Главная страница
Навигация по странице:

  • Особенности государств Древнего Востока

  • 1.Возникновение первых цивилизаций. Государства Древнего Востока. Особенности государств Древнего Востока


    Скачать 29.28 Kb.
    НазваниеОсобенности государств Древнего Востока
    Дата24.11.2020
    Размер29.28 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файла1.Возникновение первых цивилизаций. Государства Древнего Востока.docx
    ТипДокументы
    #153508

    Первые государства на Земле, первые очаги цивилизации, сложились в строго определенных местах, в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила (за 3000 лет до н.э.), затем в долинах Тигра и Евфрата, в долине Ганга, в лессовых долинах китайских рек.

    Эти государства и принято называть государствами Древнего Востока. Очаги будущей европейской цивилизации, античные государства, возникли позже. Семья египетского крестьянина получала втрое больше продовольствия, чем было необходимо для удовлетворения ее потребностей. А прибавочный продукт — главное условие рождения цивилизации. Без него не может быть ни ремесленников, ни науки, ни городской жизни, потому что каждый сам должен добывать пищу. Получить же прибавочный продукт можно было только, создав оросительные системы. Каждая община не могла построить и регулировать такую систему. Для этого надо было объединить силы всего населения речной долины. Такое объединение сил было основой рождения государств Древнего Востока.
    Особенности государств Древнего Востока:


    • рабы не составляли главную производительную силу общества, т.е. производством материальных благ, сельским хозяйством и ремеслом занимались в основном люди, которые считались свободными;

    • земля находилась не в частной, а в государственной или государственно-общинной собственности;

    • государство на Востоке приобрело форму "восточной деспотии", т.е. полного бесправия жителей перед лицом государства.

    Члены общины, которые прежде имели землю в общей собственности и вели общее, общинное хозяйство, поделили землю между собой, и каждая семья стала вести свое хозяйство. Общей осталась лишь обязанность защищать эту землю и свой народ с оружием в руках. На Востоке так получиться не могло: работы по орошению требовали коллективного труда. Поэтому коллективный труд, коллективное ведение хозяйства, а значит и сама община сохранились внутри государства. Само государство, как было сказано, возникло из необходимости объединить силы для строительства оросительных систем. Естественно, что эти системы стали государственной собственностью. Но в условиях орошения земля без воды ценности не представляет. Поэтому и земля становится государственной собственностью. Поскольку государство объединяло силы людей для строительства оросительных систем, то прежняя общинная трудовая обязанность людей совместно вести общее хозяйство превратилась в государственную трудовую повинность; через общественные работы восточные владыки подчинили себе свободных общинников-земледельцев, те фактически перестали быть свободными. В этих условиях труд рабов, естественно, играл второстепенную роль. В отличие от обычных рабов, это была даровая рабочая сила, их не надо было покупать, кормить, одевать. Поэтому труд этих людей можно было расходовать очень расточительно. К тому же, в отличие от обычных рабов, которые находились в собственности отдельных рабовладельцев и использовались в их частных интересах, эта огромная трудовая армия использовалась централизованно, для общественных (государственных) работ большого масштаба. Поэтому в странах Древнего Востока и строились такие циклопические сооружения, как пирамиды, зиккураты, грандиозные храмы. Карл Маркс писал, что в Азии государство имело особую отрасль управления — отрасль управления общественными работами. Для управления общественными работами требовался мощный государственный аппарат. Следствием сочетания верховной собственности государства на землю и общественных работ являлась "верховная собственность" государства и на все хозяйство страны. Иными словами, там сложилась централизованная государственная система хозяйства. Но если рабы в древневосточных государствах не составляли основную производительную силу общества, можно ли эти государства считать рабовладельческими? К.Маркс выделял их в особый "азиатский способ производства". Дискуссия о сущности этого способа производства, о сущности социально-экономического строя этих государств время от времени возобновляется в отечественной исторической науке. Одни считают, что это особая формация, другие — что это особый вариант рабовладельческой формации, третьи — что это затянувшийся переходный период от первобытно- общинного строя к классовому обществу. Но для нас важнее другое: основные черты "азиатского способа производства" сохранялись на Востоке очень долго, на протяжении всего периода европейского феодализма. И феодализм в Азии был особым, "восточным", не соответствующим принятому у нас представлению о феодализме. Там оставалась государственная или государственно-общинная собственность на землю, т.е. крестьяне зависели не от отдельных феодалов, а от государства и государственных чиновников. Территория государства являлась как бы общим поместьем всего правящего класса, а государственные налоги с крестьян были как бы формой феодальной ренты, поскольку за счет этих налогов и существовала правящая верхушка.

