Главная страница
Навигация по странице:

  • ФАКУЛЬТЕТ ИНКЛЮЗИВНОГО И КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ПРЕДМЕТНЫХ МЕТОДИК Правила произнесения устной речи

  • Правила произнесения устной речи Устная речь (по своей физической природе)

  • устная речь

  • доклад на тему Правила устной речи. Правила произнесения устной речи. Доклад по дисциплине Русский язык в профессиональной деятельности


    Скачать 47.28 Kb.
    НазваниеДоклад по дисциплине Русский язык в профессиональной деятельности
    Анкордоклад на тему Правила устной речи
    Дата03.05.2023
    Размер47.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПравила произнесения устной речи.docx
    ТипДоклад
    #1106816



    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    (ФГБОУ ВО «ЮУрГГПУ»)

    ФАКУЛЬТЕТ ИНКЛЮЗИВНОГО И КОРРЕКЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    КАФЕДРА СПЕЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ, ПСИХОЛОГИИ И ПРЕДМЕТНЫХ МЕТОДИК

    Правила произнесения устной речи

    Доклад по дисциплине «Русский язык в профессиональной деятельности»

    Направление 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование

    Направленность программы бакалавриата «Дошкольная дефектология»

    Форма обучения заочная

    Выполнила:

    Студентка группы № ЗФ-206-102-5-1

    Морозова Олеся Владимировна

    Проверила:

    профессор, к.ф.н., доцент

    Свиридова Анна Валерьевна
    Челябинск

    2023

    Правила произнесения устной речи

    Устная речь (по своей физической природе) - акустический сигнал, образующийся в результате сложной анатомо-физиологической деятельности человека, включающей функционирование центральной нервной системы и речевого аппарата, который выполняет триединую функцию по образованию воздушной среды, голоса (фонация) и звуков речи (артикуляция). В процессе образования воздушной среды участвуют диафрагма, легкие, трахеи и бронхи, в фонации - гортань и голосовые связки, а в артикуляции - глотка, небная занавеска, ротовая и носовая полости, губы, язык и носоглотка.

    Связь между устной речью и физическими характеристиками человека отражает зависимость речеобразующего аппарата и речевой деятельности от анатомии и физиологии. Так, люди с низким голосом имеют более высокий рост и объем грудной клетки.

    Помимо указанных характеристик, обусловливающих индивидуальность человеческого голоса, велико значение и путей формирования навыков устной речи. Они складываются как из внутренних биологических факторов, заложенных в индивидууме генетически, так и из внешних. К последним обычно относят окружающую среду, заболевания, перенесенные человеком, полученное образование, воспитание и т.д.

    Под воздействием названных факторов человек, овладевая речью, учится управлять своим речевым аппаратом в соответствии с законами и правилами окружающей языковой среды. По мере формирования механизмов устной речи он пользуется всей системой речевых правил для изложения своих мыслей, все более автоматически подбирая грамматические и стилистические средства языка, логику высказывания. Со временем вырабатывается определенный динамический стереотип, слагающийся из привычного повторения (в однотипных ситуациях) интонаций и фраз определенной конструкции. Изменение динамического речевого стереотипа так же сложно, как и его формирование, потому оно требует значительных затрат времени и усилий.

    Таким образом, устная речь - это особый вид человеческого общения, основанный на психофизиологических функциях человека в условиях определенного общества.

    Правила произнесения устной речи


    1. Речь должна быть подготовлена и предварительно продумана.

    2. Если вы ограничены регламентом, сократите содержание вашей речи: лучше, сказать мало, чем сказать плохо.

    3. Каждая речь должна иметь вступление, основную часть и заключение.

    4. Составьте план вашего выступления. В плане должна содержаться информация, которая требует точности: даты, статистические данные, цитаты (которые должны быть краткими и с выходными данными источников), сложные или малознакомые слова и термины (которые, впрочем, не рекомендуется употреблять без надобности) и т. д.

    5. Могут читаться: лекции, доклады, официальные документы, чужие тексты; все остальные виды речей произносятся.

    6. Человек, который произносит устную речь должен быть физически собранным, бодрым, оптимистичным, спокойным, уверенным в себе.

    7. Многие сильно волнуются перед публичным выступлением. Волнение естественно и полезно: если человек не волнуется перед выступлением, значит, он не заинтересован в своей речи и безразличен к аудитории.

