Главная страница
Навигация по странице:

  • Введение Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но Древние Афины и их культура как передового полиса (полис

  • Глава 1. Древние Афины. Афинская демократия

  • Глава 2. Афинский полис как центр культуры

  • Доклад по теме Устройство и жизнь Древних Афин. Студентка 120 группы Лечебного факультета


    Скачать 30.45 Kb.
    НазваниеДоклад по теме Устройство и жизнь Древних Афин. Студентка 120 группы Лечебного факультета
    Дата07.12.2018
    Размер30.45 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаUstroystvo_i_zhizn_Drevnikh_Afin (1).docx
    ТипДоклад
    #59258

    ФГБОУ ВО ОрГМУ МИНЗДРАВА РОССИИ

    КАФЕДРА ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА

    Доклад по теме:

    Устройство и жизнь Древних Афин.

    Выполнила:

    Студентка 120 группы

    Лечебного факультета

    Мантикова А.И

    Проверил:

    доц.к.и

    Пахомов А.В.

    Оренбург, 2018

    Введение

    Каждый период в истории культуры по-своему ценен. Но Древние Афины и их культура как передового полиса (полис - город-государство Эллады, который включал в себя укрепленный город и окружающие его деревни) Греции занимает особое место в мировой истории. Афины являлись типичным представителем, частичкой Древней Эллады, поэтому вместо слова «афинское» часто используется «греческое» и наоборот.

    Самые высокие оценки греческой цивилизации не кажутся преувеличенными. Греческая цивилизация - не единственная и не самая древняя. Когда она появилась, некоторые цивилизации древнего Востока измеряли свою историю уже тысячелетиями. Это относится, например, к Египту и Вавилону. Но феномен греческой цивилизации заключается, скорее всего, в ее необычайно быстром расцвете. Создание греческой цивилизации относится к эпохе «культурного переворота» - VII-V вв. до н. э. В течение трех веков в Греции возникла новая форма государства - первая в истории демократия. В науке, философии, литературе и изобразительном искусстве Греция превзошла достижения древневосточных цивилизаций, развивающихся уже более трех тысяч лет.

    Одной из важнейших привилегий и обязанностей гражданина Афин была защита отечества с оружием в руках: полисы постоянно враждовали друг с другом, правда, объединяясь в случае нападения на Грецию общего врага (так, например, было при войнах с Персией и Македонией). Еще большее значение имело право каждого гражданина участвовать в управлении государством. В Афинах некоторые общественные должности замещались ежегодно в порядке жеребьевки. В пору своего расцвета греческий город-государство почти не знал особого сословия чиновников. Высшим законодательным органом было собрание всех граждан полиса.

    Духовная и художественная культура Древней Греции дала толчок развитию европейской культуры. Демократическая и гуманистическая направленность греческой идеи позволила ей стать духовной ценностью в полном смысле слова, обеспечив европейской культуре возможность занять ведущее место в мире. Греки вытащили на белый свет, представили нашему сознанию основные проблемы мироустройства: бытие и становление, истина, цель и благо, космос, единое и многое, предел и беспредельное, число и величина, мера и сущность, разум и логика, воображение и созерцание, теория и практика, природа, искусство и техника, материя и ее двойственность...

    Физическую силу и красоту высоко ценили в Греции повсеместно. Физическая и волевая закалка имела огромное значение в подготовке полноценного участника народного ополчения - защитника отечества. Вместе с тем спорт, постоянная тренировка воспринимались как непременное условие воспитания гармонически развитого прекрасного человека. Общегреческие спортивные состязания в Олимпии (на Пелопоннесском полуострове) приобрели огромное значение: это был смотр физической и духовной доблести; на состязания не допускались люди, запятнавшие себя неблаговидными, противообщественными поступками. По олимпиадам велся счет времени, победителям сограждане воздвигали статуи.

