Главная страница
Навигация по странице:

  • Папа Пий XII . Второй Ватиканский собор.

  • Папа Пий XII

  • Второй Ватиканский собор

  • Подготовка к собору

  • 2.2 Ход II Ватиканского собора. 2.2.1 Начало работы Собора: Первая и вторая сессии

  • 2.2.2 Конституция о Богослужении. Литургическая реформа

  • 2.2.3 Третья и четвертая сессии Собора

  • 2.2.4 Декларация об отношениях Церкви и нехристианских религий

  • 2.2.5 Завершающая стадия работы Собора.Конституция об отношениях Церкви с современным миром

  • 3.1 Постсоборный раскол и итоги II Ватиканского собора.

  • Папа Пий XII и II Ватиканский собор. Папа Пий 12 и II Ватиканский собор. Доклад студента подготовительного отделения кдс соловьёва Сергея Научный преподаватель кдс


    Скачать 44.28 Kb.
    НазваниеДоклад студента подготовительного отделения кдс соловьёва Сергея Научный преподаватель кдс
    АнкорПапа Пий XII и II Ватиканский собор
    Дата10.12.2021
    Размер44.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПапа Пий 12 и II Ватиканский собор.docx
    ТипДоклад
    #298863

    Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего
    образования «Костромская духовная семинария Костромской митрополии Русской Православной церкви»

    Общая церковная история

    Папа Пий XII. Второй Ватиканский собор.

    Доклад студента

    подготовительного отделения

    КДС Соловьёва Сергея

    Научный руководитель:

    преподаватель КДС

    протоиерей Сергий Зинчук

    Кострома 2021 г.

    1. Папа Пий XII

    12 марта 1939 года, на смену умершему Пию XI, был избран кардинал Эудженио Пачелли, принявший имя Пия XII. До своего избрания он находился в должности статс-секретаря и был очень близок к Пию XI.
    Все наблюдатели ещё до конклава сошлись во мнении, что будет избран именно он: его называли при дворе «дофином», «кронпринцем», «престолонаследником», давая понять, что он станет приемником Акилле Ратти (Пия XI).

    Эудженио был отпрыском известного в Италии «черного» клана, представители которого на протяжении столетий находились на службе папского престола. Начиная с XIX в. Пачелли занимали в Ватикане ряд очень высоких должностей. Так, дед Пия XII – Маркантонио, которому покровительствовал его дядя – влиятельный кардинал Катерини, стал министром финансов Папской области при папе Григории XVI (1831-1846) и занимал ряд высоких постов при Пии IX. Он был членом «трибунала десяти», каравшего деятелей Римской республики, а затем – заместителем министра внутренних дел в папском правительстве. В 1861г. Маркантонио Пачелли основал существующий поныне ватиканский официоз «Оссерваторе Романо». Один из его сыновей, Эрнесто, стал крупным банкиром на службе Ватикана, основателем «Банка ди Рома», другой, Филиппе, был известным адвокатом при ватиканских трибуналах. У последнего, в свою очередь, было два отпрыска – Франческо, ставший по примеру отца ватиканским адвокатом, и Эудженио, будущий Пий XII.

    Эудженио Пачелли ступил на церковную стезю в конце XIX в. при Льве XIII. С первых же шагов на церковном поприще он пользовался особыми привилегиями и большим доверием церковного начальства.
    В 1901г. Пачелли поступает на должность референта в статс-секретариат.
    С самого начала, несмотря на его довольно скромный пост, ему доверяют важные поручения. В1901 г. он командируется в Англию для выражения соболезнования Эдуарду VII по поводу смерти королевы Виктории, в1908 г. он сопровождает кардинала Мерри дель Валя в Лондон на евхаристический конгресс, а в1911 г. возглавляет ватиканскую делегацию на коронацию короля Георга V. В 1913г. Пий X назначает 37-летнего Пачелли заместителем секретера управления церковных дел статс-секретариата. Годом позже он становится секретарём того же управления. 20 апреля 1917 г. Бенедикт XV назначает его нунцием в Мюнхен и одновременно возводит в епископский сан. В 1925г. Пачелли подписывает конкордат с Баварией, в 1929 – с Пруссией. После подписания Латеранских соглашений Пий XI назначает его кардиналом, а несколько позже – статс-секретарем, что поспособствовало его популярности и увеличивало шансы на получение папской тиары».

