Главная страница
Навигация по странице:

  • А. Николай I. Усиление борьбы с революционными настроениями. Теория «официальной народности» С. Уварова

  • Б. Укрепление роли государственного аппарата при Николае I. Сущность бюрократизма

  • В. Кодификация законов. Реформы П. Д. Киселева и Е. Ф. Канкрина

  • Г. Итоги внутренней политики Николая I

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • Вопрос 42. Общественное движение в России при Николае 1 (1825-1855 гг.) ПЛАН ОТВЕТА

  • А. Особенности и направления общественного движения 30—50-х годов XIX в.

  • В. Консервативное направление. Либеральное направление. Западники и славянофилы

  • Г. Петрашевцы. Революционно-демократическое направление

  • Ответы на вопросы по истории России. Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси


    Скачать 1.46 Mb.
    НазваниеДревняя Русь. Эпоха Киевской Руси
    АнкорОтветы на вопросы по истории России.doc
    Дата27.09.2017
    Размер1.46 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы на вопросы по истории России.doc
    ТипДокументы
    #9007
    страница17 из 24
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   24

    Вопрос 41. Социально-экономическое развитие России и внутренняя политика Николая I (1825—1855)
    ПЛАН ОТВЕТА:

    А. Николай I. Усиление борьбы с революционными настроениями. Теория «официальной народности» С. Уварова.

    Б. Укрепление роли государственного аппарата при Николае I. Сущность бюрократизма.

    В. Кодификация законов. Реформы П. Д. Киселева и Е.Ф. Канкрина.

    Г. Итоги внутренней политики Николая I.
    А. Николай I. Усиление борьбы с революционными настроениями. Теория «официальной народности» С. Уварова

    1. Николай I был третьим сыном Павла I. Со старшими бра­тьями у него не сложились близкие отношения. Воспита­тель Николая I готовил его к военной карьере, особенно он увлекался военно-инженерным делом, прусскими военны­ми уставами.

    2. Николай I отвергал идеи либерализма, конституцию, с пре­небрежением относился к духовной стороне жизни. Это был милитарист, суровый и неприхотливый в быту. В людях и чиновниках больше всего ценил исполнительность и по­корность. Понимал неизбежность реформ, но не решался отменить крепостное право, укреплял самодержавие, опи­раясь на армию и чинов­ничество, жестоко преследо­вал любую крамолу в России и за рубежом, за что получил прозвище «жандарм Евро­пы».

    3. После подавления восста­ния декабристов было со­здано III Отделение, кото­рому поручались все поли­тические дела и контроль за умонастроениями. Началь­ником III Отделения и ше­фом корпуса жандармов стал барон А. X. Бенкендорф, личный друг Николая I. Прежде всего стали выяв­ляться и преследоваться любые оппозиционные кружки. Под жесткий цензурный кон­троль была поставлена печать. Цензоры должны были зап­рещать статьи и книги, в которых порицался монархичес­кий строй, критиковалась церковь.

    4. В 30-е годы министр народного образования литератор С. Уваров выдвинул так называемую теорию «официаль­ной народности» в виде триединой формулы: правосла­вие, самодержавие, народность. Уваров противопоставил дворянскую революционность и верность народа самодер­жавию и православию. Он утверждал, что оппозиционные идеи приносятся с Запада, а исконно русскими чертами являются пассивность, набожность, вера в царя: «Царь правит народом, как отец, а народ не отделяет отечество от царя и видит в нем свое счастье, силу и славу». Многие русские общественные деятели поддержали эту теорию. Против выступил публицист друг А. С. Пушкина П. Я. Ча­адаев. В 1836 году он опубликовал в московском журнале «Телескоп» первое письмо из цикла своих «Философичес­ких писем», в котором излагались основные положения всего цикла. Чаадаев едко критиковал всю предшествую­щую историю России, крайне пессимистически оценивал ее настоящее и будущее. Он заявлял, что все беды России от ее отлученности от «всемирного воспитания человечес­кого рода», что национальное самодовольство и духовный застой препятствуют исполнению предначертанной ей свыше исторической миссии. За эту публикацию журнал был закрыт. По высочайшему повелению П. Я. Чаадаева объявили «сумасшедшим», за ним был установлен меди­ко-полицейский надзор. А теория «официальной народ­ности» на многие десятилетия стала главной идеологией самодержавия.
    Б. Укрепление роли государственного аппарата при Николае I. Сущность бюрократизма

