Главная страница
Навигация по странице:

  • Золотое шитье в Узбекистане

  • Одним из наиболее древних и самых интересных видов прикладного искусства Узбекистана является художественная

  • Центры гончарного искусства

  • Ковроткачество в Узбекистане

  • Узбекские национальные игрушки

  • Художественная миниатюра

  • Текст

  • мтт. Тема 3. Доклад. Структура доклада. Доклада. Работаем над теорией


    Скачать 1.73 Mb.
    НазваниеДоклада. Работаем над теорией
    Дата16.03.2022
    Размер1.73 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаТема 3. Доклад. Структура доклада.docx
    ТипДоклад
    #399173
    страница2 из 2
    1   2

    Текст 1. Древнее наследие Узбекистана



    Культура Узбекистана ярка и самобытна, она формировалась в течение тысячелетий и вобрала в себя традиции, обычаи народов, в разное время населявших территорию современного Узбекистана.

    Свой вклад внесли в нее древние иранцы, греки, кочевые тюркские племена, арабы, китайцы, русские. Традиции многонационального Узбекистана нашли свое отражение в музыке, танцах, живописи, прикладных искусствах, языке, кухне и одежде. Жители Узбекистана, особенно население сельских областей, чтят традиции, корнями уходящие глубоко в историю края.



    Особое влияние на культуру Узбекистана оказал Великий шелковый путь. Будучи торговым маршрутом, он шел из земель Китая в двух направлениях: первое - в Фергану и казахские степи, а второе — в Бактрию, а оттуда — в Парфию, Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря. Шелковый путь способствовал передаче не только товаров, но и технологий, языков, идей, в первую очередь религиозных. Так Великий Шелковый путь способствовал распространению буддизма на территории всей Средней Азии, где вдоль древнего маршрута сохранились памятники буддийской культуры: Аджина-Тепа в Таджикистане, буддийский храм в Куве в Ферганской долине, Фаяз-Тепе близ Термеза в Узбекистане и др.

    Культура Узбекистана одна из самых ярких и самобытных культур Востока. Это неподражаемая народная музыка, танцы и живопись, неповторимая национальная кухня и одежда. Узбекское народное музыкальное творчество характеризуется многогранностью тематики и разнообразием жанров. Песни и инструментальные пьесы в соответствии с их функциями и формами бытования можно разделить на две группы: исполняемые в определенное время и при определенных обстоятельствах и исполняемые в любое время. К первой группе относятся песни, связанные с обрядами, трудовыми процессами, различными церемониями, театрализованными зрелищными представлениями, играми.

    Узбекский народ популярен своими песнями. Газал - бытовая песня куплетного строения с мелодией небольшого диапазона, охватывающей одну или две строфы поэтического текста. Ряд общих с кошуком черт имеют лапар и ялла - песни также куплетного строения. Танцевальный характер мелодии этого жанра предусматривает их исполнение в сопровождении шуточных танцев. Лапар - это песня-диалог. В Хорезме называют песни, исполняемые одним певцом. В некоторых районах термин - лапар применяется к свадебным песня "Улан" (исполняются как диалог мужчины и женщины). Жанр ялла включает два вида песен: мелодия узкого диапазона, а запев - соло одновременно с танцем. Поэтическими текстами для песен служат народные и профессиональные стихи поэтов Востока. Наиболее развитые образцы ашулы по существу являются жанром профессиональной музыки устной традиции. Особое место в узбекской музыкальной наследии занимают дастаны - эпическое сказание лирико-героического содержания. Макомы - составляют основной классический фонд профессиональной музыки устной традиции.

    Танцы в разных регионах Узбекистана отличаются друг от друга. Танцы ферганской группы отличают мягкость, плавность и выразительность

    движений, лёгкий скользящий шаг, оригинальные движения на месте и по кругу. В Хорезме и Бухаре танцуют с кайраками (кастаньеты).

    Развитие национальной живописи началось много веков тому назад. В 16-17 веках в столичной Бухаре, и некоторых иных городских центрах значительных успехов достигло искусство рукописи и переплётного дела. Художественное оформление манускрипта включало изысканную каллиграфию, выполнение водяными красками тонкие орнаменты на полях. В Самарканде и особенно Бухаре достигла расцвета среднеазиатская школа миниатюры.

    В ней развивалась несколько стилевых направлений. Одно из них, связанно с традициями Бехзода (великий художник средневековья, основатель одного из направлений восточной миниатюры), характеризуется утончённостью письма и архитектурных фонов.

    В Узбекистане ремесла развивались из века в век, оставляя в наследство уникальные изделия безвестных мастеров, поражающие богатством художественной фантазии и совершенством форм. На протяжении 20в., с изменением социально-экономических условий, ремесленное производство постепенно уходило на второй план, уступая местной промышленной продукции. Ныне в республике народным мастерам уделяется большое внимание.

    Бережное отношение к наследию, традиционным культурным ценностям, помощь ремесленникам возведены в ранг государственной политики. Возрождение традиций ремесленного производства стало закономерным процессом, обусловленным стремлением к сохранению национальной культуры.

