Главная страница

Доклад Интонационный слух. Пути его развития в классе фортепиано. Автор Калинина Любовь Валерьевна


Скачать 39.67 Kb.
НазваниеДоклад Интонационный слух. Пути его развития в классе фортепиано. Автор Калинина Любовь Валерьевна
Дата17.02.2022
Размер39.67 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаDOKLAD_Intonacionnyj_sluKh.Kalinina.docx
ТипДоклад
#365590

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Школа искусств Верещагинского муниципального района»

Доклад
Интонационный слух.

Пути его развития в классе фортепиано.

Автор: Калинина Любовь Валерьевна-

преподаватель по классу фортепиано

высшей категории

г. Верещагино 2017г.

Содержание

Введение

Глава I «Музыка-искусство интонируемого смысла» Б. Асафьев

1.1. Понятие интонации
1.2. Пять понятий интонации
Глава II Состояние современной звуковой среды
2.1. Эффективные формы развития интонационного слуха

Глава III Интонационная выразительность на начальном этапе обучения.
Приложение Интонационные «Игры-практикумы»
Ссылки на источники

Введение

Одним из важнейших компонентов музыкальной одарённости является интонационный слух.

Интонационному слуху посвящена отдельная глава в монографии Д. Кирнарской «Музыкальные способности». Исследователь, опираясь на концепции Б. Асафьева, В. Медушевского, а также на результаты научных экспериментов, проведённых западными психологами, представляет разноплановые характеристики интонационного слуха. Чрезвычайно перспективной является определение его как мотивационного компонента музыкального таланта.

Глава I

«Музыка – искусство интонируемого смысла» - так афористически определил музыку Б. Асафьев. Открытие этого смысла принадлежит исключительно русскому музыкознанию, конкретно Б. Асафьеву. Благодаря ему «интонация» стала каждодневным словом в практике отечественных музыкантов, а также распространилась в этом значении и за рубежом.

Б. Асафьев считает, что область интонации развивается в социально-историческом плане, проделывает жизненный цикл развития и распространяется в массовом слухе. А это значит, что область интонаций как смыслового звуковыявления безгранична и регламентируется по принципу стилистики.

Теоретик музыки следующего поколения в 70-80 г. В. Медушевский продолжил развивать концепцию музыкальной интонации. Он рассмотрел интонацию как невербальный, непонятийный способ выражения.

«Музыкальная интонация воспринимается как живая потому, - пишет исследователь,- что в ней отражен живой человек…, интонация телесна уже по своей форме, она промысливается дыханием, связками, мимикой, жестами – целостным движением тела».

Интонация сама по себе не разложена на элементы – мелодическую линию, интервалику, ритмический рисунок, тембровую окраску и т.д., поэтому В.Медушевский выделяет фундаментальное свойство интонации – её целостность.

Осмысливая астыфьевскую интонацию на основе современных наук, он ввел понятия максимального охвата – «генеральная интонация». Это обобщающая интонация целого законченного музыкального произведения, которая выражается в исполнительстве. Музыкальное произведение должно обладать вместе с единством художественного замысла также и единой, ощутимой слухо-пластической выразительно-смысловой окраской.

Поразительной стойкости и выдержанности смысловой окраски достигают величайшие музыканты – исполнители. По их интерпретации видно, как при всем многообразии оттенков экспрессии произведения в нем все время как бы присутствует одна и та же эмоциональная «тональность» музыки, например возвышенной отрешенности, светлой печали, иронии, скерцозной остроты, величавости, бурного волнения и т.п.

В процессе исторического развития Интонация стала особой смысловой единицей. Но музыкальные интонации не являются однозначными знаковыми символами, как слово в речевом языке. Значение интонации всегда распознается и воспринимается в контексте.

Генеральная интонация как интонационная вспышка, которая светит одним светом на протяжении целой музыкальной формы.