    Содержание

    Введение…………………………………………………………………………2-3

    Глава 1. Древние Афины. Афинская демократия………………………..…..5-9

    Глава 2 Афинский полис как центр культуры…………………………..…10-14

    Заключение……………………………………………………………………….15

    Список литературы………………………………………………………………16

    Глава 1. Древние Афины. Афинская демократия

    Древние Афины (греч. Athenai - г. Афины) были главным городом в Аттике (Аттика - небольшая область Эллады), окруженным горами, расположенным в 5 км от моря и в 8 км от основного порта Пирей, с которым Афины в 461-456 гг. до н.э. были связаны Длинными стенами. Центральную часть города образовывал 156-метровый, доступный только с запада известняковый холм Акрополь, который уже в микенский период являлся укрепленной царской резиденцией. В пределах города находилось еще несколько возвышенностей, наиболее известны из них Ареопаг (холм Арея), Мусейон (холм муз), Пникс и холм нимф. Объединение Аттики под властью Афин, согласно преданию осуществленное царем Тесеем, способствовало расцвету города. Первоначально Афинами управляли цари, одним из первых был Кекроп. Позднее власть перешла в руки эвпатридов (землевладельцы, аристократы, знать, «благородное» сословие Эллады, потомки первых поселенцев полиса), из представителей которой с 683-682 до н.э. ежегодно избирали высших должностных лиц Афин - архонтов.

    Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя было записано в особом списке, ведущихся в демах (свободнорожденные). В такие списки заносились юноши и девушки, достигшие 18-летнего возраста; при этом юноша произносил клятву: «Я не посрамлю священного оружия и не оставлю товарища в битве, буду защищать и один и со многими все священное и заветное, не уменьшу силы и славы отечества, но увеличу их; буду разумно повиноваться существующему правительству и законам, установленным и имеющим быть принятыми; а если кто будет стараться уничтожить законы или не повиноваться им, я не допущу этого и буду бороться с этим против него и один и со всеми; буду также чтить отечественные святыни. В этом да будут мне свидетели боги».

    К 20 годам юноша заканчивал курс военно-воспитательного обучения и становился полноправным гражданином. Наиболее существенными правами гражданина были права на свободу и независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок и помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службу в ополчении, право на участие в Народном собрании и т.д. Гражданин был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис с оружием в руках, почитать отеческих богов.

    Полис включал в себя принадлежащие к городу земельные участки. При этом индивид - член государства - имеет право на пользование общинной землёй и является собственником своего участка.

    Основными органами Афинского государства являлись народное собрание, Совет пятисот и гелиэя. Народное собрание - верховный орган власти. Оно собиралось сначала десять, а позднее сорок раз в год. При особых обстоятельствах (нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное «собрание ужаса и смятения». Компетенция народного собрания была обширной: оно принимало законы, издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, решало вопросы войны и мира, обсуждало продовольственное положение страны и т.д.

    Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов государства. В работе народного собрания могли участвовать только граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки (иностранцы) не допускались. Редко участвовали в его деятельности крестьяне, хотя, начиная с IV в. до н.э., за посещение собрания полагалось вознаграждение.

    Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть 1/5 афинян. Повестка дня каждого собрания определялась заранее. Одно из собраний каждого месяца считалось главным. Выступать и вносить проекты законов формально мог каждый участник. Практически же выступали главным образом профессиональные ораторы - демагоги. Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот. Голосование по законопроекту производилось поднятием руки. Важным было право любого участника собрания, сославшись на незаконность законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования под угрозой привлечения автора к суду. Кроме того, председатель мог не ставить на голосование те предложения, которые, с его точки зрения, являлись незаконными. Принятый законопроект становится законом в том случае, если он не отвергался затем гелиэей.

    В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти фил (территориальных округов). Члены совета (булевты) избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления: осуществление дипломатических сношений с другими государствами, управление финансами, надзор за арсеналами, доками, флотом, регулирование торговли, контроль за должностными лицами. Последние имели право выступать и вносить на рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего.

    Для ведения текущих дел Совет был разделён на 10 комиссий (пританий), состоящих из 50 представителей одной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем. В IV в. до н.э. этот порядок был изменён: председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета (собрания). По окончании срока службы каждый член Совета отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечён к ответственности.

