Главная страница
Навигация по странице:

  • Петропавловский собор

  • Летний дворец Петра I

  • Александро-Невская Лавра

  • Здание Двенадцати коллегий

  • Доменико Трезини. Доменико Трезини Биография


    Скачать 18.08 Kb.
    НазваниеДоменико Трезини Биография
    Дата25.02.2023
    Размер18.08 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаДоменико Трезини.docx
    ТипБиография
    #954930

    Доменико Трезини

    Биография

    В 1670 г. в семье обнищавших итальянских аристократов Трезини родился сын Доменико. Семья жила в маленьком городе Астано в Швейцарии, жители которого традиционно добывали и обрабатывали камень. Еще в детстве Доменико познакомился с этим ремеслом. Но сидеть всю жизнь в горах он не собирался. Мальчика устроили учеником в мастерскую родственника — проектировщика и архитектора. Такая практика была широко распространена: ребенка отправляли учиться к родне, где он постепенно осваивал профессию, продвигался от ученика к мастеру, а затем открывал собственную мастерскую и принимал в ученики своих кузенов.

    Судя по сохранившимся письменным источникам, Доменико Трезини получил необходимые знания и навыки в Венеции, которая на тот момент являлась одним из ярчайших образцов итальянского Возрождения и центром художественного образования в Европе. Но в Италии он не остался, и после женитьбы в родном Астано на Джованне ди Вейтис уехал в Данию в поисках лучшей жизни. Там он получил работу фортификатора — инженера оборонительных сооружений — и в конце концов дослужился до архитектора крепостей. Но ни денег, ни славы эта работа ему не принесла. Пока в 1703 г. судьба не свела его с Андреем Измайловым. Измайлов был русским послом при датском дворе и знал о планах Петра по созданию новой столицы Российского государства. И эта столица нуждалась в неприступной крепости.

    Ознакомившись с работами Трезини, 1 апреля 1703 г. Измайлов заключил с ним договор, согласно которому архитектор получал 20 червонных (около 117 тыс. рублей в пересчете на современные деньги) ежемесячно за свою работу на службе у русского царя. Конечно честолюбивый архитектор согласился не раздумывая, оставил жену на попечение родителям и отправился в Россию. Ему предстояло заложить архитектурные основы города на Неве.

    Петропавловский собор

    По замыслу Петра город должен был начинаться с крепости, поэтому именно дату закладки первого камня в основание Петропавловской крепости — 27 мая 1703 г. — считают днем рождения Санкт-Петербурга. Еще продолжалась Северная война и шведы могли попытаться вернуть свои территории, поэтому на Заячьем острове была устроена крепость, а на Васильевском установили артиллерию, которая должна была остановить врага еще на подступах к городу. Крепость соответствовала последним достижениям военно-инженерной науки, хорошо оборонялась и была почти неприступна.

    Однако детище Петра так и не поучаствовало ни в одном сражении. Через 2 месяца после начала строительства крепости на ее территории возвели небольшую церковь из дерева в честь покровителей Петра I — апостолов Петра и Павла. В 1712 г. хрупкое бревенчатое сооружение снесли и на его месте построили большой собор по проекту Доменико Трезини. Петр I так и не увидел Петропавловский собор во всем его великолепии, так как умер за 10 лет до окончания строительства, которое завершилось при императрице Анне Иоанновне в 1735 г. Первый российский император был похоронен под сенью своих небесных покровителей и заложил традицию для всех своих потомков. Вся династия Романовых, начиная от Петра I, была похоронена в Петропавловском соборе, кроме Петра II и Иоанна VI.

    Петропавловский собор кардинально отличается от всего, что было до него. Итальянец, выросший в окружении лучших образцов Ренессанса, не стал возводить русский православный храм с крестово-купольной системой сводов и центральным круглым куполом. Собор стал первым базиликальным не центричным сооружением православной России. Вместо купола он имеет высокую вытянутую башню, прямоугольную в сечении, которая расположена на центральной оси здания, но не в его композиционном центре. Башню венчает шпиль с фигурой ангела. Он не имеет аналогов в мире, его видно всегда и при любой погоде. Кажущийся простым фасад здания, начинает мерцать тем сильней, чем ближе вы к нему подходите. Такой эффект достигается благодаря тонким валикам и филенкам, которые обрамляют стены собора.

