Главная страница
Навигация по странице:

  • Д. Скульптура, архитектура

  • Е. Музыка. Театр

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • Ответы на вопросы по истории России. Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси


    Скачать 1.46 Mb.
    НазваниеДревняя Русь. Эпоха Киевской Руси
    АнкорОтветы на вопросы по истории России.doc
    Дата27.09.2017
    Размер1.46 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы на вопросы по истории России.doc
    ТипДокументы
    #9007
    страница24 из 24
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24

    В. Русская литература. Печать

    1. В литературе этого периода нашли отображение социальные проблемы пореформенной России, общественно-политичес­кие течения, народная жизнь. Ведущим направлением в ли­тературе был критический реализм, характерными принци­пами которого было изображение реальной жизни, обличение ее пороков, особенно социальной несправедливости, пово­рот к жизни простого человека.

    2. Наиболее ярким примером обличительной литературы явля­ется творчество писателя-сатирика М. Е. Салтыкова-Щедри­на. В «Истории одного города», как и в знаменитых «Сказ­ках», он в гротескно-сатирической форме вывел галерею образов градоначальников — Разуваевых, Колупаевых, «пре­мудрых пескарей-либералов», нарисовал черты и нравы на­рождающейся буржуазии. В «Господах Головлевых», «Поше­хонской старине» великий сатирик подверг уничтожающей критике нравы и быт провинциального дворянства и чинов­ничества.

    3. Огромное место в литературе этого периода занимает творче­ство Ф. М. Достоевского. В его романах «Бедные люди», «Пре­ступление и наказание», «Братья Карамазовы» и др. нашло отражение философское осмысление нравственных и соци­альных контрастов общества. Непревзойденный мастер пси­хологического романа, он с огромной художественной силой показал мир человеческих страданий, трагедию униженной личности.

    4. На вторую половину XIX в. приходится расцвет творчества Л. Н. Толстого. В романе «Война и мир» писатель раскрыл всю глубину русского национального характера, патриотизм, высокие нравственные черты народа, проявившиеся в борь­бе с внешними врагами. В романах «Анна Каренина», «Вос­кресение» нашли отражение социальные противоречия Рос­сии, разложение дворянского общества, лицемерие церкви и светской власти, фарс уездного суда.

    5. В 60—70-е годы продолжается литературная деятельность И. С. Тургенева — мастера классического русского романа («Накануне», «Дым», «Отцы и дети»). Вождем разночинной молодежи был поэт Н, А. Некрасов, который в своих произве­дениях «Железная дорога», «Кому на Руси жить хорошо» отображает жизнь пореформенной деревни, рисует живучие остатки крепостничества. Некрасов первый в легальной ли­тературе вспомнил декабристов («Русские женщины»).

    6. Продолжает творить драматург А.Н. Островский («Беспридан­ница», «На всякого мудреца...» и др.). С конца 70-х годов начи­нается литературная деятельность А. П. Чехова. В его творче­стве нашли глубокое художественное отображение идейные искания русской интеллигенции в конце XIX в., протест про­тив серости, пошлости обывательской жизни (рассказы «Скуч­ная история», «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Дуэль» и др.). Огромной силы социального обобщения достиг писа­тель в рассказах «Палата № б», «Человек в футляре». Он создал также пьесы «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», которые и сейчас с успехом идут на сценах театров мира. В эти годы в литературу вступают М. Горький, И. А. Бунин, В. В. Вересаев, В. Г. Короленко и другие писатели.

    7. Во второй половине ХГХ в. основным видом печатных изда­ний оставались журналы. Одним из лучших демократичес­ких журналов был «Современник» Салтыкова-Щедрина. Ог­ромную популярность в 70—80-х годах имел журнал «Отечественные записки», который редактировал Некрасов. Известным журналом был «Русский вестник». Выходили ста­рейшие газеты «Санкт-Петербургские ведомости» и «Москов­ские ведомости». Первой массовой газетой стала «Новое вре­мя». Большой вклад в развитие отечественной культуры внес книгоиздатель Д. И. Сытин. Он издавал учебники, научно-популярные книги, дешевые издания, собрания сочинений классиков русской литературы, словари, энциклопедии. В последнее десятилетие XIX в. начали выходить на рус­ском языке тома «Энциклопедического словаря» Брокгауза и Эфрона. Выпуск 82 основных и 4 дополнительных томов был закончен в 1907 г.
    Г. Живопись

    1. В изобразительном искусстве второй половины ХIХ в. гос­подствующим направлением был критический реализм. Иде­ологом и организатором художников этого направления яв­лялся И. П. Крамской.

    2. В начале 60-х годов группа талантливых учеников Академии художеств во главе с И. П. Крамским отказалась участвовать в конкурсе на обязательную мифологическую тему и в знак протеста вышла из Академии, объединившись в Артель петербургских художников. В 1870 г. было создано Товарище­ство художественных передвижных выставок, куда вошли чле­ны Артели, а также почти все крупные художники-реалисты того времени. Главную свою задачу они видели в том, чтобы глубоко изучать и изображать в живописи реальную жизнь народа, его быт, народные типы. В целях пропаганды своего искусства Товарищество организовало передвижные выстав­ки, откуда и пошло наименование — передвижники.

    3. В творчестве Крамского главное место занимала портретная живопись. Сильны по своей выразительности портреты Тол­стого, Некрасова, Боткина. В картинах «Христос в пустыне», «Неутешное горе» глубоко раскрывается внутренний мир че­ловека, его душевные переживания.

