Главная страница
Навигация по странице:

  • 2 слайд «Формы правления»

  • 3 слайд «Правители»

  • 4 салйд «Религия Древней Греции»

  • 5 слайд «минойская религия»

  • 6 слайд «Религиозные верования»

  • 7 слайд «Государственное устройство Древней Греции»

  • 8 слайд «Спарта»

  • 9 слайд «Государственная теория»

  • древняя греция. Древняя Греция внутренняя политика 1 Слайд Внутренняя политика Древней Греции


    Скачать 26.78 Kb.
    НазваниеДревняя Греция внутренняя политика 1 Слайд Внутренняя политика Древней Греции
    Дата26.12.2022
    Размер26.78 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файладревняя греция.docx
    ТипДокументы
    #864985

    Древняя Греция

    -Внутренняя политика

    1 Слайд «Внутренняя политика Древней Греции»: на греческих островах первые города стали появляться еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Приблизительно тогда же на Крите зародилась Минойская цивилизация. Возводились дворцы, которые в дальнейшем стали политическими, экономическими, религиозными и культурными центрами Греции. На материке постепенно стали формироваться самостоятельные государства. Мало что известно о политике Древней Греции в то время. До наших времен дошли только сведения о событиях Троянской войны. Даже выдающиеся греческие историки называли эти времена «веками темными». Далее истории известен факт, что территорию Греции захватили первобытные племена дорийцев. Развитие страны затормозилось. Но созданные предпосылки дали дальнейший политический и экономический толчок развитию. Государство вступило в эпоху расцвета, в том числе и социального. К шестому веку до нашей эры начинается довольно бурное развитие греческих городов. Города назывались полисами, в них проживали люди, владеющие землей, просто граждане, промышленники и ремесленники. Они обладали собственностью и, как следствие, гражданством. Проживающие в городах разделялись на свободных и рабов, поэтому в полисах происходила борьба между разными слоями населения. Простые граждане постоянно боролись с аристократией. Со временем обстановка нормализовалась, и установилось государственное правление – тирания, что в переводе означает «правление единоличное». Подобные изменения поспособствовали развитию экономики. Появились товары и первые деньги, повысилась роль граждан без имущества. Возросла роль денег, стали меняться традиции и нормы морали, принятые в городах. Обострились социальные конфликты между разными слоями населения, проживавшего в городах. Это ослабило страну, поэтому в скором времени Грецию завоевал царь из Македонии. Греция распалась. Появилось много самостоятельных объединений, которые попали под иго римлян. Философы будущего в своих трактатах долго осмысливали, как такое могло случиться.

    2 слайд «Формы правления»: испокон веков известно, что начало мировой демократии было положено в Древней Греции. Но были в этой стране формы правления, резко отличающиеся от демократии. Великий Аристотель назвал демократию «политией», предполагая, что правление может быть и аристократическим, и монархическим. Формы государственного устройства он делил на три типа, при которых все делается ради общего блага. Соответственно выделял он и три отклонения правления, называя их извращенными. При таком положении правящая верхушка руководствовалась исключительно эгоистическими интересами. Как называлась форма правления в этот период, так и называли правителя страны (тирания – тиран). Всё зависело от режима, который господствовал в данный момент. Довольно широко мир политики Греции известен в крито-микенский период. Для него характерен монархический строй правления, который называли ванака, что в переводе означает «хозяин, владыка, царь». Властью заправляли басилевсы. Они были главными и в военных делах.

    3 слайд «Правители»: только благодаря произведениям Гомера, до современников дошли имена многих правителей Древней Греции и просто известных личностей. Мы знаем Одиссея, Диомеда, Нестора, Ахилла, династии Атридов, Лабдакидов, Нелеидов. Считалось, что они потомки богов, но, несмотря на это, династии монархов в Греции не прижились. В 7-6 веках до нашей эры в стране стали править тираны. Несмотря на их безжалостность, именно они внесли наибольший вклад в развитие страны, которую мы сейчас знаем. Вспомним Периандра, Писистрата, Кипсела и многих других, о которых нам поведали древнегреческие историки и писатели. Их нахождение у власти оказалось быстротечным, чего не скажешь о правлении Дионисия, тирана и правителя Сиракузов. Его избрали стратегом-автократом на время ведения войны. Война закончилась, а он так и правил до конца своей жизни, который настиг его прямо на троне. Управление городами осуществляла магистратура, которую возглавляли так называемые архонты (вожди). Но данный орган присутствовал только во времена демократических периодов правления. Правитель Древней Греции назывался тагом. Одним из таких тагов был и Ясон Ферский, который внес большой вклад в формирование Греции. Большинство полисов Древней Греции были демократическими или олигархическими. При демократии все свободные граждане имели право голосовать, при олигархии - только те, кто был богат. Перикл – это наглядный пример вождя-демократа. Благодаря его большому влиянию на народ, его довольно часто называли демагогом, то есть «властвующим над народом».

