Главная страница
Навигация по странице:

  • «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (НИУ «БелГУ»)

  • ТВОРЧЕСТВО В.И. ФЁДОРОВА (ПОВЕСТИ «СУМКА, ПОЛНАЯ СЕРДЕЦ», «МАРС НАД КАЗАЧЬИМ БОРОМ»)

  • ТВОРЧЕСТВО В.И. ФЁДОРОВА (ПОВЕСТИ «СУМКА, ПОЛНАЯ СЕРДЕЦ», «МАРС НАД КАЗАЧЬИМ БОРОМ»). ТВОРЧЕСТВО В.И. ФЁДОРОВА. Доклад по дисциплине Литературное краеведение


    Скачать 75.5 Kb.
    НазваниеДоклад по дисциплине Литературное краеведение
    АнкорТВОРЧЕСТВО В.И. ФЁДОРОВА (ПОВЕСТИ «СУМКА, ПОЛНАЯ СЕРДЕЦ», «МАРС НАД КАЗАЧЬИМ БОРОМ»
    Дата23.05.2023
    Размер75.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТВОРЧЕСТВО В.И. ФЁДОРОВА.doc
    ТипДоклад
    #1154202

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ Государственное АВТОНОМНОЕ образовательное учреждение Высшего образования

    «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ

    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    (НИУ «БелГУ»)

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

    ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

    КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    ТВОРЧЕСТВО В.И. ФЁДОРОВА (ПОВЕСТИ «СУМКА, ПОЛНАЯ СЕРДЕЦ», «МАРС НАД КАЗАЧЬИМ БОРОМ»)

    Доклад

    по дисциплине «Литературное краеведение»

    студентки очной формы обучения

    направления подготовки 45.03.01 Филология,

    профиль Отечественная филология,

    2 курса группы 02031808

    Важниковой Дарьи Дмитриевны

    БЕЛГОРОД 2020

    Оглавление




    Биография 3

    Творческий путь Фёдорова 4

    «Сумка, полная сердец» 5

    «Марс над Козачьим Бором» 9

    Заключение 10

    Список литературы 11



    Биография


      В.И. Фёдоров родился 15 мая 1925 года в Белгороде в рабочей семье. Отец, Иван Васильевич, участник Брусиловского прорыва, солдат трёх войн, перед Великой Отечественной войной работал в Молдавии заведующим сберкассой. Мать, Ольга Семёновна, беженка из Белоруссии, — заведующая библиотекой. Учился в Кишинёвском электромеханическом техникуме. В начале Отечественной войны работал прессовщиком в Урюпинске и на Урале. В январе 1943 года добровольцем ушёл на фронт. Был парашютистом-десантником, воевал орудийным номером на Карельском, Втором и Третьем Украинских фронтах, принимал участие в освобождении Венгрии, Австрии и Чехословакии. Фронтовые стихи Фёдорова были опубликованы ещё в годы войны в журнале «Красноармеец» (главный редактор Степан Щипачёв) и в различных военных газетах. Одно из них называлось «Вместо письма» и было написано как бы от имени всех солдат. В 1947 году в «Литературной газете» была напечатана фронтовая лирика Фёдорова — цикл «Первые стихи» с предисловием М. Исаковского. С этого времени и началась почти полувековая плодотворная литературная деятельность Владимира Фёдорова. В 1950 году в Киеве вышла первая книга лирики «Семья родная», посвящённая армии. В. Фёдоров — автор более шестидесяти книг прозы и стихов, более 100 песен. Наиболее известна его дилогия «Чистый Колодезь»; по входящей в неё повести в новеллах «Сумка, полная сердец» в 1964 году был поставлен одноименный кинофильм. Затем вышли фильмы «Визит в Ковалёвку» (1980) и «Володькина жизнь (1984) Владимир Фёдоров — автор четырёх пьес в стихах, широко известны песни на его стихи: «Калина во ржи» в исполнении Людмилы Зыкиной, «Есть вечная любовь» в исполнении Софии Ротару, — и другие. Стихи, поэмы, повести и сказки Владимира Фёдорова переведены на многие языки мира. Лауреат международной премии Константина Симонова. Отлично закончил Высшие литературные курсы (1962). Член Союза писателей СССР. Умер Владимир Иванович Фёдоров 29 мая 1998 года. 