    В годы восшествия Пия XII мир стоял на пороге Второй Мировой войны и новому папе предстояло решить множество проблем, связанных с отношением Ватикана к острейшим международным проблемам, в первую очередь к проблеме взаимоотношений с фашистскими режимами и войне в Испании. Понтифик прожил в Германии 12 лет и хорошо разбирался во внутриполитических делах этой страны, он был лично знаком с Гитлером и понимал цели, преследуемые нацистами. Но Ватикан был обязан Муссолини своей независимостью и во многом – финансовым благополучием: итальянский лидер предоставил Ватикану сумму в 1750 млн. лир (90 млн. долларов) в качестве «возмещения убытков, понесенных Ватиканом в результате ликвидации папского государства и его присоединения к Италии», и тем самым спас контролируемый ватиканским Институтом религиозных дел «Банк ди Рома», прогоревший на неудачных сделках в период после Первой Мировой войны. Для управления этими средствами была создана специальная администрация св. престола во главе с финансистом Бернардино Ногарой, который также представлял интересы Ватикана в таких организациях, как банки «Институто Итальяно ди Кредито Фондарио», «Санто Спирито», акционерных обществах «Монтекатини» (химическая промышленность), «Сочьета Итальяно пер ле Страде Феррате Меридионали» (железные дороги), «Институто Романо ди Бени Стабили» (торговля недвижимостью), «С.А. пер ле Кондотте д,Аква» (водопровод) и др. Кроме того, финансовые интересы Ватикана были представлены в компаниях по производству пластмасс, электричества, смолы, питьевой воды, бумаги, страховых компаниях.

    В римской курии три основных организации руководят финансово-экономической деятельностью: Специальная администрация, Институт религиозных дел и Управление имуществом св. престола. Неудивительно, что директор американского Института современных методов промышленного руководства в 1955г. исследовавший финансовые учреждения курии заявил, что Ватикан обладает финансовой организацией, столь же разнообразной и разветвленной, как Английский банк».

    Кроме вышеперечисленных финансово-экономических учреждений в рамках римской курии можно обозначить также органы, занимающиеся политическими и церковно-административными делами. К политическим относятся: статс-секретариат, включающий конгрегацию чрезвычайных церковных дел и комиссию по делам России («ПроРусия»), кроме тог, конгрегации «св. канцелярии» (инквизиция), Восточной церкви и «Пропаганды веры».

    К группе церковно-административных учреждений относятся: консисториальная конгрегация (назначение епископов и прочей церковной иерархией), конгрегация таинств (устанавливает процедуру церемоний), конгрегация церковных соборов, конгрегация монашеских орденов, конгрегация обрядов (провозглашает блаженных и святых), конгрегация церемониала, конгрегация семинарий и университетов, конгрегация собора св. Петра (ведает администрацией собора св. Петра). Трибуналы: пенитенциарий, торгующий индульгенциями; трибунал сигнатуры, трибунал святой «роты». Канцелярии и комиссии: апостольская канцелярия (составляет энциклики и другие официальные документы), апостольская датария, секретариат писем государям, папская комиссия для ватиканского государства (высший административный орган Ватикана) и т.д. Большинство этих учреждений были созданы в средневековье в основном, для добывания денег. Церковь никогда не гнушалась самыми сомнительными способами зарабатывания денег: до сих пор, например, практикуется продажа индульгенций, правда, приобретшие их, относятся к ним скорее, как к сувенирам, нежели как к душеспасительным грамотам. Но священники по-прежнему произносят слова клятвы: «Утверждаю, что Иисус Христос наделил церковь властью предоставлять индульгенции и что их употребление приносит христианам огромную пользу».

    Итальянские фашисты, пришедшие к власти в 1922г., смогли найти общий язык с руководством католической церкви. После избрания папой Акилле Ратти (Пий XI) Муссолини писал в газете «Пополо ди Италия»: «Ратти пользуется симпатиями и среди нас, в светском мире. Я убежден, что с Пием XI отношения между Италией и Ватиканом улучшатся». На основе взаимных уступок, а также общей неприязни к коммунизму (в 1931 г. папа Ратти издает энциклику «Quadrogesimo anno» в которой предаёт анафеме коммунизм), межклассовому сотрудничеству, демократии, ватиканское руководство и фашисты испытывали друг к другу взаимные симпатии.
    Пий XI говорил: «Муссолини, разумеется, не Наполеон и, возможно даже не Кавур, но только он один понял, что нужно его стране, чтобы выйти из анархии, в которую её ввергли бессильный парламентаризм и три года войны». А в 1933г. Пий XI заключил с Гитлером конкордат, что было истолковано общественным мнением как союз Ватикана с нацизмом. «Римская курия освятила и официально признала идолопоклонческий по своей сути режим. Недаром «Фелькишер беобахтер» поспешил охарактеризовать подписание конкордата, как несомненное признание папой нацистского режима, а курья присутствием своих дипломатов в Берлине одобряло развитие германской политики».