    За последние годы правительством Узбекистана приняты постановления, направленные на возрождение народных промыслов и ремесел. Ряд народных мастеров избраны академиками Академии Художеств Узбекистана. Законодательно утверждено звание «Узбекистон Республикаси

    халк устаси», первым номинантом которого стал ювелир Фасхитдин Дадамухамедов. При научно-производственном центре «Мусаввир» создана ассоциация народных мастеров «Хунарманд», подразделения которой действуют во всех районах республики. Основная задача этих организаций – восстановление забытых ремесел, содействие ремесленникам в производстве и сбыте продукции.

    Кроме того, ремесленникам оказывают помощь международные фонды и организации, что стало возможно благодаря открытой государственной политике. Стало традиционным проведение под эгидой государства и различных международных организаций ремесленных ярмарок, приуроченных к праздничным датам. Эти ярмарки стимулируют рост ремесленного производства, способствуют взаимообмену опытом, определяют маркетинг рынка. В 1995г. в Ташкенте прошла первая большая ярмарка при поддержке ООН. Эту инициативу поддержали международные организации, заинтересованные в развитии туризма и экономики молодых государств. На протяжении ряда лет в Узбекистане действовал проект ООН

    «Культурно познавательный туризм и развитие ремесел» и проект

    «Помощь ремесленникам» при Каунтерпарт Консорциум, оказывающие значительную поддержку народным мастерам. Одна из последних акций, предпринятых проектом ООН в помощь ремесленникам, - выставка – продажа «Ремесленные изделия Узбекистана» в ноябре 1998.

    Золотое шитье в Узбекистане достигло особого расцвета в XIX в. Центром золотошвейного промысла была Бухара. Из литературных источников известно, что во 2-й половине XIX в. в резиденции бухарского эмира Арке существовала большая придворная мастерская золотошвеев. Кроме того в эти годы уже функционировало более 20-ти крупных частных мастерских. Исторические материалы свидетельствуют о том, что золотошвейным ремеслом в этот период занимались, главным образом, мужчины. Но если заказов было слишком много, то в роли помощниц

    нередко выступали и женщины - близкие родственницы мастеров. Работали мастера, сидя на полу, на ватной подстилке. Изделия вышивались на особых деревянных пяльцах в виде прямоугольной рамы. Особый интерес представляют бухарские парадные золотошвейные халаты - зарчапаны, которые поражают декоративностью и орнаментальным разнообразием - ни один халат не повторяет другого. Такие халаты носили бухарские эмиры и знать. Шились и так называемые подарочные халаты, которые дарились эмиром в знак милости, входили в перечень посольских даров. Эмир и его приближенные во время парадных выездов одевались в золото буквально с головы до ног. Тюбетейка-кулох, чалма, халат, камзол, штаны, пояс, сапоги- махси, кауши и даже портянки были покрыты золотыми узорами. Случалось, что повелитель надевал на себя разом два или три халата, для чего они специально шились объемной формы. Золотом сверкали попоны и чепраки на лошадях.




    Одним из наиболее древних и самых интересных видов прикладного искусства Узбекистана является художественная керамика. Ко временам глубочайшей древности восходят ее первые образцы, обнаруженные археологами на территории республики. Это блюда- ляганы, сферические чаши-пиалы и касы, вазы, кувшины, корчаги-хумы разнообразных размеров - от огромных до миниатюрных, удобные для употребления и в то же время изысканные по форме. В течение многих веков и по сей день керамические изделия пользуются спросом . Их отличает

    высокое мастерство исполнения, красота форм, волшебство орнаментальных решений, гармония смелой фантазии, чувство меры в обращении с цветом. Произведения многих народных мастеров керамики вошли в музейные собрания Узбекистана и зарубежных стран, частные коллекции. Центры гончарного искусства издавна известны в Узбекистане Самарканд, Гиждуван, Шахрисябз, Катта-Курган, Риштан, Ханки и Хива в Хорезме, Ташкент.

    • Керамика Риштана

    • Керамика Гиждувана

    • Керамика Самарканда

    • Керамика Ургута

    • Керамика Хорезма

    • Керамика Ташкента






    Ковроткачество в Узбекистане - один из древнейших видов народно- прикладного искусства. В прошлые века ковры стоили очень дорого и служили роскошным украшением в покоях властителей и знати. И сегодня в Узбекистане ковер – это символ достатка и домашнего уюта. На узбекской свадьбе ковёр – обязательный подарок молодожёнам. В центрах ковроткачества бережно сохраняются эскизы древних национальных рисунков, – которые традиционно несут в себе среднеазиатскую символику. Наряду с промышленными ковровыми фабриками (Хива, Ташкент, Самарканд, Бухара, Ферганская долина) практически во всех регионах

    Узбекистана существует множество небольших ковровых мастерских, где мастерицы ткут ковры вручную. Также развито домашнее ковроделие. Ковры Узбекистана в зависимости от региона, различаются по цвету и орнаменту. К примеру, в самаркандских коврах больше преобладают черные, красные и синие тона. Многокрасочными узорами пестрят длинноворсные бухарские ковры. В Ферганской же долине ковры имеют красные и синие полосы. Специфика хивинских ковров в растительных узорах. Ковры с изображением солнца, амулетов-туморов и рогов архаров имеют магическое значение и призваны оберегать его владельца от беды и приносить в дом удачу и благополучие. Восточный ковер можно сравнить с хорошим вином - чем он старше, тем выше его ценность.