    8. Слишком сильное волнение вредно. Чтобы избавиться от не­го, постарайтесь непосредственно перед выступлением отвлечься от его содержания, не воображайте себе аудиторию с ее реакцией, подумайте о чем-нибудь хорошем.

    9. Когда придет время выступать, соберитесь внутренне и уверенным шагом подойдите к месту, с которого предстоит говорить. Стойте прямо, развернув плечи. Голову держите, немного приподняв подбородок.

    10. Жестикуляция должна быть умеренной: держите руки свободно, не машите ими во время речи и не вытягивайте по швам. Ораторский жест соответствует темпу и содержанию речи, он должен быть плавным и уверенным, но не слишком широким.

    11. Когда вы говорите, не забывайте раскрывать рот. Дышите диафрагмой. Размеряйте громкость голоса по объему помещения и по величине аудитории. Никогда не пытайтесь перекричать аудиторию.

    12. Голос пускайте не вниз и не вверх, но прямо перед собой несколько над головами аудитории.

    13. Встав перед аудиторией, первым делом улыбнитесь и посмотрите на людей, которые вас слушают, — вы увидите, что они внимательны к вам и настроены в целом доброжелательно.

    14. Сделайте небольшую начальную паузу. Если шумят, сделайте паузу больше и окиньте взглядом аудиторию.

    15. Плавно вступайте в речь. Не начинайте слишком энергично, иначе вам не хватит сил завершить речь, а слушающим — вытерпеть ее до конца.

    16. Произнося речь, помните, что вы обращаетесь к людям, которые согласились выслушать вас, а не к бумаге, на которой написан ваш конспект.

    17. Говорите спокойно и уверенно, и вас будут слушать.

    18. Говорите громко, отчетливо, сохраняя размеренный темп речи.

    19. Во время речи смотрите на аудиторию, последовательно фиксируя взглядом группы находящихся перед вами людей. Не обращайтесь все время к одному и тому же лицу. Каждый из слушающих должен быть убежден, что вы обращаетесь лично к нему.

    20. Помните, что в устной речи один сильнее многих: человек, который является центром внимания и источником движения мысли, сильнее аудитории, которая всегда разрозненна.

    21. Не бойтесь больших аудиторий. Чем больше аудитория, тем легче ее убедить.

    22. Не говорите лишнего.

    23. Будьте человеколюбивы — говорите по возможности кратко.

    24. Используйте только литературные слова и выражения. Старайтесь употреблять как можно меньше иностранных слов.

    25. Произносите речь не словами, а фразами. Фразы должны быть связными. Завершайте каждую начатую фразу.

    26. Речь есть чередование слов и пауз. Пауза выделяет наиболее значимые слова и формулировки.

    27. Устная речь интонирована: интонация обеспечивает смысловое членение речи, указывает на соотношение частей фразы и на отношение оратора к содержанию речи. Интонация должна быть естественной и умеренной.

    28. Во время устной речи говорящий не должен чувствовать себя соловьем: вы говорите для людей, а не для самовыражения. Поэтому во время речи работайте: контролируйте реакцию аудитории, фиксируйте группы людей согласных и несогласных с вами, внимательных и рассеянных, заинтересованных и безразличных, дружественных и враждебных. Вы должны видеть все, что происходит в аудитории во время речи, и своевременно реагировать на поведение аудитории.

    29. Не бойтесь реплик из зала. Реагируйте или не реагируйте на них по обстоятельствам и исходя из ваших интересов. Не давайте втянуть себя в дискуссию во время речи: вы должны сказать все, что намеревались сказать.

    30. Отвечая на реплики и вопросы во время речи или после нее, помните, что ответы должны быть дельными, ясными и краткими.

    31. Завершение любой речи должно быть энергичным и оптимистичным. Покажите подъемом голоса и завершающей интонацией, что вы сказали все, что нашли нужным, и не забудьте поблагодарить аудиторию за внимание.

    Для того, чтобы произнести устную речь важно использовать в совокупности методы подачи материала, из которых создается техника речи: интонацию, дикцию, артикуляцию, темп, жестикуляцию, правильное дыхание и т.д.

    Список использованных источников

    1. Ващенко, Е.Д. Русский язык и культура речи / Е.Д. Ващенко. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 352 с.