    Папа ПийXII восторженно приветствовал приход франкистов к власти в Испании в 1939 г. 17 апреля 1939 года в своем выступлении по радио папа сказал: «С большой радостью мы обращаемся к Вам дражайшие сыны католической Испании, чтобы по-отечески поздравить Вас с благословенным миром и победой, которыми господь соблаговолил увенчать Вас… В залог безграничной милости пречистой девы и апостола Иакова, покровителей Испании, и великих испанских святых мы даруем Вам, дорогим нашим сынам католической Испании, главе государства и его прославленному правительству, ревностным епископам и самоотверженным духовенству, а также всем верующим свое апостольское благословение». Всё это поспособствовало подписанию Латеранских соглашений. Но через некоторое время стало ясно, что антидемократическая, диктаторская природа фашизма не позволяет ему принимать и мирно сосуществовать с другими идеологиями и взглядами: существует лишь одна религия и эта религия – фашизм: «Мы недопустим,–писал Муссолини, – чтобы воскресли организации и партии, которые мы уничтожили навсегда… Каждый знает, что фашистский режим, когда он вступает в бой, ведет этот бой до конца и позади себя оставляет пустыню… Фашистское государство –католическое , но оно – фашистское, более того, оно исключительно и по самой своей природе – фашистское. Католицизм его дополняет, и мы говорим это открыто, выложив карты на стол».

    Буржуазные партии «пополяри», и народная партия открыто не выражали своего недовольства политикой итальянского правительства, но и сотрудничать с ним. Организации «Католического действия», также подверглись репрессиям со стороны властей. Поняв свою ошибку, папа попытался разорвать отношения с правительством Муссолини, дистанцируясь от него. Но у него ничего не вышло: попав однажды в «объятия» нацистов папа уже не смог вырваться из них. Во время второй мировой войны Ватикан придерживался выжидательной позиции, собираясь в случае победы союзников или коалиции фашистских государств оказаться в стане победителей. На захват гитлеровскими войсками Польши, Югославии, Хорватии и других государств папа никак не отреагировал. Апологеты Пия XII пытались объяснить это его неосведомленностью, хотя неосведомленность главы государства с одной из самых развитых разведывательных сетей выглядит наивным. В конце 1943 года, когда нацистские власти начали депортацию 8 тысяч евреев из Рима, тысяча из которых, в основном женщины и дети, были отправлены в Освенцим, Ватикан хранил молчание. Молчание он хранил и тогда, когда в Италии 1 декабря того же года был принят закон об интернировании всех евреев и конфискации их собственности.

    Перелом в ходе войны, вызвал необходимость реабилитирования церковной иерархии в глазах мировой общественности. Пий XII развил бурную дипломатическую деятельность, работая на два фронта он контактировал с Американскими дипломатами и высказывал свои сомнения президенту Рузвельту по поводу целесообразности союза СССР с США. Личный секретарь Пия XII немецкий иезуит Роберт Лейбер в 1964 г. писал: «Пачелли ни на один миг не забывал о роковой опасности коммунизма. Этому имеются многие свидетельства. Начиная с июня 1944 г., после занятия Рима союзниками, чьи высшие военные и руководящие деятели в большом числе посещали папу, он не упускал случая каждый раз предостерегать их: «Конечно, Гитлер и национал-социализм является тем, чем они есть. Но это скоро минует. Нельзя упускать из виду, что предстоит более серьезная и опасная задача, а именно столкновение с коммунизмом».

    После окончания Второй Мировой войны Ватикан примкнул к антикоммунистическому блоку, а папа Пий XII пытался продолжать политику своего предшественника. Он четко сформулировал свою позицию, заявив, что он против деления мира на фашистов и антифашистов. Он противопоставил этому свою формулу: «За или против Христа»., но международная ситуация, новая расстановка политических сил, а также глубокий кризис в Римо-католической церкви, который ослабил рвение духовенства и верующих во всем мире, требовали полной реорганизации основных структур иерархической власти в католицизме. Возможно, Пий XII сознавал это, но могучие силы консерватизма, которые превалировали в римской курии, навязывали папе безапелляционный стиль управления, свойственный папскому централизму.

    Папы облекают свои мнения по вопросам науки, религии культуры и других предметов в форму окружного папского послания - энциклики.
    В многочисленных энцикликах в период своего понтификата папа Пий XII призывал к миру и формулировал нравственные принципы политики; стремился защитить христианские ценности перед лицом коммунизма. В одной из них «Humani generis» он также осудил тех, кто пытался подходить к толкованию библии с научными критериями: «если наука права, а религия ошибается, то тем хуже для науки, ее следует отвергнуть». В 1950 году им был провозглашен догмат о Вознесении Богородицы.

    Пий XII часто даровал молодым священникам и епископам более высокий сан: Юлиус Август Дёпфнер стал епископом в 35 и кардиналом в 45 лет, а Кароль Юзеф Войтыла (позже стал Папой Иоанном Павлом II) стал епископом в 38 лет.

