Главная страница
Навигация по странице:

  • НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ Кафедра гуманитарных наукДОКЛАД по истории и философии науки

  • Выполнили: магистранты 1-го курса:М. А. Шварц.А. В. Владиморов Проверила

  • Библиографический список

  • Доклад по истории и философии науки достижения античной медицины выполнили магистранты 1го курса


    Скачать 56.5 Kb.
    НазваниеДоклад по истории и философии науки достижения античной медицины выполнили магистранты 1го курса
    Дата24.05.2018
    Размер56.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаantichnaya_meditsina.doc
    ТипДоклад
    #44775

    МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

    ФГБОУ ВО «НОВОСИБИРСКИЙ

    ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    ОТДЕЛ ПО ПОДГОТОВКЕ

    НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

    Кафедра гуманитарных наук

    ДОКЛАД

    по истории и философии науки
    ДОСТИЖЕНИЯ АНТИЧНОЙ МЕДИЦИНЫ


    Выполнили:

    магистранты 1-го курса:

    М. А. Шварц.

    А. В. Владиморов

    Проверила:

    канд. филос. наук, доц.

    М. А. Назарова
    Новосибирск, 2016

    Медицина (от латинского словосочетания ars medicina – «лечебное искусство», «искусство исцеления») – система научных знаний и практических мер, объединяемых целью распознавания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья. [1]

    Наибольшего развития древняя медицина достигла в Греции и Риме.

    Историческая роль Древней Греции в области медицины отразилась в современной медицинской терминологии: хирургия (хейрургия – дословно рукодействие), педиатрия (лечение детей), психиатрия («лечение души»), дерматология (учение о коже), офтальмология (учение о глазах), гематология (учение о крови). И многие другие древнегреческие термины сохранились и в современной медицине. Характерная черта древнегреческой культуры – большое внимание к физическим упражнениям, к закаливанию и в связи с этим к личной гигиене, к культу здоровья и красивого тела – нашли отражение в живописи на вазах и в скульптуре. [1]

    Врачевание в древней Греции долгое время оставалось семейной традицией. К началу классического периода рамки семейных школ расширились: в них стали принимать учеников — не членов данного рода. Так сложились передовые врачебные школы, которые в классический период располагались, главным образом, за "пределами Балканского полуострова, вне собственно Греции, в ее заморских поселениях. Из ранних школ наиболее известны родосская (о. Родос в восточной части Эгейского моря) и киренская (г. Кирена в Северной Африке). Обе они рано исчезли, и сведения: о них почти не сохранились. Появившиеся позднее кротонская (г. Кротон на юге современной Италии), книдская (г. Книд на западном побережье Малой Азии), силицийская (о. Сицилия) и косская (о. Кос в восточной части Эгейского моря) школы составили славу древнегреческой медицины. [4]

    Кротонская    врачебная школа достигла своего расцвета уже в VI в. до н. э. Ее основные достижения формулируются в следующих тезисах: 1) организм есть единство противоположностей, 2) здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил: сухого и влажного, теплого и холодного, сладкого и горького и т. п., господство же (монархия) одной из них есть причина болезни, 3) противоположное излечивается противоположным («contraria contrariis curantur» — тезис, часто приписываемый Гиппократу). Выдающимся представителем кротонской школы был философ и врачеватель Алкмеон из Кротона (греч. Alkmaion, лат. Alcmaeon, VI—V вв. до н. э.). О нем сообщают, что он первый начал анатомировать трупы животных для научных целей. Он открыл перекрест зрительных нервов и слуховой канал (названный позднее евстахиевой трубой), писал о головном мозге как органе познания и причинах некоторых болезней, связанных с истечением излишней слизи. [4] Алкмеон первым стал уделять внимание вопросу о патогенезе болезней. Он считал, что местом возникновения болезней являются головной и спинной мозг и кровь. [5]

    Книдская врачебная школа стала главным предметом гордости своего города и принесла ему широкую известность. Она продолжала традиции вавилонских и египетских врачей. В этой школе развивалось учение о четырех телесных соках (кровь, слизь, светлая желчь и черная желчь): здоровье представлялось как результат их благоприятного смешения (греч. eukrasia) и, наоборот, неблагоприятное смешение соков (греч. dyskrasia) расценивалось как причина большинства болезней. (Позднее на основе древнегреческого учения о соках организма сформировалась гуморальная (от лат. humores — жидкости) теория, которая с некоторыми изменениями существовала в медицине до XIX в., т. е. в течение двух тысячелетий.) Продолжая традиции вавилонских и египетских врачевателей, книдская школа развивала учение о признаках болезней (симптомах) и диагностике (метод выслушивания, которым пользовался    Гиппократ и открытие плевретического трения). Ввели в медицину ряд новых средств лечения – аппликации извести, глины на грудь и голову; широко применяли чеснок, лук, мяту. Выдающимся врачевателем этой школы был Эврифон из Книда (Eurifon, V в. до н. э.) — современник Гиппократа. [4]