    Владимир Фёдоров со времён таёжного детства и геологической юности увлекался фотосъемкой северной природы и её обитателей. С годами это увлечение расширилось географически и стало ещё одной его творческой и профессиональной сферой. Владимир Фёдоров - автор многих фотоочерков и фотовыставок, в том числе - о дикой природе Африки, в которой он побывал несколько раз.

    Творческий путь Фёдорова


    Федоров стал ярким представителем поколения поэтов-фронтовиков, а война помогла ему глубже познать жизнь, определила мироощущение и нравственные принципы Федорова как истинного гуманиста. Его творчество является остро актуальным, подлинно гражданским, высокоценным в художественном смысле и глубоко человечным.

    Поэзия и проза В. И. Федорова развиваются в общем многоводном потоке литературы 1960 - 1970-х годов. Проблемы идейно-нравственных исканий человека, перенесшего тяжелейшие испытания войной, преодолевшего трудности послевоенной разрухи, переживающего процесс научно-технической революции, являются объектом художественных исследований в его произведениях этого периода. Если война была основной темой в поэзии Федорова 1940-50-х годов, то проза и поэзия 1960 - 1970-х соединяют два тематических пласта: деревня и война. Причем война в большинстве случаев дается в ретроспекции, она определяет характер, действия, поступки людей, является критерием жизни современного писателю человека. Ведь Великая Отечественная война - «необъятная, колоссальная, многоплановая эпоха» - оказалась фактом непреходящего значения для Вл.Федорова. Она сформировала его как человека, обогатила боевым и гражданским опытом, дала почувствовать цену жизни. «Знать и помнить.» - с таким чувством возвращались с огненных фронтов Ф.Абрамов, М.Алексеев, В.Астафьев, Г.Бакланов, Ю.Бондарев, В.Быков, К.Воробьев, Вл.Федоров и многие другие прозаики, которым принадлежало святое и почетное право «рассказать обо всем, что было». Но нужно было время, чтобы груз боевых впечатлений переплавился у каждого из них по-своему в «огнем дышащую строку».

    Война действительно занимала в его творчестве большое место, но она не была единственной темой. Творчество его многопроблемно, писателя всегда волновал широкий круг вопросов социально-нравственных, психологических, экологических, историко-литературных.

    Уже в первых повестях этого периода Вл.Федоров обратился к изображению сельской действительности тех лет, стремился запечатлеть духовную силу и красоту народного характера, проявляющегося в повседневном труде крестьянина на земле.

    «Сумка, полная сердец»


    Интерес к постижению истории и современности деревни, психологии земледельца усиливался. Одна за другой в разные годы появились повести, свидетельствующие об устойчивом желании исследовать сельскую жизнь. Проблема «человек-земля» в каждом новом произведении Вл.Федорова наполнялась конкретно-историческим содержанием: писатель размышлял о социально-нравственном значении истории и природы в жизни селян.

    Его «Сумка, полная сердец» переиздавалась 25 раз в нашей стране и за рубежом. Один из критиков назвал повесть кардиограммой сердца народного, в особенности женского. Зрители по достоинству оценили одноименный телеспектакль и кинофильм.

    Название «Сумка, полная сердец» обобщающее, символическое, потому что в произведении обобщаются народные судьбы. Людские истории позволили автору предаться глубоким размышлениям о судьбе России, о системе нравственных ценностей минувшего времени, неразрывно связанного с настоящим. Это по сути стало основой творческой концепции писателя, основой его эстетической позиции.

    «Сумка, полная сердец» - это не повесть в привычном понимании такого жанра. Каждая из двенадцати ее глав могла бы жить вполне самостоятельно, как новелла. И только главная героиня этой книги тетка Арина с широким ремнем на плече и с кирзовой сумкой на боку благодаря искусству автора счастливо соединяет рассказы о судьбах многих и очень разных людей в своеобразную повесть о большой судьбе, которой живет современная деревня. Все главы объединены необъятным, таинственным образом человеческого сердца.