    В основном ковры в Узбекистане, как правило, ткут из шерсти, хлопка и гораздо реже из шелковых нитей. Ковры делятся на несколько видов по длине ворса: длинноворсовые ковры «джульхирсы», коротковорсовые ковры

    «гиламы» и безворсовые ковры «паласы». Одним из древнейших видов ковроткачества в Узбекистане является кошма (войлочный ковер). Войлочными коврами кочевники утепляли свои юрты (переносные каркасные жилища). Обычно войлок красился в белые, серые и темно- коричневые цвета.




    Художественная вышивка – традиционное искусство народов Узбекистана. Вышивка разноцветными хлопчатобумажными, шелковыми и даже золотыми нитями, украшала традиционную узбекскую одежду, халаты, головные уборы, свадебные наряды, тюбетейки, молельные и настенные

    коврики, попоны для лошадей, наволочки, покрывала, скатерти, занавесы, гобелены. Многие крупноформатные ткани (шелк, бархат или хлопчатобумажное полотно), украшенные вышивкой принято называть – сюзане. С фарси (персидского) сюзане переводится как вышитое иглой. Самые большие сюзане бывают 2,5-3 метров длиной и до 2-2.5 метров шириной.

    По традиции сюзане создаются женскими руками. Способы шитья и орнамент вышивки передавался от матери к ее дочери. В каждой семье создавалась декоративная вышивка. На выполнение сюзане, как правило, уходило полтора - два года усилий мастериц. Приданое для девушек готовилось, когда те были еще маленькими. Мать с родственницами вышивали для невесты красивые изделия. Издревле расшитые панно неизменно присутствовали в каждом доме. Ими украшали стены, они служили оберегом. Основной образ узбекских сюзане - растительный мир. Фантазия вышивальщиц не просто превращалась в цветущую ткань. В буйстве красок - пожелание счастья, благополучия, символы плодородия. В узбекской вышивке основную роль играет цвет, но, несмотря на то, что в каждом отдельном сюзане можно насчитать до пятнадцати тонов, народным мастерицам удавалось сохранить гармонию и единство общего колорита. Узоры в сюзане создаются не просто так, поскольку каждый узор является символом чего-либо. Так, к примеру, жар-птица символизирует счастье, стручок перца является мощной защитой от лихих чар, а гранат – символом плодовитости.



    Куклы в Узбекистане – это нечто большее чем простая игрушка для детей. Издревле театральные представления бродячих кукольников – маскарабозов были одним из ярких и любимых развлечений сельских и городских жителей. Мастерство изготовления кукол было практически утеряно, но в последние 20 лет началось возрождение этого необычного ремесла. Куклы в Узбекистане изготавливались из дерева, керамики, соломы и камыша. До нашего времени дошли разные виды кукол: перчаточные куклы, куклы-марионетки. Изготавливаются они из расписного папье-маше, дерева, глины. Одежда для кукол шьется из тканей, выполненных в национальном стиле. У мастеров есть своя традиционная технология кроя одежды, вышивки.

    Сегодня куклы, одетые в национальные костюмы, стали традиционным узбекским сувениром, который можно использовать не только в качестве игрушки, но и как интересную, яркую деталь интерьера. Они представляют различные народные типы или героев литературных произведений. Каждую куклу, от простой тряпичной до фарфоровой – можно без преувеличения назвать произведением искуства. Мастера– кукольники уделяют особое внимание мельчайшим деталям костюмов кукол, используют для этого натуральные узбекские ткани, бархат, кожу, и даже каракуль.



    Узбекские национальные игрушки традиционно изготавливались из глины. Как правило, это были игрушки-свистульки (хуштак) сказочно- зооморфного содержания, в виде домашних животных барашков, лошадок,

    собак, слонов, птиц, а также фантастических животных – драконов и неизвестных природе животных, оседланных всадником. Увидев керамические игрушки хоть раз - забыть их невозможно. И будь то традиционные малиново-желтые свистульки Хамро Рахимовой или ее ученицы Кубаро Бабаевой из селения Уба в Бухарской области или яркие этнографические, полные лиричного юмора скульптурки самаркандской династии мастеров Мухтаровых, - в каждой из них ощущается любовь узбекского народа к яркой веселой декоративности. Настоящим брендом Узбекистана стали керамические “бабайчики” – милые, ярко – расписанные красками фигурки забавных человечков в узбекских национальных костюмах. Каждая фигурка – произведение искусства и непохожа друг на друга. Вот старенький аксакал с яркой желтой узбекской лепешкой в руках, а другой усатый человечек несет с базара арбуз и дыню, рядом чайханщик с чайником или с палочкой шашлыка или тарелкой с пловом, а вот старичок на веселом ослике. Но всех их объединяют веселые и добрые лица. ”Бабайчики” делаются разных размеров – от спичечного коробка, похожие на японские нэцкэ, до огромных, в рост человека. Причем и в том и другом случаях детально прописаны все особенности костюма и предметов.

