Главная страница
Навигация по странице:

  • ПЛАН ОТВЕТА

  • А. Рабочее движение в конце XIX в. Морозовская стачка (1885 г.)

  • Б. Либеральное движение в России в конце XIX в.

  • В. Либеральное народничество

  • Г. Консерваторы

  • ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 3. Чем взгляды марксистов отличались от взглядов народников в конце XIXв.

  • А. Развитие образования

  • Б. Русская наука

  • Ответы на вопросы по истории России. Древняя Русь. Эпоха Киевской Руси


    Скачать 1.46 Mb.
    НазваниеДревняя Русь. Эпоха Киевской Руси
    АнкорОтветы на вопросы по истории России.doc
    Дата27.09.2017
    Размер1.46 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаОтветы на вопросы по истории России.doc
    ТипДокументы
    #9007
    страница23 из 24
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24

    Вопрос 50. Общественное движение в России в конце XIX в. Рабочее движение. Распространение марксизма в России
    ПЛАН ОТВЕТА:

    А. Рабочее движение в конце XIX в. Морозовская стачка (1885г.).

    Б. Либеральное движение в России в конце XIX в.

    В. Либеральное народничество.

    Г. Консерваторы.

    Д. Распространение марксизма в России. Группа «Освобождение труда» Г.В. Плеханова. Начало революционной деятельности В. Ульянова (Ленина).
    А. Рабочее движение в конце XIX в. Морозовская стачка (1885 г.)

    1. В конце XIX в. с развитием капиталистических отношений в пореформенной России численность рабочих увеличилась втрое, она равнялась в 1900 г. 3 млн. человек (в большинстве своем это были выходцы из крестьян, ушедших на заработ­ки). Положение рабочих было крайне тяжелым. Рабочий день доходил до 15 часов, широко применялся дешевый женский и детский труд, особенно на ткацких фабриках. Зарплата в России была в 2—4 раза ниже, чем в Англии и США. К тому же зарплату рабочие получали не полностью: 30—40% уходи­ло на штрафы (за прогулы, курение, недисциплинирован­ность, пение во время работы и пр.), деньги выдавались нерегулярно, и рабочие вынуждены были брать продоволь­ствие в кредит в фабричной лавке по высоким ценам.

    2. Рабочие жили в казармах при фабриках. Часть казарм отводи­лась под общие спальни, а часть разгораживалась на каморки. Только к концу XIX в. для женщин и мужчин стали выделять отдельные спальни. В каморках располагались семейные ра­бочие. Лишь высококвалифицированные рабочие, постоян­но проживающие в городе, имели возможность снять кварти­ру или купить собственный домик.

    3. Тяжелые, подчас невыносимые условия труда вызывали различ­ные формы протеста. Зарожда­ется рабочее движение. В 60-е годы рабочее движение имело свои особенности. Это были стихийные волнения, близкие к крестьянским бунтам. Но уже стала появляться такая форма борьбы, как стачка («стакнуть­ся» — сговориться) и забастов­ка («баста» — хватит, прекра­тить). Требования имели экономический характер: по­вышение зарплаты, сокраще­ние рабочего дня до 11 часов, отмена или сокращение штра­фов. В 60-х годах в России про­изошли 63 стачки, в них уча­ствовало 30 тысяч рабочих.

    4. В 70-х годах стачки стали преобладать: из 350 выступлений рабочих 187 были стачками, в них участвовало 80 тысяч че­ловек. Наиболее крупная стачка произошла на Кренгольмс-кой мануфактуре в Нарве в 1872 г., в ней участвовало 5 тысяч человек. В 1880 г. произошла стачка на Ярцевской мануфак­туре купцов Хлудовых в Смоленской губернии. Для подав­ления рабочих в Ярцево, как и в Нарву, были направлены войска.

    5. В 1885 г. началась знаменитая Морозовская стачка. Николь­ская мануфактура Т. С. Морозова (около Орехово-Зуева) была крупнейшим предприятием, на котором работало 8 тысяч человек. За год здесь 5 раз снижалась зарплата, штрафы со­ставляли 25% заработной платы. Крайне плохими были бы­товые условия.

