Древняя греция. Древняя Греция-1. Древняя Греция
Скачать 35.91 Kb.
|
Карачаево–Черкесский филиал Негосударственного образовательного частного учреждения высшего образования «Московский финансово–промышленный университет «Синергия» Доклад на тему: «Древняя Греция» Выполнил студент: Хутов Амин Артурович Студент 1 курса ПД З/о г. Черкесск 2021 г. Древняя Греция 1. Полисный этап истории Древней Греции. История Греции после дорийского вторжения начинается практически заново. Снова происходит разложение первобытнообщинных отношений, формирование государственности, возрождение материальной культуры. Полисный период (XI—IV вв. до н. э.) — второй период в истории Древней Греции. Этническая консолидация греческого мира. Становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации. Полисный период делится на: Гомеровский (предполисный) период, «тёмные века» (XI—IX вв. до н. э.). Народы Греции вновь оказались на стадии родового общества, т.к. дорийцы находились на стадии разложения первобытнообщинного строя. Была забыта письменность, прекратилось каменное строительство, пришли в упадок ремесла. Архаическая Греция (VIII—VI вв. до н. э.). В Греции заново возникают небольшие государства — полисы — это особый тип государства, в территорию которого входил город, расположенные вокруг него поселения, усадьбы богатых землевладельцев, сельскохозяйственные угодья. Центром полиса был город. Здесь не было царей, власть находилась в руках знати, которая выбирала на определенный срок правителей. По мере развития производительных сил и обмена появляются рабы (пленные). Классическая Греция (V—IV вв. до н. э.). Растущая потребность полисов в земле, сырье, рабочей силе способствовала великой греческой колонизации (VIII—VI вв. до н. э.). Было основано около 300 колоний по берегам Средиземного и Черного морей. Направления колонизации: Западное — колонии Тарент, Капуя (Италия), Сиракузы (о. Сицилия), Массилия (юг Франции). Южное и юго-восточное — колонии Навкратис, Кирена (Африка). Северо-восточное — колонии Танаис (устье р. Дон), Пантикапей (Крым) и др. Последствия колонизации: развитие кораблестроения и мореплавания, торговли; улучшение положения трудового населения; рост значимости средних слоев населения. Полис Афины Наиболее крупными полисами были Спарта и Афины. В Афинах (Средняя Греция, Аттика) зародилась аристократическая олигархия (власть немногих). Граждане Афин делились на эвпатридов (рабовладельческая аристократия) и демос (рядовое земледельческое население). Не являлись гражданами метеки (переселенцы из других полисов) и рабы. Полисом управляли девять архонтов — высшие должностные лица из числа знати, избираемые сроком на один год. По окончании срока полномочий архонты становились членами ареопага — орган управления в Афинах, осуществлявший высшие судебные и контролирующие функции. Архонтами и членами ареопага могли быть только аристократы. Народное собрание (экклесия) в этот период особого значения не имело. Демос в управлении не участвовал. Пришедший к власти в Афинах Драконт ввёл смертную казнь за многие правонарушения, даже такие мелкие, как кража еды (621 г. до н.э.). Позже драконовский свод законов был существенно переработан архонтом Солоном, который провёл реформы: простил долги, запретил обращать в рабство за долги (594 г. до н.э.). Все мужчины — уроженцы Аттики были поделены на 4 разряда и стали называться гражданами афинского государства. Регулярно созывалось Народное собрание, в котором участвовали все граждане. На нем решались все важные вопросы и выбирались должностные лица: стратеги, судьи и др. Судьи выбирались независимо от богатства и знатности. Вводилась обязательная военная служба. Дальнейшие реформа провёл архонт Клисфен (509 г. до н.э.). Аттика была разделена на 10 территориальных фил, на смену кровнородственному принципу пришёл территориальный принцип административного деления. Был образован Совет пятисот. Введён институт остракизма (т.н. суд черепков) — форма тайного голосования, когда на черепке голосующий писал имя человека, подозреваемого в стремлении в свержении демократии. Осужденный большинством голосов подвергался изгнанию сроком на 10 лет без конфискации имущества. 2. Гомеровский период Гомеровский период в истории Греции (11—9 вв. до н. э.) получил название в честь прославленного Гомера. Его «Илиада» и «Одиссея» стали главными источниками информации о тех временах. Хотя до сих пор историки спорят, как создавались великие произведения и вообще: существовал ли сам Гомер в действительности? А если существовал, то ему ли принадлежат эти произведения? Сомнений добавляет и тот факт, что приключения Одиссея на пути возвращения с Троянской войны и события этой войны относятся к микенскому периоду. Но продолжают служить источником информации о последующем (гомеровском) периоде. Возможно, Гомер создал «Илиаду» и «Одиссею» спустя несколько веков после прошедших событий. Тем не менее, это наследие античной литературы — важнейший источник, значение которого не подлежит сомнению. В XII в. до н.