    Узбекская глиняная игрушка – небольшой, недорогой, но отличный сувенир и подарок на память об Узбекистане.





    Нож - самый необходимый предмет в узбекском доме. Несмотря на огромный выбор импортных ножей самых различных производителей и мировых брендов, в Узбекистане предпочитают пользоваться традиционными узбекскими ножами. Форма клинка и технология изготовления классических Узбекских ножей (пичок) сформировалась в конце XIV – начале XV столетия и остаются неизменными по сей день.

    Узбекский нож легко отличить от других по особой форме. Клинок как правило имеет приподнятый вверх кончик ножа, но бывают и прямые лезвия. Диаметр ручки ножа всегда меньше ширины лезвия, что придает удобство пользования ножом и особую красоту и гармоничность формы. Ножи могут иметь наборную, цельно-роговую или деревянную рукоятку. Носик ручки всегда загнут вниз. Все ножи обладают отменным балансом. Маленькие ножи в Узбекистане называют “чирчиками “, а большие (более 14 см.) – “шархон“. Ножи изготовляют в небольших кузнечных мастерских, поэтому каждый нож индивидуален. Специалисты могут различать по ножу какой мастер его сделал. Обычно каждый мастер ставил на лезвии свое клеймо. Нож носится в широких прямых кожаных ножнах Традиционно клинки ножей делаются из углеродистой стали, чаще всего тёмные с голубоватым или желтым отливом. Раньше для этого клинки обрабатывали в жидком растворе глины определенного состава. Такие ножи очень быстро затачиваются ( вернее правятся) несколькими движениями одно пиалу или тарелку. Также материалами для современных ножей служат автомобильные рессоры, обоймы подшипников, клапана двигателей, арматура и другие подручные материалы. Делают в Узбекистане и ножи” дамасской “стали.

    Ножи в Узбекистане делают в небольших городах Ферганской долины

    • Шахрихане и Чусте. Также есть мастерские в Ташкенте и Бухаре.




    Художественная миниатюра – особый вид изобразительного искусства. Издавна миниатюра считалась на Востоке частью рукописных книг и манускриптов, иллюстрируя тексты. Маленькие яркие красочные картинки, покрытые лаком, украшали интерьеры дворцов и богатых домов. Родоначальником узбекской миниатюры считается Камолидинн Бехзод (1450

    -1536 г.). Его работы считаются классическими и хранятся во многих музеях мира. В Ташкенте открыт музей миниатюры им. Бехзода. Сегодня художественная миниатюра – самостоятельный вид узбекского изобразительного искусства. Миниатюрная живопись в Узбекистане представлена различными видами: миниатюра на бумаге, на коже, на дереве, на ткани, на холсте, на шкатулках из папье-маше. Техника написания миниатюр сложна, требует острого глаза, твердой руки, необычайного терпения. Интересно видеть, как склонившись над столом, мастер виртуозно наносит тонкую роспись на переплеты рукописных книг, столики из ценных пород дерева, пеналы, шкатулки. Рисунок наносится кисточками по грунту, который изготовлен из золотого или бронзового порошка с добавлением вишневого или абрикосового клея.

    Сюжеты для рисунков берутся из народного творчества, зачастую – из произведений великих узбекских поэтов – Навои, Джами, Фурката, Низами. Также множество сюжетов берется из исторических хроник, сцен битв, охоты, пиров. Еще одна особенность миниатюры минимум деталей и

    сюжет должен быть как на ладони без использования техники перспективы, как на классических живописных картинах. В последние годы популярны строгие геометрические орнаменты, растительные узоры, цветы.





    Художественная резьба – один из видов прикладного искусства. Украшение различных предметов из дерева, камня, металла затейливыми резными орнаментами и рисунками придавало изделиям и конструкциям богатый вид.

    Резьба по дереву в Узбекистане производится на самом обширном ассортименте изделий - от массивных потолочных балок до крошечных детских амулетов. Резное дерево порой являлось единственным декоративным элементом в украшении дверей, ставен, ворот, потолочных балок, колонн на крытых террасах. Резьба по дереву также широко применялась в изготовлении предметов обихода, подставок, сундучков для складывания одеял, шкафчиков, шкатулок, пеналов, нарядных низеньких столиков хан-тахта, национальных музыкальных инструментов, а также декоративных многогранных столиков, тумбочек, пользовавшихся большим спросом у европейского населения городов во второй половине XIX и в начале XX вв.