    6. Руководили стачкой ткачи П. А. Моисеенко и В. С. Волков. Они договорились с рабочими остановить фабрику 7 января 1885 г. Вначале стачка имела характер стихийного бунта: тол­па громила квартиры директора, мастеров, продовольствен­ную лавку. В Орехово-Зуево прибыли войска, на улицах по­явились патрули, приехал губернатор, которому Волков изложил требования рабочих:

    > повышение зарплаты;

    > снижение штрафов до 5 копеек с заработанного рубля;

    > прием продукции при свидетелях;

    > сокращение рабочего дня для подростков;

    > предупреждение за 15 дней об увольнении;

    > оплата времени стачки.

    7. Волков, позднее Моисеенко и другие депутаты-рабочие были арестованы, произошли столкновения с полицией. Стачка была подавлена, 18 января работа возобновилась. 33 стачеч­ника были отданы под суд, прокурор выдвинул обвинение по 101 пункту На суде вскрылись столь чудовищные условия тру­да на фабрике, что присяжные заседатели оправдали подсу­димых. Но по приказу Александра III Волков и Моисеенко были сосланы в северные губернии.

    8. Рост стачечного движения, общественный резонанс, вызван­ный Морозовской стачкой, заставили правительство издать серию законов, регламентирующих отношения между рабо­чими и фабрикантами:

    > запрещались забастовки, за участие в них — арест на 1 ме­сяц;

    > запрещался ночной труд детей до 17 лет;

    > вводилась фабричная инспекция;

    > была повышена заработная плата;

    > устанавливался максимальный размер штрафа —10% с руб­ля, а штрафные деньги должны были использоваться толь­ко на рабочие нужды.

    Эти законы редко соблюдались фабрикантами, но они по­ложили начало фабричному законодательству в России. Лишь с наступлением промышленного подъема в 1893 г. за­бастовки пошли на убыль.
    Б. Либеральное движение в России в конце XIX в.

    1. После убийства Александра II Исполком «Народной воли» обратился к Александру III с письмом, обещая прекратить террор в обмен на конституцию. Но волна репрессий, после­довавшая после убийства Александра II, обескровила «Народ­ную волю». Исполком был полностью разгромлен, 56 наро­довольцев заключили в крепость, 28 человек казнили, 500 были отправлены на каторгу. Последним актом революционной деятельности этой организации стала неудавшаяся попытка покушения на Александра III. Готовившие ее народовольцы, среди которых был и Александр Ульянов, были преданы суду и казнены,

    2. Все это поставило либеральную оппозицию в двусмысленное положение: требовать конституцию вслед за террористичес­кими актами было невозможно. Если раньше общество с сим­патией относилось к народникам, то теперь оно отвернулось от радикалов. Ведущее место в народническом движении на­чинает занимать либеральное народничество.

    3. Министр внутренних дел Д. А. Толстой вел активную борьбу против земского либерализма, в результате прекратил свою деятельность «Земский союз», была проведена земская кон­трреформа. Многие земские работники отказались от борь­бы за конституцию и избрали идеологию «незаметного сбли­жения», тактику «мальгхдел»: они спокойно, без громких фраз учили крестьян грамоте, проводили беседы о литературе, жи­вописи, истории культуры. Либералы предлагали:

    > введение всеобщего начального образования;

    > отмену телесных наказаний;

    > улучшение волостного управления.

    Эти требования были опубликованы в журналах. Петербург­ский комитет грамотности (В. И. Шаховской, А. А. Вернад­ский) издавал популярные книги и рассылал их в народные библиотеки. Но Комитет попал под надзор полиции.

    4. Большую популярность приобрели заседания Вольного эко­номического общества. Здесь обсуждались вопросы об отме­не телесных наказаний, введении всеобщего обучения. В 1898г., когда в России в очередной раз разразился голод. Общество выступило с резкой критикой правительства. В ответ власти запретили печатать отчеты о его заседаниях, ив знак протес­та общие собрания были прекращены. В 1893 г. возникло Общество русских врачей в память о выдающемся хирурге Н. И. Пирогове. Врачи подняли вопрос об отмене телесных наказаний и помощи голодающим. Но и на Пироговское об­щество вскоре было оказано давление.

