Главная страница
Навигация по странице:

  • ВОСПИТАНИЕ КОЛЛЕКТИВИЗМА

  • Появление и развитие дружбы

  • Отзывчивость и взаимопомощь

  • Усвоение нравственных норм

  • В старшем дошкольном возрасте

  • Культура поведения и взаимоотношений

  • ВОСПИТАНИЕ НАЧАЛ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

  • Козлова дошкольная педагогика. козлова дошкольная педагогика. Допускается использовать исключительно в образовательных целях. Запрещается тиражирование информационных ресурсов


    Скачать 3.06 Mb.
    НазваниеДопускается использовать исключительно в образовательных целях. Запрещается тиражирование информационных ресурсов
    АнкорКозлова дошкольная педагогика
    Дата20.10.2022
    Размер3.06 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлакозлова дошкольная педагогика.pdf
    ТипЗакон
    #745607
    страница9 из 30
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   30
    возрастом 4-5 лет - происходит постепенное осознание ребенком нравственных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта,
    накопленного в младшем возрасте. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения к взрослым, детям, природе. Как и в младшей группе, главными остаются совместная деятельность со взрослыми, разъяснения взрослого,
    организация практики поведения. На этом этапе воспитатель привлекает внимание детей к способам выражения эмоционального состояния другим человеком, учит «читать» эмоции
    («Посмотри на этих детей на картинке, расскажи, кому из них весело, а кто загрустил. Как ты думаешь, почему он грустит? Как его успокоить?»).
    В дополнение к практическим ситуациям, возникающим в жизни детей, их уже можно обучать решению вербальных логических задач («Как бы ты поступил, если бы увидел на улице плачущего малыша?»). Вербальное решение ситуаций очень полезно в этом возрасте:
    оно позволяет ребенку решать задачу в воображаемом, «безопасном» варианте, делать выбор способа поведения на основе как собственного жизненного опыта, так и других источников; способствует развитию воображения и мышления. Дети живо воспринимают мораль художественных произведений, способны к оценке поступков героев книг и спектаклей. Правда, для ребенка важно, чтобы «плохие» и «хорошие» герои ясно и однозначно выражали свою позицию. Понятия «красивый» и «хороший» у детей очень сближены - красивый герой не может быть плохим.
    Недоброжелательное отношение чаще проявляется к сверстникам, чем к детям старшего или младшего возраста. Это происходит из-за того, что ребенок еще не владеет способами общения и совместной деятельности. Отсюда следует, что воспитательная работа должна быть направлена именно на привлечение внимания детей к способам отношений, на
    обогащение их жизни ситуациями, требующими проявления доброжелательности к окружающим. Все еще значимыми для детей остаются оценка взрослого и его пример.
    Задачу воспитания доброжелательного отношения к окружающим на этом этапе можно считать выполненной, если у ребенка появляются элементарные самостоятельные обобщения и желание «быть хорошим», похожим на положительного героя.
    Сопереживание как выражение гуманного отношения к людям проходит в своем развитии разные стадии: переживание-сочувствие («Ему плохо, мне его жаль»),
    переживание-утверждение себя
    («Ему плохо,
    я так не хочу»)
    и наконец,
    переживание-действие («Ему плохо, я хочу ему помочь»).
    Педагогическую работу можно считать успешной, если в среднем дошкольном возрасте дети находятся на стадии «переживание-утверждение себя» и иногда проявляют способность к реальному «переживанию-действию».
    Наиболее полноценная работа по формированию гуманного отношения к окружающим происходит на третьем этапе, что соответствует старшему дошкольному возрасту. Вэтом возрасте дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин замеченных в них недостатков.
    Воспитатель организует этические беседы с детьми. Беседы можно проводить в разных формах - индивидуально, с подгруппой в 5-6 человек или фронтально. Содержанием этической беседы могут стать возникшие в группе отношения между детьми, мораль художественных произведений или произведения изобразительного искусства.
    К каждой этической беседе предъявляются единые требования: опора на жизненный опыт детей; соответствие возрасту и усложнение задачи от возраста к возрасту;
    конкретность обсуждаемых ситуаций; наличие ситуации выбора и противоречий; связь с последующей деятельностью и практикой поведения; соблюдение такта и осторожности при обсуждении проблем, касающихся конкретных детей группы; не спешить помогать ребенку с выводами и обобщениями, учить делать их самостоятельно.
    В работах Л.П. Князевой (Этические беседы в детском саду. - Пермь, 1972), А. М.
    Виноградовой (Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. - М., 1989)
    раскрыта методика проведения этических бесед. Так, дети обсуждают разные сказки с одной моралью («Теремок», «Рукавичка») или сравнивают поведение героев в сходных ситуациях,
    самостоятельно выводят на основе разных литературных произведений правила взаимоотношений. Темой этической беседы могут стать пословицы, поговорки (Что означают пословицы «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь», «Нет милей дружка, чем родная матушка» и др.?).
    Форма и место проведения этической беседы могут быть разными. Ее можно провести традиционно в помещении группы, когда дети сидят за столами, или на прогулке. В беседе могут участвовать одновременно все дети или 5-6 человек.
    В беседе можно использовать наглядный материал. Например, дети рассматривают картинки и классифицируют их по основанию, предложенному воспитателем (Разложите картинки на те, где нарисован хороший поступок, и те, где нарисован плохой; отберите те рисунки, на которых ребенок нашел правильное решение; посмотрите на две большие картины, а затем на картинки на ваших столах и подойдите к той картине, которая больше соотносится с вашей картинкой по морали, по типу поведения персонажа, по форме выражения героями чувств и т. п.).
    Выбор формы этической беседы и места ее проведения зависит от ее темы, возраста детей и уровня их морального развития. Однако всегда воспитатель выстраивает беседу так,
    чтобы это действительно была беседа, т. е. вопросы к детям и вопросы детей к воспитателю и друг к другу. Это позволяет вести обсуждение, учит детей строить умозаключения, рассуждать, а не пассивно воспринимать и запоминать. Этическая беседа может состоять из трех частей: сначала дети слушают короткий рассказ или просматривают фильм, или разыгрывают сценку, потом обсуждается мораль и наконец проводится
    своеобразный практикум: дети упражняются в словах, которыми можно выразить чувства,
    овладевают способами морального поведения.