В процессе исторического развития Интонация стала особой смысловой единицей. Но музыкальные интонации не являются однозначными знаковыми символами, как слово в речевом языке. Значение интонации всегда распознается и воспринимается в контексте. Выделяют

пять типов интонаций:

1. Эмоционально-экспрессивные или эмоциональные:

- связанные с миром человеческих эмоций –радостью, грустью, страхом, гневом – например «Славянский танец» e-moll А. Дворжака.

2. Изобразительные или предметно – изобразительные:

-связаны с имитацией предметов внешнего мира с помощью какого-либо подражания - например «Маргарита за прялкой» в песне Ф. Шуберта, «Петя и волк» в сказке С.Прокофьева.

3. Музыкально-жанровые интонации:

-это воссоздание черт марша, баркаролы, церковного хорала или молитвы,

танцев-танго, кек-куока, вальса, польки, мазурки, этюда, прелюдии, ноктюрна и др.

4. Музыкально-стилевые интонации:

-это воссоздание стилей тех или иных культур: европейского барокко, классики, романтизма, негритянской, китайской, норвежской музыки.

5. Музыкально-композиционные:

-связаны с направлением внимания композитора специально на интервал, звукоряд, лад, ритм;

-способ исполнения: певучая кантилена, беспокойное тремоло, арпеджато, глиссандо и т.д.

- и весь комплекс музыкально- выразительных средств, при помощи которых автор строит свою композицию.
Глава II

В своей практике, на протяжении нескольких лет, я наблюдаю недостаточный уровень развития интонационного слуха у детей и связываю это с неблагополучны состоянием современной звуковой среды.

Интонационный слух – это, во-первых, способность выделять интонацию как музыкально-смысловую единицу, определять её значение, учитывая весь комплекс выразительных средств; во-вторых, восприимчивость интонационным процессам, развёртывающимся в произведении. При восприятии звучащего материала интонационный слух рационально осмысляет реакции эмоциональной сферы, а при работе с нотным источником происходит обратное - эмоциональный отклик на информацию носит рационально-аналитический характер.

Какие же формы музыкальной деятельности можно считать наиболее эффективными для развития интонационного слуха?

Б. Асафьев начинает вторую книгу исследования «Музыкальная форма как процесс» с размышления о пении, что закономерно: интонационный слух зависим от вокальных ощущений человека. Как в музыке, так и в речи, интонация – это результат деятельности голосового аппарата человека. Спонтанное речевое интонирование свойственно каждому человеку, не имеющему специфических расстройств. Управление интонацией в речевой деятельности, идентификация интонации во многом зависят от степени координации слуховых и голосовых ощущений. В музыке это зависимость ещё более актуальна.

Сейчас почти забыта такая форма музицирования, как подбор по слуху. Причина забвения – возможность легко найти любые ноты в Интернете. Как ни парадоксально это звучит, труднодоступность нотных источников способствовала тогда развитию важных для музыканта качеств – слуховой цепкости, памяти, эмоционально-ассоциативного мышления. Преимущественно на этой основе и образуются прочные связи между интонационным и аналитическим компонентом музыкального восприятия.

Значимая роль в этом процессе принадлежит также накоплению слухового опыта. Прислушиваясь к речи на иностранном языке, мы постепенно привыкаем к ней и благодаря попутному освоению лексики узнаём всё больше элементов.

При частом слушании музыки становятся понятным и её «слова». Со временем слух становится способным к выявлению выразительных средств, образующих ту или иную интонацию. Активный интонационный слух, в свою очередь, благоприятствует развитию композиторских способностей.

Существуют также предпосылки для воспитания интонационного слуха, не связанные с музыкальной одарённостью. Их следует искать в речевой деятельности. Интонационная сторона речи часто воспринимается нами как данность, не требующая особой педагогической работы. Между тем, исследования последних лет показывают, что многие дети – в том числе, и старшего школьного возраста – имеют низкую чувствительность к интонации.

Это проявляется, в частности, в слабом владении пунктуацией, неспособности к выразительному чтению, анализу интонационного строя литературного произведения. Осознанное отношение к функциям речевой интонации, практическое овладение её возможностями способствуют пониманию интонационной формы музыки.

