Главная страница
Навигация по странице:

  • В. Возникновение народничества. Три течения в народничестве

  • Г. Хождение в народ. «Земля и воля» 70-х годов

  • Д. Раскол «Земли и воли». «Черный передел» и «Народная воля». Убийство Александра II

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • Вопрос 48. Внешняя политика России в 60— 70-х годах XIX в. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. ПЛАН ОТВЕТА

  • А. Международное положение России после Крымской войны (1856-1875)

  • Б. Присоединение Средней Азии и Казахстана к России

  • Ответы на вопросы по истории России. Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси


    Скачать 1.46 Mb.
    НазваниеДревняя Русь. Эпоха Киевской Руси
    АнкорОтветы на вопросы по истории России.doc
    Дата27.09.2017
    Размер1.46 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы на вопросы по истории России.doc
    ТипДокументы
    #9007
    страница21 из 24
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24

    Б. Рост революционного движения в 60-х годах. А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский. «Земля и воля» в 60-х годах

    1. В начале 60-х годов в России начался рост революционного движения. Недовольство крестьян реформой 1861 г., вылив­шееся в массовые крестьянские волнения, оказало влияние на революционную демократию.

    2. Идейными вождями революционного движения были А. И. Гер­цен и Н. А. Чернышевский. В Лондоне Герцен продолжал изда­вать газету «Колокол». Но после призыва оказать помощь польским повстанцам популярность «Колокола» начала падать, и в 1867 г. он был закрыт. Герцен не смог удержать от раскола общественное движение: либералы и радикальные демокра­ты в конце 60-х годов окончательно разошлись.

    3. В первой половине 60-х годов радикально-демократическое движение возглавили Н. Г. Чернышевский и Н. А. Серно-Соловьевич. Летом 1861 г. стали распространяться подпольные листки, в которых авторы (не установлены) требовали пере­дать крестьянам всю землю, ввести конституцию, свободу печати и прямо призывали крестьян и разночинскую моло­дежь к активным действиям. В статьях «Письма без адреса» Чернышевский подверг резкой критике реформу 1861 г. В это время в Петербурге начались грандиозные пожары, ходил слух, что город подожгли нигилисты. Воспользовавшись обстанов­кой, полиция начала репрессии. По доносу был арестован Чернышевский. Его обвинили в составлении опубликованной в 1862 г. прокламации «Барским крестьянам от их благожела­телей поклон», в которой крестьянам в доступной форме разъяснялся грабительский характер реформы 1861 г. В прокла­мации давался также совет готовиться к выступлению. И хотя авторство Чернышевского не было доказано, его приговорили к 14 годам каторги. Был арестован и Серно-Соловьевич. Два года они провели в Петропавловской крепости; здесь Чернышевс­кий написал знаменитый роман «Что делать?», в котором изло­жил свои взгляды на будущее социалистическое общество. В 1864 г. над ним совершили акт «гражданской казни» и от­правили в Сибирь на каторгу. Лишь через 20 лет, в 188 3 г., он был освобожден. Серно-Соловьевич погиб по пути в Сибирь. Арестам подверглись и другие революционеры: Д. И. Писа­рев, Н. В. Щелгунов, поэт М. Л. Михайлов и др. Все это усилило радикальные настроения среди молодежи.

    4. Еще в 1861 г. демократы создали нелегальную организацию «Земля и воля» во главе с Серно-Соловьевичем, которую пос­ле его ареста возглавил Н. И. Утин. В организацию входили студенты-разночинцы, мелкие чиновники, младшие офи­церы, мещане, разорившиеся дворяне. Их программа вклю­чала требования: созыв народного собрания, установление демократической республики, равноправие женщин, пере­дача крестьянам всей земли. Они распространяли револю­ционную литературу, оказывали материальную помощь за­ключенным и ссыльным. Но в 1863 г., когда они готовили крестьянское восстание, начались аресты. Утин эмигриро­вал, и Петербургское отделение организации было распу­щено. Московское отделение возглавили студенты универ­ситета Н. А. Ишутин и Д. В. Каракозов. Они готовили крестьянскую социалистическую революцию, хотели устро­ить побег Чернышевского. Для проведения индивидуально­го террора была создана группа «Ад».

