Главная страница
Навигация по странице:

  • Распространение ислама на территории

  • Доисламское верования и Ислам по эпосу Манас. Ислам в эпосе Манас. Доисламские верования и ислам по эпосу Манас


    Скачать 45.5 Kb.
    НазваниеДоисламские верования и ислам по эпосу Манас
    АнкорДоисламское верования и Ислам по эпосу Манас
    Дата24.10.2022
    Размер45.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИслам в эпосе Манас.doc
    ТипСамостоятельная работа
    #750968

    Министерство образовании и науки Кыргызской Республики

    Кыргызская Государственная Медицинская Академия

    Кафедра «философии и общественных наук»

    Самостоятельная работа студента


    На тему: Доисламские верования и ислам по эпосу «Манас»

    Выполнил: Медетов Ислам ЛД2 1-курс 38-группа

    Проверила: Туралиева Гульнара Асаналиевна

    Бишкек 2022 год

    В эпосе «Манас» прослеживаются архаичные верования, связанные с тотемизмом, фетишизмом, поклонением чудесным свойствам вещей, животных, поклонение небу, огню, белому цвету, различным явлениям природы и т.п. Хотя кыргызов в эпосе и называют мусульманами и упоминаются некоторые мусульманские обычаи, герои его придерживаются в основном тенгрианских религиозных обрядов.
    Среди домусульманских верований особое место занимает
    тотемизм, в основе которого лежит вера в общее происхождение и кровно-родственную близость различных групп людей с каким-либо видом животных, растений или даже предметов и явлений. Пережитком племенного тотемизма является и сохранившаяся до последнего времени вера в происхождение ряда племен от животных, культ некоторых животных: олень «бугу», волк «беру». О роли тотемистических верований можно судить по тому факту, что кыргызы из племени «бугу», считая оленя своим мифическим предком, в то же время охотились на него. В связи с этим М.К. Абдьищаев отмечает, что тотемизм, как и другие формы ранних религиозных верований, не образовал самостоятельной системы, он тесно связан с анимизмом и шаманизмом. Отсюда возникли традиции и обычаи их фетишизации. Некоторые части тела животных и птиц, считавшихся главными врагами злых духов, до сих пор используются в качестве амулетов. Кыргызам было свойственно и почитание священных животных: снежный барс, белый верблюд, медведь, сова, змея.


    Распространение ислама на территории Кыргызстана стало возможным благодаря следующим факторам: - Кыргызстан в древности стал территорией пересечения трасс Великого шелкового пути, что сделало его «своеобразным плацдармом религиозного синкретизма, где могли одновременно сосуществовать представители различных конфессий (буддисты, христиане - несториане, мусульманесуфии)». Возможно, этот факт объясняет действительную толерантность кыргызов по отношению к представителям других конфессий и культур, проживающих в Кыргызстане. Ислам сумел приспособиться к кочевому образу жизни кыргызов. - не требовал обязательного наличия мечетей, многочисленных предметов культа, т.к. для него важнее не храм, а наличие верующих. Кочевники, принимая новую религию, сохранили большую часть своих прежних доисламских обрядов и верований; - ислам долгое время оставался религией аристократической верхушки, которая владела языком новой религии и, в свою очередь, содействовала установлению правил этикета ислама. Т.о., ислам стал не просто вероисповедованием как таковом, но и особым образом жизни и мышления. В шариате сведены в единую систему законы, регулирующие все сферы жизнедеятельности, нормы морали, этики, мусульманские праздники и прочее, одним словом, все то, что определяет поведение и порядок жизни мусульман. Для всех мусульман обязательно соблюдение пяти мусульманских заповедей:

    1. неукоснительное исповедание веры,

    2. чтение молитвы (намаз),

    3. соблюдение поста (орозо),

    4. раздача милостыни (зякят),

    5. паломничество к святым местам (хадж).

    Шариат регулировал собственно религиозные обязанности мусульманина, юридические нормы и наказания. С точки зрения шариата, все действия и поступки делятся на пять категорий.

    1. Обязательные (связаны с обязательным исполнением предписаний ислама, уклонение от них наказуемо и в земной, и в загробной жизни.)

    2. Желательные (дополнительные молитвы и посты, выполнение обетов и актов милосердия, за что в загробной жизни последует воздаяние.)

    3. Дозволенные (сон, прием разрешенной пищи, вступление в брак и т.д.)

    4. Неодобряемые поступки, вызванные особой привязанностью к мирским благам. Они нежелательны, но за них не предусматривается наказание.

    5. Запрещенные поступки наказываются и в этой, и в последующей жизни.

    Адат (обычное или кочевое право) регламентировал семейную жизнь кочевника, а также его хозяйственную деятельность. Таким образом, отличительной особенностью мусульманской веры кыргызов было её тесное переплетение с традициями языческих верований: зороастризма, шаманизма, тотемизма, фетишизма, анимизма, а также ряда культов и поклонений.

    Среди праздников есть деление на доисламские праздники (Нооруз, Жер-Суу Тайу) и мусульманские (Орозо Айт, Курман Айт). Принятие ислама не искоренило празднование кыргызами Праздника Нооруз, его обряды и ритуалы сохранились, символизируя приход нового в жизни людей, их надежду на счастливый и благополучный год. Смена года приходится на 21 марта и олицетворяет собой победу света над тьмой, тепла над холодом, добра над злом. В этот день люди прощают обиды, прекращают ссоры, ходят в гости, вспоминают умерших и готовят традиционные блюда из злаков.



    написать администратору сайта