Доинституциональный период развития ДО педагогики. Доинституциональный период развития до педагогики
Скачать 22.59 Kb.
|
Доинституциональный период развития ДО педагогики Вначале педагогическая мысль оформлялась в виде отдельных суждений и высказываний – педагогических заповедей. Их темой были правила поведения и отношения между родителями и детьми. До зарождения письменности они имели устное бытование и до нашего времени дошли в виде пословиц и поговорок. Особое место занимают колыбельные, потешки, прибаутки как форма материнского воспитания и выражения любви к ребенку, магического заговора на его здоровье. Особенности отношения родителей к детям, ценности воспитания нашли отражение в сказках, мифах и легендах. Истоки теоретического осмысления вопросов воспитания детей заложены в трудах античных философов. Исходный вопрос философско-педагогического мировоззренияПлатона(ученика Сократа) звучит так:«Можно ли научить добродетели?», отсюда «воспитание – то, что ведет к добродетели», заставляя человека страстно стремиться стать совершенным гражданином, умеющим справедливо подчиняться и властвовать». Платонсчитал, что в дошкольном возрасте закладывается основа последующего развития, поэтому до 3-х лет детей надо ограждать от страданий, чтобы нрав их был веселым, до 6 лет – доставлять детям как можно больше удовольствий, но при необходимости наказывать. Период ухода, как только ребенок научиться говорить, сменяется периодом игр и сказок. Благодаря играм ребенок приобретает разнообразные знания; сказки отбираются так, чтобы формировать у детей благочестие. Целенаправленное обучение начинается с семи лет. Аристотель, Квинтиллиан исходят из факта, что способность к образованию дана человеку от рождения. Дать образование может только тот, кто знает приемы и особенности развития ребенка. Аристотель определяет высшее благо человека как счастье (эвдемония), которое реализуется через «дельность» человека – разумную деятельность. Он выделяет возраст до 7 лет как период, когда ребенок воспитывается дома. Воспитание должно восполнить то, чего не достает от природы. До 5 лет не должно быть никакого обучения, только игры, движения, строгий контроль зрительных и слуховых впечатлений, ограждение от непристойного. Специальным людям – «педономам» – поручается цензура детских сказок. В возрасте от 5 до 7 лет дети должны присутствовать на уроках по предметам, которые им предстоит изучать в дальнейшем - гимнастика, грамматика, музыка и рисование Все, что приобретает человек в процессе воспитания должно служить нравственному самосовершенствованию – один из важнейших педагогических выводов античности. Дальнейшее развитие дошкольной педагогики происходит в русле становления идей необходимости воспитания и развития детей для подготовки к обучению в школе. Становление теории и практики школьного обучения ставит вопрос о подготовленности детей к школе. Возникает проблема чему и как обучать детей до школы? Ян Амос Коменский (1592-1670) наметил единую структуру образования. Образование должно начинаться в материнской школе, продолжаться в народной, латинской и в университете. Разработал содержание образования на каждой из ступеней. В работе «Материнская школа» (1632) раскрыл соотношение физического и нравственного воспитания детей, взаимосвязь умственного воспитания и речи, роль активной деятельности и игр в воспитании ребенка. Рассматривал мать как первого учителя своего ребенка. Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827)считал, что обучение должно развивать ребенка, т.е. быть развивающим, раскрывать присущие природе ребенка духовные и физические силы. Воспитание должно быть природосообразным – соответствовать естественному ходу развития ребенка. Основная цель воспитания – возбуждение ума детей к активной деятельности, развитие познавательных способностей, логического мышления. Исходный момент обучения – чувственное познание окружающего мира. В процессе обучения ребенок осваивает три важнейших элемента – слово, число и форму. Считал, что дошкольников необходимо специально готовить к школе в подготовительных классах. Подробная характеристика педагогических взглядов Я.-А.Коменского и И.-Г. Песталоцци на содержание и способы образования детей до школы представлены в главе данного пособия, посвященной проблеме обучения детей. На протяжении XV – XVIII в.