    4 салйд «Религия Древней Греции»: Греки разработали оригинальную религиозную систему, в которой трактовка божества отличалась от принятой в большинстве древневосточных религий. Хотя греческая религия пронизывала собой всю повседневную жизнь, она не имела строго определенной системы культа, законодательно закрепленной священной истории и догматики.

    Греческих богов делят на хтонических (от греч. χθών – земля) богов и богов олимпийского пантеона. Хтонические боги – это божества земли, преисподней, податели плодородия (Деметра, Плутон и др.), олимпийские (от названия горы Олимп) – небесные боги (верховный бог Зевс, Аполлон, Афина, Артемида и др.). Олимпийский пантеон начал формироваться в микенскую эпоху (XVI–XII вв. до н.э.), однако широкое распространение получил только в гомеровскую. По словам историка Геродота (ок. 484–425 гг. до н.э.), богов грекам создали поэты Гомер (VIII в. до н.э.) и Гесиод (VII в. до н.э.). Так, Гесиод в поэме "Теогония" связывает олимпийских богов с существовавшими ранее местными народными религиозными представлениями.

    В эпоху греческой колонизации (VIII–IV вв. до н.э.) ослабевали родовые связи, поэтому культ предков отходил на второй план и усиливалась роль общегреческих, прежде всего олимпийских, божеств. Олимпийский пантеон отражал религию общества, достигшего высокой степени социальной дифференциации: боги покровительствовали государству, законам (Зевс, Афина), военному делу (Арес), торговле (Гермес), ремеслу (Афина), сельскому хозяйству (Деметра).

    Боги греков были антропоморфными, они испытывали человеческие страсти. Греки полагали, что боги влияют на жизнь людей, но над ними самими властвует судьба. В результате политической раздробленности в Греции возникло множество очень близких, но не идентичных религиозных систем. В каждом полисе был свой пантеон, включавший как общегреческих, так и местных богов.

    Классическая система богов и героев сохраняла множество архаических рудиментов вплоть до падения античной культуры, благодаря которым восстанавливается история религии Греции.

    5 слайд «минойская религия»: Рассмотрение так называемой минойской религии (XVIII–XII вв. до н.э.) затруднено отсутствием письменных источников. Ее реконструируют на основе археологических данных острова Крит (фрески, скульптура и т.д.). О религии греков микенской эпохи можно судить на основании как археологических, так и письменных памятников – табличек линейного письма, в которых упоминаются имена богов, вошедших впоследствии в олимпийский пантеон.

    Особенностью греческой религии является культ героев. Герой – это сын божества и смертной, который обладает некой силой, доброй или злой, и требует соответствующих почестей. Исторические лица (основатели городов или их защитники) также могли почитаться как герои. Культ героев объединял жителей какой-либо местности, но мог быть и общегреческим, как культ Геракла, сына Зевса. Впоследствии на базе героического культа сформировался культ правителей эллинистических государств (IV–I вв. до н.э.).

    Главной составной частью религии был культ: греки услаждали богов праздниками, во время которых устраивали процессии и жертвоприношения. Местами отправления культа были горы, рощи, пещеры, источники и т.п., которые считались особенно приятными богам по своим природным свойствам и где впоследствии сооружались святилища. Основу святилища составлял отделенный оградой участок, на котором находился жертвенник – алтарь и храм – хранилище священного изображения бога. Следует отметить, что священнодействия совершались не внутри храмов, а перед ними.