    Папа был категорически против пастырских экспериментов, таких как «рабочие-священники», когда молодые священники работали полный рабочий день на фабриках, заводах, входили в политические партии и вступали в профсоюзы. Пий XII продолжал защищать теологическую традицию томизма как достойную продолжения реформ, и превосходящую современные тенденции, такие как феноменология или экзистенциализм.

    Последние годы понтификата Пия XII начались в конце 1954 года с продолжительной болезни, в ходе которой он даже хотел добровольно сложить свой сан. Он прошёл три курса клеточной терапии. Побочные эффекты такого лечения включали галлюцинации, от которых Папа страдал в последние годы. Папа Пий XII умер 9 октября 1958 в летней папской резиденции Кастель Гандольфо, от острой сердечной недостаточности, вызванной внезапным инфарктом миокарда.

    Пий ХII в своей деятельности стремился к тому, чтобы духом католицизма были проникнуты все стороны в области человеческой деятельности, что очень характерно для Рима. От него осталось значительное количество (20 томов) булл, энциклик и публичных обращений (учительного, истолковательного) характера к самым разнообразным группам людей. Известны его энциклики: «Humani generic» (Род челове-ческий) (1950); «Evangeli praecorus» (Евангельское провозглашение) (1951). В последней энциклике папа выразил мысли о необходимости «отуземить» Римско-Католическую Церковь в Азии и Африке, создав кадры духовенства местного происхождения. Папа Пий ХП канонизировал пап Пия X, Пия XI и Иннокентия I. Он провозгласил 1 мая церковным праздником, а покровителем трудящихся праведного Иосифа – обручника. Несмотря на усилия Пия XII, в западном христианстве углубился процесс дехристианизации масс верующих и разложения дисциплины в рядах духовенства. Напряжение между римской курией и местными церквами нарастало, но приближающийся к восьмидесятому году жизни папа не имел уже сил, чтобы этому сопротивляться.


    1. Второй Ватиканский собор

    С особой остротой встал вопрос о кандидатуре нового понтифика. Теперь многие клерикалы интегристского толка понимали, что ретроградный курс, по которому идет церковь ведет в тупик. Нужен был «религиозный», а не «политический» папа, который займется теологическими, моральными и духовными вопросами. Достойной кандидатурой был кардинал Анджело Джузеппе Ронкалли. Он был выбран после 11 туров голосования и был наречен Иоанном XXIII, тем самым давая понять, что не будет придерживаться курса Пия XII. Пробыв на посту всего 5 лет, он сумел направить церковь по новому руслу. Являясь сторонником «обновления» церкви, с целью ее приспособления к современным условиям. Так как она является продуктом феодального общества, но должна эффективно работать в капиталистическом мире. Иезуит Ломбарди признавал, что церковное здание безнадежно устарело, выглядит допотопно и архаично. Нужна генеральная реконструкция: «После следовавших одно за другим приспособлений этого зданий наступает однажды момент, когда необходимо проявить смелость и набросать новый генеральный план. При этом надо, сохранив капитальные стены, создать, предоставляя абсолютно независимость архитектору, единый проект внутренней планировке в соответствии с существующими требованиями, не останавливаясь ни перед какими трудностями, возникающими на пути осуществления этого плана… Дом будет сделан как бы заново: земля прежняя, все здание прежнее, даже отделочный материал примерно тот же, но зато все оно станет гораздо более удобным».

      1. Подготовка к собору

    О своем намерении созвать Собор Иоанн XXIII объявил еще в 1959 г. и 17 мая того же года назначил первую комиссию по его подготовке. Папа призвал всех епископов Католической Церкви, монашеские ордена и университеты внести свои предложения по повестке дня Собора и по проблемам, подлежащим соборному обсуждению.

    5 июня 1960 г. Иоанн XXIII по своей инициативе создал Центральную подготовительную комиссию Собора и подчинил ей 10 рабочих комиссий и 2 секретариата, в задачу которых входила разработка проекта решений Собора с учетом мнений, высказанных в поступающих предложениях. Под строгим контролем Римской курии эти комиссии составили 73 проекта решений Собора, которые затем были одобрены Центральной комиссией.

    Иоанн XXIII торопил комиссию, стремясь ускорить подготовку Собора. Причина такой спешки заключалась в том, что к этому времени Иоанн XXIII уже знал о своем заболевании раком, чувствовал сильное недомогание и готовился к скорой кончине.

    25 декабря 1961 г. Иоанн XXIII своей апостольской конституцией Humanae salutis созвал Собор, одновременно объявив о завершении эпохи I Ватиканского Собора. Принципиальное значение этого акта состояло в том, что тем самым Папа воспрепятствовал стремлению интегристов рассматривать этот Собор как продолжение I Ватиканского и на этом основании проводить его в прежнем духе. На Собор Папа пригласил также представителей 28 христианских Церквей и деноминаций для участия в нем в качестве наблюдателей. Решением от 2 февраля 1962 г. (Concilium) Иоанн XXIII назначил открытие Собора на 11 октября 1962 г.

