Главная страница
Навигация по странице:

  • Эпоха бронзы. Формирование металлургических центров на территории Казахстана

  • Древние люди и становление кочевой цивилизации.Периодизация исторического процесса. Антропогенез. Хозяйство и быт древнего челов. 3 неделя. Древние люди и становление кочевой цивилизации. Периодизация исторического процесса. Антропогенез. Хозяйство и быт древнего человека. Казахстан древнейшая территория одомашнивания лошади. Ботайская культура Северного Казахстана


    Скачать 29.85 Kb.
    НазваниеДревние люди и становление кочевой цивилизации. Периодизация исторического процесса. Антропогенез. Хозяйство и быт древнего человека. Казахстан древнейшая территория одомашнивания лошади. Ботайская культура Северного Казахстана
    АнкорДревние люди и становление кочевой цивилизации.Периодизация исторического процесса. Антропогенез. Хозяйство и быт древнего челов
    Дата19.10.2022
    Размер29.85 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла3 неделя.docx
    ТипДокументы
    #740783

    Древние люди и становление кочевой цивилизации.Периодизация исторического процесса. Антропогенез. Хозяйство и быт древнего человека. Казахстан – древнейшая территория одомашнивания лошади. Ботайская культура Северного Казахстана 

    Древние скотоводы и земледельцы в Казахстане. Археологиче­ские исследования на нашей земле показали, что скотоводство разви­валось в Казахстане в каменном и бронзовом веках. В результате раскопок в местечке Сексеулди в Приаралье были обнаружены кости прирученных животных, относящиеся к 3 тысячелетию до н.э.

    Археологические находки в поселениях Аркаим Кустанайской об­ласти и Ботай Северо-Казахстанской области, относящиеся к каменной и бронзовой эпохам, подтверждают развитие скотоводства, в частности коневодства. Скотоводство в то время начиналось с приручения скота.

    В бронзовом веке преобладало оседлое скотоводство. Наличие круп­ного рогатого скота вынуждало местное население запасаться сеном. Найденные в раскопках бронзовые серпы говорят о том, что жители стали заниматься новым видом деятельности — заготовкой кормов для скота. Сенокошение, заготовка кормов на зиму привели к развитию другого хозяйства — зернового. Так, уже в первом периоде бронзового века вместе с оседлым скотоводством появляется новая форма хозяйствования — земледелие: выращивание зерна, обработка почвы.

    Второй этап скотоводческой деятельности выявлен в средний период бронзового века. При исследовании исторического местожи­тельства казахов обнаружено множество костей одомашненных овец, коров, лошадей и верблюдов. Это говорит о том, что местные жители имели разнообразные виды животных, которые не только содержались на подножном корме, а также требовали заготовок корма на зиму. В раскопках найдены уздечки, поводья для верховой упряжи коня. Отсюда можно сделать вывод, что жителей беспокоила мысль о поиске новых' сенокосных угодий, люди меняли стоянки. Появляется новый вид скотоводства — кочевое. Причем летние пастбища и зимовки должны были быть постоянными. Если каждое хозяйство использовало угодья возле своих зимовок, то летом они уезжали на свои жайляу — летовки.Таким образом, в последний период бронзовой эпохи исторические жители занимались кочевым скотоводством. В это же время люди начинают заниматься обработкой земли.

    Развитие кочевого скотоводства. На территории Казахстана развивались три формы скотоводства. На Мангистау, в Западном и Центральном Казахстане, а также частично в горной местности развивалось кочевое скотоводство. Это первая его форма. Она имела свои специфические особенности. Люди имели постоянные зимовки. Но там они жили зимой, временно, а в другие сезоны года кочевали со своим скотом. Этот вид деятельности кочевников еще до нашей эры описали античные авторы (Геродот, Гиппократ, Страбон), путешествен­ники позднего средневековья (П. Карпини, ибн Баттута, ибн аль-Факиха, В.Рубрук и др.). Люди, занимавшиеся этим видом ското­водства, совершенно не занимались зерновым хозяйством. На зиму они заготовляли небольшое количество сена. Главными видами живот­ных были овцы, лошади и верблюды. Крупного рогатого скота было мало. Издавна для каждого рода и племени были традиционными маршруты кочевий.

