фольк и кость. Древнерусский фольклор
Скачать 15.97 Kb.
|
Древнерусский фольклор Письменные источники свидетельствуют о богатстве и разнообразии фольклора Древней Руси. Значительное место в нём занимала календарная обрядовая поэзия: заговоры, заклинания, песни, являвшиеся неотъемлемой частью аграрного культа. Обрядовый фольклор включал в себя также предсвадебные песни, похоронные плачи, песни на пирах и тризнах. Широкое распространение получили и мифологические сказания, отражавшие языческие представления древних славян. На протяжении многих лет церковь, стремясь искоренить остатки язычества, вела упорную борьбу с «поганскими» обычаями, «бесовскими игрищами» и «кощунами». Однако эти виды фольклора сохранились в народном быту вплоть до XIX—ХХ веков, потеряв со временем свой начальный религиозный смысл, обряды же превратились в народные игры. Существовали также такие формы фольклора, которые не были связаны с языческим культом. К ним относятся пословицы, поговорки, загадки, сказки, трудовые песни. Авторы литературных произведений широко использовали их в своем творчестве. Письменные памятники сохранили многочисленные предания и легенды о родоначальниках племен и княжеских династий, об основателях городов, о борьбе с чужеземцами. Так, народные сказания о событиях II—VI веков отразились в «Слове о полку Игореве». В IX веке возник новый эпический жанр — героический былинный эпос, ставший вершиной устного народного творчества[6] и следствием роста народного самосознания[2]. Былины — устные поэтические произведения о прошлом[6]. В основу былин легли реальные исторические события[6], прототипами некоторых былинных героев являются реально существовавшие люди. Так, прообразом былинного Добрыни Никитича был дядя Владимира Святославича — воевода Добрыня, имя которого неоднократно упоминается в древнерусских летописях. В свою очередь, в военном сословии, в княжеско-дружинной среде существовала своя устная поэзия. В дружинных песнях прославлялись князья и их подвиги. В княжеских дружинах были свои «песнотворцы» — профессионалы, слагавшие песни-«славы» в честь князей и их воинов. Фольклор продолжал развиваться и после распространения письменной литературы, оставаясь важным элементом древнерусской культуры. В последующие столетия многие писатели и поэты использовали сюжеты устной поэзии и арсенал её художественных средств и приемов. Так же на Руси было широко распространено искусство игры на гуслях, родиной коих она и является. Костюм Современные исследователи располагают многочисленными свидетельствами о том, как одевались князья и бояре. Сохранились словесные описания, изображения на иконах, фресках и миниатюрах, а также фрагменты тканей из саркофагов. Данные материалы различные исследователи в своих работах сопоставляли с упоминаниями одежды в письменных документальных и нарративных источниках — летописях, житиях и разного рода актах. Славянский костюм Это были простые рубахи-сорочницы с длинными рукавами, обязательно спадающими до пят. Белые полотняные рубахи, которых обычно надевалось несколько, были украшены на оплечье, рукавах и подоле вышивкой. Одежда была разной: праздничной — для воскресных дней и престольных праздников, будничной — для работы дома и в поле. Так же были специальные обрядовые наряды, которые делились на свадебные, предсвадебные и погребальные. Русские бояре носили несколько одежд, одну на другую. Поверх исподнего платья, обыкновенной рубашки, надевался длинный суконный или тонкий шелковый кафтан, разрезанный спереди. Он обычно опоясывался. Поверх него при важных случаях надевали так называемую ферязь - широкий без пояса кафтан разрезанный спереди с длинными рукавами, доходящими до лодыжек. Для выхода на улицу на ферязь надевали верхнее платье - опашень или однорядку, с откидным воротником и откидными длинными рукавами. Зимой, в холода, носили шубу. Россия всегда славилась своими мехами и количество шуб и мехов говорило о богатстве хозяина. Бояре носили четырёхугольные шапки с меховым околышком из чернобурой лисицы, соболя или бобра . Сапоги, по большей части, надевали красные и очень короткие, не доходящие до колен, с подошвами, подбитыми железными гвоздиками. |