    5. 4 апреля 1866 г. Каракозов по своей инициативе стрелял у Летнего сада в императора, но пуля пролетела мимо. После покушения потрясенный Александр II сделал резкий пово­рот в сторону открытой реакции. Из правительства были уда­лены либеральные министры, начались аресты. Министром народного просвещения стал реакционер Д. А. Толстой, ко­торый поставил под контроль полицию, гимназии и универ­ситеты. Все ишутинцы были отправлены на каторгу, а Кара­козов казнен. Выступления молодежи принимали все более экстремистский характер.
    В. Возникновение народничества. Три течения в народничестве

    1. Идеи общинного социализма Герцена и Чернышевского стали основой политического течения радикальной интеллиген­ции — народничества. Народники рассматривали народ — кре­стьянство как реальную политическую силу, хотели поднять его на революцию, полагали, что Россия может прийти к ново­му, справедливому строю — социализму, минуя капитализм.

    2. В конце 50 — начале 60-х годов в молодежной среде получает распространение особый тип молодого человека — нигилист (отрицающий общепринятые моральные ценности и идеа­лы). Нигилист-врач, инженер, агроном делал конкретную работу, отрицая официальную идеологию, устои общества. В 1861 г. правительство ввело плату за обучение в университе­те, произошли студенческие волнения, многие студенты были исключены. Тысячи «изгнанников» шли в народ по доброй воле, других высылала полиция. Они становились сельскими учителями, врачами, писарями, хотели возвратить «долг на­роду».

    3. Народничество стало ведущим направлением в освободитель­ном движении, оно имело свою идеологию. Народники

    > защищали интересы крестьян;

    > отрицательно относились к буржуазному строю;

    > верили в социалистическую утопию;

    > надеялись, что Россия придет к социализму, минуя капита­лизм; они считали, что «община — зародыш социализма, а русский крестьянин по своей природе — социалист»;

    > не понимали, что в деревне уже возникают капиталисти­ческие отношения;

    > рабочим отводили роль агитаторов в крестьянских круж­ках, отрицали их самостоятельную роль;

    > не придавали особого значения борьбе за конституцию и гражданские свободы;

    > полагали, что самодержавие не имеет прочной социальной основы и поэтому свергнуть его будет легко.

    4. В своем развитии народничество прошло два этапа:

    > первый — 70-е — начало 80-х годов — революционное на­родничество;

    > второй — 80—90-е годы — либеральное народничество.

    5. В революционном народничестве было три течения и три глав­ных идеолога:

    > пропагандистское направление — идеолог П. А. Лавров, дворянин, полковник, профессор математики Артиллерий­ской академии, за принадлежность к ишутинскому кружку был сослан в Вологду, бежал за границу, жил в Париже, уча­ствовал в Парижской коммуне, был членом I Интернацио­нала, редактировал журнал «Вперед!». Лавров считал, что Россия может миновать стадию капитализма и перейти к со­циализму путем революции. Основой будущего строя станет крестьянская община, которую он рассматривал как ячей­ку социализма. Исторический прогресс есть результат уси­лий «критически мыслящих личностей» из интеллигенции. Он выдвинул теорию «героя и толпы», согласно которой народ (толпа) слепо следует за героем. Героями являются лучшие представители интеллигенции. При этом он счи­тал, что не только крестьяне, но и сама интеллигенция еще не готовы к революции. По его мнению, нельзя «торопить историю», насилие должно быть минимальным. Интел­лигенция должна вначале понести социалистические идеи в народ, а потом уже поднять крестьян на восстание;