    Педагогическое мастерство воспитателя будет проявляться в умении в наибольшей степени активизировать познавательную и эмоциональную активность детей, их самостоятельность в поиске решения предлагаемых ситуаций, сочетать разные средства и методы.
    Этические беседы проводятся по мере необходимости. Важно, чтобы дети всегда испытывали потребность обсудить тот или иной моральный вопрос и могли рассчитывать на справедливое разрешение проблем.
    Несмотря на то, что в старшем дошкольном возрасте больше внимания уделяется осознанию ребенком моральных ценностей, практика поведения, упражнения также остаются важной частью педагогической работы. Воспитатель заботится, чтобы дети могли постоянно упражняться в гуманном отношении друг к другу, к природе, ко взрослым. Жизнь детей должна быть наполнена соответствующими ситуациями (подготовка подарков друг другу, забота о заболевшем, уход за животными). Воспитатель не только использует случаи,
    возникающие стихийно, но и специально организует ситуации, включая их в разные виды деятельности: игру, труд, занятия по всем разделам программы. На этом этапе главной становится работа по формированию «переживания-действия». Поэтому продолжается обучение детей способам гуманного поведения и вербальным формам выражения положительных чувств («Как ты поздравишь Наташу с днем рождения, какие хорошие слова ей скажешь?»).
    Важнейшим условием и одновременно методом воспитания гуманизма у детей, развития социальных эмоций, нравственных чувств является пример воспитателя. Воспитатель, не умеющий увлечь детей своими переживаниями, заразить своими чувствами, - плохой воспитатель. Нет ничего хуже, когда педагог скрупулезно разбирает, что такое добро, как надо поступать в том или ином случае, не выражая при этом ярко и понятно для детей свое личное отношение к поступку, явлению, факту. Можно долго и «правильно» рассуждать о гуманном поступке: «Дети, я хочу рассказать о хорошем поступке Миши - он помог маленькому Алеше перейти через канаву. Это хороший поступок, так всегда поступают хорошие дети». Все, казалось бы, верно: и Мишу похвалили, и закрепили представления дошкольников о хороших поступках... Но мало найдется тех, кто захочет тут же повторить поступок товарища. В лучшем случае дети примут его к сведению. Может, было бы достаточно, если бы воспитатель высказал свое восхищение: «Миша, какой ты молодец, я просто залюбовалась тобой. Как ты заметил, что Алеша боится переходить через канаву?»
    Типичной для этого периода ошибкой практики является невнимание воспитателя к таким компонентам механизма нравственного воспитания, как мотив и чувства. А ведь именно в старшем возрасте активно развиваются моральные мотивы, формируются социальные чувства. Почему ребенок не хочет общаться, почему он всегда внимателен и уступчив по отношению к одному из сверстников и совсем не таков по отношению к другим?
    Таким образом, при систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям и природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество. Иначе говоря, гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.
    Следует подчеркнуть, что воспитание гуманных чувств и отношений - процесс сложный и противоречивый. Умения со-чувствовать, со-переживать, со-радоваться, не завидовать,
    делать добро искренне и охотно - в дошкольном возрасте лишь закладываются. Хотя и следует помнить, что именно дошкольник открыт, предрасположен к подобного рода отношениям. Он доверчив сам и так же относится к другим. Жизненный опыт со временем или утвердит его в таком отношении к окружающим, или заставит измениться.

    ВОСПИТАНИЕ КОЛЛЕКТИВИЗМА
    Гуманизм, как и всякое другое нравственное качество, может проявляться только по отношению к другим. Иначе в нем, в этом качестве, нет смысла. Человек живет среди людей, и его нравственность проявляется только во взаимоотношениях с ними и ради них.
    Этим нравственность отличается от других сторон личности. Например, человек может быть очень образованным, много знать, многое уметь. Этот багаж полезен ему самому,
    удовлетворяет его потребность в познании. Интеллектуальное развитие человека
    «замыкается» на нем самом и может продолжаться бесконечно. Но вот у человека возникает потребность поделиться своими знаниями. И он получает удовлетворение от того, что кому-то пригодились его познания, у него рождается желание узнать еще больше, чтобы и этим поделиться с другими. Таким образом в интеллектуальную сферу входит нравственная и придает первой личностную значимость, личностный смысл. И так во всех сферах существования человека. Человек не может жить, развиваться вне человеческого общества.
    При этом он не только «функционирует» рядом с другими людьми. Для его собственного развития и расцвета личности ему нужно, чтобы это были взаимоотношения.
    Положительные, доброжелательные, коллективные взаимоотношения. Поэтому, когда сегодня появляются сомнения, нужно ли воспитывать коллективные взаимоотношения между детьми, а в каждом - коллективизм как качество личности, тем самым ставится под сомнение процесс нормальной социализации личности.
    Однако проблема воспитания коллективизма содержит серьезные противоречия,
    которые при неправильном их разрешении, действительно, могут неоднозначно повлиять на развивающуюся личность ребенка. Сущность противоречий заключается в том, что коллектив может подавлять личность. С другой стороны, если личность не учитывает интересы коллектива, то ее индивидуальность может развиваться, но будут возникать конфликтные ситуации. Значит, мастерство и мудрость педагога заключаются в умении найти ту золотую середину, которая позволит развиваться и личности и коллективу.
    Понятия «коллектив взрослых» и «детский коллектив» нетождественны. И дело не только в возрасте участников, но и в функции, которую выполняет коллектив. Главная и единственная функция детского коллектива - воспитывающая функция: дети включаются в деятельность, которая по своей цели, содержанию и формам организации направлена на формирование личности каждого из них.
    Есть определенная условность в употреблении термина «детский коллектив»
    применительно к дошкольникам. Во-первых, потому, что в таком коллективе непременно присутствует взрослый. Он организует жизнь детей, вводит мотивы и цели деятельности,
    способствует формированию положительных взаимоотношений и развитию каждой личности. Система связей между взрослыми и детьми является более тонкой и сложной,
    чем в коллективе, где каждый занимает равноправное положение. Во-вторых, детский коллектив может быть собран на разных основаниях (часто случайных) и на различный срок.