    Строго говоря, тамне было классов, т.е. групп людей, которые различались по отношению к собственности. Вместо них существовали касты — группы людей, которые различались по положению в государстве и обществе.

    Сохранялась община, сохранялся восточный деспотизм. "Древние общины там, где они продолжали существовать, — писал Ф.Энгельс,– составляли в течение десятилетий основу самой грубой государственной формы восточного деспотизма... Только там, где они разложились, народы двинулись собственными силами вперед по пути развития".

    Экономическое развитие этих стран почти остановилось — это принято называть восточной стагнацией. Главной причиной стагнации было то, что интересы личности подавлялись общественными интересами — интересами общины, касты, государства. Общинно государственная собственность на землю препятствовала развитию личной предприимчивости. И дело не только в том, что подавлялась предпринимательская инициатива, немыслимая без свободного распоряжения собственностью. Дело еще в том, что общинные порядки по природе консервативны. Община — это законсервированные на века традиции, когда каждое действие предопределено обычаем.

    Древний Восток – колыбель мировой цивилизации. Здесь начинается история человеческого общества с его специфическими социальными и политическими институтами, правом и религией, оставившими заметный след не только в истории древности, но и в последующем цивилизационном развитии человечества. Восток в древности – это совокупность региональных цивилизаций, малых и больших государственных образований, характерных правовых систем.  Наиболее типичными странами Древнего Востока, определившими сущность и специфику свойственной им государственно-правовой формы, являются Древний Египет, Древний Вавилон, Древняя Индия и Древний Китай.

    Первые поселения человека в Древнем Египте появились около семи тысяч лет назад. Здесь, как и в других странах Востока, в течение длительного времени население жило отдельными родовыми общинами, во главе которых стояли общинные советы, старейшины и жрецы. Население занималось охотой, рыболовством и скотоводством. Постепенно начинается обработка земли и появляется ремесленное производство. В это время хозяйство сохраняет натуральный характер.

    С начала IV тыс. до н.э. общинно-хозяйственный уклад египтян претерпевает существенные изменения. В дельте и долине Нила начинает активно развиваться поливное земледелие. Прежние общины постепенно утрачивают кровнородственный характер, объединяясь в крупные территориальные поселения, получившие впоследствии название номов во главе в правителями номархами, выросшими из племенных вождей. Сохраняя свою религиозно-хозяйственную замкнутость, номовые общины начинают вести активные войны за передел плодородных земель Нила, захват добычи и военнопленных, обращаемых в рабов. Номы стали превращаться в первые в истории Египта политические структуры, именуемые в науке протогосударствами.

    По мере укрепления власти правителей номов соперничество между ними вылилось в открытую борьбу за политическое господство в регионе. В середине IV тыс. до н.э. около двадцати номов Верхнего Египта были подчинены единому царю. Аналогичный процесс объединения двадцати номов произошел и на территории Нижнего Египта. Так возникли два царства – Верхний Египет и Нижний Египет. Последующая борьба между ними привела к победе Верхнего Египта (около 3000 г. до н.э.), царем (фараоном) единого государства Египет стал Мина (Менес), а столицей – главный город Нижнего Египта Мемфис. Принципом организации новой власти стали централизованное управление и деспотизм.

    Политическая история Древнего Египта делится на несколько периодов: Раннее царство (3000-2800 гг. до н.э.), Древнее царство (2800-2250  гг. до н.э.), Среднее царство (2250-1700  гг. до н.э.), Новое царство (1580-1070 гг. до н.э.). Почти за три тысячелетия в Египте сменилось 20 правящих династий. Это была целая историческая эпоха, когда времена хозяйственного и политического упадка чередовались с периодами расцвета и подъема при сохранении поступательного движения в своем развитии. В период Нового царства Древний Египет превратился в могущественную державу, границы которой значительно расширились за счет присоединения Сирии, Палестины, Нубии, Ливии и других территорий, богатых природными ресурсами. В конце Нового царства (XI в. до н.э.) застойные явления в экономике вызвали общий кризис, выйти из которого Египту так и не удалось. Он становится легкой добычей завоевателей, сначала кушанских царей, затем ассирийцев, персов, македонян и, наконец, в 30 г. до н.э. – римлян, превративших Египет в провинцию античного Рима.