в. развитие теоретических идей дошкольной педагогики осуществлялось в связи со становлением гуманистического понимания природы ребенка и описывалось в романах и трактатах. Так, Жан-Жак Руссо (1712-1778)призывал принимать детство как особенный, чрезвычайно значимый период жизни человека: «Люди! Будьте человечны! Любите детство, будьте внимательны к его играм и забавам…». Им создана теория естественного воспитания в основе которой, лежит свободная самостоятельная деятельность детей. Воспитание должно учитывать естественные потребности, возникающие у ребенка и следовать за ними, учитывать возрастные возможности ребенка (принцип природосообрзности). Особую роль в воспитании играют два свойства человека – способность воспринимать мир через ощущения и любовь к себе. До 2 лет – наиболее важным является физическое развитие ребенка. С 2 до 12 лет – ребенок учится добывать знания сам, из наблюдений за живой природой и собственного опыта. При этом наставник должен создавать ситуации, в которых ребенок захочет получать знания либо делать открытия. Произведения Э.Ротердамского, Ф.Рабле, Т.Мора, Ж.-Ж.Руссо и др. были результатом гуманистической образованности их авторов, плодом просветительской деятельности, а не результатом научных исследований. Их появление повлияло на становление институциональных форм дошкольного образования. Особенности институционального этапа развития педагогики Появление первых дошкольных учреждений было обусловлено необходимостью включения женщины в производство.На протяжении XVIII века в Европе открываются учреждения по уходу и присмотру за маленькими детьми. Возникают вопросы: как воспитывать детей, чему можно научить, как подготовить к школе? Постепенно из учреждений ухода и присмотра за детьми они превращаются в место, где осуществляется первоначальное развитие ребенка – появляется необходимость научного педагогического знания о развитии ребенка в условиях педагогического процесса дошкольного учреждения. Важным событием для развития дошкольной педагогики стало открытие в Германии в 1837 году«Учреждения для развития творческого побуждения к деятельности у детей и подростков» Фридриха Фребеля (1782-1852), в 1840 году он дал учреждению название «детский сад».Учреждение просуществовало 7 лет и было закрыто из-за недостатка средств. Ф.Фребелем впервые был разработан целостный, научно-обоснованный и методически оснащенный педагогический процесс детского сада. В педагогическом процессе была реализована теория И.-Г.Песталоцци о развивающем обучении, реализован его принцип наглядности. Ф.Фребель считал, что ребенку от природы даны разнообразные силы способности. Все способности ребенка развиваются в процессе его активной деятельности, следовательно, педагогический процесс должен быть основан на действии, работе и мышлении. Ф.Фребель ставил цель воспитывать детей, давая им нужную деятельность, развивать тело, внешние чувства, знакомить с людьми и природой, в игре, веселье и невинности готовить их к школе, как растение в саду. Содержание образования ребенка должно отражать многообразие человеческих сил и способностей - быть всесторонним. Особенности организации воспитательного процесса основаны на идее о том, что способности человека раскрываются в активной деятельности (игра, учеба и труд). Ядром воспитательного процесса являются организованные и свободные игры детей. Обучение разным видам деятельности организуется на специальных занятиях при ведущей роли педагога. Дальнейшее развитие дошкольной педагогики связано с появлением разнообразных институциональных форм дошкольного образования и появлением различных педагогических концепций. В противоположность «немецкому методу» Полина Кергомар (1838—1925) разработала «французский метод», создав учреждение «материнская школа». Авторитарному воспитанию она противопоставляла воспитание, основанное на понимании, которое не заглушало бы в детях естественной потребности к самостоятельности. В более старшем возрасте следует, считала П. Кергомар, пояснять детям, почему можно или нужно делать так, а не иначе. “Под влиянием убийственной дисциплины,— писала она,— ребенок растет без индивидуальности”. Воспитатель должен удовлетворять разумные потребности детей, проявлять уважение к личности ребенка. Лучшей формой ознакомления детей с окружающим она считала «предметные уроки». Это самые важные уроки, говорила она, так как с ними “связало знакомство с родным языком и развитие всех чувств”. Эти уроки должны удовлетворять потребность ребенка самому потрогать, ощупать, попробовать, понюхать; эти уроки, с точки зрения П. Кергомар, должны сменяться и переплетаться между собой. Методика предметного урока требует такого построения, которое вызывало бы у ребенка потребность узнать то, что хочет сообщить ему воспитатель. В конце XIX – начале XX века под воздействием социальных условий, научных достижений в разных областях знаний, прежде всего, в естествознании произошёл отказ от концепций жёсткого управления воспитанием ребёнка, на первый план вышло биологизаторское положение о спонтанном развитии способностей ребёнка. Роль педагога заключалась к создании комплекса упражнений и подготовке материальной среды для саморазвития и самовоспитания ребёнка. Особенно ярко эти идеи проявились в педагогических системах Марии Монтессори (1870—1952) и Овида Декроли (1871—1932). В концепции Джона Дьюи (1859—1952) на первое место вышло развитие практических умений и навыков детей. В воспитании дошкольников впервые был использован «метод проектов», основанный на самостоятельном познании детьми окружающего мира путём решения проблемных ситуаций, освоения игровых и трудовых навыков, коллективного взаимодействия. На зарубежную дошкольную педагогику ХХ в. значительное влияние оказали различные течения в психологии (бихевиоризм, психосоциальная теория Л.