Действует и своего рода обратная связь, а именно: чуткость к музыкальной интонации стимулирует развитие навыков речевого интонирования. В логопедической практике при работе с нарушениями интонационной стороны речи музыкальные занятия могут стать дополнительной формой коррекции.

Небрежное отношение к интонационным ресурсам речи и недостаточно высокий уровень развития интонационного слуха молодых музыкантов имеют общую причину – это состояние звуковой среды. На улице, в торговых центрах, кафе, в общественном транспорте звучат «композиции», в которых доминирующую роль играют, как правило ,динамический и ритмический факторы. Конечно, нельзя назвать подобные «композиции» без интонационными, но интонация в них нарочито обезличена или же подавлена агрессивной ритмикой.

Пассивная роль интонационного фактора характеризует большую часть телевизионных эфиров, играющих существенную роль в жизни современного человека. Ведущие различных шоу, актёры, задействованные в многочисленных сериалах, интонируют либо схематично, шаблонно, либо однообразно. К сожалению, почти не представлены в эфирном пространстве жанры теле- и радио-спектаклей: они положительно повлияли бы на интонационный образ современной повседневной (обиходной) речи. Вероятно, понадобятся годы для того, чтобы реабилитировать статус интонационности в звуковой культуре личности.

Музыкально-педагогическая практика может сыграть активную роль в этом процессе. Но для этого необходимо, чтобы по-новому была осмыслена исключительная роль интонационного слуха в профессиональной деятельности музыканта, а поиск и апробация эффективных форм его развития стали важнейшими методическими задачами.

Глава III

Что может вдохновить ребёнка на эмоциональное, прочувствованное исполнение произведения? Конечно интонационная выразительность, которой необходимо учить с первых попыток прикосновений к клавишам. Переходим к некоторым способам предварительного развития интонационной выразительности на начальном этапе обучения.
1. Учить ребенка вслушиваться в линию собственного голоса.

Речевое интонирование. Выразительно читать стихотворные тексты, прорисовывая графически на листке бумаги высотные и динамические подъемы и спады голоса. Поэтический текст ритмичен, музыкален, пластичен, имеет образное содержание. Поэтические тексты являются вспомогательным материалом для достижения понимания музыкальных эмоционально-интонационных смыслов.

Вокальное интонирование. Предлагать выразительно пропеть знакомые мелодии, отмечая напряжения и спады голосовых связок. Можно нарисовать на бумаге абстрактные волны, с более крутыми подъемами и спадами и по ним петь, повышая и понижая голос. Напевать следует в спокойном темпе, выразительно выполняя широкие волнообразные подъемы и спады, останавливаясь вверху и плавно опускаясь вниз. Можно использовать вокальные упражнения хорового класса.

2. Мимическая пантомима. Преодоление эмоциональной стеснительности. При чтении стихов просить ребенка помогать себе пластикой, мимикой, жестами добиваться необходимого эмоционального строя. При рассматривании эмоциональных картинок предлагать ребенку копировать соответствующую эмоцию мимикой. Предложить покривляться лицом – я злюсь, я радуюсь, я вредная, я плакса, хохотушка. При этом, смотреть на себя в зеркало, наблюдать за движением элементов лица – бровей, глаз, губ, которые помогают создать соответствующее настроение.

3. Звукоподражательное интонирование. Подбирается мотив из разучиваемых пьес и поется как кошка, собака, жук, лягушка и т.д. В процессе пения меняем темп, штрихи, динамику. При этом развивается речевая дикция, артикуляция, тембровые краски голоса, скорость проговаривания. Эмоциональное копирование звуков животных, птиц, шум ветра, плеск воды, шелест листвы вызывает интерес и оживление у ребенка. Голосовое подражание пробовать перенести на «ручное», на клавиатуру.

4. Шумовое сопровождение музыки. При прослушивании заготовленного музыкального материала в определенных вместе с учеником местах дополняем музыку щелчками пальцами и языком, хлопками, стуком кулачком по столу, притопами ногами, речевыми звуками (дон, дон, кап, кап) и т.д. Важно, чтобы ребенок все делал без дополнительных средств.