    4. Одним из наиболее ярких представителей критического реа­лизма в русской живописи был художник В. Г. Перов. Его картина «Сельский крестьянский ход на Пасхе» вызвала об­щественный скандал, так как обличала сельское духовенство, темноту и невежество народной массы. Живопись Перова — это правдивый рассказ о жизни разных сословий. Он создал целый цикл жанровых картин. До боли пронизывает «Трой­ка», искреннюю улыбку вызывают «Охотники на привале», «Рыболов».

    5. Русскую природу воспевали в своих картинах художники-пейзажисты И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, В. Д. Поленов, А. И. Куинджи, И. И. Левитан.

    6. Вершиной реализма в русской живописи справедливо счи­тается творчество И. Е. Репина и В. И. Сурикова. Яркую социальную направленность имели такие работы Репина, как «Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Отказ от исповеди». Исторические сюжеты нашли отражение в картинах «Царев­на Софья», «Иван Грозный и сын его Иван», «Запорожцы пи­шут письмо турецкому султану». Исторический жанр присущ и творчеству В. И. Сурикова. На его картинах «Утро стрелец­кой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова» и др. изображены исторические личности, люди с сильными характерами. К жанру фольклора обратился В. Васнецов, за основу картин он брал сказочные сюжеты «Аленушка», «Бо­гатыри», «Витязь на распутье». Художник В. А. Серов писал портреты, пейзажи. Наиболее знаменитая картина — «Девоч­ка с персиками». Многие картины художников второй полови­ны XIX в. попали в собрание Третьяковской галереи. В 1898 г. в Петербурге был открыт Русский музей.
    Д. Скульптура, архитектура

    1. Для архитектуры и скульптуры этого периода характерно сме­шение стилей; модерна, определяемого достижениями науч­но-технического прогресса, и стилизации под старину. Боль­шой известностью пользовались работы выдающегося скульптора М. М. Антокольского, создавшего серию скульп­турных портретов: «Петр I», «Ярослав Мудрый», «Ермак» ид р. В 1880 г. в Москве произошло событие большого общественно­го и культурного значения — был открыт памятник А. С. Пуш­кину (на Тверской). Автор его — скульптор А И. Опекушин. Под руководством М. О. Микешина десятки скульпторов со­здали в Новгороде памятник «Тысячелетие России». Эта композиция — образец смешения стилей.

    2. В архитектуре окончательно изжил себя классицизм. Теперь в соответствии с требованиями жизни строились промыш­ленные и административные здания, вокзалы, банки, мосты, театры, магазины. Распространенным становится «неорус­ский» стиль, стилизация под старину, с характерными дета­лями: шатры, башенки, фигурные наличники. В этом стиле в Москве были построены Исторический музей (арх. В. О. Шер­вуд), здание городской думы (арх. Д. Н. Чичагов), Верхние торговые ряды (ныне ГУМ, арх. А. И. Померанцев). Строи­лись многоэтажные и многоквартирные дома.

    3. В России началось строительство торговых пассажей. В Мос­кве Голицынский пассаж соединил Петровку и Неглинную, а в Петербурге пассаж был построен между Невским про­спектом и Итальянской улицей. Верхние торговые ряды со­единили Никольскую улицу и Ильинку (ныне ГУМ). Пост­роены театральные здания — в Рыбинске, Иркутске, Нижнем Новгороде. Был открыт Политехнический музей (арх. Шо­хин) в Москве.
    Е. Музыка. Театр

    1. Вторая половина XIX в. — это расцвет русского музыкально­го искусства. В 1862 г. сформировался «Балакиревский кру­жок» музыкантов, названный критиком В. В. Стасовым «Мо­гучей кучкой». В него входили: М. А. Балакирев, Ц. А. Кюи, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков и А. П. Боро­дин. Композиторы «Могучей кучки» создали ряд великих произведений: оперы Мусоргского — «Борис Годунов», «Хо­ванщина», Римского-Корсакова — «Псковитянка», Бороди­на — «Князь Игорь», симфония «Богатырская».

    2. В этот период творил величайший русский композитор П. И. Чайковский. Он создал 6 симфоний, симфоничес­кие поэмы «Манфред», «Франческа да Римини», «Ромео и Джульетта», балеты «Лебединое озеро», «Спящая красави­ца», «Щелкунчик», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа», «Иоланта», «Чародейка» и др., 100 роман­сов. Вес эти произведения вошли в мировую музыкальную классику.

    3. В конце века в музыкальную жизнь входят молодые ком­позиторы — С. И. Танеев, А. К. Лядов, С. Рахманинов, А. Н. Скрябин. Композитор, дирижер, пианист А. Рубин­штейн создает в Петербурге «Русское музыкальное об­щество».

    4. Особую роль не только в культурной, но и в общественной жизни пореформенной России, играет театр. Театры дей­ствовали в 100 городах России. Главными центрами теат­ральной культуры были Малый театр в Москве и Александ­рийский — в Петербурге. Репертуар Малого театра связан прежде всего с драматургией А.Н. Островского. Его пьесы «Лес», «Гроза», «Волки и овцы» пользовались огромным успехом у зрителей, представляли собой целое культур­ное явление в жизни Москвы. Слава Малого театра связа­на с именами блестящих русских актеров: Марии Ермо­ловой, Прова Садовского, Ивана Самарина, Александра Сумбатова-Южина, Александра Ленского. Признанными театральными центрами были также Казань, Саратов, Аст­рахань, Воронеж. В 1898 г. К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко в Москве был создан Художественный те­атр. В 60—70 годах в Москве и других городах России начинают возникать частные театры и театральные кружки.
    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

    1. Как эпоха великих реформ повлияла на развитие культуры России?

    2. Чем можно объяснить несоответствие: низкий уровень грамотности населения и высочайшие достижения российской науки?



    - -
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


    написать администратору сайта