    Гелиэя была высшим судебным органом и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 фил. Члены гелиэи избирались по жребию на один год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьёвкой в день суда. Гелиэя была судом первой инстанции по делам о государственных преступлениях и о злоупотреблениях должностных лиц и апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. Она также обладала правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием. Важную роль играли должностные лица. Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно или открытым голосованием в народном собрании, или по жребию. Все избранные подвергались проверке - докимасии, во время которой выяснялись их право на занятие должности, политическая благонадёжность и личные качества. Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно. Исполнение должностей оплачивалось (исключение составляли стратеги).

    После истечения срока должностные лица представляли отчёты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. Главными должностными лицами были стратеги и архонты. Коллегия стратегов состояла из десяти членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Они распоряжались средствами, отпущенными на содержание армии и флота, организовывали сбор чрезвычайных военных налогов, руководили доставкой продовольствия, принимали капитуляцию противника, заключали перемирие, вели следствие и председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях, имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер. Падало значение архонтов. Девять архонтов избирались жребием из кандидатов, предложенных филами. Коллегией они действовали редко - при решении народным собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц. Специальные должностные лица (около 700) управляли государственным имуществом, ведали государственной казной, наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, за торговлей на рынке, воспитывали и обучали молодёжь, проходившую военную подготовку и т.д. Свои должностные лица были в филах и демах.

    Фукидид в своей «Истории Пелопоннесской войны» вкладывает в уста Перикла - вождя Афинской демократии - следующие слова: «Я держусь того мнения, что благополучие государства, если оно идет по правильному пути, более выгодно для частных лиц, нежели благополучие отдельных граждан при упадке всего государства в его совокупности. Ведь если гражданин сам по себе благоденствует, между тем как отечество разрушается, он все равно гибнет вместе с государством...». Для грека идеал гармонически развитого совершенного человека, так же как и свойственный архитектуре или театру широкий общественный характер, был естественным следствием всего строя его общественной жизни.

    Глава 2. Афинский полис как центр культуры

    Афинская демократия заботилась об образовании и воспитании граждан. Дети до 7 лет воспитывались дома. Мальчики с этого возраста начинали посещать школу. Девочки получали дальнейшее воспитание в семье. Первоначально дети (с 7 до 13-14 лет) обучались в школах грамматиста и кифариста. Эти школы были частными и платными, и поэтому значительная часть детей свободнорожденных, но не имеющих средств граждан не могла получать в них образования. Занятия вели учителя-дидаскалы («дидаско» - я учу). В школу мальчиков сопровождал один из рабов, называвшийся педагогом (от слов «пайс» - ребёнок, «агогейн» - вести). В школе грамматиста обучали читать, писать и считать. Для обучения письму использовались навощенные таблички, на которых тонкой палочкой (стилем) писались буквы. В школе кифариста мальчику давалось литературное образование и эстетическое воспитание: он учился музыке, пению, декламации (читались отрывки из «Илиады» и «Одиссеи»). В 13-14 лет мальчики переходили в учебное заведение, называвшееся палестрой (школа борьбы). В продолжение двух-трёх лет они занимались системой физических упражнений, которая получила наименование пятиборья и включила в себя бег, прыганье, борьбу, метание диска и копья и плавание. С ними велись беседы по политическим и нравственным вопросам. Физическим воспитанием и беседами в палестре руководили безвозмездно наиболее известные граждане. Обучение в палестре было бесплатным и для значительной части молодёжи на этом и заканчивалось. Обеспеченная часть молодёжи поступала в гимнасии, где изучала философию, политику, литературу, для того чтобы подготовиться к участию в управлении государством, и продолжала заниматься гимнастикой. Юноши с 18 до 20 лет переходили в эфебию, где продолжалось их военное и политическое воспитание. Они учились строить укрепления, управлять военными машинами, несли службу в городских гарнизонах, изучали морское дело, участвовали в празднествах и театральных представлениях. Дети основной массы свободнорожденного населения (демоса) не могли обучаться в школах. Отцы обучали детей ремеслу, а некоторые и грамоте. Это было закреплено законом, согласно которому малоимущие родители обязаны были обучать детей ремеслу, в противном случае дети освобождались в будущем от материальных забот о престарелых родителях.

    Великолепный памятник античной культуры - поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VI в. до н. э.). Поэмы Гомера имели не только большое значения, как произведения искусства, им предавалось также важное государственное, социальное и нравственное значение. Эти поэмы о человеческих отношениях, о добре и зле, о чести и бесчестии, о свободе и судьбе. Во все времена они читались, как глубоко современные.

