Главная страница
Навигация по странице:

  • Междуречье (Месопотамия) Одновременно с Египтом государство сложилось в междуречье Тигра и Евфрата.Шумер

  • Шумеро-аккадская держава

  • Халдейское (Нововавилонское царство)

  • Древнейшие государства восточного Средиземноморья

  • Древняя Индия Хараппская (Индская) цивилизация

  • 1. Древний восток. Древний восток


    Скачать 2.85 Mb.
    НазваниеДревний восток
    Дата29.04.2022
    Размер2.85 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1. Древний восток.docx
    ТипДокументы
    #504383

    ДРЕВНИЙ ВОСТОК

    Древний Восток  историко-географическое понятие, под которым понимаются древнейшие общества Восточной Африки и Азии. 

    Первые государственные формирования сложились в IV тыс. до н. э. в долинах великих рек Нила, Евфрата, Инда, Янцзы. Необходимость взаимодействия жителей нескольких сельскохозяйственных общин для проведения ирригационных работ способствовала укрупнению общин. Высокая урожайность почв обеспечивала быстрый рост прибавочного продукта, который. концентрируясь в руках части общинников, способствовал классовому расслоению общества. Два вышеперечисленных фактора предопределили возникновение на данных территориях государственности.

    Древний Египет

    Древний Египет  одно из наиболее ранних восточных государств, сформировалось в долине реки Нил (от первого порога до побережья Средиземного моря) на рубеже IV и III тыс. до н. э. История Древнего Египта традиционно подразделяется на 6 этапов.

    Название

    Хронологические рамки

    Развитие

    Додинастический период

    IV тыс. до н. э.

    Необходимость удержания на полях вод и плодородного ила вынудила сельскохозяйственные общины долины Нила приступить к созданию сложной сети ирригационных сооружений. Масштабные работы требовали объединенных усилий нескольких соседних общин → укрупнение общин и возникновение на их основе нескольких десятков номов (протогосударственных образований).  В ходе межномовых войн второй половины IV тыс. до н. э. происходит объединение номов в два крупных государства: Верхний Египет и Нижний Египет.



    Раннее царство

    XXX–XXVII вв. до н. э.

    Ок. 3100 г. до н. э. царь Верхнего Египта Менес (Мина) завоевывает Нижний Египет и становится первым фараоном (обожествленным царем) объединенного царства.

    Формирование бюрократического аппарата (появление писцов).

    Окончательное оформление иероглифической письменности и древнеегипетской культуры.

    Древнее царство

    XXVII–XXIII вв. до н. э.

    Развитие египетского искусства и культуры.

    Строительство Великих пирамид.

    XXXIII–XXI вв.  I переходный период (политическая анархия, набеги кочевников, разрушение ирригационной системы).



    Среднее царство

    XXI–XVIII вв. до н. э.

    Восстановление египетской государственности.

    Появление новой социальной категории  царских людей (хему нисут)  подневольных работников, составлявших большинство населения.

    Начало завоевательных походов египетских фараонов (в Нубию, Палестину) → рост значения рабства для экономики Египта.



    XVIII в. до н. э.  II переходный период. Завоевание Египта кочевниками гиксосами. 

    Новое царство

    XVI–XI вв. до н. э.

    XVI в. до н. э.  изгнание гиксосов.



    XV в. до н. э.  завоевание фараоном Тутмосом III Передней Азии, Нубии и Ливии. В зависимость от Египта попало Междуречье и Крит. 

    XIV в. до н. э.  в попытке ограничить власть жреческой аристократии фараон Аменхотеп IV (Эхнатон) вводит поклонение единому богу  Атону. Недолгий расцвет древнеегипетского искусства.



    XIII в. до н. э.  правление Рамзеса II. Войны Египта с малоазийским народом хеттов.

    Завершение строительства храмовых комплексов в Карнаке и Луксоре.



    XI в.  III переходный период. Нашествие «народов моря».