    На торжественное открытие II Ватиканского Собора в базилику Св. Петра прибыло 2540 иерархов Римско-Католической Церкви. В своей речи по случаю открытия Собора 11 октября 1962 г. Иоанн XXIII снова заявил, что задачей Собора является соответствующее обновление Церкви и ее разумная реорганизация, чтобы тем самым Церковь продемонстрировала свое понимание развития мира и подключилась бы к этому процессу. Обращаясь к решениям Тридентского и I Ватиканского Соборов, Папа высказал пожелание, чтобы результатом настоящего Собора стала открытая миру Церковь. При этом выход из сепаратизма и изоляции может осуществляться не путем прокламирования новых догматов и тем более не путем осуждений, а посредством ясного и современного изложения соответствующих религиозных истин. Папа неоднократно заявлял, что Церковь располагает уже вполне достаточным количеством догматов, определений и суждений. Поэтому задачей Собора является не отвергающее и непогрешимое осуждение реалий современного мира, а проведение конструктивных реформ. И действительно, при том, что II Ватиканский Собор наметил ряд радикальных реформ и стал поистине эпохальным событием в истории Церкви ХХ в., он не принял ни одного нового догмата.

    2.2 Ход II Ватиканского собора. 2.2.1 Начало работы Собора: Первая и вторая сессии

    Первая сессия Собора проходила между 11 октября и 8 декабря 1962 г. На заседаниях председательствовали по очереди 10 назначенных папой членов президиума. Некоторые заседания начинались с молитвы, произносимой попеременно на латинском и греческом языках. Однако конструктивную работу первой сессии парализовала борьба между поддерживаемой большинством курии консервативной партией интегристов и резко противостоящими ей епископами, принимающими реформаторские взгляды прогрессивных теологов. Успех партии реформ зависел от того, сумеет ли она вырвать из рук курии и консервативной партии руководство Собором.

    Перевес сил в пользу прогрессистов произошел сразу же, на первом заседании 13 октября 1962 г. Президиум Собора предложил, чтобы в состав его 10 комиссий, занимавшихся разработкой проектов решений и их предварительным обсуждением, были доизбраны и так имевшие в них явное большинство куриальные и консервативные представители. Однако выступление прогрессистов во главе с кардиналами Беа и Сюэненсом увенчались успехом. Большинство Собора приняло предложение оппозиции и тем самым прогрессисты одержали на нем первую большую победу. Президиум отложил заседания собора. 16 октября на выборах список оппозиции собрал большинство голосов. Таким образом, в комиссиях (1/3 членов которых была назначена Папой) было обеспечено соответствующее представительство прогрессистов.

    Иоанн XXIII, будучи уже смертельно больным, внимательно следил за заседаниями Собора по телевидению. 4 декабря он неожиданно выступил с большой речью, в которой позитивно оценил ход заседаний Собора, поддерживая тем самым прогрессистов. В это же время Папа возвел в сан кардинала архиепископа Милана Джованни Баттиста Монтини - будущего Папу Павла VI. Именно в нем Иоанн XXIII видел своего преемника. Вместе с тем, Папа предупреждал кардинала Монтини, чтобы тот был выше соборных дискуссий и сохранял свою беспристрастность в интересах единства Церкви.

    На первую сессию Собора было вынесено для рассмотрения 5 проектов (схем): о литургии, об источниках Божественного Откровения, о средствах массовой информации, о единстве с Восточными Церквами и проект реорганизации структуры Церкви, под названием De Ecclesia.

    При обсуждении первых двух проектов возникла достаточно острая дискуссия между двумя основными направлениями. В итоге все проекты вернули в подготовительные комиссии для доработки. Таким образом, на первой сессии ни по одному вопросу не удалось прийти к решению. После закрытия сессии - учитывая ее печальный опыт - созданная согласительная комиссия сократила число предварительных проектов с 73 до 17.

    Работа Собора была прервана смертью Иоанна XXIII и выборами нового папы, которым стал кардинал Монтини, взявший имя Павел VI. 27 июня 1963 г. Павел VI объявил о том, что следующая, вторая сессия Собора будет открыта им 29 сентября. (Сессия продлилась до 4 декабря). При открытии сессии Павел VI четко определил задачи Собора: 1) углубление самопознания (самораскрытия) Церкви; 2) обновление внутренней жизни Церкви; 3) продвижение вперед для единства христиан (экуменизм); 4) диалог с миром (осмысление внешней миссии Церкви). Наряду с этим он закрепил давнее пожелание Иоанна XXIII о том, что Собор не должен принимать никаких решений, которые претендовали бы на пастырскую (наставническую) непогрешимость.

