Культурология, как наука. Реферат Еремова Яна Руслановна (1). Доклад по теме Культурология как наука обучающаяся 1 курса, филологического факультета заочной формы обучения индекс группы hzб21А01
Скачать 0.55 Mb.
|
1 МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В.П. АСТАФЬЕВА» (КГПУ им. В.П. Астафьева) Кафедра филологии Доклад по теме: Культурология как наука Выполнила: обучающаяся 1 курса, филологического факультета заочной формы обучения индекс группы: HZ-Б21А-01 Еремова Яна Руслановна Красноярск, 2022 2 СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………3 1. Основы культурологии…………………………………………………4 -10 2. Культурология и её система……………………………………………11-14 3. Взаимодействие человека и культуры…………………………………15-18 Заключение………………………………………………………………19-20 Список использованных источников……………………………………21 3 ВВЕДЕНИЕ Культурология – это, формирующиеся множества наук. На данный момент неустоявшаяся отрасль современного социально гуманитарного знания, имеет различные точки зрения. Поэтому существует много нерешенных проблем, и раскрывает многозначность понятия «культура «и сопряженного с ним понятия «цивилизация», а также много не решенных проблем, выявления сущности культуры. Культурология – дисциплина молодая и поэтому сегодня вокруг неё, и в самом культурологическом знании гораздо больше содержания и проблем, нежели сложившихся фундаментальных требований и методологических стратегий. Цель культурологии, как науки – не только знать, что вообще представляет «культура», но и погружаться во все процессы «культуры»: четко и грамотно выстраивать свои мысли, научиться понимать, что не нужно жить как все и думать, как все. Ведь в тот же момент культурология дает возможность познать такие дисциплины, как: история, философия, психология, социология и этика. Культурология в своем развитии прошла два этапа: 1) До середины XX века, когда изучение культуры осуществлялось в рамках философии, этнографии, истории и других социальных и гуманитарных наук. Особенно большой вклад в изучение культуры внесли Гердер, Кант, Ницше, Тейлор, Морган. 2) После середины XX века, когда культурология возникает как самостоятельная научная дисциплина. Цель данной работы - описать и охарактеризовать понятие культурологии как науки и учебной дисциплины. Указанная цель обусловила решение следующих задач: 1. Рассмотреть основы культурологии. 2. Дать характеристику культурологии и её системе. 3. Раскрыть сущность взаимодействия человека и культуры. 4 1. Основы культурологии Основы культурологии как самостоятельная научная дисциплина. Предмет изучения которой составляет культура. В задачи культурологии входит осмысление культуры как целостного явления, определение наиболее общих законов её функционирования, а также анализ феномена культуры как системы. Оформилась в самостоятельную дисциплину культурология в XX веке. Лесли Уайт. В настоящее время существует много представлений о культурологии. Среди этого многообразия можно выделить три основных подхода: 1. Рассматривает культурологию как комплекс дисциплин, изучающих культуру. 2. Представляет культурологию как состоящую из разделов дисциплин, так или иначе изучающих культуру. Например, культурология, как философия культуры претендует на ее понимание в целом и в общем. Так же существует и обратная позиция, согласно которой культурология и есть раздел философии культуры, которая изучает проблему многообразия культур. 3. Обнаруживает стремление рассматривать культурологию как самостоятельную научную дисциплину. Это даёт предположение определение предмета и метода исследования и места культурологии в системе социально- гуманитарного знания. 5 Так же, следует отметить наличие нескольких моделей современных культурологических исследований: 1. Классическую, с жестким разделением субъекта и объекта познания; 2. Базирующуюся на рационально-сциентистской методологии; 3. Неклассическую, ориентирующую исследователя на изучение повседневной культурной жизни человека на принципах герменевтики; 4. Постмодернистскую, реализующую феноменологический подход, отвергающий возможность «абсолютного» субъекта познания и культурного творчества, переосмысливающего в рамках своей культуры значение «чужих» культур. Появление в XX веке особого знания и понятия о культуре, претендующего на относительную самостоятельность и названного «культурологией», обусловлено тем, что: Культурология как мировоззренческая наука возникла в результате общественного осознания факторов, ставших очевидными в конце XIX - начале XX в. 1. Осознание большого разнообразия культур, определяемого их своеобразием (географами и этнографами были открыты культуры, находящиеся на первобытной стадии развития (например, папуа Новой Гвинеи). Они существуют наряду с высокоразвитыми культурами). 2. Осознание многочисленных кризисных явлений в культуре XX в. (Первая и Вторая мировые войны породили настроения, которые приводили даже к возникновению антикультуры. Например, такое направление искусства как дадаизм возникло как антиискусство. Одно из произведений такого «искусства» «Фонтан» Марселя Дюшана было создано из обычного писсуара, но при этом выставлялось на выставке). 