    2. Орлова, Е.В. Русский язык и культура речи для медицинских вузов / Е.В. Орлова. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. – 464 с.

    3. Рубцова, Т.А. Русский язык : учебник / Т.А. Рубцова, Т.А. Тришкина. – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 384 с.

    Интернет ресурсы

    1. Публичное выступление [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://studopedia.ru/ (дата обращения 02.04.2020)


    Приложение 1

    «Дикция в устной речи – это то же самое, что красивый и понятный почерк в письме» (Станиславский).

    Упражнения на дикцию

    Перед тем, как начать упражнения для дикции, нужно провести артикуляционную зарядку. Она помогает размять мышцы звукового аппарата, облегчить проговаривание звуков, развить свою речь, сделать ее четкой и внятной.

    Упражнения для развития голоса выполняют последовательно, начиная с разминки языка:

    1. Язык высовывают как можно дальше, затем возвращают его обратно, также стараясь завести как можно глубже. Продолжительность зарядки — 5−7 минут.

    2. Языком дотрагиваются поочередно к каждой щеке на протяжении 7−10 минут.

    3. Языком совершают круговые движения по внутренней поверхности зубов (рот при этом закрыт). В каждую сторону нужно сделать не менее 20 вращений.

    4. Высовывают язык, вращают его сначала по часовой стрелке (10 кругов), затем против часовой стрелки также 10 кругов.

    5. Губы вытягивают в трубочку, задерживают в этом положении на несколько секунд. Затем губы растягивают в широкой улыбке, также фиксируют положение на несколько секунд. Движения чередуют в течение 7−10 минут.

    6. Губы вытягивают в трубочку, в этом положении стараются совершить губами движения по кругу и вверх-вниз. Длительность упражнения — 5−7 минут.

    7. Надувают щеки как можно сильнее, воздух внутри рта «перекатывают» по кругу в течение минимум 5 минут.

    8. Проводят разминку лицевых мышц: для этого можно корчить рожицы, выпучивать глаза, надувать щеки — делать любые движения, которые заставят работать мимические мышцы.

    После артикуляционной разминки приступают к упражнениям для развития дикции.

    При отработке дикции большое внимание уделяется произношению согласных звуков – именно они несут на себе смысловую и различительную функцию слов. Речь актера требует, чтобы согласные звучали четко, без проглатывания и заваливания, поэтому тренировку начинают с отработки произношения согласных звуков:

    1. Произнесение взрывных согласных. К группе взрывных согласных относятся звуки, которые образуются при преодолении воздушной струей какого-либо барьера. Это [б-п] (преодоление затвора губ), [т-д] (кончик языка прижимается к зубам), [г-к] (часть языка прижимается к твердому небу). Тренировка заключается в произнесении глухих согласных без голоса, с «взрывом»: П! ПЬ! Т! ТЬ! К! КЬ! После этого согласные произносят в паре с гласными: ПУ! ПО! ТУ! ТО! КУ! КО! Затем присоединяют звонкие согласные: БУ! БО! ДУ! ДО! ГУ! ГО! РУ! РО! и так далее.

    2. Произнесение конечных согласных. Упражнение выполняется с голосом, конечные согласные нужно произносить активно и четко: БУ-БУ-БУ-БУ-БУПП! БА-БА-БА-БА- БАПП! По этому принципу чередуют все парные согласные с каждой из гласных, в конце должен отчетливо слышаться «взрыв».

    3. Произнесение гласных. Их учатся выговаривать перед зеркалом, чтобы контролировать правильность положения губ. Например, чтобы произнести звук [у], губы складывают трубочкой, в момент произнесения звука выдыхают воздух через узкое кольцо губ; звук [о] выговаривается, когда губы образуют кольцо, воздух выдыхается широким потоком. После этого приступают к тренировке звучания сочетаний гласных: АИ, ОИ, УИ, ЮИ, ЯИ, АО, УО, ИО, ЫО, ЯО повторяя сочетания по три раза.

    4. Произнесение трудных буквенных сочетаний. Прорабатывают такие сочетания как ЛРА, ЛРЯ, ЛРУ, ЛРЮ, ЛРИ, ЧРА, ШРА, РЛО, РЛИ, МФО, МФЕ. Звуки можно комбинировать как угодно, например, в сочетании ДРДА-ДРДЯ заменяют [р] на любой другой согласный звук, например, ДЛДА. Все звуки нужно произносить четко, [р] должен отчетливо вибрировать.