    Сицилийская врачебная школа была основана в V в. до н. э. Эмпедоклом из Акраганта (греч. Ет-pedokles, ок. 495—435 гг. до н. э.) и продолжала существовать во времена Платона и Аристотеля. Эмпедокл был философом и политиком, поэтом, оратором, врачевателем и жрецом. Сохранились фрагменты его основного труда «О природе», в котором изложена натурфилософская позиция Эмпедокла: он считал, что сутью всех вещей являются огонь, вода, воздух и земля; они вечно неизменны, непознаваемы и неразрушаемы; они не могут превращаться один в другой и лишь смешиваются друг с другом механически; многообразие мира есть результат различных пропорций этого смешения. Таким образом, Эмпедокл заложил основы классического учения об элементах. Эмпедокл высоко почитался приверженцами своего учения. Ему приписывают спасение г. Селинунт от вспышки массового заразного заболевания (моровой язвы или малярии), в ознаменование чего была отлита монета. Врачеватели сицилийской школы признавали сердце главным органом сознания; четыре телесных сока они отождествляли с четырьмя состояниями (горячее, холодное, влажное и сухое). [4]

    Косская врачебная школа — главная медицинская школа древней Греции классического периода. Первые сведения о ней относятся к 584 г. до н. э., когда жрецы Дельфийского храма попросили Неброса с о. Кос и его сына Христоса прекратить моровую язву, свирепствовавшую в войске, осаждавшем г. Киррос. Оба врачевателя без промедления откликнулись на эту просьбу и, как говорит предание, исполнили ее наилучшим образом: эпидемия была прекращена. [4]

    Следуя натурфилософским воззрениям, врачеватели косской школы воспринимали человека, его здоровье и болезни в тесной связи с окружающим миром, стремились поддерживать имеющиеся в организме природные целительные силы (его physis). Болезнь в их понимании— не наказание богов, а результат влияний всего окружающего и нарушений питания. Так, об эпилепсии, которую считали «священной» болезнью, в «Гиппократовом сборнике» сказано: «первые, признавшие эту болезнь священною, были такие же люди, какими и теперь оказываются маги, шарлатаны и обманщики... нисколько не божественное, а нечто человеческое видится мне во всем этом деле: причина этой болезни... есть] мозг». Отсюда и излечение — не божественное «снисхождение», а результат человеческого знания, обретенного в результате предшествующего опыта.

    Врачеватели косской школы активно развивали учение о четырех телесных соках и четырех темпераментах; разрабатывали принципы наблюдения и лечения у постели больного (впоследствии эти идеи легли в основу клинического направления в медицине), развивали основы врачебной этики.

    Расцвет косской врачебной школы связан с именем Гиппократа II Великого (ок. 460—ок. 370 гг. до н. э.), который вошел в историю как Гиппократ (греч. Hippokrates, лат. Hippocrates).1" Его легендарное имя стало символом врачебного искусства в древней Греции. Изучая болезни, он определил стадии их развития, одним из первых исследовал мочу больных людей, сравнивая ее с мочой здоровых, путем внешнего осмотра, т.к. химический анализ был недоступен. В своей лечебной практике он использовал около 200 лекарственных растений и применял их без переработки. [4]

    Гиппократ указывал на необходимость проведения предупредительных мер в целях сохранения здоровья. Применение гигиенических мер стало важным вкладом в развитие медицины.

    Через несколько лет после того, как Гиппократ покинул о. Кос, на острове, на том месте, где при Гиппократе располагалось скромное святилище и врачебная школа, был воздвигнут грандиозный асклепейон, который неоднократно расширялся.