5. Пальцевая хореография. Под простейшие образные речевки-попевки ребенок выполняет ритмические движения пальцами на столе или на ладони (дождик лей, не жалей; сел на ветку воробей, испугался голубей; к нам на стол забрался слон, начал громко топать он)

6. Пластический театр. Пантомима. Формирование понятий - персонаж, сюжет, образ. Изображение пластическими движениями под музыку представляемых персонажей, характеров, предметов.
Успех во многом зависит от методической и дидактической фантазии педагога, умения ситуативно мыслить и реактивно реагировать на урочные внезапности.

В заключении хочется ещё раз вспомнить высказывания Б. Асафьева «Музыка как искусство есть процесс интонирования. Без интонирования и вне интонирования - музыки нет».

Ссылки на источники

1.Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс

2.Бахтин М. Проблема речевых жанров // Бахтин М.

3.Жинкин Н. Механизмы речи

4.Кирнарская Д. Музыкальные способности

5.Медушевский В. Интонационная форма музыки: Исследование.

Приложение
ИНТОНАЦИОННЫЕ ИГРЫ-ПРАКТИКУМЫ

Интонационная игра.

Ученые установили, что слово «здравствуйте» может быть произнесено 40 способами, и помогает в этом разнообразная интонация. И это мы используем на уроке специальности.

1. Каждый участник заготавливает 2 разных интонационных варианта слова «здравствуйте». Встаем в круг и здороваемся.

2. Ведущий говорит слово «граждане» с разными интонациями, а остальные участники продолжают фразу согласно интонационному смыслу.

3. Ведущий говорит слово-предложение «приехали». Участники определяют интонационный смысл.

Речевая игра смыслов при смене логического ударения:

Ты лучше свари кашу. Ты лучше свари кашу. Ты лучше свари кашу. Логическое ударение – выделение голосом наиболее важного по смыслу слова (замедление, пауза, повышение тона).

Музыкальная игра смыслов:

Движение звуков вверх вопросительная интонация - До, ре, ми, соль? пришла зима?

Движение звуков вниз ---соль, ми, ре, до. Повествовательная, восклицательная, утвердительная интонация (пришла зима, пришла зима).
Пытаясь научить ребенка выразительно интонировать мотив, мелодию на фортепиано мы сталкиваемся с сопротивлением материала. Маленькому пианисту не сразу удается соединить звуки в нужном эмоциональном ключе. Мешает и определенная ударность нашего инструмента– демпферы. Как быть, что делать? Если маленькому ребенку что-то не удается, то обычно это перестает ему нравиться. Наши теоретические понимания всегда должны идти рука в руку с практическим воплощением на инструменте. А учить интонационной выразительности исполнения необходимо с первых попыток прикосновений к клавишам. У многих замечательных отечественных педагогов встречаются понятия - «слышащая рука» (С.И. Савшинский), «думающие пальцы» (Ф.М. Блуменфельд), «живая рука» (Август Хальм 19-20в.).

ПРАКТИКУМ

На начальном этапе очень важна разминка для пальцев. Для исполнения самых простых интонационных попевок нужны чувственные, умные пальцы. Возможно, многие из вас обратили внимание на манеру Р.Паулса перед началом игры на рояле «обнимать» и настраивать пальцы легкими пробными движениями. Вообще, стоит обратить внимание на исполнительские особенности джазовых пианистов, на их очень гибкие и свободные руки. Можно позаимствовать специальные упражнения, развивающие мелкую моторику, в джазовых методиках и у педагогов дошкольных учреждений и включить собственную фантазию.

Задачи разминки для пальцев

1. активизация внимания

2. развитие координиции

3 повышение степени реагирования

4. развитие зрительной и мышечной памяти

5. развитие эластичности, гибкости, ловкости, подвижности пальцев

Веселая пальцевая пантомима.

Изобразить пальцами: корабль в море, подзорная труба, очки, стул, стол, скатерть, книга открытая, книга закрытая. Умылись, обнялись, подрались, помирились, поздоровались. Можно придумать небольшой текстовый сюжет и сопровождать его пантомимой.