    Дополнительно для развития дикции используют прием проговаривания звуковых рядов. С его помощью улучшают четкость произношения, учатся произносить окончания слов полностью, без проглатывания. Примеры звуковых рядов:

    ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЫ-ПТЭ-ПТИ.

    ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЫ-ПТКЭ-ПТКИ.

    КТА-КТО-КТУ-КТЫ-КТЭ-КТИ.

    ЗДРА-ЗДРО-ЗДРУ-ЗДРЫ-ЗДРЭ-ЗДРИ.
    Постановка дыхания

    Важное свойство, помогающее правильной дикции, – умение дышать во время разговора. Человек может говорить только на выдохе, поэтому актер должен уметь дышать так, чтобы вдох не разрывал речевой поток, был незаметен для окружающих. Правильно поставленный выдох не нарушает интонацию, координируется с ритмом фразы и не мешает произношению слов.

    Упражнения для тренировки дыхания:

    1. Открывают рот, вдох и выдох делают через нос. Упражнение повторяют 10 раз.

    2. Руку кладут на живот, делают медленный вдох носом, затем медленно выдыхают, но уже через небольшое отверстие между губами. Рука должна отчетливо ощущать движение живота, упражнение повторяют 5-6 раз.

    3. Одну ноздрю закрывают пальцем, делают 5-6 вдохов и выдохов через другую ноздрю.

    4. Вдыхают носом, при этом пальцами нажимают на крылья носа, чтобы создать сопротивление воздуху.

    5. Вдыхают носом, затем резко выдыхают носом, при этом быстро втягивают мышцы живота.
    Скороговорки

    Самый простой и эффективный способ добиться четкого произношения – научиться правильно и понятно проговаривать скороговорки. Существует огромное количество интересных скороговорок, которые помогают улучшить произношение определенных звуков, чем больше скороговорок будет освоено актером, тем лучше будет его дикция.

    Популярное упражнение – проговаривание скороговорки с положенными за щеки орешками, камушками или конфетами. В начале тренировок речь будет неразборчивой, но нужно учиться преодолевать сопротивление, стараться говорить внятно. Артикуляционные мышцы при этом получают максимальную нагрузку, что ускоряет достижение поставленной цели.

    • «Ехал Грека через реку, видит Грека в реке рак – сунул Грека руку в реку, рак за руку Греку ЦАП!»

    • «На дворе трава - На траве дрова

    Не руби дрова - На траве двора»

    • «На мели мы лениво налима ловили

    На мели мы ловили линя.

    Не меня ль о любви вы так мило молили

    И в туманы лимана манили меня»
    Сразу быстро и четко произносить скороговорки не получится, этому нужно учиться постепенно. Преподаватели дают такие советы по отработке скороговорок:

    1. Начинайте произносить скороговорку медленно, вчитываясь в каждое слово и проговаривая каждый слог.

    2. Постепенно ускоряйте темп произношения, звуки при этом артикулируйте с преувеличением.

    3. Длинные скороговорки разбивайте на части – так легче произносить и запоминать их.

    4. После отработки артикуляции приступайте к медленному проговариванию скороговорки шепотом, при этом старайтесь, чтобы каждый звук был предельно четким и понятным.

    5. После того, как скороговорка была произнесена шепотом, пробуйте выговорить ее громко, с каждым разом увеличивая скорость речи.

    6. Обращайте внимание на смысл скороговорки, старайтесь говорить с интонацией.

    Чтобы выяснить, улучшилась дикция или нет, нужно слушать себя со стороны. Для этого рекомендуется периодически записывать свою речь на диктофон – при прослушивании записи будут слышны ошибки, станет понятно, на какие моменты обратить больше внимания.

    Дикцию Станиславский относил к азам актерского искусства, изучение правильного произношения он сравнивал со школьной программой начальных классов. Актеры, которые не преодолевают эту программу, сталкиваются с трудностями на сцене, у них тормозится работа над ролью. Совет К. С. Станиславского «…однажды и навсегда покончить с элементарными требованиями дикции и звука» остается актуальным для каждого начинающего актера и любого, кто хочет успешно освоить устную речь.


    написать администратору сайта