6 3. Конфликтом культур в европейском обществе в начале XX века (классика всегда шла в противовес новому и неординарному. Реалистическое искусство было противопоставлено такому явлению как авангард, человек - машине). 4. Осознание того факта, что историческое и культурное развитие человека - далеко не одно и то же. (сравнить Средние века и Возрождение) Кроме влияния этих факторов важнейшим значением для становления культурологии имеет понимание сущности культуры. Категория «культура» привлекала и до сих пор привлекает многих исследователей глубиной своего содержания и эвристической значимостью. Понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не существует вне человека. Она изначально связана с человеком и порождена тем, что он постоянно стремится искать смысл своей жизни и деятельности, и, наоборот, нет ни общества, ни социальной группы, ни человека без культуры и вне культуры. Современные культурологи считают, что все народы имеют культуру, нет и не может быть "некультурных" народов, однако каждому народу присвоена своя, уникальная и неповторимая культура, нетождественная культурам других народов, но совпадающая с ними по многим значимым параметрам. Современная культурология формируется, выходя из-под контроля философии, а также обретает собственный предмет исследования и обосновывает методы, которые ему соответствуют. Она непосредственно связана с культурной деятельностью (предметы, продукты культурного творчества - например, музыка, произведения живописи). В данном случае обнаруживается второй - коммуникативный - слой культуры, это уровень 7 общения, институтов образования и воспитания. И, наконец, сама основа культуры, ее ядро — структура культуротворческой деятельности. Культура как объект исследования имеет много аспектов, но обычно в ее изучении выделяют направления, в центре которых стоят следующие проблемы: a. культура как особая форма жизнедеятельности человека и человечества, причины и основные факторы ее возникновения, становления и развития; b. исторически сложившиеся формы культур, их специфика, тенденции развития, внутренние процессы; c. сравнительный анализ различных культур во времени и пространстве — компаративистика (лат. comparative “сравнительный”); d. место и роль личности как объекта и субъекта культуры. Любое из этих направлений так или иначе связано с другими, и только вместе они могут расширить наши представления о культуре. Культурология, если претендует на роль научной дисциплины и собственный предмет исследования, с неизбежностью обращается к «археологии культуры», выявляет ее генезис, функционирование и развитие, раскрывает способы культурного наследования и устойчивости, «код» культурного развития. [Драч Г.В. Учебный курс по культурологии. РОСТОВ- н/Д. Издательство «Феникс», 2007.9-10 стр.] Я согласна, с мнением автора, ведь для того, чтобы изучать культурологию, нужно ознакомиться с её происхождением, и поэтому мы можем прибегнуть к информации, которая содержит в себе «археологию культуры». 8 Эта работа осуществляется на трех уровнях: 1. Сохранение культуры, ее базисных оснований, скрывающихся за вербальной и символической оболочкой. 2. Обновление культуры, институты обновления знания, инновационные воздействия на «код» культуры. 3. Трансляция культуры — определённый мир культуры как мир социализации индивидуума. Все три уровня, характеризуя культуру в широком спектре ее формообразований (наука, искусство, философия, экономика и т. д.), в то же время выявляет структуру, целостность культуры, образ деятельности, предполагает постановку и концепцию решения проблемы воссоздания такой целостности. Я думаю, что это даёт возможность сделать некоторые выводы о предмете и задаче культурологии как научной дисциплины. Функционирование и развитие культуры специфически-человеческого способа жизни, который раскрывает себя исторически, является процессом культурного наследования, внешне сходного, но все же отличающегося от существующего в мире живой природы. Задача культурологии - построить «генетику» культуры, которая бы не только объяснила историко-культурный процесс, но могла бы прогнозировать его и, в перспективе, управлять им. 9 В нашем понимании предмет, задача и программы культурологических исследований требует вовлечение в научный оборот обширного, разностороннего материала из всех областей и сфер социального творчества, однако главным полем исследования в этой области знания должен стать образ мысли, образ жизни, образ деятельности субъектов истории. Это позволяет охарактеризовать взаимодействие разных частей знаний культурологии как системы. Прежде всего, можно отметить, что культурология, выделяется из философии, выступает как связь и воплощает стиль философии культуры. Сама философия культуры является методологией культурологии как относительно самостоятельной научной дисциплины и обеспечивает выбор ее познавательных ориентиров, дает возможности различной трактовки природы культуры. Культурология