Главная страница
Навигация по странице:

  • Доклад: «Традиционное жилище народов Поволжья»

  • Жилища чувашей

  • Жилища татар

  • Жилища мордвы

  • Жилища башкир

  • Заключение

  • Источники

  • Доклад Традиционное жилище народов Поволжья


    Скачать 33.01 Kb.
    НазваниеДоклад Традиционное жилище народов Поволжья
    Дата16.12.2021
    Размер33.01 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаTraditsionnoe_zhilische_narodov_Zapadnoy_Evropy (1).docx
    ТипДоклад
    #305817

    Федеральное Государственное Автономное

    Образовательное Учреждение Высшего образования

    « Самарский национальный исследовательский университет имени академика

    С. П. Королева»

    Социально-гуманитарный институт

    Исторический факультет

    Доклад:

    «Традиционное жилище народов Поволжья»

    Доклад подготовила:

    Фролова Анастасия – 5102-460301D

    Научный руководитель:

    Протасова А. В.

    Оглавление


    Введение 2

    3

    Жилища мордвы 7

    9












    Введение



    Жилище — один из важнейших и в то же время самых трудных предметов этнографического изучения. Жилище – это область культуры, которая формировалась в течение длительного времени. Жилые постройки каждого народа представляют собой сложный культурно-бытовой комплекс. Они связаны с самыми различными сторонами его жизни: с природными условиями, преобладающими занятиями и направлением хозяйства, уровнем развития техники, имущественными и классовыми отношениями, формами семейного быта, общественными обычаями и традициями, эстетическими представлениями народа, с религиозно-магическими верованиями. Все это в той или иной степени влияет на тип, размеры, внешний вид, интерьер и украшения жилища. В определенной этнической среде под влиянием отдельных факторов или их устойчивых сочетаний создается то, что можно назвать «этнической традицией» в народном жилище.

    Национальная архитектура стремится развиваться со временем в соответствии с происходящими изменениями в окружающей среде, культуре народа и историческом контексте. Знания о строительстве национального жилья часто передаются через местные традиции, и в основном они основываются на знаниях, добытых путем проб и ошибок на протяжении многих поколений, что отличается от геометрических и физических расчетов.

    Жилище – один из важнейших элементов материальной культуры каждого народа. Оказавшись в новых условиях, люди старались использовать свои прежние знания и опыт в строительстве.





    Жилища чувашей

    Типы поселений. Основными типами чувашских поселений, встречающихся на территории Самарского Заволжья, являются села и деревни – ял. Исторически для чувашей были характерны небольшие по размерам деревни, а также починки и выселки, образовавшиеся в результате отпочкования от многодворных поселений. Национальную специфику расселения чувашей в регионе представляла своеобразная кучевая планировка селений, состоявших из родовых гнезд «курмышей».

    Типы жилья. К концу XIX – началу XX в. преобладающим типом жилища среди самарских чувашей стали двухкамерные жилища (пюрт-сюрт), состоящие из избы и сеней, а в некоторых – еще из клети. У бедняков продолжали бытовать избы с крыльцом, без сеней. В качестве временных жилищ служили шалаши хюше, полуземлянки сер пюрт, лачуги, амбары, глинобитные избы. Избы традиционно строились на низкой подклети. Для ее возведения применялись различные строительные материалы: дерево, саман, кирпич, реже – камень. Основным материалом служили бревна различных пород дерева, но чаще хвойных. Во внутренней планировке дома на протяжении столетий сохранялись традиционные черты.

    Встречается древняя срубная постройка — лась (первоначально без потолка и окон, с открытым очагом), служащая летней кухней. Распространены погреба, бани. Сохраняются традиционные локальные отличия в жилище и планировке усадьбы. Распространены большие открытые дворы, у низовых клеть, как правило, отделена от дома, надворные постройки расположены в противоположном от дома углу двора, преобладает яркая полихромная раскраска, обильные декоративные элементы во внешнем убранстве. Современный сельский дом — четырёх- или пятистенок с внутренней распланировкой жилого помещения, верандой, парадным крыльцом, мезонином. Интерьер сохраняет традиционные черты: в переднем углу располагаются стол, стулья, диван или скамьи, кровать нередко отделяется занавеской. Используются домотканые ковры (палас), традиционные вышивки.

    Усадьбы чувашей в большинстве случаев имеют форму вытянутого

    прямоугольника и отделены одна от другой проулком, обычно засаженным

    деревьями или кустарниками. Как правило, усадьбы делятся на две части:

    переднюю — собственно двор, на котором стоит жилой дом и расположено

    большинство надворных построек, и заднюю, где разбит огород, здесь же

    находится и баня.