    Позднее царство

    XI–IV вв. до н. э.

    XI в. до н. э.  Египет разделается на два государства. Разделение Египта привело к распаду единого царского хозяйства, фундамента государственной централизации. Египет превращается в арену соперничества региональных группировок аристократии. Повсеместно, особенно на юге, возрастает могущество храмов. 

    X в. до н.э.  Нижний Египет попадает под власть фараонов-ливийцев.

    VIII в до н.э.  Верхний Египет завоеван эфиопами.

    VII в. до н.э.  Египет под властью ассирийцев.

    525 г. до н.э.  персидский царь Камбис присоединяет Египет к своей державе.

     

    Междуречье (Месопотамия)

    Одновременно с Египтом государство сложилось в междуречье Тигра и Евфрата.

    Шумер 

    В древнейшие времена нижнее течение Евфрата было населено племенами шумеров, основой хозяйственной жизни которых было ирригационное земледелие.



    В IV тыс. до н. э. из шумерских сельских общин сложилось несколько соперничавших номовых государств (Ур, Урук, Киш, Ниппур). Центром шумерских городов-государств был храм местного божества. Главой общины был царь-жрец  лугань, контролировавший храмовые земли.



    В конце IV тыс. до н. э. окончательно сформировалась уникальная культура Междуречья, на основе иероглифики выработалась клинопись. 



    Шумеро-аккадская держава

    В III тыс. до н. э. на территорию Месопотамии проникают семитские племена аккадцев. В XXIV в. один из аккадских правителей Саргон покорил все шумерские города-государства и образовал первое единое государство в Двуречье.



    При Саргоне государство способствовало созданию единой ирригационной сети. Развивались торговые связи Междуречья с Египтом и Индией. Государство саргонидов просуществовало около 200 лет. В XXII в. до н.э. ослабленную восстаниями знати и внутренними противоречиями страну завоевали горцы  гуттии. Власть гуттиев над Междуречьем сохранялась в течение нескольких десятков лет.

    III династия Ура

    В конце XXII в. гегемония в регионе перешла к царям III династии города Ура. Для восстановления хозяйства, пришедшего в запустение в период владычества гуттиев, цари-жрецы Ура провели масштабные преобразования в экономической сфере. Фактически земли свободных общин перешли под прямой контроль государства. Под централизованный контроль был поставлен сельскохозяйственный и ремесленный труд. Большая часть населения оказалась обращена в подневольных работников, объединенных в бригады по виду деятельности  земледельцы, носильщики, пастухи, ремесленники,  получавших за свой труд регламентированный паек. Многократно возросла армия чиновников, контролировавших все сферы жизни общества. Централизация производства и государственное распределение ресурсов позволилb создать мощную армию и на время укрепилb политический статус державы.



    Цари Ура покорили Элам, в зависимость от Ура попала часть семитских племен. Однако завоевания III династии оказались непрочны. В конце XXI в. восставшие эламиты, поддержанные семитами-амореями и частью местного угнетенного населения, фактически уничтожили государство, Месопотамия вновь распалась на несколько небольших шумеро-семитских городов-государств.

    Вавилонское царство 

    Одним из городов, возвысившихся после падения III династии Ура, был Вавилон. В XVIII в. до н. э. его царь Хаммурапи (1792–1750 гг.) завоевал почти все города-государства Месопотамии. Хаммурапи вошел в историю как царь-законодатель. При нем был издан знаменитый кодекс Хаммурапи  свод законов Вавилонского царства. Основным принципом, положенным в основу законодательного памятника, было воздаяние «око за око». Согласно данным кодекса, при Хаммурапи в Вавилонии активно развивалось товарно-денежные отношения, ремесло. Несмотря на то что большую часть населения продолжали составлять свободные крестьяне-общинники и полусвободные работники царских и храмовых хозяйств, широкое использование получил труд рабов.



