмысливает проблему интеллигенции и революции. В отличие от Сергея Булгакова, Сергей Голубков идет на компромисс с совестью, возвращаясь на родину и смиряясь с большевизмом.

    Серафима – жена миллионера. Серафима не могла жить на чужбине. Разговаривая с Хлудовым, Серафима называла себя сумасшедшей женщиной, так как она эмигрировала, поэтому она решила вернуться в Петербург: «И сегодня ночью я решила, вот казаков пустили домой, и я попрошусь, вернусь вместе с ними в Петербург. Я не могу здесь больше жить! Зачем я, сумасшедшая, поехала?». Серафима хочет забыть все, что прошло с ней с тех пор, как она начала бежать. Серафима живет как будто в снах. На чужбине Серафима страдала от ностальгии. Ей хочется вернуться на родину и увидеть снег еще раз.

    Корзухин – товарищ министра торговли. Корзухин в пьесе – это символ стяжателя. Один из прототипов  – знакомый Белозерской предприниматель и литератор Крымов, уехавший из России, «как только запахло революцией». Крымов вовсе не был омерзительным и бездушным человеком, как характеризует в пьесе Корзухина Голубков.

    Покинув родину, Чарнота не мог жить на чужбине. Он не знает куда поддаться. Разговаривая с собой, Чарнота сказал: «В Париж или в Берлин, куда поддаться? В Мадрид, может быть? Испанский народ… не бывал. Но могу пари держать, что дыра». В отличие от Хлудова, он не запятнал себя преступлениями. Такой человек должен обрести счастье, так что Чарнота закономерно выигрывает у Корзухина в карты 20 тысяч. Хлудову он говорит о своей жизненной позиции, что от смерти он не бегал, но и за смертью к большевикам не пойдёт. В финале генерал Чарнота ассоциирует себя с Вечным Жидом, Голландцем, которые вынуждены вечно скитаться, не находя покоя, быть в состоянии вечного бега.

    Чарнота отправился из Константинополя в Париж. В конце концов он вернулся в Константинополь. Он решил остаться в Константинополе и не вернуться в Россию. Хлудов предложил Чарноте вернуться с ним в Россию, но Чарнота отказался, так как он думает, что в России его ждет смерть. Он думает, что большевики будут убивать его.

    Образ Чарноты комичен. Бессмысленна его предпринимательская деятельность в Константинополе, «потомок казаков» комично смотрится в женском платье, без штанов. Но через осмеяние в герое происходит перерождение в новую жизнь. Образ бравого генерала, храброго бойца перекрывает комические эпизоды и превращает Чарноту в эпического героя.

    Итак, подведя итоги нашей работы можно сказать, что при сочинении пьес ''Дни Турбинных'' и «Бег» Михаил Булгаков ставил перед собой цель изображать переживания интеллигенции в пореволюционных годах.


    №3. Мотивы.

    1. Мотив бегства, спасения - Булгаков поставил своих персонажей перед чрезвычайным кризисом и оставил их выбрать. Им надо было выбрать или остаться в России или бежать. Некоторые из белых интеллигентов выбрали спасти свою жизнь путем эмиграции. Действующие лица в пьесе «Бег» бегут, чтобы спасти себя, Они покидали родину, думая, что они могут хорошо жить на чужбине. 

    2. Мотив света и тьмы - Все сны тусклые, света как будто не хватает. С концом сна герои проваливаются во тьму.



    1. Мотив сна - У пьесы есть подзаголовок «Восемь снов», который сразу настраивает читателя на то, что происходит что-то фантасмагорическое, чего на самом деле быть не может.



    1. Мотивы Апокалипсиса, Страшного суда, Нового Града – эти мотивы вводятся в текст пьесы преимущественно посредством аллюзий. Так, например, мотив Страшного Суда осмысляется как суд человека над самим собой, суд совести. Мотив Нового Града трансформируется в мечту героев об обретении утраченного Дома, о возвращении в Россию.



    1. «Тараканий» мотив - Хлудов говорит о разбегающейся белой армии как о тараканах, шуршащих в сумерках. Чарнота называет Артура, владельца тараканьих бегов, тараканьим царём. Все герои пьесы подобны тараканам, бегущим по кругу, а на них ещё и делают ставки. Как говорит Хлудов, все они ходят «один вослед другого».

    8.

    В финале «Бега» возникает песенный образ Кудеяра-разбойника, в котором «совесть господь пробудил». Образ Кудияра-разбойника становится символом восставшей совести, суда в самом себе. Хлудов Булгакова ищет суда извне, потому что не в силах нести свой суд в себе. В этой последней картине он принимает решение: «Я… поеду в Россию, можно ехать сегодня же ночью…»

    5. Роль парадокса и гротеска.

    Гротескный характер внутреннего пространства пьесы проявляется в авторском определении жанровой природы произведения – «Восемь снов. Пьеса в четырех действиях». Известно, что сон – есть переходное состояние между миром реальным и ирреальным, позволяющее перемещать плоскости изображения, и является характерной чертой гротеска. Каждый из восьми снов появляется в сознании автора и героев из ниоткуда и так же неожиданно обрывается: «Сон вдруг разваливается. Тьма... Настает тишина, и течет новый сон...»

    Перевод действия в пространство сна позволяет автору отказаться от стандартных логических, пространственно-временных отношений: «Ряды реально-бытовых связей и объяснений отодвигаются вглубь, за пределы тех семантических линий, которые вовлечены в динамику сюжета, непрестанно перестраиваясь в ней» [Виноградов В.В. Натуралистический гротеск: (сюжет и композиция повести Гоголя «Нос») // Виноградов В.В. Избранные труды. – М.: Наука, 1976. – 511 с.]. Место и время действия сознательно перемешаны: Крым – Константинополь – Париж – Константинополь.

    Пространство сна позволяет создать «неправильный» гротескный мир, являющийся перевертышем действительности. Но глубокая сатира, а вместе с тем и типологичность «Бега»,отмеченная еще М. Горьким, заключается в том, что абсурдный, странный мир драмы наиболее точно отразил реальную жизнь людей эпохи величайшего перелома. (№2) Герои пьесы живут, сражаются, любят и умирают в тяжком забытьи, дурном сне гражданской войны и разрушения «старой» жизни. Сны не только внешне определяют характер действия, но и вносят в сознание рефлектирующих героев мысли о «неправильности», миражности происходящего: «Голубков. Временами мне начинает казаться, что я вижу сон <…> Ай-яй-яй! Моя жизнь мне снится!..»

    Образная система пьесы также носит гротескный, противоестественный характер: в неистовом вихре гражданской войны сливаются судьбы отважного генерала Чарноты и мелочно-пошлой Люськи, постоянным «собеседником» беспощадного карателя Хлудова становится тень повешенного по его приказу вестового Крапилина, в теплушке под фонарем встречаются светская дама Серафима Корзухина и приват-доцент Голубков. Действующие лица постоянно меняют маски, пытаясь спасти себя от верной гибели, особенно показательно в этом отношении начало первого Сна, в котором генерал Чарнота явлен в образе мадам Барабанчиковой, беременной жены учителя гимназии, а архипастырь Африкан – в образе химика Махрова. Кроме того, гротескная «странность» создается вследствие функционирования таких героев, как тень вестового Крапилина, определяющая судьбу Хлудова, мадам Барабанчикова, живущая, по замечанию автора, в сознании Чарноты.


    написать администратору сайта