Дети с удовольствием играют в игры с определенным «бытовым» уклоном. Пальчиковые разминки лучше использовать непроизвольно, между делом. Абстрактный комплекс упражнений детей не очень занимает. Пробуя играть на инструменте, ребенок сразу чувствует, что пальцы плохо подчиняются его исполнительским повелениям. Значит, пальцы надо подготовить, потренировать. Привлечение к упражнениям детских игрушек может отвлечь надолго и дети с неохотой с ними расстаются. А игры с привычными будничными предметами – помады, флешки, скотч, шариковая ручка, точилка, листок бумаги – превращаются в занимательную процедуру.

Примерные задания:

1. Листок бумаги для записок плотно свернуть в несколько раз правой рукой, передать в левую руку. Левой рукой разворачиваем свернутый листок, а правой рукой сворачиваем еще один.

2. Большой лист бумаги скомкать в плотный мячик, поиграть, перебрасывая из руки в руку, затем аккуратно развернуть, не разорвав.

3. Открыть одной рукой колпачок шариковой ручки, «написать» в воздухе букву, цифру слово, записку, закрыть колпачок одной рукой.

Ребенку затруднительно с первых уроков осмыслить и выполнить интонационные пианистические задачи. Необходима привязка к чему-то знакомому и привычному. Это – собственные речевые навыки, мимические, пластические, двигательные пальцевые навыки. Развивающая связь этих навыков между собой для нас очевидна. Игровые, ролевые ситуации, театрализация в подготовительной работе - обязательны.

ПРАКТИКУМ

Интонационные этюды.

Интонационные этюды можно использовать на протяжении всех лет обучения. Педагог подбирает простейшие понятные ученику пьесы, отрывки, на которых он быстро учится распознанию структурных элементов музыкального текста, приобретает навыки его грамотного прочтения. Наиболее эффективно подбирать такие вспомогательные этюды сообразно изучаемым в данное время произведениям – по жанровым, фактурным, темповым, динамическим соответствиям.

Использование собственных вариантов игры нотного текста, импровизаций с различными артикуляционными и интонационными изменениями, сказочных, театральных действующих лиц очень оживит работу.

На простом материале ученик быстро усваивает характерные обороты музыкальной речи, учится видеть фактурные «заготовки», нарабатывает способность быстрого сравнивания, вычленения и перенесения усвоенных интонационных символов и формул в другие исполнительские ситуации.

Интонационные этюды должны отличаться мелодической выразительностью, ярко выраженной кульминацией. Дети любят составлять к используемым пьесам краткие словесные картинки-иллюстрации, новые программные названия.
Использование терминологии интонационных этюдов:

Ключевая интонация (мелодический комплекс, ритмический комплекс, зерно-интонация) – главный, часто повторяющийся элемент текста с определенным значением. Интонационная матрица – составление краткой смысловой схемы (скелетона) распределения в тексте ключевых интонаций, мелодических, ритмических комплексов, их значения.

Ребенку затруднительно с первых уроков осмыслить и выполнить интонационные пианистические задачи. Необходима привязка к чему-то знакомому и привычному. Это – собственные речевые навыки, мимические, пластические, двигательные пальцевые навыки. Развивающая связь этих навыков между собой для нас очевидна. Игровые, ролевые ситуации, театрализация в подготовительной работе - обязательны.


ПРАКТИКУМ.

Интонационные этюды для самых маленьких.

Примерные ритмоинтонационные формулы, мелодические «слова», которые должны быть на слуху у ребенка с малых лет и вызвать определенные ассоциативные впечатления:

1. Это могут быть переложенные на музыку речевые интонации зова, восклицания, просьбы, приказа, повеления, восторга и т.д., подтекстованные словосочетаниями или отдельными словами. Двузначные мотивы лучше составлять на секундовых, терцовых и квартовых интонациях (баю-баю, куколку качаю; вставай, вставай, зарядку начинай и т.д.)