    5. В конце ХIХ в. в либеральный лагерь входили не только дво­ряне, но и земская и городская интеллигенция («третий эле­мент»).
    В. Либеральное народничество

    1. После разгрома «Народной воли» (1881—1885) значительную роль стало играть реформистское либеральное народничество. Оно проповедовало мирный путь социальных преобразова­ний, теорию малых дел в сферах культурно-просветительской и народно-хозяйственной. Либеральные народники считали, что в России идет только «игра в капитализм», поэтому еще есть возможность его избежать, а для этого надо поддержи­вать общину, артели, т. е. народное производство, покупать землю для крестьян у казны, помещиков, бороться за соци­альное равенство. Фактически либеральное народничество, не желая того, содействовало развитию капитализма.

    2. Идеолога либерального народничества Н. К. Михайловский, В. П. Воронцов, Н. Ф. Даниэльсон подчеркивали решающую роль личности в истории. Они полагали, что исторический процесс во многом зависит от деятельности выдающихся лич­ностей, героев, которые двигают историю вперед через все препятствия. Они отказались от революционной агитации среди крестьян, которая не дает никаких результатов.
    Г. Консерваторы

    1. В конце XIX в. ведущим направлением правительственной политики становится консерватизм. Его главными идеолога­ми были бывший наставник Александра III обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев и редактор «Московских ведо­мостей» М. Н. Катков. Первыми жертвами реакционного кур­са стали печать и школа. Многие правительственные печат­ные издания находились под контролем М. Н. Каткова. Он требовал введения жесткой цензуры, считал, что правитель­ство не должно делать уступок общественному мнению. Ми­нистр просвещения И. Д. Делянов подписал позорный циркуляр о «кухаркиных детях», запрещавший принимать в гимназии «детей лакеев, прачек, мелких лавочников» и т. п.

    2. Победоносцев и Катков решили сплотить общество на осно­ве идей русской самобытности, православия, самодержавия. Они пытались доказать, что особенности развития России делают невозможным переустройство страны по образцу ев­ропейских государств, как это предлагали либералы. Русское самодержавие — божественного происхождения, поэтому из­менение политического строя является кощунственным, ан­тибожественным делом.

    3. Летом 1881 г. в Петербурге была основана тайная организация во главе с П. Шуваловым. В нее входили министры, великие князья, генералы. Она имела свою сеть шпионов, провокато­ров, двойную конспирацию. Организация, получившая назва­ние Священной дружины, ставила своей целью борьбу с рево­люционным движением, издавала в Женеве свою газету «Вольное слово», ее участники громили подпольные типогра­фии, следили за революционерами. Однако по требованию им­ператора Александра III Священная дружина была распущена.

    Д. Распространение марксизма в России. Группа «Освобождение труда» Г. В. Плеханова. Начало революционной деятельности В. Ульянова (Ленина)

    1. После разгрома «Народной воли» многие народники уехали в Европу, где большой популярностью пользовался марк­сизм. Карл Маркс считал, что рабочий класс под руковод­ством коммунистической партии совершит социалистиче­скую революцию, уничтожит капитализм и будет строить новое общество — социализм, основанный на обществен­ной собственности, всеобщем труде, равенстве людей, со­циальной справедливости. Безусловно, это утопическое уче­ние, но многие последователи Маркса в России предприняли попытку реализовать его в действительности.

    2. Первым русским марксистом был Г. В. Плеханов, в прошлом руководитель народнического «Черного передела». В 1883 г. в Женеве Плеханов, а также В. Засулич, Игнатов, М. Дейч, Аксельрод создали группу «Освобождение труда». В своей ра­боте «Социализм и политическая борьба» Плеханов писал, что борьба за социализм — это борьба за политические сво­боды и конституцию. Ведущей силой в этой борьбе будут про­мышленные рабочие. В России вначале надо свергнуть само­державие, а через определенный период пролетариат должен совершить социалистическую революцию.