Кольберга, Э.Эриксона, гуманистическая психология (К.Роджерс, А.Маслоу). Полемика была сосредоточена вокруг проблем: допустимость формального обучения дошкольников, воспитательное значение и ценность игры, соотношение когнитивных, эмоциональных и социальных целей в развитии ребёнка. Современная зарубежная дошкольная педагогика вариативно развивается в русле развивающего, проектного и конструктивистского подходов. Развитие ДО педагогики в России К. Д. Ушинский (1824 - 1870 г.г.) - основоположник русской дошкольной педагогики. Считал, что необходимо создать систему народного воспитания, отвечающую потребностям, интересам народа (воспитание патриотизма, национальной гордости, любви к труду; знание народной культуры, родного языка, произведений устного народного творчества). Создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными (игра- деятельность свободная, самостоятельная; на ее содержание влияет среда; воспитатель не должен вмешиваться; большое значение имеет игрушки; важно использовать народные игры). Признавал связь эстетического и нравственного воспитания дошкольников. Интересны его мысли по улучшению воспитательной работы детских садов: не надо переутомлять детей "сидячими занятиями"; преждевременное обучение утомляет мозг ребенка, вселяет неуверенность в свои силы; запаздывание в обучении обусловливает отставание в развитии. Считал необходимым разработать: учебные занятия детей, "предшествующие книжному обучению"; внеучебные занятия, которые примыкают к детской игре. Важное значение придавал семье. А. С. Симонович (1640 - 1933 г.г.) рассматривала детский сад как подготовительную ступень к школьному обучению. Она выдвинула мысль о создании в детском саду элементарного класса для детей от 6 до 7 лет. Определила цель и назначение детского сада, стремилась установить общие и специальные задачи детского сада и начальной школы, исходя из психологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста. Отмечала, что взаимоотношения воспитателя с детьми в детском саду должны строиться по образцу семейных отношений. Е.Н. Водовозова (1644 - 1923 г.г.) первая в дошкольной педагогике полно раскрыла проблемы умственного и нравственного воспитания детей дошкольного возраста, начиная с раннего. В основу своей системы семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста положила идею народности воспитания. Большое значение придавала физическому воспитанию детей и трудовому воспитанию как одной из сторон нравственного и т.д. П.Ф.Лесгафт (1837 - 1909 г.г.) - ученый и педагог - доказал, что на развитие организма оказывают влияние среда и упражнения, считал необходимым для воспитателей, родителей изучение детей в процессе повседневной жизни и воспитательной работы. В своей книге "Семейное воспитание ребенка и его значение" изложил научные основы семейного воспитания детей; выдвинул главные требования к организации воспитания в семье, писал о недопустимости телесных наказаний детей, о важности роли игры и игрушек в воспитании детей. Создал оригинальную теорию физического воспитания, в соответствии с которой на первое место в анатомо-физиологическом совершенствовании организма детей он поставил двигательные упражнения, умение сознательно управлять отдельными движениями, преодолевать препятствия с возможно большей ловкостью и наименьшей затратой энергии. Физическое воспитание он считал важным средством всестороннего развития личности, тесно связанным с умственным, нравственным и эстетическим воспитанием. Л.Н.Толстой (1828 - 1910 г.г.) - идея свободного воспитания. Человек имеет право свободно формировать свои убеждения и взгляды, без всякого насилия и принуждения со стороны общества, и что детям присуще природное совершенство и высокие нравственные качества. Впервые в истории педагогики уделил особое внимание проблемам воспитания детей дошкольного возраста. Он идеализировал природу детей. В своем учении отрицал целенаправленное воспитательное воздействие на детей. Был сторонником семейного воспитания. Воспитание детей должно быть направлено на гармоническое развитие сил и способностей, выступал против телесных наказаний в семейном воспитании. Является создателем учебных книг "Азбука", "Книга для чтения". |