э. на территорию Греции вторгаются греки-дорийцы. Освоившись на юго-востоке Пелопоннеса, они завладели островами архипелагов Спорады и Киклады, юго-западом Малой Азии и частью Крита, вытеснив оставшееся минойское население с равнин в горные районы. Это завоевание привело к регрессу — резко сократилась численность населения, упал уровень жизни, пришли в упадок ремёсла и прекратилось строительство. Письменность также пришла в упадок, именно поэтому кроме гомеровских произведений не осталось ни одного письменного свидетельства. Позже археологи будут отмечать скудность археологических материалов, назвав гомеровскую эпоху определением «Тёмные века». Дорийцам, поработившим народы, были интересны лишь военные навыки. Перенимать, а тем более развивать искусство или ремёсла они не собирались. Развитие получили только гончарное ремесло, кораблестроение и обработка металлов. Но именно с помощью дорийцев Греция перешла в Железный век — его добыча и обработка только начиналась. Металл стал легкодоступным и дешёвым, что было важным для развития общества. Агрессия дорийских мореплавателей перечеркнула важные торговые связи. «Пиратские рейды» для них были причиной гордости, и некогда частые гости (египетские и финикийские корабли) теперь старались обходить греческие гавани стороной. К концу этой эпохи торговля начала налаживаться — как внешняя, так и внутренняя. Отличительная особенность гомеровского периода — возникновение Гомерического стиля в греческой вазописи. Иначе его называют геометрикой. Для него было характерно использование геометрических элементов на вазах, которые складывали из окружностей, меандров и крестов. В конце гомеровского периода сюжеты становятся всё более замысловатыми и богатыми. На вазах появляется изображение состязаний атлетов, сцены из мифов, танцы. Стиль геометрики зародился в Афинах, а позже распространился на острова Эгейского моря и другие древнегреческие города. Устройство общества в гомеровский период На заре гомеровского периода родоплеменные отношения в дорийском обществе не только возродились, но и окрепли. Основой общества был демос (народ), существующий в полисе (городе). На раннем этапе существования полиса отсутствовало право частной собственности на землю — она принадлежала общественности, а господствующей властью была военная диктатура. Именно создание полиса послужило толчком к постепенному созданию дорийцами собственной цивилизации. По мере роста расслоения в обществе возникала система рабовладения. Но есть одно важное отличие от классических представлений о рабовладельческом строе: рабов в основном привозили из военных походов. Торговля рабами приносила хорошие деньги, и многие завоевательные походы в гомеровский период организовывались только с целью нового притока рабов. Каждый полис имел своего царя, поэтому дорийское общество нельзя было назвать крепким и единым государством. Народ влиял на государственные дела: решал, нужно ли организовывать войну. И хотя гомеровский период считается временем застоя и упадка, нельзя отрицать его влияние на становление греческой цивилизации. Этому способствовало создание полисов и добыча железа. Культура гомеровского периода От гомеровского периода почти не осталось памятников культуры — это доставило неудобства археологам при попытке понять эпоху. Гибель микенской цивилизации отбросила греческую культуру на несколько столетий назад. И всё, что оставалось исследователям, — изучение однотипных и простых некрополей, содержание которых не шло в сравнение с микенским наследием. Несмотря на минусы, гомеровский период дал Греции немало хорошего. С помощью железных орудий удавалось обрабатывать большие площади земляных угодий, чем в бронзовый век. К концу периода выросла не только численность населения. Общественные отношения, торговля и ремёсла стали активно развиваться — накануне архаического периода Греция понемногу начала оправляться после прихода дорийцев. 3. Архаический этап Архаическим периодом в истории Греции обычно называют VIII-VI вв. до н.э. По мнению некоторых исследователей, это время наиболее интенсивного развития античного общества. Действительно, в течение трех столетий были сделаны многие важнейшие открытия, определившие характер технической основы античного общества, развились те социально-экономические и политические явления, которые придали античному обществу определенную специфику по сравнению с другими рабовладельческими обществами: – классическое рабство; – система денежного обращения и рынка; – основная форма политической организации — полис; – концепция суверенитета народа и демократическая форма правления. Тогда же были разработаны и главные этические нормы и принципы морали, эстетические идеалы, оказывавшие воздействие на античный мир на всем протяжении его истории вплоть до возникновения христианства. Наконец, в этот период зародились основные феномены античной культуры: – философия и наука, – главные жанры литературы, – театр, – ордерная архитектура, – спорт. Чтобы яснее представить себе динамику развития общества в архаический период, приведем такое сравнение:
4. Афинское государство в 5-4 в до н. э. В период наивысшего расцвета Афин форма государства представляла собой следующее: 1) форма правления - республика (большинство государственных органов и должностей выборные, сменяемые и срочные); 2) форма государственного устройства - полис (крохотное государство площадью в несколько десятков квадратных метров, в соответствии с современной терминологией - унитарное); 3) политический режим - демократический (все граждане имеют, хотя бы формально, равные права на управление государством и могли принимать активное участие в политической жизни). Демократия окончательно сложилась в V в. до н.э. и просуществовала (с некоторыми перерывами) до 30-х годов IV в. до н.э. В Афинской республике начала складываться система разделения власти на: - законодательную, - исполнительную - и судебную, при которой ветви власти имеют различную компетенцию и возможности воздействия друг на друга (= система сдержек и противовесов???). Впрочем, в Афинах принцип разделения властей был проведен в жизнь не в полном объеме, многие органы дублировали функции друг друга (особенно народное собрание - эклессия - являвшиеся и законодательным, и судебными, и контролирующим органом). Тем не менее, система органов власти в республике представляла собой следующую картину. Основными органами Афинского государства являлись: - народное собрание, - Совет пятисот, - гелиэя. Они направляли и контролировали деятельность должностных лиц. НАРОДНОЕ СОБРАНИЕ - верховный орган власти Афин. Оно собиралось сначала 10, а позднее - 40 раз в год. При особых обстоятельствах (неожиданное нападение врага, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное «собрание ужаса и смятения». Компетенция народного собрания была обширной: - оно принимало законы, - издавало постановления по частным вопросам (псефизмы), - избирало должностных лиц и производило проверку их деятельности, - решало вопросы войны и мира, - обсуждало продовольственное положение страны и т.д. - Специальные собрания посвящались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об изгнании отдельных лиц в порядке остракизма за пределы государства. Состав. В работе народного собрания могли участвовать только полноправные афинские граждане, достигшие 20-летнего возраста. Женщины и метеки в народное собрание не допускались. Как правило, редко участвовали в его деятельности крестьяне, занятые в своих хозяйствах, хотя, начиная с IV в. до н.э., за посещение собрания полагалось вознаграждение. Для решения даже самых важных вопросов требовалось присутствие всего 6000 человек, то есть примерно 1/5 всех полноправных афинян. Повестка дня каждого собрания определялась заранее. Одно из собраний каждого месяца считалось главным: - оно проверяло деятельность должностных лиц, - обсуждало продовольственное положение и др. Главное собрание шестого месяца, кроме того: - решало вопрос об остракизме, - обвинениях должностных лиц. На трех других собраниях месяца рассматривались: - жалобы граждан, - религиозные, - административные - и другие вопросы. Выступать в народном собрании и вносить проекты новых законов формально мог каждый участник. Практически же с речами выступали главным образом профессиональные ораторы - демагоги, защищавшие интересы отдельных групп свободных. Законопроекты предварительно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали на обсуждение народного собрания после их рассмотрения в Совете пятисот, который по каждому законопроекту давал заключение. Голосование по законопроекту производилось поднятием руки. Важным средством, использовавшимся в целях обеспечения стабильности законодательства, было право любого участника собрания, сославшись на незаконность предложенного законопроекта, потребовать снятия его с обсуждения или голосования под угрозой привлечения автора к суду. Кроме того, председатель народного собрания мог не ставить на голосование те предложения, которые, с его точки зрения, являлись незаконными. Принятый народным собранием законопроект становится законом только в том случае, если он не отвергался затем гелиэей. В СОВЕТ ПЯТИСОТ (буле) входило по 50 человек от каждой из десяти территориальных фил. Члены совета (булевты) избирались по жребию на 1 год из граждан, достигших 30 лет. К компетенции Совета относились вопросы управления: - осуществление дипломатических сношений с другими государствами, - управление финансами, - надзор за арсеналами, доками, флотом, - регулирование торговли, - контроль за должностными лицами. Должностные лица имели право выступать в Совете и вносить на его рассмотрение свои предложения. Важнейшей функцией Совета было предварительное обсуждение вопросов, поступавших на рассмотрение народного собрания, что позволяло Совету направлять деятельность последнего. Для ведения текущих дел Совет был разделен на 10 комиссий (ПРИТАНИЙ), состоящих из 50 представителейодной филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета, ежедневно избирая по жребию нового председателя Совета, который во время работы народного собрания являлся и его председателем. В IV в. до н.