    1. В первые годы правления Николай I самостоятельно решал многие государственные вопросы, лично контролировал ми­нистерства и ведомства. В своей работе он опирался на чи­новничество, появилось много новых министерств, ведомств, которые курировали практически все отрасли, в том числе религию, искусство, литературу, науку. Росла численность чиновников, усиливался бюрократический аппарат. Подчи­ненные министру чиновники готовили проекты решений и в зависимости от своих интересов докладывали их началь­ству. Чиновник не отвечал за решение, которое подписал на­чальник, тот же в свою очередь также не нес никакой ответ­ственности, так как его подписал следующий по чину начальник. Возникала круговая бюрократическая безответ­ственность. Официальная пропаганда твердила, что улучше­ние жизни народа — главная забота правительства, создава­лась картина всеобщего благополучия. Это была по своей сути бюрократическая система.
    В. Кодификация законов. Реформы П. Д. Киселева и Е. Ф. Канкрина

    1. С 1649 г. накопилось огромное количество манифестов, ука­зов, которые противоречили друг другу. Необходимо было со­ставить единый Свод законов, т. е. провести кодификацию. Для этого был привлечен М. М. Сперанский. Под его руко­водством была осуществлена систематизация российских за­конов. В 1833 г. были опубликованы «Полное собрание зако­нов Российской империи» (начиная с Соборного уложения 1649 г.) и «Свод действующих законов» в 15 томах. В статье I «Свода» было записано: «Император всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный». «Свод законов» был одобрен Николаем I и Государственным советом; Спе­ранский был награжден орденом Андрея Первозванного. «Свод», безусловно, облегчил жизнь миллионов людей, умень­шил произвол чиновников.

    2. Император понимал, что главной проблемой российского общества является крестьянский вопрос, поэтому было при­нято решение провести ряд частичных реформ. В 1837 г. было создано Министерство государственных имуществ, которое возглавил граф П. Д. Киселев, человек умный и широко образованный. Он провел реформу управления го­сударственными крестьянами. В деревнях государственных крестьян было введено самоуправление, стали открываться школы, больницы, ветеринарные пункты. Малоземельные крестьяне переселялись на свободные земли. Местные чи­новники часть лучших земель выделяли под «обществен­ную запашку», где крестьяне работали сообща. На этих зем­лях начальство насильственно заставляло сажать картофель, что было непривычно для крестьян и вызвало «картофель­ные бунты». Были сделаны попытки улучшить положение крепостных крестьян. Запрещались продажа крепостных с аукциона за долги, розничная продажа членов одной се­мьи. Было дано разрешение освобождать крестьян без зем­ли. В 1847 г. крепостные получили право выкупа на свобо­ду, если помещик продавал поместье за долги. Все эти позитивные изменения носили частный характер, крепос­тное право в своем классическом варианте продолжало со­храняться.

    3. В 1825 г. внешний долг России достиг 102 млн. рублей се­ребром. Стоимость бумажных ассигнаций падала. Ми­нистр финансов Е.Ф. Канкрин хотя и был консерватором, не хотел глубоких реформ, но считал, что Россия должна жить по средствам и возможностям. Он стремился огра­ничить государственные расходы, осторожно пользовался кредитом, проводил политику покровительства русской промышленности и торговли, облагал высокими пошли­нами ввозимые в Россию промышленные товары. В 1839— 1843 гг. Канкрин провел денежную реформу. Главным пла­тежным средством стал серебряный рубль. Затем были выпущены кредитные билеты, которые можно было сво­бодно обменять на серебро. Сохранялась пропорция меж­ду количеством кредитных билетов и государственным запасом серебра. Благодаря этим мерам Канкрин добился бездефицитности государственного бюджета, укрепил фи­нансовое положение страны.
    Г. Итоги внутренней политики Николая I

    1. Итак, кодификация законов, реформа управления государ­ственными крестьянами, денежная реформа — это основные достижения царствования Николая I. С их помощью Нико­лаю I удалось укрепить свою империю.

    2. Больших успехов достигла постоянная торговля, которая ста­ла превосходить традиционную ярмарочную торговлю. Но крепостничество тормозило развитие торговли в центре, по­этому национальные окраины быстрее втягивались в обще­российский рынок.