    Вторая сессия Собора проходила под непосредственным руководством Павла VI. На обсуждение были вынесены 3 проекта (схемы): о Церкви, о епископах и об экуменизме. Разногласия между прогрессистами и консерваторами были исключительно острыми, и к концу октября Собор зашел в тупик. Проекты решений вновь вернули комиссии. Вполне ощутимым результатом сессии было почти единогласное принятие на последнем заседании, 4 декабря 1963 г, переработанных регламентированных документов о Божественной Литургии (Sacrosanctum concilium), а также декрета о средствах массовой информации (Inter mirifica), которые были затем провозглашены Павлом VI. Для осуществления зафиксированных в обоих документах решений папа создал в начале 1964 г. две соответствующие комиссии.

    2.2.2 Конституция о Богослужении. Литургическая реформа

    Литургическая реформа 1969 года, введшая новый чин Мессы (так называемая Месса Novus Ordo) была одним из прямых следствий II Ватиканского Собора. Фактическим автором Новой Мессы был человек по имени Аннибале Буньини.

    Сейчас многие католики (прежде всего, молодого поколения, конечно) и не знают никакой другой Мессы, кроме Novus Ordo. А меж тем, разница между Мессой Св. Пия V (другое название Тридентской Мессы, по имени ее основного разработчика, Папы Св. Пия V) и Мессой Novus Ordo – в некоторых аспектах огромна.

    Само богослужение было сокращено (современная месса длится около 40 минут, иногда и меньше: в базилике св. Петра в Ватикане месса длится всего 17 минут), а именно. В частности, реже поминаются святые, многие из которых были попросту удалены из католических литургических календарей (среди них и некоторые святые Древней Церкви) под тем предлогом, что их жития не могут рассматриваться как достоверные (например, св. великомученик Георгий Победоносец, св. великомученицы Варвара и Екатерина и др.). Вечерня и утреня перед мессой не служатся. Посты в современной Католической церкви практически упразднены: католикам теперь предписывается поститься лишь один день в году — в Страстную Пятницу, да и то не строго.

    Священник во время совершения нового чина мессы стоит за выдвинутым престолом лицом к народу по образцу протестантских собраний: священник и миряне образуют как бы круг равноправных сослужителей литургии. В прежнем, традиционном чине латинской мессы священник стоял спиной к народу, как посредник между Богом и верующими. Из многих католических храмов удалены старинные статуи и иконы.

    Как свидетельствуют сами католики, «II Ватиканский Собор положил начало практическому иконоборчеству, распорядившись во внешне благопристойной форме (без теоретического иконоборчества) уменьшить количество священных изображений в церквах (II Ватиканский Собор, Конституция о Богослужении "Sacrosanctum concilium", nn. 124–125).

    Еще одной особенностью новой Мессы является то, что ее теперь служат на национальных языках, а не на латыни. Вроде бы это, можно было бы предположить, хотя бы, не так уж и плохо. Введением национальных языков было разрушено, таким образом, единство культа и его вневременной характер, теперь он стал привязанным ко времени и месту. Кроме того, сейчас невозможно понять, правильно ли совершается Месса, те ли слова говорятся и т.д. Было время, когда католики были у себя дома везде. В какой бы стране они ни пришли в католический храм, там совершалось одно и тоже таинство, безо всяких различий. Это давало чувство единства католического мира. Теперь этого нет.

    Богослужебный модернизм привел к тому, что нередко мессы совершаются под гитару, в рок-ритмах, при минимуме традиционных богослужебных облачений у духовенства.

    2.2.3 Третья и четвертая сессии Собора

    Третья сессия Собора проходила между 14 сентября и 28 ноября 1964 г. Эту сессию можно рассматривать как поворотный момент Собора. Папа решительно вмешался в ход обсуждений, высказавшись против слишком рьяных реформистов. Он дал им понять, что предпосылкой дальнейшей дискуссии должно быть окончательное формулирование и принятие догматической конституции о Церкви. В центре дискуссии стоял вопрос о коллегиальном участии епископов в церковном управлении. (Число увидевших в этом угрозу для папского примата и проголосовавших против превысило 300). В итоге на последнем общем заседании сессии, проходившем 21 ноября, была принята догматическая конституция о Церкви Lumen gentium (Свет народам) - самый значительный документ Собора. Эта конституция вместо понятия «торжествующая Церковь» вводила понятие «Церковь в служении». Также вводился институт коллегиального участия епископов в управлении Церковью посредством активизации епископского синода.

    Третья сессия проходила также под знаком экуменизма. 21 ноября Папа обнародовал декрет о Восточных Церквах (Orientalium Ecclesiarum) и декрет об экуменизме (Unitas redintegratio). Однако, несмотря на демонстрацию доброй воли к сближению, Восточная и Западная Церкви в догматическом отношении ни на шаг не приблизились друг к другу.