    Места, связанные с государственной жизнью (здание совета, улицы, рыночная площадь), находились под покровительством богов. Так, в греческом полисе на акрополе обычно строили храм Афины, святилища героев сооружали в центре города, на границе города и на границе территории полиса, святилища Деметры и Зевса находились в сельской местности, на границах полиса располагались святилища Геры или Посейдона, а в рощах и у источников – святилища Артемиды.

    Основу культовой практики Греции составляли жертвоприношения богам и героям, благодарственные и умилостивительные, имевшие целью снискать благосклонность в будущем. Жертвоприношения были и бескровными: фигурные лепешки, печенья, возлияния маслом, молоком, – и кровавыми, во время которых в жертву приносили чаще всего домашних животных: быков, овец, коз, свиней; отдельные части их сжигали, а остальные жарили для пира. Жертвоприношения сопровождались молитвами, состоявшими из обращения к одному или нескольким богам, изложения просьбы и указания причин, по которым она должна быть исполнена.

    Каждый гражданин полиса мог исполнять религиозные функции благодаря принадлежности к определенному роду или в результате выборов, особой касты жрецов не было; жрецы имели статус должностных лиц и могли совмещать жреческую должность с какой-либо другой. Сферой деятельности жреца был храмовый культ: знание особенностей ритуала данного святилища, забота о статуе божества и устройстве священнодействий, содержание святилища, приношений.

    6 слайд «Религиозные верования»: Государство не касалось религиозных верований отдельных лиц до тех пор, пока они исполняли все свои обязанности, но отношению к культу, но как только кто-то публично выказывал свое неверие или непочтение к богам, не исполнял обрядов культа или сообщал свои взгляды другим, как философы Анаксагор (ок. 500–428 г. до н.э.) и Сократ (470–399 гг. до н.э.), наказывало. Таким образом, греки, не имея строго определенных догматов веры, терпимо относились к различию мнений, пока эти мнения не нарушали установлений законов.

    Для выяснения воли богов греки обращались к гаданиям и оракулам. Предсказатели узнавали ее по полету и крикам птиц, атмосферным явлениям, горению жертвенных частей и внутренностям жертвенных животных. Оракулами (лат. oraculum) назывались места, где люди вопрошали богов и с помощью жрецов истолковывали их ответы. Наиболее известными были оракулы Аполлона в Дельфах и Зевса в Олимпии.

    Мистериальные (от греч. μυστήριον – таинство) культы можно определить как особое проявление ритуализма, на стыке ритуальной традиции и философии: посвященный искал особой близости с одним или несколькими божествами, которые должны были обеспечить ему счастливую жизнь и помочь после смерти. Мистерии заключались в проведении процессий в честь богов (Деметры и ее дочери Персефоны в Элевсине, Диониса) и участии в священнодействиях, о которых почти ничего не известно, так как посвященным не разрешалось разглашать таинства.

    Большинство праздников определялось циклом земледельческих работ. Праздник состоял из шествия жрецов и дарителей к храму или алтарю, во время которого приводились жертвы, приносились дары или какие-либо предметы, связанные с почитанием этого бога. Шествия в честь Диониса дали начало греческому театру.

    Помимо своих праздников в каждой области Греции были и праздники общегреческие: Олимпийские игры в честь Зевса в Олимпии, Пифийские в честь Аполлона в Дельфах, Истмийские в честь Посейдона в Коринфе и Немейские в честь Зевса в Немее. Они проводились раз в несколько лет и состояли из священнодействий и состязаний, спортивных и мусических (поэтических и музыкальных). Победители получали в награду венки из ветвей различных растений (оливы, лавра и др.) и почитались на родине как герои.

    В эпоху эллинизма наблюдался рост личной религии, возобновлялся интерес к прежним мистериальным культам и организовывались новые, например, мистерии египетской богини Исиды по образцу элевсинских таинств Деметры. Появились синкретические культы, боги греческого пантеона отождествлялись с восточными божествами. Так, египетский бог Сарапис объединил в себе греческих Зевса, Гелиоса, Асклепия и местного бога Аписа. Широко распространились культы универсальных божеств (Зевс Высочайший), культ правителей. В культе правителей слились древневосточные представления о божественности царской власти и греческий культ героев – основателей городов. В дальнейшем в Римской империи из культа эллинистических правителей развился культ императоров.