    Раскрываются характеры героев под определенным нравственным углом зрения на человеческое сердце, его «кардиограммы». Своеобразный маршрут сквозь души разных людей сопровождается обнажением их тайной сути. В повести нет сквозного сюжета в традиционном смысле этого слова. Она состоит из 12 коротких новелл, объединенных образом центральной героини - сельской почтальонши Арины. Каждая из новелл представляет собою сюжетно законченную часть со своим героем и своим идейно-тематическим мотивом. В 12 новеллах более пятидесяти героев, и все они разные и по-своему интересные люди.

    Решая проблему народного характера, автор использует оригинальный прием метафоризации, обозначая каждую новеллу, ее героя или героиню через своеобразную необычную «диагностику» их сердец (поющего, манящего, гремучего, спящего, нестареющего и т.д.). Федоров подчеркивает, что главное в человеке - его духовная сущность, нравственный облик.

    Много по-настоящему красивых людей видит писатель среди жителей родного села. Это и немолодая уже, «опаленная ветрами жизни» тетка Арина – добрая и мужественная женщина; это и подружка Арины - колхозница Анюта, женщина великого трудолюбия и щедрого материнского сердца; это и председатель колхоза Николай Калашников, человек чистых нравственных идеалов и прозорливого ума; это и замечательный сельский учитель, краевед и историк родного села Виктор Андреевич; это и сельский богатырь, тракторист Илья, бывший партизан, принявший в дом как родных двух сыновей своего погибшего фронтового друга; это и юная певица Оксана, и молодой баянист Степан - люди с «поющими сердцами», чистую горячую любовь которых жестоко оборвала война; это молодой комбайнер Сергей и доярка Катюша, любящие друг друга беззаветно и по-юношески красиво.

    Хорошо знает сельская почтальонша тетка Арина, что в ее чудесной сумке не просто конверты, приходящие со всех концов огромной страны в Чистую Криницу, а живые человеческие сердца. И сама она, простая и мудрая русская женщина, крепко связана и в радости, и в горести со своими односельчанами. Поэтому так взволнован голос рассказчика, так напряжен весь ритм повествования. И это сразу же передается читателю, который не может остаться равнодушным ни к одной из рассказанных историй о поющих или косматых, ненасытных или манящих сердцах. Сложен и многогранен образ федоровской героини. По-разному судят о ней, о ее собственном сердце. «Одни уверяют, что оно каменное, другие, что доброе, а третьи, что вместо сердца у почтальонши красный перец».

    Во всех повестях Федорова следует особо выделить фигуру автора-повествователя Личное «я» писателя часто и открыто присутствует в рассказе в размышлениях, в комментариях, и это преимущественное повествование от первого лица придает рассказчику сюжетообразующую роль. К нему тянутся и вокруг него сплетаются остальные сюжетные линии. Автор часто выступает в роли не только рассказчика, но и участника событий.

    Глава «Материнское сердце» многогранно рисует портрет немолодой женщины со светло-карими глазами, выцветшими «то ли от солнца, то ли от горя». Война отняли у неё возлюбленного, но в сердце её навсегда осталась любовь к нему и к их детям, на глазах вылетающим из-под тёплого материнского крыла. Плачет вдовье Анютино нестареющее сердце, опалённое ветрами полей. Тяжело вдове, но ещё горше матери. Материнская любовь Анюты не слепа, она не щадит и не потакает слабостям непутёвого сына, берёт под защиту оскорблённую девушку. Но вдовьему сердцу трудно, как песенной горькой рябине, образ которой входит в повесть Владимира Фёдорова символом народного горя.

    «Исцелённое сердце» открывает читателю Фёдоров в двенадцатой главе в образе Васятки, контуженного в детстве. Отличающийся от остальных, Васятка терпит немало неприятностей, доставляя страдания своей овдовевшей матери. К счастью, на его пути встречаются люди, небезразличные к окружающим: тётка Арина и её сход истории благополучный, но таинственный: «Неизвестно, что исцелило контуженного паренька: то ли тайная дружба с Людмилкой, то ли пьянящий луговой воздух на заре, когда ноги жжёт студёная роса, то ли нетерпеливое желание работать. Выпрямилась походка. Прояснился взгляд. Даже заикается он теперь реже».