    Вавилонское государство (территория современного Ирака) сложилось на основе шумерийской цивилизации, возникшей в южной Месопотамии на рубеже IV-III  тыс. до н.э. Благоприятные природные и климатические условия Двуречья (в долинах рек Тигра и Евфрата) способствовали раннему утверждению надобщинных политических структур. Пережитки общинно-родовых порядков в шумерийском обществе долго сохранялись, но развитие земледелия и ремесла усиливало социальное и имущественное неравенство, разложение общины, обогащение родовой и земледельческой знати. Старейшины племен превращались в независимых правителей (патеси), каждый стремился подчинить своей власти правителей соседних общин. Относительно крупные протогосударства сложились на базе городов Урук, Ур, Лагаш, Умма и других с населением в несколько десятков тысяч человек и значительной территорией.

    Власть над Шумером часто переходила от одного города к другому. Принято считать, что первым центром шумерийской цивилизации был город Урук.

    Государство Шумер просуществовало около семи столетий. В XXIV в. до н.э. проживавшие в северной части Двуречья аккадские племена захватили всю территорию Шумера, объединив тем самым северную и южную части Двуречья. Возникла централизованная Шумеро-Аккадская держава. Правитель Аккада Саргон принял титул царя Шумера и Аккада.

    В последующие столетия борьба за политическое господство над Двуречьем продолжалась. Возникали новые объединительные центры, царства и династии. Однако при всех изменениях политической системы неизменным оставалось усиление власти знати, обогащение немногих, разорение и обнищание народных масс. Государственность в Двуречье все более обретала классовые очертания.

    Особую эпоху в истории Двуречья занимает Вавилонское государство, возникшее в конце ХIХ в. до н.э. К этому времени прекратило свое существование Шумеро-Аккадское царство, завоеванное в 2000 г. до н.э. кочевниками – амореями. Возвышению Вавилона способствовало удобное географическое положение,  рост ремесла, торговли, индивидуального землевладения, притока рабов. Первые цари вавилонской династии существенно укрепили государство. Но только при шестом царе Хаммурапи (1792–1750  гг. до д.э.) Вавилон  достиг социально-экономического и политического расцвета. Он подчинил своему влиянию  территорию всей Месопотамии. Хаммурапи создал централизованное государство с четкой системой административно-территориального управления. Власть царя стала неограниченной. При нем Вавилон превратился в самое развитое из всех государств Западной Азии.

    Преемники Хаммурапи оказались менее удачливыми политиками. Вавилон подвергается нашествию и разрушению хеттских, а затем касситских племен, но каждый раз возрождается заново. В VII-VI вв. до н.э. наступил очередной подъем, могущество и процветание. Но уже в середине VI в. до н.э. иранская экспансия  разрушила эту древнейшую восточную империю, Вавилон пал в 539 г. до н.э.

    Индия – страна древнейшей мировой цивилизации, сосредоточения множества народов, языков, культур и религий.

    Известно, что крупнейшие города Древней Индии Хараппа и Мохенджо – Даро, расположенные в долине реки Инд, уже в III тыс. до н.э. были столицами первых политических объединений. В науке этот период получил название Хараппской цивилизации. В это время началось разложение первобытно-общинного строя и социальное расслоение населения, получили развитие земледелие, ремесло и торговля, строительное дело и городская канализация. Начавшийся на рубеже ХIХ-ХVIII вв. до н.э. упадок этих древнейших очагов цивилизации, вызванный некими природными катаклизмами, завершился с приходом индоарийских племен, начавших собственную историю практически заново.

    Новая цивилизация в истории Древней Индии (сер. II тыс. до н.э. – IV в. до н.э.) получила название ведийской. Источниками сведений об этом периоде являются веды – литературные произведения религиозного содержания и народный эпос. Они свидетельствуют о массовой в течение столетий колонизации севера Индии арийскими племенами (арий, т.е. равноправный), выходцами из Средней Азии или Закавказья.

    Ведийский период положил начало образованию классового общества и государства в Индии. У кочевых племен ариев под влиянием завоевания усилился процесс разложения первобытно-общинного строя. От скотоводства они перешли к земледелию, к занятию ремеслом. Ограбление местного населения (мундов и дравидов) обогатило родовую и военную знать ариев. Военнопленные сделались их рабами.  Усилилось социальное и имущественное неравенство, утвердилась частная собственность. Племенной вождь – раджа, ранее избираемый собранием всего племени, освобождается от зависимости сородичей, его полномочия становятся наследственными. Роль собраний падает и заменяется советом знати, приближенных раджи. Органы племенной администрации перерастают в государственные органы. Высшие должности в новом аппарате управления замещаются рабовладельческой знатью. Возникает постоянное войско. Вводятся государственные налоги, растет штат налоговых чиновников, подчиненных царю.