    После смерти Хаммурапи Вавилонское царство, ослабленное восстанием городов южной Месопотамии, было разорено хеттами, а в дальнейшим попало под власть воинственного горного племени касситов.

    Ассирия 

    Во второй половине II тыс. до н. э. начинается возвышение северо-месопотамского государства Ассирии. Изначально Ашшур  столица Ассирии  был небольшим торговым городом. Благодаря караванной торговле и добыче ресурсов (прежде всего древесины и руды) к XIII в. Ассирия стала доминировать в Междуречье. Период недолгого господства ассирийцев сменился длительным упадком их державы, вызванным нашествием арамейских племен. В X в. до н. э. начинается новый подъем Ассирии, прежде всего вызванный совершенствованием орудий труда. На рубеже II–I тыс. до н. э. ассирийцы начинают добывать железо. Использование железного оружия делает ассирийское войско сильнейшим в регионе. В IX в. Ассирийская держава (т. н. Новоассирийское царство) покоряет всю Месопотамию, ассирийские цари начинают совершать завоевательные походы на территорию Передней Азии.  В период правления царя Тиглатпаласара III (745–727 гг. до н. э.) Ассирия окончательно присоединяет к своим владениям Сирию и Финикию. Саргон II (722–705 гг. до н. э.) покорил Израильское царство и государство Урарту, располагавшееся на территории Закавказья. В первой половине VII в. Ассирия покорила Египет. Последний великий правитель Ассирии Ашшурбанапал (669–627 гг. до  н. э.) распространил свою власть на восточную Малую Азию и Элам.



    Таким образом, к середине VII в. до н. э. Ассирийская держава, включавшая в себя территории Передней Азии и Северо-Восточной Африки, стала первой империей в мировой истории. 

    Ассирийские цари обложили покоренные народы колоссальной данью. Богатства стекались в новую столицу  Ниневию, воспринимавшуюся подвластными Ассирии племенами и народами не иначе как «город крови», «логовище львов». Власть ассирийских царей держалась благодаря террору  ассирийские цари регулярно совершали карательные экспедиции на непокорные племена, побежденные народы подвергались массовому переселению. Тем не менее длительная экспансивная политика Ассирийской державы привела к ослаблению государства. Во второй половине VII в. учащаются выступления покоренных народов. В середине VII в. до н. э. от Ниневии отделился Египет. Регулярные восстания поднимали Вавилон и Элам. В 612 г. до н. э. объединенные войска Вавилонии и Мидии при поддержке кочевников-скифов взяли Ниневию штурмом. В 605 г. Ассирийская держава утратила свои последние владения и прекратила свое существование.

    Халдейское (Нововавилонское царство)

    После гибели Ассирийской державы гегемония над Передней Азией вновь переходит к Вавилону. При царе Навуходоносоре II (605–562 гг.) Вавилонское царство контролировало обширные территории Междуречья, Сирии, Финикии и Палестины (в 586 г. вавилонские войска разграбили Иерусалим и угнали его население в рабство). В VI в. до н. э. Вавилон снова стал крупнейшим и богатейшим городом Азии, центром торговли, ремесла и искусства. Халдейские цари не щадили средств на украшение своей столицы. Именно в этот период были возведены Висячие сады Семирамиды, признаваемые античными авторами одним из чудес света, колоссальный зиккурат Мардука, бога  покровителя Вавилона (прототип легендарной Вавилонской башни), ворота богини Иштар.



    Процветание Нововавилонского царства продлилось менее 100 лет. В 539 г. Вавилон был взят войсками персидского царя Кира Великого, Месопотамия оказалась включена в состав Персидской державы.

     

    Древнейшие государства восточного Средиземноморья

    Первые государственные формирования на территории азиатского побережья Средиземного моря (Сирия, Финикия, Палестина) появляются на рубеже III и II тыс. до н. э. В отличие от Египта или Месопотамии, здесь не было крупных рек и не практиковалось ирригационное земледелие. По этой причине не было предпосылок к укрупнению сельскохозяйственных общин и к возникновению централизованных государств. На протяжении столетий эти земли были разделены между множеством небольших городов-государств и являлись объектом экспансии более могущественных соседей (Египта, Хеттского государства, Ассирии, Нововавилонского царства).