    Вторая форма — полукочевое скотоводство. У этих хозяйств были устойчивые, хорошо организованные зимовки: землянки, скотные дворы и другие строения. По данным археологических раскопок, такое хозяйствование развивалось в стране со времен сакско-усуньской эпохи. Оно было распространено в Семиречье, Восточном Казахстане, на Западном Алтае — в степных, лесных и высокогорных районах. Здесь пастбища находились не очень далеко. Кочевья проходили на неболь- I них расстояниях. С зимовок они отправлялись на весенние травостои, затем переезжали с зимовок на жайляу и обратно без промежуточных остановок.Такие полукочевники понемногу занимались и земледелием. Они в пределах своих зимовок выращивали просо, ячмень, пшеницу. Зерна этих растений были найдены в результате раскопок в Бесшатыре, на берегах Или, в кургане Шелекты в Восточно-Казахстанской области, на побережьях Чу, Таласа, в курганах Западного и Восточного Семиречья.

    Третья форма — оседлое скотоводство. Оно появилось из полу­кочевого скотоводства в связи с тем, что скотоводы стали больше времени проводить в своих постоянных зимовках, а также в связи с близостью городов с орошаемым земледелием. Археологические рас­копки доказывают, что в средние века появились постоянные зимовки, поселения, достигшие статуса городов (кентов). Однако по сведениям, I фиведенным Худуд аль-Аламом и В. Рубруком, в таких городах и зимовках в основном занимались скотоводством.

    Оседлое скотоводство широко развивалось в Южном Казахстане, особенно на берегах Сырдарьи, Арыси, Чу, Таласа, а также в южных и северных предгорьях Каратау, где было развито и орошаемое земледелие. Здесь заготавливали сено для зимнего содержания скота. 11о данным хорезмской экспедиции под руководством С.П. Толстова, па стоянках Чирик-Рабат, Бибиш-Мола, Баланды было развито орошаемое и богарное земледелие.Во времена оседлого скотоводства на зимовках строились пос­тоянные жилища. В подворье начинал превалировать крупный ро­гатый скот.Таким образом, в скотоводстве у древних казахов развивались три формы хозяйствования. Современные археологические исследования доказывают, что полукочевое скотоводство было развито также в западных, северных и центральных регионах республики.Дополнительным видом хозяйствования была охота. На наскаль­ных изображениях были показаны методы охоты, окружение живот­
    ных всадниками, загоны и облавы, а также травля зверей собаками. В захоронениях встречаются и рыболовные снасти. Это говорит о том, что население умело ловить рыбу в реках и озерах и использовало ее пищу.

    Появление кочевой цивилизации в Казахстане. Данные археоло­гических раскопок доказывают, что в последнем периоде бронзового века (IX—VIII вв. до н.э.) уровень материальной культуры местных жителей был довольно высоким. Изменился внешний вид памятников (захоронений, стоянок). Орудия труда, оружие, посуда становятся более прочными, удобными и красивыми. В составе обнаруженных костей животных преобладают останки лошадей и овец. По мнению К.А. Акишева, эти изменения говорят о появлении новой формы общества — кочевого скотоводства. Ученый считает, что с этого периода начинается борьба за хорошие пастбища и источники воды.Археологическими исследованиями, проведенными в слоях, относящихся к эпохе раннего железа, установлено, что на нашей земле в это время существовала кочевая цивилизация. Исследования курганов Иссык, Бесшатыр — в Семиречье; Берель — в Восточном Казахстане; Тегискен и Уйгарак — на побережье Сырдарьи показывают, что сакские племена имели высокий уровень циви­лизации. Материалы из захоронений подтверждают существование социаль­ного неравенства. Отсюда напраши­вается вывод: цивилизация существо­вала не только среди земледельцев, которые вели оседлый образ жизни. Вклад в развитие современной цивили­зации кочевников-скотоводов также значителен. По данным археологи­ческих раскопок и письменных памят­ников можно предположить: несмотря на то что у сакских племен не было го­сударства, объединявшего их в единый центр, в каждом регионе — в Семиречье, Восточном, Южном и Западном Казах­стане — общественная организация саков приближалась к уровню госу­дарственности. В письменной литера­туре сохранились названия их племен: тиграхауда, хаомаварга, парадарайя, ис- седоны, аргиппеи.О цивилизации саков свидетель­ствует находка Золотого человека в Иссыкском кургане. Высоким уровнем материальной культуры были пора­жены все страны мира. Если золотая одежда и золотые украшения говорили о высоком статусе молодого воина, то мастерство исполнения золотых пред­метов подтверждало высокий уровень развития ремесел у саков. Надпись на дне серебряной чаши говорит о наличии письменности, высокой степени духовной культуры саков. Деревянные постройки, сооруженные из обработанных целых бревен тянь-шаньской ели, найденные в Бесшатырском кургане, древние строе­ния в Тегискенском и Уйгаракском памятниках доказывают высочайший уровень архитектурного искусства у древних саков.