    Коллективизм - сложное интегральное качество, которое, безусловно, в полной мере может быть присуще лишь взрослому человеку. Дошкольный возраст следует рассматривать как первый, базовый этап формирования коллективизма. Применительно к детям 3-6 лет,
    вероятно, правильнее говорить о воспитании коллективных взаимоотношений, т. е. таких взаимоотношений, которые характеризуются взаимопомощью, отзывчивостью, дружбой,
    ответственностью, добротой, инициативой.
    Условием для воспитания таких взаимоотношений является общение детей с другими людьми: взрослыми, сверстниками. Через общение ребенок познает социальный мир,
    осваивает и присваивает социальный опыт, получает информацию и приобретает практику взаимодействия, сопереживания, взаимовлияния (Я. Л. Коломинский, Л.В. Артемова).
    Предпосылкой возникновения общения является направленность ребенка на другого
    человека, интерес к нему. Такой интерес проявляется уже в раннем возрасте (Н.М.
    Аксарина, Г.М. Лямина, Л.Н. Павлова, Е. Б. Волосова и др.).
    Японские педагоги придают большое значение воспитанию детей в коллективе. Они считают, что можно говорить о формировании коллектива уже в группе детей в возрасте до одного года. Сторонники этой точки зрения выделяют две стадии в развитии коллектива:
    коллектив-сочувствие (дети до 3 лет) и автономный коллектив (дети от 3 до 6 лет). На первом этапе педагоги направляют свои усилия на воспитание у детей сочувствия друг к другу, взаимопомощи. Вот один из примеров: «Вновь поступившая в ясли Мари (1 год 8
    мес.) не умеет самостоятельно ходить на горшок. Воспитательница говорит, обращаясь ко всей группе: «Дети, посидите кто-нибудь на горшочке рядом с Мари!» Тикако поспешно снимает штанишки и садится на горшок рядом с Мари. Обе девочки улыбаются друг другу и вместе учатся ходить на горшок. С этого дня Мари перестала ненавидеть горшок» (Как организовать коллектив дошкольников: Пер. с японского. - М., 1991).
    В работе с детьми 3-4 лет воспитывается самостоятельность, которая должна проявляться в самоуправлении. И наконец, в работе с детьми 4-6 лет внимание педагога сосредоточено на организации совместной трудовой деятельности («Вместе готовим сацумский суп!»). Как видим, японские педагоги, с одной стороны, придают большое значение взаимодействию детей,
    проявлению доброжелательности и
    развитию потребности друг в друге. С другой стороны, они снижают значение понятия «коллектив»,
    ограничивая его лишь таким взаимодействием.
    Отечественные педагоги считают, что говорить о коллективе правомерно лишь начиная со школьного возраста, хотя уже в раннем и дошкольном возрасте закладываются его основы.
    Появление и развитие дружбы
    Содержательные взаимосвязи между детьми характеризуются дружбой. Проблема дружбы между дошкольниками исследовалась в дошкольной педагогике как составляющая коллективных взаимоотношений (А.А. Аржанова, В.П. Залогина, Т. А. Маркова, А. В.
    Булатова и др.). Замечено, что уже в младшем дошкольном возрасте ребенок проявляет избирательное отношение к сверстникам: с определенными детьми чаще играет,
    разговаривает, с большей охотой делится игрушками и т. д. Конечно, объект дружбы еще часто меняется. Нет длительных дружеских объединений. Только что не поделили игрушку и поссорились, а через минуту уже снова самые близкие друзья. Однако этот период
    «доосознаваемой» детьми дружбы важен и необходим, поскольку именно из него в среднем
    дошкольном возрасте вырастают вполне осознаваемые Дружеские привязанности. Дети пятого года жизни уже не только имеют друзей, но и могут мотивировать выбор друга («Мы вместе с ним играем», «Мы живем в одном доме», «Он мне всегда игрушки дает»). Правда,
    подобные объяснения у детей этого возраста носят не глубинный, а поверхностный характер. Ребенок отмечает не личные привлекательные качества друга, а какие-то внешние проявления или мало значащие факты. Однако это можно объяснить скорее неумением ребенка анализировать свои отношения и чувства.
    В конце среднего, начале старшего дошкольного возраста происходит значительная перестройка дружеских взаимоотношений. Дети не только осознают свою дружбу, но и делают попытки объяснить само понятие «дружба» («Это когда люди не ссорятся», «С
    другом можно обо всем говорить, с ним интересно играть», «Он всегда поможет, и я ему помогу»).
    Дети старшего дошкольного возраста придают большое значение нравственным качествам сверстников, начинают оценивать друг друга по поступкам, пытаются даже разобраться в мотивах дружбы. Старшие дошкольники проявляют постоянство,
    привязанность в дружбе. Они стремятся быть вместе в играх, на празднике и т.д., т.е.
    испытывают потребность в постоянном общении и совместной деятельности. В
    интереснейшем исследовании Т. А. Марковой, изучавшей феномен дружбы у старших дошкольников (см. в кн.: Формирование коллективных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста. -М., 1968) отмечается, что старшие дошкольники ценят и берегут дружбу. Они готовы защищать свои отношения, а друзей и их поступки, результаты деятельности считать лучшими даже вопреки справедливости (рисунок друга самый лучший).
    Чаще всего в этом возрасте дети дружат по 3-4 человека, реже - по двое. И если уж образовалось содружество, они стараются не допускать к себе других детей и ревниво следят за этим. Задача педагога - сохранять дружеские объединения, способствовать, чтобы дружба была благотворна для каждого ее члена, но и не допускать изолированности детей от всей группы. Для решения этой задачи воспитатель организует в группе интересные для всех дела. Дружеские объединения детей естественно вливаются в общую деятельность и вместе с тем имеют возможность сохранять себя. Это могут быть подготовка праздничного концерта, спортивного праздника, соревнований, общий труд. Друзья выполняют работу на каком-то одном участке, например, им можно поручить оформление уголка для родителей или поделок для малышей и др. Так воспитатель не нарушает дружбу, не разъединяет детей,
    а, наоборот, учит их выполнять не только личные (своей маленькой группы) дела, но и работу, важную и интересную для всех.
    Для воспитания коллективных взаимоотношений появление такого феномена, как дружба, имеет смыслообразующее значение. Дружба как наиболее близкая связь между детьми ускоряет процесс действенного осознания социальных взаимоотношений.