    3. Возникли новые города на вновь присоединенных террито­риях: Новочеркасск, Нальчик, Пятигорск, Новороссийск, Ма­хачкала и др. Некоторые фабричные центры становились го­родами.

    4. Но в середине XIX в. начался кризис самодержавной систе­мы. Крепостное хозяйство было малодоходным. Активная внешняя политика требовала огромных военных расходов. Резко увеличился внешний долг. Военная отсталость Рос­сии привела к жесточайшему поражению в Крымской войне.
    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

    1. Почему Николай I столь большое внимание уделял цензуре?

    2. О чем говорит факт появления теории «официальной народности» при Николае I?

    3. Какие реформы эпохи Николая I сыграли положительную роль в развитии Российского государства?

    Вопрос 42. Общественное движение в России при Николае 1 (1825-1855 гг.)
    ПЛАН ОТВЕТА:

    А. Особенности и направления общественного движения 30—50-х годов Х1Хв.

    Б. Кружки 20—30-х годов.

    В. Консервативное направление. Либеральное направление. Западники и славянофилы.

    Г. Петрашевцы. Революционно-демократическое направление.

    Д. Петр Яковлевич Чаадаев.
    А. Особенности и направления общественного движения 30—50-х годов XIX в.

    1. Общественное движение 30—50-х годов имело характерные особенности:

    > оно развивалось в условиях политической реакции (после поражения декабристов);

    > революционное и правительственное направления окон­чательно разошлись;

    > его участники не имели возможности реализовать свои

    идеи на практике.

    2. Можно выделить три направления общественно-политичес­кой мысли этого периода:

    > консервативное (лидер — граф С. С. Уваров);

    > западники и славянофилы (идеологи — К. Кавелин, Т. Гра­новский, братья К. и И. Аксаковы, Ю. Самарин и др.);

    > революционно-демократическое (идеологи — А. Герцен, Н. Огарев, М. Петрашевский).
    Б. Кружки 20—30-х годов

    1. В условиях политической реакции, наступившей после раз­грома восстания декабристов, новой формой общественной борьбы в России стало создание кружков передовой, в ос­новном студенческой, молодежи. Наиболее активно дей­ствовали студенческие кружки в Московском университе­те. С ним связаны первые шаги антиправительственной деятельности В. Г. Белинского, А. И. Герцена, Н. П. Огарева.

    2. В 1830 г. около В. Г. Белинского, сына военного врача, сло­жился студенческий кружок «Литературное общество 11-го нумера», названный по номеру комнаты в университетском общежитии, где жил Белинский. Основное ядро кружка со­ставляли: П. Я. Петров, сын учителя, ставший впоследствии известным ориенталистом; Н. Л. Григорьев, с которым Бе­линский учился в Пензенской гимназии; Д. С. Протопо­пов, автор критической статьи о Лажечникове, напечатан­ной позднее в «Современнике»; М. Б. Чистяков, сын сельс­кого священника, впоследствии автор «Очерка теории изящной словесности». За антикрепостническую драму «Дмитрий Калитин» Белинский в 1832 г. был исключен из университета, начал активно выступать в печати как литера­турный критик и публицист.

    3. Большую популярность приобрел кружок Н. В. Станкевича, объединявший студенческую молодежь, интересующуюся фи­лософией и искусством. В кружок входили: друг и единомыш­ленник Станкевича Я. М. Неверов, впоследствии занявший­ся преподавательской работой; молодые поэты В. И. Красов и И.П. Клюшников; будущий славянофил К. С. Аксаков; будущий теоретик русского анархизма М. А. Бакунин; историк Т. Н. Грановский и др. Члены кружка изучали философию Шеллинга, Кан­та, стремились использовать прогрессивные элементы не­мецкой идеалистической фи­лософии в разработке идей общественного развития Рос­сии. Но взгляды Станкевича, как и его друзей, не выходи­ли за рамки идеализма и ли­берализма. По его мнению, только распространение зна­ний может привести к осво­бождению народа от крепос­тной зависимости.

