Андеграунд. Доклад
Скачать 15.78 Kb.
|
АНДЕГРАУНД КАК СУБКУЛЬТУРА ДОКЛАД На сегодняшний день достаточно большое внимание начинает уделяться рассмотрению такого понятию, как андеграунд. Однако, что же это такое? Было бы сложно дать какое-либо конкретное определение этому термину, поскольку какое бы то ни было определение налагает своего рода рамки и ограничения на само понятие. В случае же андеграунда их наложение было бы по меньшей мере не справедливым, так как это движение в культуре сформировалось "в подполье", что уже противоречит само по себе каким-либо возможным рамкам. Использование иностранных слов в русском языке зачастую бывает чревато искажением, а то и непониманием большинством носителей языка изначального значения слова. Примерно так произошло со словом "андеграунд". Это слово уже нельзя отнести к новейшим заимствованиям русского языка: наверное, почти все слышали, читали или даже сами произносили его. Однако недопонимание все же остается. Андеграунд или андерграунд (англ. "underground" - подполье) - ряд художественных направлений в современном искусстве (в музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и др.), противопоставляющих себя массовой культуре, мэйнстриму. Андеграунд — это искусство провокаций, эпатажа и бунтарства, для которого не существует запрещенных тем, будь то религия, сексуальные отношения или наркотики. Его сторонники живут по собственным правилам, часто конфликтуют с властями и открыто выказывают неуважение к официальной идеологии гоcударства. Особенности андеграунда Андеграунд включает в себя самые разные виды, жанры и формы искусства. Невозможно определить четкие границы это культурного феномена, а многие работы, которые принадлежали к андеграунду несколько десятилетий назад, в наши дни признаны классикой современного искусства. Произведения андеграунда можно классифицировать по следующим признакам: Виду искусства (живопись, скульптура, литература, музыка, кино, фотография). Месту демонстрации (в салонах, на выставках, на улице, негласный показ для ограниченного круга лиц и не предназначенные для публичной демонстрации). Отношению к ним властей (законные и незаконные, санкционированные и несанкционированные). Лояльности к режиму (имеющие или не имеющие политическую направленность). Существует мнение, что любое субкультурное течение имеет право быть причисленным к андеграунду только в том случае, если у него нет коммерческой составляющей. Для обозначения произведений, созданных с помощью спонсоров с целью зарабатывания денег, существует другой термин — «альтернативное искусство». История андеграунда Андеграунд в искусстве имеет давние исторические корни. Во все времена существовали художники-новаторы, чье творчество не вписывалось в официальные каноны живописи, скульптуры или музыки. Произведения, созданные такими авторами, не признавались критиками и публикой, а наиболее активные хранители моральных устоев общества требовали уничтожить ужасные творения. Серьезным нападкам со стороны представителей академического искусства в живописи в разные годы подвергались: реалисты и импрессионисты; экспрессионисты и дадаисты; фовисты и абстракционисты; примитивисты и постимпрессионисты. Однако официально термин «андеграунд» в искусстве появился лишь в конце 1950-х годов. Его впервые использовал американский художник, писатель и критик Мэнни Фарбер (Manny Farber) в одной из своих статей для обозначения кинофильмов, посвященных острой тематике. Название не только прижилось, но и обрело впоследствии более широкий смысл. В западном обществе андеграунд быстро приобрел массу сторонников в среде музыкантов и художников, отвергающих традиционные ценности буржуазного общества. Среди них было много сторонников идей хиппи, наркоманов, представителей нетрадиционных религиозных конфессий. Последователи андеграунда смело экспериментировали со стилями и жанрами, совершали эпатажные и даже откровенно провокационные поступки. Несмотря на противодействие властей, со временем у таких исполнителей и художников появились свои поклонники, а их творчество стало неотъемлемой частью истории искусства. В СССР же андерграунд имел свои иные формы. Из-за официальной цензуры почти всякое неофициальное, то есть не признанное властями, искусство, включая музыку и литературу, оказывалось андерграундом и, пытаясь существовать, иногда было вынуждено создавать свою субкультуру. Так появлялись независимые книжные публикации - самиздат, андерграундное распространение музыки - магнитиздат, неофициальные концерты - квартирники. Кроме того, значительная часть советского андерграунда была политизирована, так как любая оппозиционность в массовом искусстве была исключена из-за той же цензуры. Ярким примером советского андеграунда может служить знаменитая «Бульдозерная выставка», которая состоялась в Москве в сентябре 1974 года. К андеграундному искусству также можно отнести творчество советских писателей-диссидентов и рок-музыкантов эпохи застоя. В наши дни андеграунд является частью культурной жизни современного общества, а отношение к нему стало более терпимым. Так, в США ежегодно проводится оригинальный фестиваль искусств Burning Man в пустыне Невада, на который съезжаются десятки тысяч участников. В атмосфере всеобщего веселья происходит общение людей из разных стран, художники представляют на суд зрителей оригинальные произведения современного искусства, а музыканты исполняют песни. |