    Кочевое скотоводство внесло свой вклад в сокровищницу мировой цивилизации и ни в чем не уступает другим видам хозяйственной деятельности.

    Общественный строй. Уже в последнем периоде бронзового века в связи с социально-экономическим развитием появились первые признаки имущественного неравенства. Это можно было заметить, исследуя памятники андроновской культуры в Северном Казахстане, бегазы-дандыбаевской культуры в Центральном Казахстане. В железном веке, с появлением орудий и предметов из железа, с ростом производительных сил, появлением излишков продукции, еще больше обострилось неравенство в обществе. Археологические раскопки свидетельствуют об имущественном неравенстве среди жителей. Возникновение частной собственности на землю, скот и имущество породили неравенство в самом роде, новые виды эксплуатации.

    Распад родовых отношений привел к появлению союзов племен. Объединение этих союзов укрепило военно-демократическую власть управления. Усиление демократии в середине 1 тысячелетия до н.э. привело к образованию государства. По материалам научных исследований, становление государственности на казахстанской земле шло медленно и растянулось на несколько сотен лет. Однако исследова­ния "царских курганов” в Семиречье особенно ярко выявили наличие среди древних саков экономического неравенства. А материалы раскопок Иссыкского и Бесшатырского курганов свидетельствуют не только о социальном неравенстве, но и о существовании государствен­
    ного строя. Во-первых, нет никаких сомнений в том, что здесь были погребены высокие государственные деятели. Во-вторых, надпись на серебряной чаше, найденной в Иссыкском кургане, гласит: "У народа было много продовольствия”. А это прямое доказательство наличия государственности. Система общественного строя у усуней и канлы показывает, что у них государственность была на порядок выше, чем у саков. Эти государства и имена их правителей упоминаются в китайской письменной литературе, где также говорится о связи государств с такой страной, как Китай.

    Ботайская культура, культура племен Северного Казахстана эпохи энеолита.

    Расположен в 1,5 км к Юго-Востоку от села Никольское Айыртауского района Северо-Казахстанской области.В 1981-1983 годы Археологическая экспедиция Северо-Казахстанского университета под руководством профессора Виктора Зайберта обнаружила остатки поселения из 158 сооружений, общей площади 15 га.На поселении Ботай за весь основной период его существования, длившийся несколько столетий, древними людьми было построено не менее 250 жилищ. Площадь полуземляночных жилищ составляла 20-70 квадратных метров. Они располагались группами, часто примыкали друг к другу и, вдобавок, некоторые соединялись между собой переходами. Все постройки разделяются на жилые и хозяйственные. Как правило, в каждом жилище был один очаг, расположенный на полу, в центре. Не исключено, что в таких жилищах жили родственные общины, представлявшие, скорее, одну хозяйственную ячейку. Она могла насчитывать от 40 до 50 человек. Коллективные разнополые захоронения подтверждают вероятную возможность существования семейно-хозяйственных общин, состоящих в свою очередь из трех-четырех малых семей. Если в неолитических памятниках на территории Северного Казахстана преобладали орудия, характерные для охоты и рыболовства, то в эпоху энеолита на этой же части лесостепи, в связи с переходом к производящему хозяйству, ведущее место стали занимать инструменты, используемые в деревообработке, скорняжном деле и других видах домашних промыслов.