рассматривает культуру в ее конкретных формах, с опорой на определенный материал. То есть в культурологии как научной дисциплине по сравнению с философией культуры акценты смещены на объяснение ее конкретных форм с помощью теорий так называемого среднего уровня, основанных на исторических фактах. Я думаю, что такой подход характерен и для истории культуры. Ее факты и ценности дают материал для описания и объяснения конкретных исторических особенностей развития культуры, причем, являясь разделом культурологии, она призвана не просто фиксировать эти особенности, но обеспечивать выявление современной культуры и понимание ее, как итога исторического развития. Культурология изучает историческое поле фактов культуры, включая как прошлое, так и настоящее. 10 Процессы культурно-исторического развития интересуют эту науку в той мере, в какой это позволяет понять и объяснить современную культуру. Таким образом, в качестве исходного для становления культурологии как самостоятельной научной дисциплины можно использовать представления о культурологии как системе знаний. 11 2. Культурология и ее система Характер культурологии выражает общую тенденцию современной науки, усиление её процессов, взаимовлияние различных областей при изучении общего объекта исследования. Важнейшим элементом системы культурологии, является культурная антропология, изучающая конкретные ценности, формы связи и результаты культурной деятельности в их динамике и механизме культурных навыков от человека к человеку. Культурная антропология – это наука о культуре как совокупности материальных объектов, идей, представлений и моделей поведения во всех формах её проявления и на всех исторических этапах её развития. В упрощённом понимании культурная антропология занимается изучением поведения человека и результатов его деятельности. Историческое развитие представлений о культуре само по себе не «подводит» к культурологии, это делает культурная антропология. Можно выделить и другие элементы культурологического знания. Для их понимания важно уже при первом знакомстве с культурологией дать основные подходы к самому понятию - «культура». В отечественной культурологии существует два исследовательских направления. С середины 60-х годов культура рассматривалась как совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком. Обладая большой широтой, этот подход отличается неопределенностью, так как отсутствуют точные критерии того, что же считать ценностями культуры. Культуры заключается в той сферы бытия человека, которую можно назвать 12 миром ценностей. Именно к нему, к этому миру, с точки зрения сторонников данной концепции, и применимо понятие культуры. Сторонники деятельностной концепции усматривают в такой трактовке понятия культуры известную ограниченность. По их мнению, аксиологическая интерпретация замыкает культурные явления в относительно узкой сфере, тогда как «культура» диалектически реализующийся процесс в единстве его объективных и субъективных моментов, предпосылок и результатов». Одними из таких сторонников являются: a) Н.Я. Данилевский. – Русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма. b) О. Шпенглер - выдающийся немецкий философ, представитель «философии жизни», культуролог, один из создателей цивилизационного подхода, который был также политическим философом и ведущим идеологом движения консервативной революции в Германии.; c) А. Тойнби - Английский историк, социолог, философ истории и культуролог. Исследовал международную историю и процессы глобализации, критиковал концепцию европоцентризма. d) П. Сорокин - Русский и американский социолог и культуролог, педагог. Один из основоположников теорий социальной стратификации и социальной мобильности. Деятельностный подход к культуре конкретизируется по двум направлениям: одно рассматривает культуру в контексте личностного 13 становления, другое - характеризует ее как универсальное свойство общественной жизни. Поиски содержательного определения культуры приводят, таким образом, к пониманию родового способа бытия человека в мире, а именно - к человеческой деятельности как подлинной субстанции человеческой истории. Реализующееся в деятельности единство субъективного и объективного позволяет понимать культуру как «систему вне биологически выработанных механизмов, благодаря которым стимулируется, программируется и реализуется активность людей в обществе» (Э. Маркарян). Другими словами, культура выступает как «способ деятельности» (В. Е. Давидович, Ю. А. Жданов), «технологический контекст деятельности» (3. Файнбург), придающей человеческой активности внутреннюю целостность и особого рода направленность, и выступает как способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни. Следует отметить, что деятельностный подход не исчерпывает собою всех взглядов на понятие культуры в современной философской литературе. Попытку, прослеживаемую и в работах Л. Уайта, создать теорию культуры, способную в одном ключе рассматривать как дописьменные, так и письменные культуры, предпринял М. К. Петров. Сложившаяся ситуация позволяет