    3. Первейшей целью русских социалистов Плеханов считал со­здание рабочей партии. После победы социалистической ре­волюции рабочие должны установить «диктатуру пролетариа­та». В будущем этот тезис был отвергнут многими социалис­тическими партиями Европы, но стал главным в идейном учении русских марксистов-ленинцев. Правда, Плеханов не исключал союз рабочих с либералами и крестьянами. В сле­дующей работе «Наши разногласия», полемизируя с народ­никами, он утверждал, что Россия окончательно вступила на путь капитализма. Крестьянская община уже разделилась на богатых и бедных и теперь не является основой социализма, более того, она тормозит развитие сельского хозяйства. Вско­ре, доказывал Плеханов, община исчезнет вообще. Следует также отметить, что Плеханов предостерегал от попыток ус­тановления «быстрого социализма». Иначе, писал он, «воз­никнет обновленный царский деспотизм на коммунистичес­кой подкладке».

    4. Главной задачей группы «Освобождение труда» ее члены счи­тали пропаганду и распространение марксизма в России. Вместе с тем было необходимо создать условия для возник­новения в России рабочей партии марксистского типа. Ими были переведены на русский язык работы Маркса и Энгельса, за 20 лет выпущено 250 переводов марксистских работ, кото­рые разошлись по всей России.

    5. Для распространения марксизма в России складывалась бла­гоприятная обстановка: нарастало забастовочное движение, стали появляться марксистские кружки. В 1888 г. такой кру­жок возник в Казани, впоследствии в него был принят быв­ший студент Владимир Ульянов.

    6. В. Ульянов родился в 1870 г. в Симбирске. Его старший брат Александр был казнен за участие в попытке покушения на Алек­сандра III (1887). Это оказало огромное влияние на Владими­ра. В 1887 г. Ульянов поступил в Казанский университет, но за участие в студенческих волнениях был исключен. В 1891 г. он экстерном сдал экзамены на юридическом факультете Петер­бургского университета. После получения диплома занял дол­жность помощника присяжного поверенного (адвоката) в Са­маре, где вел мелкие уголовные и гражданские дела.

    7. В эти годы Ульянов посещает собрания марксистов, изучаем марксистскую литературу, пишет рефераты по критике народников, ведет нелегальную работу. У него формируется марк­систское мировоззрение. Ульянов приходит к выводу, что ста­рый, несправедливый мир надо разрушить и построить но­вый, более справедливый — социализм.

    8. В 1893 г. Ульянов переехал в Петербург, где организует марк­систские кружки среди рабочих. Он опубликовал книгу «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-де­мократов?», главное содержание которой сводилось к поле­мике с народниками. В ней же он сформулировал основную задачу — создать дисциплинированную, сплоченную партию, которая поведет за собой рабочих и крестьян.

    9. В 1895 г. Ульянов встретился за границей с Плехановым и затем организовал в Петербурге «Союз борьбы за освобож­дение рабочего класса». В этот «Союз» были объединены все марксистские рабочие кружки Петербурга. Руководящему центру, в который входили В. И. Ульянов, Г. М. Кржижанов­ский, Н. К. Крупская, Ю. О. Мартов и др., были подчинены районные группы. Издавались листовки, готовился первый номер нелегальной газеты. Однако в декабре 1895 г. поли­ция арестовала 57 членов «Союза», в том числе и Ульянова. В 1897 г. он был сослан в село Шушенское на Енисее.

    10. Но петербургский «Союз борьбы» продолжал действовать. В 1898 г. в Минске состоялся I съезд представителей марк­систских кружков (9 чел.). Они объявили о создании Рос­сийской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Однако вскоре делегаты были арестованы. «Союз борьбы» распался. До 1900 г. Ульянов находился в ссылке, написал много работ, некоторые из них он подписывал Н. Ленин. Под именем Ленина он вошел в XX век и мировую историю.
    ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

    1. Охарактеризуйте положение рабочих России в последней трети XIX в.

    2. Какие причины вызвали рабочее движение?

    3. Чем взгляды марксистов отличались от взглядов народников в конце XIXв.?

    Вопрос 51. Культура России во второй половине XIX в.
    ПЛАН ОТВЕТА:

    А. Развитие образования.

    Б. Русская наука.

    В. Русская литература. Печать.

    Г. Живопись.

    Д. Скульптура, архитектура.

    Е. Музыка. Театр.
    А. Развитие образования

    1. Русская культура второй половины XIX в. развивалась в усло­виях, когда в стране утверждались новые, капиталистические отношения, проводились различные реформы. Но в то же время сохранялись пережитки крепостничества, рождалось рабочее движение, ширился общий социальный протест про­тив самодержавия, происходили серьезные изменения в со­циальной структуре. Все это оказало воздействие на культур­ное развитие России.