    4. Другим центром передовой дворянской молодежи был кру­жок Герцена—Огарева. В состав кружка входили: публицист Н. И. Сазонов; врач и поэт-переводчик Н. X. Кетчер; поэт В. И. Соколовский, автор философских поэм, и др. В 1826 г. Герцен и Огарев дали на Воробьевых горах в Москве клятву бороться с самодержавием за волю, за освобождение народа и остались верны ей до конца жизни. Кружок просущество­вал недолго. Летом 1834 г. Герцен, Огарев, другие участники кружка были арестованы и высланы из Москвы. Некоторые члены кружка были отданы под надзор полиции.
    В. Консервативное направление. Либеральное направление. Западники и славянофилы

    1. После подавления восстания декабристов встает вопрос о даль­нейших путях развития России, вокруг него завязывается дли­тельная борьба различных течений. В решении этого вопроса намечаются основные линии размежевания общественных групп.

    2. В начале 30-х годов получило оформление идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия — ро­дилась теория «официальной народности». Ее принципы были сформулированы министром просвещения С. С. Ува­ровым в знаменитой триаде, выражающей вековые основы русской жизни: «православие, самодержавие, народность». Самодержавие трактовалось как гарант нерушимости Рус­ского государства. Именно в самодержавной России, по ут­верждению сторонников этой идеологии, господствует наи­лучший порядок вещей, согласный с требованиями религии и политической мудрости. Православие провозглашалось основой духовной жизни народа. Под «народностью» по­нималось «единение» царя с народом, предполагающее от­сутствие в русском обществе основы для социальных конфликтов. Следует отметить, что за народность выступали представители всех направлений общественного движения в России, но вкладывали в это понятие совершенно раз­личное содержание. Официальная идеология стремилась представить самодержавно-крепостнический режим соот­ветствующим «народному духу», и народность в данном случае трактовалась как приверженность народных масс к «исконно русским началам» — самодержавию и правосла­вию. Теоретиками официальной идеологии были профессо­ра Московского университета С. П. Шевырев и М. П. Пого­дин, издатели Н. И. Греч, Ф. В. Булгарин.

    3. Либерально-оппозиционное направление в русской обще­ственной мысли в России второй четверти XIX в. пред­ставляли два общественных течения: славянофилы и за­падники.

    Славянофилы — представители либерально настроенной дворянской интеллигенции, выступали за принципиаль­но отличный от западноевропейского путь развития Рос­сии на основе ее мнимой самобытности (патриархаль­ность, крестьянская община, православие). В этом они как бы сближались с представителями «официальной народ­ности», однако их никак нельзя смешивать. Славянофиль­ство было оппозиционным течением в русской обще­ственной мысли. Славянофилы выступали за отмену крепостного права (сверху), ратовали за развитие промыш­ленности, торговли, просвещения, сурово критиковали существовавшую в России политическую систему, высту­пали за свободу слова и печати. Однако основной тезис славянофилов сводился к доказательству самобытного пути развития России, а точнее, к требованию «идти по этому пути». Они идеализировали такие «самобытные», по их мнению, учреждения, как крестьянская община и православная церковь. Они отрицательно относились к пре­образовательной деятельности Петра I, но не потому, что хотели вернуться назад, к допетровским порядкам. На­оборот, они звали «идти вперед», но по истинному, «само­бытному» пути, с которого «свернул» развитие России Петр I. Но поскольку, по их мнению, петровская европе­изация России коснулась, к счастью, только верхушки общества — дворянства и власти, надо все внимание обратить на народ (крестьянство). Поэтому такое большое вни­мание славянофилы уделяли изучению быта и жизни «про­стого» народа, считая, что «он только и сохраняет в себе народные, истинные основы России, он только один не порвал связи с прошедшей Русью».

    В кружок славянофилов входили братья И. и П. Киреевские, А. Хомяков, братья К. и И. Аксаковы, А. Кошелев, Ю. Сама­рин, позднее С. Аксаков (известный русский писатель, отец братьев Аксаковых), Ф. ЧижовиД. Валуев. Славянофилы вне­сли существенный вклад в развитие русской культуры, оста­вив богатое наследие по вопросам философии, литературы, истории, богословия, экономики.

    4. Западничество также возникло на рубеже 30—40-х годов XIX в. Западники противопоставляли себя славянофилам в спорах о путях развития России. Они считали, что Россия должна идти по тому же историческому пути, что и все западноевропейс­кие страны, и критиковали теорию славянофилов о самобыт­ном пути развития России. Они возвеличивали Петра I и рас­сматривали его деятельность как первую фазу обновления России, считали, что вторая фаза должна начаться проведе­нием реформ сверху, которые избавят Россию от социальных потрясений. Хотя западники и отрицательно относились к крепостному праву и полицейским порядкам николаевс­кого режима, они были убежденными противниками рево­люционной ломки этих порядков. Их идеалом была конституци­онно-монархическая форма правления по западноевропейскому образцу, с определенными политическими гарантиями свободы слова, печати и др.