    Отзывчивость и взаимопомощь
    Взаимопомощь и отзывчивость являются значимыми характеристиками коллективных взаимоотношений. В коллективе каждый должен быть уверен, что получит помощь и поддержку и сам чувствовать себя способным и готовым помочь товарищу. В основе взаимопомощи и отзывчивости лежит направленность на другого человека. Это своего рода способы выражения сочувствия, сопереживания. Детская отзывчивость проявляется в простых формах взаимопомощи, в действиях, направленных на совместное преодоление каких-либо затруднений, в моральной поддержке, в умении и желании делиться игрушками,
    сладостями.
    Проблема воспитания отзывчивости и взаимопомощи изучалась в дошкольной педагогике (Ф. С. Левин-Щирина, Л. А. Пеньевская,
    Т.И. Пониманская,
    М.
    Мирзаабдуллаева, А.М. Виноградова и др.) и детской психологии (Т.А. Репина, А. Д.
    Кошелева, А. Г. Рузская и др.). Исследователи отмечают, что уже в раннем возрасте
    ребенок проявляет симпатию к другим детям, а к 3 годам малыши уже способны по собственной инициативе откликаться на разное эмоциональное состояние сверстников
    (правда, если оно представлено ярко). Взаимопомощь младших дошкольников имеет специфические особенности как в формах выражения, так и в побудительных причинах.
    Наиболее часто она проявляется в утешении обиженного, огорченного товарища.
    Интересно отметить, что при ссорах, которые чаще всего в этом возрасте возникают из-за отнятой игрушки, нередко первым утешителем становится тот, кто как раз и отнял игрушку.
    У детей четвертого года жизни отчетливо проявляются попытки оказывать друг другу помощь в самообслуживании, так как именно этим видом труда ребенок в этом возрасте активно овладевает и, чему-либо научившись, стремится реализовать свои умения в качестве обучающего (своеобразная форма самоутверждения).
    Формы взаимопомощи у детей пятого года жизни более разнообразны. Дошкольники уже помогают друг другу в совместных играх, на занятиях, в быту. Более основательными становятся мотивы оказания помощи: дети способны проникать в суть некоторых явлений,
    обладают большой наблюдательностью, соотносят факты поведения с усвоенными нормами. Дети 4 лет уже пытаются обучать друг друга способам действия, «воспитывать»,
    поясняют свои указания, ссылаясь на знание нормы.
    Однако на данном возрастном этапе дошкольники все еще не владеют способами оказания помощи, даже не всегда понимают ее смысл. Так, воспитатель проводит беседу о том, что значит помогать друг другу, и читает рассказ Н. Калининой «Вот так помог!» (Саша во время обеда стал есть суп Леночки, которая ела очень медленно. Она заплакала, а Саша сказал: «Я суп не ел, я Леночке помогал»). На вопрос, действительно ли Саша помогал
    Леночке, большинство детей отвечают утвердительно. Или воспитатель рассказывает: «Шел заяц и нес на плече большую тяжелую морковь. За ним шел его друг-зайчик. «Как тяжело зайцу нести морковку, - подумал он, - надо помочь». И стал понемногу отгрызать морковку.
    Грыз, грыз, пока всю не сгрыз. Помог!» Некоторые дети сразу понимают юмор и смеются, а некоторые считают, что это действительно была помощь.
    Следовательно, задачей воспитателя является формирование у детей представлений о сущности такого важного явления, как взаимопомощь.
    В силу того, что в среднем дошкольном возрасте, особенно в первой половине пятого года жизни, дети уже овладели многими навыками самообслуживания, они получают удовольствие от собственной самостоятельности. И если кто-то пытается делать для ребенка или за него то, чему он недавно научился, это вызывает протест. Дети не хотят принимать помощь, особенно если она исходит от сверстника. При этом они не владеют умением отказываться от предлагаемой помощи тактично, что и становится причиной конфликтов. Задача педагога - учить дошкольников благодарно принимать помощь и вежливо от нее отказываться.
    Взаимопомощь старших дошкольников отличается большей осознанностью и
    избирательностью. Они уже могут объяснить, когда и как стоит или не стоит оказывать помощь (не помогли товарищу потому, что он ленился, а не старался и потерпел неудачу).
    Дети этого возраста охотно помогают малышам и взрослым, но с меньшим желанием - сверстникам. Дело в том, что в общении с малышами ребенка привлекает позиция старшего, «учителя». В общении со взрослыми позиция меняется: ребенок как бы становится маленьким, и, кроме того, совместная деятельность с любимым взрослым доставляет радость. Помощь сверстнику - это, как правило, действия, лишенные игры.
    Взаимопомощь часто выступает как чисто трудовое действие. Педагогу стоит обратить внимание на воспитание у детей желания совместно трудиться, ответственно относиться к порученному делу, проявлять инициативу и активность.
    Общественное мнение
    Качественной характеристикой уровня развития любого коллектива являются наличие общественного мнения и его направленность. Складывающееся в коллективе мнение в значительной степени зависит от уровня социальной зрелости, от адекватного отражения в сознании коллектива и каждого члена подлинно общественных интересов.
    Общественное мнение обладает большим потенциалом педагогического воздействия,
    суть которого связана с тем, что человек, как существо общественное, зависим от социального окружения, от людей, среди которых он живет. Как отмечал В. Г. Белинский,
    «создает человека природа, но развивает и образует его общество». Человеку не может быть безразлично, что о нем думают окружающие, соответствуют ли его поступки принятым нормам.
    В детском коллективе общественное мнение формируется по мере осознания детьми принятых в обществе и реализуемых в конкретном коллективе нравственных норм, по мере накопления представлений о добре и зле, о хорошем и плохом, о справедливости и несправедливости.
    В группах детей дошкольного возраста существует коллективное мнение. Оно не только проявляется в виде одинаковых представлений о нормах взаимоотношений, но и может активно использоваться как личностно значимый фактор воздействия на каждого члена
    коллектива и как основа коллективных взаимоотношений.
    Дошкольникам небезразлично, как их оценивают не только взрослые, но и сверстники.
    От этой оценки зависит эмоциональная комфортность ребенка в группе сверстников, т.е.