при помощи термина «культура» фиксировать общее отличие человеческой жизнедеятельности от биологических форм жизни, качественное своеобразие исторически конкретных форм этой деятельности на различных этапах общественного развития в рамках определенных эпох, этнических общностей (первобытная культура, европейская, античная (греческая и римская), русская культура), особенности поведения людей в конкретных сферах общественной жизни 14 (культура труда, политическая культура, культура мышления), способ жизнедеятельности социальной группы (например, культура класса) и отдельного индивида (личная культура). Семиатический подход рассматривает культуру как знаковую систему, анализирует их смысл, значения, особенности, роль в жизни человека и общества. В последнее время значительное распространение получает «диалоговый» подход, в рамках которого культура рассматривается как «встреча» культур. Представленная системность культурологического знания находит свое выражение и в теоретическом рассмотрении культурологии как учебной дисциплины. Исходя из выше изложенного, я думаю, что культурология - это система о сущности, закономерностях, существования и развития, человеческом значении и способах постижения культуры. Так как она возникла на стыке философии, социологии, психологии, антропологии, искусствоведения, лингвистики и ряда других дисциплин. 15 3. Взаимодействие человека и культуры Культура - понятие многогранное, затрагивающее все сферы жизнедеятельности человека. Под культурой принято понимать социально- прогрессивную творческую деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания. По своему внутреннему содержанию культура есть процесс развития человека как социального индивида, способ его существования как субъекта познания, общения и деятельности, мера его индивидуального (творческого, социального, индивидуального, нравственного, эстетического и физического) совершенствования. Культура неотделима от человеческого общества, в котором она зарождается и формируется, где происходит ее непрерывное развитие. В то же время, именно она определяет во многом характер и уровень развития общества в целом и конкретно взятой личности. Выдающийся философ В.С. Библер в своих исследованиях отмечает, что понятие "культура" складывается, на его взгляд, из четырех определений: 1) культура как форма одновременного бытия и общения людей различных - прошлых, настоящих и будущих; 2) культур, форма диалога и взаимопорождения этих культур; 3) культура - это форма самодетерминации индивида в горизонте личности, форма самодетерминации нашей жизни, сознания, мышления; 4) культура - это изобретение "мира впервые". Основной культурной ценностью является сам человек. С точки зрения В.С. Библера, понимание человека в контексте культуры представляет собой 16 понимание индивида во всей его неповторимости, единственности и всеобщности. Роль и место культуры в деятельности человека весьма четко можно понять на основе представлений о том, что деятельность людей носит, в конечном счете, воспроизводственный характер. Общественное воспроизводство включает личности всей системы общественных отношений, в том числе технологических и организационных, а также культуру. Сущностью, главным содержанием и назначением сферы культуры является процесс общественного воспроизводства и развития самого человека как субъекта разносторонней социальной деятельности и общественных отношений. В разные периоды жизни у человека есть та или иная его позиция по отношению к культуре. В детстве и юности человек в основном потребляет и воспроизводит традиционную культуру и создает возрастную и авангардную. Во взрослом состоянии он либо продолжает быть новатором в культуре, либо становится ее разрушителем. В старости - хранит и передает ее. При этом степень осознанности, активности в культуре может быть разная. В каждый период жизни человек воспринимает как более актуальные разные фундаменты культуры, оказывается более плодотворен к взаимодействию с теми или иными из них. Для дошкольника наиболее значимы аксиологическая и технологическая составляющие культуры. Для школьника все три составляющие важны и интересны. Взрослый акцентируется больше всего на совершенствовании своей технологической или аксиокультуры. 17 Из одного и того же культурного источника человек в разные периоды своей жизни черпает разное. Поскольку культура содержит огромные потенциальные возможности воздействия на человека, на его развитие, воспитание, социализацию, постольку человек (и как вид, и как индивид) объективно оказывается не только творцом культуры, но и одновременно ее творением, а иногда - жертвой. Предметная деятельность человека является основой, подлинной субстанции реальной истории человеческого рода: вся совокупность предметной деятельности выступает движущей предпосылкой человеческой истории, всей истории культуры. Если деятельность представляет собой способ бытия общественного человека, то культура - способ технологии этой деятельности. Можно сказать, что культура является исторически и социально обусловленной