    2. После отмены крепостного права в обществе и государстве была осознана необходимость широкого просвещения на­рода. В губернских уездных городах в 60-х годах количество неграмотных доходило до 70%, в Москве — 55, а в Сибири — 85% населения было неграмотным. Развитие промышлен­ности и техники требовало грамотных работников. Усили­вается внимание правящих кругов к народному образо­ванию. Были открыты ре­альные училища для детей всех сословий. В 80-х годах увеличилась численность церковно-приходских школ. Появились первые воскрес­ные школы. Было открыто более 10 тысяч земских школ (начальных). Крестьянам разрешили открывать за свой счет так называемые вольные школы.

    3. Основным типом средней школы были гимназии, в ко­торых главными предметами были словесность, языки, история и др. Только выпускники гимназий имели право по­ступать в университеты. Существовали также мужские ре­альные училища, где преподавались математика, физика, хи­мия и т. п. В 90-х годах было открыто 300 женских учебных заведений.

    4. Продолжался рост высших учебных заведений. В 60-х годах было 7 университетов, после реформы открыто еще 2 (в Одес­се и Томске). Увеличилось количество технических вузов. От­крылись консерватории в Петербурге и Москве. Было поло­жено начало высшему женскому образованию: открыты Высшие женские курсы в Петербурге и в Москве. Однако в целом уровень грамотности населения в России все еще оставался одним из самых низких в Европе (1 учащийся на 135 жителей; в Англии 1 учащийся на 9 жителей).
    Б. Русская наука

    1. Российская наука во второй половине XIX в. достигла круп­ных успехов. Русский физиолог И. Н. Сеченов в 1863 г. вы­пустил труд «Рефлексы головного мозга», где доказал обус­ловленность психических явлений физиологическими процессами. Его исследования в области физиологии и выс­шей нервной деятельности продолжил И. П. Павлов, создав учение об условных рефлексах. Естествоиспытатель К. А. Ти­мирязев открыл закономерности фотосинтеза растений. Биолог И. И. Мечников создал теорию развития многокле­точных организмов, открыл явление фагоцитоза.

    2. Математик П. Л. Чебышев исследовал теорию чисел и тео­рию вероятностей, занимался математическим анализом. Математик Софья Ковалевская получила образование за границей, стала доктором наук за исследования в области дифференциального исчисления. Физик А. Г. Столетов ис­следовал магнетизм и фотоэлектрические явления, осно­вал московскую школу физиков. Великий ученый-химик Д. И. Менделеев создал периодическую систему элемен­тов, разработал новые методы переработки нефти и угля (идея подземной газификации угля), основал агрохимию.

    3. А. Н. Лодыгин изобрел электрическую лампочку накалива­ния, П. Н. Яблочков создал трансформатор и электричес­кую дуговую лампу. Профессор А. С. Попов продемонстри­ровал изобретенный им первый радиоприемник, применил на практике радиосигнализацию на военных кораблях. Учи­тель физики К. Э. Циолковский разработал теорию реак­тивного двигателя, обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, разработал проект ди­рижабля.

    4. Большую известность получили работы этнографа Н. Н. Мик­лухо-Маклая, изучавшего природу и народы Океании и Но­вой Гвинеи. Ученый и путешественник Н. М. Пржевальский совершил путешествия в Уссурийский край, Центральную Азию и Тибет, провел крупные исследования, собрал ценные коллекции растений и животных.

    5. Широкое развитие получили гуманитарные науки. Про­фессор-историк С. М. Соловьев в 1851 г. выпустил первый том «Истории России с древнейших времен». В год смер­ти ученого (1879) вышел 29-й том, доводивший изложе­ние до 1775 г.

    6. Ученик Соловьева, не менее известный историк В. О. Клю­чевский, создал пятитомник «Курс русской истории», а так­же труды по экономическим вопросам, истории сословий, историографии. В своей работе «Происхождение крепост­ного права в России» обосновал идею о том, что крепостное право в России сложилось в результате соглашений между крестьянами и помещиками.
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   24


    написать администратору сайта