    Разбирая волшебную сумку Арины, Фёдоров показывает в своём ёмком произведении широкую галерею сердец. У каждого из них своя история, казалось бы, простая, ничем не примечательная, но оставляющая на душе свой отпечаток.

    Критик В.А. Архипов абсолютно точно сказал, что Фёдоров создал великолепную кардиограмму сердца людского и главное – женского сердца. Читаешь рассказ о вдовьих сердцах – и представляется нелёгкая судьба женщин России, тебя захлёстывает грусть, и горечь, и замешанная на любви гордость людьми, которые испили до конца чашу страданий, принесённых войной, и не утратили при этом веру в будущее.

    Сердце писателя всегда на волне настроенности сердец его героев. Оттого в книге такое разнообразие интонаций и красок. Это и пронзительный горестный рассказ о поющем сердце Степана, разменявшего любовь-песню на «житуху» в крепком доме Федоры, промышляющую перекупкой. И ликующий, как песня, рассказ о том, как складывается судьба Серёжи и Катюши. Сурово и гневно звучит рассказ о тех, чьё сердец стало лютым и косматым то ли от ненависти к людям, как у бандита и предателя Босого, то ли от скаредности, как у бабки Авдотьи. Ёмко и поэтично, уверенно и смело показал нам писатель неприглаженную правду жизни народа последних десятилетий.

    «Марс над Козачьим Бором»


    «Марс над Козачьим Бором» - действие повести происходит на Белгородщине, там, где в 1925 году родился будущий поэт. Здесь, в Белгороде, он жил вместе с простыми и в то же время удивительными людьми, ставшими впоследствии героями его стихов, поэм, пьес и, наконец, повестей, появлению которых предшествовали годы напряженных творческих поисков.

     Первоначально повести «Сумка, полная сердец» и «Марс над Козачьим Бором» были изданы как самостоятельные произведения, затем Федоров объединил их в дилогию. Здесь те же люди удивительной Белгородчины, та же чарующая ёмкость письма и характеристики героев, лирическая взволнованность автора. В обеих повестях много схожих характеров и душ. Не случайно в мечте Ленки Корнеевой и задиристого Генки слетать на Марс много общего с мечтой Серёжи и Катюши из повести «Сумка, полная сердец» - все они из беспокойного племени романтиков, в которое влюблён писатель.

    В центре повести «Марс над Козачьим Бором» - народ, народный характер, наделенный как типическими особенностями, так и чертами своеобразия. Поэтому у Федорова целая галерея народных характеров: герои обладают яркими индивидуальными (удалью, находчивостью, смекалкой) и общечеловеческими (жизнелюбием, сопереживанием, добротой, верой) чертами, позволяющими говорить о характере обобщений автора, попытавшегося отразить в жизненном пути героев судьбу общенародную.

    Заключение


    Федоров стал ярким представителем поколения поэтов-фронтовиков, а война помогла ему глубже познать жизнь, определила мироощущение и нравственные принципы Федорова как истинного гуманиста. Его творчество является остро актуальным, подлинно гражданским, высокоценным в художественном смысле и глубоко человечным. Война действительно занимала в его творчестве большое место, но она не была единственной темой. С любимыми сердцу родными краями Белгородчины писатель связан узами тесными и неразрывными. Им он посвятил многие свои книги. Пожалуй, именно книги Владимира Фёдорова по-настоящему открыли нам неброскую красоту меловых гор Белгородчины, трудолюбивых её людей. Поэт ищет и находит чистые, как родниковые воды, души людей. Для них его книги – песни, которые рвутся из самого сердца.

    Список литературы


    1.Сумка, полная сердец: Повесть в новеллах. — М., издательство «Советская Россия», 1963.;

    2.Звёзды России: Стихи и поэмы. — М., 1963;

    3. Слукин А. Поэт Владимир Федоров // Сельская новь [Липецкий район]. – 1985. – 15 мая.

    4.Акуленко В. Подарил писатель книгу // Красное знамя [г. Елец]. – 1986. – 21 июня.




    написать администратору сайта