формой человеческой деятельности, что она представляет собой исторически изменяющуюся и исторически конкретную совокупность тех приемов, процедур и норм, которые характеризуют уровень и направленность человеческой деятельности, всей деятельности, взятой во всех ее измерениях и отношениях. Иными словами, культура - способ регуляции, сохранения, воспроизведения и развития всей общественной жизни. Иными словами, каждый отдельный индивид лишь тогда может считаться «культурным человеком», когда он владеет способами пользования достижениями общества, в котором живет. Ведь общественное производство выступает и как условие, и как предпосылка деятельности человека, культура же является своего рода принципом связи общества с индивидом, способом его вхождения 18 в социальную жизнь. Развитие способности пользоваться тем, что создало и накопило общество, овладеть способами этого пользования - вот что характеризовать процесс культивирования человека. В таком видении культуры на первый план выходит такая ее черта, как воспроизведение деятельности по исторически заданным основаниям - схеме, алгоритму, коду, матрице, канону, парадигме, эталону, стереотипу, норме, традиции и пр. Именно наличие некоторых определенных схем, идущих от поколения к поколению и предопределяющих содержание и характер деятельности и сознания, позволяет ухватить суть культуры как транслятора деятельности, аккумулятора исторического опыта. Следует иметь в виду, что культура - это система последовательных правил деятельности, передающихся от прошлого к будущему, от содеянного - к будущим деяниям. Таким образом, главным и единственным началом рассуждений о культуре всегда и везде становится человек - его особое положение в окружающем мире, его деятельность, - то, что так или иначе связано с жизнью человека в мире природы и в мире людей. 19 Заключение Обобщая все вышеизложенное, я считаю, что можно сделать ряд таких выводов как: Культурология как относительно самостоятельная наука, как учебная дисциплина появилась сравнительно недавно, само понятие «культурология» появилось в начале XIX века. Культурологией называют науку о культуре, ее сущности, закономерностях, взаимовлиянии национальных культур, цивилизаций. Культурология включает в себя теорию культуры и историю культур Теория культуры изучает сущность, закономерности развития культуры, исследует процессы возникновений и развития конкретных, существовавших и существующих культур, цивилизаций. Можно с точностью сказать, что культура изучает многие науки: 1. Этнография (этнология) - это исторические науки, которые изучают историю возникновения этносов, их культуру и быт. Это описательные науки, основанные на сборе и анализе эмпирических данных. 2. Социальная и культурная антропология - изучает, как правило, культуры примитивных, традиционных сообществ, носит описательный характер. 3. Философия культуры - изучает наиболее общие подходы к исследованию сущности, целей и ценностей культуры, условий существования и форм проявления. Она во многом является тождественной философии истории, так как история рассматривается как развертывание и выражение смысла культуры. 20 4. Социология культуры - изучает структуру и функционирование культуры в связи с социальными институтами (изучает современное общество). 5. Культурология 6. История. Историк изучает результаты культурной деятельности человечества, воплощенные в «текстах» (произведения искусства, трактаты). Его интересуют факты, а также изучает культуру, то есть ее выдающиеся достижения. Культуролог изучает культуру и с большой, и с маленькой буквы, как духовное состояние человека и общества (культура повседневности) и тем самым изучает культуру как целостность. Его интересует не столько сам факт, сколько его культурный человеческий смысл. Таким образом, я могу сказать, что культурология стремится не просто к описанию «совокупности материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством», а к осмыслению всего мира человеческой культуры как системного единства. История культурологии - это история возникновения новых способов теоретического видения мира человеческой культуры. Тем самым, имея понимание и осознание, что культурология по отношению к другим наукам выступает как наука, обобщающая их данные, создающая для них теоретическую базу и определяющая общие закономерности развития культуры 21 Список использованных источников 1) Круглов В.Л. Культурология: введение в дисциплину / Краткое содержание лекционного курса // Учебное пособие для студентов гуманитарных специальностей высших учебных заведений. - Красноярск-Томск- Новосибирск: 2020. 2) Драч Г.В Культурология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений — Ростов н/Д: «Феникс», 2002. - 608 с. 3) Морозов И. Основы культурологии. Архетипы культуры. - Минск, ТетраСистемс, 2001. – 608 с. 4) Борцов, Ю.С. Культурология / ред. Г.В. Драч, Ю.С. Борцов, В.К. Королев. М.: Ростов н/Д: Феникс, 2016. 5) Драч, Г.В. Культурология. Учебник для вузов. Издательство «Питер», 2013. 6) Межуев В.М. Культура и история. - М., 1977. |