    Финикия

    Финикия  историческое название узкой полоски земли, зажатой между побережьем и Ливанскими горами. В конце III тыс. на этих территориях возникает ряд независимых городов-государств (Тир, Библ, Сидон, Берит). Географическое положение  удобные гавани, обилие древесины, нахождение на пересечении торговых путей  предопределило хозяйственное и историческое развитие региона. К середине II тыс. до н. э. финикийцы заняли господствующее положение в восточно-средиземноморской торговле. Жители Финикии экспортировали ценные породы древесины, ремесленные изделия (прежде всего стекло), окрашенные пурпурной краской, добываемой из раковин местного моллюска, шерсть. Важную роль в экономике финикийских городов играла работорговля. Велика была роль Финикии и в транзитной торговле  жители финикийских городов осуществляли экономические связи Египта с Малой Азией и Месопотамией. Финикийцы были умелыми мореходами, в поисках сырья и рынков сбыта они плавали по всему Средиземноморью. В VII в. до н. э. финикийцы достигли Азорских островов и Британии и, возможно, побережья Балтийского моря. Ок. 600 г. до н. э. по поручению египетского фараона финикийцы обогнули Африку. Для расширения торговых контактов ими были колонии в Северной Африке (Уттика, Карфаген), Сицилии (Палермо), Испании, Корсике, Сардинии. 



    Финикийцы являлись создателями первого буквенного алфавита, послужившего основой греческому, а через него большинству современных систем письма. 

    Древняя Палестина

    Территория, ограниченная Синайской пустыней на западе, финикийским побережьем на севере и Мертвым морем на востоке, в древнейшие времена была населена племенами ханаанеев. В XIII в. эти земли были завоеваны союзом кочевых еврейских племен (библейские 12 колен израилевых). Покорив Ханаан, еврейские племена столкнулись с филистимлянами  воинственным народом, расселившимися в XII в. до н. э. в окрестностях Газы. Войны евреев и филистимлян, продолжавшиеся в течении двух столетий, способствовали складыванию Древнееврейского государства.

    В конце XI в. до н. э. внешняя угроза со стороны филистимлян вынуждает еврейские племена, ранее управляемые выборными вождями (судьями), объединиться под руководством царя Саула. Преемник Саула царь Давид (начало X в.  до н. э.) нанес филистимлянам ряд поражений, расширил границы своего царства и захватил Иерусалим, который стал политическим и религиозным центром еврейского государства. Политику Давида продолжил его сын Соломон (вторая половина X в.). Соломон провел административную реформу. Израиль был разделен на 12 территориальных единиц (соответствовавших племенному делению), установил регулярные налоги, организовал мощную армию. При нем древнееврейское государство стало одной из главных политических сил региона.

    После смерти Соломона его государство разделилось на два враждовавших царства: Южное  Иудею со столицей в Иерусалиме, и Северное  Израиль со столицей в Самарии. Разделение единого государства было вызвано, с одной стороны, сопротивлением населения усиливавшейся эксплуатацией и недовольством родоплеменной знати умалением своего положения, а с другой  давлением со стороны Египта. Северное царство было уничтожено ассирийцами в 722 г. до н. э. Его население было уведено в Ассирию. Южное царство сохранило свою независимость до 587 г., когда оно было захвачено царем Нововавилонской державы Навуходоносором II. Жители Южного царства были выселены в пределы Вавилонии (т. н. вавилонский плен) и смогли вернуться на родину лишь после крушения Халдейского царства под ударами войск персидского царя Кира Великого.