    Четвертая сессия Собора была самой продуктивной. Во время ее открытия Папа объявил об обновлении постоянного епископского синода. На сессии обсуждались 11 проектов документов.

    Наибольшую дискуссию вызвали декларация о свободе вероисповедания, а также духовно-пастырская конституция о роли Церкви в современном мире (Gaudiam et spes).

    28 октября 1965 г. собор принял 3 декрета и 2 декларации: декрет о духовно-пастырском предназначении епископов (Christus Dominus), декрет об обновлении в современном духе монашеской жизни (Perfectae caritatis), декрет о воспитании и духовном образовании священников (Optatum totius), декларацию о христианском воспитании (Gravissimum educationis momentum) и декларацию об отношениях Церкви и нехристианских религий (Nostra aetate).

    2.2.4 Декларация об отношениях Церкви и нехристианских религий

    Декларация Nostra aetate явилась весьма важным документом не только для нового истолкования экумнизма, но и для понимания отношений между Католической Церковью и иудаизмом. Еще в сентябре 1960 г. Папа Иоанн XXIII поручил кардиналу Беа, председателю Секретариата христианского единства, представить проект документа об отношении Церкви к евреям. Многократно перерабатываемый текст расширился затем также и за счет новой католической оценки мировых религий. Декларация исходила из того, что религиозность - единственный спутник человека и каждая религия есть проявление этого. Поэтому и нехристианские религии также содержат ценные и достойные уважения со стороны христианина элементы.

    В индуизме Католическая Церковь ценит глубоко воздействующую медитацию и самодисциплинирующую форму жизни; в буддизме - стремление к совершенству посредством просветления и озарения; в исламе - наличие многих элементов, присущих христианству. Отношение к иудаизму в декларации излагается наиболее подробно: в ней указывается, что Церковь уходит корнями в Ветхий Завет, поэтому иудаизм и христианство связаны духовной близостью. Христиане считают себя духовными наследниками избранного народа - ведь их общим духовным сокровищем является Библия. Декларация раскрывает учение Церкви о смерти Иисуса Христа, подчеркивая, что ответственность за эту смерть не отягчает ни евреев того времени, ни их потомков. Декларация считает заслуживающими осуждения и сожаления преследования евреев и все проявления антисемитизма. Памятуя об общем с евреями наследии, Церковь глубоко сожалеет о всей ненависти, преследованиях и многочисленных проявлениях антисемитизма, которые когда бы то ни было и со стороны кого бы то ни было обрушивались на евреев. В этом сожалении Церковь руководствуется не политическим расчетом, а религиозной, евангельской любовью, поскольку она осуждает любое преследование, против кого бы оно ни было направлено.

    Ссылаясь на апостола Павла, декларация отвергает различия между людьми, поскольку вселенское братство христианства исключает всякую дискриминацию: таким образом, никакого морального основания не могут иметь под собой такая теория или политика, которые делают различия между людьми и расами в отношении их человеческого достоинства и вытекающих из него прав. Исходя из этого, Церковь считает чуждым духу Христа и строго осуждает любую дискриминацию или оскорбления людей по расовому признаку, цвету кожи, общественному положению или религиозной принадлежности.

    2.2.5 Завершающая стадия работы Собора.
    Конституция об отношениях Церкви с современным миром


    18 ноября 1965 г. Собором были приняты догматическая конституция о Божественном Откровении (Dei verbum) и декрет об апостольстве мирян (Apostolicam actuositatem).

    7 декабря 1965 г. состоялось последнее заседание собора. На нем были приняты еще 4 декрета: декрет о служении и личной жизни священнослужителей (Presbyterorum ordinis), декрет о миссионерской деятельности Церкви (Ad gentes), декларация о свободе вероисповедания (Dignitatis hunanae) и второй важнейший документ Собора - духовно-пастырская конституция об отношениях Церкви с современным миром - Gaudiam et spes.

    Эта конституция, определяющая деятельность священнослужителей, явилась самым пространным, вызывающим множество споров и не раз полностью перерабатываемым документом Собора. Он содержит наибольшее количество новых идей, определяет место, занимаемое Церковью в мире, ее отношение к обществу и государству, а также задачи и призвание Церкви в современном мире. На его подготовку и редактирование большое влияние оказала энциклика Иоанна XXIII Pacem in Terris. Руководителем комиссии по разработке конституции был влиятельнейший член партии реформ кардинал Сюаненс. В работе над документом также принимал участие и кардинал Кароль Войтыла - будущий папа Иоанн Павел II. Окончательная редакция конституции выдержана в духе обновления всех сторон жизни Церкви - аджорнаменто. Ее исходным пунктом является идея об "автономии" земных дел, которая, в свою очередь, делает возможным для Церкви диалог с миром. Конституция рассматривает структуру общества, вопросы семьи и брака, анализирует отношения Церкви и современной культуры, вопросы экономической жизни. Созидательный труд она считает главным элементом самоосуществления человека.