    > бунтарское, или анархическое, направление — идеолог М. А. Бакунин, дворянин, прапорщик, студент-философ Берлинского университета. Был приговорен к смертной казни за участие в европейских революциях 1848— 1849 гг., передан русским властям, сослан в Сибирь, бежал в Лон­дон, сотрудничал с Герценом и Огаревым, в 1864 г. вступил в I Интернационал К. Маркса. Резко критиковал марксизм, отрицательно относился к диктатуре пролетариата. Он счи­тал, что государство — это высшее зло, оно угнетает челове­ка и поэтому должно быть разрушено в ходе стихийного народного бунта. Предлагал свободную организацию об­щества «снизу вверх» — союзы общин, волостей, областей, народов, т. е. самоуправление народа. В результате, по мне­нию Бакунина, установятся социализм, равенство, упразд­нится брак, дети будут воспитываться обществом в духе ате­изма. В конце 60-х годов Бакунин познакомился со студентом С.Г. Нечаевым, который основал в Москве неле­гальный кружок «Народная расправа», и попал под его вли­яние. Нечаев проповедовал, что революционер — это «об­реченный человек, у него одна страсть — революция», что для достижения своих целей он должен использовать лю­бые средства, даже самые аморальные. Он создал подполь­ную организацию со строгой конспирацией и жесткой дис­циплиной. Студента И. И. Иванова, которого Нечаев заподозрил в предательстве, он приказал убить, чтобы «сцементировать кровью» свою организацию. Убийство было раскрыто полицией, Нечаеву удалось бежать за гра­ницу, но в 1872 г. был выдан русским властям. Начался показательный судебный процесс, более 30 человек было приговорено к тюремному заключению. Бакунин порвал с Нечаевым, который в 1882 г. умер в Петропавловской кре­пости. В 70-х годах Бакунин объявил люмпен-пролетариат авангардом рабочего движения, а главной силой револю­ции в России считал крестьян. Он доказывал, что русский мужик — «социалист по инстинкту», что нужна только искра, которая сможет зажечь крестьянское восстание. Умер Баку­нин в 1876 г. в Швейцарии в больнице для чернорабочих;

    > заговорщическое направление — идеолог П. Н. Ткачев, не­богатый дворянин, осужден по делу Нечаева, бежал за границу, где издавал газету «Набат». Он полагал, что самодер­жавие не имеет прочной основы, поэтому для его сверже­ния нужна не крестьянская революция, а лишь небольшая группа заговорщиков. Они захватят власть и проведут со­циалистические преобразования, установят равенство и братство. В конце 70-х годов идеи Ткачева стали одержи­вать верх в народническом движении.
    Г. Хождение в народ. «Земля и воля» 70-х годов

    1. В зарождении народничества большую роль сыграл нелегаль­ный студенческий кружок Н. В. Чайковского («чайковцы»), его участники готовили пропагандистов из интеллигенции и рабочих для работы «в народе».

    2. Весной 1874 г. народники начали первое хождение в народ. Это было стихийное движение радикальной молодежи, в ко­тором приняло участие свыше 2 тысяч человек из Петербур­га, Москвы, Самары, Ростова. Они направились прежде всего в Среднее Поволжье, которое в 1873—1874 гг. охватил тяже­лый голод, и полагали, что это обстоятельство поможет под­нять крестьян на «всеобщий бунт». Народники трудились плотниками, грузчиками, коробейниками, ходили по дерев­ням, беседовали с крестьянами о революции, о социализме. Но пропаганда социализма среди крестьян успеха не имела, особенно не воспринимались идеи об общем имуществе и призывы бунтовать против царя. Богатые крестьяне нередко сами сдавали народников полиции. Первое хождение в народ закончилось провалом, полиция арестовала 770 человек, 193 из них предстали перед судом.

    3. Уцелевшие от ареста народники в 1876 г. создали тайную ре­волюционную организацию со старым названием «Земля и воля». В нее вошли братья Михайловы, П. Г. Плеханов, по­зднее С. Перовская, В. Фигнер (всего 150 человек). Это была четко построенная организация, отличавшаяся высокой цен­трализацией, дисциплиной и надежной конспирацией. Все члены подразделялись на группы по роду деятельности. Про­грамма землевольцев включала: подготовку народной революции, работу среди крестьян, в том числе пропаганду «фак­тами», передачу земли в руки крестьян, свободу слова, собра­ний, вероисповедания, создание земледельческих и промыш­ленных ассоциаций.

    4. В 1877 г. началось второе хождение в народ. На этот раз на­родники решили заменить «летучую пропаганду» планомер­ной, систематической работой в деревне. Во многих губер­ниях России были организованы поселения народников. Они работали столярами, плотниками, кузнецами, учите­лями и беседовали с крестьянами о повседневных бытовых нуждах, исподволь подводя их к идее народной революции. Но и на этот раз пропаганда не имела успеха — народ не поднялся на восстание. Второе хождение в народ было раз­громлено.
    Д. Раскол «Земли и воли». «Черный передел» и «Народная воля». Убийство Александра II

    1. В конце 70-х годов в стране было неспокойно: волновались студенты, либералы требовали конституции, продолжались процессы над народниками. Разгром хождений в народ выз­вал кризис в движении. Неудача революционной пропаган­ды среди крестьян, репрессии властей толкнули часть народ­ников к террористической деятельности. В начале 1878 г. член организации «Земля и воля» Вера Засулич тяжело ранила пе­тербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. В апреле 1879 г. народник Соловьев совершил очередное неудачное покуше­ние на царя. «Земля и воля» превращалась в террористиче­скую организацию. Среди землевольцев начались разногла­сия по вопросу о методах борьбы.