    его эмоциональное состояние (В.Д. Калишенко, Р. Б. Стеркина). Очень часто причина нежелания ребенка посещать детский сад кроется в том, что у него не сложились отношения со сверстниками, мнение которых о нем не совпадает с его мнением о себе.
    Социальные психологи, изучавшие межличностные отношения в группе дошкольников,
    отмечают: «... хотя группа детского сада даже на уровне старшего дошкольного возраста еще не является детским коллективом в полном смысле этого слова... тем не менее это уже сложная социальная система, где имеются свое коллективное мнение, свои групповые ценности и относительно высокий и устойчивый уровень общения и взаимоотношений» (Т.
    А. Репина).
    Важно, чтобы складывающееся коллективное мнение с самого начала имело правильную
    нравственную направленность. Лишь в этом случае оно сможет стать средством формирования коллективных взаимоотношений.
    Педагогическое воздействие должно быть ориентировано на воспитание доброжелательного и требовательного отношения детей друг к другу. Исследования Т.И.
    Пониманской, Л.В. Крайновой и др. показали, что дети способны требовательно относиться друг к другу при выполнении общественно-полезного дела. При этом чем яснее для дошкольников общественная цель деятельности, тем требовательнее они друг к другу, с тем чтобы добиться хороших результатов. Задача воспитателя поддержать и развить в ребенке умение быть требовательным к товарищам при выполнении общего дела.
    Однако,
    наряду с
    этим необходимо развивать у
    детей самокритичность,
    требовательность к себе. Это придаст складывающемуся коллективному мнению большую объективность. Воспитателю следует обратить внимание на то, что дети, высказывая свои оценки поступков товарищей, принимая какое-то решение, бывают слишком строги, а порой даже жестоки по отношению к «нарушителю норм». Например, в разновозрастную группу привели маленькую, 3-летнюю девочку. Она не хотела заниматься и каждый раз мешала всем во время занятий. Воспитатель собрала детей, чтобы выслушать их мнение,
    что делать с Танечкой. Мнения были разные («Ставить ее в угол, когда мы идем на занятие», «Выгнать из детского сада», «Пусть идет на участок и гуляет там одна, пока мы занимаемся»).
    Принимая во внимание детский максимализм, воспитатель все же должен приучать детей быть более терпимыми друг к другу.
    Усвоение нравственных норм
    Детские взаимоотношения регулируются нравственными правилами и нормами. Знание правил поведения и взаимоотношений облегчает ребенку процесс вхождения в мир себе подобных, в мир людей. Правила служат определенными опорами и ориентирами в человеческих взаимоотношениях. Содержание правил и норм изменчиво. Оно зависит от эпохи, от классов, от страны, наконец, от места жительства людей, от их возраста. Но тем не менее правила существуют всегда, так как без них невозможны взаимодействие и взаимопонимание.
    Что же такое нравственное правило и нравственная норма. В литературе эти понятия порой употребляются как синонимы. Однако в педагогике они разводятся.
    И правило, и норма - это установленный порядок действий, отношений. Но правило
    имеет частный и более узкий смысл. Правило может быть единичным, относящимся к определенной ситуации, к определенному предмету: правило пользования предметом,
    правило поведения за сголом и др. Норма носит более обобщенный характер, она характеризует общую направленность отношений и поведения и конкретизируется в правилах. Например, когда рассаживаемся для занятия, стульчики надо придвигать тихо; не
    стоит играть в шумные игры, если кто-то рядом отдыхает; если в группу зашел гость, надо предложить ему пройти и сесть - все это правила. Они конкретизируют норму - быть внимательным и заботливым по отношению к окружающим тебя людям.
    Задание
    Докажите на конкретных примерах зависимость содержания нравственных правил и норм от разных условий. Попробуйте найти объяснение различиям в содержании.
    Ж. Пиаже придавал большое (может быть, даже слишком большое) значение правилам.
    Он считал, что мораль - это система правил, усвоение которых и есть нравственность.
    Правила навязываются ребенку взрослым, и не могут быть понятыми и осознанными детьми дошкольного возраста. Вместе с тем Ж. Пиаже намечает три стадии осознания детьми правил морали. На первой стадии правило еще не осознается, оно применяется, но формально. На второй стадии правило применяется ребенком в его неизменной форме,
    нарушить его нельзя. И наконец, на третьей стадии правило рассматривается как закон,
    который можно изменить только с общего согласия. По мнению Ж. Пиаже, ребенку дошкольного возраста третья стадия недоступна.
    Задание
    Согласны ли вы с Ж. Пиаже? Обоснуйте свое мнение.
    Наши отечественные педагоги (Ф. С. Левин-Щирина, В.Г. Нечаева, В.А. Горбачева и др.)
    и психологи (В.С. Мухина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон и др.) доказали, что дети дошкольного возраста способны осознанно усваивать не только правила, но и нормы поведения и взаимоотношений. При этом, конечно, действует фактор специфики возраста,
    который ограничивает и объем правил и норм, и глубину их осознания.
    Особое значение имеют правила для младших дошкольников. Правило, подкрепленное положительной оценкой взрослого, становится для ребенка единственно верным ориентиром поведения. Затем, действуя в соответствии с правилами, ребенок постепенно приучается оценивать поведение сверстников и свое поведение. Незнание правил,
    несоблюдение их - наиболее частая причина конфликтов между детьми младшего возраста.
    Жизнь в обществе сверстников стимулирует усвоение правил, особенно если педагог помогает детям осознать разумность и необходимость их соблюдения. Важно, чтобы дети убедились, что выполнение правил помогает им налаживать игры, успешнее достигать результата в любой деятельности и взаимоотношениях.
    Усвоение правил в младшем возрасте происходит в результате накапливания опыта поведения и взаимоотношений, регулируемых одним и тем же правилом. Конкретность мышления младших дошкольников не позволяет им обобщить усваиваемые правила в норму. Попадая в новую ситуацию, дети как бы заново начинают осваивать правила взаимоотношений, затрудняются в выборе способа сотрудничества, общения, и кажется,
    что уже усвоенное правило вдруг перестает регулировать поведение. Это явление связано с неумением воспринимать правило как обобщенную форму, т. е. понимать его объективный смысл. Однако накопление единичных фактов - необходимый этап в усвоении нравственной нормы, так как оно начинается не с осознания, а с практики поведения.