э. этот порядок был изменен: председатель стал избираться перед каждым заседанием Совета (собрания). По окончании срока службы каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятельности и мог быть привлечен к ответственности. ГЕЛИЭЯ была высшим судебным органом государства и состояла из 5000 судей и 1000 запасных: по 600 человек от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи избирались по жребию на 1 год из граждан, достигших 30 лет. В составе гелиэи функционировали 10 коллегий, в каждой из которых было по 500 судей и 100 запасных. В целях предотвращения возможных злоупотреблений коллегиям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обязанностей. Это решалось жеребьевкой в день суда. Компетенция гелиэи: 1) Гелиэя была: а) судом первой инстанции по делам: - о государственных преступления - и о злоупотреблениях должностных лиц б) апелляционной инстанцией по делам, рассмотренным другими судами. 2) Она также осуществляла некоторые контрольные функции 3) и обладала важным правом отвергать законопроекты, принятые народным собранием. Таким образом, законодательный процесс Древних Афин имел следующие стадии: а) вынесение законопроекта на обсуждение в народном собрании в порядке законодательной инициативы, которой обладал каждый полноправный афинский гражданин; б) предварительное рассмотрение законопроекта Советом пятисот и дача по нему заключения для народного собрания; в) принятие законопроекта народным собранием; г) принятый законопроект мог быть отвергнут гелиэей. Важную роль в управлении Афинским государством играли должностные лица. Основные принципы замещения должностей: - выборность, - срочность, - возмездность, - подотчетность - коллегиальность. Выборы должностных лиц осуществлялись ежегодно: - или открытым голосованием в народном собрании, - или по жребию. Перед вступлением в должность все избранные подвергались особой проверке - ДОКИМАСИИ, во время которой выяснялись: - их право на занятие должности, - политическая благонадежность - и необходимые личные качества. Нельзя было занимать должность (кроме военных) дважды или две должности одновременно. Исполнение должностей оплачивалось (исключение составляли только стратеги). После истечения срока должностные лица представляли отчеты о своей деятельности Совету пятисот и гелиэе. В период расцвета Афинского государства подавляющее большинство должностей было коллегиальным. Главными должностными лицами в Афинах были: - стратеги - архонты. Коллегия стратегов состояла из 10 членов, избираемых народным собранием из числа женатых и имевших недвижимость граждан. Стратеги к V в. до н.э. получили важные полномочия: 1) Они стали распоряжаться средствами, отпущенными на содержание армии и флота, 2) организовывать сбор чрезвычайных военных налогов, 3) руководить доставкой продовольствия в Афины (в мирное время граждане не платили постоянных налогов, последние собирались только с метеков). 4) К ним перешли и некоторые полномочия в области дипломатических сношений: - они принимали капитуляцию противника, - заключали перемирие. 5) Полномочия в области правосудия: - они вели следствие по делам о воинских преступлениях - председательствовали в судах по делам о воинских преступлениях. 6) Наконец, стратеги имели право требовать созыва внеочередных заседаний Совета пятисот или народного собрания и принятия неотложных мер. Иногда из стратегов выделялся АВТОКРАТОР - командовавший армией - а в чрезвычайных обстоятельствах получавший всю власть в государстве. С ростом полномочий стратегов падало политическое значение архонтов. После реформ Солона 9 архонтов стали избираться жребием из кандидатов, предложенных территориальными филами. Единой коллегией они действовали редко - при решении народным собранием вопроса об остракизме и при проверке должностных лиц. 1) Первым архонтом считался АРХОНТ-ЭПОНИМ, за которым с расцветом афинский демократии сохранились лишь судебные функции по семейным долам и делам о наследстве. 2) Вторым архонтом был АРХОНТ-БАЗИЛЕВС. Он ведал вопросами религиозного культа и рассматривал в суде дела об уголовных преступлениях. 3)Далее шел АРХОНТ ПОЛЕМАРХ, утративший имевшиеся у него ранее функции военного командования и занимавшийся в основном делами, связанными с метеками и другими иностранцами (ксенами). Остальные 3 АРХОНТА-ФЕСМОФЕТА руководили отправлением правосудия в афинских судах. Специальные должностные лица (всего в Афинах их было около 700) - управляли государственным имуществом, - ведали государственной казной, - наблюдали за порядком на улицах и нравственностью граждан, - за торговлей на рынке, - воспитывали и обучали молодежь, проходившую военную подготовку и т.д. Свои должностные лица были в филах и демах. В 4 в. до н.э. Афины попадают под власть Македонии, а во 2 в. до н.э. становятся одной из провинций Рима, тем самым республика прекращает свое существование. Заключение Древняя Греция за два тысячелетия прошла сложный путь. Ее история развертывалась в рамках двух различных эпох – бронзового и железного веков. И соответственно, древние греки создали две различные цивилизации. Это определило как сходство с цивилизациями Древнего Востока, так и существенные отличия от них. Общим для древневосточного и древнегреческого обществ был процесс разложения родо-племенных структур и возникновения новых типов социальных связей и новых форм организации власти. Социальная дифференциация привела к резкому противостоянию аристократии и рядовых общинников, постепенно попадавших в различные формы зависимости от знати. |