    2. Окончательный раскол произошел в 1879 г. «Земля и воля» разделилась на две организации: «Черный передел» и «На­родная воля». Члены «Черного передела» считали главным пропаганду среди крестьян, подготовку революции. Такти­кой «народовольцев», помимо методов революционной про­паганды, было запугивание правительства путем индивиду­ального террора, подготовка восстания. Народовольцы считали, что достаточно свергнуть самодержавие и произой­дет социальный переворот. Надо захватить власть путем заго­вора меньшинства.

    3. В августе 1879 г. исполнительный комитет «Народной воли» объявил, что приговаривает царя к смерти. Началась настоя­щая охота на Александра II, было предпринято несколько по­пыток убить царя. 1 марта 1881 г. на набережной Екатеринин­ского канала Н.И. Рысаков метнул бомбу в царскую карету, но император даже не был ранен. Другой террорист, И. И. Гриневицкий, бросил бомбу под ноги царя. Гриневицкий был убит, а Александр II тяжело ранен и скончался через час в Зимнем дворце. В ходе следствия Рысаков выдал всех, кого знал. В ап­реле 1881 г. публично было повешено пятеро народовольцев: Желябов, Перовская, Рысаков, Михайлов, Кибальчич. Вскоре были разгромлены «военные ячейки» «Народной воли». Все эти события разрядили политический кризис, крестьянского восстания не последовало, народ жалел убитого царя.

    4. Организация «Черный передел», возглавляемая П. Г. Плеха­новым, отказалась от тактики индивидуального террора, ста­вя поначалу своей задачей пропаганду среди крестьян. Позже члены организации пришли к выводу о необходимости про­паганды среди рабочих и признанию политической борьбы. В 1882 г. организация распалась на несколько кружков и пере­стала существовать.

    5. Таким образом, особенностью общественного движения по­реформенной России была относительная слабость либераль­ного центра и сильные крайние группировки. Основная при­чина этого — слабость городской буржуазии как политической силы в условиях господства самодержавия, ее инертность, не­готовность и неспособность заниматься политической де­ятельностью. При Александре II самодержавие стало прово­дить реформы, но делало это непоследовательно, колеблясь, допуская остановки и отступления. Однако исторический опыт говорит о том, что если страна, вступившая на путь ре­форм, движется по нему непоследовательно, делая длитель­ные остановки, то реформатор неизбежно терпит поражение. Так произошло и с Александром II.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

    1. Почему в пореформенное время у части общества стали усиливаться экстремистские настроения?

    2. В чем состоял утопизм народников?

    3. Можно ли считать народничество специфическим явлением общественной жизни России, или оно характерно и для других стран?

    Вопрос 48. Внешняя политика России в 60— 70-х годах XIX в. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
    ПЛАН ОТВЕТА:

    А. Международное положение России после Крымской войны (1856-1875).

    Б. Присоединение Средней Азии и Казахстана к России.

    В. Сибирь и Дальний Восток. Договоры с Китаем (1858 и 1860 гг.).

    Г. Русско-турецкая война 1877 — 1878гг.
    А. Международное положение России после Крымской войны (1856-1875)

    1. В 1856 г. Россия потерпела тяжелое поражение в Крымской войне, ее международное положение ухудшилось. После вой­ны Александр II начал проводить коренные реформы в стра­не. Их успех в немалой степени зависел от внешней полити­ки. Новым министром иностранных дел был назначен князь А. М. Горчаков, талантливый дипломат. Он вел осторожную политику, избегал вступать в военные союзы и конфликты.

    2. Главными задачами внешней политики России в 60—70-е годы XIX в. были:

    > выход из международной изоляции;

    > восстановление статуса великой державы;

    > отмена унизительных статей Парижского договора (1856 г.);

    > закрепление границ с государствами в Средней Азии и на Дальнем Востоке.