    Так, в результате сложных процессов внутри индоарийских племен и ассимиляции местного населения в начале 1 тыс. до н.э. на территории Северной Индии возникает множество небольших государственных образований в форме монархий или республик. Наибольшую известность среди них имели государства Кашала и Магадха.

    В середине 1 тыс. до н.э. начинается Магадха-Маурийская эпоха в истории Древней Индии. Этому предшествовала острая борьба за политическое лидерство. Произошла перегруппировка сил, укрепились позиции крупных государств за счет поглощения мелких. В VI в. до н.э. наиболее могущественным становится государство Магадха. Так было положено начало создания крупной империи в Северной Индии. Наивысшего расцвета это государство достигло в IV-III вв. до н.э. при династии Маурьев, которая объединила под своей властью практически всю территорию Индостана. Сложилось самое крупное в истории Древней Индии и всего древневосточного мира государство-империя Маурьев. В период правления царя Ашоки (268-232 гг. до н.э.) завершился процесс централизованного управления империей, заложены основы всего дальнейшего развития индийской государственности. Но сохранить единство государства Маурьям не удалось. Экономическая нестабильность, национальные и религиозные противоречия, внутриполитическая борьба, несмотря на сильную армию и мощный государственный аппарат, сделали свое дело: во II в. до н.э. крушение династии и полный распад империи стали естественным следствием внутренних дезинтеграционных процессов. Древняя Индия распалась на множество государственных образований, крайне слабо связанных политически между собой.

    Возникновение первого в истории Древнего Китая государства Шан (Инь) относится к середине II тыс. до н.э. и связано с покорением одного народа другим. Глава победителей Чен Тан основал  правящую династию и государство и сделался царем. Завоевание ускорило процесс разложения первобытнообщинного строя. Органы родо-племенной организации не были приспособлены для управления завоеванным народом. С этой целью был создан специальный аппарат управления и введена государственная система налогообложения населения. В Иньском государстве, просуществовавшем свыше трех веков, широкое распространение получили земледелие, ремесло, торговля, денежное обращение. Верховным собственником земли признавался царь – ван. Развилась частная собственность. Постепенно оформилась гражданская и военная администрация из числа родовой аристократии и рабовладельческой знати. Власть царя и высших государственных чиновников стала передаваться по наследству.

    В ХI в. до н.э. государство Инь было завоевано племенами чжоу, основавшими новое государство. Чжоусскому вану стало подконтрольно все население Северного Китая с его огромными территориями. Перед ваном встала задача организации управления на завоеванных землях. Последние стали делиться на уделы и передаваться в наследственные владения родственникам и приближенным царя. Первоначальное подчинение центру, двору вана, со временем ослабевает. Царские управленцы превращаются в самостоятельных удельных царьков, обрастающих своим аппаратом управления и собственными вассалами, получающими за службу земельные наделы и титулы. Политика обособленности приводит к раздробленности, междоусобицам и войнам за гегемонию. В VII-VI вв. до н.э. государство Чжоу распалось на множество самостоятельных царств, семь из них имели ведущее значение. Период V-III вв. до н.э. в истории Китая называется Чжаньго (“Борющиеся царства”).

    Победителем в этой кровопролитной войне вышло царство Цинь, подчинившее себе остальные китайские государства. Император Цинь Ши-Хуанди провел ряд реформ, которыми было введено единое законодательство и судопроизводство, узаконены залог и скупка земли, отменены ограничения размера наделов, введены ранги знатности за личные заслуги и т.д. После этих реформ царство Цинь становится первой в истории Китая централизованной империей (III вв. до н.э.) с едиными принципами государственного устройства.

    Острые социальные противоречия и массовые народные восстания привели к гибели Цинской империи (конец III вв. до н.э.). Один из руководителей восстания, сельский староста Лю Бан, основал новую династию и империю Хань, просуществовавшую до III в. н.э. Сложившаяся в Циньской империи система общественно-политического устройства в полном объеме была востребована в Ханьской империи, в последующем превратилась в национальную традицию и практически без изменений просуществовала в императорском Китае вплоть до буржуазной революции 1911-1913 гг.

    Хронологический обзор истории возникновения и развития древневосточных государств свидетельствует, что государственность в странах Древнего Востока насчитывает почти пять тысячелетий. Эти страны со свойственными  только им экономическими и социальными явлениями стали  очагами  древнейшей  цивилизации,  от которой до наших дней дошли самые ранние свидетельства материальной и духовной культуры, в том числе первые в истории человечества памятники права.


    написать администратору сайта