    Античная культура - это также культура Сократа, философа, поставившего знание превыше всех авторитетов и мнений. Этому принципу учил он и своих учеников. Сократ не писал книг, считал, что в них мысль мертвеет, становится правилом, а это уже не есть знание. Самая большая мудрость по Сократу, состоит в том, чтобы не обольщаться своим знанием, не абсолютизировать его («Я знаю, что ничего не знаю»). Самое позорное невежество - «воображать, что знаешь то, чего не знаешь». Сократ был постоянно добродушен и радостен, чем раздражал, вызывал нападки, его били. Ученики возмущались и спрашивали, почему учитель не отвечает тем же. Сократ отвечал: «Разве я потащу в суд осла, если он меня лягнул?».

    Особенностью античной культуры было стремление сделать культуру способом жизни. Это относилось не только к философам, но и к искусству, поэзии. Основными символами греческой культуры были два бога: Аполлон и Дионис, породившие, как считали древние греки, два противоположных мироощущения и две культуры. Бог Аполлон - бог пластического искусства, умеренности, гармонии, красоты и покоя. Бог Дионис - бог раскованности и свободы, стихии природы и инстинктов, бог вина и виноделия, непокоя и чрезмерности.

    Почитание Аполлона привело к господству пластического искусства, искусства Гомера, эпохи Ренессанса, христианской религии; почитание Диониса - к рождению греческой трагедии с ее (часто нелицеприятной) правдой жизни, к философскому пессимизму и нигилизму.

    Греки считали, что в культуре, как и в самой жизни, должно сочетаться аполлоновское ее качество и дионисийское, в противном случае возможна гибель культуры. Господство аполлоновского в культуре приведет, в конце концов, к стагнации, застою. А возобладание дионисийского к разрушению, протесту ради протеста.

    Ораторское искусство IV в. до н. э. вплоть до последних веков античности оставалось непревзойденным образцом литературного мастерства, правильности, чистоты и красоты стиля. Еще большее влияние оказала на последующие поколения, и не только в древности, философия IV в. до н. э., представленная именами Платона и Аристотеля. Изобразительное искусство, особенно скульптуру, прославили в то время шедевры Праксителя и Скопаса, не уступавшие великим творениям Фидия, Поликлета и Мирона.

    Особое место в жизни греков занимал театр. Он во многом не был похож на современный театр. В Афинах театральные представления происходили первоначально раз в год (затем - дважды) во время праздника бога Диониса (Великие Дионисии - праздник начала весны, знаменовавший вместе с тем открытие навигации после зимних ветров), когда в течение трех дней с утра до вечера шли спектакли, о которых затем говорили в течение всего года. Театр в отличие от хоровой лирики был обращен ко всему демосу, он более демократичен, он служит трибуной, с которой обращаются к демосу те, кто стремится убедить его в правильности собственных идей и мыслей. Не случайно своего наивысшего расцвета театр достиг в V в. в Афинах, наиболее демократическом из полисов Эллады. Театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан. Театр был общественным институтом, включенным в систему полисных праздников. Театральное зрелище было массовым, зрителями являлась большая часть граждан, организация представлений - одна из самых важных и почетных литургий. Со времени Перикла государство давало беднейшим гражданам деньги для оплаты билетов. Театральные представления носили состязательный характер, ставились пьесы нескольких авторов, и жюри, избранное из граждан, определяло победителя.

    Любовь древних греков к словесному агону, т. е. спору, засвидетельствованная еще у Гомера, привела в этих условиях к развитию искусства устной аргументации и, в конечном счете, к разработке приемов логического доказательства.