    Эти задачи были решены во многом благодаря дипломати­ческому таланту Горчакова, его умению использовать проти­воречия между европейскими державами, интуитивно опре­делять недружественные шаги, направленные против России.

    3. Русская дипломатия искала союзников в Европе, стараясь раз­валить антирусский блок, в который входили Франция, Анг­лия, Австрия. Воспользовавшись обострением отношений между Францией и Австрией по итальянскому вопросу, Россия в 1859 г. подписала с Францией секретный протокол о сотруд­ничестве. После Польского восстания в 1863 г. началось сбли­жение России с Пруссией и Австрией, опасавшихся, что вос­стание распространится и на их земли, населенные поляками. В 1871 г. Франция потерпела поражение в войне с Пруссией. Воспользовавшись моментом, Горчаков разослал всем странам, подписавшим Парижский договор, циркуляр, в котором объяв­лял, что Россия отказывается выполнять некоторые статьи этого договора. Россия вновь получила право строить крепости на Черном море и иметь там военный флот. В 1873 г. возник так называемый «Союз трех императоров» — России, Австрии и Пруссии. Но противоречия между этими странами сохраня­лись. Россия с тревогой следила за усилением военного могу­щества воссоединенной Германии, и поэтому «Союз трех им­ператоров» был непрочен и недолговечен. Но он имел большое значение для России: означал выход ее из международной изоляции, восстановление ее влияния на европейскую по­литику. В 60-х годах была за­вершена Кавказская война (1864), горские народы во­шли в состав России.
    Б. Присоединение Средней Азии и Казахстана к России

    1. Территорию Средней Азии населяли многочисленные народы — узбеки, таджики, туркмены, киргизы, казахи, которые находились на сравнительно низкой ступени исторического развития, многие из них переходили от первобытнообщинного строя к феода­лизму. Население занималось кочевым скотоводством, поли­вным земледелием в оазисах и ремеслом. Во второй половине XIX в. самыми крупными государственными образованиями на территории Средней Азии были Кокандское, Бухарское и Хивинское ханства. Города Ташкент, Хива, Самарканд были крепостями, центрами ремесла и торговли. Через среднеази­атские ханства издревле пролегали торговые пути из Европы и Ближнего Востока в Иран, Индию, истай.

    2. Среднеазиатские ханства были объектом внешнеполитиче­ского и торгового соперничества Англии и России. Для Рос­сии этот регион представлял особый интерес. Эти государ­ства были раздроблены, вели между собой частые войны, совершали набеги в пределы России, захватывая людей в раб­ство. Развитие капитализма заставляло русских предприни­мателей искать новые рынки сбыта и источники сырья. Через Среднюю Азию возможно было расширить и укрепить торго­вые связи с Ираном, Афганистаном, Индией, Китаем. На эти территории можно было переселять русских крестьян, что стало особенно актуально после реформы 1861 г. Надо было ограничить проникновение Англии в Среднюю Азию.

    3. Российские военачальники умело использовали противоре­чия между правителями ханств, и благодаря этому им удалось поочередно присоединить эти земли к России. В 60-х годах возник конфликт с правителем Кокандского ханства, кото­рый требовал вернуть Южный Казахстан и Северный Кавказ. В 1864 г. русские войска вступили на территорию Коканда, был взят Ташкент. В 1876 г. Кокандское ханство было упразд­нено, на территории от Аральского моря до озера Иссык-Куль была образована Ферганская область, которая вошла в состав Туркестанского генерал-губернаторства. В 70-х годах вассаль­ную зависимость от России признали Хивинское ханство и Бухарский эмират, при этом сохранилась широкая внутрен­няя автономия. В 80-х годах была присоединена Туркмения.

    4. Присоединение Средней Азии в целом было положительным явлением для ее народов. Прекратились кровавые феодаль­ные междоусобицы, было ликвидировано рабство. Крестьяне осваивали более высокую технику земледелия. Русские уче­ные открыли здесь залежи угля, нефти, меди, свинца; ста­ли строиться заводы, усилился поток русских переселенцев. В 80-е годы была построена железная дорога от Красновод-скадо Самарканда, что в значительной мере способствовало экономической интеграции региона в состав России.
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


    написать администратору сайта