    7 слайд «Государственное устройство Древней Греции»: Гре­ция. Государ­ст­вен­ное устрой­ство всех гре­че­ских горо­дов-государств при опре­де­лен­ных локаль­ных раз­ли­чи­ях и изме­не­ни­ях с тече­ни­ем вре­ме­ни пред­по­ла­га­ет нали­чие таких общих эле­мен­тов, как собра­ние граж­дан, совет маги­ст­ра­ту­ры и судеб­ная систе­ма (для Афин соот­вет­ст­вен­но эккле­сия — народ­ное собра­ние, совет пяти­сот, архон­ты и гели­эя). В про­цес­се соци­аль­но-эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия в государ­ст­вен­ном устрой­стве Афин пре­об­ла­да­ет тен­ден­ция к уча­стию воз­мож­но боль­ше­го чис­ла граж­дан в управ­ле­нии государ­ст­вом. Древ­ней­шая кон­сти­ту­ция Афин — зако­но­да­тель­ство Дра­ко­на — пред­став­ля­ла собой все­го лишь коди­фи­ка­цию суще­ст­ву­ю­щих пра­во­вых обы­ча­ев. Внут­рен­нее раз­ви­тие Афин пред­опре­де­ли­ли широ­ко­мас­штаб­ные рефор­мы Соло­на (594 до н. э.), кото­рые при­ве­ли к появ­ле­нию в Афи­нах тимо­кра­тии. После свер­же­ния тира­нии Писи­стра­ти­дов Кли­сфен в 508 до н. э. про­из­вел направ­лен­ные про­тив инте­ре­сов зна­ти изме­не­ния в государ­ст­вен­ном устрой­стве. В резуль­та­те введе­ния терри­то­ри­аль­но­го деле­ния государ­ства в Афи­нах суще­ст­вен­но улуч­ши­лась систе­ма управ­ле­ния. При Перик­ле глав­ной целью афин­ско­го государ­ства посте­пен­но ста­но­вит­ся забота о бла­го­со­сто­я­нии граж­дан, в част­но­сти о пре­до­став­ле­нии бед­ней­шим из них воз­мож­но­сти участ­во­вать в государ­ст­вен­ной жиз­ни. Это раз­ви­тие име­ло важ­ные исто­ри­че­ские послед­ст­вия. Спар­тан­ское государ­ст­вен­ное устрой­ство не было твор­че­ст­вом одно­го зако­но­да­те­ля, каким, соглас­но антич­но­му пре­да­нию, являл­ся Ликург.

    8 слайд «Спарта»: Осно­вы государ­ст­вен­но­го устрой­ства Спар­ты изло­же­ны в Вели­кой ретре, древ­ней­шем доку­мен­те гре­че­ской исто­рии (8—7 вв. до н. э.), опре­де­ля­ю­щем глав­ные государ­ст­вен­ные орга­ны: два царя; совет ста­рей­шин, состо­яв­ший из 30 чле­нов, вклю­чая двух царей; народ­ное собра­ние (апел­ла), в кото­ром мог­ли при­ни­мать уча­стие спар­ти­а­ты стар­ше 30 лет. Про­ис­хож­де­ние дво­ецар­ст­вия, при кото­ром цар­ская власть пере­хо­ди­ла по наслед­ству сра­зу в двух родах — Аги­а­дов и Еври­пон­ти­дов, — не выяс­не­но. Окон­ча­тель­ные реше­ния при­ни­ма­лись народ­ным собра­ни­ем. Кол­ле­гия 5 эфо­ров, пер­во­на­чаль­но испол­няв­ших сакраль­ные функ­ции, посте­пен­но ста­но­вит­ся выра­зи­те­лем воли народ­но­го собра­ния, при­об­ре­та­ет вер­хов­ную власть и вытес­ня­ет царей, в веде­нии кото­рых оста­ют­ся юриди­че­ские и куль­то­вые вопро­сы и воен­ное руко­вод­ство. Государ­ст­вен­ные орга­ны Спар­ты под­вер­га­ли вза­им­но­му кон­тро­лю и огра­ни­че­нию ком­пе­тен­цию и пол­но­мо­чия друг дру­га; в этом антич­ные мыс­ли­те­ли виде­ли одну из основ­ных при­чин рас­цве­та спар­тан­ско­го государ­ства.