    Подражая взрослому или следуя его указанию, ребенок поступает в соответствии с нормой и лишь затем начинает осознавать ее.
    Правила взаимоотношений, которые дети усваивают в младшем дошкольном возрасте,
    просты и почти всегда имеют одинаковое решение, т. е. ситуации, в которые включается ребенок, должны быть однозначны: девочка плачет - пожалей, уронил игрушку - подними,
    положи на место. Только такая конкретная, видимая связь между поведением и правилом обеспечивает эффективное усвоение нравственных норм.
    Психологи отмечают, что уже в младшем дошкольном возрасте дети, усвоив какое-то правило, способны его «отстаивать и защищать», требовать его соблюдения от сверстников
    (хотя сами могут его нарушать).
    В старшем дошкольном возрасте у детей формируется более гибкое отношение к выполнению правил, стремление понять их. Более того, старшие дошкольники уже начинают понимать неоднозначность применения одного и того же правила в разных ситуациях, видеть противоречивость некоторых правил (всегда ли нужно помогать товарищу; всегда ли виноват тот, кто подрался; всегда ли жалоба воспитателю является ябедничеством и т.д.). Очень важно, чтобы дети разумно и даже творчески подходили к следованию правилу и норме. Императивная функция нормы должна с самого начала выступать не как догма, а как необходимое, осознанно принимаемое условие. В этой связи чрезвычайно интересна точка зрения Н.Н. Поддьякова о социальном экспериментировании детей. Ученый доказывает, что при усвоении правил и норм поведения и взаимоотношений дети с большим интересом и продуктивно проводят собственные эксперименты на социальных, моральных явлениях. Экспериментирование придает процессу усвоения норм творческий и осознанный характер.
    Задание
    Изучите работу Н.Н. Поддьякова «Особенности психического развития детей дошкольного возраста» (раздел первый) и составьте методику воспитательной работы, направленной на усвоение нравственных норм поведения.
    Необходимым условием успешного усвоения нравственных норм и в старшем дошкольном возрасте является организация практики поведения. Имеются в виду упражнения, совместная деятельность, где приобретаемые правила могли бы при соответствующих условиях превращаться в норму поведения каждого ребенка и всей группы.
    В старшей группе начинается работа по ознакомлению детей с Декларацией прав ребенка (в русле методики ознакомления с социальным миром). Прежде чем детям расскажут об этом документе, они могут и должны учиться соблюдать права друг друга,
    жить в группе по своим справедливым «законам», которые «установят» сами. С этой целью воспитатель проводит серию этических бесед, в процессе которых обсуждаются правила поведения и взаимоотношений. Воспитатель подчеркивает гуманность устанавливаемых детьми правил (не обижать слабых, помогать друг другу, не жадничать, всегда говорить друг другу правду и др.). «Декларация» в каждой группе получится своя. Дети оформляют ее в виде самими написанной и проиллюстрированной книги, доски и др. Для закрепления у дошкольников знаний об их правах и обязанностях можно использовать театрализованные игры, разыгрывать проблемные ситуации и т.д. Важно, чтобы дети осознали значение этого
    «документа» и следовали ему. Можно считать такую работу началом правового воспитания дошкольников. Важна она еще и потому, что дети учатся делать обобщения, разрешать противоречия.
    Культура поведения и взаимоотношений
    В контексте формирования коллективных взаимоотношений следует рассматривать и проблему воспитания культуры поведения.
    Конечно,
    культура поведения не ограничивается «детским обществом». Она реализуется и во взаимоотношениях со взрослыми, но в общении ребенка со сверстниками выполняет более многогранную роль.
    Если ребенок вежлив и приветлив со взрослыми, готов им помогать и сотрудничать с
    ними, это всегда вызывает у них положительную реакцию. Аналогичное поведение в отношении сверстников может вызвать, как это ни странно, и противоположную реакцию:
    порой детей удивляет «слишком воспитанный» ребенок, они могут даже смеяться над его хорошими манерами. Значит, воспитание культуры поведения и взаимоотношений должно,
    с одной стороны, предполагать и включать обучение принятым в обществе нормам и правилам, а также формам их выражения в словах, мимике, жестах, поступках, с другой стороны - быть ориентировано на ту социальную среду, в которой их станут применять.
    Конечно, главное во взаимоотношениях между людьми -их истинное отношение друг к другу, искренность, доброжелательность, готовность к сопереживанию и помощи. Но важно и то, в какой форме человек выказывает свое искреннее отношение к другим людям.
    Внешние формы выражения могут оказаться неадекватными внутреннему состоянию.
    Бывает и наоборот - формы общения приятны, уважительны, а по сути, человек испытывает совсем противоположные чувства к объекту общения.
    Итак, воспитание у дошкольников культуры поведения является продолжением и одним из аспектов работы по воспитанию гуманного отношения к людям, которое проявляется в коллективных взаимоотношениях.
    Содержанием воспитания культуры поведения и взаимоотношений служит обучение детей умениям красиво и правильно есть, пользуясь необходимыми приборами; быть опрятными; следить за своей позой, осанкой; владеть речевым этикетом; владеть способами учтивого оказания внимания.
    Основные направления в методической работе: с раннего возраста приучать ребенка к
    чистоте и порядку, обращая внимание малыша на эту сторону его жизни, Всегда, умывая или купая ребенка, делать это радостно, восторгаться результатами: «Ах, какой ты у меня чистенький, красивый!». Не допускать того, чтобы малыш долгое время находился в грязной одежде, мокрый. По мере взросления приучать пользоваться носовым платком и салфеткой во время еды. Учить в общении с людьми - взрослыми и детьми - здороваться и прощаться. Всегда поощрять за выполненные действия. С того момента, когда ребенок уже способен есть самостоятельно, учить его держать ложку правой рукой, а вилку левой. Не стоит бояться давать малышу вилку. Только она должна быть с тупыми концами (лучше пластмассовая). Как можно раньше целесообразно давать и нож (тоже не острый). Это надо делать для того, чтобы с самого начала для ребенка было привычным пользование разными приборами, чтобы он всегда (а не в праздники - напоказ) ел красиво, чтобы ему было удобно и комфортно есть ножом и вилкой. И пусть вначале малыш просто держит в левой руке вилку, а в правой нож, а ест только вилкой, он все равно привыкает к этим приборам и постепенно осваивает умение владеть ими свободно.