    Видным врачевателем косской школы был также Праксагор (Praxagoras.  IV в. до н. э.) — учитель Герофила, одного из основоположников александрийской врачебной школы (период эллинизма). Центр, органом человека и местопребыванием души считал сердце. Установил различие между венами, несущими тёмную кровь, и артериями, которые, по его представлениям, несут гл. обр. пневму. Центр кровеносной системы видел в печени. [4]

    Учеником одного из самых известных греческих анатомов, Праксагора из Коса, был Герофил из Александрии. Прославили его не только анатомические знания, но и учение о пульсе с его четырьмя свойствами: наполнением, частотой, силой и ритмичностью. Александрийская школа во многом стала связующим звеном между греческой и римской медициной. Герофил и Эразистрат (IV-III в до н.э.) — наиболее известные представители александрийской школы. Они открыли немало нового в анатомии и физиологии, пользовались большим авторитетом и оказали существенное влияние на развитие медицины в Древнем Риме. Считают, что Герофил одним из первых начал препарировать человеческие трупы. Исследуя строение глаза, он впервые дал описание стекловидного тела и сосудистой оболочки. [3]

    В Древнем Риме до III—II вв. до н.э. почти не было своих врачей. Считалось, что для поддержания здоровья вполне достаточно посещения горячих бань — терм (от греч. «thermos» — теплый). Первые термы, которыми население Рима могло пользоваться бесплатно, были построены в III в. до н.э. Постепенно они стали включать в себя залы для спортивных занятий, бассейны, помещения для лечебных и гигиенических процедур.

    Первыми врачами в Риме были выходцы из Греции, большей частью рабы, которые лечили своего хозяина и его родственников. Иногда таких рабов отпускали на свободные заработки за определенную плату. Врач-вольноотпущенник отдавал бывшему хозяину часть своих доходов и юридически продолжал зависеть от него. Существовали специальные законы о наказаниях плохих врачей. [3]

    Выдающийся римский врач, Асклепиад (128-56 гг. до н.э.), сторонник Эразистрата. Болезнь по Асклепиаду зависела прежде всего от застоя, закупорки твердых частей в порах и каналах тела, также от нарушения движения соков и пневмы. В системе лечения он придавал первостепенное значение движениям, диете, чистоте тела, массажу, ваннам, гимнастике, указывал, что лечение должно быть безопасно для пациента, быстро и приятно. [2]

    Широкую известность приобрел Соран из Эфеса (98-138 гг. н.э.), особенно в области лечения женщин и детей. Он обосновал в акушерстве поворот на ножку и головку, применил детальные методы ощупывания, простукивания, выслушивания звуков плода у беременной; им разработаны рекомендации по перевязке пуповины при родах, питанию детей, их одежде, пеленанию, отнятию груди, уходу за детьми.

    Другой авторитет в медицине Корнелий Цельс (30-35 гг. до н.э. – 45-50 гг. до н.э.) – описал 4 признака воспаления: краснота, припухлость, боль, нарушенная функция.

    В римской медицине получил известность военный врач Диоскорид, благодаря своему основному труду о лекарственных растениях, в котором были систематизированы и охарактеризованы свыше 600 растений и лекарственных форм, полученных из них.

    Среди врачей, выевших из Греции в Италию, в Рим, следует отметить жившего в I в. до н.э. Руфа, известность которого связана с анатомическими исследованиями на животных и даже рыбах. Он подробно описал хиазму зрительных нервов, уточнил структуру хиазмы. [2]

    Крупнейшим врачом Римской империи являлся Клавдий Гален (II в. н.э.), который обогатил представления о строении животного организма и совершающихся в нём процессах. Гален экспериментировал над животными: он перерезал спинной мозг на разных уровнях и наблюдал выпадение отдельных функций, изучал различные органы, строение мышц и сосудов, виды пульса, лекарственные вещества и др. Функции организма он приписывал особым нематериальным силам – пульсирующей, костеобразовательной и др. Источником образования крови он считал печень, откуда кровь разносится по всему телу для «одушевления его частей», где она расходуется без остатка [1].

    Библиографический список

    1. История медицины/, П. Е. Заблудовский, Г.Р. Крючок, М.К. Кузьмин, М. Левит. – Москва: Медицина, 1981. – 352 с.

    2. Лисицин Ю. П. История медицины: Учебник. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. – 400с.: ил.

    3. Марчукова С. М. Медицина в зеркале истории. - М.: Европейский Дом, 2003. - 272 с.

    4. Сорокина Т. С. История медицины: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений. – М.:Академия, 2009. – 560 с.

    5. Чикин С.Я. Врачи-философы / С. Я. Чикин. – Москва: Медицина, 1990. – 384 с.


    написать администратору сайта