    Для резьбы в Узбекистане используются лучшие местные породы деревьев орех, чинара (платан), карагач (разновидность вяза), арча

    (можжевельник), шелковица, тополь, абрикос и др. Современные мастера


    используют также привозные породы, главным образом бук, дуб, сосну. Выявление и сохранение красоты древесины - один из принципов работы узбекских народных мастеров. Густые узоры резьбы, разнообразя рельефом поверхность древесины, не нарушают ее естественной красоты, а выявляют особенности фактуры и цвета. Основными центрами резьбы по дереву в Узбекистане являются Хива, Коканд, Ташкент.

    Художественная чеканка - одно из самых древних ремесел мира. Самые древние изделия относятся к «бронзовому веку». На территории Центральной Азии своего наивысшего расцвета этот утонченный вид искусства достиг в XV веке - в эпоху правления Тимура и династии Тимуридов.

    До XV века мастера-чеканщики для работы использовали обычную бронзу, а для более ценных изделий бронзу, сплавленную из семи металлов: меди, олова, цинка, серебра, золота, железа и свинца. В ту эпоху это был дорогой металл. Со временем на смену бронзе пришли медь и латунь. Мастера изготавливали множество видов чеканных изделий - от бытовых предметов до сосудов для исполнения религиозных обрядов. Среди них кувшины для омовения , сосуды для чая , различные чаши , подносы , шкатулки , курительные приборы чилим, чернильницы , пеналы ,масляные светильники, курильницы для благовоний, подсвечники, украшенные чеканным орнаментом. Эти традиционные формы и сегодня входят в ассортимент произведений чеканщиков. В музеях Узбекистана хранятся

    боевые доспехи: шлемы, нагрудники, кольчуги, наколенники, щиты, конская сбруя, уздечки, стремена, секиры, украшенные художественной чеканкой.


    Так что же можно привезти из Узбекистана? Побывав в Узбекистане, редкий турист устоит от соблазна привезти домой пол-чемодана сувениров и подарков. Узбекские сувениры отличаются восточным колоритом, высоким качеством, недорогими ценами. Каждый турист найдет в Узбекистане, то что многие годы будет напоминать ему о незабываемой поездке.

    • забавные яркие керамические фигурки и статуэтки (лукавые старички-аксакалы, приветливые чайханщики, Ходжа Насреддин на ослике, игрущки-свистульки в виде фантастических животных, верблюды, лошадки, драконы), изображающие традиционную повседневную жизнь узбекского народа;

    • множество магнитиков с достопримечательностями и брэндами Узбекистана;

    • красочная керамическая посуда ручной работы с неповторимыми восточными узорами (ляганы, пиалы, тарелки, кувшины, вазы и др.);

    • великолепные шерстяные и шелковые ковры ручной работы;

    • красочные сюзане;

    • традиционные узбекские ножи, сувенирные кинжалы, сабли;

    • великолепные чеканные изделия из меди и латуни;

    • оригинальные ювелирные изделия (кольца, серьги, подвески, кулоны,бусы, ожерелья, браслеты из серебра с традиционными камнями – бирюзой, кораллами, агатами, сердоликом и т.п);

    • расписные и резные шкатулки из дерева (чинары, орех), лаковые миниатюры, подставки-трансформеры для книг, сделанные из единого куска дерева;

    • натуральные шелковые ткани, шарфы, платки, блузки;

    • современная одежда с красочными этническими элементами;

    • золотошвейные халаты, тюбетейки, жилеты, сумочки;

    • шубы, шапки из знаменитого бухарского каракуля;

    • национальные узбекские головные уборы тюбетейки;

    • узбекские национальные инструменты (кобуз, домбра, дутар, танбур, уд, рубаб, сурнай, карнай, дойра и др.);

    • узбекские десертные вина;

    • восточные сладости (халва, пахлава, орешки разных видов в глазури , меде, сушёная дыня, парварда, нават, курага, кишмиш и др. сухофрукты);

    • консервированный по особому рецепту, знаменитый настоящий узбекский праздничный плов.

    Сувениры из Узбекистана – лучший подарок себе или друзьям на память о сказочной восточной стране, яркий акцент в интерьере Вашего дома. https://www.adecatours.com/ru/uzbekistan/dekorativno-prikladnoe- iskusstvo-i-remesla-uzbekistana


    Текст 2. Почему радиация ассоциируется с зеленым цветом

    Какой цвет приходит нам в голову, когда речь идет о радиоактивных элементах? Наверняка, многие подумали о зеленом. Но правда заключается в том, что очень немногие радиоактивные вещества светятся сами по себе: свечение (или радиолюминесценция) возникает благодаря

    взаимодействию испускаемых частиц с окружающими их материалами. Это свечение может быть и желтым, и голубым, и желтоватым… Но почему-то именно зеленый цвет у нас плотно ассоциируется с радиацией.

    Виновником этого предрассудка, скорее всего, является радиоактивный металл радий. В начале 20 века наука сделала большой шаг вперед в исследовании природы радиации открытии новых радиоактивных элементов. Любопытство и желание привнести инновации заставляло людей использовать радиоактивные вещества, например, в массовом производстве бытовых товаров, тем более наука того времени еще не рассматривала радиоактивное излучение как нечто, опасное для человека.