    Итак, первый этап воспитания культуры поведения начинается в раннем возрасте и преследует цель накопить множество единичных фактов - упражнений в поощряемом обществом (и родителями) поведении.
    На следующем этапе, хотя его трудно отделить от первого, детям начинают объяснять,
    когда и как нужно себя вести, чтобы получить похвалу окружающих. Здесь важна
    «методика предвосхищения». Суть ее заключается в том, что взрослый предвосхищает своими замечаниями нежелательное поведение ребенка и помогает не допустить его.
    Например: «Сейчас мы с тобой пойдем к врачу, как ты с ним поздороваешься, что скажешь?
    А он в ответ тебе обязательно улыбнется, ему нравятся воспитанные дети», «Дети, вы,
    конечно, все помните, как нужно пройти по коридору в музыкальный зал, чтобы не разбудить малышей? Я не сомневаюсь, что вы пройдете тихо». Методика предвосхищения выполняет роль стимула к достойному поведению. На втором этапе создаются условия для того, чтобы ребенок получал удовлетворение от своего хорошего поведения. И пусть пока он еще много делает ради похвалы, бояться этого на данном этапе не следует. Похвала необходима каждому человеку, она укрепляет его уверенность в себе. Ребенку-дошкольнику это особенно важно.

    На третьем этапе, продолжая создавать условия для практики культурного поведения,
    воспитатель больше внимания уделяет осознанию детьми значимости правил этикета.
    Можно немного рассказать дошкольникам об истории возникновения этикета, о традициях культуры поведения у людей в разные времена и в разных странах и, конечно, о содержании этикета в группе детей.
    Следует обучать детей конкретным способам поведения и выражения отношения и
    чувств, учить сдерживать свои чувства, если они могут быть обидны или неприятны для окружающих. (Подробнее познакомиться с методикой воспитания культуры поведения дошкольников можно по работам С. В. Петериной, И.Н. Курочкиной, Т. В. Черник и др. В
    настоящее время издается много книг для детей на эту тему, например, «Азбука вежливости» Л. Васильевой-Гангнус, которые помогут родителям и воспитателям.)
    Задание
    Составьте для своей возрастной группы «Правила этикета» и разработайте способы их выполнения. Используйте для этого русские народные пословицы, поговорки, стихотворения.
    Включите в них речевой этикет, «школу жеста», «говорящие движения». Представьте каждое правило так, чтобы оно было понятно и привлекательно для ребенка.
    Личность в коллективе
    Главное обвинение, которое предъявляется тезису воспитания детей в коллективе,
    заключается в том, что «коллектив сдерживает развитие индивидуальности, не дает личности раскрыться». Это серьезное и вполне заслуженное обвинение, если речь идет о тех случаях, когда педагог как организатор детского коллектива и процесса воспитания делает акцент только на общей коллективной деятельности и взаимодействии в ней детей.
    Однако именно коллектив стимулирует развитие индивидуальности. В чем же может проявляться индивидуальность ребенка дошкольного возраста и что нужно ограждать от излишнего влияния коллектива? Можно выделить три смысловых блока: ребенок обладает какими-то способностями, умениями, отличающимися от других детей; у ребенка ярко выражены собственные познавательные интересы; неординарность развития у ребенка психических процессов.
    Если у ребенка, посещающего детский сад, проявляются особые способности, например,
    он прекрасно рисует или чисто поет и слышит музыку, хорошо танцует, воспитатель непременно заметит это. На занятиях художественного цикла такому ребенку важно предлагать индивидуальные задания, которые будут стимулировать развитие. Но не всякий воспитатель знает, какие это должны быть задания. Можно просто усложнять общее задание («Все рисуют дом, а ты нарисуй еще собачку рядом», «Все поют песню про голубой вагон, а ты выучи другую песню и споешь ее на празднике один» и т. п.). Но есть ли у нас уверенность, что мы правильно выстраиваем логику развития ребенка? Может быть, мы просто тешим его тщеславие, противопоставляем его группе сверстников? Ответ на эти вопросы может дать только специалист, владеющий методиками выявления одаренности и талантливости детей. А вот обязанность педагога, который заботится, чтобы ни у одного ребенка не погасла его «искра Божья», - заметив особые дарования у воспитанника,
    обратиться к специалисту или предложить это сделать родителям. Желательно и самому постараться получить консультацию, какие задания следует давать ребенку, чтобы воспитывалась личность творческая, самобытная.
    Если воспитатель замечает, что ребенок проявляет интерес к какой-то определенной области действительности: к технике, природе, космосу, медицине или др. - следует обязательно поддержать его, выказав свою заинтересованность, а в дальнейшем предусматривать индивидуальную работу с ним, соответствующим образом направляя последнюю. Важно, чтобы ребенок мог поделиться своими знаниями с другими детьми. Но
    дошкольники не всегда умеют слушать товарища. Поэтому воспитатель предлагает всем вместе послушать интересный рассказ, проводит (во второй половине дня, на прогулке)
    «интересные минутки», когда все рассказывают друг другу что-то очень интересное и новое. Полезно предлагать пытливому ребенку нарисовать то, о чем он узнал. Можно открыть в группе издание собственного журнала «Хочу все знать» и «публиковать» в нем иллюстрированные рассказы детей. Если ребенок, у которого проявляются познавательные интересы более ярко, чем у других, рисовать не умеет, воспитатель помогает ему организовать творческое содружество с другим ребенком, который хорошо рисует. Такое сотрудничество будет полезно каждому из детей и интересно для всей группы.
    Есть дети, которые выделяются среди других неординарностью мышления. Они всегда находят какой-то необычный выход из ситуации, свой способ решения задачи, выполнения задания. С такими детьми воспитателю, особенно если он авторитарен, работать трудно.
    Ребенок не хочет следовать образцу, не желает придерживаться предлагаемой последовательности выполнения действий, «он все делает по-своему». Если воспитатель настаивает, происходит конфликт. Ребенок жалуется дома: «Я танцевала на музыкальном занятии, а Нина Ивановна сказала: «Лиза, не придумывай, танцуй, как все.» А я не хочу, как все!»