    Традиционная изба ставилась в центре переднего двора входом на восток и окнами на юг, топилась по-черному глинобитной печью у задней глухой стены. Вдоль стен устраивали нары. Позднее чувашская изба приняла планировку и обстановку русской крестьянской избы. Появилась перегородка, отделявшая кухню: она шла по линии боковой стороны печи к передней стене. Нары исчезли или остались только в кухне. Вдоль передней и боковых стен пристраивались широкие неподвижные лавки, а у задней, рядом с входом, — помост типа русского коника.





    Жилища татар

    Традиционные татарские деревни (аулы) располагались вдоль речной сети и транспортных коммуникаций. Вплоть до 1950-х годов в татарских деревнях преобладали срубные четырехстенные дома, нередко крытые соломой, к которым были пристроены легкие сени - ишек алды. Внутренняя планировка таких домов была следующая: налево или направо от входа, в зависимости от расположения глухой стены дома, ставилась хлебопекарная печь с котлом, обращенная устьем к фасаду. Она ставилась на некотором расстоянии от стен, создавая проход. От переднего края печи к передней стене дома устраивалась глухая перегородка, разделяя избу на две самостоятельные комнаты. Вход в меньшую половину, которая в традиционном быту являлась женской и в то же время кухней - почмак, находился за печью. В домах по беднее, размер которых не позволял оставить проход за печью, вход в кухонную часть делался в перегородке. Он всегда завешивался занавеской, которая опускалась при появлении посторонних. Традиционным жилищем татар Поволжья и Приуралья была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских татар, сохранивших некоторые свои степные скотоводческие традиции, в качестве летнего жилища бытовала юрта.

    В послевоенные годы по мере роста экономики колхозов, зажиточности населения, жилищный фонд в деревнях почти полностью обновился. Строили дома, как и раньше в основном из дерева. Лишь в последние годы преобладает строительство домов из кирпича. Соломенных крыш нет даже на хозяйственных постройках. Основной материал покрытий - шифер, тес, железо.

    Новые дома как правило, строили по типу - изба с прирубом. Четырехстенки не ставили, а ранее поставленные достраивали прирубом, тем самым создавая "переднюю" - чистую половину - тур як, которая использовалась как гостиная комната и спальня, и "заднюю", в которую вынесена хлебопекарная печь, служащую одновременно прихожей, кухней и столовой. Стремление не только к выделению чистой половины, но и много комнатности, расширение жилой части дома привело к появлению новых планировок: пятистенные дома достраиваются сбоку еще одним или двумя прирубами. Кроме того, сейчас у значительной части домов сделана другого вида пристройка - застекленная терраса во всю длину дома. Часть ее служит сенями, часть отгорожена под чулан. Эти террасы так же заметно расширяют жилую часть дома, особенно летом, когда они заменяют столовую, спальню.

    Несколько слов о внешнем оформлении дома. Исследователи отмечали, что внешние особенности традиционного татарского дома большей частью относились не к конструктивным, а к чисто декоративным деталям. Они заключались в оригинальной раскраске наличников, карниза, фронтона, зашитых углов дома, особенно у зажиточных татар, и всего дома. Правда, яркая раскраска домов встречалась главным образом в Заказанье. В Самарской области украшение домов с внешней стороны было очень бедным. Раскрашивались главным образом наличники, если они имелись.

    В настоящее время большинство татарских домов отличается яркой раскраской наличников, фронтонов, обшитых углов дома, либо всего дома, ворот. И лишь дома, где дома, где живут пожилые, сохраняют традиционный для этих мест внешний вид: построенные из липы, осины, обмазаны глиной (для тепла) и побелены.

    В XVII веке в качестве жилищ у татар бытовали землянки и полуземлянки. Так же были известны наземные срубные постройки, глинобитные, дерновые и кирпичные жилища.

    Жилища мордвы

    В XVIII-XIX веках жилищем мордвы являлась так называемая курная изба, которая топилась "по-чёрному", то есть у печи не было трубы, поэтому дым шёл непосредственно в избу. При топке для выхода дыма открывали дверь или специальные маленькие дымовые окошки.

    Жилище мордвы было двухраздельное и трёхраздельное. Первый тип дома был распространён чаще. Он состоял из жилой избы (куд - у мокши, кудо - у эрзи) и сеней (кудоньголь - у мокши, кудыкелькс - у эрзи). Если изба стояла перпендикулярно улице, то сени располагались за избой. Если изба стояла параллельно улице, то сени располагались в одну линию с домом. Трёхраздельный дом дополнялся горницей, которая использовалась зимой как место хранения различных хозяйственных вещей и только летом служила спальней. Жилище обычно было деревянным. Срубы были невысокие - до 13 венцов. Кроме срубных построек у самарской мордвы было много домов из самана, сделанных из своеобразных кирпичей, которые изготовляли из глины, смешанной с соломой. Распространение подобного жилья было вызвано как нехваткой дерева для постройки, так и влиянием выходцев из южных районов России, где такое жилье было очень распространено. На домах самарской мордвы почти нет резьбы, которая была очень характерна для мордовского населения правобережных районов Волги.