    Летний дворец Петра I

    В 1711 г. началась постройка Летнего дворца Петра I. Зная вкусы своего заказчика, Трезини спроектировал здание, которое вовсе не похоже на дворец в привычном понимании. Это небольшое двухэтажное здание с 14 комнатами и 2 кухнями некоторые воспринимают павильоном Летнего сада. Высокое предназначение выдают в нем только барельефы между первым и вторым этажами, окаймляющие собой все здание. На них аллегорически изображены победы России в Северной войне — главной победе Петра.

    Зная любовь Петра I к воде, Трезини располагает дворец на небольшом полуострове так, что вода подступает прямо к стенам дворца. Нева и Фонтанка создают природные водные границы, с третьей же стороны выкапывается гаванец, предназначенный для хозяина дома и его гостей. В последующие годы, когда берега рек подсыпали, дворец оказался отодвинут от воды. Вскоре и гаванец оказался засыпан.

    Александро-Невская Лавра

    Строительство святыни, посвященной Александру Невскому, задумывалось Петром еще на стадии осмотра болотистых шведских территорий, вскоре ставших столицей России. В 1710-ых гг. архимандрит Феодосий начинает обустройство монастыря по правую сторону Черной речки.

    Изначально Монастырка была частью Чёрной речки, пока в 1829 году был построен восточный участок Обводного канала, разделивший реку на две части. Северная часть стала называться Монастыркой, а направление течения реки изменилось: она стала вытекать из Невы и впадать в Обводный канал.

    Архитектурный проект будущего духовного центра страны берет на себя Доменико Трезини, который создает симметричный ансамбль в духе классицизма. Монастырь работал с первого же дня его основания, поэтому все строительные работы проводились также и его настоятелями и монахами, обрастая все новыми и новыми постройками, в том числе бытового и утилитарного характера. Работы были закончены в 1723 г.

    Кронштадт

    Первой работой итальянского архитектора в России было создание знакомых ему оборонительных сооружений. Царь не желал отдавать новоприобретенные территории Швеции, а потому было необходимо остановить врага до подхода к строящемуся Петербургу. Доменико Трезини было поручено разработать проект форта на острове Котлин. Уже через пару месяцев новый форт Кроншлот успешно отразил атаку врага, а иностранный архитектор заслужил почет и уважение. К сожалению, до наших дней форт Кроншлот не сохранился.

    Здание Двенадцати коллегий

    Васильевский остров, по задумке Петра I должен был стать центром Санкт-Петербурга. На нынешней стрелке Васильевского острова причаливали иностранные корабли, это были, по сути, морские ворота города. К концу первой четверти 18 в. вся панорама острова состояла из здания Кунсткамеры и различного предназначения временных бараков порта. Было решено возвести здание, которое бы служило фоном для причала и символизировало реформу государственной власти.

    Трезини разработал проект здания Двенадцати коллегий по образцу Дома для именитых. Оно состоит из двенадцати отдельных зданий, соединенных галереями. У каждого ведомства был собственных вход, сейчас эти двери заложили. На фасаде разделение зданий можно увидеть по крышам — каждая коллегия имеет собственную завершенную крышу. Это государственное учреждение, но его архитектурное решение имеет определенную прелесть в сочетании яркого красного цвета стен и умеренного классицистического декора.

    Существует много легенд про то, почему здание Двенадцати коллегий выходит боковым фасадом к Неве, тогда как все остальные постройки Петра I ориентированы на Неву. Но на деле так как это здание служило фоном для панорамы Васильевского острова с причала, то его логично развернули лицевым фасадом к прибывающим кораблям.


    написать администратору сайта