    В Древнееврейском государстве возникла первая из монотеистических религий  иудаизм, ставший основой крупнейших религиозных систем современности  христианства и ислама. Очевидно, в период завоевания Ханаана евреи были политеистами. В ходе войн с филистимлянами особый статус приобрел общееврейский культ бога Яхве  покровителя воинов. С созданием единого царства он стал теперь покровителем царской власти, противопоставляемым местным племенным культам, на которые опиралась местная родовая аристократия. При Соломоне в Иерусалиме был построен огромный храм бога Яхве  символ государства и покровителя еврейского народа. Восприятие культа Яхве как исключительного национального культа лишь усилилось в период разделенного царства и вавилонского пленения  приверженность единобожию постепенно становилась исключительной чертой еврейского народа, позволявшей ему сохранять свою самобытность в окружении иноземцев и иноверцев. Возникла концепция мистической связи единого бога с еврейским народом посредством договора  Завета. Вероятно, именно в период вавилонского плена было написаны и систематизированы первые книги Ветхого Завета  древнейшей части Библии. 

     

    Древняя Персия

    В начале I тыс. до н. э. на территории Иранского нагорья расселяются полукочевые индоарийские племена персов и мидийцев. В IX в. до н. э. они оказались в зависимости от Ассирийской державы. Ок. 670 г. до н. э. мидяне добились своей независимости. После падения Ассирии Мидия, чьи владения простирались от восточной Малой Азии до Мервского оазиса, стала одной из основных политических сил региона. Несмотря на то что формально верховная власть принадлежала царю царей, чья резиденция находилась в г. Экбатаны, фактически на территориях, подконтрольных мидянам, сохранялась власть местных плененных царьков и вождей. 

    Около 550 г. до н. э. правитель родственного мидянам племени персов Кир II Великий (559–530 гг.) из рода Ахеменидов поднял восстание против царя царей Астиага. Восстание окончилось полной победой персов. Кир стал новым царем царей и основателем персидской державы Ахеменидов. В первые годы своего правления Кир провел реформу армии. Основой войска стала персидская конница, а также ополчение союзных племен. В 546 г. персидская армия разгромила крупное малоазийское государство Лидию, в состав Персидской державы вошла вся Малая Азия. В 538 г. под ударами персидской армии пало Нововавилонское царство, Вавилон признал Кира своим царем. Завоевания Кира II, погибшего в ходе похода против среднеазиатских кочевников массагетов, продолжил его сын Камбис (530–522 гг.). В 525 г. Камбис захватил Египет, власть персидского царя признали ливийцы. Неожиданная смерть Камбиса вызвала смуту. На персидском престоле утвердился самозванец  жрец Гаумата, выдававший себя за Бардию, брата Камбиса. Правление Гауматы, попытавшегося было уравнять в правах персов и покоренные народы, спровоцировало восстание персидской знати, во главе которого встал дальний родственник Кира II Дарий Гитасп. В 522 г. Дарий организовал убийство Гауматы и был провозглашен новым царем персидской державы.



    Долгое правление Дария I (522–486 гг.) стало временем расцвета персидской державы. В первые годы своего правления Дарию пришлось столкнуться с рядом восстаний покоренных народов. После их успешного подавления Дарий полностью реформировал систему управления государством. Вся территория Персидской державы была разделена на 20 административно- территориальных единиц  сатрапий, во главе которых стояли назначаемые царем царей сатрапы. Сатрапы находились под постоянным контролем царя и его чиновников. Верховный контроль над государством и надзор за всеми чиновниками был доверен хазарапату, который одновременно являлся начальником гвардии царя  «бессмертных».



    Вместо иррегулярного сбора дани, практиковавшегося при Кире и Камбисе, была учреждена общегосударственная система налогообложения. Все сатрапии (кроме непосредственно Персии) ежегодно выплачивали в казну царя строго установленную подать серебром или натурой. Была введена единая денежная единица  золотой дарик. Разветвленная сеть мощеных дорог связала основные города государства. К концу VI в. в. Персидская держава, контролировавшая огромные территории, простиравшиеся от Черного и Каспийского морей на севере до первого порога Нила на юге, от Ливии и Греции на западе, до границ Индии на востоке, стала крупнейшим, богатейшим и наиболее могущественным государством Древнего мира.