    Одним из элементов, представлявших наибольший интерес являлся радий. На его основе изготавливали светящуюся краску, где радиоактивное излучение радия создавало радиолюминесценцию зеленого цвета. Это ведь так удобно: покрасить необходимые места радиевой краской, которая будет светиться в темноте долгие годы без каких-либо проблем!

    Подобную краску использовали для выделения цифр и стрелок в наручных или комнатных часах, на приборах, которыми приходилось пользоваться в темноте, в кабинах транспортных средств и даже в некоторых дизайнерских решениях. Когда же человечество наконец-то осознало опасность радиоактивного излучения, все стали в срочном порядке избавляться от вещей с радиевой краской. А зловещее зеленое свечение навсегда в общественном сознании стало ассоциироваться со словом

    «радиация».

    Текст 3. Раньше на планете существовали пингвины - гиганты


    Пингвины — забавные морские птицы, лишенные способности летать, но зато отлично умеющие плавать. Наверняка многие из нас видели, как нелепо эти животные передвигаются по суше или поскальзываются на льду.

    Современные пингвины редко превышают метр в длину и кажутся довольно безобидными для человека зверями. Но относились бы мы к ним

    так же, если бы рост среднестатистического пингвина превосходил человеческий, а масса колебалась бы у отметки в 100 кг?

    По словам археологов, именно такие пингвины-гиганты обитали раньше на нашей планете. Окаменелости такого пингвина, которого позже отнесли к новому виду Kumimanubiceae,были обнаружены при раскопках в Новой Зеландии. Установлено, что Kumimanu обитал на Земле около 55-59 млн лет назад — уже после начала вымирания динозавров.

    Окаменелые останки пингвина дают основания полагать, что его тело достигало в длину 175 см. Вряд ли ученым попалась самая крупная особь данного вида, поэтому можно предположить, что пингвины-гиганты достигали длины и в 180 см — среднестатистический рост современного мужчины.

    На данный момент это самый крупный из известных нам видов пингвинов, когда-либо обитавших на планете.

    Солнце, в лучах которого мы все любим нежиться в тёплый летний день, является не только основой всего живого на нашей планете, но и своеобразной термоядерной бомбой замедленного действия, которая в будущем уничтожит Землю.

    Нет смысла описывать всю важность этой звезды для планеты: достаточно сказать, что без Солнца никакой жизни на Земле попросту не существовало бы. Наша звезда сформировалась около 4,5 млрд. лет назад путём сжатия гравитационными силами газопылевого облака молекулярного водорода. Все увеличивающееся давление и температура в конечном итоге запустили в сформировавшемся ядре звезды термоядерную реакцию, которая продолжается до сих пор.




    Топливом для термоядерной реакции внутри ядра Солнца является водород, которого, по приблизительным вычислениям, хватит ещё на 6,5 млрд. лет. Учитывая, что звезды солнцеподобного типа «живут» в среднем около 10 млрд. лет, наше светило ещё относительно молодо и не перевалило даже за середину своего жизненного пути, поэтому за судьбу своих детей и даже детей ваших детей (и далее практически до бесконечности) можно не волноваться.

    Но на самом деле проблемы у человечества начнутся раньше, чем через 6,5 млрд. лет. Конечно, довольно трудно представить, что живущее в постоянной вражде и грозящееся уничтожить друг друга человечество будет существовать хотя бы через несколько миллионов лет (а ещё не стоит забывать внешние опасности — метеориты, вспышки сверхновых), но если это произойдёт, и люди смогут жить на планете в очень далеком будущем, то конец их будет мучителен и ужасен.

    При протекании в ядре Солнца термоядерной реакции водород превращается в гелий. Уже на протяжении миллиардов лет каждую секунду Солнце перерабатывает 4,26 млн. тонн вещества, постепенно изменяя состав своего ядра. По мере расходования водорода ядро Солнца сжимается ещё больше и, соотвественно, становится ярче и горячее. По приблизительным оценкам, яркость и температура возрастают на 10% каждый миллиард лет. Цифра не столь большая, но для удивительно сбалансированной обитаемой зоны, в которой располагается наша планета, даже однопроцентное изменение параметров Солнца может стать фатальным для развитой жизни. Компьютерное моделирование показало, что уже через 1 млрд. лет жизнь на нашей планете для высокоразвитых существ станет невозможной из-за высокой температуры поверхности и парникового эффекта, вызванного испарением больших объёмов воды. В среднем температура поверхности возрастёт на 40-50%, а людям, если они к тому моменту будут существовать, придётся скрываться глубоко под землёй или водой в специальных бункерах.


