Примечания
Статья "Когда же придет настоящий день?"; впервые напечатана в "Современнике", 1860, кн. III (март), отд. III, стр. 31-72, с подзаголовком: "Новая повесть г. Тургенева ("Накануне", повесть И. С. Тургенева, "Русский вестник", 1860, № 1-2)". Без подписи. Печатается по изданию: Полн. собр. соч. Добролюбова, т. 2, ГИХЛ, 1935, стр. 206-240.
Роман Тургенева "Накануне" впервые напечатан в феврале 1860 г. в двойной книжке журнала "Русский вестник".
1* ("Бей в барабан и не бойся". - Из стихотворения Г. Гейне "Доктрина". - Ред.)
2* (Далее Добролюбов пародирует стиль критических статей приверженцев теории "чистого искусства" - П. В. Анненкова, С. С. Дудышкина, А. В. Дружинина, А. А. Григорьева.)
3* ("Как это красиво, как это очаровательно". - Ред.)
4* (Добролюбов подчеркивает расхождение между лагерем революционной демократии и либералами.)
5* (Роман А. Ф. Писемского "Тысяча душ" впервые опубликован в 1858 г. в журнале "Отечественные записки". Отрицательное отношение Добролюбова к этому произведению Писемского объясняется либеральной направленностью романа, в центре которого находится не передовой общественный деятель, а герой "малых дел" Калинович.)
6* (Буржуазно-дворянская критика в лице В. П. Боткина, П. В. Анненкова и др. чрезвычайно высоко ценила Фета, противопоставляя его творчество гражданскому пафосу поэзии Некрасова.)
7* (Имеются в виду критические статьи о Тургеневе П. В. Анненкова и А. В. Дружинина. Анненков напечатал в первой книжке журнала "Современник" за 1855 г. статью "О мысли в произведениях изящной словесности", в которой сетовал на Тургенева за то, что "не все лица и характеры автора совершенно оторваны от действительности".
Дружинин в статьях о Тургеневе пытался доказать, что "Тургенев даже во многом ослабил свой талант, жертвуя современности и практическим идеям эпохи" ("Библиотека для чтения", 1857, № 2).)
8* (Лишний человек - Чулкатурин, персонаж из повести Тургенева "Дневник лишнего человека" (1850), Пасынков - герой повести Тургенева "Яков Пасынков" (1855). Здесь Добролюбов развивает мысли, высказанные Чернышевским в статье "Стихотворения Н. Огарева" (1856).)
9* (Развернутая критическая оценка образа так называемого "лишнего человека" дана Добролюбовым в статье "Что такое обломовщина?" (1859).)
10* (Нас уже упрекали однажды в пристрастии к молодому поколению и указывали на пошлость и пустоту, которой оно предается в большей части своих представителей. Но мы никогда и не думали отстаивать всех молодых людей огулом, да это и не согласно было бы с нашей целью. Пошлость и пустота составляют достояние всех времен и всех возрастов. Но мы говорили и теперь говорим о людях избранных, людях лучших, а не о толпе, так как и Рудин, и все люди его закала принадлежали ведь не к толпе же, а к лучшим людям своего времени. Впрочем, мы не будем не правы, если скажем, что и в массе общества уровень образования в последнее время все-таки возвысился.)
11* (Против этой мысли может, повидимому, свидетельствовать необыкновенный успех, которым встречаются издания сочинений некоторых наших писателей сороковых годов. Особенно ярким примером может служить Белинский, которого сочинения быстро разошлись, говорят, в количестве 12 000 экземпляров. Но, по нашему мнению, этот самый факт служит лучшим подтверждением нашей мысли. Белинский был передовой из передовых, дальше его не пошел ни один из его сверстников, и там, где расхватано в несколько месяцев 12 000 экземпляров Белинского, Рудиным просто уже делать нечего. Успех Белинского доказывает вовсе не то, что его идеи еще новы для нашего общества и требуют больших усилий для распространения, а именно то, что они дороги и святы теперь для большинства, и что их проповедание теперь уже не требует от новых деятелей ни героизма, ни особенных талантов.)
12* (Роман "Дворянское гнездо" впервые напечатан в январской книжке журнала "Современник" за 1859 г. В февральской книжке "Современник" за 1859 г. напечатана рецензия Добролюбова "Воспитанница", комедия А. Н. Островского". "Мы не станем говорить о "Дворянском гнезде" г. Тургенева,- писал в этой рецензии Добролюбов,- высокое и чистое наслаждение, испытанное нами при чтении этой повести, давно уже, конечно, разделили с нами все читатели, и без сомнения все согласны, что одного такого произведения было бы уже достаточно для того, чтобы сделать очень замечательным литературное начало нынешнего года".)
13* (В июньской книжке журнала "Русское слово" за 1859 г. появилась третья статья славянофила А. А. Григорьева о сочинениях Тургенева. Анализируя "Дворянское гнездо", критик пришел к выводу, что если в "Рудине" мы находим осуждение "вечно-безвыходного протеста" против действительности, то в образе Лаврецкого Тургенев утверждал необходимость "смирения перед действительностью".)
14* (Роман И. А. Гончарова "Обломов" напечатан в первых четырех книжках журнала "Отечественные записки" за 1859 г.)