2. Короткие детские мелодические прибаутки, попевки, заклички, дразнилки. С первых занятий, ребенок должен учиться понимать интонационные смыслы звуков, исполненных на фортепиано (чижик-пыжик, где был, в лес ходил; ехали медведи, на велосипеде; скачет белка скок да скок, что за маленький зверек)

3. Игра нисходящих и восходящих трех-, четырех-, пяти- звучных мотивов с подтекстовкой будут подготовкой и к игре гамм (едет воз, без колес; светит солнышко; вот с высокой горки ручеек сбегает).

4. Сочинение коротких пьес-действий. Ритмизованные интервальные попевки чередуются притопами, хлопками, постукиваниями, щелчками, пантомимическими действиями, звуковыми сигналами. (Зайка серый прыг-скок, под кусток и молчок; серый волк, зубами щелк; раздается громкий стук, дятел долбит старый сук, сидит кукушка на суку и поет – ку-ку, ку-ку и т.д.). Совмещение игры и сопутствующих звуковых задач будет способствовать мышечному освобождению, переключению внимания, сосредоточению и умению организовывать свои действия.

5. Освоение более продолжительных линейных мелодических построений, пьес для одной руки, в игре которых будет запрограммировано воспитание «живой руки» (жил да был черный кот за углом…; веселится даже пень, вот какой чудесный день и т.д.)

Очень полезно в «донотный» период играть одноголосные пьесы из сборников «с руки». При переходе на игру по нотам знакомые мелодии значительно облегчат процесс распознавания звуков в знаках и наоборот.

На ранних этапах нотного периода очень важно применение элементарного структурного анализа, понимание музыкальных смыслов позволит с первых уроков подключить ученика к энергии интонационных построений.

Такой подход к работе с музыкальным текстом под руководством педагога поможет ученику достичь ясного представления содержания произведения и составлении верного исполнительский плана.

Замечательный немецкий педагог, упомянутый выше, Август Хальма (конец 19 – начало 20 вв.) много внимания уделял воспитанию «живой руки». Среди различных способов он предлагает и работу над интервальной интонацией, развивающей ощущение величины интервала, степени напряженности, весомости звуковых соединений. Малые интервалы имеют более спокойные сопряжения, большие восходящие интервалы более напряжены, событийны.

ПРАКТИКУМ

Вместе с маленьким учеником можно сочинить небольшой рассказ, сюжет, с использованием интервальных интонаций.

Например: часы пробили девять раз (дин-дон) и Маша стала укладываться спать. Мама спела ей колыбельную (баю-баю) и Маша заснула. Ей приснился сон, что она заблудилась в лесу и стала кричать «а-у». Зачем я пошла в лес одна (сексты), удивленно думала Маша? Куда мне теперь идти? (септимы)..... и .т.д.

Секунды, – баю-баю

Терции – кап, кап, дин-дон

Кварты – бежим, вперед!

Квинты – а-у

Сексты – в лесу, зачем –удивление

Септимы - куда?

Первичные значения интервальных интонаций во взаимодействии с контекстом того или иного произведения способны принимать новые облики.

В детской музыке композиторы обычно используют устоявшиеся интонации, учитывая возрастные особенности мышления.

Музыкальные исследователи отмечают характерные интонационные фигуры детской музыки.

Характерные элементы интонационной лексики детской музыки.

В хореографической педагогике понятие лексика используется очень предметно, а мы зачастую допускаем упущения или не пользуемся вообще.

1. Фигуры шага, бега, прыжка, качания, скольжения, скачки. Эти фигуры в текстах детских произведений выполняют различные функции и имеют достаточно широкий смысловой диапазон. Они могут передавать характер, возраст, пол человека, ситуационные эмоции (знак героя или персонажа), олицетворять образы птиц и животных в фольклорных, сказочных и других детских представлениях.

2.Фигурации-формулы моторно-двигательного происхождения могут подразумевать действия героя в сюжетных условиях, участвуют в драматургическом развертывании в элементах музыкальной речи.

3. Интонационные сигналы различных инструментов - ударных, струнных, деревянно-духовых, национальных народных инструментов

4. Знаки-образы (мелодические комплексы), характерные для образов природы. Времена года, река, море, лес, животные, птицы.