    Многочисленную группу составляют изделия из сланцев, известняка, гранита. Широко использовалась разнообразная керамическая посуда. Примечателен набор костяных орудий: серпы и косы из костей нижних челюстей лошадей, землеройные орудия, инструменты по обработке дерева, иглы, шилья и другие ткацкие инструменты, штампы, гарпуны. Это свидетельствует о наличии земледельческих навыков и развитой системе домашних промыслов. Многие орудия и предметы имеют на своей поверхности орнаментальные рисунки, загадочные знаки и линии. Но основной примечательной особенностью находок на поселении Ботай является огромное количество костных остатков. Они находятся везде - и на поверхности земли, и в земле, и в заполнении стен жилищ, и на полу жилищ, и в хозяйственных ямах. И что самое интересное, так это то, что лишь сотая часть остатков - это кости зубра, лося, косули, сайги, тура (мелкого), медведя, лисицы, корсака, бобра, сурка, зайца, кабана. Основная же, подавляющая масса костей принадлежит останкам лошади, что является одним из главных признаков одомашнивания. В становлении Ботайской культуры сыграли  большую роль племена, населявшие территории между реками Жайык и Иртыш.

    Эпоха бронзы. Формирование металлургических центров на территории Казахстана

    Эпоха бронзы занимает особое место в историческом развитии человека и общества. Внедрение металла в производство резко повысило производительность труда, дало толчок развитию новых видов хозяйственной деятельности. Эпоха бронзы на территории Казахстана охватывает 2-е тысячелетие до н. э. - VIII век до н. э.

    Со временем изменились сознание человека, его восприятие и постижение мира, обогатился жизненный опыт. Из поколения в поколения передавались опыт и знания. Медь стала первым металлом, внедренным в производительное хозяйство. Вначале люди использовали самородную медь. Постепенно древние люди научились выплавлять из самородной меди мелкие предметы: иглы, наконечники стрел, медные пластинки. В эпоху бронзы они стали выплавлять медь из смешанной руды.

    Бронза не встречается в природе в чистом виде. Это сплав меди и олова. Смешанные руды этих металлов в древности в изобилии встречались возле современного Зыряновска, Жезказгана, в горах Каркаралы, Акшатау. По подсчетам известного казахстанского ученого К.И. Сатпаева, в древние времена в Жезказганском регионе был выработан почти 1 миллион тонн руды, из которой было получено более 100 тысяч тонн меди. На Нарымском и Калбинском рудниках Восточного Казахстана было добыто почти 1100 тонн олова.

    Поселения древних металлургов располагались вблизи рудников. Для выплавки руды строились сложные по конструкции котлы. К ним пристраивали приспособления для подачи воздуха. Такие котлы в большом количестве найдены в местах древних рудных выработок.

    Древние металлурги и рудокопы добывали руду только с богатым содержанием меди и олова. Руду добывали методом «огневой проходки» и «кайлованием», в зависимости от плотности породы. Метод «огневой проходки» использовали при разработке твердых пород руды: рудную массу разогревали костром, затем, когда она нагревалась, заливали холодной водой. В результате руда трескалась, раскалывалась. «Кайлованием» пользовались, когда добывали руду из рыхлых пород и работали каменными отбойниками и молотками. После чего руду измельчали каменными топорами и затем уже плавили в специальной печи. Готовый сплав размещали в формы из камня или глины и получали необходимый предмет. В зависимости от того, для каких целей использовался получаемый предмет, делали различный количественный состав сплава меди и олова. Из бронзы изготовляли топоры, ножи, кинжалы, наконечники стрел и копий, серпы, различные украшения.

    Андроновская культура.Ученые-археологи описали жизнь племен эпохи бронзы, живших на территории Евразии, назвав их носителями андроновской культуры. Такое название идет от места первых находок у села Андроново возле города Ачинска в Южной Сибири. Памятники андроновской культуры распространены от реки Жайык (Урал) на западе до Енисея на востоке, от тайги на севере до гор Памира на юге.