    Государственной религией державы Ахеменидов был зороастризм  дуалистическая религиозная система, основанная на откровении пророка Зороастра (Заратуштры). Зороастрийцы верили в извечное существование и борьбу двух начал, персонифицированных в благом духе Ахура-Мазде и злом духе Аримане. Основой веры являлась концепция участия человека в борьбе посредством свободного выбора человеком добра и справедливости. Зороастризм имел стройную жреческую организацию (зороастрийских жрецов называли магами) и развитую догматику.



    Несмотря на утверждение зороастризма в качестве государственной религии, персидская монархия придерживалась принципов веротерпимости и поддерживала различные традиционные культы (культ Мардука в Вавилоне, культ Яхве в Иерусалиме).

    Во второй половине V–IV вв. начинается постепенный упадок Персидской державы. Центробежные тенденции, вызванные коренными различиями в социально-экономическом развитии народов Персидской державы (в число подданных царя царей входили как высокоразвитые народы (египтяне, жители Месопотамии, Малой Азии), так и племена, продолжавшие существовать в условиях родоплеменного строя (ливийцы, арабы, кочевники Средней Азии)), междоусобные войны, постоянные восстания покоренных народов (прежде всего египтян и вавилонян) ослабили империю Ахеменидов. В 330 г. ослабленная персидская монархия пала под ударами войск Александра Македонского.

    Древняя Индия

    Хараппская (Индская) цивилизация

    Первые государственные образования на территории п-ва Индостан связаны с т. н. хараппской (индской) культурой. Мягкий климат, обилие водных ресурсов в долине р. Инд способствовали зарождению здесь раннеклассового общества уже на рубеже IV–III тыс. до н.э. К середине III тыс. до н. э. рост производственных сил общества приводит к возникновению первых крупных городских поселений (Хараппа, Мохеджо-Даро). Размерами данные поселения, зачастую построенные по единому плану, не уступали городам Междуречья и Египта. Города Хараппской цивилизации были крупными ремесленными и торговыми центрами (согласно данным археологии существовали торговые связи с шумерскими городами, а также с племенами, обитавшими на берегах Персидского залива), в них сложилась высокоразвитая самобытная письменная культура.



    В первой половине II тыс. до н. э. хараппская цивилизация приходит в упадок, причины которого не совсем понятны (наиболее распространенные гипотезы: природный катаклизм и нашествие индоарийских племен).

    Ведический период

    В XVIII в. до н. э. из Средней Азии на территорию п-ва Индостан начинают проникать полукочевые племена индоариев, которые частично поработили, а частично вытеснили автохтонное дравидическое население на крайний юг Индии. Расселившись в Северной и Центральной Индии, индоарийские племена постепенно перешли к оседлому образу жизни. В первой половине I тыс. до н. э. на территории Индостана (преимущественно в долине р. Ганг) возникли первые индоарийские племенные союзы, а в дальнейшем и государственные формирования (маханджанапады), правители которых (раджи и махараджи) постоянно воевали друг с другом. 

    Социальная структура индоарийских племен нашла свое отражение в древнейших памятниках индийской литературы Ведах, а также в эпических поэмах Рамаяна и Махабхарата. Индийское общество II–I тыс. до н. э. было жестко стратифицировано на варны (иногда неправильно называемые кастами). Наиболее привилегированной считалась варна жрецов  брахманов, второй варной являлись кшатрии  представители военной аристократии, свободные крестьяне общинники составляли третью варну  вайшьи, потомки покоренного дравидического населения вошли в состав варн шудр и неприкасаемых. Неизменность сословного строя сохранялась за счет распространения брахманами учения о карме (дословно «воздаянии»)  учении о переселении душ, согласно которому социальное положение человека зависело от его деяний в предыдущих жизнях. Принятие своего места в варновой структуре общества являлось обязательным условием улучшения положения в «будущих перерождениях». Фактически данная доктрина позволяла представителям высших варн безраздельно господствовать над низшими. 