    3.1 Постсоборный раскол и итоги II Ватиканского собора.

    Именно литургическое обновление, изменившее до неузнаваемости католическое богослужение после 1969 года, вызвало в Римо-католической церкви раскол, связанный с именем французского архиепископа Марселя Лефевра. Традиционалистски настроенное католическое духовенство во главе с архиепископом Лефевром не приняло «обновленческих» реформ II Ватиканского собора, порывавших с полуторатысячелетней традицией западного латинского богослужения. Лефевр активно выступал за сохранение традиционного учения и богослужения, за недопустимость модернизма, литургических реформ, в частности, переводов с латыни богослужебных текстов. Лефевр считал, что после допущения в литургическую практику разных канонов мессы уже сама вариативность, анархическая возможность выбирать из всего множества этих текстов «то, что больше нравится», разрушает благоговейное отношение к Богослужению как к установлению Божию. Невозможно глубоко изменять «закон молитвы», не реформируя вместе с тем «закон веры».

    В 1970 году архиепископ Лефевр основывает «братство Пия X» (папа Пий Х известен в католическом мире, в частности, своей энцикликой 1907 года против церковного модернизма и обновленчества как философии, как стиля религиозной жизни, как богословия, как критического направления в исследовании Библии и церковной истории). Входившие в «братство Пия X» католические священники совершали богослужения по древнему латинскому обряду, отвергая новые редакции мессы. В 1974 году архиепископ Лефевр открыто осуждает неомодернистскую и неопротестантскую позицию Рима после II Ватиканского собора.

    Ватикан не заставил себя ждать: в том же 1974 году «братство Пия X» распускается, а в 1976 году папа Павел VI запрещает архиепископу Лефевру совершать рукоположения, затем следует запрещение в священнослужении. 2 июля 1988 года архиепископ Марсель Лефевр был отлучен от католической церкви. Характерно, что лефевристы, будучи последовательными традиционалистами, кроме богослужебного модернизма II Ватиканского собора отвергли и экуменизм.

    В итоге решения Собора были оформлены в 16 важнейших его документах: 4 конституциях ("О Божественной Литургии", "О Божественном Откровении", "О Церкви", "О Церкви в современном мире"), 9 декретах ("О средствах социального общения", "Об экуменизме", "О Восточных Католических Церквах", "О пастырском долге епископов", "О приспособлении и обновлении монашеской жизни", "Об апостольстве мирян", "О семинариях", "О миссионерской деятельности церкви", "О служении и жизни священника") и 3 декларациях
    ("Об отношении к нехристианским религиям", "О христианском воспитании", "О религиозной свободе").

    Наиболее важными из них являются четыре конституции. Догматическая конституция о церкви обсуждает природу церкви как «народа Божьего», управляемого епископами, сотрудниками папы – главного епископа. Догматическая конституция о божественном Откровении рассматривает источники Откровения – Писание и Предание. Вопросам литургической практики посвящена конституция о богослужении. В пастырской конституции о церкви в современном мире говорится о социальных, культурных, политических и экономических проблемах в контексте христианского учения.

    Остальные 12 документов, декреты и декларации, обсуждают такие темы, как служение и жизнь священников, обновление монашеской жизни, повышение активности мирян, христианское воспитание, экуменизм, отношение к нехристианским религиям, нравственные задачи средств массовой информации и религиозная свобода в гражданском обществе.

    8 декабря 1965 г. в базалике Святого Петра состоялось торжественное закрытие II Ватиканского Собора, а 3 января 1966 г. Павел VI сформировал 6 постоянных, 5 специальных и 1 координационную комиссию для истолкования и претворения в жизнь его решений.

    Список литературных источников:

    1. И.Р. Григулевич Папство. Век XX. М., Издательство политической литературы. 1978 «Наука и религия» №6 2000г.

    2. Второй Ватиканский Собор: Конституции, Декреты, Декларации. Брюссель, 1992;

    3. Документы II Ватиканского Собора. М., 1998;

    4. Сурманек Ш. Общие тенденции развития католицизма после II Ватиканского собора. М., 1987;

    5. Второй Ватиканский Собор: Взгляд из России. М., 1997;

    6. История II Ватиканского Собора / Под ред. Дж. Альбериго; Пер. А. Киселева и др. М., 2003. Т. 1;

    7. Протоиерей Серафим Соколов. История Христианской Церкви. Учебное пособие Сергиев Посад, 2006. 230 с.

    8. И. Лаврецкий Ватикан: религия, финансы и политика. М., Госполитиздат. 1957


    написать администратору сайта