    9 слайд «Государственная теория»: Государ­ст­вен­ная тео­рия. Уже у Гоме­ра встре­ча­ют­ся рас­суж­де­ния о государ­ст­вен­ном устрой­стве и государ­стве. Вме­сте с раз­ра­бот­кой основ­ных поло­же­ний отдель­ных фило­соф­ских систем софи­сты пред­при­ни­ма­ют пер­вые науч­ные иссле­до­ва­ния по тео­рии государ­ства. К это­му тече­нию отно­сит­ся псев­до­к­се­но­фон­то­во сочи­не­ние «Государ­ство афи­нян», напи­сан­ное, веро­ят­но, в нача­ле Пело­пон­нес­ской вой­ны. Этот трак­тат пред­став­ля­ет ари­сто­кра­ти­че­скую точ­ку зре­ния и полон сар­ка­сти­че­ской кри­ти­ки недо­стат­ков атти­че­ской демо­кра­тии. Сохра­ни­лось сочи­не­ние Ксе­но­фон­та «Лакеде­мон­ская поли­тия» («Государ­ство спар­тан­цев»). Пер­вым круп­ным тео­ре­ти­ком про­бле­мы государ­ства был Пла­тон, под­верг­ший суще­ст­ву­ю­щие государ­ст­вен­ные устрой­ства кри­ти­ке и создав­ший закон­чен­ную тео­рию зако­но­мер­ной сме­ны государ­ст­вен­но­го устрой­ства: на сме­ну при­хо­дя­щей в упа­док ари­сто­кра­тии появ­ля­ет­ся тимо­кра­тия, ее сме­ня­ет оли­гар­хия, усту­паю­щая место демо­кра­тии, кото­рая в кон­це кон­цов вырож­да­ет­ся в тира­нию. На осно­ва­нии сво­ей тео­рии о трех нача­лах чело­ве­че­ской души (рас­суди­тель­ность, пыл, вожде­ле­ние) Пла­тон пред­по­ла­га­ет, что в иде­аль­ном государ­стве насе­ле­ние долж­но делить­ся на три клас­са: пра­ви­те­лей-фило­со­фов, вои­нов и ремес­лен­ни­ков. Ари­сто­тель раз­ли­ча­ет три основ­ных типа «пра­виль­ных» (монар­хия, ари­сто­кра­тия, поли­тия — т. е. сме­ше­ние демо­кра­тии и оли­гар­хии) и «оши­боч­ных» кон­сти­ту­ций (тира­ния, оли­гар­хия, демо­кра­тия). К этой тео­рии, изло­жен­ной в фун­да­мен­таль­ном трак­та­те «Поли­ти­ка», Ари­сто­тель при­шел после сов­мест­но­го с уче­ни­ка­ми иссле­до­ва­ния государ­ст­вен­но­го устрой­ства и исто­рии 158 гре­че­ских государств. Мак­си­маль­ное реаль­но дости­жи­мое при­бли­же­ние к иде­аль­но­му строю Ари­сто­тель видел в сме­ше­нии демо­кра­ти­че­ских и оли­гар­хи­че­ских эле­мен­тов. Этот взгляд нашел широ­кое рас­про­стра­не­ние в после­дую­щих иде­ях государ­ст­вен­но­го устрой­ства (Панэций, Поли­бий, Цице­рон). Сре­ди сто­и­ков гос­под­ст­во­ва­ли кос­мо­по­ли­ти­че­ские идеи. Авгу­стин пред­став­лял исто­рию как борь­бу Государ­ства Божия с дья­во­лом. Антич­ные тео­рии не спо­соб­ны были понять сущ­ность государ­ства, так как им не были извест­ны эко­но­ми­че­ские пред­по­сыл­ки поли­ти­че­ских отно­ше­ний. Древ­ние мыс­ли­те­ли огра­ни­чи­ва­лись спо­ра­ми о наи­луч­шем государ­ст­вен­ном устрой­стве и тео­ри­я­ми после­до­ва­тель­ной сме­ны государ­ст­вен­но­го устрой­ства. Толь­ко мате­ри­а­ли­сти­че­ское пони­ма­ние исто­рии поз­во­ли­ло осо­знать государ­ство как инстру­мент вла­сти пра­вя­ще­го клас­са.


    написать администратору сайта