    Держава маурьев

    В конце IV в. большая часть княжеств Северно-Западной Индии были завоеваны Чандрагуптой (322–298 гг.), который стал основателем первого общеиндийского государства маурьев.  Внук Чандрагупты  Ашока (273–232 гг.) завершил завоевание Индии (под его власть не попал только крайний юг полуострова).



    Отличавшийся исключительной жестокостью в период борьбы с конкурентами, после завоевания всей полноты политической власти Ашока являл собой пример гуманного правителя, заботившегося о нуждах своих подданных. Была создана разветвленная ирригационная система, упразднено использование принудительных работ. Исключительной терпимостью отличалась и религиозная политика Ашоки. Разрешалось свободное отправление любой веры, однако особое внимание уделялось новому религиозно-философскому учению  буддизму. После смерти Ашоки держава маурьев начала приходить в упадок. Во II в. до н. э. вследствие внутренних противоречий и нашествия скифов единое индийское государство распалось.

    Буддизм

    Религиозно-философское учение буддизма было основано бродячим проповедником Сиддхартхой Гаутамой Буддой в VI в.



    Основой буддизма было учение о «четырех благородных истинах». Первая  все в мире страдают.  Вторая  причина страдания кроется в привязанностях и желаниях человека, в его стремлении к приятному. Третья  любой человек, независимо от того, к какой варне он принадлежит, может достичь состояния, свободного от страданий  нирваны. Четвертое  существуют пути достижения нирваны: мудрость, правильное поведение, отказ от насилия и совершенствование души. Еще при жизни Будды вокруг него сложился круг учеников и почитателей, в дальнейшем его учение распространилось по странам Южной и Юго-Восточной Азии. На настоящий момент буддизм является одной из мировых религий.

     

    Древний Китай

    Несмотря на то что уже в III тыс. до н. э. племена, обитавшие в среднем течении р. Хуанхэ, перешли к оседлому земледелию и скотоводству (впрочем, вплоть до конца I тыс. до н. э. охота являлась важной составной частью экономики), первые государственные формирования на территории современного Китая возникли лишь в первой половине II тыс. до н. э. Самым крупным из них было царство Шан (Инь), названное так в честь образовавшего его племенного союза, покорившего в XVIII–XVII вв. до н. э. ряд соседних племен. Судя по данным археологии, в эпоху Шан быстро развивалось ремесло: началась обработка металла (меди и бронзы), шелкопрядение, появилось иероглифическое письмо (найдено множество гадательных надписей на костях и черепашьих панцирях). Во главе государства стоял наследственный правитель  ван, обладавший светской и духовной властью. Существовал и бюрократический аппарат.  Тем не менее в обществе сохранялись значительные пережитки родоплеменных отношений. Государство Шан (Инь) имело мощную армию, на вооружении которой в том числе стояли боевые колесницы, и вело длительные завоевательные войны с соседними племенами. В XI в. до н. э. Шан (Инь) было завоевано племенным союзом Чжоу. 



    В период Чжоу (выделяется эпоха Западного Чжоу (XI–VIII вв.) и Восточного Чжоу (VIII–III вв.)) продолжалось культурное и общественное развитие, начавшееся в эпоху Шан. Появляется рабство, однако основными производителями в сельском хозяйстве оставались земледельцы-общинники (нунфу). Обширная территория, завоеванная племенем чжоу, была роздана первыми чжоускими ванами в управление своим родичам, приближенным и военачальникам, на этих землях возникло несколько княжеств, боровшихся между собой. В ходе междоусобных войн постепенно выделялись крупные царства, правители которых лишь номинально признавали власть чжоуского вана. С перенесением в 770 до н. э. под угрозой нашествия кочевников столицы на восток начался период Восточного Чжоу, во время которого ваны окончательно превратились в номинальных правителей. В VI вв. до н. э. чжоуская монархия фактически утратила власть над некогда подчинявшимися ей царствами. 