5. Формулы песенно-речевого, звукоподражательного происхождения. Колыбельные, речитативные, возгласы, плачи, кличи, зовы и т.д.
ПРАКТИКУМ

Играем Баха! В его музыке для детей заложены все формулы! Музыка Баха поможет открыть двери для понимания всех музыкальных стилей. А ключ к музыке самого Баха – осмысленность и певучесть. Работа над осмыслением действий за инструментом, над исполнительской активностью ученика должна быть постоянной.

Некоторые особенности подхода к первичной исполнительской работе над музыкой Баха для детей.

1. Интонирование мелодий через артикуляцию. Абсолютное совпадение с мнением Э. Курта: «Существенный момент всякой мелодики лежит не в звуках, а между ними, в их связи, наглядно говоря – в той части мелодической линии, которая в нотной записи представляет собой полое пространство между тонами, в этих кажущихся пробелах, точках».

2. Необычная аппликатура привлекает детей: третий палец перекладывается через четвёртый, второй - через третий, первый палец на чёрной клавише – прежде было нельзя, а здесь можно.

3. Правила «восьмушки» и «фанфары» запоминаются маленькими учениками быстро, как правила любой детской игры.

4. Вместо crescendo и diminuendo есть устремление, усиление напряжения при движении мелодии к кульминационной точке и «сопротивление» при движении вниз. Как в разговорной речи. При вступлении нового голоса звучание усиливается.

5. Скорость темпа зависит не от мелких длительностей, а от больших (звучание мелких длительностей не торопим, больших – не затягиваем, полифония не любит ни суеты, ни заторможенности).

6. С мелизмами действовать по правилам Г.Остера. При разборе текста не обращать на них особого внимания, и пока не играть. Все запретное вызывает любопытство, и ребенок заинтересуется мелизмами сам. Тогда он их обязательно освоит.

Возвращаясь к интервальной интонации, определим главные условия, влияющие на смысловое значение интервальной интонации:

-метро-ритмическое положение

-мелодическое состояние

-гармоническое сопровождение

-ладовые условия

-регистровое расположение (тембр)

-динамические условия

Влияние этих условий делает интервальную интонацию многомерной и неоднозначной.

ПРАКТИКУМ

Пьесы могут использоваться для слушания и разучивания

Майкапар – «Сказочка»

Сюжетный ход (подстрочник) для слушания: «Жил да был очень добрый гном, он построил в лесу свой дом. Полюбил фею добрый гном и привел ее в свой дом». Прослушав музыку, ученик должен развить сюжет, согласуясь с развитием ключевых интонаций мелодии в средней части и звучании ключевых интонаций в обращенном виде в третьей части.

Майкапар «Детская пьеса».

Образ – весенний дождь. Восходящие и нисходящие кварты – основа движения. Ямбические затакты характеризуют подскоки, прыжки. Общий артикуляционный прием – стаккато. После широких квартовых ходов – нисходящие терцовые и секундовые интонации. Сюжетная подтекстовка: под дождем, под дождем, мы спешим домой (2 р), как забавно по лужам бежать гурьбой (2 р.), но пора домой (2 р.) Простая 3-частная форма. Ключевая интонация в 1 части – ямбовый квартовый затакт - дает импульс, во 2 части – восходящие секвентные мотивы создают напряжение. 3 часть – реприза. В пьесе лаконичные и однозначные акценты и динамика. Гармонический фон – легкий, ненавязчивый, гармонии просты – T D. Во 2 части мелодия постепенно поднимается верх, в кульминации появляется двойная D, возбуждение, наивысшая (третья октава) степень радости. Но тот же повторяющийся кульминационный ключевой мотив в диминуэндо до пиано создает торможение, разрядку-сомнение.
Список источников:

1.Л. Баренбойм. Путь к музицированию

2. Об истории изобретения фортепиано – http.//uropiano/ru/reviews/

3.Львова С. И. Язык в речевом общении. – M.,1982.

4. Баязитова Д.И. Интонационная лексика в содержании произведений детского фортепианного репертуара


написать администратору сайта