    Вполне вероятно, что на тот момент комфортно себя будут чувствовать лишь глубоководные морские обитатели и бактерии-термофилы, которые умеют выживать при экстремально высоких температурах. Возможно, в отсутствии конкуренции они смогут развиться и эволюционировать до разумных существ, однако все это лишь фантазии, в то время как сухие научные факты говорят нам о том, что через 3,5 млрд. лет от сегодняшнего дня, когда Солнце израсходует 3/4 запасов водорода в своём ядре, жизнь на Земле станет вовсе невозможной даже для простейшей жизни — все моря и океаны высохнут, а поверхность разогреется настолько, что будет напоминать сегодняшнюю Венеру. Планета станет совершенно безжизненной, но настоящий апокалипсис произойдёт позже. Приблизительно через 6 млрд. лет все уменьшающееся и уплотняющееся ядро звезды достигнет столь высокой температуры, что ее хватит для

    «запуска» процесса горения водорода не только в ядре, но и во внешних слоях, что повлечёт за собой увеличение объёмов Солнца — в несколько раз по сравнению с нынешним. Солнце станет намного ярче и горячее, вся выделяющаяся при слиянии водорода энергии будет направлена к внешней оболочке, что и вызовет ее рост, в то время как само ядро будет состоять из уплотнённого гелия.

    Ядро звезды продолжит уплотняться, и в определённый момент его температуры станет достаточно, чтобы запустить реакцию горения гелия. На несколько сотен миллионов лет звезда обретет стабильность и даже слегка уменьшится в размерах, но это будет лишь затишье перед бурей. Через 7,7 млрд. лет от сегодняшнего дня гелий внутри ядра закончится, в процессе

    горения преобразовавшись в углерод. Ядро Солнца вновь начнёт уменьшаться, а внешняя оболочка начнёт многократно расти. По современным представлениям, Солнце станет в 256 раз больше, чем сейчас!



    Среди учёных давно идут споры по поводу того, поглотит ли увеличившееся Солнце Землю или же нет. Спор, конечно, имеет исключительно «соревновательный» характер — ведь почти наверняка исчезнувшему человечеству будет уже все равно, что происходит с их бывшей планетой и звездой. Дело в том, что по мере стремительного расширения и горения водорода во внешних оболочках звезда будет быстро терять свою массу из-за сильнейшего солнечного ветра, что приведёт к сдвигу планет с сегодняшних орбит из-за ослабления гравитационных воздействий. Вполне вероятно, что Земля окажется достаточно далеко, чтобы не быть поглощенной звездой и оставить после себя хотя бы какой-нибудь материальный след в истории Вселенной. Пока что однозначного ответа на данный вопрос дать не получается.

    Массы Солнца не хватит для того, чтобы конец его жизненного цикла завершился грандиозной вспышкой сверхновой. По исчерпании всех запасов топлива через во внешней оболочке через приблизительно 7,8 млрд. лет из раздутых внешних слоёв Солнца образуется планетарная туманность, а на месте ядра Солнца останется белый карлик компактная

    проэволюционировавшая звезда размером с Землю, отличающаяся крайне высокой плотностью: одна чайная ложечка ее материи будет весить несколько тонн. Но белые карлики лишены собственного источника термоядерной энергии, а значит наше до неузнаваемости изменившееся Солнце будет медленно на протяжении миллиардов отдавать остатки тепла в комическое пространство. Но, конечно, уже никогда не достигнет даже малой части своей сегодняшней светимости.

    А что же Земля? Если нашей планете суждено будет пережить испепеляющую жару и расширение внешних оболочек Солнца, то после его превращения в белого карлика Землю, как и всю Солнечную систему, ждёт медленная заморозка. Даже если человечеству суждено будет дожить до столь далёких дней, выборов, чтобы избежать уничтожения всей цивилизации, будет немного: либо искать себе новый дом на другой планете, либо каким-то образом перемещать саму Землю, чтобы избежать губительного воздействия умирающей звезды. Но все эти изменения произойдут в настолько отдаленном будущем, что задумываться о них нет никакого смысла. Намного правильнее будет сконцентрироваться на других проблемах и угрозах.

    Текст 4. Типы цивилизаций


    Традиционные общества исторически были первым типом развития цивилизаций. Из двадцати одной цивилизации, выделенной известным английским историком Арнольдом Тойнби, большинство принадлежало к традиционному типу. На протяжении столетий ход европейской истории характеризовался двумя разновидностями традиционной цивилизации — с начала античного периода, затем христианского Средневековья. В них виды человеческой деятельности, их цели менялись чрезвычайно медленно, иногда сохраняясь в неизменном виде на протяжении веков.

    Традиционные общества воспринимали природу как живой организм, а человека как его малую часть. Поэтому человек должен был

    адаптироваться к природе, а не выступать её преобразователем. Вектор человеческой активности в таких обществах был направлен не столько на изменение обстоятельств, сколько на самоограничение и самовоспитание.

    Эта идея присутствует также и в восточных культурах, но проявляется в них более ярко. Так, например, идеалу креативного деяния в индийской традиции противостоит идея ненасилия, а принцип древнекитайской культуры «увэй» дословно переводится как «недеяние». Личность в этих куль определялась принадлежностью к определённым кланам, преодолеть границы которых было нельзя, а инновации, творческая деятельность, социальные изменения не имели большого значения. Даже научные достижения должны были соответствовать веками сложившемуся образу жизни. Истинной ценностью было не стремление вперёд, а верность традициям. Развитие воспринималось как некий циклический процесс, возвращающийся каждый раз к своим истокам, а прошлое всегда виделось прекрасным золотым веком мудрости и процветания.