    С V в. до н. э. начинается продолжавшийся до III в. до н. э. период Чжаньго (Борющихся царств), наблюдается стремительное развитие древнекитайского общества. Распространяется железо. Использование железных орудий привело к расширению земледельческого производства, к улучшению техники земледелия. Стали специализироваться ремесла, развивалась торговля, возникло множество новых городов. Вместе с тем развитие тормозили постоянные войны китайских царств. 

    Развитие общественных отношений и политическая борьба между различными царствами нашли свое отражение в области идеологии. В VI–III вв. до н. э. сформировались основные философские школы: конфуцианство, моизм, легизм. Последователи учения Конфуция (551–476 гг. до н. э.) призывали к укреплению существовавших порядков на основе патриархальных этических норм (сыновнее почитание родителей, преданность низших высшим). Моисты выступали за расширение политический и социальных прав низших слоев общества. Легисты боролись за объединение страны под властью единого правителя  деспота, призывая к управлению страной на основе жестких законов.

     

    Войны между государствами в период Чжаньго закончились победой царства Цинь и созданием первой в китайской истории империи  Цинь (221–207 гг. до н. э.). Ее основатель и первый император Цинь Ши-Хуанди осуществил ряд реформ, объединивших и укрепивших страну. При нем была создана Великая Китайская стена. При Цинь Ши-Хуанди официально идеологией империи стал легизм, представители других религиозно-философских школ (особенно конфуцианцы) жестоко преследовались. Утверждение легистской идеологии привело к чрезвычайному ужесточению законодательства и лишению прав не только свободных крестьян, но и представителей аристократических родов. В результате восстаний податного населения, возникших на почве жестокого гнета, роста налогов, трудовых и воинских повинностей, империя Цинь пала (209–206 до н. э.).



    Один из лидеров восставших Лю Бан (Гао-цзу) основал новую династию и империю Хань (202 до н. э.  220 н. э.). При первых ханьских императоров было смягчено законодательство, резко снижены налоги, конфуцианство было признано официальной идеологией и стало опорой монархической власти. Империя Хань вела длительные завоевательные войны против соседних народов. К Китаю были присоединены части Вьетнама и Кореи. В эпоху Хань был проложен Великий шелковый путь, соединивший Китай со странами Центральной и Передней Азии. Вместе с тем новое развитие получили рабовладельческие отношения, значительная часть ранее свободных крестьян-общинников попала в зависимость от «чильных домов». Обострение социальных противоречий привело к восстанию Ван Мана, который сверг династию и провозгласил себя императором (9–23 н. э.). Ван Ман пытался отменить частную собственность на землю, запретил куплю-продажу рабов. Однако его реформы не привели к стабилизации политического положения в стране. В 17 г. н. э. вспыхнули массовые восстания крестьян, солдат и рабов (т. н. восстание «краснобровых»). Участники восстаний известны в истории под названием «краснобровых» и «жителей зеленых лесов» (17–27 гг.). В 25 г. повстанцы захватили столицу Чанъань и восстановили власть свергнутой династии Хань. С середины I в. н. э., после стабилизации и укрепления положения в стране, возобновились войны с соседями. Постоянная военная активность усилила налоговый гнет на широкие массы населения Китая. В результате к концу II в. н. э. страну потряс ряд мощных крестьянских восстаний (т. н. восстание «желтых повязок»), власть династии Хань ослабла. В ходе борьбы с восставшими крестьянами крупные военачальники стали фактически независимыми от центрального правительства. К 220 г. они уничтожили империю Хань и на ее развалинах создали 3 государства. С падением династии Хань начался средневековый период истории Китая.


    написать администратору сайта