    Ученые исследовали более 80 поселений Северного и Западного Казахстана. Некоторые из них можно назвать предшественниками древних городов. Так, например, на границе Костанайской области Казахстана и Челябинской области России проводятся раскопки города Аркаима. Он относится к эпохе бронзы и, по мнению многих ученых, является древнейшим городом.

    Найденные в Южном Казахстане, в урочище Тамгалы в Жетысу (Семиречье) и на склонах Каратау (Жамбылская обл.) рисунки на камнях свидетельствуют о повсеместном расселении людей эпохи бронзы.

    По своему физическому типу андроновцы были европеоидами. Для них характерны невысокий рост, крепкое телосложение, широкое лицо, низкие глазные впадины и сильно развитые надбровные дуги. Вот что пишет об их внешнем виде академик В.П. Алексеев:«Андроновцы были очень носаты, а лица их почти без скул, с широко открытыми глазами, возможно, напоминали лица кавказцев. Грубого облика, но красивые люди, мощного телосложения, мужественного вида».Исследования археологов показали, что для андроновцев главными занятиями были пастушеское скотоводство, мотыжное земледелие и рыбная ловля. О занятии земледелием говорят орудия труда - зернотерки для растирания зерна в муку, каменные мотыги для обработки земли, медные и бронзовые серпы. Земледелие играло вспомогательную роль. Основным занятием было скотоводство, растительная пища дополняла мясо-молочную.

    Важной особенностью андроновской культуры было использование глины для изготовления посуды. У андроновских племен были высоко развиты рудное дело и металлургия.Ученые реконструировали жилища андроновцев. Они имели вид полуземлянок. Ученые считают, что легкое круглое жилище андроновцев является прототипом казахской юрты.В эпоху бронзы религиозные верования были очень простые. Умерших хоронили по определенному обряду - головой на запад или юго-запад, в скорченном виде. Ученые предполагают, что скорченная поза - это поза младенца в утробе матери-земли. Наряду с захоронениями андроновцы использовали и кремацию - сожжение трупа, что связано с культом огня. Они верили, что человек продолжает свою земную жизнь и после смерти, верили в существование загробного мира. Поэтому вместе с умершим хоронили вещи, которые якобы понадобятся покойным. Это были одежда, оружие, посуда, пища. Андроновцы поклонялись солнцу, огню. Вместе с тем, у них сохранялись традиции, связанные с тотемизмом, фетишизмом, анимизмом. Эпоха бронзы стала временем формирования религии с особыми служителями культа - жрецами. Жрецы были хранителями древних традиций и знаний.

    Бегазы-дандыбаевская культура.На смену андроновской культуре с ее земледельческо-скотоводческим характером хозяйства пришла кочевая бегазы-дандыбаевская культура.Названа она так по погребениям, найденным археологами в местностях Бегазы и Дандыбай, что в Центральном Казахстане. Жилища и могильники, относящиеся к этой культуре, отличаются крупными размерами, искусством камнерезания.

    Большинство погребений бегазы-дандыбаевской культуры представлено курганами. В отличие от андроновских курганов, эти курганы очень высокие и сооружены из гальки и дерна, а основание обкладывали каменными валунами.Глиняная посуда этого периода отличалась прямым горлышком и выпуклыми боками. Горшки украшались различным орнаментом. Часто встречаются игольчатые и волнистые узоры.Комплексное изучение эпохи бронзы началось в 1946 году, когда была создана археологическая экспедиция под руководством видного казахского ученого-энциклопедиста Алькея Хакановича Маргулана. В результате исследований А.Х.Маргулана и его соратников на территории Казахстана были обнаружены многочисленные древние поселения и стоянки - памятники эпохи бронзы.В период бронзы на территории Казахстана орудия труда из металла вытеснили орудия из камня. Хотя племена эпохи бронзы, населявшие казахстанские просторы, жили в условиях родоплеменных отношений, у них появилась частная собственность на скот. Из-за изменения климата люди эпохи бронзы больше уделили внимание развитию скотоводства.


    написать администратору сайта