    Иначе рассматривалась и личность. И ее место в обществе в техногенной цивилизации, которая начала формироваться в XIV- XVI столетиях в европейском регионе (и которая до сих пор определяет сознание многих людей). Техногенная цивилизация была устремлена в грядущее;

    «золотой век» человечества она видела в будущем. В системе ценностей этой цивилизации в качестве приоритета утверждался идеал свободной личности. Способной входить в различные социальные группы, преобразовывать окружающий мир и подчинять его своей власти. Эта цивилизация дала возможность сделать великие научные открытия, ускорить развитие техники, радикально изменить образ и ритм жизни человека, социальные коммуникации и систему взаимоотношений между людьми. Всесильная и всемогущая природа при этом должна была служить людям в качестве материала для их деятельности. Динамизм этой цивилизации резко констатировал с консервативностью традиционных обществ.

    Текст 5. Топливо


    Топливо - это материал, который используется для получения тепла и других видов энергии. Энергия необходима для любого вида деятельности: от приготовления пищи до строительства небоскрёба. Почти всякое топливо производит тепло при сгорании. Большая часть мировых запасов энергии добывается из ископаемого горючего - это уголь, нефть и природный газ, месторождения которых находятся под землёй. Ископаемое топливо - это останки растений и животных, обитавших на земле миллионы лет назад. Этого топлива навсегда не хватит, запасы его ограничены. По расчётам, мирового запаса нефти хватит еще на 30 - 60 (тридцать - шестьдесят) лет, а угля - на 250 (двести пятьдесят). Скоро ископаемое топливо закончится. Потому необходимо срочно изобрести что-то, что могло бы его заменить.

    На сегодня около 15 % (пятнадцать процентов) мировой энергии получают, сжигая древесину. Примерно для двух миллиардов людей главным видом топлива остаётся дерево. В некоторых местах целые леса были уничтожены ради топлива или строительных материалов. В отличие от угля, нефти или природного газа, лес довольно быстро вырастает, и его запасы могут пополниться. К несчастью, люди сажают слишком мало деревьев и вырубают их быстрее, чем успевают вырасти новые, тем самым нанося серьёзный ущерб окружающей среде. Сегодня лишь 4% (четыре процента) мировой энергии поступает из других источников, нежели дерево и ископаемое топливо.

    По мере того, как истощается запас природного топлива, потребности энергии, скорее всего, придётся удовлетворять с помощью атомной энергии. Однако атомные станции стоят очень дорого, и если хотя бы на одной из них произойдёт авария, это повлечёт за собой ужасные последствия. Так было на Чернобыльском атомном реакторе в 1986 (тысяча девятьсот восемьдесят шестом) году.

    Другая проблема - это отходы ядерного топлива. Их переработка обходится очень дорого, а при неправильном обращении они могут вызвать серьёзное загрязнение. Однако, если процесс провести по всем правилам, загрязнения не будет.

    Можно создать и другие виды топлива. Во многих странах домашние отходы (мусор) вывозят на свалку. Только в Британии ежегодно выбрасывают 70 (семьдесят) миллионов тонн домашнего мусора. Однако в качестве топлива этот мусор содержит столько же энергии, сколько 20 миллионов тонн угля. В некоторых города, в том числе в Лондоне, Амстердаме и Париже, имеются электростанции, которые используют для производства электричества мусор.

    Многие растения, например, кукуруза или сахарный тростник, содержат много сахара. Этот сахар можно собрать и сделать из него спирт, ценное концентрированное топливо. Бразилия сумела сократить импорт нефти, выращивая эти растения. Во многих бразильских автомобилях теперь используется не бензин, а спирт.

    Ещё один способ производства электричества - это использование аккумуляторов. Аккумуляторы преобразуют химическую реакцию водорода и кислорода в электрическую энергию. Однако эти элементы дорого стоят и не могут дать такой уровень энергии, как традиционная электростанция. Маленькие аккумуляторы используются в космических кораблях.

    Другой способ сохранить существующие запасы топлива - это делать более эффективные моторы. Сейчас создаются бензиновые и дизельные моторы, которые весят меньше и более эффективно используют топливо.

    Сэкономить энергию можно, лучше изолируя дома. Теплоизоляция снижает расходы тепла, тем самым снижая количество топлива для обогрева зданий в холодное время. Даже выключая лампочку, мы экономим топливо.

    Кейс 6.



    Определитетемусвоегодоклада,ссылаясьнатематикутекстов; Постройте план доклада;

    Выделите объект, опишите его. ( текст на выбор)


    Кейс 7.



    Напишитевведениекдокладу,используятекстовуюинформацию. (текст на выбор).

    Сформулируйтетезисыктексту“Раньшенапланетесуществовали пингвины- гиганты”


    Контрольные вопросы




    1. Доклад это……

    2. Опишите структуру доклада.

    3. Что входит в основную часть доклада?

    4. Что такое научная конференция?

    5. Виды научных конференций.
    1   2


    написать администратору сайта