    Внутренняя планировка была обычно среднерусской: печь стояла в одном из углов при входе. У мокши встречалась и южнорусская планировка, при которой печь стояла в дальнем углу избы. Для эрзянских, а часто мокшанских изб были характерны полати над дверью. У мокши встречался кершпель - дощатый настил перед печью высотой 25-30 сантиметров от пола. Но он встречался гораздо реже, чем у мокшанского населения коренной территории проживания.

    Сени, которые примыкали непосредственно к жилой избе, в конце XIX - начале ХХ веков были в основном тесовые, реже - рубленые, встречались и плетневые сени с земляным полом.

    Двор (пирьф - у мокши, кардаз - у эрзи) непосредственно примыкал к дому и имел форму прямоугольника или квадрата. Широко были распространены открытые дворы. Лишь в степных районах, где часты были ветры и зимние бури, дворы были закрытыми и стояли в один ряд с домом, обычно сзади.













    Жилища башкир

    Жилищем башкир-кочевников была юрта. При переходе к оседлому образу жизни появляются жилища различных типов. Их выбор определялся природными условиями, в которых жили башкирские племена, – горные области или равнины, лесная или степная зона. Как строительный материал использовались бревна, кора, лыко, дерн, глина, навоз. Из кустарника и камыша делали плетеные крыши и стены, из глины и соломы производили кирпич-саман.

    Распространены были у башкир бревенчатые избы различного размера и планировки. В зависимости от состоятельности хозяина это могла быть избушка в два окна или большой дом в шесть-восемь оконных проемов. В бедных домах окна затягивали бычьим пузырем, рыбьей кожей, промасленной бумагой. В богатых избах окна стеклили.

    Мастера, осуществлявшие постройку, стремились придать каждому строению индивидуальность. Это достигалось прежде всего украшением фасадов деревянной резьбой. Узоры наносили на оконные наличники, ставни, фронтоны, слуховые окна. Применялись преимущественно два мотива – ромб или круг (символическое изображение восходящего солнца). Дополнительным элементом были 8-образные завитки в различных комбинациях.

    Помимо бревенчатых домов в башкирских аулах были распространены также дома с деревянным каркасом, такие как плетневые избы – «ситэн ой». Для их сооружения вдоль стен будущего жилища на расстоянии полуметра вкапывали колья. Их оплетали ветками, обмазывали обычной глиной и белили белой глиной. Дома из саманного кирпича преобладали в южных районах нынешнего Башкортостана. Основу саманного кирпича составляли конский навоз (реже солома) и глина: в степи труднее было найти чем солому, которая чаще использовалась на корм скоту, чем на хозяйственные нужды.

    Покрытием изб служила также пропитанная глиной солома. Существовали дома с земляной засыпкой (тултырма). В процессе строительства столбы по периметру будущего дома оббивали расколотыми пополам стволами березок с наружной и внутренней стороны. Образовавшееся пространство заполняли землей, а стены обмазывали глиной. Башкиры Курганской области строили глинобитные избы. В процессе строительства пользовались деревянными формами, в которые набивали глиняный раствор. При высыхании глины форму поднимали, пока стена не достигала необходимой высоты. Самые бедные из башкир строили пластовые или дерновые избы. Техника постройки была схожа с саманными домами, но вместо сырцовых кирпичей использовали вырубленные прямоугольником куски дерна.



    Заключение

    Внешний вид жилища, строительные материалы и способ постройки зависят от окружающей среды, климатических условий, от рода занятий людей его создающих.
    Историческое развитие жилищ происходило всегда в конкретных природных условиях, в условиях определенных хозяйственных укладов, экономических, классовых отношений в разные исторические эпохи.

    В настоящее время традиционные жилища и хозяйственные постройки народов Поволжья претерпели значительные изменения. Внутренняя планировка стала нетрадиционной: печь и стол потеряли своё устойчивое положение.


    Источники

    1. Народы Поволжья и Приуралья. Историко- этнографические очерки. М.,1985.

    2. Татары // Народы России: Энциклопедия. М., 1994. С. 320-331.

    3. Шитова С.Н. Традиционные поселения и жилища башкир. – М., 1984.

    4. Сбоев В.А. Заметки о чувашах. - Чебоксары: Чуваш.кн. изд-во, 2014. - 142 с.

    5. Мордва: Историко-культурные очерки. Саранск, 1995. С. 18.





    написать администратору сайта