    Есть дети с необычайно развитой фантазией. Они все время находятся в плену своих выдумок и воображаемых образов. С такими детьми воспитателю тоже трудно, ведь следует направить фантазию в нужное русло, помочь ее развитию. Обычно такие дети активны, им требуются условия для реализации фантастических замыслов. С ними нужно играть,
    рисовать, строить, придумывать сказки, сочинять стихи и в то же время обращать внимание на то, как они общаются с другими детьми, как к ним относятся товарищи по группе.
    Коллективные взаимоотношения формируются в
    разнообразной деятельности.
    Деятельность (игра, труд, рисование, лепка) благоприятна не только для развития взаимодействия, но и для индивидуального развития каждого ребенка, если воспитатель ставит перед собой эту важную задачу.
    Каждый ребенок обязательно в чем-то уникален, не похож на других детей. Это нужно принимать как данность. Следует поощрять это и приучать детей радоваться тому, что мы все такие разные. Полезно проводить беседы на подобные темы: «Кто у нас в группе самый... (умелый, веселый, смелый, ловкий)», «Кому поручить важное дело (починить игрушку, помочь малышам, выступить в концерте, нарисовать приглашения гостям на праздник группы и т. п.)?» В таких беседах дети начинают внимательнее «изучать» друг друга и анализировать свой характер и поведение. Воспитателю стоит чаще говорить детям о том, какие они «необыкновенные» и как он любит их за это. Вместе с тем не следует забывать о необходимости воспитания скромности, уважения к товарищам, умения ценить и себя, и других.
    Периодически воспитатель анализирует,
    как складываются межличностные взаимоотношения, как дети оценивают друг друга. Такому анализу помогают наблюдения за детьми в повседневной жизни, в процессе разнообразной деятельности.
    Можно использовать такую методику (разработана Л. А. Пеньевской, см. в кн.:
    Нравственное воспитание дошкольников. - М., 1972).
    Детям предлагают посмотреть на фотографии сверстников своей группы:
    1. Посмотри на эти лица.
    С кем ты хочешь подружиться?
    (А почему ты хочешь подружиться с
    Олей.. .Сережей?)
    2. Кто, придя в наш детский сад,
    Всем помочь бывает рад?

    (Расскажи, как они помогают.)
    3. А ты можешь показать,
    Кто не любит помогать? И т. д.
    Задание
    Познакомьтесь с методикой Л. А. Пеньевской и апробируйте ее в вашей группе дошкольного учреждения. Удалось ли вам выяснить представления детей друг о друге?
    ВОСПИТАНИЕ НАЧАЛ ПАТРИОТИЗМА И ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ
    Одной из важнейших задач нравственного воспитания является воспитание любви к
    Родине и толерантного отношения к людям Земли.
    Сложность решения данной задачи связана прежде всего с возрастом детей. Нужно понимать, что в дошкольном возрасте ни одно нравственное качество не может быть сформировано окончательно - все лишь зарождается: и гуманизм, и коллективизм, и трудолюбие, и чувство собственного достоинства. Тем не менее практически все нравственные качества берут свое начало в дошкольном возрасте.
    Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Роднит эти чувства единая основа - привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.
    Чувство патриотизма многогранно по своей структуре и содержанию. В него входят ответственность, желание и умение трудиться на благо Отечества, беречь и умножать богатства Родины, гамма эстетических чувств и др. Воспитываются эти чувства на разном материале: мы учим детей ответственно относиться к делу, беречь вещи, книги, природу, т.
    е. воспитываем качество личности - бережливость, учим трудиться на благо своей группы и товарищей, приобщаем к красоте окружающей природы.
    Таким образом, базой для формирования любви к Родине является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта задача остается актуальной всегда.
    На следующем этапе можно уже сообщать ребенку определенные знания о том, к чему он успел привязаться, что успел полюбить: о дошкольном учреждении, о его собственном доме, об улице, на которой он живет, о районе и городе, наконец, о стране. Знания постепенно обогащают представления детей о родной стране. Такой «территориальный»
    принцип отбора содержания и построения методики патриотического воспитания приемлем и эффективен лишь в том случае, если он реализуется неформально и в сочетании с практикой поведения детей.
    Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию дошкольников является приобщение их к традициям и обычаям народа, страны, к искусству. Дети должны не только узнать о традициях, но участвовать в них, принимать их, привыкать к ним.
    Воспитатель старается быть образцом для подражания, показывая детям свою любовь к
    Отечеству.
    Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение
    (природное и социальное), в котором они живут, художественная литература, музыка,
    изобразительное искусство. Средствами служат та или иная деятельность (игра, труд),
    праздники, которые отмечаются в стране и детском саду.
    Не следует ждать от детей «взрослых форм» проявления любви к Родине. Но если в результате педагогической работы ребенок будет располагать знаниями о названии страны,
    ее географии, природе, символике, если ему известны имена кого-то из тех, кто прославил нашу Родину, если он будет проявлять интерес к приобретаемым знаниям, читать стихи,
    петь песни, то можно считать, что задача выполнена в пределах, доступных дошкольному возрасту.
    В последние годы изменились наши взаимоотношения с другими странами. Они стали более открытыми, а сами страны - более доступными для ознакомления. Эти социально-политические изменения повлекли за собой и изменения в подходах к интернациональному воспитанию, к соотношению национального, интернационального и расового. Появившиеся в педагогике и психологии термины «планетарное мышление» и
    «толерантное отношение к людям Земли» говорят о том, что с малых лет нужно закреплять в детях представление о равенстве всех народов, живущих на Земле.
    Такой подход не исключает задачу приобщения ребенка к своей национальной культуре,
    но предусматривает воспитание уважения ко всем народам. В этом сущность гражданского воспитания.
    Задания
    1. Подробно изучите методику патриотического воспитания в курсе «Методика ознакомления детей с социальной действительностью».
    2. Разработайте сценарий праздника «Дружат люди всей Земли».
    3. Спланируйте работу по патриотическому воспитанию для подготовительной к школе группы,
    включив в нее все виды деятельности.
    4. Объясните механизм связи воспитания любви к родному дому с воспитанием любви к родной стране.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   ...   30


    написать администратору сайта