    Одной из характернейших черт античного общества было отсутствие заметного взаимодействия между наукой и техникой. Это не означало, что античная техника была примитивной, находившейся на очень низком уровне развития. Наоборот: в VI в. до н. э., в эпоху зарождения греческой науки, греческие ремесла и такие инженерные дисциплины, как строительное дело, кораблестроение и другие, находились на передовом крае технических достижений той эпохи. Здесь действовали традиции отчасти заимствованные у народов Востока, отчасти же унаследованные со времен эгейской цивилизации. Так, например, Геродот приводит несколько примеров достижений инженеров с острова Самос, которые особенно славились в то время. В частности он говорит о водопроводе, созданном по проекту Эвпалина и проходившем по туннелю, который был прорыт сквозь гору и имел длину около одного километра. Долгое время историки относились к этому сообщению Геродота с недоверием, но в конце XIX в. немецкая археологическая экспедиция действительно обнаружила этот туннель. Самым интересным было то, что в целях ускорения работы туннель рыли одновременно с обеих сторон горы. Впоследствии Герон привел в сочинении «Диоптра» геометрическое построение, которое должно было быть осуществлено для того, чтобы рабочие, прорывавшие туннели, встретились в середине горы. Это была совсем не простая задача, требовавшая не только определенных знаний, но и большой точности в проведении геодезических измерений.

    Зарождение теоретической математики следует отнести ко времени первых, еще, вероятно, не очень строгих попыток Фалеса доказать геометрические теоремы - о том, что круг делится диаметром на две равные части; о том, что углы при основании равнобедренного треугольника равны и т. д. Сами по себе эти положения уже в то время казались, вероятно достаточно тривиальными. Новым было то, что Фалес впервые попытался их логически обосновать. Тем самым он положил начало дедуктивной математике - той математике, которая впоследствии была превращена в стройную и строгую систему трудами Гиппократа Хиосского, Архита, Эвдокса, Евклида, Апполония Пергского и других великих ученых эпохи расцвета греческой культуры. Но все открытия этих ученых очень мало использовались в повседневной жизни.

    Исключением может служить, казалось бы, пример Архимеда. Действительно, Архимед был ученым, который соединил в своем лице гениального математика и замечательного инженера. Подчеркивающие этот факт историки науки указывают, что именно Архимед предвосхитил то развитие, которое приняла наука нового времени.

    Античная наука отражала особенности греческого склада мышления, несла на себе печать греческого мироощущения, исходила из того образа мира, который сложился еще в эпоху ранней греческой классики. Этот образ мира нашел свое отражение и в других сферах античной культуры - в частности, в греческой литературе и греческом искусстве.

    Основным методом греческой науки было созерцание. Уже этим самым объясняется то развитие, которое в античности получила астрономия. Греческие ученые, начиная с Фалеса, только тем и занимались, что конструировали различные модели космоса. Первые модели были крайне несовершенными и произвольными, ибо они строились чисто умозрительно, без учета данных о движении небесных тел.

    Заключение

    Особенностью греческой цивилизации является то, что она вырастает и развивается на основе полисной социальной и духовной жизни и построена на вере в силу освобожденного человеческого духа, в знание и правду жизни. Развиваясь под влиянием ранней цивилизации, древнегреческая культура внесла огромный вклад в развитие мировой культуры. Дошедшие до нас памятники архитектуры и скульптуры, шедевры живописи и поэзии являются свидетельством высокого уровня развития культуры. Они имеют значение не только как произведения искусства, но и социально-нравственное значение. И сейчас сформулированные в них мысли о добре, зле, чести и бесчестии являются современными. В социальной философской проблематике античности преобладает этическая тематика: она рассыпана мудрыми афоризмами, которые заставляют задумываться нас и сегодня.

    Самой развитой формой демократического строя античных рабовладельческих государств считается афинская демократия. Полис Афин из небольшого поселения превратился в самодостаточный политический и экономический центр. Формирование системы политических органов полисной демократии было результатом длительного исторического периода, начиная с реформ Солона. По своей сущности Афинское государство являлось политической организацией свободных граждан, обеспечивающей защиту их интересов и повиновение рабов. По форме правления оно представляло собой демократическую республику, в которой граждане пользовались равными правами и могли принимать участие в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала до тридцатых годов IV в. до н.э.

    Литература

    1. Боннар Андре. Греческая цивилизация: в 2 т. Т. 1,2 / «Феникс», Ростов-на-Дону, 1994.

    2. Бикерман Э. Хронология древнего мира. Ближний Восток и античность. Издательство «Наука», Главная редакция восточной литературы, Москва, 1975.



    написать администратору сайта