15* (В письме к И. С. Аксакову от 13 ноября 1859 г. Тургенев так писал об идее "Накануне": "В основание моей повести положена мысль о необходимости сознательно героических натур,- (стало быть, тут речь не о народе),- для того, чтобы дело продвинулось вперед". Говоря о "деле", Тургенев подразумевал не революцию, а скорейшее осуществление реформ, за которые, по его мнению, и должны были бороться с ярыми крепостниками "сознательно героические натуры", то есть передовые люди того времени.)
16* (Здесь, как и в ряде других мест статьи, Добролюбов указывал читателям, что Россия нуждается в революционных деятелях. Героиня романа ищет активной деятельности, она готова итти на жертвы и лишения, но ей не совсем ясен тот идеал, к которому она должна стремиться. По мысли Добролюбова, передовые люди его времени должны были найти свое призвание в борьбе за революционное преобразование действительности.)
17* (См. "Накануне", глава XVI.)
18* (См. "Накануне", глава VI.)
19* (Имеется в виду исследование немецкого либерального историка Фридриха Раумера (1781-1873) "История Гогенштауфенов", вышедшая в 1823-1825 гг.)
20* (См. "Накануне", глава 1.)
21* (Речь идет о профессоре всеобщей истории Московского университета Тимофее Николаевиче Грановском (1813-1855), близком друге Белинского, Тургенева, Герцена.)
22* (Военные действия между Россией и Турцией открылись летом 1853 г.)
23* (Есть люди, которых воображение до того засалено и развращено, что в этой прелестной, чистой, и глубоко-нравственной сцене полного, страстного слияния двух любящих существ они увидят только материал для сладострастных представлений. Судя обо всех по себе, они возопиют даже, что эта сцена может иметь дурное влияние на нравственность, ибо возбуждает нечистые мысли. Но пусть их вопиют: ведь есть люди, которые и при виде Венеры Милосской ощущают лишь чувственное раздражение и при взгляде на Мадонну говорят с приапической улыбкой: "а она... того... [годится"...] Но не для этих людей - искусства и поэзия, да не для них и истинная нравственность. В них все претворяется во что-то отвратительно-нечистое. Но дайте прочитать эти сцены невинной, чистой сердцем девушке, и, поверьте, ничего, кроме самых светлых и благородных помыслов, не вынесет она из этого чтения.)
24* (Большому каналу. - Ред.)
25* (Добролюбов намекает на невозможность для русского писателя по цензурным условиям обратиться к созданию образа героя национально-освободительного польского движения.)
26* (Под "деятельностью" Добролюбов подразумевает революционную деятельность, направленную на уничтожение основ крепостнического государства.)
27* ("Накануне", глава XVI. Курсив Добролюбова.)
28* (Там же. Курсив Добролюбова.)
29* ("Отчего он не русский? - спрашивает Елена. - Нет, он не мог быть русским" ("Накануне", глава XVI).)
30* (Добролюбов указывает на цензурные условия.)
31* (Карл Моор - герой вольнолюбивой драмы "Разбойники" Фридриха Шиллера (1759-1805). Вертер - герой романа "Страдания молодого Вертера" Гете (1779-1832).)
32* (Касаясь острого политического вопроса, Добролюбов был вынужден писать "тем эзоповским - проклятым эзоповским - языком, к которому царизм заставлял прибегать всех революционеров, когда они брали в руки перо для "легального" произведения"33*.
В письме к сотруднику "Современника" С. Т. Славутинскому Добролюбов раскрыл сущность используемого им в борьбе с цензурой приема: "Вообще, чтобы ваши труды не пропадали в цензуре, необходимо говорить фактами и цифрами, не только не называя вещей по именам, но даже иногда называя их именами, противоположными их существенному характеру". Показательно, что цензор, почувствовав скрытую иронию в характеристике "благоустроенного государства", счел нужным несколько ослабить "восторженный" тон статьи Добролюбова.)
33* (В. И. Ленин, Сочинения, т. 22, стр. 176.)
34* (Соловьев Сергей Михайлович (1820-1879) - буржуазный историк, трактовавший народные восстания как бунт против священных традиций государственности.)
35* (Революционные демократы во главе с Чернышевским разоблачили крепостнический характер проводившейся царским правительством в союзе с либералами буржуазной реформы 1861 г.
Либеральных деятелей В. И. Ленин охарактеризовал как "половинчатых, бесхарактерных, бессильных перед силами старого и отжившего"36*.)
36* ("Накануне", глава XIV. Добролюбов при цитировании не сколько сократил текст романа.)
37* ("Накануне", глава XIV. Добролюбов при цитировании не сколько сократил текст романа.)
38* (Браун Джон (1800-1859) - активный сторонник освобождения негров. За попытку поднять восстание негров против американских плантаторов повешен по приговору суда рабовладельцев.)
39* (Легальную оппозицию. - Ред.)
40* (Паншин - персонаж из романа Тургенева "Дворянское гнездо".)
41* (Здесь: к высшему обществу. - Ред.)
42* (Образы стяжателей из пьес А. Н. Островского.)
43* (Из стихотворения Ф. И. Тютчева "Моей землячке".)
44* ("Канун другого дня" - дня народной революции.)
Источник: http://turgenev-lit.ru/turgenev/kritika-o-turgeneve/v-russkoj-kritike-sbornik/dobrolyubov-pridet-nastoyaschij-den.htm
|