    По своему социальному происхождению и положению боль­шинство западников принадлежало к дворянам-помещикам и дворянской интеллигенции. В числе западников находились известные профессора Московского университета — историки Т. Грановский, С. Соловьев, правоведы М. Катков, К. Каве­лин и др. В западники зачислялись и представители демокра­тических убеждений — Белинский, Герцен, Огарев.
    Г. Петрашевцы. Революционно-демократическое направление

    1. На рубеже 30—40-х годов XIX в. складывается революцион­но-демократическое направление русской общественной мыс­ли. Представителями этого направления являются В. Г. Бе­линский, А. И. Герцен, Н. П. Огарев, «левое крыло» кружка петрашевцев.

    В этот период представители различных идейных течений увлекались западноевропейской философией, особенно классической немецкой. При этом теоретики разных на­правлений заимствовали из богатой сокровищницы немец­кой философии различные ее составляющие в зависимос­ти от идеологических и политических пристрастий. Белинскому и Герцену ближе всего был гегелевский диа­лектический метод. Именно он послужил Герцену в теоре­тическом обосновании неизбежности революционного преобразования феодально-абсолютистского строя в Рос­сии. Это нашло отражение в своеобразной теории «русско­го социализма». Поражение революций 1848—1849 годов в Европе породило неверие Герцена в революционные возможности западноевропейских стран и привело его к выводу, что в будущем социализм утвердится вначале не в европейских странах, а в России. Для этого здесь есть необходимые предпосылки: крестьянское общинное зем­левладение, крестьянская идея равного права всех на зем­лю, мирское самоуправление и «коллективистское» созна­ние русского крестьянина. Теория «русского социализма» исходила из идеи «самобытного» пути развития России к социализму, минуя капитализм. При всей своей утопично­сти эта теория объективно выражала насущные задачи бур­жуазно-демократического преобразования России. Она была направлена на свержение крепостнического строя, ликвидацию помещичьего землевладения и последователь­ную демократизацию страны. В этом состоят ее революци­онный смысл и историческое значение «русского социа­лизма».

    Заметное место в освободительном движении 40-х годов за­нимает кружок петрашевцев. Его основал молодой одарен­ный чиновник Министерства иностранных дел М. В. Буташевич-Петрашевский, на квартире которого с зимы 1845 г. собиралась молодая интеллигенция: учителя, литераторы, мелкие чиновники, студенты старших курсов. Они обсужда­ли новинки художественной и научной литературы, говори­ли об общественно-политических и философских пробле­мах. Кружок посещали писатели М. Е. Салтыков-Щедрин, Ф. М. Достоевский, молодой Л. Н. Толстой, художник П. А. Фе­дотов, композиторы М. И. Глинка и А.Г. Рубинштейн. До 1847 г. деятельность кружка носила полулегальный просветительс­кий характер. Но с 1847 г. характер собраний стал существен­но меняться: члены кружка перешли к обсуждению острых политических проблем, критиковали существующий строй, говорили о необходимости отмены крепостного права, сво­боды печати, введения в судопроизводство адвокатов и при­сяжных заседателей. Под влиянием революции 1848 г. в Ев­ропе особой популярностью у петрашевцев пользовались идеи утопического социализма. В марте—апреле 1849 г. петрашев­цы приступили к оформлению тайной политической орга­низации, готовились к печатанию прокламаций. Но деятель­ность кружка не получила развития.

    В апреле 1949 г. петрашевцы были арестованы и заключе­ны в Петропавловскую крепость. 21 человека приговори­ли к расстрелу, в их числе Петрашевского и Достоевского. В конце декабря 1849 г. на Семеновской площади Петер­бурга состоялась инсценировка смертной казни: был зачи­тан смертный приговор, на головы осужденных накинули белые колпаки, зазвучала барабанная дробь, но в последний момент подъехал флигель-адъютант с царским приказом об отмене смертной казни и замене ее ссылкой на каторгу.
    1   ...   13   14   15   16   17   18   19   20   ...   24


    написать администратору сайта